Мораль 7 класс конспект урока

Обновлено: 30.06.2024

Организация начала урока

Здравствуйте, мы сегодня встретились на этом уроке для того чтобы добывать знания находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать знания.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, темную ночь и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди:

1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной;

2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь;

3. Парень/девушка вашей мечты.

Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть далее.

Эта ситуация, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Таким образом, мы поступим правильно по отношению к каждому участнику данной задачи. Наше поведение в обществе происходит на основе установленных социальных норм и, в первую очередь, моральных (студенты). И так тема нашего урока подскажите мне.

Обведите на листах свою руку, в центре слово мораль . Напишите на каждом пальце какие слова, выражения, ассоциации вызывает у вас это слово.

Давайте сравним ваши предположения с определениями слова Мораль из разных источников. (в парах) (мораль карточка 1)

- Похожи? Какие выводы мы можем сделать?

- Что можно добавить к вашим ассоциациям? С какими понятиями чаще всего связывают мораль? (нравственность, этика)

Каково назначение морали? (она регулирует отношения, позволяет оценивать, познавать, выполняет воспитательную и контрольную функции)

На слайде несколько высказываний о моральных нормах.

Рассуждаем, одинакова ли мораль? Какая она бывает? Где она может проявляться? (она многообразна, моральные нормы могут отличаться друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения (любовь к Родине, аккуратность в исполнении обязанностей)

Просмотр ролика о нравственности

- Какие эмоции у вас вызывает данной видео (по одному два сказать)

- О чем это видео? (о нравственности, ценностях, нормах)

- Как вы думаете, связаны ли понятия мораль и нравственность? ( Мораль и нравственность – фундаментальные философские категории, которые взаимодополняют друг друга.. Но смысл, который они несут, различен. Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.), т.е. мораль более общее масштабное понятие. . Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав.

У каждого из вас есть конверты, в них определенный набор слов, а именно моральные и нравственные категории (в парах)

- выберите те, которые соответствуют данному видеофрагменту. (соответствуют ли они вашему представлению о жизни, нормах, ценностях)

- Теперь выберите те, которые должны присутствовать в обществе по вашему мнению. Выбранное вами должно присутствовать только в обществе, или в человеке?

- Как вы думаете, уровень нравственности, его формирование от чего-то зависит ? (от моральных качеств личности)(ответы студентов)

А где мы получаем информацию о морали и нравственности? (семья, сми, образовательные учреждения)

Мораль с ее нормами и категориями дает нам нравственные ценности, а именно духовные ориентиры в жизни человека.

Далее группам (в парах) раздаются листы , на которых ребята в течение 2х минут должны зарисовать портрет высоконравственного человека (в центре рисуется человечек, а вокруг пишутся положительные качества).

А какие моральные требования предъявляет современное общество к профессии автомеханик? Объединяются в группы и формируют портрет автомеханика.

Защита творческих работ.

Сегодня общество свободно, человек волен сам выбирать свой путь, действия, друзей. Нужна ли на самом деле мораль и нравственность современному человеку?

1. Молодой парень не уступает место пожилой женщине в автобусе.

2. На перемене старшеклассник отнимает деньги у ученика начальной школы.

3. У девушки украли на глазах сумку, и никто не хочет ей помочь.

4. Мама сделала замечание сыну, а он ей грубо ответил.

5. Брат, который много раз помогал, попросил помощи у своей сестры и он отказала.

Давайте обсудим, как необходимо поступать по нормам морали.

Вспомните золотое правило нравственности и запишите к себе в тетрадь?

Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой!

Давайте вернемся к нашей руке. Переверните ее и на обратной стороне напишите, что сейчас, после нашего разговора, для вас мораль.


На уроке мы говорим о том, что мораль играет огромную роль в жизни общества: она регулирует поведение человека в обществе, формирует личность, является ориентиром для самосовершенствования человека и обеспечивает сплочённость общества в различных обстоятельствах.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мораль"

Писатель Алан Александр Милн говорил устами своего персонажа медвежонка Винни-Пуха говорил.


Кроме этого у Винни-Пуха существовал целый ряд правил, которым он старался следовать: ходить в гости по утрам, не уходить из гостей сразу, как только наелся. Переходить дорогу на любой сигнал светофора, но в толпе. Сохранять ‎терпение во время разговора, если собеседник тебя не слушает (быть может, у него в этот момент в ухо просто попал кусочек меха) и много других.


Конечно, не все эти правила идеальны и безупречны.

А могут ли существовать правила на все случаи жизни?

Наверно, вы уже слышали про такое понятие – мораль. Но, скорее всего, вы не задумывались, что это такое и почему она играет такую важную роль в жизни общества. Итак, что же это? Мораль – одна из тех категорий, которые регулируют отношения людей. Представления людей о плохом и хорошем, добре и зле, правильном и неправильном составляют основу морали.


Можно говорить о том, что понятия морали и нравственности тесно связаны между собой. Да, можно, иногда нравственность называют синонимом морали.

Чем же мораль отличается от нравственности?

Во-первых, многие учёные считают, что мораль это и есть нравственность. Что эти понятия равны и похожи по своему значению в той роли, которую они играют в жизни общества.

Во-вторых, принято считать, что мораль – это набор определенных ценностей и норм, закреплённых в обществе, а нравственность – это механизм их реализации в нашей повседневной жизни человека.

В-третьих, мораль — это правила поведения, которые приняты в обществе, а нравственность — это нормы поведения, которые определяет для себя конкретный человек.



Русский писатель Лев Николаевич Толстой писал:


Существует много понятий морали. Если их обобщить, мы можем говорить о том, что, мораль – это форма регулирования поведения человека в обществе, основанная на соблюдении определённых норм и правил, нарушать которые нежелательно.

Например, многие люди знают, что врать – это плохо, но делают это постоянно.

Мораль изучается особой наукой, которая называет этика.

Как появилась мораль?


Согласно, религиозной точки зрения мораль была подарена людям Богом, через своих пророков, которые увидели Божественные откровения и донесли их людям. Например, в Исламе пророк Мухаммад изложил божественное откровение в Коране, а в христианстве пророк Моисей получил от Бога для людей 10 заповедей. Таким образом, сторонники этой точки зрения относят мораль к божественным началам.

Согласно природной точки зрения, моральные нормы являются естественными и появились самостоятельно в ходе эволюции человека, то есть чем больше человек развивался и познавал окружающий мир, тем больше появлялось правил, которых он должен был придерживаться.

Согласно социальной точки зрения, мораль возникла в процессе развития общества, для удовлетворения его нужд. То есть чем больше общество развивалось, тем больше оно придумывало различных норм, которыми можно было управлять отдельными людьми.

Опираясь на эти точки зрения, можно говорить о том, что мораль развивалась следующим образом.


С обычаями и традициями мы уже знакомы. Что же такое табу?

Табу – это религиозный запрет, налагаемый на действие человека.

Например, у первобытных людей нельзя было плохо относится к божествам, жрецам, старейшинам и вождям своего племени. За это первобытный человек мог быть строго наказан.

Постепенно такие запреты стали восприниматься как что должное и обыденное и переросли в традиции и обычаи, на основе которых и сформировались соответствующие моральные ценности и нормы.

Моральные ценности – это требования, которые предъявляет общество к поведению человека.

Моральные нормы – это образцы поведения, которые соответствуют моральным ценностям.

Следует понимать, что эти требования для каждого общества индивидуальны.

Например, при встрече христианского миссионера с одним из представителей одного из африканских племён произошёл такой диалог.


Как мы видим, данная норма поведения является, приемлемой в африканском племени, но не приемлема для нашего общества.

Признаками морали являются:

Всеобщность. В этом случае мораль оказывает влияние на все общество в целом.

Добровольность. Люди придерживаются норм морали добровольно, несмотря на то, что общество регламентирует определённые нормы и правила.

Принято выделять следующие категории морали:

Добро – это хорошие качества, которых придерживается человек или общество.

Долг – это сознательная необходимость человека придерживаться моральных норм.

Стыд – осознание человеком того, что он поступил неправильно.

Милосердие – это сострадание к людям.

Совесть – оценка человеком своих поступков, если они не были идеальными.

Честь – это внутреннее достоинство человека.

Исходя из этих особенностей, можно сформулировать следующие функции морали.


Оценочная. Данная функция проявляется в оценке поступков человека с точки зрения морали. Например, общество поощряет хорошие поступки и осуждает плохие.

Регулятивная. В данном случае мораль регулирует нормы поведения, принятые в обществе. Например, за определенные поступки наступает ответственность человека перед обществом, в том числе и юридическая.

Контролирующая. При помощи норм морали осуществляется контроль за поведением человека в обществе. Например, человека могут осудить за то, что он нецензурно выражается.

Интегрирующая. Мораль объединяет все нормы поведения людей в обществе. Например, правила приличия и этикет.

Воспитательная. С помощью морали происходит воспитание человека и его знакомство с принятыми в обществе нормами и правилами. Например, первые моральные нормы прививаются нам родителями, которые объясняют, что хорошо, а что плохо. Что можно делать, а что нельзя.

Познавательная. Данная функция позволяет узнавать и оценивать, человеческие качества. Например, с точки зрения морали мы можем оценивать хороший человек или плохой.

Также принято различать светскую и религиозную мораль.

Светская мораль – отражает потребности человека в обществе, в основе которых лежит опыт прошлых поколений. Данный опыт будет являться отражением традиций и нравов общества в целом.

Религиозная мораль – это правила поведения, которые сложились под воздействием религии. Например ислама или христианства.

К морали близки такие категории как духовность, альтруизм и гуманизм.

Духовность – это обращённость человека к высшим ценностям, то есть стремление приблизить свою жизнь к идеалу.


Альтруизм – это бескорыстные действия, направленные на благо другого человека.


Гуманизм – это представление о человеке, как высшей ценности общества. Ведь как говорит народная мудрость, насилие – закон для животных, а гуманизм – закон для людей.


Мораль играет огромную роль в жизни общества: она регулирует поведение человека в обществе, формирует личность, является ориентиром для самосовершенствования человека и обеспечивает сплочённость общества в различных обстоятельствах.

Конспект внеклассного урока по теме

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок можно использовать классными руководителями на классных часах. Цель урока: определение роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни. Урок поможет учащимся выявлять причины и последствия совершения аморальных поступков; определить и объяснять свое отношение к поступкам людей; задуматься над своими нравственными ценностями. к разработке урока прилагается рабочий лист с заданиями и тест на закрепления материала .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: систематизация знаний обучающихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи:

- развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений; сравнивать различные точки зрения по проблеме.

- воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;

сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

Эпиграф урока:

«Добрый человек – не тот,

кто умеет делать добро,

І. Организационный момент

Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Садитесь.

II. Мотивация учебной деятельности

Мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.

Положите руку на сердце и повторяйте за мной:

Я есть всё прекрасное.

Всё зависит от меня,

Всё в моих руках.

(Ученики, совместно с учителем ставят цели и задачи урока)

Определите цели и задачи урока

IV. Вовлечение

На учебном занятии будет организовано осмысление материала и применение его.

Опираясь на знания по данной теме, полученные дома, предложите вопросы, которые будем рассматривать на уроке

V. Осмысление

Переходим к осмыслению материала, изученного дома

1.Что такое мораль

2. Какой основной смысл морали

4.Зачем она нужна людям

4. По какому признаку мы узнаем мораль

(по отношению к другому человеку, к окружающей среде с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости

Если человек картошку почистил себе его поступок нельзя назвать моральным, это бытовой момент, а если помог почистить …

5. Почему мораль называют общечеловеческой духовной ценностью?

За долгую историю человечества существовало много разных ценностей. Но вечно живут главные моральные : не убей, не лги, не воруй, не завидуй…

6. А что является самой высшей моральной ценностью, или как ещё говорят моральным идеалом?

Как вы это понимаете? В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

Это значит не надо лгать, убивать, покушаться на чужое добро. Нужно стремиться к миру, быть милосердным и великодушным, терпимо относиться к недостаткам других людей, жертвуя под час своими интересами. Вот в этом и проявляется любовь к ближнему.

- А как вы считаете мораль и нравственность – это слова – синонимы?

Мораль правила поведения (как надо поступать)

Нравственность практические поступки людей

9. Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому основными категориями морали являются добро и зло

Какой смысл мы вкладываем в понятие добро?

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

11. Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

12. Представление индивидуальных творческих заданий

V. Закрепление изученного материала

-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.

-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

- Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок?

-В чем смысл этой притчи?

- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.

-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

Притча о мудром Мастере

-В чем смысл этой притчи?

Д/З на выбор:

подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло) или

VI. Подведение итогов

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

(хором) Не делай другому того, чего себе не желаешь!

Притча о мудром Мастере

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

— Кто чем богат, тот тем и делится!

“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”

Читайте также: