Конспект урока общая характеристика грибов

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, элементы технологии проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, ИКТ.

  • научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов как представителей самостоятельного царства живой природы;
  • описывать процессы питания и размножения грибов;
  • различать одноклеточные и многоклеточные грибы;
  • приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека;
  • демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
  • Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
  • Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой схему в текст и пр.).
  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
  • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы: “знаем-незнаем. постановка в ситуацию затруднения”.

Формы работы: парная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник “Биология” 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), коллекция муляжей “Шляпочные грибы”, таблица “Шляпочные грибы”.

1. Организационный этап.

2. Актуализация прежних знаний.

3. Актуализация знаний.

4. Постановка учебной задачи.

5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

7. Закрепление изученного материала.

8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (1 мин).

- Добрый день ребята.

2. Актуализация прежних знаний. (4 мин).

Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Дети отвечают (бактерии)

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:

1. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению с) перенесению неблагоприятных условий

у) паразитизму т) передвижению.

2. Палочковидные бактерии:

в) спириллы о) кокки з) вибрионы г) бациллы

У бактерий отсутствует:

а) оболочка о) ядро е) цитоплазма г) жгутик

4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

е) растения ц) бактерии в) водоросли у) грибы.

5. Бактерии-сапрофиты питаются:

а) минеральными веществами

у) органическими веществами живых организмов

е) водой и углекислым газом

ы) органическими веществами отмерших организмов

6. Бактерии-паразиты питаются:

в) органическими веществами живых организмов

ю) минеральными веществами

з) органическими веществами отмерших организмов

г) водой и углекислым газом

7. Изогнутые в виде запятой бактерии:

р) вибрионы с) спириллы в) кокки т) бациллы

а) кокки м) спириллы д) бациллы ю) вибрионы.

9. Бактерии, похожие на спираль:

а) кокки ф) бациллы ч) вибрионы р) спириллы.

10. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:

а) быстро размножаются т) не дышат, не растут

щ) могут не питаться и) могут образовывать споры.

11. Бактерии размножаются:

а) почкованием з) посредством половых клеток у) спорами

б) делением клетки

12.Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях ж) на улицах города

т) высоко в горах, в воздухе е) в помещении класса.

Для слабоуспевающих – подписать рисунок “Бактерии”

А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь.

Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть -
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?

- Совершенно верно - это гриб.

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Давайте правильно сформулируем тему, используя ключевые слова из проверочной работы:

(Дети отвечают: Царство Грибы).

Тема урока: Общая характеристика царства грибов (Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока).

4. Постановка учебной задачи. (4 мин)

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы– царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться на протяжении нескольких уроков.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (строение, процессы жизнедеятельности, значение).

- Правильно, в конце этого урока мы должны научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; а также демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

5. Усвоение новых знаний. (5 мин).

- Перечислите известные вам царства живой природы?

Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство?

– Что же такое грибы? Что это за загадочные создания?

Грибы – это своеобразные организмы. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись древние индейцы – ацтеки, да и само появление грибов после дождя считалось сверхъестественным, откуда они берутся? Одни связывали появление грибов с ударом молнии, другие верили, что грибы – это дело нечистой силы, изобретение дьявола, чтобы нарушить гармонию остальной природы. Пожалуй, в природе не было таких организмов, вокруг которых разгорались бы такие страсти. Долгое время органический мир делили на два больших Царства: “Растения” и “Животные”.

Какими признаками обладают растения? (зеленые, автотрофы, растут всю жизнь и неподвижны).

Какими признаками обладают животные? (гетеротрофы, активно двигаются, растут до определенных размеров).

И куда же отнести грибы?

Рассмотрим некоторые факты о грибах.

Факт 1: Грибы могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные.

Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами, как животные.

Проблема. Что же такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство?

Давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы.

Самостоятельная работа с учебником (5 мин).

Работа в листах самоконтроля (задания в паре)

Каждой паре даются разные задания. Каждый работает с учебником и заполняет схему на листочках. Выступает один из пары.

Задания для первой пары.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Питание грибов” и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках.

Задание для второй пары.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Строение грибов” и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.

Задание для третьей пары.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Размножение грибов” и подготовьте выступление (перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листочках.

Прочитать начало текста параграфа 13 на с 66 и подготовить выступление о количестве видов и местах обитания грибов.

Первичное закрепление. Подведение итогов работы в парах. (5 мин)

Как вы думаете, какую роль грибы играют в природе? А человеку они нужны?

Давайте вместе заполним таблицу “Роль грибов”, используя рис 39 учебника.

Роль грибов
в природе в жизни человека
+ - + -
Симбиоз с деревьями Вызывают болезни растений Получение лекарств Вызывают болезни
Участвуют в круговороте веществ пища Портят продукты питания, жилые постройки

6. Физ. минутка (1 мин).

7. Закрепление изученного материала (5 мин)

  • Хитин – это органическое вещество, характерное для клеток животных.
  • Грибница (мицелий) – тонкие белые нити (гифы), образующие тело гриба.

- Сколько видов грибов известно?

- Как грибы питаются?

- Как грибы размножаются?

- Из скольких клеток может состоять тело гриба?

- Сколько ядер может содержать клетка гриба?

3. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Выбрать правильное и неправильное суждение

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

2. Гифы - это корни.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).

5. Все грибы - это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

7. Все грибы – паразиты.

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

  • Да - 1, 4, 6, 8, 9, 10
  • Нет - 2, 3, 5, 7

4. Возвращаемся проблемному вопросу. Почему грибы относят к отдельному царству?

Сочетают в себе признаки и растений и животных

Имеют особенное строение тела (грибница (мицелий))

По своему химическому составу грибы близки к продуктам животного происхождения. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше, чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.

- Какие грибы вы знаете?

При сборе грибов нужно знать несколько правил:

- собирать только известные грибы;

- нельзя брать старые и поврежденные грибы;

- нельзя собирать грибы вдоль дорог.

  1. Нужно вызвать врача;
  2. До прихода врача больному проводят промывание желудка;
  3. Пострадавшему нужно дать активированный уголь;
  4. Уложить в постель и поить водой или крепким чаем;
  5. Для уточнения диагноза необходимо сохранить все не съеденные грибы.

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов. Грибы играют большую роль в природе и жизни человека. Ими можно отравиться.

8. Этап рефлексии.

1. Сегодня на уроке мне понравилось.

4. Мне не понравилось.

5.Достигли ли мы поставленных задач?

6. Настроение в ходе урока у меня (выбрать изображение, которое отражает ваше настроение).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать общее представление о Царстве грибов, их строении, жизнедеятельности, значении в природе, и в жизни человека.

Обучающие задачи

  • Рассмотреть особенности строения грибов
  • Выделить характерные признаки этих организмов
  • Познакомить с особенностями питания, размножения.

Развивающие задачи

  • Развивать умения учащихся работать с текстом, работать с информацией и преобразовывать её,
  • Учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
  • формирование у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение заданий, поиска решений проблемного вопроса

Воспитывающие задачи

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: технология развития критического мышления

Формы работы учащихся: работа с текстом, ответы на вопросы.

Метод обучения: проблемный. Почему грибы выделены в отдельное царство живой природы? Что объединяет порошок в пузырьке (учитель показывает флакон с пенициллином) и обычный гриб (показать шампиньон). В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.

Ключевые слова и понятия урока: царство грибов, гетеротрофный способ питания, плодовое тело, вегетативное тело (грибница), грибы- паразиты, шляпочные грибы, ножка, шляпка, плесневые грибы, гифы, способы питания грибов: грибы-паразиты, грибы-сапрофиты, грибы хищники, симбиоз. Способы размножения грибов: бесполое: частями грибницы, спорами, почкованием) и половое (специализированными клетками-гаметами)

Приветствие учащихся.

Создание психологической атмосферы урока: СЛАЙД

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!

- Какое великое разнообразие живых организмов населяет нашу планету! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся одним из видов живого организмов. Нам пришла посылка от лесных жителей. Что же они нам прислали давайте посмотрим. Учитель приглашает одного из учеников к доске.

Проблемный вопрос: Что объединяет порошок в пузырьке (учитель показывает флакон с пенициллином) и обычный гриб (показать шампиньон). Как вы думаете, что их может объединять? Запишите ваши ответы. В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.

Запишем тему урока. (Презентация, слайд 1,2)
Изучение нового материала

В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. (см. Презентацию) Наука о грибах – микология. Греческое слово “микес” – гриб. Родоначальник микологии – немецкий биолог Генрих Антон де Барии.

Внимательно посмотрите видео о грибах и подготовьте вопросы друг другу. (Видео: Грибы)

1.В чем причина смерти императора Клавдия? (Бледная поганка)

2.Что превращает в труху стволы деревьев? (гриб-трутовик)

3.Что за темные рожки можно встретить на колосьях ржи? (Грибы)

4.Сколько видов грибов описано? (Более 80тыс)

Физкультминутка. (Слайд)

А мы с вами продолжаем работать

Характеристика царства Грибы

Грибы — это особая группа ядерных организмов живой природы, насчитывающая около 100 тысяч видов. Наука, изучающая грибы, называется микологией. Грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные: тело гриба состоит из грибницы и плодового тела, грибница состоят из гиф- ветвящихся нитей. Признаки грибов схожие с растениями: неподвижность, неограниченный рост, питание путём всасывания воды и минеральных солей. Признаки грибов схожие с животными, отсутствие хлоропластов, питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы)

Грибы произрастают всюду — в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли. Грибы широко распространены в природе. Они делятся на 2 группы: низшие (состоящие из одной гигантской разветвленной клетки) и высшие (например шляпочные).

. Плодовое тело образовано шляпкой и ножкой (пеньком). По строению нижнего слоя шляпки различают трубчатые (с нижней стороны шляпки видны отверстия трубочек) и пластинчатые ( пластинки) грибы.

Грибы размножаются спорами. Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение – спорами; 3) половое размножение – слияние гамет. Шляпочные грибы размножаются спорами, они созревают под шляпками, распространяются по воздуху. При благоприятных условиях спора дает начало гифам, которые удлиняясь разветвляются и превращаются в грибницу, из которой образуется плодовое тело. Некоторые грибы приспособились к совместному проживанию с другими организмами (симбиозу) растениями или животными.
Микориза — широко распространенный в природе симбиоз гриба и растения, который характерен для шляпочных грибов. Широко распространены сахаромицеты(дрожжи), которые вызывают брожение. Грибы являются возбудителями многих болезней у растений и животных (головневый гриб, поражающий зерна злаков, паршу яблони, груши, картофеля, спорынья), их проростки проникают в стебли и листья растений, питаются их органическими веществами, а споры поражают другие растения. Употребление в пищу муки, засоренной спорыньей, вызывает у человека тяжелое отравление-эрготизм “антонов огонь”.

По типу питания грибы похожи на гетеротрофные бактерии, значит, они могут быть сапрофитами, паразитами, симбионтами и даже хищниками.

Грибы участвуют в круговороте веществ в природе. В почве они разлагают растительные и животные остатки, повышая плодородие почвы. Грибы богаты ферментами, которые используются при осветлении соков, переработке сырья в кормопроизводстве, в целлюлозной промышленности. Многие грибы съедобны. Некоторые пенициллы используют для получения сыров. С помощью грибов получают некоторые витамины. Наибольшее значение для человека имеют пекарские, пивные и винные дрожжи.

Вопросы к классу

1.Что такое грибы? (особая группа ядерных организмов живой природы)

2.Наука изучающая грибы? (Микология)

3.Какие признаки растений характерны для грибов? (Неподвижность, неограниченный рост, питание путём всасывания воды и минеральных солей)

4. Какие признаки животных характерны для грибов? отсутствие хлоропластов, питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы)

5.Какие собственные признаки характерны для грибов? (Тело гриба состоит из грибницы и плодового тела, грибница состоят из гиф- ветвящихся нитей)

6.На какие группы подразделяются грибы? (Высшие и низшие грибы)

7.Из чего состоит плодовое тело гриба? - (шляпки и пенька)

8.Как различают шляпочные грибы по строению нижнего слоя шляпки? (Трубчатые и пластинчатые)

9. Как называется взаимовыгодная связь двух организмов? (симбиоз)

10. Как называется сросшиеся корень и грибница- грибокорень? (Микориза)

11.На какие группы по типу питанию делят грибов? (Сапрофиты, паразиты, симбионты, хищники)

12.Какие грибы используют для получения антибиотиков? (пеницилл)

13.Какие способы размножения грибов вы знаете? (Вегетативное, бесполое, половое)

14. Каково значение грибов в природе. (Участвуют в круговороте веществ в природе, В почве они

Разлагают растительные и животные остатки, повышая плодородие почвы)

15.Каково значение грибов в жизни человека.

(Пищевая промышленность, производство антибиотиков, осветление соков, кормопроизводство, в целлюлозной промышленности, производство сыров

Вернуться к таблице заполнить ЗХУ (узнал)

Практическая работа

1.Смоделировать гриб

2.Подписать части гриба

Слайд. Каждая группа покажет свою модель и защитит ее, а теперь сравним ваш рисунок и рисунок на слайде. На сколько вы верно смоделировали гриб.

Выполните тест.

1. Наука, изучающая грибы:

2. Признаки животных, свойственные грибам:

А) Неподвижность, В) Постоянный рост, С) Поглотительная способность

D) Гетеротрофность, Е) Толстая оболочка клетки

3. Используют для получения антибиотиков:

А) Мукор, В) Аспергилл, С) Пеницилл, D) Сахаромицеты, Е) Шляпочные грибы

4. Образуют микоризу:

А) Сахаромицеты, В) Шляпочные грибы, С) Трутовые грибы, D) Плесневые грибы

Е) Головневые грибы

5) Из чего развиваются грибницы?

А) из пенечка гриба В) из покоящейся споры С) из плодового тела

Д) из прорастающей споры Е) из шляпки гриба

Выставление оценок. Комментарий оценок.

- Что интересного для себя вы узнали на уроке?

- Скажите, мы достигли цели урока? Почему грибы выделили в отдельное царство? Что объединяет порошок в пузырьке (флакон с пенициллином) и обычный гриб ( шампиньон)

Заполнить ЗХУ (Хочу знать)

Домашнее задание1) прочитать §6-7-8, ответить на вопросы

Рефлексия. Ребята перед вами лежат макеты грибов, если у вам понравился урок возьмите белый гриб, если не понравился урок возьмите мухомор и вместе с вами посадим грибы на лужок


царство грибы

Ключевые слова: царство Грибы, жизнедеятельность грибов, классификация грибов, шляпочные гpибы, плесневые, дрожжи, грибы-паразиты, съедобные и ядовитые гpибы, значение грибов.

Грибы — особое царство живых организмов, насчитывающее 100 000 видов. Строение грибов разнообразно — от одноклеточных форм до сложноустроенных шляпочных форм. Гpибы совмещают черты растений и животных.

Признаки растений:

  • неподвижность (отсутствие способности активно передвигаться)
  • неограниченный постоянный рост,
  • питание путём всасывания,
  • наличие клеточных оболочек,
  • размножение с помощью спор.

Признаки животных:

  • отсутствие пластид и способности к фотосинтезу,
  • наличие хитина в клеточных оболочках,
  • запасное питательное вещество гликоген.

Вегетативное тело гриба представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из нитей — гифов. Это признак, свойственный только грибам !

царство грибы

Жизнедеятельность грибов

Питание:

Дыхание:

Размножение:

  • вегетативное (частями мицелия)
  • бесполое (с помощью спор)
  • половое (слияние мужских и женских половых клеток)
  • почкованием (дрожжи)

Классификация грибов

Гpибы делятся на низшие и высшие. Низшие гpибы, как правило, одноклеточные opганизмы. У них все тело состоит из одной многоядерной клетки. Высшие гpибы — многоклеточные opганизмы.

Шляпочные грибы

Шляпочные грибы обитают в лиственных, хвойных и смешанных лесах.

Плесневые гpибы

К плесневым грибам относятся: мукор (белая плесень), пеницилл (зеленая или голубая плесень) и аспергилл (черная плесень). Черная плесень — сапрофит, поражает пищевые продукты, книги, обувь, одежду; размножается конидиями.

Дрожжевые грибы

дрожжевые грибы

Гpибы-паразиты

грибы паразиты

Съедобные и ядовитые грибы

Значение грибов:

  • участие в круговороте веществ
  • участие в почвообразовании
  • образование микоризы
  • пища для животных
  • сырьё для получения антибиотиков
  • использование в хлебопечении
  • использование в производстве алкоголя
  • использование в производстве сыров, кисломолочных продуктов
  • порча продуктов питания
  • разрушение построек
  • причина заболеваний растений, животных и человека

значение грибов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Общая характеристика грибов. Разнообразие грибов.

Цель урока : познакомить учащихся с характерными особенностями царства Грибы.

Образовательные : раскрыть основные особенности организации грибов: многообразие видов, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе, установить черты сходства и различия в строении грибов, растений и животных.

Развивающие : развитие умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить, делать выводы. Развивать личностные и образовательные компетентности.

Воспитательные : формирование научного мировоззрении, воспитание бережного отношения к природе, живым организмам, Всесторонне развивать личность ребенка и экологическое мышление.

Тип урока: Комбинированный.

Методы урока: словесный - рассказ с элементами беседы, демонстрацией таблиц, натуральных объектов, муляжей, микропрепаратов.

Оборудование : плодовые тела шляпочных грибов, модели грибов, таблицы, презентации.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

- Характерные признаки семейства Розовые.

- Значение растений этого семейства.

- Характерные признаки семейства Бобовые.

- Значение растений этого семейства

-Характерные признаки семейства Пасленовые.

- Значение растений этого семейства.

- Характерные признаки семейства Злаковые.

- Значение растений этого семейства.

3. Изучение нового материала.

Самое загадочное царство живой природы - Царство Грибы .

Первый письменный документ о грибах, дошедший до нас, относится к IV веку до н.э. Древнегреческий ученый Теофраст , которого считают "отцом ботаники", в своих трудах впервые описал шампиньоны, трюфели и некоторые другие, известные в те времена грибы.

Не смотря на то, что грибы издавна привлекали внимание человека, для ученых-натуралистов они долгое время оставались тайной: что ж такое грибы - животное или растение? Первую попытку классифицировать грибы, сделал Плиний Старший , выделив грибы съедобные и ядовитые, но и он не раскрывал, что представляют собой грибы.

"Отец систематики" Карл Линней одно время был склонен отнести грибы к животному миру, находя в них сходство с полипами. Известный французский ботаник Вайян называл грибы " произведением, нарушающим общую гармонию природы". Он говорил, что грибы - это растения без цветов, которое кажется созданным только для того, чтобы смущать самых талантливых исследователей.

Проблема: В чем же причина, по которой грибы очень долгое время не могли найти свое достойное место в системе живых организмов? Почему ученые долгое время спорили, что такое гриб - животное или растение?

- Современные биологи относят грибы к самостоятельному царству живых организмов.

- Наука, изучающая грибы, называется - микологией (от греч. "микос" - гриб, "логос" - учение).

- К грибам относят более 100 тыс. видов , имеющих разнообразное строение и образ жизни. Грибы распространен ы практически во всех географических зонах: их можно встретить в лесу и на полях, в почве и воде, в организме животного, растения и даже человека.

Общая характеристика царства Грибы:

1.Имеют клеточное строение. Клетки имеют 1-2 ядра, или несколько

2.В состав клеточной стенки входит хитин

3.Не имеют хлорофилла

4.В клетках есть вакуоли с клеточным соком

5.Запасное вещество — гликоген

6.При обмене веществ образуется мочевина

7.По способу питания — гетеротрофы, поглощают органические вещества путем всасывания

8.Растут на протяжении всей жизни

9.Могут размножаться половым, бесполым, вегетативным способами, преобладает размножение спорами

Среди грибов можно выделить одноклеточные и многоклеточные грибы.

Царство Грибов сочетает в себе свойства как растительного, так и животного организма.

Основные признаки, сближающие грибы

с растениями и животными.

Сходство с животными

Наличие клеточной стенки;

Питание растворенными веществами путем всасывания;

Размножение с помощью спор.

Наличие в клеточной стенке хитина;

Отсутствие хлорофилла и способности к фотосинтезу;

Гетеротрофный способ питания;

Запасное питательное вещество-гликоген;

Наличие в продуктах обмена мочевины.

- Что же общего у отвратительной плесени и тела подберезовика, ядовитого и пламенеющего в лесу мухомора и дрожжей? Все это грибы.

Симбиотические организмы: Медузомицеты (Дрожжи + уксусно-кислые бактерии) и лишайники (Гриб + одноклеточная водоросль).

Тело гриба представляет собой мицелий (грибницу) - разветвленную сеть тончайших нитей – гиф.

Толщина гиф не превышает 5-6 мкм, а общая длинна, может достигать сотни метров. Чем сильнее разветвлен мицелий, тем больше всасывающая поверхность, и, следовательно, гриб получит больше питательных веществ для роста и развития.

Одни гифы имеют перегородки, делящие их на отдельные клетки, а другие гифы не имеют таких перегородок и тогда тело гриба представляет собой как бы одну разветвленную клетку.

Продолжительность жизни грибов может варьировать от нескольких дней до нескольких лет.

Одноклеточные грибы - дрожжи - микроскопические размеры, а многоклеточный мицелий трутовика пронизывает ствол дерева от основания до вершины, образуя сложно устроенные плодовые тела внушительных размеров.

Грибы - это гетеротрофные организмы, т.е. им необходимы готовые органические вещества.

Грибы - сапротрофы - поселяются на мертвых остатках растений и животных, на продуктах питания, разлагают опавшие листья, древесину.

Грибы - паразиты - живут и питаются за счет живых организмов.

Грибы - хищники - встречаются редко; охотятся на мелких почвенных червей - нематод, коловраток, мелких насекомых.

Размножение грибов происходит бесполым и половым путем.

Бесполое размножение грибов осуществляется либо вегетативным путем: кусочками мицелия (попав в благоприятные условия, кусочки мицелия начинают разрастаться в новые особи), и почкованием; либо при помощи спор , которые образуются в специальных органах - спорангиях.

При половом процессе происходит образование зиготы, из которой путем ряда делений формируются споры, из которых в дальнейшем формируются новые особи.

Между грибницей и корнями деревьев возникает симбиоз, который полезен как растению, так и грибу. Гифы гриба, разрастаясь, проникают внутрь клеток корня растения, такое образование называется - микориза (от греч. "микос" - гриб, "риза" - корень). Мицелий гриба снабжает растение водой и минеральными веществами, поглощенными из почвы. Растение, в свою очередь, снабжает гриб органическими веществами, необходимыми для роста и развития.

Пле́сневые грибы́, или пле́сень — различные грибы, образующие ветвящиеся мицелии без крупных, легко заметных невооружённым глазом, плодовых тел.

В строении плесневых грибов - ветвящиеся гифы, образующие грибницу, или мицелий. Гифы гриба расположены на поверхности или внутри субстрата, на котором поселился гриб. В большинстве случаев плесени образуют грибницы больших размеров, занимающие обширную поверхность. У большинства плесневых грибов грибница поделена на клетки.

Размножение плесневых грибов происходит половым путем, бесполым или вегетативным. Размножение плесневых грибов осуществляется с огромной скоростью.

При половом размножении половые клетки соединяются, образуя зиготу. В бесполом размножении основную роль играют споры. Споры содержатся внутри– конидий. Бесполое размножение – главный способ размножения плесневых грибов.

Дрожжи – это грибы, которые не формируют классический мицелий, а их вегетативные клетки размножаются почкованием или делением. Дрожжевые грибы могут жить как отдельные одиночные клетки в течение всего жизненного цикла. С древних времен дрожжи широко используются человеком, так как эти грибы участвуют в процессе спиртового брожения. Это свойство дрожжей применяют в производстве спирта и спиртсодержащих продуктов, виноделии, хлебопечении, кондитерском деле, продукции кормового белка для питания скота.

Много видов плесневых грибов обладают патогенными свойствами, то есть могут спровоцировать заболевания человека, животных, растений. Другие виды плесени вредят хозяйству человека, потому что портят пищевые продукты, в том числе овощи и фрукты, при длительном хранении, вызывают повреждение лесоматериалов, тканей.

Итог. Д/з. Прочитать параграф. Выполнить задание.

– Самым ядовитым грибом является бледная поганка.

– Американский биолог Дречслер в 1935 г. впервые описал хищные грибы.

– Некоторые грибы светятся, например опенок.

– Грибы могут издавать запахи.

– В 1881 г. русский ученый Ф.М. Каминский впервые выявил и изучил микоризу.

– На севере штата Мичиган (США) был найден гриб, масса грибницы которого может достигать 100 т, а занимаемая им площадь – примерно 15 га. Возраст этого гиганта – 1,5 тыс. лет.

Выпишите номера правильных суждений.

1. Грибы - это низшие растения.

2. Все грибы - многоклеточные организмы.

3. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

4. Грибы имеют грибницу и мицелий, состоящий из нитей-гифов.

5. В клеточных стенках грибов, имеется органическое вещество - хитин.

6. Микориза - это то же, что и мицелий.

7. Грибы размножаются только бесполым путем.

8. Мицелий - это симбиоз корней дерева и грибницы гриба.

9. Грибы растут в течение всей своей жизни.

10. Из некоторых грибов можно получать антибиотики.

Значение грибов в природе:

участвуют в образовании гумуса

разлагают органические остатки

пища для животных

грибы - паразиты, участвуют в регуляции численности животных и растений.

участвуют в образовании микоризы, тем самым увеличивая поглотительную способность корней растений.

использование в молочной, хлебопекарной и пищевой промышленности

получение витаминов В1 и В2, антибиотиков.

использование в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений

вызывают заболевания и отравления

вызывают загнивание пищевых продуктов, овощей и фруктов

А настоящие грибы-хищники проявляют чудеса изобретательности при ловле добычи: протистов, коловраток, мелких насекомых и других животных. Развиваются такие грибы в почве и на растительных остатках, тело жертвы служит не средой обитания, как у паразитов, а только пищей. Часто размеры жертвы превышают размеры хищника!

У грибов-хищников образовались различные ловчие приспособления. Например, клейкие выросты мицелия, клейкие сети из множества колец. Ловля нематод этими сетями напоминает ловлю мух на липкую бумагу. Переваривание пойманной и обездвиженной добычи длится всего около суток.

Интересна история открытия хищных грибов. Михаил Степанович Воронин, будучи в Европе, заехал к известному ботанику Георгу Фрезениусу. Воронин много слышал о нем от своего учителя Антона де Барии, которого Фрезениус учил еще в школьные годы. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте, два ученых разговаривали практически на равных, и Воронин, с интересом слушавший рассказы о работе с грибами, паразитирующими на беспозвоночных, попросил разрешения посмотреть препараты. Его внимание привлек гриб артроботрис (А rthrobotrys ), открытый и описанный Фрезениусом. Старый ученый сказал, что в почве он мирно уживается с червями-нематодами. Воронин стал наблюдать, как прорастают споры этого гриба, и заметил, что кроме обычных гиф на отдельных нитях образуются петли – появляясь одна за другой, они образуют целые сети. Такого он еще не встречал! Зарисовав гриб, Михаил Степанович задумался и вспомнил слова Фрезениуса о нематодах. А не мог ли он ошибиться, решив, что гриб и червь мирно уживаются? Воронин дал первое описание гриба-хищника, но окончательно его догадка подтвердилась только в конце XIX в.

Современная классификация грибов основана на "международном кодексе ботанической номенклатуры" 1994 года.

Отдел Хитридиомикота - насчитывает около 900 видов - (внутриклеточные паразиты водорослей, реже высших растений).

Отдел Зигомикота - насчитывает около 1 тыс. видов - (например, серая плесень - мукор).

Отдел Аскомикота - насчитывает около 30 тыс. видов - (дрожжи, пеницилл, сморчки, строчки, трюфели, зеленые мучнисто-росяные грибы).

Отдел Базидиомикота - насчитывает около 25 тыс. видов - (съедобные и ядовитые шляпочные грибы, паразитные, ржавчинные и головневые грибы).

Гарибова, Л. В.; Лекомцева, С. Н. Основы микологии: Морфология и систематика грибов и грибоподобных организмов. Учебное пособие. — М. : Т-во научных изданий КМК, 2005. — 220 с. — ISBN 5-87317-265-X .

Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1996.

Демьянов Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1996.

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. “Вако”, Москва, 2005.

Читайте также: