Исторические басни крылова конспект

Обновлено: 05.07.2024

Личностные: формирование интереса к классической литературе, развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;

Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие навыков выразительного чтения басни; формирование коммуникативной компетенции.

Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения; искать и выделять необходимую информацию.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация.

1. Определение темы, цели. Постановка проблемы.

Актуализация знаний.

1. Теория- басня, мораль, аллегория.

2. Словарная работа . Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий, дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой.

Овчарня- с.-х. хлев, загон для овец. Псарня - Помещение для собак (преимущественно охотничьих). Дубьё - Палки, дубинки, употр. в старину как оружие.

Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные

Расчесться - То же, что рассчитаться. Псари - чернорабочие при псовой охоте.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).

Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.

Кум - крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).

Лад - согласие, мир, стройность, порядок)

Не делать мировой - заключить мир, помириться. Ахти – ах – выражение тревоги

Натура – характер человека. Долой – прочь, вон

Беседа по вопросам .

1. Есть ли в басне сюжет? Расскажите . (Сюжет басни рассказывает один из учеников )

Давайте проверим, правильно ли был понят сюжет . ( Прослушивание аудиозаписи басни Крылова )

2. Понравилось ли чтение? Почему ?

Анализ басни. (сопровождается показом слайдов – иллюстраций к басне)

1. Из-за чего поднялся переполох на псарне? Какими словами рисует автор переполох? (Использование глаголов, передающих яркую картину общей тревоги на псарне.)

3. Как же ведет себя Волк, оказавшись в непростой ситуации? Что говорит? ( прочитайте, прокомментируйте. Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет. Речь льстивая, заискивающая, лицемерная )

4. Совпадают ли чувства Волка и его речь?(Волк притворяется. Притворство вызвано страхом, желанием спасти свою жизнь)

5. Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? Что он говорит? (Он ему не верит)

6. Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни ? (Волк — злобный хищник., Обычно он легко и безнаказанно расправляется с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, он изворачивается, хитрит)).

Работа в парах.

Разделите страницу на две части и выпишите из текста слова из текста, словосочетания, прилагательные, характеризующие Волка и Ловчего. (Чтение характеристики героев, высказывание своего отношения к ним . Слушая ответы, дополняем записи в тетради. )

8. Какова мораль басни? ( Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, какую бы шкуру он не надел)

9. Почему Волк изображен художником в таком необычном наряде? (Сайд презентации)

11. Был ли знаком Кутузов с басней Крылова?

Выразительное чтение басни даст возможность увидеть, насколько вы смогли понять замысел великого баснописца. К акие правила нужно соблюдать при прочтении литературных текстов? Как называются эти правила? (Ответы детей, слайд правила выразительного чтения)

Конкурс на лучшее чтение басни по ролям.

Рефлексия. Продолжите фразу:

Домашнее задание: выразительное чтение басни наизусть


Полный текст материала Конспект урока литературы "Отражение событий 1812 года в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 18

Дата проведения

16.10. 2015 г

Урок открытия новых знаний.

2)формировать мотивацию к изучению литературы;

3) формировать навыки анализа текста художественного произведения.

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь инсценировать текст художественного произведения, работать в группах.

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

басня, аллегория, мораль, олицетворение, эзопов язык

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, работа в группах, самостоятельная исследовательская деятельность.

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

Изучение нового материала

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

6.Самоопределение к деятельности. Определение темы, постановка цели.

- Ребята, о чем повествуется в басне?

- Что вы знаете о Кутузове и Наполеоне?

- Какими чертами характера наделены волк и ловчий?

- Какова авторская оценка этих героев?

- Какова мораль басни? Можно ли сказать, что волк наказан за свои грехи?

- Какие исторические персонажи скрываются за образом волка? Гончих? Ловчего?

- Как меняется интонация волка во время переговоров?

- Кто в басне противопоставлен образу волка?

Первичное закрепление знаний

новых знаний. Контроль и самоконтроль

8. Работа в группах. Практические задания по басням И.А. Крылова.

9. Творческое задание.

10. Задание по развитию речи.

Этап рефлексии

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Сегодня на уроке:

- Мне было интересно…

- Мне осталось непонятным…

Информация о домашнем задании

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 507 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.11.2021 115
  • DOCX 32.7 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мякшина Анжелика Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Ивана Андреевича Крылова.

- формировать знания учащихся о литературных жанрах;

- развивать и совершенствовать технику чтения;

- прививать любовь и интерес к литературе;

- воспитывать нравственные качества.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книги с произведениями И.А. Крылова.

Тип урока: комбинированный.

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

По строкам назовите автора и название произведений.

Назовите литературные жанры данных произведений.

(устное народное творчество)

«На севере диком стоит одиноко

Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим русским писателем и его произведениями и узнаете об одном из жанров литературы - басней.

1.Чтобы узнать имя писателя, вам необходимо разгадать кроссворд.

6) К кому приползла Стрекоза?

Итак, вы разгадали фамилию великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

2. Знакомство с биографией.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году. Он был не только баснописцем, также писал стихи, водевили, сатирические рассказы. Но все-таки нам больше всего известны басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и муравья, про Слона и Моську и т.д.

А что такое басни, знаете?

Басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются люди, говорится о жизни.

Всю жизнь Иван Андреевич и работал, и учился. Работать он начал в 11лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве.

В городе Санкт - Петербурге в Летнем саду находится памятник И.А.Крылову, а у подножия памятника изображены герои его басен – животные.

3. Работа по учебнику.

Читаем определение в учебнике с. 49

- Что такое басня и мораль басни.

Работа в парах. Выразительное чтение.

- Расскажите о действующих лицах басни.

- Почему же воз оказался и ныне там?

- В чем главный смысл басни?

- Найдите и прочитайте мораль басни.

- Какие недостатки людей высмеивает автор?

4. Работа в тетради.

- Запишите пословицы о дружбе, взаимовыручке.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.

Крепкую дружбу водой не разольешь.

- Объясните смысл пословиц.

- Какие строчки стали пословицами и поговорками и вошли в нашу речь?

Исправьте неправильные фразы.

1)…Однажды Голубь, Мак и Щука везти с поклажей воз взялись…

2)…Чем камушки считать, трудиться, не лучше б на себя, Лиса оборотиться?

3)…Сорока гавкнула во все воронье горло…

4)…Поскакушка Стрекоза осень красную пропела…

Кто больше назовет известных басен И.А.Крылова.

Учащиеся показывают рисунки к басням И.А. Крылова.

Домашнее задание: с.49-51 выучить басню.

- С каким жанром литературы вы познакомились на уроке?

- Что и кого высмеивает И.А.Крылов в своих баснях?

- Что такое мораль басни?

Литература 4 класс

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Ивана Андреевича Крылова.

- формировать знания учащихся о литературных жанрах;

- развивать и совершенствовать технику чтения;

- прививать любовь и интерес к литературе;

- воспитывать нравственные качества.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книги с произведениями И.А. Крылова.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

По строкам назовите автора и название произведений.

Назовите литературные жанры данных произведений.

(устное народное творчество)

«На севере диком стоит одиноко

Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим русским писателем и его произведениями и узнаете об одном из жанров литературы - басней.

1.Чтобы узнать имя писателя, вам необходимо разгадать кроссворд.

6) К кому приползла Стрекоза?


Итак, вы разгадали фамилию великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.


2. Знакомство с биографией.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году. Он был не только баснописцем, также писал стихи, водевили, сатирические рассказы. Но все-таки нам больше всего известны басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и муравья, про Слона и Моську и т.д.

А что такое басни, знаете?

Басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются люди, говорится о жизни.

Всю жизнь Иван Андреевич и работал, и учился. Работать он начал в 11лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве.

В городе Санкт - Петербурге в Летнем саду находится памятник И.А.Крылову, а у подножия памятника изображены герои его басен – животные.

3. Работа по учебнику.

1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями.

2. Осознавать и понимать идею басни.

3. Выражать своё отношение к персонажам, правильно оценивать и характеризовать их нравственные качества.

4. Понимать значение пословиц и связывать значение пословицы с ситуацией в басне.

5. Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста.

6. Пополнить словарь детей образными выражениями из басни.

7. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Материалы: портрет писателя И. А. Крылова, иллюстрации к басням, костюмы персонажей басен.

Обогащение словаря: трудолюбивый, труженик, мастер – золотые руки, рукодельник, рукодельница, беззаботный, легковерный, льстивая, коварная, рдеют, яхонт.

Выражения из басен: из кожи лезут вон; воз и ныне там; хоть видит око, да зуб неймёт.

Ребята, мы с вами читали много литературных произведений. Существуют разные жанры художественных произведений. Назовите, какие вы знаете?

- Сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки, поговорки.

- А ещё в литературе существует такой жанр, как басня. Что же это такое? Мы сегодня с вами узнаем. Басня - краткий рассказ в стихах или прозе, имеющий нравоучительный характер. В каждой басне высмеиваются и осуждаются пороки людей. Героями басен чаще всего являются животные, наделенные человеческими чертами. Басни известны с древних времен. Они возникли в народной среде как произведения устного народного творчества.

Сегодня мы познакомимся с баснями И. А. Крылова (показ портрета).

И. А. Крылов – русский писатель, баснописец, родился в Москве в XVIII (в 1769 г.) в семье армейского офицера. Детские годы Крылова прошли в г. Тверь. Крылов рано остался без отца, поэтому познал материальные лишения. Ещё подростком вынужден был поступить на службу писарем.

Затем он с матерью и маленьким братом переезжают в Петербург, где он устраивается на службу мелким чиновником. Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, выучил французский и итальянский языки.

- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он? (трудолюбивый, труженик)

- Какие пословицы о труде вы знаете?

1. Делу время – потехе час.

2. Трудиться – всегда пригодится.

3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

4. Сделал дело, гуляй смело.

- Чему учат эти пословицы? (быть трудолюбивым).

- О ком говорится в басне?

- О чем просила Муравья Стрекоза?

- Что ответил Муравей?

- Похвалил он Стрекозу или осудил? (ответы и рассуждения детей)

В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Какой Муравей в басне? (трудолюбивый, труженик). А какая Стрекоза? (легкомысленная, ленивая, беззаботная). Пословицы о лени.

В басне встретилось много интересных слов и выражений:

Зима катит в глаза – как вы понимаете эти слова? (наступает, приближается).

Помертвело чисто поле – почему так говорят? (опустело, пожелтело, ничего больше не растет)

Злой тоской удручена – (печальная озабоченная)

- А сейчас скажите, когда человека хвалят?

- Верно. Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят – это называется лестью. Льстить так же нехорошо, как и врать, обманывать.

- Кто льстил в этой басне? Для чего она это делала?

- Какой вам показалась в этой истории Ворона? (глупая, легковерная, наивная, доверчивая)

- А какая в басне Лиса? (хитрая, льстивая, коварная, плутовка).

- Чему учит эта басня? (нельзя верить лести, нельзя быть слишком доверчивым).

- Как вы понимаете выражения : плутовка к дереву на цыпочках подходит? (крадется)

С ним была плутовка такова (убежала с сыром).

Музыкальная физкульт минутка

- Как вы думаете, старались ли Лебедь, Щука и Рак сдвинуть воз с места?

- Как об этом говорится в басне?

- Найдите в басне слова, где дается поучение.

- Ребятки, а в еще одной басне И. А. Крылова говорится о том, как Мартышка, Осел и Медведь решили сыграть квартетом.

- Кто знает, что такое квартет? (это игра на музыкальных инструментах вчетвером).

- А что же получилось у зверей в басне, мы сейчас послушаем.

Чтение басни.

- Получилась ли игра у зверей? Почему?

- Что предпринимали звери, чтобы сыграть?

- К кому обратились звери с просьбой помочь им сыграть?

- Какова мораль басни? (чтобы что-то сделать, нужно этому научится).

Вывод: Учиться всегда пригодится.

- О чем говорится в басне?

- Как Лиса пыталась достать виноград?

- Какая Лиса в басне?

Чтение басни.

Как вы думаете, почему Слон не обращал внимание на лай Моськи? (так как она маленькая и не представляла опасности).

- Моська понимала это?

- Что ей говорила Шавка?

- Какая Моська в басне? (задиристая, хочет, чтоб о ней говорили, будто она смелая).

- Ребята, сегодня мы познакомились с баснями И. А. Крылова, узнали о басне как о жанре литературного произведения.

- Какая басня вам больше понравилась и о чем? (ответы детей).

- Таким образом, из басен мы поняли, что нужно трудиться, не быть слишком доверчивым, уметь договариваться, если задумали, делать дело дружно и каждый день чему-то учиться.

Читайте также: