Конспект урока духовная жизнь обществознание

Обновлено: 05.07.2024

Урок разработан для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Базовый уровень.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Сфокусировать внимание учащихся на новой теме духовной жизни человека и вызвать интерес к изучению нового материала.
  2. Подвести учащихся к пониманию важности значения данной темы в жизни человека и общества.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества;
  • узнать чем духовный человек отличается от бездуховного;
  • дать характеристику моральным ценностям;
  • выделить основные типы мировоззрения.

Формировать умения и навыки:

  • высказывать мнение о собственном понимании по данной теме;
  • уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку;
  • использовать информацию, полученную в сети Интернет.
  • Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека;
  • способствовать выбору верных ориентиров в жизни;
  • убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.

МЕТОД: ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ УСТАНОВКА, КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.

Ход урока

СЛАЙД 1.

Тема урока: Духовная жизнь человека.

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3.

Цель урока: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека.

План изучения нового материала:

  1. Духовный мир человека.
  2. Духовные ориентиры личности.
  3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

СЛАЙД 4.

В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу.

Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

СЛАЙД 5.

Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику.

Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

ВОПРОС: Как вы думаете, есть ли связь между духовной и материальной культурой? (обсуждение вопроса)

СЛАЙД 6.

ВОПРОС: Как вы думаете, от чего или от кого зависит духовный мир человека? (обсуждение вопроса)

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

СЛАЙД 7.

ДУХОВНОСТЬ БЕЗДУХОВНОСТЬ
Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

СЛАЙД 8.

Переходим ко 2-ому вопросу плана урока.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ЛИЧНОСТИ?

МОРАЛЬ – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

ЦЕННОСТИ – это, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

ИДЕАЛ – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

СЛАЙД 9.

РАБОТА В ГРУППАХ С МАТЕРИАЛАМИ УЧЕБНИКА

Класс делится на группы, каждая группа получает задание.

  • Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества;
  • Определите, какие моральные установки личности сформулировал немецкий философ Иммануил Кант.
  • Перечислите виды ценностей.

СЛАЙД 10.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ:

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры которые на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности.

Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ТАК УЖ ЛИ НЕОБХОДИМО ЧЕЛОВЕКУ САМОВОСПИТАНИЕ? ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ? ВЕДЬ У ВАС ТАК МНОГО ВОСПИТАТЕЛЕЙ: РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ… (обсуждение вопроса)

СЛАЙД 11.

Переходим к 3-ему вопросу плана урока.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

СЛАЙД 12.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ОБЫДЕННОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ НАУЧНОЕ
Возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, опирается на жизненный опыт, поэтому его ещё называют житейским. Его основой являются религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, Талмуд, священные книги буддистов и ряд других. Опирается на достижения науки, включает в себя научную картину мира.

СЛАЙД 13.

Подводим итог изучения 3-его вопроса плана урока.

ВОПРОС: В ЧЁМ СОСТОИТ ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? (обсуждение вопроса)

ВЫВОДЫ:

  1. Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.
  2. Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.
  3. Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

СЛАЙД 14.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

В учебном пособии представлен отрывок из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова. Читаем документ, разбираем вопросы и задания к документу.

СЛАЙД 15.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

  1. Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров.
  2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности человека.
  3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Духовная культура общества - совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

Институты культуры - учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Духовный мир человека - это знания, вера, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Культурные ценности - это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.

Культурные нормы - правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения.

Ключевые слова

Духовная культура, материальная культура, институты культуры, духовные ценности, духовная жизнь.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. Стр.47 - 64; 203 – 210.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое духовная культура. Этот вопрос волновал многих философов. Согласно теории немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы. Эта сила заключается в творческих способностях человека. Результаты этого творчества и представляют собой духовную культуру. Внутренний мир человека и его духовная деятельность, например, обычаи, традиции, созданные им законы, достижения науки все вместе являются духовными ценностями.

Основные духовные ценности:

Мировоззренческие – формируют взгляд на целостность картины мира. Это прошлое и настоящее, память. Это ценности, которые определяют место человека в мире и его отношение к нему. К ним относятся творчество, гуманизм, свобода. Они очень близки к нравственным ценностям, которые определяют поведение человека, предписывая ему как должно быть.

Эстетические ценности дают представление о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом и связаны с гармонией жизни, стремлением к равновесию, совершенству.

Религиозные ценности связаны, прежде всего, с такими понятиями как вера, смирение, любовь к Богу, ближнему.

Для удовлетворения своих потребностей люди создают культурные институты, которые выполняют определенные функции. Это социальные институты, призванные удовлетворять потребности общества в новых знаниях и их передачи последующим поколениям, также потребности решения духовных вопросов. К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, религия, мораль, образование, искусство.

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио – это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция как социализация – усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о функциях культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Познавательная функция духовной культуры дает целостное представление о народе, стране.

2) Оценочная функция не имеет отношения к отбору ценностей, обогащению традиций

3) Функция социализации направлена на усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей.

4) Роль информационной функции в обмене знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений незначительна.

Правильный вариант/варианты: 1,3

2. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое – вот основные ____________ ценности.

_________________ ценности, определяющие отношение к человеку и его месту в мире.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №________

Вид занятия (тип урока): комбинированный урок Норма времени: 90 мин

Познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества; узнать чем духовный человек отличается от бездуховного; дать характеристику моральным ценностям; выделить основные типы мировоззрения.

Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека; способствовать выбору верных ориентиров в жизни; убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.

Формировать умения и навыки:

высказывать мнение о собственном понимании по данной теме; уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку; использовать информацию, полученную в сети Интернет.

Обеспечение занятия

Технические средства обучения: диапроектор, компьютер

Литература основная: Важенин А.Г. Обществознание. СПО. – М.Просвещение, 2017.

Литература дополнительная: 1. Политические системы современных государств. А.Ю.Мельвиль. – М.:Аспект Пресс,2012

2. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 352 c.

3. Боровик, В. С. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для ссузов / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. — М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 447 с. — (Учебники для ссузов).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Студенты должны уметь: применять полученные знания в жизни, анализировать и сопоставлять явления, разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Задания и упражнения для обсуждения.

Задание 1.

Каждый человек в обществе занимает определенное положение. Оно предполагает определенные права и обязанности и называется _______________________________ ,

статусы, которые человек получает от рождения независимо от своей воли (пол, национальность,

семейная принадлежность и т. д.)

статусы, которые приобретаются в результате свободного выбора и целенаправленных усилий (профессия, спортивные достижения и т.п.).

Любой человек занимает несколько позиций. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, называется __________________________________.

Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называет ______________________ или интегральным.

Расставьте эти статусы по убыванию в соответствии с их значимостью (подпишите цифры):

таксист, врач, продавец, инженер, полицейский.

________________ — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

________________ — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. __________________________ – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус.

Совокупность социальных ролей, вытекающих из данного социального статуса, называется ______________________________________ .

Социологи выделяют следующие виды _______________________________:

_____________________ — конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

____________________ — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

____________________ — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Задание №2:

Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатства и богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, а следовательно тем меньше бедных и нуждающихся. А как вы думаете? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Задание №3:

Одни полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делаю, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в период экономических кризисов, войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Задание 4.

Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.

- Назовите признаки понятий “социальная мобильность”, “социальный статус”, “социальная роль”.

- В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на конкретных примерах.

Задание 5. Согласны ли вы со следующими суждениями:

1. Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества.

2. Причинами горизонтальной мобильности служат: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов и др.

3. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью

4. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страны в другую.

Задание 6. Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.

- Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?

- В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

- Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему?

Устные ответы, обсуждение

Устные ответы, обсуждение

Устные ответы, обсуждение

Устные ответы, обсуждение

III Изучение новой темы

1. Этап мотивации. Формулирование темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы узнаем из чего же состоит духовная жизнь человека.

2. Объяснение нового материала.

Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

Культура — явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции — стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Запись темы в тетрадях

Составляют краткий конспект нового материала

Запись в тетрадях:

культура — это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты.

Традиции — стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности.

Работа с учебником: стр 81-82 и заполнение таблицы

Приспособления к окружающей среде

Благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе.

накопления, хранения и передачи культурных ценностей

позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций

Целепола -гания и регулирования жизни общества и деятельности человека

В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития.

Дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества.

Обеспечивает взаимодействие между людьми и общности-ми, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры.

Заполняют таблицу самостоятельно

Работа с учебником: стр 81-82 и заполняют таблицу

Заполняют таблицу самостоятельно

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками.

Ну а если, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур, они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур.

Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием.

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогресс, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда — все это влечет за собой интернационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения техники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художественного творчества.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры — к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Народная культура — это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей народной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,— это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она находится в постоянном употреблении.

Пока бабушки рассказывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится всего лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Народная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

В рамках отдельного общества можно выделить:
* высокую (элитарную)
* народную (фольклорную) культуру

* массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Среди того многообразия культур, что прошли перед нами, есть одно разделение, особенно важное для наших дней,— это существование массовой и элитарной культур. Именно это противопоставление во многом определяет культурную картину современного общества.

Элитарная культура рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Элита, являющаяся потребителем такой культуры,— это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная творческими задатками часть общества. Именно она обеспечивает культурный прогресс. Элитарная культура является источником идей, приемов и образов для массовой культуры.

Массовая культура — явление в истории человечества достаточно молодое.

Сложилось оно в XX в. в связи с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриального общества. Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью.

Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить:

— Массовая общеобразовательная школа

- Средства массовой информации

— Система национальной идеологии и пропаганды

— Массовые политические движения

— Массовая социальная мифология (паранаучные учения, слухи, сплетни)

— Индустрия развлекательного досуга

— Индустрия оздоровительного досуга

— Разного рода игровые комплексы ( игровых автоматов, компьютерные игры)

- Для чего обществу нужна культура?

- Какую пользу она приносит?

- Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Из вышесказанного можно сделать вывод, что культура — это сложное явление для освоения которого нужен определенный опыт и систематическая работа. Обывательские представления о культуре зачастую искажают ее смысл. Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать ее явления. Научитесь не отвергать то, что вам не понятно с первого взгляда, попробуйте в этом разобраться. Культурный человек терпим и толерантен. Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, но при этом стремитесь избегать однозначных поспешных выводов. Это не только противоречит самому духу культуры, но и часто выглядит просто глупо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: создать условия для формирования представлений о взаимодействии искусства и духовной жизни общества.

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества

1. Раскрыть сущность и особенности искусства.

2. Раскрыть основные функции искусства

Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

2) развивать навыки устной коммуникации (развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

-воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважение мнения других,

-формировать активную жизненную позицию,

-воспитывать эстетическую культуру.

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала.

Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.

Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с применением коммуникативных технологий.

Формы работы обучающихся на уроке: индивидуальная (домашнее опережающее задание), фронтальная, работа в парах и группах.

Методы и приемы обучения: диалог, дискуссия, демонстрация презентаций, самостоятельная работа с текстами раздаточного материала, оформление схем, кластера, рефлексия, взаимооценка деятельности.

Основные понятия: искусство, виды искусства, эстетика,

Структурно-логические связи:

- Межпредметные: Литература. (Понятие литературы как вида искусства).

История. Культурное развитие России на современном этапе.

ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Основная цель урока: создать условия для формирования представлений о взаимодействии искусства и духовной жизни общества.

Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества

1. Раскрыть сущность и особенности искусства.

2. Раскрыть основные функции искусства

Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

2) развивать навыки устной коммуникации (развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

-воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважение мнения других,

-формировать активную жизненную позицию,

-воспитывать эстетическую культуру.

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала.

Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.

Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с применением коммуникативных технологий.

Формы работы обучающихся на уроке: индивидуальная (домашнее опережающее задание), фронтальная, работа в парах и группах.

Методы и приемы обучения: диалог, дискуссия, демонстрация презентаций, самостоятельная работа с текстами раздаточного материала, оформление схем, кластера, рефлексия, взаимооценка деятельности.

Основные понятия: искусство, виды искусства, эстетика,

Структурно-логические связи:

- Межпредметные: Литература. (Понятие литературы как вида искусства).

История. Культурное развитие России на современном этапе.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1.Организационный этап (2 мин.)

а) приветствие обучающихся;

б) проверка явки и готовности к уроку.

2. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала: (5мин.)

Учитель: Ребята, в этой колбе находится вода. Представьте себе, что в данный момент вы находитесь на уроке химии . Опираясь на знания по этому предмету, скажите, что вам известно о воде (ожидаемые ответы учащихся: жидкость без цвета и запаха, формула воды). Именно так отражается вода в науке.
А теперь послушайте, как вода описывается в стихотворении:

Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.

Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

- Вы почувствовали разницу? Какое описание воды вам понравилось больше? Давайте из этого стихотворения выберем слова, (художественные средства языка) которыми поэт характеризует воду (учащиеся называют слова: главное таинство, главное чудо планеты, жизни самой сердцевина, плазма планеты).

- К какому компоненту духовной жизни общества относится стихотворение как литературное произведение? (ожидаемый ответ учащихся: к искусству).

Вы догадались, что наш урок посвящен искусству.
Искусство, как и наука, религия, мораль, является элементом духовной жизни.

Посмотрите на экран и давайте попытаемся вместе поставить задачи урока, руководствуясь обозначенной темой.

На слайде план изучения темы:

1. Что такое искусство, его виды.
2. Особенности и назначение искусства.
3. Эстетическая культура.

4. Духовная жизнь современной России.

(обучающиеся записывают тему урока в тетрадях).

Вовлечение обучающихся в постановку цели и задач урока: исходя из плана, сформулируйте цели.

Раскрыть сущность, особенности, виды и функции искусства и получить представление о роли искусства в жизни человека и общества.

-Предлагаю Вам быть активными на уроке. Каждый из вас получит оценку за работу на уроке.

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

1. Что такое искусство.
Учитель: -Сегодня нам предстоит познакомиться с новым элементом духовной культуры – искусством.

Есть ли у вас какие-то свои предположения относительно определения этого понятия? (ответы обучающихся).

Понятие искусства имеет несколько определений. Посмотрите определения искусства на экране.

1. Искусство – это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
2. Искусство – это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

3. Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.

Итак, мы выяснили с вами, что такое искусство (форма художественного познания, художественное творчество, которое существует …в разных видах).

У вас есть распечатаны эти определения, мы будем к ним обращаться по ходу урока.

- Вы изучали уже многие виды искусства. Скажите, на каких уроках?

Схемы классификации видов по ходу доклада составляете в тетрадях.

С помощью разных видов искусства можно представить одно и то же событие. Вспомните, какой праздник наш народ отмечал на каникулах. Какому историческому событию он посвящен? Каких героев этих событий вы помните?

Какие произведения искусства посвящены этим героям?

А теперь посмотрите внимательно на эту картину. Какому событию она посвящается?

Это картина художника

Этот же герой представлен с помощью другого вида искусства – скульптуры.

А теперь послушайте музыку, посвященную этому же герою.

Итак, авторы-творцы используют разные способы передачи собственного видения окружающего мира, событий, явлений.

А сейчас со словами картина, музыка, памятник, искусство составим кластеры. Подбираете определения и составляете предложения с этими словами. Постарайтесь что-то особенное отметить в этих произведениях искусства. Работаем в парах.

Прочитайте вслух результаты своей творческой работы.
Учитель: Переходим к решению следующей задачи. Каковы особенности искусства как формы познания?

Прочитайте 3-ю часть определения, которое вы записали в тетради. Искусство - это художественное освоение мира в форме художественного образа.

Результатом научного познания что является?( теории, законы, формулы) , то результатом познания в искусстве являются художественные образы.
Почувствовали что же такое художественный образ? Прочитайте определение этого понятия в вашей карточке.

Художественный образ – это результат освоения мира, отражение действительности, он обладает свойствами реально существующего предмета, но не является самим предметом, событием, явлением. Запишите в тетрадях эту особенность искусства:

1) использование художественных образов;

4) субъективность искусства (задача искусства не в том, чтобы правильно, достоверно изображать окружающее, а в том, чтобы пробуждать в людях чувство прекрасного). Фотоаппарат тоже способен отражать мир, но только фотохудожник может сделать фотографию произведением искусства, есть даже такое выражение: произведения искусства смотрят на нас глазами и душой автора. В искусстве огромна роль фантазии и воображения познающего (написать на доске: воображение, фантазия). А у каждого творца они индивидуальны, разные.

5) законченность авторских произведений (каждое произведение искусства имеет своего автора, имя которого остается на века. (Пример с зодчими храма Василия Блаженного).

6) достижение синтетических видов искусства (в начале ХХ века композитор Скрябин предпринял попытку создать синтез мелодии, световых и цветовых эффектов (светомузыка, без которой вы сегодня не обходитесь).
Учитель: Было бы неправильно говорить об искусстве только как форме познания окружающего мира. Назначение искусства значительно шире. В чем оно состоит? Как вы думаете, какие функции выполняет искусство в обществе? (воспитательная - формирует личность, чувства, мысли людей: пропускаем через сердце, душу; формирует эстетические вкусы и потребности человека, доставляет людям удовольствие)…………

В искусстве не существует поступательного развития.

Не зависит от опытного знания и материальных потребностей общества

Таким образом, мы познакомились с особенностями искусства. А теперь сравним их с особенностями науки и религии.

Самостоятельная работа в группах. Выявление черт сходства и различия искусства и науки (1 ряд), искусства и религии (2 ряд), используя статьи учебника.

Итоги сравнения озвучить вслух

Учитель: Было бы неправильно говорить об искусстве только как форме познания окружающего мира. Назначение искусства значительно шире. В чем оно состоит?

-Прочитайте это высказывание и сформулируйте проблемный вопрос.

-Что нам сегодня предстоит выяснить?

Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства? (проблема)

Вам необходимо высказать свою точку зрения. Что вам известно о значении искусства? Приведите несколько объяснений, зачем нужно искусство. Какую роль играет искусство в жизни людей?

-Чтобы более полно ответить на данный вопрос, познакомимся с функциями искусства.

Функции искусства

Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности

Общественно-преобразующая - оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества

Внушающая - воздействие на подсознание людей, на человеческую психику

Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей

Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира

Предвосхищения – способность предвосхищать будущее

Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека

Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, оно призвано доставлять людям удовольствие

Познавательная – выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Вот теперь давайте с учетом полученных знаний ответим на поставленный вопрос: Зачем нужно искусство?

-воспроизводит в художественных образах все, что интересно человеку в жизни;

-раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброту, достоинства личности;

-осмысливает и преобразовывает жизнь, познает ее;

-восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия.

Скажите, каждый ли человек имеет отношение к искусству? Согласитесь ли вы с высказыванием Достоевского?

А вы чувствуете себя причастными к искусству, чем вы увлекаетесь из художественного творчества, какие виды искусства нравятся вам?

Спасибо. Видите, оказывается, все вы тоже как-то причастны к искусству.

Изучает искусство наука эстетика. Чтобы понимать искусство, этому нужно учиться. Это не дается с рождения. Умение воспринимать прекрасное, изучать и знать его – это есть эстетическая культура. И эту культуру нужно в себе воспитывать.

Мы живем сейчас в демократическом обществе, и у нас есть все возможности, чтобы изучать и развивать культуру, заниматься каким-либо творчеством. Давайте обратимся к нашей Конституции и вспомним культурные права человека.

Нужно беречь культурные ценности. Вспомним одну из обязанностей граждан России.


«Невежество – это отсутствие знаний, бескультурность. Враг – это объект, от которого исходит угроза. В силу своей безграмотности невежественные люди являются источником опасности для искусства, потому что они не понимают, что произведения искусства являются величайшей ценностью.

Приведите примеры невежественных поступков. (вандализм) После действий вандалов в Древнем Риме (уничтожили скульптурные конные памятники Рима (их было 22, остался один) при завоевании Рима) акт уничтожения произведений искусства люди стали называть вандализмом.

Примером вандализма является взрыв Храм Христа Спасителя в 1931г.

Этот храм сегодня - символ не только искупления грехов наших предков, но и символ национального и культурного возрождения России .

Слова Д. Кеннеди – это предостережение ныне живущим и будущим поколениям людей.

И руководство нашей страны уделяет этому большое внимание. Перед вами документ. Это выступление В.В. Путина - Президента нашей страны.

- Скажите, а почему нынешний 2014 год назван Годом культуры?

Цель какая? А почему? Наверное есть какие-то проблемы в нашей стране в духовной жизни?

Вы получали задания: оценить нынешнюю ситуацию в духовной жизни России. И сейчас вы попробуете выступить в роли критиков культуры. 1 ряд покажет проблемы и недостатки в духовной жизни России, а 2 ряд постарается доказать, что все не так плохо и продемонстрировать успехи в современной отечественной культуре.

5. Закрепление и применение знаний – 10 мин.

- Повторим, что мы узнали, ответив на вопросы:

1). Что такое искусство?

2). Перечислите особенности искусства

3). Назовите основные виды искусства.

4). Перечислите функции искусства

6. Подведение итогов. Рефлексия. – 7 мин.

6.1. Подведение итогов.

6.2. Рефлексия деятельности учащихся на уроке.

-Я предлагаю оценить работу одноклассников на данном уроке, поставив оценку по заработанным баллам.

Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.

-Что вам понравилось на уроке?

-Что не понравилось?

-Чему вы научились на уроке?

7. Выдача домашнего задания – 3 мин.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Читайте также: