О системном по и системах программирования конспект 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

2. Развивающая – развить информационную культуру и умения определять, к какому программному обеспечению относится конкретная программа.

- понятие и термины: программное обеспечение (ПО), базовое ПО, системное ПО, операционная система, интерфейс, драйвер, утилиты, прикладное ПО, системы программирования;

- Программный принцип работы компьютера, понятие программного обеспечения, типы программного обеспечения, понятие операционной системы, функции и элементы интерфейса операционной системы.

- Различать программное обеспечение по назначению; понимать с помощью каких программных средств, какие информационные задачи можно решать; сопоставлять ПО и определённый вид профессиональной деятельности человека.

ВложениеРазмер
programmnoe_obespechenie_7_kl.doc 332.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ В 7 КЛАССЕ

Тип урока: изучение нового материала и закрепления полученных знаний, практическая работа на ПК

  1. Образовательная – дать преставление о составе программного обеспечения компьютера:
  • назначении системного ПО, назначение ОС и программ, которые относятся к системному ПО;
  • назначении программ, которые относятся к прикладному ПО;
  • назначение систем программирования.
  1. Развивающая – развить информационную культуру и умения определять, к какому программному обеспечению относится конкретная программа.
  2. Воспитательная – воспитывать культуру работы в группе; воспитывать информационную культуру.

После изучения темы учащиеся должны

  • знать:
  • структуру программного обеспечения компьютера;
  • понятие и термины: программное обеспечение (ПО), базовое ПО, системное ПО, операционная система, интерфейс, драйвер, утилиты, прикладное ПО, системы программирования;
  • Программный принцип работы компьютера, понятие программного обеспечения, типы программного обеспечения, понятие операционной системы, функции и элементы интерфейса операционной системы.
  • уметь:
  • отделять задачи системного характера от задач прикладного характера;
  • понимать с помощью каких программных средств какие информационные задачи можно решать.
  • Различать программное обеспечение по назначению; понимать с помощью каких программных средств, какие информационные задачи можно решать; сопоставлять ПО и определённый вид профессиональной деятельности человека.

Учитель задает вопросы классу:

  • Как компьютер обрабатывает информацию?
  • Как компьютер передаёт и получает информацию?
  • Как компьютер хранит информацию?
  • Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
  • Кто сегодня не может обойтись без компьютера?
  • Учитель: сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер обрабатывает информацию.

Теоретические основы урока

Программное обеспечение – набор всех существующих программ , используемых компьютером

Программное обеспечение делиться на три группы:

Системное программное обеспечение

Программы, обеспечивающая совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющая пользователю доступ к его ресурсам

Dr Web, Антивипус Касперского,Nod 32

Программы обслуживания дисков

Программа, позволяющая пользователю решать информационные задачи с использованием компьютера

Microsoft Excel, Openoffice.Calc, 1C:бухгалтерия

Microsoft Ассess, Openoffice.Base

Компьютерная графика и анимация

Paint,Adobe, Photoshop, CorelDraw

Internet Explorer, Outlook Express, The Bat

Клавиатурные тренажеры, тесты

Программа, предназначенная для разработки различного программного обеспечения

Интерфейс – это способ общения программы с пользователем (это набор правил, с помощью которых пользователь управляет работой компьютера; это методы и средства взаимодействия пользователя с аппаратными и программными средствами).

Драйвер – это специальная программа, которая обеспечивает управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяет производить настройку некоторых параметров устройств (это программа, предназначенная для обслуживания работы какого–либо устройства; это конкретные программы, отвечающие за взаимодействие с конкретными устройствами).

Утилиты – это служебные программы, которые используются для расширения или улучшения функций системных программ, основное их назначение состоит в автоматизации работ по проверке, наладке и настройке компьютерной системы (это специальные служебные программы, предназначенные для улучшения и других возможностей операционной системы).

Обучающиеся записывают в тетрадь основные определения

Задание 1. Работа в ос windows

  1. Создайте на Рабочем столе папку ИНТЕРФЕЙС и сохраните в нее содержимое окон в файлы: ИН.txt, ТЕР.txt, ФЕ.txt, Й.txt, С.txt.

Найти все файлы и папки, имеющие в своем имени сочетание букв se, созданные в период с 1 сентября 2008 года по 17 декабря 2009 года и имеющие размер не менее 1 Кб.

- Что такое программное обеспечение?

- Какие группы программ выделяются в программном обеспечении?

- Каково назначение операционных систем?

-Какая операционная система установлена на школьных компьютерах?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Программное обеспечение компьютера"

Презентация "Программное обеспечение компьютера".

Программное обеспечение компьютера. Операционная система.

В материалах представлен ЦОР(презентация) к уроку изучения нового материала по теме " ПО компьютера. Операционная система". С целью систематизации и актуализации знаний учащихся в начале урока проводи.

Метапредметный урок информатики в 7 классе по теме: "Системное программное обеспечение компьютера"
Кроссворд по теме "Системное программное обеспечение компьютера". 7 класс

Кроссворд по информатике для актуализации знаний предыдущего урока на втором уроке раздела "Программное обеспечение".

Презентация по теме"Программное обеспечение компьютера"


Программное обеспечение компьютера
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

§10. Системное ПО и системы программирования

Описание презентации по отдельным слайдам:

§10. Системное ПО и системы программирования

§10. Системное ПО и системы программирования

Операционная система (ОС) Операционная система — это набор программ, управля.

Операционная система (ОС) Операционная система — это набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем. Услугами операционной системы пользуется любая программа, поэтому работа может осуществляться исключительно под управлением определенной ОС. Только при выполнении этого условия можно рассчитывать на слаженную деятельность компьютера.

Виды ОС Microsoft Windows

Виды ОС Microsoft Windows

Apple Mac OS X

Linux

Основные функции операционной системы: Обмен данными между компьютером и разл.

Основные функции операционной системы: Обмен данными между компьютером и различными периферийными устройствами (терминалами, принтерами, гибкими дисками, жесткими дисками и т.д.). Такой обмен данными называется "ввод/вывод данных". Обеспечение системы организации и хранения файлов. Загрузка программ в память и обеспечение их выполнения. Организация диалога с пользователем.

Обязательные части, входящие в состав операционной системы: ядро, которое пре.

Обязательные части, входящие в состав операционной системы: ядро, которое представляет собой командный интерпретатор, то есть своеобразный переводчик, переносящий запросы от пользователей или программ в понятный для физических компонентов компьютера вид; специализированные программные компоненты, ориентированные на управление разнообразными устройствами, которые включены в состав компьютера, их принято называть драйверами; интерфейс пользователя, то есть удобная оболочка, посредством которой и осуществляется основное общение.

Интерактивный (диалоговый) режим Во время работы прикладная программа сама о.

Интерактивный (диалоговый) режим Во время работы прикладная программа сама организует общение с пользователем, но когда программа завершила работу, с пользователем начинает общаться операционная система. Это общение происходит в такой форме: — . Благодаря ОС пользователь никогда не чувствует себя брошенным на произвол судьбы. Все операционные системы на персональных компьютерах работают с пользователем в режиме диалога. Режим диалога часто называют интерактивным режимом.

Сервисные программы Сервисные программы предназначены для выполнения различн.

Сервисные программы Сервисные программы предназначены для выполнения различного рода вспомогательных работ, например, проверки диска, архивации (сжатия) файлов, антивирусные программы (обнаружения и удаления вируса). Сервисные программы – часто называются утилитами. Утилиты – программы, служащие для выполнения вспомогательных операций обработки данных или обслуживания компьютера.

программы диагностики работоспособности компьютера; антивирусные программы.

программы диагностики работоспособности компьютера; антивирусные программы, обеспечивающие защиту компьютера, обнаружение и восстановление зараженных файлов; программы обслуживания дисков, обеспечивающие проверку качества поверхности магнитного диска, контроль сохранности файловой системы на логическом и физическом уровнях, сжатие дисков, создание страховых копий дисков, резервирование данных на внешних носителях и др.; программы архивирования данных, которые обеспечивают процесс сжатия информации в файлах с целью уменьшения объема памяти для ее хранения; сжатие программы обслуживания сети.

Компью́терный ви́рус — вид вредоносного программного обеспечения, способного.

Компью́терный ви́рус — вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи. Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными.

Различают следующие виды антивирусных программ: программы-детекторы; програм.

Различают следующие виды антивирусных программ: программы-детекторы; программы-доктора; программы-ревизоры; программы-фильтры; программы-вакцины или иммунизаторы.

Системы программирования Системы программирования – это комплекс инструментал.

Системы программирования Системы программирования – это комплекс инструментальных программных средств, предназначенных для работы с программами на одном из языков программирования. Системы программирования представляют сервисные возможности программистам для разработки их собственных компьютерных программ.

С системами программирования работают программисты. Всякая СП ориентирована.

Системы программирования, как правило, включают в себя: Текстовый редактор.

Системы программирования, как правило, включают в себя: Текстовый редактор (Edit), осуществляющий функции записи и редактирования исходного текста программы; Загрузчик программ(Load), позволяющий выбрать из директория нужный текстовый файл программы; Запускатель программ (Run), осуществляющий процесс выполнения программы; Компилятор (Compile), предназначенный для компиляции или интерпретации исходного текста программы в машинный код с диагностикой синтаксических и семантических (логических) ошибок; Отладчик (Debug), выполняющий сервисные функции по отладке и тестированию программы; Диспетчер файлов (File), предоставляющий возможность выполнять операции с файлами: сохранение, поиск, уничтожение и т.п.

Коротко о главном Системное программное обеспечение — обязательная часть ПО.

Коротко о главном Системное программное обеспечение — обязательная часть ПО. Его ядро составляет операционная система (ОС). ОС непосредственно связана с аппаратурой и управляет ее работой, организует работу с файлами, ведет диалог с поль­зователем. К сервисным программам относятся программы обслужи­вания дисков, архиваторы, антивирусные программы и др. Системы программирования — инструменты для работы программистов.

Основные понятия и термины урока:системное программное обеспечение, операционная система, служебные программы.

ВложениеРазмер
urok_meta_informatica.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое обеспечение: Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 7 класса.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Время реализации урока: 40 мин.

  1. технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, экран, школьная доска, раздаточный материал.
  2. программные средства: Microsoft Word, Paint, Power Point.
  3. раздаточные материалы: памятки, алгоритм выполнения практической работы на компьютере.
  1. В контексте связей причина – следствие сформировать у учащихся представления о составе и назначении системного программного обеспечения.

Основные понятия и термины урока: системное программное обеспечение, операционная система, служебные программы.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Формы и методы обучения: беседа, презентация, фронтальная, практическая работа.

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний: фронтальная работа (3 минуты)
  3. Разъяснение нового материала: беседа с использованием проектора, фронтальная работа (16 минут)
  4. Физкультурная пауза (1 минута)
  5. Формулировка практического задания (2 минуты)
  6. Закрепление нового материала: индивидуальная работа на ПК (10 минут)
  7. Заключительный контроль: визуальная проверка работ (3 минуты)
  8. Подведение итогов (2 минуты)
  9. Рефлексия (2 минуты)

Ход урока.
1. Организационный момент (1 минута)
Учитель:

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний (3 минуты)

Чтобы приступить к изучению новой темы, давайте актуализируем знания, полученные на предыдущих уроках. Посмотрите на слайд. Устно соотнесите оборудование компьютера (аппаратное обеспечение) с его назначением.

а) Устройство ввода числовой и текстовой информации

б) Универсальное устройство вывода информации

3. Сканер, планшет

в) Центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию

г) Устройство вывода звуковой информации

5. Акустические колонки, наушники

д) Устройство ввода графической информации

ж) Устройство ввода звуковой информации

Теперь решим следующую задачу. Допустим, у вас есть важная информация, которую необходимо внести в компьютер и сохранить, и есть перечисленный набор основных устройств компьютера, подключенных в единый комплекс. Сможем ли мы выполнить поставленную задачу?

Что еще необходимо для работы компьютера?

Начинают повторно перечислять отдельные устройства компьютера, подключение питания и т.п.

Хорошо, ребята. Будет ли и этого достаточно?

Согласны ли вы с утверждением, что компьютер не сможет работать без программного обеспечения? А вам известно, что это такое?

Значит, какую цель поставим перед собой на уроке? Правильно. Узнать, что же такое программное обеспечение, его назначение и функции.

3. Изложение нового материала (16 минут)
Учитель:

(Демонстрируется слайд презентации с определением ПО).

Найдите, пожалуйста, в учебнике на странице 38 информацию о программном обеспечении и сформулируйте его определение.

Зачем же компьютеру нужна группа системных программ? Что она из себя представляет? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Рассмотрим схему программного обеспечения компьютера на странице 39 учебника (схема 1.39).

изучают схему, анализируют, отвечают на поставленный вопрос.

Ученики группами выполняют поиск, зачитывают ответы.

(Демонстрируется слайд презентации с определением слова).

Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

(Демонстрируется слайд презентации с определением операционной системы).

Компьютер не мог бы работать без операционной системы в принципе, а мы пользователи, не смогли бы получить доступ к файлам, находящимся на компьютере. Поэтому главной частью системного программного обеспечения является операционная система.

У операционной системы очень много работы, и она все время находится в рабочем состоянии. Объединившись в пары с соседом по парте, найдите, пожалуйста, в учебнике, какие две основные задачи выполняет операционная система.

  1. работают в паре,
  2. результат работы высказывают отдельные представители.

(Демонстрируется слайд презентации с задачами операционной системы).

Запишем эти задачи в тетрадь. Операционная система:

  1. Обеспечивает совместную работу всех устройств компьютера.
  2. Предоставляет пользователям доступ к информации на компьютере.

На сегодняшний день наиболее популярными являются операционные системы семейства Windows, которые являются коммерческим продуктом корпорации Microsoft.

Кроме того, следует отметить, что существует и альтернативная Windows свободно распространяемая операционная система Linux, эмблемой которой стал такой замечательный Пингвин.

Кроме операционной системы, к системному программному обеспечению следует отнести программы сжатия файлов – архиваторы.

Программы для борьбы с компьютерными вирусами – антивирусные средства. А также множество программ обслуживающего и сервисного характера.

(Объяснение сопровождается показом слайдов презентации)

Ребята, мы поработали, дадим глазам отдохнуть. Выполните гимнастику для глаз (офтальмотренаж).

Самостоятельно выполняют зарядку для глаз.

Теперь, зная какие программы входят в состав системного программного обеспечения, давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем сформулировать, зачем же нужно системное программное обеспечение? Почему оно названо Системным? (ответы учеников)

Вывод. Системное программное обеспечение необходимо для функционирования компьютера, работы с файлами, а также защиты программ и данных. Его компоненты взаимосвязаны и выступают в единстве.

(На слайде компьютерной презентации изображения с подсказками: банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.)

4. Физкультурная пауза (1 минута)

начнём на раз! – с вращений.

На два всем руки вверх поднять.

На три — присесть,

Потом — всем встать,

Четыре — всем носки достать и

Снова встать, уже на пять.

Слушают дежурного и по его команде выполняют упражнения.

5. Формулировка практического задания (2 минуты)
Учитель:

формулирует цель выполнения практического задания, напоминает учащимся, что на столах у них лежит раздаточный материал, который содержит алгоритм выполнения задания, демонстрирует пример выполненного задания.

6. Закрепление нового материала (10 минут)
Индивидуальная работа учащихся на ПК.

Задание: систематизировать полученные на уроке знания, сгруппировав компоненты различных систем; сгруппировать системные программы по их типу.

Действие – выбрать изображения из предложенного списка (изображения кровеносной, политической систем, системы программного обеспечения; изображения логотипов различных архиваторов и антивирусных программ), соотнести изображения с подписями, добавить собственные подписи в программе Microsoft Word.

Задание представлено в виде презентации на рабочем столе ПК, алгоритм выполнения – в виде памятки.

7. Заключительный контроль (3 минуты)
Учитель:

визуально оценивает достижения учащихся.
Учащиеся:

сохраняют свою работу в личной папке на диске D.

8. Подведение итогов (2 минуты)
– Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

9. Рефлексия (2 минуты)
– Что на уроке запомнилось больше всего?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Сегодня я узнал…
– Сегодня я понял…

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое оборудование:

компьютер (рабочее место ученика)

доступ в Интернет.

Программное обеспечение: программа для интерактивного тестирования MyTest

Продолжительность урока: 40 минут

Цель урока - создание условий для формирования у обучающихся УУД:

Личностных:

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметных:

умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, индуктивное умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать схему для решения учебной задачи;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

развитие ИКТ– компетенции.

Предметных:

формирование представления об основных изучаемых понятиях: программное обеспечение;

формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

развитие умений использования компьютерных устройств;

формирование умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — схемы, с использованием соответствующих программных средств.

Задачи:

Обучающие:

знать понятие программного обеспечения, его классификацию, состав системного программного обеспечения;

уметь анализировать предложенный или найденный материал, выполнять структурирование, представлять информацию в понятной форме, находить информацию в сети Интернет;

Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес, коммуникативную культуру, учебно-познавательную компетенцию;

Воспитательные:

формировать познавательную активность; способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Читайте также: