Мусоргский конспект 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Задачи:

  1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
  2. Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Оборудование урока:

Словарь урока:

  • Сюита
  • М. П. Мусоргский
  • В. А. Гартман
  • Трубадур
  • Менестрель
  • Виола
  • Арфа

Ход урока

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?

Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.

Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.

Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.

Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).

Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.

Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).

Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?

Слушание песни и обсуждение.

(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).

Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Дата: 16.11.2019 ФИО учителя: Сафонова Луиза Фуатовна

Класс: 4А ФИО методиста: Шелепова Н.А.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ

Цель: формирование представления о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов

Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

  • проявлять уважение к истории и культурным традициям своей страны;
  • познавать окружающий мир, историю своего народа через произведения искусства.

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства.

II. Актуализация знаний и мотивация

Давайте вспомним, что мы слушали на прошлом уроке. Я предлагаю вам послушать фрагмент . (ария Ивана Сусанина)

Как называется эта опера?

Кто автор этой оперы?

Ребята скажите, а какой подвиг совершил Иван Сусанин?

Мы прослушали фрагмент арии. Кто мне скажет, что такое ария?

Композиторы довольно часто используют в своих произведениях русские народные песни или пишут произведения в духе народных песен.

Ария Ивана Сусанина написана в духе русской народной песни.

Как вы думаете, почему Глинка написал арию Сусанина в духе русской народной песни?

Слушают отрывок из оперы Иван Сусанин.

Стал проводником поляков. Он завел захватчиков в глухой лес, погубил себя и поляков, тем самым спас свою Родину.

АРИЯ - законченный по построению эпизод в опере, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Очень похожи на русскую народную песню

Потому что, хотел показать что Сусанин представитель русского народа.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: формулировать учебную проблему

Познавательные УУД: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

III. Постановка учебной задачи

Какие цели поставим на уроке?

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные УУД: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Модест Петрович родился в семье помещика. В семье, до его рождения уже были дети. Модест был младшим, поэтому мать его особенно горячо любила, уделяла ему много внимания и отдавала ему все свое материнское тепло. Мать начала обучать его в раннем возрасте игре на пианино. В семье никто не предполагал, что он станет музыкантом. Он хорошо пел, хоть и не учился этому. Он пробовал сочинять уже в раннем возрасте. Согласно семейной традиции, в 10лет. его отвезли в Петербург: вначале в немецкую Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков, по окончанию которой был зачислен в Преображенский полк. Духовное созревание Мусоргского в этой обстановке протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, за что был удостоен особенно любезным вниманием императора, но в тоже время был желанным участником вечеринок, где играл польки и кадрили, брал уроки фортепианной игры у известного педагога, посещал оперные спектакли, вопреки недовольству военного начальства.

Кто мне скажет, что такое опера?

Опера Хованщина названа в честь князя Хованского. Князь Хованский и Петр 1 были двумя известными и важными людьми на Руси, между ними шла вражда. Петр 1 хотел ввести реформы, изменить жизнь людей на Руси в лучшую сторону, поменять многое на Руси. А Хованский не хотел этих изменений. Он хотел, чтобы все оставалось по-старому. У князя Хованского был сын, его звали Андрей. В опере есть героиня Марфа. Она была влюблена в сына Хованского Андрея. Но они были разного происхождения. Она спела в песни- арии обо всех своих страданиях, о своей любви к Андрею.

- Как бы вы охарактеризовали характер Марфы? (видео песня-ария Марфы)

А какая она на самом деле, как вы думаете?

В ней сочеталось мужество, решительность, а так же нежность и ранимость.

Кто мне может сказать, почему этот отрывок называется песня-ария?

Почему Мусоргский обратился в своем произведении к русской народной песне?

Мы познакомились с одним фрагментам из оперы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Конспект урока по музыке на тему: Опера М.Мусоргского

Цель урока: Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов

Задачи урока:

-Научить определять русский народный стиль в музыке М.П, Мусоргского.

-Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

Жанр урока : Тематический.

Проблема урока: Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне.

Вид урока: Исследование.

Методы урока : словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые.

Организационный момент.

Изложение нового материала.

Ребята, прослушайте ещё раз музыкальное произведение, которое звучало, когда вы входили в класс. ( слушание произведения)

Музыка, которая сейчас прозвучала, вам знакома? (Прозвучала Симфония № 4 П.И. Чайковского)

А как вы думаете, почему П.И, Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням?

Не только П. И. Чайковский, но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле.

Почему же композиторы, обращались к истокам русской народной музыки, мы попытаемся сегодня выяснить.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, с какими видами русской народной песни мы уже с вами знакомы: (хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые ит.д.)

Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди, чтобы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли. Семь нот, но сколько они сохранили нам песен.

Ребята, ч то характерно для народной песни? (многоголосие, подголоски, сольное пение)

Прослушайте песню и определите её вид.

Во время какого обряда исполняется песня? Кто исполняет её? (свадебная песня)

В песне звучит одноголосие или многоголосие?

(прослушивание произведения, его характеристика)

Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы ребят)

Определите, какая это музыка - народная или композиторская?

Какой звучит оркестр – народный или симфонический? (Симфонический)

Есть ли в музыке что – то общее с народной песней?

Если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным инструментам.

Какое время дня изобразил в музыке композитор? (Утро)

Вы прослушали произведение, на душе у вас от рассвета легко или тревожно? Если тревожно, то почему? (Ответы ребят)

Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском Государстве. Отражает исторические события 17 века: уходящая феодальная Русь и начало славных дел Петра 1.

Главная героиня оперы – Марфа.

Какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами.

- Что объединяет эти произведения?

Спасибо за урок! Вы – молодцы!

Народная музыкальная драма в 4 действиях (6 картинах).

Либретто М.П. Мусоргского

Оркестровое вступление воссоздает в музыкальных красках рассвет на Москве-реке.

2 действие
1 картина

3 действие
1 картина

Раскольничий скит в подмосковном сосновом бору. Здесь скрываются раскольники, бежавшие от преследования петровцев. Расколоучитель Досифей фанатической проповедью увлек за собой людей. Среди них Марфа, Андрей Хованский.
Сам Досифей полон глубокого раздумья. Он убедился в тщетности всех своих замыслов отстоять в государстве старый жизненный уклад и старую веру. Он надеется, что гибель в огне спасет души всех раскольников, но все же его тревожат сомнения в их стойкости. Собрав всех беглецов, он призывает их постоять за веру, погибнуть, но не сдаться. Раскольники расходятся. Перед часовней остается одна Марфа. Она готова к смерти, лишь в ней видит она утешение. К ней подходит Андрей Хованский. Полный страха, он ищет защиты у Марфы. Марфа утешает его, напоминая об их былой любви.
Слышатся трубы – то приближаются петровские войска. Раскольники, предводительствуемые Досифеем, собираются в скит и поджигают себя.
Через лес, озаренные огнем пожарища, непреодолимой лавиной движутся петровские войска.

Техническое обесп ечение: ноу тбук, звукоусиливающая а ппарату ра.

Е.Критская , по ртрет композитора, репроду кции картин из оперы, её главных

1. Организация кл асса. Музык альное при ветствие. Прове рка

Учитель: Модес т Петрович М усоргский - один из величайших

композит оров всех времен и народов. Ч еловек, которым го рдится ру сская

куль тура. Мусоргский раве н самым великим т ворцам в ист ории

человечества, так им как Микелан джело, Бах или Шекспир. К как ому бы

жанру ни обращал ся, он везде ск азал свежее сл ово, везде оставил

Урок - коллоквиу м начнём с высту пления Михайленк о Павла.

1. «Крест на се бя наложил я и с по днятой голов ой, бодро и весело иду

против всяких к св етлой, п раведной цел и, к настоящему искусству ,

говорил Модест Пет рович Му соргский. Т емы, волновавшие к омпозит ора и

получавшие м ощнейшее в оплощение в его творчестве, сег одня также ост ры и

актуаль ны. А его музыка потряс ает современно го слушателя драматизм ом,

Творческое наслед ие Модеста Пет ровича Му соргского выз ывает неизменн ый

интерес во всем м ире, в том мире, гд е зву чит музыкальная классик а.

Значимую для отеч ественной ку льту ры дату – 180- летний юбилей

знаменитог о во всем мире ру сского композ итора Модеста Петровича

Мусоргског о – отмечают во мног их местах, так ил и иначе с вязанных с ег о

именем. Модест П етрович Му соргский – это комп озитор мировой вел ичины,

имя которог о знакомо не только ценителям му зыкального и скусства, но и

многим людям, пу сть и далеким от м ира му зыки, в том числе з а рубежом. Он

оставил после себ я обширн ое творческое наследие – о перы, пьесы для

2. Он известен, ка к один из член ов объедине ния композит оров под назван ием

опережавший св ое время и оттого неп онятый при жизни, как и многие д ругие

музыканты, ху дожники и лите раторы, но впослед ствии пол учивший широк ое

признание. Опе ра эта (народная му зыкальная д рама) в пяти действиях

Модеста Петров ича Му соргского на либретт о композитора.

литературное. Ли бретто этой о перы, в отличие от других опер Мусоргского,

не имеет лите ратурного первои сточника и цел иком написа но сами м

композит ором, причем сдела но это в лит ературном от ношении не менее

талантливо, чем му зыка опе ры. Мусоргский за интересовалс я периодом

стрелецкого в осстания и це рковного раскола еще в 1870 год у, то есть когда

истории ком позитору пос оветовал В. В. Стасов, которому Му соргский и

посвятил опе ру. Их переп иска — бесценный ист очник сведений о ходе

Учитель: Ком позитор делилс я со Стасовым мел ьчайшими деталями сюжета,

когда разрабат ывал его. В от лишь один пример их пере писки: «Всту пление к

Ребята, ещё раз послушаем э ту симфоническу ю картину, увертюру к опере.

Этой музыкой нача лось ваше знаком ство в 1 класс е, ею же в от и

оканчивается ваш 4 класс. Урок и музыки в началь ной школ е часто

показывали и отк рывали вам чисты й образ Род ины. Древня я и вечно юная в

3. На сценическу ю су дьбу оперы всегда оказ ывали сильн ое влияние

идеологическ ие соображения. О пера был а о тклонена дир екцией

императорских т еатров, к огда Н. А. Римский - Корсаков, з авершив ее, впе рвые

драма, повеству ющая о событ иях конца 17 века, о борьбе ст арой и ново й

Руси, о заговоре н ачальника стреле цкого войска князя Ивана Х ованского.

Композитор воль но отнесся к хронолог ии, соединив события, разделен ные

промежу тком в шестнадцать л ет, однако это н е помешало е му написать

правдиву ю картину ру сской жизни. На первый пла н здесь высту пают то

вл асный старик И ван Хованский, не з нающий пре дела в упрямстве и

своеволии, т о Досифей. Досифе й не толь ко фанатик - старообрядец, н о и

человек большог о сердца, в чье й душе нахо дят отклик страдания народа.

Рядом с ним Ма рфа - раскольниц а, с ее глу боким душевным чувств ом,

непреклонной ч естностью и неп римиримостью ко лж и и обману , один из

самых поэтическ их образ ов Мусоргского. Все они раскрыт ы во всей полн оте

своих жизненны х проявлений с т ой удивительно й правдиво стью, которая так

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формировать интерес к предмету, эстетическому воспитанию учащихся; кругозор о композиторе и его произведениях.

Планируемый результат: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Оборудование: компьютер, диски с музыкой, учебники по музыке Е.Д. Критской, 4 класс.

На доске: портреты композиторов П.Чайковского и М. Мусоргского, картинки к музыкальным произведениям М. Мусоргского, картинки музыкальных инструментов: виолончель, фортепиано.

Учитель: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра,

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро! С этих слов начинает свой день детвора.

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро!

Все: Доброе утро!

У-ль: Какое произведение вы слушали? Назовите его.

У-ся: Вариации на тему рококо.

У-ль: Назовите автора музыки

У-ль: Что такое вариации?

У-ся: Развитие, изменение музыки. Когда, одна и та же музыка звучит в разных вариантах, развивается, изменяется.

У-ль: Что означает – рококо?

У-ся: Это французское слово, которое в переводе на русский язык означает – раковина.

У-ль: Где первоначально зародился этот стиль? Что это означает?

У-ся: В архитектуре. Что означает изысканность, грациозность, изящество. Именно ее изображение часто помещалось в центре орнамента.

(рисунок в стиле рококо стр.76, учебник)

У-ль: Чем отличаются музыкальные произведения в стиле рококо?

У-ся: Изысканностью, изяществом, грациозностью?

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности это достигалось?

(работа по таблице)

У-ся: Неторопливый темп, негромкая динамика, изящный ритм, мажор.

У-ль: Какие интонации мы слышим в музыке Чайковского?

У-ся: Шутливые, маршевые, лирические, задушевные.

У-ль: Что эти интонации придают музыке?

У-ся: Русский характер.

У-ль: Для какого инструмента композитор написал это произведение?

У-ся: Для виолончели с оркестром. (показать изображение виолончели)

У-ль: Кто солирует на виолончели?

У-ся: Мстислав Ростропович.

У-ль: Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой из сюиты русского композитора М.

С некоторыми из них мы уже знакомились.

- Назовите те пьесы из сюиты, которые вы знаете. (обратиться к рисункам на доске)

- Что такое сюита?

У-ся: Ряд, последовательность разнохарактерных пьес.

У-ль: Помните идею создания сюиты?

После смерти друга М.П. Мусоргского, художника Виктора Гартмана, композитор отобрал для себя 10 наиболее понравившихся картин и написал к ним музыку в форме сюиты.

У-ль: Давайте вместе с вами мысленно перенесемся в Средневековье, во времена замков и рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей - бродячих певцов-музыкантов.

(Рисунок стр.79, учебник)

У-ль: Каким мы увидели замок на рисунке?

У-ся: Серый, мрачный, таинственный.

У-ль: А теперь сравним с музыкой Мусоргского.

У-ль: Как звучала эта музыка? (таблица эмоциональных состояний)

У-ся: Тихо, таинственно, завораживающе.

У-ль: О чем рассказывает эта музыка? Меняется ли настроение в музыке?

У-ся: Воспоминание о прошлом этого замка, где были и радость, и грусть, где когда-то кипела жизнь.

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности композитор этого добился?

У-ся: Тихая динамика, постепенно нарастающая и затихающая, спокойный темп, минор.

У-ль: Какой инструмент звучал?

У-ль: Что напоминал вам аккомпанемент?

У-ся: Песни трубадуров.

У-ль: Почему картинка заканчивается громким аккордом?

У-ль: Что бы вы рассказали об этой музыкальной картинке? Что бы нарисовали?

Пусть это задание будет домашним.

Тест-викторина

Что такое сюита?

Что такое интермедия?

Как в сюите называется интермедия?

(учащиеся зачитывают вопросы и ответы, сравнивают их, отмечают правильные ответы)

Читайте также: