Микротема микротекст конспект урока 8 класс

Обновлено: 03.07.2024

научить определять тему текста, основную мысль текста, выделять микротемы, делить текст на абзацы.развивать творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине.1. Тема нашего урока: Текст. Тема и микротема.

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах. Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках).

I. Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.

А что же такое тема текста? Где может быть отражена тема?

Тема - о чём или о ком говорится в тексте.

2. О чём этот текст? Какова тема данного текста, попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?

3. Какова основная мысль данного текста?

Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.

Что хотел сказать нам автор Евгений Чарушин? Где может находиться основная мысль текста? Как её можно сформулировать?

Основная мысль текста может находиться:

В заголовкеВ одном из предложений текстаМожем сформулировать сами.Варианты заголовков:

СкворцыСкворцы на чужбинеЛюбовь к РодинеВ чужих краях тепло и сытно, а скворцы не поют и не выводят птенцов. Почему? Докажите свою точку зрения.

Какие пословицы подтверждают наши мысли?

На чужой стороне и весна не красна.Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.Всякому мила своя сторонаКаждому свой край сладокНа чужой стороне родина милей вдвойнеЗа морем теплее, а на родине милее.Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина.

Мы с вами определили тему текста и основную мысль. А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро.

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

А как вы думаете, что такое микротема?

Запишите в тетрадь

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте.

Родина;Любовь к родине.Сколько можно в этом тексте выделить микротем?

Разделите текст на абзацы.

Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. В жизни человека огромную роль играет любовь. Это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, городу или селу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные равнины, её величавые леса, её большие и малые реки, её города и сёла. Каждый её уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.

Вывод: Автор текста говорит нам о том, что любовь к родине начинается с любви к своей семье, своему селу, своей школе.

Закончите предложение и запишите в тетрадь: Родина для меня - это…

Составьте текст по данному началу: Я люблю… свою семью, школу, село, родную природу.Напишите сочинение-рассуждение по одной из выбранных пословиц.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.

7. Выполните фонетический разбор существительного из предложения № 1.

8. Объясните постановку тире в предложении № 9.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.

7. Выполните фонетический разбор существительного из предложения № 1.

8. Объясните постановку тире в предложении № 9.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Форма работы: групповая (В начале урока класс делится на группы по 5 человек в каждой).

Урок русского языка разработан на основе технологии сотрудничества, которую я часто применяю на своих уроках. Мне кажется, что она доставляет удовольствие ученикам, так как основана на содружестве участников учебного процесса. Ребята помогают друг другу: сильные приходят на помощь слабым. Главное, что они учатся вместе, а не просто что-то вместе выполняют.

В ходе изучения темы выяснилось, что учащиеся четко определяют основную тему текста, а подтемы или микротемы выделяют не все. После определения новых понятий ребята совместно в группах выделили все микротемы, затем проанализировали свои работы и сделали соответствующие выводы.

Ход урока

Слайд 1 Тема урока.

(выслушать ответы детей)

Давайте запишем в тетради число и тему.

Так вот, мои дорогие, если тема ясна, то может быть вы уже догадываетесь, чем же мы будем заниматься в течение урока?

Дети пытаются формулировать цели урока, а я корректирую их наводящими вопросами.

Слайд 2 Цели урока.

Признаки текста. Заглавие или его возможность, тема, идея, делимость (начало, основная часть, конец); связность, композиционная завершенность, стилистическое единство.

Действительно, есть тема, есть идея, связность, стилистическое единство, но нет заглавия, а как бы вы озаглавили? (Выслушать ответы)

Я предлагаю вам записать эти определения в тетрадь.

Давайте выделим первую микротему.

Лесной пожар около деревушки Лопухи по вине косарей.

А теперь вторую:

Солнце висело в небе, как багровый паук на седой паутине.

Белые сигнальные ракеты красноармейских частей, вспыхивающие по ночам на востоке.

Давайте попытаемся определить четвертую микротему:

Отражение вечернего солнца в густой осенней паутине, которая летала по воздуху и заплетала реку липкими сетями.

Кто видит еще одну микротему?

Загадочный перелет пауков, похожий на осенний перелет птиц.

А сейчас мы узнаем, как вы справились с домашним заданием. Давайте проанализируем, насколько правильно удалось вам увидеть главный образ, а, значит, и выделить микротемы самостоятельно.

Слайд 4 Рисунок 1

Что изображено на рисунке? Какую микротему выделил художник?

Какой вы сделаете вывод?

Задания могут варьироваться. Представители групп, посовещавшись, комментируют рисунок.

А сейчас, глядя в ваши искомые тексты, попытайтесь ответить на мой вопрос: если бы вы составляли план этого отрывка, то могли бы использовать данные микротемы в качестве пунктов плана? (ответы учеников)

Значит, какой напрашивается вывод? (Пунктов плана не может быть меньше, чем микротем)

Объяснить детям, что в сложном плане микротема выступает в роли подпункта.

Ребята, скажите, пожалуйста, что мы сегодня узнали? (ответы ребят)

Успешно ли мы поработали? Так вот, я хочу, чтобы успех не покидал нас, и мы с новыми силами принялись за нашу еще одну сверхзадачу: подготовку к изложению.

Давайте начнем с вами составлять сложный план. С чего начнем? Какие варианты?

Работу начать в классе, а продолжить дома самостоятельно. Следующий урок будет посвящен работе над микротемами и написанием изложения.

Презентация к уроку в 8 классе по развитию речи. Микротема. Микротекст.

ВложениеРазмер
Презентация к уроку в 8 классе по развитию речи. Микротема. Микротекст. 91.27 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Микротема . Микротекст. Абзац .

Повторение Чтобы наша речь текла легко и последовательно, чтобы окружающие могли любоваться ею, нужно постичь тайны языка, тайны текста, законы по которым он строится. Сегодня мы продолжим работу по текстоведению . - Дайте определение текста, темы, идеи, композиции.

Словарная работа Макро .. (гр.) Первая составная часть сложных слов, обозначающая: 1) большой, крупный, больших размеров; 2 ) связанный с изучением больших предметов, величин. Микро. (гр.) Первая составная часть сложных слов, обозначающая: 1) наименование единиц физических величин; 2 ) малый размер чего-л. - Вспомните и назовите слова, в которых встречаются данные части слов, дайте их определение.

Микротема . Микротекст. Попробуйте дать определение терминам микротема , микротекст. • Тема текста – это то, что описывается в тексте, о чем развертывается рассуждение, ведется диалог и т. д.  Микротема – наименьшая часть общей темы.  Микротекст – часть текста, в которой раскрывается микротема .

Абзац. Вспомните , что такое абзац, какова его роль в тексте . Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста - абзац. Абзац - 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста между двумя такими отступами. Строение абзаца:  абзацный зачин  комментирующая часть

Требования к выделению абзаца. А бзацные зачины должны быть  логически однородными  взаимно связанными  в совокупности своей составлять единое целое ! Абзацным зачином не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию с ним не связанное.

Работа с текстом. - Определите тему текста, идею, позицию автора. - Проведите смысловой анализ абзаца: выявите смысловые опоры и ключевые слова, выявите основную и второстепенную информацию, назовите информационный центр.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок "Текст. Тема и микротема"

Учитель: Бритвина И.В.

научить определять тему текста, основную мысль текста, выделять микротемы, делить текст на абзацы.

развивать творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.

воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине.

1. Тема нашего урока: Текст. Тема и микротема.

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах. Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках) .

I. Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

(Евгений Чарушин)

Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.

А что же такое тема текста? Где может быть отражена тема?

Тема - о чём или о ком говорится в тексте.

2. О чём этот текст? Какова тема данного текста, попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?

3. Какова основная мысль данного текста?

Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.

Что хотел сказать нам автор Евгений Чарушин? Где может находиться основная мысль текста? Как её можно сформулировать?

Основная мысль текста может находиться:

В одном из предложений текста

Можем сформулировать сами.

Скворцы на чужбине

Любовь к Родине

В чужих краях тепло и сытно, а скворцы не поют и не выводят птенцов. Почему? Докажите свою точку зрения.

Какие пословицы подтверждают наши мысли?

На чужой стороне и весна не красна.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Всякому мила своя сторона

Каждому свой край сладок

На чужой стороне родина милей вдвойне

За морем теплее, а на родине милее.

Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина.

Мы с вами определили тему текста и основную мысль. А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро.

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

А как вы думаете, что такое микротема?

Запишите в тетрадь

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте.

Любовь к родине.

Сколько можно в этом тексте выделить микротем?

Разделите текст на абзацы.

Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. В жизни человека огромную роль играет любовь. Это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, городу или селу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные равнины, её величавые леса, её большие и малые реки, её города и сёла. Каждый её уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.

Вывод: Автор текста говорит нам о том, что любовь к родине начинается с любви к своей семье, своему селу, своей школе.

Закончите предложение и запишите в тетрадь: Родина для меня - это

Дома на выбор:

Составьте текст по данному началу: Я люблю… свою семью, школу, село, родную природу.

Напишите сочинение-рассуждение по одной из выбранных пословиц.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.

7. Выполните фонетический разбор существительного из предложения № 1.

8. Объясните постановку тире в предложении № 9.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.

7. Выполните фонетический разбор существительного из предложения № 1.

Уроки по русскому языку 8 класс и другие полезные материалы для учителя русского языка, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

  • Все темы
  • РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
  • § 1. Уметь говорить и слушать
  • § 2. Пишут всегда для кого-то
  • § 3. Что значит талантливый читатель?
  • § 4. Словесное рисование
  • § 5. Определение понятия
  • ТЕКСТ
  • § 6. Микротема. Микротекст
  • ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
  • § 7. Цепная и параллельная связь предложений в тексте
  • § 8. Заглавие как средство связи предложений в тексте
  • § 9. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении
  • § 10. Обращение как средство связи предложений в тексте
  • КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЧИНЕНИЙ
  • §11. Киносценарий
  • § 12. Рассуждение на лингвистические, литературные и нравственные темы
  • § 13. Разновидность рассуждения — сравнение
  • § 14. Психологический портрет
  • ПОВТОРЕНИЕ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ


Разработка урока на тему "Обособленные дополнения" 9 класс

Уроки

Тема: Обособленные дополнения. Общая тема: Синтаксис. Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений. Цель урока: создать условия для систематизации изученного.


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Читайте также: