Конспект занятия в средней группе на тему лето по развитию речи в

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Формирование у детей знаний о сезонных явлениях живой и неживой природы. Задачи: • Учить детей отмечать летние изменения в природе; • Формировать у детей умение слушать и понимать художественное слово; • Учить детей видеть необыкновенную красоту природы и радоваться окружающему миру; Предшествующая работа: Наблюдение в повседневной жизни о явлениях природы. Материалы: кубики разных цветов, мелки, игрушки.

Содержимое публикации

Цель : Формирование у детей знаний о сезонных явлениях живой и неживой природы.

Задачи :

• Учить детей отмечать летние изменения в природе;

• Формировать у детей умение слушать и понимать художественное слово;

• Учить детей видеть необыкновенную красоту природы и радоваться окружающему миру;

Предшествующая работа: Наблюдение в повседневной жизни о явлениях природы.

Материалы : кубики разных цветов, мелки, игрушки.

Ход занятия:

Дети одеваются и выходят на улицу.

Дети : на поезде.

Воспитатель : Тогда занимайте свои места, мы отправляемся.

Воспитатель : Ребята отгадайте загадку :

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все. (Солнце)

Воспитатель : правильно солнце, а какая сегодня погода? (Теплая) .

- Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко)

- Где солнышко живет? (На небе)

- Какое оно? (Круглое, яркое, желтое, теплое, ласковое, лучистое)

- Ребята поднимите ручки к солнышку. Чувствуете, как тепло стало нашим ладошкам, это солнышко их греет?

- Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Тепло)

- Солнце обогревает всю землю, посылая ей свое тепло.

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение.

На газонах розы,

А зеленой – поле,

На лугах покосы.

Синей краской – небо

И ручей певучий.

Очень трудно это…

Воспитатель. Про какое время года говорится в стихотворении?

Воспитатель. За что мы любим лето ?

Дети. Жарко (теперь можно ходить в сарафанчиках и шортиках, светит ярко солнце, его лучи горячие (предложить детям дотронуться до камней или разогретого на солнце песка)

Листья на деревьях, кругом трава зеленеет, много цветов (предложить детям посмотреть на зеленые листочки, травку, цветы)

Много насекомых (обратить внимание детей на божьих коровок, бабочек, улиток, жуков) .

Можно загорать, купаться.

Воспитатель : легко ли посмотреть на солнце. Почему? Оно яркое, желтое, слепит глаза.

Воспитатель. Давайте, ребята, поиграем с солнышком.

- Утро красное пришло,

- Солнце ясное взошло.

- Стали лучики светить

- Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

Пальчики прячутся в кулачок

Молодцы! Справились с моими вопросами, вот оказывается, какое у нас с вами необыкновенное солнышко и чудесное время года – лето .

Пора отправляться дальше.

Воспитатель. Ребята посмотрите, какие красивые цветы растут на полянке!

(Дети рассматривают цветы.)

Воспитатель. А как вы думаете, рвать цветы можно?

Воспитатель : Правильно их можно только понюхать. Как приятно пахнут цветы! (Дети вдыхают аромат цветов) . Как много цветов. Какие они красивые. А как же называются эти цветы?

Воспитатель : На что похож одуванчик?

Дети : на солнышко.

Снял свой сарафанчик,

Сменил он платье скучное -

На белое воздушное.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете что одуванчик - лекарственное растение, в медицине используют его листья и корни для лечения кашля, улучшения аппетита. (рассматривание картинок с изображением одуванчика. Обратить внимание на внешний вид цветка).

Воспитатель : Нам пора отправляться дальше.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и улетел.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на ромашке сидит бабочка. Посмотрите, какая она красивая.

Давайте мы с вами превратимся в бабочек, поиграем в игру.

Подвижная игра "Бабочки". Цель : учить выполнять действия по сигналу воспитателя, развивать двигательную активность, быстроту реакции, ловкость.

Ход игры:

Дети (Бабочки) стоят на краю площадки, где ходят на слова воспитателя : "Бабочки, бабочки полетели в сад", дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.

Воспитатель. Пора в путь.

Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие (Да)

- На каких остановках мы с вами побывали? (ответы детей) .

Воспитатель. Слышите ребята, паровозик нас с вами уже заждался, пора отправляемся дальше.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе расширяет и уточняет знания детей о временах года и, непосредственно, о лете.Закрепляет полученные знания о диких животных и их детенышах.

ВложениеРазмер
konspekt_nod.docx 18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе.

Формирование представлений о смене времен года .

Выставляются картинки с временами года.
Воспитатель: - Скоро придет жаркое …
Дети: (Отвечают - лето)
Воспитатель: - А потом наступит прохладная …
Дети: (Отвечают - осень)
Воспитатель: - А после осени наступит холодная …

- У лисы появилось двое …? - лисят;
- У ежика родились …? - ежата.
Работа над звуковой стороной речи.
Воспитатель: - А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:
- За – за – за, вот порхает стрекоза.
- Ры – ры – ры, прилетели комары.
- Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.

- Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.

воспитывать прилежание, восхищение этим временем года.

Пособия: картинки со словами-антонимами, мнемодорожка (признаки лета, рисунки, платочек.

1 Загадка о лете.

Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

-Ребята, о каком времени года будем говорить? (о лете)

-А за что вы любите лето? (рассказы детей)

2 А давайте с вами поиграем в игру, которая называется "Наоборот"!

(воспитатель называет время года, дети проговаривают противоположное по значению слово)

зима-(лето, весна-(осень, день (ночь, холодно (жарко, солнечная погода (пасмурная, чистое небо (облачное, ветреный день (тихий, радостное настроение (грустное).

-После какого времени года наступает лето? (после весны).

-Сколько месяцев длится лето? Назовите их. (июнь, июль, август).

-Назовите приметы лета (по мнемодорожкам, (ярко светит солнце, жарко, цветут цветы, поспевают ягоды, люди одеты легко, дети купаются в реке, день длиннее, ночь короче, птицы выводят птенцов)

(воспитатель показывает рисунки с изображением времён года в хаотичном порядке).

4 Динамическая пауза (речь с движением по тексту)

Летом дети в лес пошли (шагают)

И в лесу грибы нашли (медленно приседают)

Наклонялись, собирали (выполняют наклоны вперёд)

По дороге растеряли (ритмично разводят руки в стороны)

5 Игра "Подбери слова"

-Ребята, давайте подберём слова к слову лето.

-Какое бывает лето? (жаркое, прохладное, весёлое, радостное, тёплое, дождливое)

-Какая погода бывает летом? (жаркая, ясная, солнечная, пасмурная, дождливая, ветреная).

-Лето что делает? (наступает, приходит, радует.)

6 А сейчас мы поиграем в игру "Скажи со словом летний"

(воспитатель передаёт платочек ребёнку, тот берёт платочек и называет слова, согласующиеся со словом летний, летняя, летнее).

Летний. (день, вечер, месяц, воздух)

Летняя. (обувь, одежда, ночь, погода, шляпа)

Летнее. (платье, солнце, утро)

7 Игра "Мой, моя, моё".

(воспитатель называет словосочетание, дети произносят его со вспомогательными словами мой, моя, моё).

Летний костюм (мой летний костюм)

Летняя рубашка (моя летняя рубашка)

Летняя шляпа (моя летняя шляпа)

Летнее платье (моё летнее платье)

Летние босоножки (мои летние босоножки)

Летние цветы (мои летние цветы)

Летний костюм (мой летний костюм)

-О чём мы сегодня говорили?

-Что нового узнали?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

Интегрированное занятие по развитию речи

в средней группе

Цель: Расширять и активизировать словарный запас детей, способствовать

развитию речи, закреплять представление детей о насекомых.

- учить составлять небольшие загадки – описания о насекомых.

- учить употреблять обобщающие слова, слова – антонимы.

- учить детей описывать игрушку – насекомое.

- развивать память, слуховое и зрительное восприятие, мелкую моторику

- воспитательные : воспитывать доброжелательность, отзывчивость, создавать

Материалы: игрушки – насекомые (бабочки, пчёлки, божья коровка), цветы,

заготовки для рисования, фломастеры.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением

насекомых, чтение стихов, скороговорок, свободное рисование.

Воспитатель предлагает детям встать в круг:

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель загадывает загадку:

Когда это бывает? ( Зимой )

Воспитатель спрашивает детей:

Какое сейчас время года? ( Зима )

За что вы любите зиму?

А чем вам нравится лето?

Ребята, а вы любите путешествовать на воздушном шаре?

Садитесь поудобнее и закройте глаза.

На полянке разбрасываются цветы, на них насекомые – игрушки.

Воспитатель: Ребята посмотрите, вот мы и оказались на лесной полянке! Здесь растут ромашки, васильки, одуванчики.

- Как одним словом сказать? ( Цветы )

- А какие цветы вы еще знаете?

- А если мы соберем все цветы, то получится большой…( Букет)

- Какой он? ( красивый, нарядный, яркий )

- Он издаёт аромат, значит он какой? ( Ароматный )

- Он приятно пахнет….( пахучий )

- А у нас еще здесь кто-то есть? ( бабочка, божья коровка, пчёлка )

- Как их одним словом назвать? ( насекомые )

- А каких еще насекомых вы знаете?

- Что есть у насекомых ( голова, брюшко, ушки, крылья )

Рассказ воспитателя

Воспитатель : Я знаю историю про бабочку и божью коровку. Хотите послушать?

Воспитатель : Это бабочка!

Ребенок : А это божья коровка!

Воспитатель : У бабочки яркие разноцветные крылья.

Ребенок : А у божьей коровки красные крылья с черными точками.

Воспитатель : Посмотрите, какие они стали довольные. Как можно сказать? (радостные, веселые). И стали они опять вместе играть. Вы хотите с ними поиграть?

-Божья коровка садится на ладошку тому, кто говорит правильное слово.

Высоко - …( низко), далеко - …( близко ), быстро - …. (медленно ), сверху - …( снизу ), грустно - …( весело ).

Бабочки летели ( плавные движения кистями рук )

На цветочек сели ( ладошки положить на колени )

Мы хотели их поймать ( хватательные движения пальцами )

Они улетели ( плавные движения кистями рук )

- Пока мы играли, бабочка и божья коровка спрятались. Где же они? Выходите, пожалуйста! Опустела наша полянка. Осталась одна пчёлка. Скучно ей. Ребята, а сейчас пчёлке, которая прилетела к нам в гости, нарисуем друзей.

Дети дорисовывают насекомых.

Воспитатель : Какие у вас получились красивые божьи коровки! Давайте их посадим на цветочную полянку.

Воспитатель : Давайте все будем пчёлками и полетаем по полянке. Пожужжим громко, тихо, весело

Воспитатель : А что это за коробка стоит? Так вот куда спрятались бабочка и божья коровка. Вылетайте, пожалуйста!

Насекомые : Нет, загадайте про нас загадки, тогда выйдем!

Дети загадывают по плану: это насекомое, что у него есть и какое, что умеет, что любит.

Воспитатель : Молодцы! Нашим летним гостям очень понравилось, как вы рассказывали. Они хотят жить у нас в группе. Оставим их, тем более что за окошком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного занятия. Для детей средней группы детского сада.

-упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени,

- упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам,

- закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени,

- развивать логическое мышление и связную речь,

- упражнять в умении согласовывать числительное с существительным и прилагательным,

- воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом.

-учить выражать свои эмоции и впечатления посредством рисунка.

В. Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор, а загадка поможет вам узнать, о чем мы поговорим:

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

И любите за это вы все меня, я …

В. Вот, наконец, и наступило лето красное! Мы так долго ждали его с вами!

Расскажите лето оно какое? (Ответ детей)

Лето какое? (теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.).

Солнце летом какое? (желтое, жаркое, яркое, теплое.).

Трава летом какая? (зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.).

Вода летом какая? (теплая, прохладная, приятная, освежающая.).

Дождь летом какой? (теплый, долгожданный, проливной. короткий. затяжной.).

Дети летом какие? (веселые, радостные, забавные, шумные.).

Небо летом какое? (голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.).

Облака летом какие? (высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.).

Молодцы. Летом поспевают ягоды и фрукты. Давайте расскажем какой сок получится из фруктов, выбирайте себе картинку и называйте сок.

Дети: Яблоко - яблочный сок, апельсин - апельсиновый сок, мандарин - мандариновый сок, лимон - лимонный сок, ананас - ананасовый сок, груша - грушевый сок, виноград - виноградный сок, персик - персиковый сок.

В. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.

Выбираются 3 водящих – косари, остальные играющие – цветы. Каждый играющий ребенок получает цветную ленту, обозначающую цветок: желтая лента – одуванчик, белая лента – ромашка, синяя – василёк. Ленты закрепляются у детей сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону -вперёд и ходят между цветами по полю.

Зелен, зелен луг, всё цветёт вокруг,

И роса блестит, и коса звенит.

Одуванчик, василёк и ромашка здесь растут.

Я косой траву скошу и букетик наберу.

В: Сейчас расскажите, что все делают летом.

Солнце что делает? (светит, греет, припекает, нагревает, сушит.).

Облака что делают? (стоят, плывут, надвигаются, проливаются дождем.).

Трава что делает? (пахнет, зеленеет, сохнет, растет, лежит.).

Цветы что делают? (растут, цветут, пахнут, радуют, украшают.).

Фрукты что делают? (растут, созревают, опадают, наливаются.).

Птицы что делают? (летают, поют. щебечут, радуются, выводят, учат птенцов, заботятся о них.).

Дети что делают? (загорают, купаются, греются, играют, прыгают, веселятся, радуются.).

Ребятки, давайте поиграем в игру "А что вчера?".

Сегодня фрукты созревают, а вчера. (созревали).

Сегодня дети загорают, а вчера. (загорали).

Сегодня птицы поют, а вчера. (пели).

Сегодня облака плывут, а вчера. (плыли).

Сегодня дождь идет, а вчера. (шел).

Сегодня молния сверкает, а вчера. (сверкала).

Сегодня гром гремит, а вчера. (гремел).

Сегодня дети купаются, а вчера. (купались).

Давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

1,2,3,4,5. Здороваются пальцы.

В лес идем мы погулять. Пальцы идут по столу.

За черникой, за малиной. Загибаем по одному пальцу с мизинца.

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдем. Соединяем ладошки корзиночкой.

Маме с папой отнесем.

В. А сейчас, ребята, я вам предлагаю нарисовать лето такое каким вы его себе представляете. После этого воспитатель спрашивает пару детей, что они будут рисовать.

Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Как лучше всего провести лето?

Что больше всего вам нравится в этом времени года?

Читайте также: