Учитесь учиться лихачев конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель : определить уровень усвоения изученного материала.

Тип урока: контроль и оценка знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Текст для изложения .

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

2. Этап подведения итогов занятия, рефлексия.

• Подведение итогов работы за год.

• Оценка самостоятельной деятельности учащихся по повышению своей грамотности и совершенствованию индивидуального стиля речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений

Литературовед и историк культуры, академик Академии Наук СССР (1906 - 1999)

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Письмо двадцать шестое из 46 УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ! Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний , кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать , приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина . 4

Письмо двадцать шестое из 46

УЧИТЕСЬ

УЧИТЬСЯ!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний , кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать , приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина .

Самые востребованные профессии для мужчин Для представителей сильной половины человечества в ближайшие 5-7 лет особенно перспективными специальностями будут следующие: инженер, IT-специалист, финансист, медик, эколог и строитель. Следует отметить, что все это высокооплачиваемые профессии будущего. Поэтому, вкладывая сегодня средства в свое образование, можно с уверенность рассчитывать на достойную отдачу через несколько лет. Самые востребованные профессии для женщин На сегодняшний день самыми популярными и востребованными специальностями для представителей прекрасной половины человечества являются следующие: менеджер, бухгалтер, администратор, ассистент руководителя, юрист, торговый представитель, секретарь, маркетолог, диспетчер и риэлтор. По мнению сотрудников кадровых агентств, в ближайшие несколько лет данная ситуация вряд ли изменится.

Самые востребованные профессии для мужчин

Для представителей сильной половины человечества в ближайшие 5-7 лет особенно перспективными специальностями будут следующие: инженер, IT-специалист, финансист, медик, эколог и строитель. Следует отметить, что все это высокооплачиваемые профессии будущего. Поэтому, вкладывая сегодня средства в свое образование, можно с уверенность рассчитывать на достойную отдачу через несколько лет.

Самые востребованные профессии для женщин

На сегодняшний день самыми популярными и востребованными специальностями для представителей прекрасной половины человечества являются следующие: менеджер, бухгалтер, администратор, ассистент руководителя, юрист, торговый представитель, секретарь, маркетолог, диспетчер и риэлтор. По мнению сотрудников кадровых агентств, в ближайшие несколько лет данная ситуация вряд ли изменится.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний …

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний …

Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

Какую же скучную жизнь вы предлагаете! Только учиться .

Какую же скучную жизнь вы предлагаете! Только учиться .

Что же нам, и не радоваться? А где же отдых, развлечения?.

Что же нам, и не радоваться?

А где же отдых, развлечения?.

 Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные , способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные , способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

 А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих

УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ! Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.

УЧИТЕСЬ

ЛЮБИТЬ

УЧИТЬСЯ!

Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.

Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

«Образованность и интеллектуальное развитие – это как раз суть, естественное состояние человека, а невежество, неинтеллигентность – состояния ненормальные для человека.

Кто автор этого высказывания?

КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ ПЛАКАТАМ?

КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ ПЛАКАТАМ?

КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ ПЛАКАТАМ?

КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ ПЛАКАТАМ?

КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ ПЛАКАТАМ?

КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ

К ЭТИМ ПЛАКАТАМ?

КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ ПЛАКАТАМ?

КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ ПЛАКАТАМ?


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная: обобщение, систематизация знаний обучающихся;

совершенствование навыков работы с текстом;

усвоение основных понятий текста обучающимися.

Дидактическая: умение анализировать прочитанное.

Учебная: решение орфографических и пунктуационных задач, комплексный анализ текста, закрепление знаний по изученному материалу.

Развивающая: создание условий для развития познавательной деятельности, формирование умений выделять главное, составлять план текста, развитие умения действовать самостоятельно.

Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям на примере жизни и деятельности выдающегося человека современности Д.С.Лихачёва.

Тип урока: совершенствование умений и навыков работы обучающихся с текстом.

Вид урока: урок-практикум.

Технология: на диалоговой основе.

Структура урока.

1.Позитивный настрой обучающихся на работу.

Ребята, давайте послушаем звуки за окном.

А теперь –звуки в классе.

Сконцентрируйте внимание на звуках внутри себя (биение сердца, дыхание).

2.Переход к целеполаганию урока.

Совсем недавно оторван последний летний листок. Новый учебный год- это встреча с чем-то неизведанным. Вам многому предстоит научиться. Способности не даны человеку в готовом виде от рождения и сами по себе тоже не развиваются. Только активная, напряжённая деятельность может развить обычные способности до уровня таланта.

В Древней Греции жил оратор Демосфен. Он был в детстве чахлым и болезненным ребенком, у него был неясный выговор и короткое дыхание. Но он поставил перед собой задачу – стать оратором. Требования были суровыми: он должен иметь величественный вид, громкий, но не крикливый голос, обладать мимикой, жестами. Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление было осмеяно народом. Но он продолжал работать над собой: устроил в подземелье комнату для занятий, учился актёрской игре, укреплял голос, неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи, запоминал речи, которые ему приходилось слышать, и затем восстанавливал ход мыслей, выражая их вслух.

Труд Демосфена увенчался успехом: он завоевал славу лучшего оратора.

На примере Демосфена, ребята, мы видим, что всего можно добиться, если к чему-то упорно стремиться.

4.Работа с текстом.

А) Чтение текста обучающимися. Анализ орфоэпических ошибок.

Б) Анализ текста.

Мы вступаем в век в котором знания будут играть опр…деляющую роль в судьбе ч…ловека. Без знаний нельзя буд…т работать. Учение – вот что нужно м…лодому ч…ловеку с самого ра(н,нн)его воз…раста. Учит…ся нужно всегда. (До)конца жизни не только учили но и учились все крупнейшие уч…ные. Самое благоприятное время для учения – мол…дость. Именно в молодост… ум ч…ловека более восприимчив.

Умейте (не)терять врем…ни на пустяки. Б..регите себядля учения для пр…обретения полезных знаний и навыков.И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую (же) скучную жизнь вы нам предл…гаете! А где же развл…чения?

Да нет(же)!Учение тяжело когда мы (не)умеем найти в нём радость.Надо любить уит…ся и развлечения выб…рать умные, которые разовьют наши способности, нужные нам в жизни.

А если (не)нравит…ся учит…ся? Значит вы (не)открыли той радости которую пр…носит пр…обретение знаний и навыков.Посмотрите, с каким удовольствием маленький р…бёнок учит…ся ходить г…ворить играть.Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. (Не)зарекайтесь: (не)люблю учит…ся! Попробуйте любить все пр…дметы. Постарайтесь в каждом предмете найти радость пр…обретения нового.

Учитесь любить учиться!

Определение темы и основной мысли текста.

-Что отражено в заглавии статьи-тема или идея ? А может и то и другое?

-Определите стиль текста. Докажите, почему вы так думаете? (Публицистический. Воздействие на сознание читателя, призывность, эмоциональность. Средства стилистического синтаксиса: риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, инверсия)

1 группа. Найдите ключевые слова и фразы, выпишите их в тетрадь.

2 группа. Составление плана текста.

(1.Без знаний нельзя работать.

2.Учиться нужно всегда.

3.Все занятия- на службу получения знаний.

4.Познание-высший жизненный интерес человека.)

3 группа Охарактеризуйте языковые особенности текста в 1-2 абзацах.

6.А)Объясните постановку тире в предложении

Самое благоприятное время для учения- молодость.

Б)Дайте толкование слова благоприятное.

Работа с толковым словарём С.И.Ожегова.

Благоприятный- способствующий чему - нибудь, хороший.

2.То, что даёт достаток, благополучие, удовлетворяет потребность. Материальные блага. Земные блага. На благо кого-чего- в интересах, для пользы кого- чего – нибудь. Трудиться на благо Родины.

Всех благ-пожелание при прощании.

В) Назовите сложные слова с компонентом благо. (Благотворный, благополучный, благозвучный, благоразумный)

Г) Вспомните группы слов по соотношению звуковой формы и значения.

Соотношение звуковой формы и значения слов

Одинаковые по звучанию, но разные по значению (лук для салата, лук для стрельбы)

Требуют достаточного контекста, используются в каламбурах

Разные по звучанию, близкие по значению

Помогают достигать точности, разнообразия,

Разные по звучанию, противоположные по значению(свет – тьма)

Помогают достигать краткости, выразительности речи

-Подберите синонимы к слову благоприятное.

(удобное, пригодное, подходящее)

-Подберите антоним к слову молодость.

- Выпишите из данного текста слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

-Найдите и выпишите из 1-2 абзацев однокоренные слова, сделайте их морфемный разбор, определите, к какой части речи они относятся.

(учение, учиться, ученые; молодость,молодому)

-Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы в тексте.

Алгоритм: последовательность действий при выборе орфограммы –буквы.

1.Нахожу орфограмму –букву.

2.Определяю, в какой морфеме она находится:

Приставке Корне Суффиксе Окончании

Вспоминаю и применяю Определяю, к какой части речи

правило относится слово

Вспоминаю и применяю

-Назовите пословицы и поговорки о пользе знаний, учении, речи.

-Ответьте на вопросы. Свой ответ запишите в таблице.

Что будет, если я приобрету полезные знания и навыки?

Что будет, если я не приобрету полезные знания и навыки?

С намеченными целями по анализу текста мы справились. Давайте подведем итоги.

1.Почему статью Д.С.Лихачева мы можем считать текстом?

2.Каким призывом заканчивается текст?

3.Укажите приметы стиля данного текста.

8.Выставление и комментирование оценок.

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации: в годы страшных сталинских репрессий, он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох.

Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века.

Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам.

«Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на "отдых", который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной "информации". Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знании и навыков.

«В ХХ столетии роль этики, самые этические принципы усложнились чрезвычайно, — подчеркивает Лихачев. — Нравственность нужна особенно в современном обществе. Почему? А ведь мы не замечаем, что живем в последние десятилетия в совершенно особом мире. Изменилась планета, на которой мы живем: стала маленькой, перенаселенной и чрезвычайно зависимой от нас.

Иными словами: добросовестно ли выполнил человек свои профессиональные обязанности? И не нарушены ли в угоду корпоративным интересам, интересам бизнеса правила, права других людей, страны, народа, государства? А может быть, и всего человечества? Не принесен ли этой работой вред другим людям? На совесть и по совести ли сделана работа?

Читайте также: