Афинская демократия при перикле 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели: познакомить с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умения работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Они гордились тем, что, являясь простым народом, принимают участие в управлении государством.

— Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции.

— Что такое демократия?

— Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

— Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время.

План урока

1. Чем занималось Народное собрание.

2. За государственную службу платили деньги из казны.

3. Перикл, его друзья и враги.

Проблемные вопросы. Можно ли считать Афинское государство образцовым? Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцом для подражания? Можно ли считать эпоху Перикла золотым веком демократии?

III. Работа по теме урока

1. Чем занималось Народное собрание

— Чем гордились афиняне?

В V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

— Вспомните, как называлось такое общественное устройство.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе — пологом холме под открытым небом в западной части города.

Следовательно, верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию — высшему органу власти, выражавшему волю народа.

— Разделитесь на три группы. Работая с текстом п. 1 § 40 и дополнительным материалом, первая группа исследует структуру Народного собрания, вторая — его функции, а третья — функции афинского суда.

Дополнительный материал для первой и второй групп

Права гражданина

Вопросы для первой группы

— Кто мог считаться гражданином?

— Как происходила проверка прав граждан?

— Почему было важно знать, гражданин ли данный житель или нет?

— Какой элемент демократии мы можем выделить, читая этот документ?

— Какова цель созыва Народного собрания?

— Как часто оно собиралось?

— Каков его состав?

— Кто не имел права принимать в нем участия?

Вопросы для второй группы

— Чем занималось Народное собрание?

— Что представляла собой должность первого стратега?

— Каким образом утверждалась эта должность на Народном собрании?

— Почему в Афинах так ценилось ораторское искусство?

Дополнительный материал для третьей группы

Суд (гелиэя)

Вопросы для третьей группы

— Кто мог принимать участие в суде?

— Как проходил суд в Афинах?

— Мог ли такой суд быть справедливым?

— Какой элемент демократии мы можем выделить, читая этот документ?

(По ходу выполнения задания составляется схема.)


2. За государственную службу платили деньги из казны

Знаменитым вождем афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. Народное собрание выбирало его пятнадцать раз на главную в Афинах должность первого стратега.

— Работая с текстом п. 2 § 40, определите, что нового Перикл привнес в демократическую систему.

— Как вы думаете, укрепило демократию в Афинах принятие этих изменений? Почему?

3. Перикл, его друзья и враги

V в. до н. э. называют золотым веком афинской демократии, или веком Перикла. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию. Однако не все восхищались этим политическим деятелем. Были и те, кто его ненавидел.

— Как вы думаете, почему к Периклу было столь неоднозначное отношение?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, познакомимся с дополнительными материалами.

Дополнительный материал

Отец Перикла Ксантипп и его мать Агариста принадлежали к самым знаменитым афинским родам. Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и, чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме. Зато сочинители комедий всячески издевались над необыкновенно большой головой Перикла и называли его Луковицеголовым.

Перикл получил прекрасное образование. Его обучали и музыке, и стихосложению. Слушал он лекции философа Зенона, который был мастер спорить и умел рядом ловких возражений поставить противника в безвыходное положение. Но больше всего сблизился с Периклом переехавший в Афины из Малой Азии философ Анаксагор, которого современники прозвали Разумом. Этот человек утверждал, что событиями управляют не боги, а разум, при помощи которого можно понять весь окружающий нас мир.

Только когда Перикл умер, афиняне поняли, какого замечательного руководителя они потеряли. Даже противники вынуждены были признать огромный авторитет Перикла, основанный на любви и поддержке народа. Многие не замечали этого, пока Перикл был жив, но теперь, когда он умер, это стало ясно каждому. Популярность Перикла объясняется тем, что проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. Он закрепил морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками. Греция при Перикле достигла высшей степени развития. При нем Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название Пропилеи. Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла был выстроен новый храм, получивший название Парфенон.

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление. это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

Враги Перикла — завистники и недоброжелатели из числа знатных — воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинен в неумелой трате громадной суммы.

— Какие черты Перикла положительно характеризуют его?

— Какие качества и поступки вызывали острую неприязнь у определенной части афинян?

— Вспомните, как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов.

— Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?

— Какие качества стратега Перикла отразились в данных эпизодах? (Перикл мог убедить в своей правоте любого, обладал красноречием, искусством оратора.)

— Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? О чем это говорит?

— Чем можно объяснить популярность Перикла?

(Учащиеся делают следующие выводы.)

• Проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нем Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

• В Афинах были востребованы личные качества политика: ораторский талант и понимание потребностей народных масс.

— Теперь давайте послушаем самого Перикла.

Из речи Перикла

(по рассказу древнегреческого историка Фукидида)

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству. вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а предоставляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

— Как сам Перикл определяет демократию?

— В чем он видит главное преимущество демократического строя?

— В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о ней?

— Насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные двадцать пять веков назад?

IV. Закрепление изученного материала

— Предлагаю вам сыграть в игру.

(На интерактивной доске дерево с листьями зеленого и красного цветов, На зеленых листьях учащиеся записывают положительные стороны афинской демократии, на красных — отрицательные.)

1. Власть народа, равноправие граждан

1. Граждане - меньшинство населения Афин

2. Выборные должности

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами

3. Отчетность должностных лиц

3. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба

4. Плата за исполнение должностных обязанностей

4. Жребий при голосовании (должность может занять недостойный)

2. Тест

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Но прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Для этого выполним небольшой тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в:

2. Перикл занимал высшую должность стратега:

3. Перикл происходил из семьи:

4. Перикл в первую очередь думал о:

1) покорении персов

2) могуществе Афин

3) создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

1) платили за государственную службу

2) строили водопроводы

3) обучали женщин в школе

V. Подведение итогов урока

— Давайте вернемся к проблемным вопросам нашего урока. Можно ли считать Афинское государство образцовым? Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцом для подражания? Можно ли считать эпоху Перикла золотым веком демократии?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: углубить знания учащихся об античной демократии, рас­сказать о расцвете демократии в правление Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и исторически­ми документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Задачи урока:

Учебные:

Познакомить учащихся с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии;

Развивающие:

Развивать умения работы с текстом учебника и историческими документами; обобщать факты и формулировать выводы; аргументировано доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1.Организационный момент

2.Повторение опорных знаний.

1. Подготовка устного ответа по карточке.

Внимательно прочитай задание:

Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

Для этого вспомни:

Со сколько лет начиналось обучение в афинской школе и у нас? Почему в афинской школе учили только мальчиков, а сейчас учат всех?

Чему учили детей?

До какого возраста обучались дети?

Что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения?

Примерный ответ учащегося

Работа с классом.

а) Решение задачи.

Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в во­просы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок. Попы­тайтесь их разгадать.

Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало.)

Не говори ничего и ты выразишь мое имя, но если ты на­зовешь меня, говоря мое имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание.)

б) Беседа с классом.

Кто заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон.)

Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил дол­говое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутство­вать на судебном заседании.)

В) тестовое задание.

Устный ответ ученика по карточке.

Кому принадлежат следующие слова: «Мать черна земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

2. Вспомните, какова заслуга Солона?

3.Что такое демократия?

4.Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

На доске портреты Солона и Перикла

Вопрос: – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?

Правильно, ребята, эти два имени связаны с развитием демократии, зарождение демократии связано с именем Солона, а вот расцвет с именем Перикла.

6. Какая будет тема урока?

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ

Запишите тему урока

4. Усвоение новых знаний.

Чем занималось Народное собрание.

За государственную службу платили деньги из казны.

Перикл, его друзья и враги.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника п. 1 § 40

а) Прочитать текст.

б) Ответить на вопрос:

- Чем занималось Народное собрание в Афинах?

в) Заполнить таблицу (схема на доске).


Ответ: 1. Выбирало стратега. 2. Принимало законы. 3. Объ­являло войну. 4. Утверждало мирные договоры. 5. Распоряжалось казной.

2.Работа с историческим документом.

б) Беседа по вопросу к документу.

Физкультминутка:

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали

Повернулись вправо, влево.

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело!

3.Рассказ учителя.

При Перикле афинская демократия достигла наивысшего рас­цвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большин­ства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.

Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстоять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убеди­лись в честности этого человека.

Именно во времена Перикла Афины были самым могуществен­ным государством Эллады.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : углубление знаний учащихся об античной демократии.

Задачи урока:

1. Подвести учащихся к пониманию эпохи Перикла как эпохи расцвета Афинской демократии;

2. Способствовать уяснению учащимися наиболее существенных признаков демократии во время правления Перикла;

3. Продолжить формирование у детей умений работать с текстом учебника, обобщать события и формулировать выводы;

4. Сформировать у обучающихся – на примере деятельности Перикла - представление о бескорыстном служении своему Отечеству.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;

Метапредметные УУД : самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.

На уроке используется технология проблемного обучения.

Ставится проблемная задача: Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым, идеальным?

Приемы деятельности учителя: постановка проблемы, проблемное изложение материала, самостоятельная работа учащихся, беседа, рассуждение.

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний (тест.)

Учитель: Для начала вспомним предыдущий урок, термины, которые помогут нам в изучении нового материала, для этого решите тест (на белых листах). Время 3 минуты. Меняемся тестами с соседом по парте и проверяем друг у друга, ставим оценки.

Учащиеся решают тест, меняются с соседом по парте, проверяют и выставляют друг другу оценки.

А. матрос-гребец, отслуживший свой срок на триере

Б. раб, получивший свободу

В. купец-грек из колоний, отъезжающий из Афин в свой полис

1) лаконичная речь

2) говорить красноречиво, используя богатый словарный запас

6) пониманию поэзии и любви к ней

7) военному делу

8) разучиванию военных песен

3. В древнегреческом театре первый ряд занимали

А. греки из колоний

В. граждане старше 60 лет

4. Установите соответствие между понятиями и их определениями

А. полис 1) государственный строй Афин

Б. Народное собрание 2) город-государство в Древней Греции

В. демократия 3) орган власти, управлявший Афинами в

перерывах между собраниями граждан

Г) Совет пятисот 4) высший орган власти в Афинах

5. Место, где в Афинах располагался Совет пятисот, называлось

6. Создателем статуй Афины на Акрополе является скульптор

3. Переход к изучению новой темы:

Необходимо вспомнить из прошлых уроков:

1. Что такое демократия?

2. Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)

4. Какие преобразования осуществил Солон?

(Отменил долговое рабство, для решения государственных дел стали созывать Народное собрание, где участвовали все свободные граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании).

Учитель: Основы демократии в Афинах заложи Солон. В период войны с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. Флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

4. Изучение нового материала

1)​ Управление государством при Перикле.

2)​ Перикл, его друзья и враги.

На доске: тема урока.

1. Вступительное слово учителя.

Перикл – знаменитый вождь афинского демоса управлял в течение 15 лет. Сейчас мы познакомимся с этим человеком ближе.

Перикл был одним из тех редких людей, оказывающих влияние на ход мировой истории, меняя ее.

Отец Перикла был командующий в свое время греческим флотом, видный афинский деятель. Мать принадлежала самому влиятельному афинскому роду и была внучкой Клисфена, одного из зачинателей афинской демократии.
Сама судьба предрекала Периклу стать, по примеру отца, политическим деятелем. Но он долгое время всячески избегал этого. Причина – появившаяся с детства боязнь остракизма (изгнания). Перикл не раз был свидетелем, как нежелательного члена афинской общины изгоняли из полиса и лишали гражданства на 10 лет. Процедура была мрачной – если имя провинившегося жители города писали на глиняных черепках более 5 тысяч раз, его изгоняли. Остракизму были подвергнуты его отец и дядя. Это оставило глубокий след в душе маленького Перикла.

Перикл начал свою политическую деятельность в сложное для Афин время, в 472 г. до н.э. Ближе всего для него был средний класс, интересы которого он и стал защищать. Примкнув к демократической группировке, возглавляемой Эфиальтом, в 444 г. до н.э., Перикл стал лидером партии после его гибели. В том же году он был избран стратегом Афин. Эта должность позволяла ему единолично распоряжаться и военной силой полиса, и финансами. Высший руководящий пост полиса Перикл занимал 15 лет. Он видел Афины сильным и мощным государством, и делал все для укрепления положения своего города. Во многом благодаря реформам Перикла свое продолжение получила афинская демократия.

Блестящий оратор, он, по свидетельствам современников, выступал очень редко. Но если это происходило, оппонент в споре неизменно проигрывал неистовым речам Перикла. Многое было сделано им для развития культурного облика Афин. Перикл первым призвал к восстановлению храмов и назначил главным архитектором великого скульптора Фидия. С его указания было начато восстановление Акрополя, построен Парфенон, статуя Афины, храм Гефеста.

Его политическая жизнь закончилась смертью в результате разразившейся эпидемии чумы в 429 г. до н.э.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (п. 1 § 40 )

а) Прочитать текст.

б) Ответить на вопрос:

- Чем занималось Народное собрание в Афинах?

в) Заполнить таблицу (схема на доске).

hello_html_m50382fbc.jpg

Ответ : 1. Выбирало стратега. 2. Принимало законы. 3. Объ​являло войну. 4. Утверждало мирные договоры. 5. Распоряжалось казной.

3.​ Работа с историческим документом.

б) Беседа по вопросу к документу: что и кого осуждал в своей речи Перикл?

4.​ Рассказ учителя.

При Перикле афинская демократия достигла наивысшего рас​цвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большин​ства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.

5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (п.3 § 40 )

а) Прочитать текст.

б) Ответить на вопрос: кто были друзьями Перикла?

(обобщение и рассказ о врагах)

5. Закрепление изученного материала.

-​ Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его вер​ховной власти. В Древних Афинах существовала система кол​лективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.)

- Можно ли считать Афинское государство образцовым? (Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело мень​шинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.)

Цель: создать условия для изучения общественно-политического устройства в а Афинах в период правления Перикла.

Задачи:

  • обучающие: изучить направления преобразовательной деятельности Перикла в общественном и политическом устройстве Афин, их влияние на жизнь в афинском обществе;
  • развивающие: способствовать формированию умений анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать простые выводы;
  • воспитательные: на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма; воспитывать интерес уважение к истории разных народов мира.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний учащихся

Устный опрос:

- Как называли афиняне управление в своём полисе? (Демократия).

- Что такое демократия в переводе с греческого языка? (Демократия – власть народа).

- Из кого состоял демос? (Мелкие земледельцы, ремесленники, строители, скульпторы, художники, мелкие торговцы, гребцы, матросы на военных и торговых кораблях).

- Кто и когда заложил основы демократии? (Основы демократии заложил Солон в 594 г. до н. э.).

- Какие преобразования Солона способствовали зарождению демократии? (Солон отменил долговое рабство, ввел регулярный созыв Народного собрания, принимать участие в котором могли все граждане Афин, каждый гражданин Афин по достижении 30 летнего возраста мог быть избран судьей, богатые выходцы из демоса могли быть избраны на должность архонта).

III. Переход к изучению новой темы

- Прошло несколько десятилетий и в Афинах появился новый государственный деятель по имени Перикл. Он 15 раз начиная с 44 3г. до н.э. выбирался на самую главную должность в Афинах должность - 1 стратега. Его женой стала одна из образованнейших женщин Эллады Аспасия. Среди его друзей были ученый Анаксагор, поэт Софокл, скульптор Фидий, "отец истории" Геродот. Современный ученые считают, что при нем афинская демократия достигла своего расцвета. Так ли это мы и постараемся выяснить на сегодняшнем уроке.

Проблемный вопрос: Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцовой и не имеет недостатков?

IV. Изучение новой темы

План

  1. Управление государством при Перикле.
  2. Перикл, его друзья и враги.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (параграф 40, п.1, абзац 1, стр.191).

а) прочитайте первый абзац, ответьте на вопросы

- Кто принимал участие в Народном собрании?

- Как часто проходило Народное собрание?

- Какие вопросы решало Народное собрание? Как принимались решения?

- Кто не участвовал в Народном собрании?


в) составьте схему «Функции Народного собрания.


1. Выбирало стратега.

2. Принимало законы.

3. Объявляло войну.

4. Утверждало мирные договоры.

5. Распоряжалось казной.

- В Афинах, кроме должности стратега, было много должностей. Предположите, какие должности существовали? (Учащиеся высказывают свои предположения).

- Перикл пользовался доверием у демоса и стремился к тому, чтобы каждый гражданин Афин имел возможность принимать участие в управлении государством.

- Работая с текстом п.2 параграфа 40, определите, что нового привнес Перикл в демократическую систему. (По предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, платили деньги из казны. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

- Как вы думаете, укрепило демократию в Афинах принятие этих решений? (Принятие таких решений способствовало тому, что демос стал охотнее выполнять обязанности выборных должностей, ведь за это платили деньги, но с другой стороны, знать была недовольна этими изменениями, т.к. это лишало их возможности занимать эти должности).

V. Динамическая пауза

Учитель называет утверждение. Учащиеся, если согласны с утверждением, остаются на своих местах, если не согласны – встают; один из учеников, в случае несогласия, называет правильный ответ.

- Театр в переводе с греческого языка обозначает – праздник в честь бога Диониса.(Нет, встают. Театр - место для зрелищ).

- Парфенон - храм в честь бога Зевса. (Нет, встают. Парфенон - храм в честь богини Афины в Афинах).

- Амфора - древнегреческий сосуд для хранения вина и масла. (Да, остаются на своих местах).

- Главная площадь в Афинах- Пникс. (Нет, встают. Главная площадь называлась агора).

VI. Продолжение работы по теме урока

- V в. до н.э. называют золотым веком афинской демократии или веком Перикла. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию. Перикл заботился о благе государства, старался превратить родной город в центр культурной жизни. При Перикле был создан фонд для раздачи денег малоимущим гражданам денег на посещение театра, велось строительство Парфенона. Все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла. В Афинах у Перикла было много друзей, демос был предан и доверял Периклу. Но были и те, кто его ненавидел. Но враги Перикла – завистники и недоброжелатели из числа знатных – воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинён в неумелой трате громадной суммы.

– Как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов? Об этом мы узнаем, прочитав рассказ.

Продуктивное чтение по ролям (один ученик читает от лица Народного собрания, другой-от лица Перикла).

Народное собрание: – Сколько денег потрачено зря!

Перикл: – Находят ли граждане, что истрачено больше, чем нужно?

Народное собрание: – Да! Да! Слишком много!

Перикл: – Хорошо. Я верну в казну всё, что было потрачено на строительство. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке, на каждой статуе написать: "Построено Периклом! Построено на деньги Перикла! Возведено Периклом!"

Народное собрание: – Ещё чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими!

Перикл: – В таком случае утвердите мои расходы. Тогда все постройки и статуи будут ваши.

Народное собрание: – Мы согласны! Распоряжайся по своему усмотрению деньгами Афинской казны.

VII. Закрепление изученного материала

1. В Афинах в 5 веке до н.э. гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – участвовал в управлении государством? (да)

2. Демократия - это народовластие? (да)

3. В Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

4. Первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием? (нет)

5. Впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

6. На всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

7. Проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

VIII. Подведение итогов урока

- Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала деспотия - обожествление царя с целью укрепления его верховной власти. В Древних Афинах существовала система коллективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.)

- Вернемся к проблемному вопросу: Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцовой и не имеет недостатков? (Нет, так как правами и свободами в Афинах владело мень­шинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели и в управлении государством участия не принимали.).

- Вывод: В период правления Перикла Афины были самым могущественным ролисом Эллады, её культурным центром.

Читайте также: