Многообразие насекомых 7 класс конспект и презентация

Обновлено: 03.07.2024

Изучить многообразие и роль насекомых в природе и жизни человека.

Основные термины, понятия

Отряд Жесткокрылые, отряд Чешуекрылые, отряд Блохи, отряд Перепончатокрылые, общественные насекомые

Ожидаемый (планируемый) результат

Учащиеся расширяют знания о многообразии насекомых, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности отрядов, учатся различать их среди биологических объектов; овладевают основами экологической грамотности: способностью оценивать последствия деятельности человека в природе, осознанием необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных.

У учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение насекомых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы, формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми, распространяющими возбудителей болезней человека.

Учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, Интернете и интерпретировать ее, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникативные технологии при подготовке презентаций.

Работа в группах

Технология изучения

Деятельность учителя

Здравствуйте, ребята!
Проверка готовности учащихся к уроку и проверка готовности кабинета биологии к уроку.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися учебной деятельности

Ученые подсчитали, что на каждого человека на нашей планете приходится по 250 насекомых. Что же тогда получается, что наша Земля – это целая планета насекомых? (Во время чтения стихотворения на интерактивной доске проецируются слайды с изображением насекомых, о которых идет речь).

Действительно, планета эта так красива,
Разнообразная, цветная, всем на диво!
Там бабочки различные летают,
Цветы нам всем они напоминают.
Трудяги – муравьи травиночки несут,
Все строят, строят, строят свои дома вокруг!
И пчелы постоянно тут летают,
И мед свой вкусный собирают,
Который нас весь год оздоровляет.
А на стрекоз ты не сердись,
Ты мысленно присядь на них и вознесись…
В такие голубые дали,
Где, нет и не было печали…
Увидишь ты, как все вокруг прекрасно
И чувствуешь, живешь ты не напрасно!
Так пусть же отворит планета эта двери,
Чтоб все сюда смогли войти, да поскорее…

Давайте прикоснемся сегодня на уроке к миру этих удивительных, таких не похожих друг на друга насекомых.

Цель урока познакомиться с многообразием насекомых и их значением в природе и жизни человека.

Давайте дадим характеристику этому классу, используя стихотворение (в этом стихотворении пропущены слова, подберите нужные слова и вспомните признаки класса насекомых):

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Всё это . они и там и тут.
Отрядов очень много, нам всех не перечесть,
Но всё-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из … отделов,
На голове . усика и … глаза,
Особенно большие имеет … .
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что … у многих появились,
Они отходят от …, внимательнее посмотри,
… пары ног ещё у них отходят от …,
Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи.
Вот что ещё хотела бы сказать я в заключение –
Дыхание – …, развитие – превращением…

Изучение нового материала

Учитель предлагает следующие задания:

Закрепление изученного материала

Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения

Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я научилась…

Подведение итогов урока

Подсчет аукционных монет, выставление оценок.

Релаксация на уроке

Данная разработка содержит материал для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Многообразие насекомых".

ВложениеРазмер
urok-prezentaciya_na_temu_mnogoobrazie_nasekomyh.doc 69 КБ
mnogoobrazie_nasekomyh.ppt 2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.

  1. рассмотреть многообразие насекомых;
  2. выяснить причины процветания класса насекомых;
  3. выяснить роль насекомых в природных сообществах и жизни человека.
  1. продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их;
  2. формирование навыков исследовательской работы с литературой.
  1. продолжить экологическое воспитание, формирование учащихся бережного отношения к природе;
  2. продолжить формирование навыков коллективной работы, чувства ответственности.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Метод обучения : проблемный. Хорошо ли то, что так много насекомых, полезны ли они? Их роль в природе.

1. Организационный момент.

3. Презентация отрядов насекомых.

4. Обобщение (современная классификация).

5. Прогрессивные черты класса насекомых (работа по заполнению таблицы).

6. Значение насекомых.

8. Доклады (любопытные факты из жизни насекомых).

10. Подведение итогов урока.

11. Постановка домашнего задания.

Сегодня мы пойдем в гости в тип Членистоногие, класс Насекомые, численность которого в настоящее время более 1,5 млн. видов. Ежегодно ученые-энтомологи открывают 7-8 тысяч новых видов насекомых. По оценкам ученых, число видов насекомых на Земном шаре может достигать 10 миллионов.

  1. ( слайд). Какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе?
  1. Как вы думаете, хорошо ли, что так много насекомых? Полезны ли они, какова их роль в биосфере?

Я, думаю, что ответить на эти вопросы вы сможете в ходе нашего урока (слайд) , тема которого:

“Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека”.

Итак, целью нашего урока является изучение многообразия насекомых; выяснение причин процветания класса насекомых; и изучение роли насекомых в природных сообществах и жизни человека.

3.Работа в группах.

( слайд) Представьте себе, что вы ученые-энтомологи, перед которыми стоит задача: исследовать отряды насекомых, выявить их характерные особенности, представителей, роль в природе и жизни человека. А затем представить свой отряд на симпозиуме ученых-энтомологов.

При подготовке к уроку некоторые из вас получили такое задание и сегодня вы должны представить свой отряд.

Отряд двукрылые: слайды

  1. Всего на Земле 8500 видов.
  2. Представители – мухи, комары, мошки, оводы, слепни.
  3. Ротовой аппарат – лижуще-сосущий или колюще-сосущий.
  4. 1 пара перепончатых крыльев, задние крылья видоизменены в жужжальца.
  5. Тип развития с полным превращением.
  1. Всего на Земле 20000 видов.
  2. Представители – саранча, кузнечики, сверчки.
  3. Ротовой аппарат – грызущий.
  4. Передние крылья с продольным жилкованием, а задние – с веерообразным.
  5. Тип развития с неполным превращением.

Отряд жесткокрылые (жуки):

  1. Всего на Земле 300 000 видов.
  2. Представители – майский жук, усачи, дровосеки, щелкуны, навозники.
  3. Ротовой аппарат – грызущий.
  4. Жесткие передние надкрылья и перепончатые задние.
  5. Тип развития с полным превращением.

Отряд чешуекрылые (бабочки):

  1. Всего на Земле 130 000 видов.
  2. Представители – махаон, аполлон, дневной павлиний глаз, крапивница.
  3. Тип ротового аппарата – сосущий, у гусениц --грызущий.
  4. 2 пары крыльев, покрытых чешуйками – видоизмененными хитиновыми волосками.
  5. Тип развития с полным превращением.
  1. Всего на Земле 90 000 видов.
  2. Представители – пчелы, осы, наездники, муравьи.
  3. Тип ротового аппарата – грызущий или грызуще - лижущий.
  4. 2 пары прозрачных перепончатых крыльев, задние всегда короче передних.
  5. Тип развития с полным превращением.

Ребята, мы исследовали только некоторые отряды класса насекомых. Современная систематика классифицирует насекомых по следующим признакам ( слайд) .

  1. наличие крыльев – бескрылые и крылатые. Отсутствие крыльев – явление вторичное, чаще всего связанное с переходом к паразитическому образу жизни. Подавляющее же большинство имеет крылья. К первичнобескрылым относятся наиболее просто организованные насекомые, такие как камподея, ногохвостка, сахарная чещуйница и др ., обитающие в почве, под камнями, во мху, в подвалах и погребах.
  1. в соответствии с типом развития.

Задание группам: Найдите место представленного вами отряда в данной классификации.

5. Мир насекомых многообразен и интересен. Давайте ответим на вопросы нашего урока ( слайд) . Какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе? Таблица и ответы – слайды.

У вас на столах находится таблица “Прогрессивные черты класса насекомых” , правый столбик которой нам нужно заполнить (учащиеся вместе с учителем работают с таблицей).

1. Деление тела на три отдела

Некоторая подвижность головы

2. Наличие крыльев и трех пар ходильных ног

Передвижение в воздушной среде и по другим поверхностям

3. Ротовые органы разнообразного строения

Использование разной пищи, выживание в разных условиях

4. Небольшие размеры

Заполнение мест обитания, недоступных другим животным

5. Наличие развитых органов чувств

Находить пищу, обнаруживать врага, воспринимать окружающий мир

6. Усложнение нервной системы

Сложное поведение (рефлексы)

7. Трахейное дыхание

Потребление для дыхания атмосферного кислорода

Вывод: Насекомые находятся в состоянии биологического прогресса ( слайд)

6. Значение насекомых.

Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые? Слайд.

Учащиеся раскрывают роль насекомых в природных сообществах и жизни человека (слайд).

В наш бурный технологический век растет влияние на человека на насекомых, как и многие другие виды животных и растений. Представители этого класса подвержены неблагоприятному воздействию хозяйственной деятельности. Их численность сокращается в связи с вырубкой лесов, загрязнением водоемов и.т.д. Многие занесены в международную Красную книгу, красные книги стран, республик, краев, округов (слайд).

7. Ребята к нам в гости прилетело “фантастическое” насекомое, давайте попробуем разобраться, из каких насекомых составлено это фантастическое животное, и какие отряды насекомых представлены в этом создании ( слайд).

  1. Голова – муха, отряд двукрылые.
  2. Усики – майский жук, отряд жесткокрылые.
  3. Ротовой аппарат – бабочки, отряд чешуекрылые.
  4. Грудь – пчелы, отряд перепончатокрылые.
  5. Брюшко – стрекозы (большое коромысло), отряд стрекозы.
  6. Ноги – комара, отряд двукрылые.
  7. Передние крылья – саранчи, отряд прямокрылые
  8. Задние крылья – бабочки (Махаон Маака), отряд чешуекрылые.

-- о муравьях ( слайд )

-- о божьей коровке ( слайд )

-- о богомоле (слайд)

-- о стрекозе (слайд)

1. Определение отрядов насекомых, их роли в природе и жизни человека.

На экране даны представители насекомых:

1. Божья коровка 8. Слепень

2. Жук-олень 9. Пчела

3. Кузнечик 10. Колорадский жук

4. Муравей 11. Комнатная муха

6. Саранча 13. Сверчок

7. Тутовый шелкопряд 14. Шмель

Вы должны отметить значками насекомых, которые относятся к:

Плюсами и минусами отметить:

1. Полезных насекомых.

2. Вредных насекомых.

2. Решение логических задач:

Вы являетесь директором пасеки, но в последнее время она даёт в два раза меньше мёда, чем раньше. Предложите свои меры для увеличения производства мёда.

Вы – директор совхоза. Зная вред, наносимый капустной белянкой, приказали уничтожить её химическими веществами.

Правильно ли Вы поступили? Предложите свои меры.

Вы – директор санэпидемстанции. Зная вред, приносимый мухами в школе, приказали обработать помещение дихлофосом. Правильно ли Вы поступили?

3. Записать быстро под диктовку:

- количество усиков у паука – 0;

- конечностей у рака – 10;

- крыльев у чешуекрылых – 4;

- конечностей у паука – 4;

- крыльев у рака – 0;

- глаз у паука – 4 пары;

- конечностей у насекомых – 3 пары;

- количество отделов тела насекомых – 3;

- крыльев у двукрылых – 2.

10. Подведение итогов урока.

-Кто сегодня отлично работал на уроке?

-Кто отдал все силы?

-А кто ещё лучше будет работать на следующих уроках?

-Кому из ребят можно сказать спасибо?

11. Домашнее задание.

Изучить материал на с.164-167 учебника.

Подготовить загадки о насекомых.

Дорогие ребята. Спасибо вам, я рада, что вы мне помогли. Я почувствовала в вас своих коллег в познании удивительного мира насекомых. Желаю вам дальнейших творческих успехов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


ТИПЫ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ Полное превращение (развитие с метаморфозом) Неполное.

ТИПЫ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ Полное превращение (развитие с метаморфозом) Неполное превращение (рост и развитие сопровождается линькой) ЯЙЦО ЛИЧИНКА КУКОЛКА ИМАГО ЯЙЦО ЛИЧИНКА ИМАГО

 5 1 4 3 2

 Отряд Жесткокрылые ( Жуки)

Отряд Жесткокрылые ( Жуки)

Развитие майского жука. Яйца Личинка Куколка Взрослое насекомое (Имаго)

Развитие майского жука. Яйца Личинка Куколка Взрослое насекомое (Имаго)

 Отряд Чешуекрылые ( Бабочки)

Отряд Чешуекрылые ( Бабочки)

Развитие бабочки. Яйца Личинка Куколка Взрослое насекомое (имаго) Тутовый шел.

Развитие бабочки. Яйца Личинка Куколка Взрослое насекомое (имаго) Тутовый шелкопряд Махаон

 Отряд Перепончатокрылые

Пчелы общественные насекомые

Пчелы общественные насекомые

Муравьи общественные насекомые

Муравьи общественные насекомые

 Отряд Двукрылые

Развитие мухи. Яйца Личинка Куколка Взрослое насекомое (имаго)

Развитие мухи. Яйца Личинка Куколка Взрослое насекомое (имаго)

Развитие комара Яйца Личинка Куколка Взрослое насекомое (имаго) в воде

Развитие комара Яйца Личинка Куколка Взрослое насекомое (имаго) в воде

 Отряд Блохи

 5 1 3 2 4 6

 Отряд Стрекозы

 Отряд Прямокрылая

 Отряд Тараканы

 Отряд Термиты

 Отряд Клопы

 Отряд Равнокрылые

 Отряд Вши


1 І ІІ Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности конечностей? 1б

1 І ІІ Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности конечностей? 1б

ІІ І 2 Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности насекомых? Назовите еще предс.

ІІ І 2 Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности насекомых? Назовите еще представителя этого отряда? 1,5б

3 І ІІ Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности насекомых? Какой вред принося.

3 І ІІ Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности насекомых? Какой вред приносят человеку? 1,5б

4 І ІІ Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности крыльев? Название личинки? (и.

4 І ІІ Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности крыльев? Название личинки? (или какая она на вид) Где развивается личинка? Назовите еще 2-3 представителя этого отряда. 2б

5 І ІІ Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности крыльев? Где развивается личи.

5 І ІІ Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности крыльев? Где развивается личинка? Какой вред человеку приносят эти насекомые? 2б

6 І ІІ Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности крыльев? Где развивается личи.

6 І ІІ Отряд? Ротовой апарат имаго? Особенности крыльев? Где развивается личинка? Особенности насекомых? 2б

7 І ІІ Что вы видите на фото? Назовите отряд насекомых? Ротовой апарат имаго.

7 І ІІ Что вы видите на фото? Назовите отряд насекомых? Ротовой апарат имаго? Особенности насекомых? 2б

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 096 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.12.2018 8264
  • PPTX 23.5 мбайт
  • 1261 скачивание
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трусова Надежда Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2 Какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе? Как вы думаете,хорошо ли, что так много насекомых? Полезны ли они, какова их роль в природе?

3 Отряды насекомых Отряд двукрылые Отряд перепончатокрылые Отряд прямокрылые Отряд жесткокрылые( жуки) Отряд чешуекрылые( бабочки)

4 Многообразие жуков 1 СТРАНИЦА

5 Отряд Жесткокрылые, или Жуки Признаки: Признаки: видов видов Имеют жесткие надкрылья (отсюда название) и тонкие прозрачные крылья Имеют жесткие надкрылья (отсюда название) и тонкие прозрачные крылья Грызущий ротовой аппарат Грызущий ротовой аппарат Усики разнообразны: нитевидные, пластинчатые, булавовидные, гребенчатые Усики разнообразны: нитевидные, пластинчатые, булавовидные, гребенчатые По характеру питания: хищные, растительноядные, потребители разлагающихся остатков По характеру питания: хищные, растительноядные, потребители разлагающихся остатков По месту обитания: водные и наземные По месту обитания: водные и наземные

12 Скакун полевой Скакун лесной

17 Бомбардир трескучий Бомбардир ребристый

18 Жук-носорог Жук - олень

19 Бронзовка Жук голиаф

20 Жук дровосек – титан длина 18 см

29 КОЛОРАДСКИЙ ЖУК Колорадский жук был открыт в 19 веке, однако до начала 20 века он был известен лишь немногим специалистам и носил другое название. Сегодня эти насекомые известны во всем мире. Они уничтожают картофельные листья с такой скоростью. Что нередко сами себя лишают источника пищи. Колорадский жук был открыт в 19 веке, однако до начала 20 века он был известен лишь немногим специалистам и носил другое название. Сегодня эти насекомые известны во всем мире. Они уничтожают картофельные листья с такой скоростью. Что нередко сами себя лишают источника пищи.

30 Бабочки, или Чешуекрылые 2 страница Признаки: Признаки: видов видов Чешуйчатый покров на теле и крыльях. Чешуйчатый покров на теле и крыльях. Питаются нектаром цветов, сосательный ротовой аппарат. Питаются нектаром цветов, сосательный ротовой аппарат. Личинки – гусеницы, имеют грызущий ротовой аппарат. Личинки – гусеницы, имеют грызущий ротовой аппарат.

35 Морфо - одни из самых крупных бабочек в мире. Они летают в тропических лесах Южной Америки, а их крылья, подобно зеркалам, отражают солнечный свет.

36 СИНИЙ МАХАОН СИНИЙ МАХАОН

37 АДМИРАЛ Красиво окрашенный адмирал является дневной бабочкой. Свое имя он получил за поперечные ярко- красные полосы на крыльях, как в старину ленты и лампасы у адмиралов. Красиво окрашенный адмирал является дневной бабочкой. Свое имя он получил за поперечные ярко- красные полосы на крыльях, как в старину ленты и лампасы у адмиралов.

38 БОЛЬШОЙ МОНАРХ Каждый год стаи ярко окрашенных данаид больших монархов совершают удивительное путешествие, пролетая тысячи километров для того, чтобы перезимовать в Калифорнии. Каждый год стаи ярко окрашенных данаид больших монархов совершают удивительное путешествие, пролетая тысячи километров для того, чтобы перезимовать в Калифорнии.

39 ГОЛУБЯНКА ИКАР Яркая голубая окраска с металлическим блеском свойственна Яркая голубая окраска с металлическим блеском свойственна только самцам голубянки икара, которые являются только самцам голубянки икара, которые являются неотъемлемым элементом летнего луга. неотъемлемым элементом летнего луга.

40 ГОЛУБЯНКА ИКАР Края крыльев самки усеяны яркими оранжевыми пятнами Края крыльев самки усеяны яркими оранжевыми пятнами

41 КРУШИННИЦА Крушинницы, или лимонницы, живут значительно дольше, чем большинство бабочек. В конце лета и осенью они усиленно кормятся, чтобы сделать необходимые энергетические запасы и пережить долгую зиму. Весной крушинницы выходят из спячки Крушинницы, или лимонницы, живут значительно дольше, чем большинство бабочек. В конце лета и осенью они усиленно кормятся, чтобы сделать необходимые энергетические запасы и пережить долгую зиму. Весной крушинницы выходят из спячки

42 ВОЛОВИЙ ГЛАЗ Воловий глаз - одна из самых известных европейских дневных бабочек. В полете она способна предолевать большие расстояния. Воловий глаз летает даже в такую погоду, которая для остальных бабочек является нелетной. Интересно, что самка этого вида крупнее и ярче самца. о Воловий глаз - одна из самых известных европейских дневных бабочек. В полете она способна предолевать большие расстояния. Воловий глаз летает даже в такую погоду, которая для остальных бабочек является нелетной. Интересно, что самка этого вида крупнее и ярче самца. о

43 МАХАОН Несмотря на то, что ареал махаона покрывает большую часть Евразии, численность вида, включенного в список охраняемых, невысока. Иногда бабочка появляется на садовых участках где растет морковь. Несмотря на то, что ареал махаона покрывает большую часть Евразии, численность вида, включенного в список охраняемых, невысока. Иногда бабочка появляется на садовых участках где растет морковь.

44 ОРНИТОПТЕРЫ Орнитоптеры, относящиеся к семейству кавалеров, или Орнитоптеры, относящиеся к семейству кавалеров, или парусников, - настоящее украшение тропического леса. парусников, - настоящее украшение тропического леса. У бабочек этого семейства самые большие крылья. У бабочек этого семейства самые большие крылья.

47 Бражники ночные бабочки

49 Малый ночной павлиний глаз Одна из самых красивых ночных бабочек Одна из самых красивых ночных бабочек

53 Бражник мертвая голова

55 МЕРТВАЯ ГОЛОВА Бражник мертвая голова, которого в некоторых странах называют адамовой головой. В течение длительного времени у многих народов Европы считался предвестником смерти. Бражник мертвая голова, которого в некоторых странах называют адамовой головой. В течение длительного времени у многих народов Европы считался предвестником смерти.

56 Малазийский мотылек вампир

60 Отряд ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ 3 страница ПРИЗНАКИ ПРИЗНАКИ ВИДОВ ВИДОВ 2 ПАРЫ ПЕРЕПОНЧАТЫХ КРЫЛЬЕВ 2 ПАРЫ ПЕРЕПОНЧАТЫХ КРЫЛЬЕВ ГРЫЗУЩИЙ И КОЛЮЩИЙ Р.А. ГРЫЗУЩИЙ И КОЛЮЩИЙ Р.А. У САМКИ НА КОНЦЕ БРЮШКА ЯЙЦЕКЛАД ( У НЕКОТОРЫХ ПРЕВРАЩЕН В ЖАЛО) У САМКИ НА КОНЦЕ БРЮШКА ЯЙЦЕКЛАД ( У НЕКОТОРЫХ ПРЕВРАЩЕН В ЖАЛО) ПОДОТРЯДЫ СИДЯЧЕБРЮХИЕ (пилильщики и рогохвосты) И СТЕБЕЛЬЧАТОБРЮХИЕ (наездники и жалоносные) ПОДОТРЯДЫ СИДЯЧЕБРЮХИЕ (пилильщики и рогохвосты) И СТЕБЕЛЬЧАТОБРЮХИЕ (наездники и жалоносные)

62 сидячебрюхие Стебельчато- брюхие

65 Галлы, вызванные галлицами на растениях

66 Черный садовый муравей

70 Шершни - это самые крупные европейские общественные осы.

71 Пчелы листорезы ведут одиночный образ жизни

72 Отряд ДВУКРЫЛЫЕ 5 страница ПРИЗНАКИ: ПРИЗНАКИ: видов видов Одна пара крыльев, вторая пара – жужжальца (орган равновесия во время полета) Одна пара крыльев, вторая пара – жужжальца (орган равновесия во время полета) Два подотряда: Два подотряда:

78 КОМНАТНАЯ МУХА Комнатная муха - опасный разносчик множества видов заболеваний. Комнатная муха - опасный разносчик множества видов заболеваний. Это одно из наиболее развитых насекомых. Вместе с другими Это одно из наиболее развитых насекомых. Вместе с другими 3000 видов она относится к семейству настоящих мух видов она относится к семейству настоящих мух.

81 Муха мясная синяя Муха мясная зеленая Муха мясная серая

85 Классификация насекомых Наличие крыльев Бескрылые Бескрылые Крылатые Крылатые * С неполным превращением Отряд прямокрылые Отряд прямокрылые Отряд термиты Отряд термиты Отряд тараканы и богомолы Отряд тараканы и богомолы Отряд стрекозы Отряд стрекозы Отряд равнокрылые Отряд равнокрылые Отряд поденки Отряд поденки Отряд клопы Отряд клопы Отряд пухоеды и вши Отряд пухоеды и вши * С полным превращением Отряд ручейники Отряд ручейники Отряд чешуекрылые Отряд чешуекрылые Отряд жесткокрылые Отряд жесткокрылые Отряд блохи Отряд блохи Отряд перепончатокрылые Отряд перепончатокрылые Отряд двукрылые Отряд двукрылые Тип развития

86 Какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе? Какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе? Подумай .

87 Биологический прогресс Биологический прогресс Увеличение численности особей Увеличение численности особей Расширение ареала Расширение ареала Повышение интенсивности видообразования Повышение интенсивности видообразования

88 Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица Земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые? Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица Земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые? Подумай.

89 Роль насекомых Роль насекомых В природных сообществах + звенья цепей питания + опылители растений + участие в почвообразовании - вредители растений и животных В жизни человека + пчеловодство + шелководство + опылители растений + биологический метод борьбы с насекомыми – вредителями - паразиты - переносчики болезней - вред сельскому хозяйству - портят изделия из кожи, меха, шерсти

90 Охрана насекомых Охрана насекомых Количество Видов насекомых, внесенных Количество Видов насекомых, внесенных в Красную книгу в Красную книгу Архангельской области Отряд Стрекозы – 4 вида Отряд Стрекозы – 4 вида Отряд Жесткокрылые ( жуки) – 9 видов Отряд Жесткокрылые ( жуки) – 9 видов Отряд Ручейники- 1 вид Отряд Ручейники- 1 вид Отряд Чешуекрылые ( бабочки)-18 видов Отряд Чешуекрылые ( бабочки)-18 видов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выявить характерные особенности отрядов класса Насекомые, выяснить какую роль они играют в природе и жизни человека.

Задачи урока для учителя:

способствовать расширению кругозора учащихся;

продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, коллекциях, сравнивать между собой;

сформировать понятие о разнообразии ротовых аппаратов у насекомых;

развивать умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, выступать перед аудиторией слушателей;

развивать интерес к миру насекомых;

Задачи урока для учащихся:

находить в различных источниках и анализировать информацию о строении насекомых;

применять полученные знания при решении задач.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский.

Методические приемы: фронтальный опрос, коллективные формы работы, групповая работа, самостоятельная работа, творческая работа.

Планируемые образовательные результаты:

Учащиеся расширяют знания о многообразии насекомых, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности отрядов, учатся различать их среди биологических объектов; овладевают основами экологической грамотности: способностью оценивать последствия деятельности человека в природе, осознанием необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных.

У учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение насекомых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы, формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми, распространяющими возбудителей болезней человека.

Метапредметные:

Учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, Интернете и интерпретировать ее, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникативные технологии при подготовке презентаций.

Мотивирование на учебную деятельность.

2. Актуализация знаний.

1. Какой тип животных мы с вами изучаем? (членистоногие)

2. Какие характерные признаки этого типа? (хитиновый покров, членистое строение тела, членистое строение конечностей)

3. Какие классы входят в этот тип животных? (ракообразные, паукообразные, насекомые)

4. Какой класс мы сейчас изучаем? (насекомые)

Давайте вспомним основные признаки этого класса и выполним следующее задание (выбирают уровень задания)

1. Отделы тела насекомых: а)головогрудь, хвост б) голова, грудь, брюшко в)головогрудь, брюшко

2.Покровы тела насекомых: а)известковый б)костный в)хитиновый

3. Майский жук – это: а)обитатель почвы б)листоед в)водный жук

4. Усы – это: а)органы зрения б)вкуса в)обоняния, осязания

5. Дыхальца насекомых расположены: а)на брюшке и груди б)на голове в)на груди.

Самопроверка . Ответы:1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-а.

1.Грудь насекомых состоит из: а)трех сегментов б) четырех сегментов в) шести сегментов

2.Тело насекомых состоит из а)трех отделов б)четырех отделов в)члеников

3.Насекомые имеют: а) пять пар конечностей б) две пары в) три пары

4.У насекомых: а)только простые глаза б)только сложные глаза в) сложные и простые глаза

5.У насекомых, как и у паукообразных, имеется:

а) крылья б) замкнутая кровеносная система в) мальпигиевы сосуды

Самопроверка . Ответы:1-а 2-а, 3-в, 4-в, 5-в.

1.Тело насекомых состоит: а)из головогруди и брюшка б)из головы, груди и брюшка в)все отделы слились в одно целое

2.Роль органов осязания у многих насекомых играют: а)ротовые органы б)крылья в)усики и лапки

3. Дыхальца насекомых расположены: а) на голове б)на груди в) на брюшке и груди

4.Фасеты помогают : а)видеть б)слышать в)чувствовать

5.Надкрылья расположены на: а)голове б)брюшке в)груди

Самопроверка . Ответы:1-б 2-в, 3-в, 4-а, 5-в.

Время вышло, каждый из вас оценивает выполнение первого задания по критериям и сравнивает с эталоном, который представлен на экране. Ребята, поднимите руку, у кого есть ошибки, у кого нет ошибок. Вы молодцы, хорошо справились с первым заданием.

3.Целеполагание

Ты посмотри вокруг себя-

Везде живые существа

Одни жужжат, таскают мёд

Другие вечно нас кусают-

Их комарами называют.

И тут, куда не посмотри

Кружатся стаями они.

А есть назойливые мухи,

Они всегда шумят под ухом,

Мешают, вечно лезут в рот

И кстати тоже любят мёд.

О представителях какого класса Членистоногих идёт речь в этом стихотворении? Конечно, о насекомых.

Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением. Сегодня мы продолжим с ними знакомство.

Предположите, какая же тема нашего урока?

Сформулируйте цель урока в соответствии с темой урока.

Слайд презентации:

Задание: На слайде изображены представители профессии, имеющей отношение к теме нашего урока. Предположите, что это за профессия и обоснуйте свое мнение.

(компетенции - понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных для получения выводов):

Энтомолог – человек, изучающий насекомых.

Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. По исследованиям ученых на каждого человека приходится по 250 насекомых. Количество видов насекомых больше, чем количество видов всех животных и растений вместе взятых. Согласно систематике, класс Насекомые делится на множество отрядов. Какие же признаки легли в основу этого деления?

4. Первичное усвоение новых знаний

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поработать в группах. Задание:

Читайте также: