Религия древних греков 5 класс конспект урока фгос

Обновлено: 05.07.2024

Сатиры лесные божества в древнегреческой мифологии, олицетворявшие собой свободную дикую первозданную природу лесов.

Нимфы – божества природы в древнегреческой мифологии в виде девушек.

Олимп самая высокая гора в Греции, священное место, где живут боги.

Пантеон – группа богов, принадлежащих к одной религии.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Гаспаров М. Занимательная Греция. Издательство: Аванта+, 2008 г. С. 24–34.
  3. Л. Воронкова. Сын Зевса, Издательство: АСТ, Астрель, 2006 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для народов древнего мира был характерен страх перед неуправляемыми силами природы. Греки тоже не стали исключением. Они не понимали, почему гремит гром или сверкает молния, поэтому верили, что природой повелевают многочисленные боги, внешне похожие на людей, но обладающие могуществом и бессмертием. По преданиям древних греков, жили эти боги на вершине горы Олимп, расположенной в Северной Греции.

Возглавлял древнегреческий пантеон богов Зевс – повелитель грома и молний. От него зависело прольётся ли дождь на землю.

Не меньший страх у греков вызывал его брат Посейдон – бог морей. Шутки с ним были плохи: ведь своим трезубцем ему под силу было вызвать бурю и потопить корабли.

Имя третьего брата Аида греки боялись произносить даже шёпотом, потому что ему подчинялось подземное царство мёртвых, куда навечно переселялись души умерших.

Ежедневно бог солнца Гелиос выезжал на небо в своей золотой колеснице, запряжённой четвёркой белых коней, и поэтому, согласно представлениям древних греков, на земле наступал день. Мойры же плели нити Судьбы, неподвластные даже богам.

А ещё боги покровительствовали земледелию и скотоводству, охоте и различным ремёслам.

Богом виноделия был Дионис.

Бог виноделия Дионис

Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино.

Покровителем кузнецов стал бог Гефест, который сам, по представлениям греков, работал в подземной кузнице. А иначе как еще было объяснить огонь и дым, вырывающийся из жерла вулкана?

Аполлона считали богом искусства. Его представляли прекрасным юношей, которого сопровождали музы – покровительницы танца, музыки, поэзии, истории.

Но боги Олимпа могли и разгневаться. Представления об их жестокости и мстительности иллюстрирует миф о Прометее. По сюжету боги прятали огонь, потому что хотели оставить людей беззащитными перед силами природы. Благородный герой Прометей не смог с этим смирится и похитил из кузницы Гефеста огонь, а потом принёс его людям. Так он спас человечество от гибели.

Разгневанный Зевс не оставил Прометея безнаказанным и приказал Гефесту приковать героя к горе на Кавказе. Ежедневно бог-громовержец посылал орла, который клевал у Прометея печень. Несмотря на страшные муки, гордый Прометей не примирился с Зевсом и проклинал своего мучителя.

Миф о Прометее демонстрирует, что древние греки осознавали сколь велико значение огня в жизни и деятельности людей и пытались объяснить себе, как человек научился добывать его. В образе Прометея они чтили борца, защищавшего людей от несправедливых и зловредных богов.

Греки почитали также и множество полубогов, происходивших от брака богов и людей, которых называли героями. Среди них были уже известные нам Ахиллес и Тесей. Еще одним героем был Ясон, отправившийся в Колхиду за золотым руном. Самым же прославленным среди героев Эллады был Геракл. В его честь устраивали спортивные состязания, ему посвящали храмы и памятники. О подвигах могучего Геракла рассказывали греческие мифы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выберите один вариант ответа. Греки верили, что:

боги постоянно вмешиваются в жизнь людей

насылают людям лишь несчастья и беды

всегда помогают людям, не причиняют им страданий и бед

Ответ: постоянно вмешиваются в жизнь людей

Пояснение: Если вспомнить мифологические сюжеты, то можно с лёгкостью выполнить данное задание. Например, богиня Гера подбросила змей в колыбель Гераклу, а бог Посейдон отомстил Миносу за обман и в результате у критского царя родился Минотавр. С другой стороны, у каждого вида хозяйственной деятельности был свой бог-покровитель, а значит, по мнению греков, олимпийские боги, не только вредили, но и помогали людям. Поэтому правильный ответ заключается в следующем: греки верили, что боги постоянно вмешиваются в жизнь людей.

Задание 2. Расставьте подписи к изображениям.








Пояснение: На изображениях представлены скульптуры мифологических героев Древней Греции, чьи имена необходимо написать. Внимательно присмотревшись к иллюстрациям, можно определить этих героев. В одном из подвигов Геракл убивает немейского льва. На Ясона указывает золотое руно. Герой, держащийся за пятку, – Ахиллес. А на последнем изображении представлен Тесей, победивший Минотавра.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


Урок по теме "Религия древних греков" уроком изучения нового материала. Данный урок включен в раздел "Древняя Греция". Для достижения целей урока использовались методы: исследовательский метод (самостоятельная работа), наглядно-иллюстративный метод (презентация). Данная разработка урока составлена с учетом возрастных особенностей детей.

Содержимое разработки

Урок по теме "Религия древних греков". 5-й класс

Цель: Расширить знания учащихся о религии народов древности.

1. Изучить культы основных древнегреческих богов и показать, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.

2. Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главные факты. Развивать навыки работы по заполнению таблицы. Способствовать развитию познавательной активности учащихся.

3. Воспитывать интерес к античной культуре.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристический, прием критического мышления.

Основные понятия, термины: религия, бог, жрец, гора Олимп, пантеон

1. Организационный момент. Приветствие.

Задание: В квадрате зашифрованы слова, вам нужно найти эти слова и ответить на вопрос: к какой теме относятся данные слова и дать объяснение словам.

Одиссей-царь о. Итака

Гомер – вел. Поэт

Илион- другое имя названия Трои

Ахиллес – греч. герой

Патрокл – друг Ахиллеса

Гектор – воен. Вождь троянцев, сын царя Трои

Пенелопа – жена Одиссея

Телемак- сын одиссея

Алкиной – царь отважных мореходов

3. Определение темы и задач урока. Актуализация знаний.

Учитель: - О чём же пойдёт речь на уроке? Давайте попробуем определим тему урока.

ГИЛИЯРЕ, МХРА, ГИБО, ЖЦЫРЕ. СЛАЙД 2

Учитель: - Дайте определения данным понятиям.

Вопросы: Как связанны все эти понятия между собой? Предположите, какой теме посвящен урок?

Что такое религия? Почему у людей возникает вера в богов?

- Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции. И найдем ответ на вопрос: Почему именно эти божества появились в Древней Греции. Как связаны религия, природные условия и занятия Древних Греков? НА ДОСКЕ

- А по ходу нашего знакомства с богами, мы будем заполнять таблицу. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - таблица

Работа в тетради: откройте тетради, зап. число и тему урока: Боги древних греков.

4. Изучение нового материала

Работа с настенной картой.

- Вы изучали многие страны, религии. Например, Древний Египет и помните, что там было много богов и у древних греков было много богов. Давайте, представим, что мы находимся в Древней Греции, а именно на Балканском полуострове.

– Показать страну Фессалию, на севере Греции. Гору ОЛИМП.

На севере греческой земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.

В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине обитают бессмертные боги. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и светло. С неба льётся яркий голубой свет. СЛАЙД 3

На горе Олимп есть имеется специальное место, посвященное всем богам - пантеон.

Словарная работа

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь новое историческое понятие.

ПАНТЕОН – место, посвященное всем богам. СЛАЙД 4

Беседа с учащимися. Заполнение таблицы.

Мы уже с вами знаем о географическом положении, природно-климатических условиях и занятиях жителей Др. Греции. Давайте вспомним.

- Есть море, есть земля, а что над нами? Ответ: небо.

- А знаете, кто был богом неба, грома и молний? Ответ: Зевс СЛАЙД 5

-А что же окружают Грецию? Ответ: Моря.

- Какие? Ответ: Ионическое, Эгейское

- У греков был бог моря - Посейдон СЛАЙД 6 - По состоянию моря греки понимали, какое настроение у Посейдона. Если спокойное море? А если шторм, буря?

- Есть бог моря, есть бог неба, но греки верили, что внизу под землей есть еще подземное царство, куда попадают души умерших людей.

- Правит подземным царством бог - Аид СЛАЙД 7

Таким образом: Человек - в центре, Зевс – наверху, внизу - Аид, с боков - Посейдон СЛАЙД 8

ВЫВОД: - Какой можно вывод сделать? Где находились боги относительно человека? Плывет ли он на корабле, идет ли дождь, и даже после смерти, кто был рядом с человеком? Ответ: Боги всегда окружали человека

- Физминутка

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу моря наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх, подняли к небу

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори ты божий путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Итак, Зевс – Посейдон - Аид - это главные боги. Но были и другие боги, которые помогали грекам в их повседневных делах. У каждого дела был свой бог - покровитель.

Земледелие – Деметра СЛАЙД 9

Виноделие - Дионис СЛАЙД 10

Торговля - Гермес (посмотрите на карту греческие колонии) СЛАЙД 11

Война - Арес (карта Троя) СЛАЙД 12

Ремесла (кузнечного дела) – Гефест, Афина СЛАЙД 13

Охота – Артемида СЛАЙД 14

Искусство – Аполлон СЛАЙД 15

Красоты – Афродита. Греки любили все красивое, строили замечательные храмы богам, делали их статуи. СЛАЙД 16

Богиня семьи, покровительница женщин – Гера СЛАЙД 17

ПРОВЕРКА ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ ПО УЧЕБНИКУ И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА

- Но кроме этих богов у др. греков существовали низшие существа – см. уч-к стр. 130 - это сатиры и нимфы.

- Сатиры спутники бога виноделия Диониса, изображались с рогами и хвостом.

- Как вы думаете, нравились они грекам или нет? Греки осуждали пьянство и считали, что тот, кто пьет, теряет человеческий облик.

- Также у каждого бога др. греков существовал символ – отличительный знак. Эту работу вы выполните дома.

2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.

4.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и

быстрыми, как спортсмены.

5. У каждого дела был свой бог - покровитель.

6. Зевс – Посейдон - Аид - это главные боги.

Подведем итог по нашему уроку:

Прочитайте еще раз вопрос, который мы с вами поставили в начале урока.

1. Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те, природные явления, от которых зависела жизнь людей, и боги появились те, которые покровительствовали основным занятиям древних греков. (Слайд 24)

2. Слово учителя: Боги Древней Греции могущественны и коварны, – так считали древние греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания. Таковы греческие боги.

6. Домашнее задание: параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах, оформить таблицу.

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.

  • Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
  • Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристически, приемы критического мышления.

Предварительная подготовка:

Новые понятия: пантеон

I. Текущий контроль знаний и умений

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Одиссей возвращался из Трои на остров.

2.. Одиссей отправился в путь на . кораблях

3. На родину вернулись.

а) все корабли
6) 2 корабля
в) один Одиссей

4. Странствие продолжалось.

5. Другое название горда Троя.

6. Жену Одиссея, ожидавшую возвращения мужа из-под Трои

Ключ: 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – б.

II. Изучения нового материала

2. Выполнение коллективно кластера

3. Постановка цели урока

  • Выращивали виноград и оливки;
  • мореплавание и морская торговля;
  • разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);
  • ремесло;
  • войны (борьба за господство в Эгейском море).

– Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции. И найдем ответ на вопрос: Почему именно эти божества появились в Древней Греции. Как связаны религия, природные условия и занятия Древних Греков? (Слайд 6)

Этот вопрос целесообразно вынести на доску.

4. Работа с картой

– Показать страну Фессалию, на севере Греции. Гору ОЛИМП.
На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. (Слайд 7)
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном.

5. Словарная работа

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь новое историческое понятие.

ПАНТЕОН – место, посвященное всем богам. (Слайд 8)

6. Работа с учебником

Работа учащихся в рабочих тетрадях. Заполнение таблицы. (Слайд 9)

7. Слово учителя: На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Милые, смутные призраки славы минувшей,
Увы, последние из прежде живших богов.
Вы дышите воздухом тех, что дышали они.
Из небесных чертогов, утраченных с Олимпа высот.

Греки не верили, что вселенная создана богами. По их представлениям, всё произошло как раз наоборот: вселенная создала богов. Прежде всего, появились бог Неба и богиня Земли. Они и стали первыми родителями. Их детьми были титаны, а внуками – боги-олимпийцы.

Ученики рассказывают о греческих богах, выступления сопровождаются слайд-программой. Примерный текст выступлений в Приложении 1. (Слайды 11-22). После каждого выступления работа с классом: назвать символы бога.

8. Физминутка

Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.

К концу урока таблица должна выглядеть следующим образом

Боги Чему покровительствовали
Зевс Посейдон Бог земли и неба, царь богов и людей. Владыка морей
Аид Правитель царства мертвых
Гера Царица богов, защитница семейного очага.
Артемида Богиня природы и покровительница охоты
Аполлон Бог солнечного света, покровитель искусств.
Афина Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни.
Афродита Богиня любви и красоты
Деметра Богиня плодородия
Дионис Бог виноделия
Гефест Бог огня и кузнечного дела
Гермес Покровитель дорог и путников
Арес Бог войны

III. Закрепление пройденного материала

Учащимся предлагается выполнить задание, которое заранее подготовлено учителем на доске. (Слайд 23)

Задание: Подбери пару – имена греческих богов и их символы

1. Зевс а) лань, золотой лук и стрелы
2. Гермес б) колосья пшеницы
3. Афродита в) крылатые сандалии
4. Гера г) кифара, лавровый венок
5. Артемида д) копье, щит, сова, гранат
6. Аид е) колесница запряженная черными лошадьми
7. Посейдон ж) молот, наковальня
8. Дионис з) голубь, яблоко
9. Гефест и) трезубец, дельфин
10. Аполлон к) молния, орел
11. Афина л) жезл, увитый виноградной лозой
12. Деметра м) гранат

Ключ: 1 – к; 2 – в; 3 – з; 4 – м; 5 – а; 6 – е; 7 – и; 8 – л; 9 – ж; 10 – г; 11 – д; 12 – б

IV. Подведем итог нашему уроку:

– Еще раз назовите богов Древней Греции. Прочитайте вопрос который мы с вами поставили в начале урока.

1. Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь людей, и боги появились те которые покровительствовали основным занятиям древних греков. (Слайд 24)

2. Слово учителя: Боги Древней Греции могущественны и коварны, – так считали древние греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.
Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды, или мифы, как мы их называем. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.
Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

3. Домашнее задание: параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах; нарисовать рисунок к любому мифу о древнегреческих богах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Религия и её место в жизни древних греков. " Боги ль на землю сошли и явили свой образ или на небо мы сами Богов возреть восходили. Филипп Фессалийский.

Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода

Образовательные задачи:

Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.

Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями

Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Организационный момент: Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но я уверена, у нас всё получится. Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников и только отличных и хороших оценок.

Актуализация знаний:

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и деятельности людей одной из древнейшей цивилизации мира. Сегодня мы вновь отправляемся в страну мифических героев – Древнюю Грецию. Но прежде, чем мы познакомимся с новой темой, давайте вспомним природно – географические условия Греции.

Индивидуальная работа учащегося у доски ( карточка с вопросами)

В какой части света расположена Греция?

На каком полуострове?

Какими морями омывается?

Какой самый крупный остров у берегов Греции?

Много ли полноводных рек? Плодородной почвы на территории Греции? Какой климат?

Исходя из природно – климатических условий, а так же ранее изученного материала назовите основные занятия греков.

Выращивали виноград и оливки;

мореплавание и морская торговля;

разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);

войны (борьба за господство в Эгейском море).

-Кто автор данной поэмы? ( Гомер).

-Когда была написана данная поэма по предположению ученых? ( в 8 в. до н. э.)

О – - - - - й - имя главного героя поэмы.

П - - - - - - а – царица на острове Итака, ждавшая мужа 20 лет.

Д - - - - - к – слепой сказитель, в образе которого Гомер, возможно, изобразил самого себя.

П - - - - - - н – бог моря, мстивший Одиссею за своего сына, одноглазого циклопа Полифема.

Ребята, скажите, кто кроме людей является героями поэм?

А посмотрите на экран и послушайте внимательно стихотворение, для того, чтобы узнать о ком оно.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт -
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

Вопросы классу:

Слайд № 3

1. Итак, о ком же это стихотворение?

- Имена, каких богов упоминаются?

- В какое количество богов верили греки?

- В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

- А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

- Таким образом, тема исследования нашего урока: религия древних греков

Тема урока: “Религия, ее место в жизни древних греков”

Слайд № 5.

Эпитетом нашего урока послужат слова греческого поэта Филиппа Фессалийсккого

Боги ль на землю сошли и явили свой образ

Слайд

План урока:

Как греки представляли себе богов.

Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

Отражение в религии общественных отношений.

Для достижения цели мы будем работать с учебником, картой, анализировать отрывки из мифов, раздаточного материала, заполнять таблицу в рабочей тетради.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника. Дополнительным раздаточным материалом.

Слайд № 5.

Эпитетом нашего урока послужат слова греческого поэта Филиппа Фессалийского.

Боги ль на землю сошли и явили свой образ

Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

Слайд № 6

Послание.

Здравствуй, Наша благословенная Земля.

Благодарим тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни нашей планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня мы предлагаем наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу:

1. От кого пришло это послание?

Работа с картой с. 111 учебника. Настенной картой.

1. Найдите гору Олимп. В какой части Греции она расположена?

2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название

Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры? Кто-то скажет, где проходили зимние Олимпийские игры в 2014 г?

Т.о. боги жили на горе Олимп, а как же появились в Греции боги?

По греческим мифам в начале жизни существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.

. Слайд № 6

Три поколения богов.

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.11111111111111111 Семь чудес света.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Ребята. А сейчас, на основании дополнительного материала, мы более подробно познакомимся с Богами Древней Греции.

Слайд № 7 РИС. №2 /ЗЕВС/

- Зевс – сильнейший из богов или царь богов и людей. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок установленный Зевсом на Земле! Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. “Клянусь Зевсом!” - говорят у эллинов. Зевс оберегает домашний порядок, поэтому во дворе каждого дома находится жертвенник. Он покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу – орла, увидеть её считалось к удаче.

- Покровителем какой стихии был Зевс?

- Судьба мореплавателей в руках Посейдона, повелителя морей. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей.

- Покровителем, какой стихии был Посейдон?

- Кто из греков испытал на себе гнев Посейдона и почему?

Одиссей. Так как Обидел сына Посейдона Полифема.

- Покровителем, какой стихии был Аид?

РИС.№5 /ДЕМЕТРА/-

Откройте в учебнике стр.129 , п.2, миф о богине Деметре и её дочери Персефоне. Самостоятельно прочитайте, но при этом подготовьте ответ на вопрос:

покровительницей, какой стихии была Деметра?

- Кого отправил Зевс к Аиду, чтобы помочь людям? /Гермеса/

РИС, №6 /ГЕРМЕС/

- Гермес – быстрый вестник богов, в золотых крылатых сандалиях и с волшебным жезлом в руке, покровитель дорог и путешественников, он также покровительствует торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счета, изобрел для них меры веса. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах.

- Покровителем, какой стихии был Гермес?

РИС.№7 /АПОЛЛОН/

- Много детей было у Зевса, самый прекрасный из них – бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса.

- Покровителем, какой стихии был Аполлон?

РИС. №8 /АРТЕМИДА/

- Сестра Аполлона, вечно юная прекрасная Артемида – богиня природы и покровительница охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам.

- Покровителем, какой стихии была Артемида?

РИС. №9 /АФРОДИТА/

- Нет на Олимпе богини прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня. Куда ни ступит богиня – повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита – богиня любви и красоты.

- Чему покровительствовала Афродита?

РИС. №10 АРЕС/

- Страшен и людям, и богам кровожадный Арес – бог войны. Атрибуты Ареса – копьё, горящий факел, собака, коршун. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич.

- Покровителем, какой стихии был Ареса?

РИС. №11 /АФИНА/

- В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня прядка и разума, т.е. мудрости, покровительница ремесла. Любимому городу - Афинам богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, эллинам, сражавшимся под Троей – деревянного коня.

- Чему покровительствовала Афина?

РИС. №12 /ГЕФЕСТ/

- Не только Афина искусна и в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест- бог огня и кузнечного дела.

Беседа с классом:

- Что привлекает вас в герое мифа о Прометее?

- Покровителем, какой стихии был Гефест?

РИС. №13 /ГЕРА/

- Жена Зевса. В её честь один раз в пять лет, устраивались специальные празднества – гереи. Гера - богиня семейного очага и покровительница женщин.

- Покровителем, какой стихии была Гера?

РИС. №14 /ДИОНИС/

- Бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия.

В честь него 2 раза в год устраивались празднества. Первый раз – весной, когда сажали новую виноградную лозу, второй – осенью, когда созревало молодое вино. Вместе с Дионисом на торжествах присутствовали и его спутники – сатиры, одетые в козлиные шкуры.

- Покровителем, какой стихии был Дионис?

Посмотрите на рис с 130 .и скажите

Какие ещё низшие божества существовали у древних греков?

Работа с документом С.131.

Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги, как люди, могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

Какую же роль играла религия в жизни греков?

Религия в жизни греков.

Повторение и закрепление изученного.

Проверка таблицы

- Вот и состоялось знакомство с олимпийскими богами. А теперь я хочу узнать, как вы усвоили новый материал? Правильно ли заполнили таблицу? У кого есть ошибки, то при выполнении домашнего задания ещё раз поработайте с таблицей и исправьте их.

Читайте также: