Конспект занятия по автоматизации звуков

Обновлено: 06.07.2024

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.



Логопед: Посмотри на картинку и скажи, что увидела собачка Соня. Отвечай полным предложением. Собачка Соня увидела…


10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. - Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Цель: Закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.

- Автоматизировать произнесение звуков [ш], [ж], [с], [з], [л], [р];

-Закреплять зрительный образ букв;

-Развивать навык фонетического анализа;

- Закреплять формирование навыка подбора антонимов;

- Совершенствовать навык синтеза предложения;

- Совершенствовать навык слогового анализа слов;

- Совершенствовать умение находить позицию звука в слове.

- Способствовать развитию фонематического восприятия;

- Способствовать развитию артикуляционной моторики;

-Способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память);

- Совершенствовать координацию речи и движений старших дошкольников;

Коррекционно - воспитательные задачи:

- Воспитывать дружеские отношения между детьми в игре;

- Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

-Воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;

1. Вводная часть

- Я предлагаю вам послушать сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве в городе Знаек жила-была злая Колдунья, которая больше всего на свете не любила всякое ученье. (Появляется заставка злой Колдуньи.) Как только не вредила она старательным в учебе детям, а однажды решила заколдовать некоторые буквы, а вместе с ними и звуки. Бедным детишкам в городе совсем стало тяжело разговаривать.

Хотят сказать ЖУК, а получается УК.

- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Ж)

- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Ш)

-Не САНКИ, а АНКИ.

- Какой звук заколдован (Звук С)

-Какой звук заколдован? (Звук З)

- Не ЛОДКА, а ОДКА.

- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Л)

- Не РАКЕТА, а АКЕТА.

- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Р)

- Загоревали жители и решили, во что бы то ни стало победить колдовство злой Колдуньи. А после того как узнали, что дети из нашего детского сада научились выговаривать эти звуки, решили позвать их на помощь. Ну что, поможем детям из города Знаек?

2. Основная часть

Закройте глаза — и раз, два, три. (Слайд с замком)

Вот Страна звуков, смотри!

Путешествие нам предстоит непростое, надо подготовиться, как следует! Предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику.

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к произнесению свистящих, шипящих и сонорных звуков.

- Итак, наше приключение начинается! (Слайд с волшебной поляной и символами звуков [с], [з], в верхних углах).

Уточнение правильной артикуляции свистящих звуков

Цель: закрепить знания о положении органов артикуляционного аппарата при произнесении свистящих звуков.

Мы оказались на Свистящей поляне. Как вы думаете какие звуки проживают на этой поляне? А вы помните что поляна Свистящая? Давайте вспомним, когда мы произносим звуки [с], [з], что делают наши губы, зубы, язык? (Губы улыбаются, зубы делают маленькую щель, язык внизу). Дети произносят звуки перед индивидуальными зеркалами.

- Дело в том, что Колдунья спрятала наши звуки. Но она согласна их вернуть если мы правильно выполним задания. Постараемся?

Цель: развивать навыки фонетического анализа.

- Замените в словах первый звук на звук [с].

Дом —, танки —, Тоня —, плойка — ,ток — ,

Луша —, шутки —, мода —, мало — …

Цель:развивать фонематический слух.

- Сейчас я буду называть слова, а вы должны хлопнуть, если услышите звук [з]. Приготовили руки.

Жираф, зверек, зима, пирожок, ваза, книга, озорник, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили слова с заданным звуком).

Цель; закреплять знания букв С,З.

-Вот мы и расколдовали звуки [з] и [с]. А какими буквами они обозначаются? (Дети по одному подходят к магнитной доске и находят буквы С,З). Давайте подумаем в какое окошко в домике мы их поместим? Почему? (Звук З в окошке с колокольчиком,т. к. он звонкий. Звук С в окошке с наушниками, т. к. он глухой).

-Наше путешествие продолжается, но уйти со Свистящей поляны мы сможем только по узкому переходу.

Цель:автоматизировать звуки С, З в словах.

-Мы пойдём по узкому канату, ставя ноги пятка к носку, и на каждый шаг будем считать скалолазов.

(Дети выстраиваются в шеренгу и шагают друг за другом).

Один скалолаз, два скалолаза, три скалолаза, четыре скалолаза, пять скалолазов.

— Молодцы. Ребята посмотрите на нашем пути пропасть, предлагайте на каком транспорте мы сможем ее преодолеть? (Мы сможем преодолеть пропасть на самолете)

(Дети садятся на стульчики перед сенсорной доской).

Цель: формировать навык подбора антонимов.

У березки ствол тонкий, а у дуба ….(толстый)

Заяц трусливый, а лев - … (смелый)

Суп горячий, а эскимо… (холодное)

Собака сытая, а волк… (голодный)

Воздушный шар легкий, а гиря… (тяжелая)

Великан сильный, а Дюймовочка… (слабая)

- Молодцы, ребята. А теперь подумайте какой звук повторяется во всех этих словах? (Во всех словах повторяется звук Л). Я вас поздравляю, звук Л вы расколдовали! А кто отыщит букву Л?

Цель: закреплять знания буквы Л.

(Ребенок находит букву Л среди множества других букв. Вешает её в окошко с колокольчиком, т. к. звук звонкий).

Цель: согласовывать движения со словами.

-Ребята, давайте встанем возле своих стульчиков и немного подвигаемся. Только слушайте меня внимательно и скажите какой звук чаще всего встречается?

(Дети имитируют движения).

В лес пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И народ заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Стали думать и решать,

Как заданья выполнять.

Наконец они решили

И народ освободили.

- Какой звук встречался чаще всего? (Чаще всего встречался звук Ш).

-Правильно, мы с вами оказались на Шипящей поляне. Садитесь на свои места.

Цель: совершенствовать навык синтеза предложения.

- Колдунья решила вас запутать и специально перепутала все слова в предложениях. Помогите правильно их составить.

Наша мышка ловит кошку. А как правильно? (Наша кошка ловит мышку.)

Маша надела голову на шапку. (Маша надела на голову шапку.)

У шеи шарфик на мишке. (У мишки на шее шарфик.)

Кошка гладит бабушку. (Бабушка гладит кошку.)

Камыши сидят в лягушках. (Лягушки сидят в камышах.)

В картошку положили мешок. (В мешок положили картошку.)

- Молодцы ребята с заданием Колдуньи вы легко справились. Я вас поздравляю, звук Ш вы освободили!

Цель: развивать слуховое внимание и логическое мышление.

-Но на шипящей поляне у нас остался еще один заколдованный звук. Чтобы узнать какой, нам необходимо отгадать загадки.

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын. (жираф)

Значит это. (жеребёнок)

Приземлился на сук

Кто же это?. (жук)

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.

(В слове жираф 2 слога, он поедет во втором вагоне. В слове жеребенок 4 слога, он поедет в четвертом вагоне. В слове жук 1 слог, он поедет в первом вагоне).

- С заданием Колдуньи вы легко справились. Я вас поздравляю, звук Ж вы расколдовали!

Цель: закреплять знания букв Ш, Ж.

(Дети находят на мольберте букву Ш. Помещают ее в окошко с наушниками, т. к. звук глухой. Букву Ж помещают в окошко с колокольчиком, т. к. звук звонкий).

Нас другая ждет поляна,

Звери там кричат, рычат,

Петь и вовсе не хотят

- Ребята, мы оказались на Рычащей поляне. Колдунья знает, что самый сложный - это звук Р. И, конечно, этот звук мы также должны освободить. Для этого нужно выполнить задания Колдуньи и правильно произносить звук Р.

Цель: закрепить зрительный образ буквы Р.

- Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].(Дети работают в тетрадях)

Р В Ь Р Б С Р Ь

Ю Р Б Ъ У Р В С

З Р Ч Ы Л Д Р Р

Посчитайте, сколько букв Р вы нашли?

Цель: совершенствовать умение находить позицию заданного звука в слове.

-Ребята, обратите внимание на экран. Колдунья для вас приготовила еще одно задание. Вам нужно подобрать схему к картинке.

- Где находится звук Р в слове барсук? (В слове барсук звук Р находится в середине слова.) Нажми на нужный квадрат.

- Где находится звук Р в слове рыба? (В слове рыба звук Р находится в начале слова.)

- Где находится звук Р в слове рысь? (В слове рысь звук Р находится в начале слова.)

-Где находится звук Р в слове краб? (В слове краб звук Р находится в середине слова.)

-Где находится звук Р в слове тигр? (В слове тигр звук Р находится в конце слова.)

-Где находится звук Р в слове зебра? (В слове зебра звук Р находится в середине слова.)

- Ребята, вы помогли жителям города Знаек и расколдовали заколдованные звуки. Теперь все дети в этом городе будут правильно разговаривать.

- А как вы думаете, нужно ли помогать другим людям?

- Какие звуки мы сегодня расколдовывали?

- Какие задания мы выполняли?

- Какие задания вам больше всего понравились?

1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. — Издательство: Литература, 2007. — 64 с.

2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 704 с.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. — М. : Просвещение, 2008.

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].(Подготовительная к школе группа) Цели: • Сравнение и характеристика звуков. • Развитие фонематического.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия на автоматизацию [ c ]

Цель: автоматизация [с] в прямых слогах.

Коррекционно-образовательные: уточнить артикуляцию свистящего звука С, тренировать в образовании слога слияния, путем соединения согласного и гласного звуков, тренировать в образовании существительных множественного числа с флексией -Ы.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционные движения, необходимые для постановки и автоматизации свистящих звуков. Формировать центральный желобок, развивать длительность выдоха, развивать двигательные навыки, оптико-пространственную ориентацию. Развивать слуховое внимание, фонематический синтез, слоговой анализ.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к звуковой культуре речи

Используемые современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии (работа с презентацией), здоровьесберегающие технологии (фонетическая ритмика, игры с движениями), современные развивающие игры (игровизор Воскобовича).

- Здравствуй, … Сегодня на занятие к нам прилетела тетушка Сова. Она послушает, как красиво ты научился произносить звук С. Но для начала давай разомнем наш язычок.

Организовать на работу.

Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения

Ребенок перед экраном компьютера и зеркалом выполняет артикуляционную гимнастику, показанную в презентации:

Ну а впереди забор.

Тормозит и назад,

И так восемь раз подряд.

- Язык широкий покажи

И лопатку подержи

- Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите.

Чистим зубки нижние,

Ведь они не лишние.

- Ну-ка делай, дружок!
Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай,
Губками прижимай!
Плавно воздух выпускается
Желобок не разрушается.

- Во дворе Егорка

Из снега строит горку,

Мы, конечно, тоже,

Все ему поможем.

Развивать артикуляционные движения, необходимые для постановки и автоматизации свистящих звуков.

Формировать центральный желобок, развивать длительность выдоха.

- Давай посмотрим в зеркало и вспомним, как же правильно произносить звук С?

- Язык широкий, спрятан за нижними зубками, губы растянуты в улыбке. Зубы видны.

Ребенок изолированно произносит звук С, ведя пальчиком по звуковой дорожке.

- А давай представим, что нам надо накачать колесо у велосипеда. Встанем возьмемся за нанос и качаем со звуком С.

Ребенок выполняет движение, имитирующее насос и произносит звук С

- Если добавить гласный А?

- Если добавить гласный О?

- Если добавить гласный У?

- Если добавить гласный Ы?

- Если добавить гласный Э?

- Давай пройдем лабиринт с этими слогами.

Ребенок проходит лабиринты, произнося прямые слоги: СА, СО, СУ, СЫ, СЭ

Мы с тобой сыграем в нее немного по другим правилам: я показываю тебе пары картинок и начинаю слово. А ты его закончи нужным слогом:

- Я назову тебе слово и брошу мяч, ты бросишь мне мяч в ответ и назовешь слог, на который начинается это слово:

Сани, совы, сумка, сыпать, садик, сутки, сыро, соболь, судно, соты, сахар, сальто, сумма, сытый…

- А теперь я назову слово, а ты мне ответ слог, на который оно заканчивается: краса, носы, лиса, колесо, несу, басы, пасу, полоса, оса, пасу, усы…

Уточнять артикуляцию свистящего звука С

Автоматизировать изолированное произношение звука С, развитие двигательных навыков

Тренировать в образовании слога слияния, путем соединения согласного и гласного звуков.

Развивать слуховое внимания, фонематический синтез.

Развивать оптико-пространственную ориентацию

Тренировать в образовании формы сущ. мн. ч.

Развивать слуховое внимание, слоговой анализ

Подведение итога занятия

- Какой звук и какие слоги ты сегодня научился произносить красиво?

- Какое задание показалось тебе самым трудным?

- Какое задание показалось тебе самым интересным?

Рефлексия, подведение итогов

Конспект логопедического занятия на автоматизацию [ш]

Цель: автоматизация [ш] в начале и середине слова.

Коррекционно-образовательные: уточнить артикуляцию шипящего звука Ш, тренировать в согласовании существительного с числительным.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционные движения, необходимые для автоматизации шипящих звуков. Развивать длительность выдоха. Развивать двигательные навыки. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Развивать мышцы руки, развивать межполушарное взаимодействие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к звуковой культуре речи.

Оборудование: алгоритм артикуляционной гимнастики для шипящих звуков, картинки синего и красного шарика для наглядного моделирования, мячики су-джок по количеству детей, логопедические альбомы для автоматизации звука Ш Комаровой Л.А., предметные картинки.

Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии (фонетическая ритмика, элементы самомассажа с мячиком су-джок, использование кинезиологических упражнений), технология наглядного моделирования.

Послушайте, пожалуйста, отрывок стихотворения Андрея Усачева:

Шуршит камыш,
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.

- Какой звук вы слышали, когда я вам читала этот отрывок? (шуршание, звук Ш)

- Вот и сегодня мы будем продолжать работать над произношением этого звука. Давайте сначала подготовим к этому наш язычок.

Организовать на работу. Познакомить с целью занятия.

Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом с использованием картинного алгоритма:

Дыхательное упражнение: погреем ладошки.

- Давайте вспомним, как же правильно произнести звук Ш?

Губки вытянуты вперед – бубликом, язычок поднят во рту наверх – чашечкой, дуем на кончик языка и греем местечко над зубами. Чувствуем теплый воздух.

Развивать артикуляционные движения, необходимые для постановки и автоматизации шипящих звуков.

Развивать длительность выдоха.

Уточнять артикуляцию шипящего звука Ш

- А сейчас давайте надуем наши шарики!

Дети произносят изолированный звук Ш, плавно поднимая руки через стороны и соединяя их в кольцо над головой.

- Расскажите, какого цвета шарики у вас получились?

- Мы произнесли один звук Ш, поэтому повесим на нашу доску один шарик синего цвета.

- А теперь давайте добавим гласные звуки к нашему Ш. Сначала скажем слог ША. Но мы не просто будем произносить этот слог, а еще и делать массаж нашим ладошкам и пальчикам.

Дети надевают кольцо су-джок на каждый пальчик и произносят слог ША. Потом проделывают такое упражнение со слогами ШО, ШУ, ШИ.

Дети катают шарик су-джок между ладошек и повторяют сочетания слогов ША-ШО, ШУ-ШИ.

- Мы произносили с вами уже два звука (гласный и согласный), поэтому к нашему синему шарику мы повесим еще один красный. Посмотрите на шарики и еще раз произнесите наши слоги.

- Сегодня, ребята, мы будем учиться красиво произносить слова со звуком Ш. Но для начала давайте настроим ушки: приготовьте ладошки. Хлопните, если услышите, что слово начинается на звук Ш.

Дом, окно, штора, облако, небо, рука, мышка, шутка, забор, корова, клей, ковш, кошка.

- Язычок и ушки готовы к работе. Побежим с вами по лабиринту (Лабиринты 1, 2, 3 тетрадь Л.А. Комаровой). Сначала слово произношу я, а потом вы за мной по очереди его повторяете, как только слово получилось красиво ставим на него фишку (стеклышки марблс): шапка, шахта, шайба, шампунь и т.д. по лабиринту.

Дети смотрят на картинки один, два, пять: шапка, машина, мешок, шуба, лошадь, петушок, шина, шило.

Ша-ша-ша – шапка, шахматы, лапша.

Ши-ши-ши – шина, шило, камыши.

Шу-шу-шу – шубу новую ношу.

Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

Автоматизировать изолированное произношение звука Ш, развитие двигательных навыков

Автоматизировать звук Ш в прямом слоге.

Развивать фонематический анализ при помощи наглядного моделирования.

Активизировать биологически-активные точки с помощью самомассажа.

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание

Автоматизировать звук Ш в начале и середине слова (прямой слог)

Работать над лексико-грамматической стороной речи: тренировать в согласовании существительных и числительных

Развивать мышцы руки, развивать межполушарное взаимодействие

Подведение итога занятия

- Итак, слова с каким звуком вы сегодня научились произносить красиво?

- Какое задание показалось вам самым трудным?

- Какое задание показалось вам самым интересным?

Рефлексия, подведение итогов

Конспект логопедического занятия на автоматизацию [Л]

Цель: автоматизация [л] в предложениях и фразах

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционные движения, необходимые для автоматизаций звука Л, длительность и силу выдоха, направленность воздушной струи, силу голоса, его высоту, четкость речи.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к звуковой культуре речи.

Используемые современные образовательные технологии: биоэнергопластика (содружественное движение органов артикуляции и руки), информационно-коммуникационные технологии (работа с презентацией), развивающее обучение (создание проблемных ситуаций)

- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем вы зайдете, я попрошу вас придумать и назвать по одному слову со звуком Л.

Дети называют слова, которые придумали.

- Замечательно! А теперь садитесь за стол и поставьте удобно каждый перед собой зеркало. Сегодня мы продолжаем работать над правильным произношением звука Л.

Организовать на работу. Познакомить с целью занятия.

Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения

- Разомнем наш язычок зарядкой. Вы уже помните все наши упражнения, поэтому давайте вы сами сегодня проведете зарядку.

Дети по очереди достают нужные карточки-картинки, называют упражнение и выполняют его все вместе.

Чередование под счет упражнений Лопаточка и Иголочка.

Упражнение выполняется с содружественным движением кистей рук. Показываем ладошками движение вперед и назад совместно с языком.

Упражнение на дыхание с вертушками

Упражнение выполняется с движением пальца по звуковой дорожке.

- Давайте вспомним, ребята, а где же находится наш язычок, когда мы произносим звук Л?

Поднимается и упирается над верхними зубками.

Дети произносят отрывисто звук Л, совместно с движением руки (удар кулачком одной руки по ладошке другой):

- Язычок наш, не ленись,

И повыше поднимись

Развивать артикуляционные движения, необходимые для постановки и автоматизации звука Л.

Развивать длительность и силу выдоха, направленность воздушной струи.

Развивать силу голоса, его высоту.

Уточнить правильную артикуляцию звука Л

- Ребята, поставьте зеркала в сторону. Вспомним несколько чистоговорок, которые мы с вами знаем. Кто помнит чистоговорку и расскажет ее ребятам?

Дети вспоминают чистоговорки. Педагог может предложить свои:

Ла-ла-ла – Мила маме помогла.

Ло-ло-ло – вот у белочки дупло.

Лу-лу-лу – кукла на полу.

Лы-лы-лы – Мила вымыла полы.

- А теперь ребята, мы составим предложение по схеме. Посмотрите на рисунок (на доске). Брат и сестра пришли в зоопарк. Мальчика зовут Платон, а его сестру Влада. Посмотрите, как много животных увидели они в зоопарке!

- Давайте составим предложение сначала про Владу, а потом про Платона. Придумайте, пожалуйста, предложение.

- Давайте посчитаем, сколько слов в предложении и составим его схему.

Дети составляют схему предложения и по очереди составляют предложения с именем Влада и Платон, закрывая названные картинки фишками.

- Посмотрите на экран (презентация): это мальчик Павел. У него в комнате ужасный беспорядок. Давайте поможем Павлу навести порядок и поставить все на полку. Придумайте предложение к нашей картинке.

Дети по очереди называют предложения и нажимают на предмет. Предмет становится на полку на свое место.

- Посмотрите, Ребята, кто пришел к нам для следующего задания?

Дети объясняют, как они понимают слово ОКОЛО.

- Давайте сейчас каждый, по очереди, расскажет, около кого он сидит.

- А теперь поменяемся местами и скажем еще раз.

- А теперь я буду вешать разные картинки около Лунтика, а вы по очереди называть около чего он сидел.

Развивать четкость речи, ее чистоту.

Автоматизировать звук Л.

Создать проблемную ситуацию: дети придумывают все предложения самостоятельно под руководством педагога.

Развивать речевой синтез: тренировать в синтезе предложений. Тренировать в составлении предложений по схеме.

Автоматизировать звук Л во фразе и предложениях.

Работать над лексико-грамматической стороной речи: тренировать в образовании существительных В.п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Цель: Закрепление правильного произношения звука [с]. Автоматизация звука в слогах, слова и предложениях, обобщать представление детей о разных видах транспорта.

Коррекционно – образовательные:

закреплять правильный артикуляционный уклад при

произношении звука [ с].

формировать умение четко произносить звук [с] изолированно и в открытых слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

Формировать умение различать виды транспорта; закреплять названия транспортных средств;

Формировать умение образовывать глаголы с помощью приставок;

Формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой;

Расширять и активизировать словарный запас.

Коррекционно – развивающие:

Совершенствовать артикуляторные навыки посредством артикуляционной гимнастики;

Развивать логическое мышление и связную речь детей;

Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;

Развивать зрительно – пространственное воображение;

Развивать психические процессы.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к различным видам транспорта;

Воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки;

Воспитывать самоконтроль за речью

Ход занятия:

-Доброе утро, Илюша. Рада видеть тебя. Наши гости также рады. Ты их поприветствуй.

- Илюша, сегодня мы отправимся в волшебный город. Чтобы туда попасть, мы закроем глазки (включается релаксационная музыка), представим, что с каждым вдохом мы становимся все легче (вдох делаем носиком)…. Мы стали совсем легкими….такими легкими, что теплый ветерок подхватывает нас и несет к облакам…. (Слайд 2)

И вот усевшись поудобнее на мягком облачке, мы подплываем к волшебному городу. Открываем глазки. (Слайд 3)

— Посмотри, кто нас встречает? (Слайд 4)

— Это главный житель Солнечного города.

— Ребята, посмотрите, по-моему, что-то случилось, Незнайка-то грустный.

Основная часть

1.Организация детей на игру-занятие.

- Но что же случилось? Как же нам узнать? Незнайка должен нам что-то рассказать. Вот послушай.( рассказывает, что грустный он потому, что злая Сова заколдовала весь транспорт города, выкрала главный звук в названиях транспорта, и теперь они никак не могут помогать жителям города). (Слайд5)

- Илюша, как ты считаешь, какой же звук выкрала Сова? Ведь это Солнечный город.

- Правильно, это звук С.

- Давай вспомним все о звуке. (Слайд 6)

Сова следит за всем в город, никого не впускает и не выпускает из города. Но если мы выполним все ее задание, то она нас пропустит в город и поможет расколдовать транспорт. Сова очень любит слушать песенки, поэтому приготовила вот такое задание - спеть тихонечко песенку: С-с-с-с.

2. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы песенка получилась хорошей, давай с тобой, сперва, разомнем язычок (Артикуляционная гимнастика перед зеркалом).(Слайд7)

«Дорогие дети, всем привет!

Открою свой секретик:

Чтоб с речью было все в порядке,

-Теперь наши язычки стали сильными, послушными и мы можем спеть для Совы.

3. Изолированное произнесение звука [с].

Мы подуем высоко: С-С-С
( Встаем на носочки, поднимаем руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
( Приседаем)
Мы подуем далеко: С-С-С
( Выпрямляемся, наклоняемся вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

Дети протяжно произносят звук [с]. (Слайд 9)

-Ну что, Илюша, Сова пропускает нас. Теперь мы можем помочь жителям города, нам нужно выполнить несколько заданий, чтобы Сова расколдовала транспорт и вернула звук. Ты готов?


1. Большой палец: А-А-А-А-А-А-АС

2. Указательный палец: О-О-О-О-О-О-ОС

3. Средний палец: У-У-У-У-У-У-УС

4. Безымянный палец: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-ЫС

5. Мизинец: Э-Э-Э-Э-Э-Э-ЭС

И наоборот: например: ссс-са, ссс-со, ссс-су, ссс-сы, ссс-сэ. (Слайд 10)

-Молодец, справился с заданием. Посмотри - Сова расколдовала и вернула звук и букву /С/ автобусу и троллейбусу. Они веселые, готовы помогать жителям. (Слайд 11)

5. Автоматизация звука [с] в словах.

-А вот следующее задание - нужно к словам добавить звук [С], он может быть в начале , в середине или в конце слов. Будь внимательным: (игра с мячом): сссс—амокат, сссс—амолет, сссс—амо-сссс-вал, пару-сссс-ник, тролейбу-сссс, так-сссс-и, автобу-сссс, вело-сссс-ипед . (Слайд 12)

- Молодец и это задание выполнил. Сова самокату, самосвалу, самолету тоже вернула звук и букву. (Слайд 13)

6.Физкультминутка.

-Мы немного устали давайте отдохнем: выполним упражнения(Слайд 14)

Вот Незнайка потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны поднял,

Ничего он не достал,

Чтобы что-то нам достать,

Нужно на носочки встать.

И шагать, шагать, шагать.

7. Автоматизация звука в предложениях.

-Отдохнул, тогда давайте выполнять следующие задания.

-Посмотри на картину, что ты здесь видишь?

- Какие виды транспорта ты знаешь? (Слайд 15)

-Молодец, правильно сказал!

Незнайка для друзей подобрал картинки, распределил транспорт по видам, посмотрите внимательно, мне кажется что-то здесь напутано. Как ты считаешь? (Слайд 16-18)

- Посмотри, я приготовила три дорожки – это дорожка ведет к воздушному транспорту, эта - к наземному, а эта - к водному. Разложи все картинки с транспортом по дорожкам.

- Молодец с этим заданием справился.

- Посмотри Сова вернула велосипеду, такси, паруснику главный звук и букву. (Слайд 19)

8. Автоматизация звука в чистоговорках.

-Мы с тобой так шумели, что Сова разозлилась и теперь она нас не выпустит из города . Что же делать? Добрый Незнайка, помоги нам (Повторяем за Незнайкой чистоговорки – заклинания, которые сделают Сову доброй). (Слайд 20)

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

-Молодец. Благодаря твоим знаниям и умениям ты помог расколдовать транспорт, вернул Сове доброту и самое главное, вернул символ города- звук и букву [С].

9.Образование глагола с помощь приставки. Возвращение в детский сад.

— Вот мы и помогли жителям Солнечного города, теперь пора подумать и о нашем возращении. Как же нам попасть обратно, в детский сад? (Перечисляем на чем можно добраться в садик – машина. Незнайка вспоминает, что у него есть навигатор-карта, по которому мы можем вернуться домой. Вот он. Возьми свой транспорт, поставьте его в начало пути и поехали. (Слайд 21)

Но сначала давайте попрощаемся с Незнайкой и его друзьями. Они очень рады встречи и помощи, которую мы оказали жителям Солнечного города. (Слайд22)

Ну что готов отправляться в путь? Тогда поехали! (Слайд 23)

Ехали мы, ехали, до горки. (доехали),
На горку …(заехали), с горки мы …(съехали) и дальше. (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы. (доехали),
Яму мы. (объехали) и дальше. (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки. (доехали),
Через мост. (переехали) и дальше. (поехали).

Ехали мы, ехали, до города. (доехали),
В ворота. (заехали), вот мы и. (приехали).

- Вот мы и в детском саду.

III. Релаксация. Подведение итогов путешествия.

— Илюша, понравилось тебе путешествие? Расскажешь о нем своим друзьям, мамам, папам? А что ты им расскажешь? Какому транспорту помог? Какой звук и букву вернул? (Слайд24)

Читайте также: