Мир деятельности 1 класс 1 урок конспект

Обновлено: 02.07.2024


2. Общая характеристика курса по внеурочной деятельности Курс МИД состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I. Организационно-рефлексивная : формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная : формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

III. Познавательная : знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.

IV Ценностная : формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Учебный план курса предполагает выделение на изучение данного курса 1 час в неделю (возможно во второй половине дня или в рамках проведения классных часов).


Организация учебного процесса (система дидактических принципов, технология, типы уроков)

Выделяютсячетыре типа уроков в зависимости от их целей:

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

1. Мотивация к учебной деятельности.

С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

При этом осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность может быть организовано как на уроке курса МИД, так и на предметном уроке при выполнении соответствующего универсального учебного действия (в режиме пробного действия).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения впробном учебномдействии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии.Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия (или его актуализацию, если выполнение пробного учебного действия было организовано на предметном уроке).

3) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки ,выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в ходе предметных уроков решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма нового УУД вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение УУД.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе уточняются существенные особенности нового УУД, его роль и место в системе изученных учебных действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное УУД и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Данная структура урока графически может быть изображена с помощью схемы (рис. 1), помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптированном виде описывает структуру учебной деятельности, построенную на базе общей теории деятельности.

Учебное пособие с наклейками. Работая с наклейками ученик закрепляет новое знание.

Разрезной материал представлен в виде отдельной тетради. Предназначен для использования его на уроке для организации открытия детьми нового надпредметного знания и его закрепления в индивидуальной и групповой работе.

4. Ценностные ориентиры содержания курса по внеурочной деятельности

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны, начиная с гуманистических идей Эразма Роттердамского, и получили свое развитие в педагогических концепциях Я.А. Коменского и Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и А. Дистервега, К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Д. Дьюи и М. Монтессори, Л.В.Занкова и В.В. Давыдова. Особенностью нашего времени является то, что изменившиеся условия жизни остро ставят вопрос об их практической реализации в массовой школе как необходимом условии безопасности, успешного функционирования и развития человека и общества. Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Действительно, невозможно научиться плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем не отработав и не откорректировав все эти движения в воде. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а над предметный характер : нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.

Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Анализ этапов формирования универсальных учебных действий с позиций общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) показывает, что этапы 1 и 3 целесообразно проходить при изучении учебного содержания обычных школьных предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих общеучебных умений, а в последующем − для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.

Основные требования к метапредметным результатам

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать основные правила общения, уметь их применять.

Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.

Знать алгоритм исправления ошибок (1 класс), уметь его применять.

Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.

Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (1 класс), приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.

Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.

Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.

Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.

Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.


Организационно-рефлексивная линия

У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах,которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной дея тельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей рабо ты по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).

Что значит учиться? ( Два основных этапа учебной деятельности .)

Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).

Цель выполнения домашнего задания.

Выполнение инструкций, точное следование образцу. Са мопроверка своей работы по образцу.

Коммуникативная линия

Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят ос новные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. У чащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе.

Познавательная линия

У учащихся формируется представление о внимании вучебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

Как научиться быть внимательным.

Ценностная линия

У учащихся формируются пер вичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здо ровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающимиуспешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их при нятия на личностно значимом уровне.

Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.

Семья – мой помощник в учении.

Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.

Обобщение и систематизация знаний

Диагностика

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Учиться… А что это значит?

Основные цели:

Сформировать представление об учебной деятельности (два шага).

Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности.

Демонстрационный материал:

картинка с изображением весёлого Смайлика:

презентация Power Point для демонстрации на экране или интерактивной доске;

детали головоломки (выбирает учитель, учитывая возрастные особенности младших школьников).

Раздаточный материал:

детали головоломки-круга для этапа самостоятельной работы;

лучики из бумаги (желательно по количеству учащихся). На каждой стороне – по одному слову: слова не повторяются, с одной стороны лучика – положительное качество (трудолюбие, взаимопомощь, дружелюбие, настойчивость, целеустремлённость, воспитанность, умение слушать, организованность, ответственность, терпение, честность…), с другой – отрицательное (грубость, жестокость, трусость, жадность, зависть, лень, лживость, …)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Пока вы были на перемене, к нам в класс пришел гость.

Открыть на обычной доске изображение Смайлика.

– Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и ваш новый друг. Он, как и каждый из вас, пришел в школу первый раз и тоже в первый класс. Зачем вы пришли в школу? (Учиться.)

– Учиться – это особая работа. Теперь у вас тоже есть такая работа – УЧИТЬСЯ.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

– Смайлик никогда не грустил и всем дарил свою улыбку. Смайлик – от английского слова “ smile ”, что значит … “улыбка”. Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки.

– Но вот однажды улыбка исчезла с лица Смайлика.

Открыть на доске кадр с изображением грустного Смайлика .

– Прочитайте, о чём думал Смайлик. (Учиться… А что это значит?)

– А сейчас я вам предложу необычное задание: закройте глаза и поднимите руку те, кто считает, что знает, что значит учиться.

– Не опуская руки, откройте глаза и посмотрите, что получилось. Что видите? (Кто-то поднял руку, а кто-то нет.)

– Когда возникает трудность, надо подумать.

3. Выявление причины затруднения, постановка цели деятельности и осмысление проекта выхода из затруднения.

– Давайте думать вместе. Что нужно было сделать? (Нужно было поднять руку, если знаешь, что значит учиться.)

– Узнать, что значит учиться, – цель нашего урока.

По ходу рассказа учителя на слайде появляются две закрытые

Слова волшебницы включены в презентацию, поэтому эффектнее,

если вы включите запись голоса.

– Как вы поняли, что сказала волшебница? (Она сказала, что увидеть картинки будет возможно, если сам узнаешь, что значит учиться.)

– Сказала и … исчезла. А на месте доброй волшебницы остались детали головоломки.

Учитель показывает детали головоломки.

– Что будете делать с деталями? (Попытаемся собрать головоломку.)

4. Реализация проекта выхода из затруднения.

– А почему волшебница сказала, что сделать это надо обязательно самому? (…)

– Вспомните случай из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились. (…)

– Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас? Все-все сами?

– Какое же самое главное правило учения – одно для всех? (Учиться надо самому!)

– Молодцы! Конечно, учиться можно только самому, что бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол, …

– Как вы думаете, если только начинаешь чему-то учиться, сразу всё получается? (Может не получиться.)

Раздать детям наборы деталей головоломки.

– Попробуйте собрать головоломку сами.

Учитель даёт возможность детям попробовать (2 – 3 минуты).

– Смайлик тоже пробовал-пробовал собрать головоломку – не получается. Что делать? (Надо подумать.)

– Подумайте, почему не получается? Чего вы и Смайлик не знаете? (Не знаем, как собрать головоломку.)

– Как только Смайлик это понял, открылась первая картинка, которую оставила добрая волшебница. Хлопните дружно в ладоши, картинку и вы увидите. Три, четыре…

На слайде слева от Смайлика появляется первая картинка.

– Что нарисовано на картинке? (…)

– Что вам напоминает картинка? (Мы, как и Смайлик, пробовали сами собрать головоломку. У нас не получилось. Мы остановились и подумали, что мы не знаем?)

– Правильно! Значит, когда сам что-то делаешь и не получается, сначала надо понять что? Прочитайте. (Что я не знаю?)

– Повторите это правило за мной хором – оно тоже одно на всех!

– Когда вы поняли, чему вам надо научиться, то вы уже этому научились? (…)

– А как вы научились? Что вы делали после того, как поняли, чему надо научиться? (…)

– Когда вы учились чему-то, вы сами добывали нужные знания, или за вас это делал кто-то другой? (Сами.)

– Учиться можно только тогда, когда добываешь нужные знания как? Хором. (Сам.)

– Поэтому Смайлик решил сам найти способ, как собрать головоломку. Предлагаю и вам самим найти способ, как собрать головоломку. Обратите внимание на …

Далее учитель ненавязчиво помогает детям сначала фронтально с помощью наводящих вопросов, а затем индивидуально собрать головоломку.

Пока учащиеся собирают головоломку, учитель незаметно для них, открывает на слайде вторую картинку.

– Вы так увлеклись головоломкой, что не заметили, как открылась вторая картинка.

– Что на ней нарисовано? (…)

– Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

Дети пытаются дать свои ответы. Учитель помогает им, показывая по очереди на карточки, затем сам чётко формулирует полученный вывод:

– Вот так головоломка помогла вам и Смайлику узнать ответ на вопрос, что значит учиться.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Молодцы! А теперь встаньте, объединитесь в пары, повернитесь лицом друг к другу и покажите каким-либо движением, что вы будете делать, если что-то не получилось.

– Скажите, что вы сейчас изображали? (Если что-то не получилось, надо понять, что я не знаю.)

– А теперь изобразите, что вы будете делать после того, как поняли, что вы не знаете.

– А сейчас что вы изобразили? (После того, как мы поймём, что не знаем, сами будем добывать нужные знания, и тогда всё получится.)

– Вы поняли, что значит учиться? (Поняли.)

– Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

6. Самостоятельная работа

– У вас на партах лежит еще одна головоломка-круг. Вы когда-нибудь раньше собирали круг из таких деталей? (Нет.)

– Хотите научиться? (Хотим.)

– Картинки Смайлика помогут вам. Расскажите, как вы будете действовать? (Мы будем собирать круг сами.)

– Сделайте первый шаг. Назовите, чему вы должны научиться, что пока не знаете? (Мы не знаем, как собрать круг из этих деталей.)

– Что дальше? (Мы будем искать способ, как собрать круг.)

Дети собирают головоломку в течение 2 – 3 минут. Здесь важно так подобрать уровень трудности, чтобы большинство детей класса задание выполнили успешно. Учитель при необходимости индивидуально помогает детям найти логику сборки.

Затем вывешивает правильный вариант сборки на доску.

– Посмотрите внимательно! У вас так получилось?

7. Включение в систему

– Смайлик очень обрадовался тому, что сам смог найти ответ на вопрос, что значит учиться. Он светился, как солнышко. Что бы вы дорисовали Смайлику, чтобы он стал похож на солнышко? (Лучики.)

Раздать каждому ребёнку по лучику.

– Лучики лежат на ваших партах. Прочитайте, что написано на каждой стороне лучика.

– Какими бы вы хотели быть? Повесьте лучик той стороной, на которой написано, какими бы вы хотели быть.

Учащиеся прикрепляют свой лучик Смайлику.

– Прочитаем, какими вы хотите быть.

– Посмотрите, какой замечательный Смайлик-солнышко у вас получился! Он будет вашим талисманом. А что такое талисман?

– Открою напоследок ещё один маленький секрет. Те качества, которые вы выбрали, помогут вам учиться. Так в чём будет помогать вам ваш талисман? (Он будет помогать нам становиться лучше, будет помогать нам учиться.)

8. Рефлексия деятельности

– Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на своём первом в вашей жизни уроке? (Мы узнали, что значит учиться.)

– Учиться… А что это значит? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

4 Учиться … А что это значит?

Похожие презентации

Что? ___________________________ Какой? ____________________ _____________________ Что делает? Что делал? _________________ ________________ ____________.

Что? ___________________________ Какой? ____________________ _____________________ Что делает? Что делал? _________________ ________________ ____________.

- Мы делаем мир понятнее ДЛЯ ЧЕГО?

- Мы делаем мир понятнее ДЛЯ ЧЕГО?

Делала Елизавета никифорова 6 а.

Делала Елизавета никифорова 6 а.

Рекомендации по продвижению бизнес идеи. В бизнесе: Моделирование 3Д – Думай- Делай-Делай Моделирование 3Д – Думай- Делай-Делай Прототипирование 3Д –

Рекомендации по продвижению бизнес идеи. В бизнесе: Моделирование 3Д – Думай- Делай-Делай Моделирование 3Д – Думай- Делай-Делай Прототипирование 3Д –

Презентацию делали : Седельников Александр.

Презентацию делали : Седельников Александр.

Н. Ф. ( инфинитив ) что делать ? что сделать ? лицо число время род.

Н. Ф. ( инфинитив ) что делать ? что сделать ? лицо число время род.

Культура материальная духовная духовно-нравственная культура. Стремление человека к саморазвитию Желание делать работу лучше Отвечать за свои поступки.

Культура материальная духовная духовно-нравственная культура. Стремление человека к саморазвитию Желание делать работу лучше Отвечать за свои поступки.

40т 700кг 3250мм 3м25мм 407ц 4т7ц 47ц 3м250мм 3025мм 2в.68л. 268л.

40т 700кг 3250мм 3м25мм 407ц 4т7ц 47ц 3м250мм 3025мм 2в.68л. 268л.

Известно, что Цвета влияют на нас… А значит…. Мы можем создать определенное настроение с помощью красок Цвета влияют на нас… А значит…. Мы можем создать.

Известно, что Цвета влияют на нас… А значит…. Мы можем создать определенное настроение с помощью красок Цвета влияют на нас… А значит…. Мы можем создать.

Наш родной край. Наш поселок- часть большой страны. Как называется большая страна, где мы живем? Как называется наша Республика? Как называется наш поселок?

Наш родной край. Наш поселок- часть большой страны. Как называется большая страна, где мы живем? Как называется наша Республика? Как называется наш поселок?

Значимые моменты годичного цикла отмечают народные праздники.

Значимые моменты годичного цикла отмечают народные праздники.

Что такое любовь? Автор: Зінчук Ольга. Любовь – это награда полученная без заслуг, это одиночество двоих в огромном мире.

Что такое любовь? Автор: Зінчук Ольга. Любовь – это награда полученная без заслуг, это одиночество двоих в огромном мире.

Уроки по окружающему миру 1 класс и другие полезные материалы для учителя окружающего мира, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Урок окружающего мира в 1 классе "Как живут растения?"

Уроки

Урок отвечает принципам системно-деятельностного подхода с применением элементов развивающего обучения, ИКТ, дифференцированного обучения.


Почему нужно есть много овощей и фруктов

Уроки

Разработка конспекта по окружающему миру, тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов


Зачем мы спим ночью?

Уроки

конспект урока на тему Зачем мы спим ночью?


Конспект урока по окружающему миру 1 класс

Уроки

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Кто работает ночью"


Конспект урока по теме: "Когда появилась одежда?"

Уроки


Конспект урока по окружающему миру

Уроки

по программе Школа России


Уроки

Урок знакомит детей с различными группами животных, закрепляет знания о культурных и дикорастущих животных.


Урок в 1 классе по теме "Как живут растения" с использование платформы УЧИ.ру

Уроки

Тема урока: Как живут растения? Цель: Познакомить с условиями жизни растений, с жизненным циклом растений; Развивать логическое мышление, навыки монологической и диалогической.

Читайте также: