Конспект урока по пчеловодству

Обновлено: 06.07.2024

конструирова ние из д \ игры С оты Кайе, двигат ельная, му зыкальная?

Формы реализ ации детских ви дов деятельнос ти : лаборатория

вопросов, цветок и нектар (киндер), фартуки на каждого ребенка, несколько

ви дов меда. Инструменты пчеловода, магнитная доска, нитки, схемы для

Методы и приемы: наглядный мето д, словесный метод (при ем рассказ),

прием использован ия ТСО, исследовательски й мет од , , прием свобода

Предварительная работа: Наблюде ния за пчёлами в о время про гулки,

Пчеловод - специали ст по разведе нию пчел, их соде ржанию и

Я предлагаю вам посетить н ашу лаборатори ю и подробнее

приспособления: дымарь, у лей рама с со тами, щеточк и и

В ульях в верхне й части ест ь комнаты – рамки с сотами, ( показ ),

Соты – это множе ство ячее к ,сделаны из воска, как две капли

похожие друг на друг а. В каждой ячейке хра нятся мёд и пыл ьца,

пчёлы наполняют о дну ячейки , запе чатывают его , потом

Многоуго льник. В какой игре есть дет али похожие на соты?

Молодцы, ребята. Как много к расивых у льев у вас полу чилось.

А рассказать о пчеле нам пом ожет ром ашка признаков, вниман ие

Вы знаете, чтобы собрать не ктар для одно й ложки ме да пчеле из

Предлагаю отдо хну ть и превратиться в тру долюбивых п челок.

Отнесите не ктар свой в у лей и назад верните сь пуле й.

Перехо дим к следующей стр анице книги . На ней зашиф рованы

Посмотрите , какая книга у нас получилась с я ркой облож кой и

красочными илл юстрациями. И те перь мы эту книгу можем

отнести в нашу где все могу т её рассмо треть и у знать мног о

Образовательны е: Активизировать познаватель ную деятельность ;

Формировани е целостной картины ми ра; Дать первоначальное представл ение

о профессии пчеловод; Систематизировать у детей элементарны е

представлен ия о жизн и пчёлы; Активизировать сл оварь по теме: у лей,

пасека, соты, не ктар, пчелов од, рамко нос, дымарь,ро й.

Развивающие : Способствовать развити ю интереса и желан ия быть

пчеловодом ; Ф ормировать у мение находить эти признаки с амостоятель но;

развивать у мение анализи ровать ; Форм ировать тв орческое, объем но -

пространствен ное и ассоциатив ное мышл ение, умение работать в творческих

парах в игре с сота ми Кайе. Сове ршенствовать связную речь. П ознакомиться

с разными сортам и меда, вы делить их отличия и с ходства по о пределенным

Воспитательная : Воспит ывать любовь и бережное отношение к насекомым,

уважитель ное отношение к людям. продолжать формировать у мение

согласовывать св ои действия с действия ми партнера.

Мотивация дете й в предстоящей деятельност и была с оздана с помощью

средств ТСО. Дети полу чили электронное п исьмо от пчеловода. Детям

предложена помочь собрать все стра ницы книги о пчелово д е.

2 часть Основн ая. Дети вместе с педаг огом выпол няли задани я из страни ц

книги. На перв ой странице п ознакомила с инструментами пчелов ода.

Активизировала сл оварь детей нов ыми словам и : дымарь, р амконос, пас ека,

помощью вопр осов выяс нила знания детей об у лье и рассказал а о сотах.

Дидактическу ю игры с сотами К айе пре дложила пост роить у лей для

развития фантаз ии, творческ ого вообра жения воспита нников и зак репила

умение работ ать в пара х. Закрепила полож ительные резу льтаты зан ятия

С помощью ст раницы книги , где заш ифрованы в опросы о пчеловоде.

Способствовала ф ормированию у мений задавать различные тип ы вопросов к

Практически доказала с пом ощью иссле дования с ортов ме да, что ме д разный

не только по назв анию, но и по цвету , структу ре, запаху.

человек и пчела зав исят друг от дру га. И как важен каж дый элемент пау тины,

Материал для НОД был подо бран на доступном для детей уровне,

соответствовал их психол огическим особенностям и б ыл рационален для

достижения целей и задачей. Дет и были активн ы, внимател ьны, чу вствовали

себя комфорт но . Все элементы Н ОД логически объедине ны обще й темой. Я

считаю, что вы бранная мной ф орма организа ции НОД д етей была д остаточно

эффективной, динамичной. Ста ралась с облюдать н ормы пе дагогиче ской

этики и такта. С читаю, что п оставленные в Н ОД задачи бы ли выполне ны.

Оборудование: учебник "Биология: 7 класс: в 2 ч. Ч. 1 / В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко - 3-е изд., перераб. -2009" [3]; дидактические карточки Резниковой В.З. "Животные, часть 1" [4], таблица "Характеристика пчелиной семьи", карточки с проблемными ситуациями, отрывок мультфильма "Винни-Пух", кукла-пчела (из мультфильма "Би Муви: медовый заговор", производство кинокомпании Drim Works, 2007).

I. Проверка домашнего задания.

Работа по дидактическим карточкам №№ 93 (1, 2, 3), 94 (2), 95 (2) [4].

II. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие, включающий около 1,5 млн. видов.

Какой из трёх (изучаемых в школе) классов типа Членистоногие самый многочисленный? (Класс Насекомые, около 1 млн. видов)

По строению насекомых делят на отряды, по образу жизни можно выделить группы полезных насекомых-опылителей, вредных - наносящих вред сельскохозяйственным растениям, насекомых-паразитов и др. Большинство из них ведёт одиночный образ жизни. А сегодня мы рассмотрим группу общественных насекомых.

Каких общественных насекомых вы знаете?

(термиты, шмели, осы, пчёлы, муравьи)

Сегодня героями нашего урока будут пчёлы.

III. Изучение нового материала.

Записываем тему урока в тетрадь.

Нам для работы требуется несколько аналитиков, которые будут отмечать на отдельном листке самое, по их мнению, важное из услышанного на уроке. (Выбираем 3-х аналитиков, каждый из них получает лист со следующими разделами для заполнения).

1. Новая информация.

2. Занимательная информация.

3. Какие проблемы остались нерешёнными?

1. Значение медоносной пчелы в природе и жизни человека.

Показать куклу-пчелу из мультфильма "Би Муви: медовый заговор". Спросить ребят о жизни пчёл в фильме. В конце урока ответьте на вопрос: какое несоответствие с биологической точки зрения мы видим в строении пчелы Би Муви? (У куклы-пчелы - две пары ног.)

А кроме мультфильмов и передачи "В мире животных", кто-нибудь сталкивался близко с жизнью пчёл? (Ответы учеников.)

Каково же значение пчёл в природе и жизни человека? Давайте запишем (на доске и в тетрадях).

в природедля человека

Так почему же этих насекомых называют общественными?

Этих насекомых называют общественными, потому что их сообщество представляет собой одну большую разросшуюся семью, потому что они делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо. Рассмотрим их жизнь на примере пчелиной семьи.

2. Этапы развития пчеловодства.

На доске крепится лист со следующими словами - подсказками: ЛЕТОПИСИ, МЁД, ВОСК, МЕХА, БОРТНИЧЕСТВО, РАЗБОРНЫЙ УЛЕЙ

Вопросы для беседы:

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчёла с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

2. Из тех же источников узнали о главных предметах торговли на Руси?

3. А чем платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович? (см. учебник стр. 141, рис. 105 А)

С давних времён человека интересовало: откуда у пчёл берётся воск для строительства сот? Почему у сот именно такая форма? Как происходит развитие пчёл? "Старинные ульи мало чем отличались от лесного дупла, и поэтому внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода.

После изобретения разборных рамочных ульев изучение жизни пчёл открывает перед наблюдателями ряд чрезвычайно интересных и своеобразных биологических явлений, которых мы не встретим у животных других групп" [5].

Но вернёмся к древним славянам.

Ситуация 1: В старину пчеловоды развешивали ульи на деревьях в лесу или рядом с лесом. Но медведи часто разоряли ульи. Как пчеловоды сохраняли ульи от разорения?

(Ученики высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы.)

1. Медведь сам мешает себе взять мёд.

2. Механическое приспособление, мешающее мишке добраться до улья.

Решение: Медведи взбираются по стволу там, где нет сучков. С этой стороны дерева ниже улья подвешивают тяжёлые чурки. Добравшись до неё, медведь лихо отталкивает "препятствие". Бревно тут же возвращало удар мишке: чем сильнее толкнёшь - тем сильнее ударит. Наконец, осатаневший и обессиленный медведь сваливался на землю. [6]

3. Состав пчелиной семьи.

А теперь давайте рассмотрим состав пчелиной семьи. Откройте дидактическую карточку № 97 . На рис. 1 три разных представителя пчелиной семьи. Попробуйте угадать кто их них кто. Один из учеников зачитывает отрывок текста из учебника (стр. 140-141): "Семья может насчитывать от 50 до 100 тыс. особей. Большинство насекомых - рабочие пчёлы - это бесплодные самки, у которых видоизменённый яйцеклад служит жалом. Они строят соты, чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут 1 тёплый сезон.

В пчелиной семье главная пчела - матка, которая откладывает яйца до 2000 в сутки. Крупнее рабочих пчёл, живёт около 5 лет. Весной (в мае-июне) из куколок появляется новая матка и несколько десятков самцов - трутней (пчела средней величины, с очень крупными глазами): никакого участия в работе не принимают, основная задача - оплодотворение матки. Осенью их прогоняют и они погибают".

Какими буквами обозначены разные представители? (а - матка, б - рабочая пчела, в - трутень)

4. Строение рабочей пчелы.

Рассмотрим подробнее строение рабочей пчелы на рис. 2 карточки № 97 [4]:

На какие отделы разделено тело пчелы?

Сколько пар крыльев? Сколько пар ног?

Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

Самостоятельная работа. А теперь попробуем полученную информацию и данные из учебника (стр. 142) распределить по клеточкам в таблице "Характеристика пчелиной семьи", которая есть у каждого на парте.

Таблица "Характеристика пчелиной семьи" [5]

(подчёркнутая информация отсутствует на листах, полученных учениками (Приложение 1))

Какие вопросы возникают при осмыслении всей информации о развитии пчёл?

1. От чего зависит, кто появится из личинок?

2. Как пчелиная матка предопределяет пол своего потомства?

3. Как возможно, что одни яйца бывают оплодотворёнными, а другие неоплодотворёнными?

- Предлагаю ответить на эти вопросы самостоятельно, просмотрев дополнительную литературу. Дома заполненную таблицу нужно вклеить в рабочую тетрадь.

А кто из вас знает, что такое роение? (Ответы учеников.)

"К началу лета в улье появляются молодые пчёлы, население улья сильно увеличивается. В улье становится тесно, и семья готовится к разделению. Появляются трутни - первые вестники приближающейся роевой поры. Вскоре среди пчёл начинается волнение и суета: из куколки должна выйти новая матка. Но прежде, чем это произойдёт, старая матка вместе с частью рабочих пчёл покидает улей: пчёлы роятся. Таким образом, РОЙ - это семья пчёл, образующих во главе с маткой обособленную группу, а РОЕНИЕ - это процесс образования роя.

Некоторое время вылетевший пчелиный рой кружится в воздухе и затем огромным клубком в 1- 1,5 кг повисает где-нибудь на дереве. Пчеловоду нужно следить за поведением пчёл, чтобы вовремя заметить и умело снять рой в подставленную "роевню".

Такая "мудрая предусмотрительность" пчёл не допускает чрезмерного разрастания отдельной семьи."[5]

- Теперь рассмотрим некоторые особенности жизни пчелиной семьи.

Показать отрывок №1 из мультфильма "Винни-Пух" (". это ж-ж-ж-ж - неспроста. ").

- Если даже маленький мишка может логически рассуждать, значит, мы сможем тем более. Но мы будем работать группами, сообща как пчёлки. Ребята с первых и третьих парт каждого ряда развернутся назад и будут обсуждать возникающие вопросы вместе с ребятами со вторых и четвёртых парт. Работать будем по следующей схеме.

ВЫВЕСИТЬ СХЕМУ: проблема (ситуация) - вопрос - гипотеза - доказательство

Работа в группах.

- Каждая группа формулирует вопрос, который у них возникает после прочтения проблемной ситуации, затем выдвигает гипотезу к своему вопросу, всё это записывает в тетрадь и сообщает о выполнении задания. Время на обсуждение 2 минуты. Каждая группа задаёт свой вопрос другим, слушает гипотезы, обсуждаем все вместе.

А сейчас посмотрим ещё один отрывок.

Показать отрывок №2 из мультфильма "Винни-Пух" (Медведь пытался добыть себе мёд.)

С какими проблемами он столкнулся? (Его покусали пчёлы.)

Ситуация 2: Укус пчелы - неприятное событие. А укус гигантской пчелы? Так вот, гигантские пчёлы живут в Индонезии. Насекомые эти крайне опасны - их укус смертелен, но мёда они приносят очень много. Гнёзда пчёл величиной до полутора метров подвешены к ветвям деревьев. Местные жители, несмотря на опасность, ухитряются собрать мёд без жертв. [6]

Вопросы должны задать дети: Как добыть мёд и остаться живым (неукушенным)? При каких условиях пчёлы не будут жалить?

Подсказка: Как изменятся повадки пчёл при изменении погодных условий.

Гипотеза: Пчеловодам хорошо известен нрав насекомых. Некоторые из сборщиков действуют ночью или на рассвете. Другие - в очень влажную погоду, когда пчёлы не летают.

Доказательства найти дома из дополнительных источников.

Ситуация 3: Часто можно наблюдать, как над сотами улья пчела исполняет некий замысловатый танец. [7]

Вопросы: Какое значение имеет танец? В чём суть танца? Что может означать каждое движение?

Гипотеза: Танец передаёт какую-то информацию, важную для пчёл.

Доказательства в учебнике на стр. 141, рис. 105Б, подробности можно найти дома из дополнительных источников.

ВЫВОД: пчела обладает сложным инстинктивным поведением.

Инстинкт - совокупность врождённых моментов поведения, закреплённых наследственно и свойственных определённому виду животных.

Ситуация 4 (дополнительная): Некоторые пауки доставляют человеку хлопоты. Живущий на лугах лабиринтовый паук столь усердно плетёт свои сети, что порой уничтожает много пчёл. Пчеловодам дороги пчёлы, но и пауки тоже полезны, их нельзя травить. [6]

Вопросы: Что делать пчеловодам, чтобы сохранить пчёл и не уничтожать пауков?

Подсказка: В идеале сети пауков в местах полётов пчёл не должны возникать или же должны быть разрушены.

В чём несоответствие игрушечной пчелы с настоящими пчёлами?

Что нам могут рассказать аналитики? (зачитываем тезисы, делаем выводы)

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Разборные рамочные ульи дали возможность следить за работой пчёл и полнее использовать продукцию, не причиняя вреда населению улья.

3. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела - "общественное" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, которое производят пчёлы в процессе своей работы, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве [5].

V. Домашнее задание.

 28 до стр. 142. На распечатках есть ситуации, которые мы не успели рассмотреть. Дома вы можете по ним сформулировать вопросы, выдвинуть гипотезы и попробовать доказать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Пчёлы.docx

Цель: сформировать знания о жизни пчелиной семь и о пользе продуктов пчеловодства.

Задачи: 1. раскрыть особенности строения пчелы в связи с общественным образом жизни;

2. Выяснить роль в природе и жизни человека;

3. Обобщить знания о классе насекомых.

Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку).

Актуализация знаний.

Сегодня ребята, мы с вами продолжаем изучение животного мира нашей планеты. И уже отметили, что половину видов всего многообразия царства животные составляет тип Членистоногие, включающий около 1,5 млн. видов. А какой из трёх классов Членистоногих, которых мы изучили, самый многочисленный? (ответы учащихся - Насекомые).

Вы правы, они очень различны по форме, по внешнему виду, размерам, например саранча может достигать 33 см в длину, а также по образу жизни, так в одном муравейнике живут до 8 тыс. лесных муравьев. Но все же главное что мы с вами всегда должны помнить, это их значимость.

- Назовите насекомых, которые являются самыми необходимыми человеку. (Ответы учащихся - …. Пчелы.)

- Давайте с вами сформулируем цель и задачи нашего урока. (ответы учащихся).

3. Изучение нового материала.

Пчела с незапамятных времен сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семь подходящее помещение для жизни.

– А вы знаете какое? (ответы учащихся: Улей – деревянный домик).

– Но так было не всегда. В начале развития пчеловодства, одомашнивания пчёл люди разыскивали их в лесу. А почему именно там и где они там проживали? Давайте найдем в тексте.

– А вот уже потом, примерно в 19 веке и были придуманы разборные деревянные улей, который вошёл в практику пчеловодом.

– Почему же именно пчелы так заинтересовали людей? Каковы причины их одомашнивания? (высказывают предположения).

Давайте проверим наши гипотезы с высказываниями автора. Найдите в 1 абзаце текста причины одомашнивания пчёл.

Причины: 1 – дают питательную и вкусную пищу;

2 – трудолюбивы, а значит, много могут производить ценных продуктов.

Эти две основные причины и послужили развитию пчеловодства. Пчеловодство – это отрасль сельского хозяйства , которая занимается разведением медоносных пчёл .

– Для начала развития пчеловодства, человек изучил поведение, строение пчёл.

– Давайте мы тоже с вами перевоплотимся в юных пчеловодов и сделаем тоже самое.

Задание 1. Установить соответствие между частями строения пчелы и их названиями.

– Какой мы можем сделать вывод? (Ответ учащихся – строение пчелы схоже с общим строением Класса Насекомые).

– Изучение пчёл, ставшее доступным при разборных ульях, открыло перед наблюдателями ряд чрезвычайно интересных и своеобразных биологических явлений, которые мы не встретим у большинства животных. Так было подмечено, что пчёлы селятся семьями, не стаями, не скоплениями, а именно семьями.

– Как вы думаете почему, человек так назвал скопление особей пчел? (ответы учащихся).

– Дело все в том, что все количество пчелиной семьи, а это немало – 40-50 тысяч особей, является потомством одной самки.

– А кем же являются другие особи? Давайте это с вами и выясним.

Задание 2. Необходимо восстановить текст о составе пчелиной семьи. (Для этого учащиеся заполняют пропуски, информацией, используя данные текста).

Текст для работы:

(курсивом выделены слова, пропущенные в тексте).

– Стоит отметить, что рабочие пчёлы в своих домиках строят своеобразные полости, ячейки, которые как называются? (ответы учащихся - соты).

– Найдите в тексте, какую форму имеют пчелиные соты (ответы учащихся – шестигранную). Именно в этих шестигранных полостях рабочие пчёлы и хранят самые важные продукты, за которые и ценятся человеком.

– Какие вы знаете продукты пчёл? (ответы учащихся – мёд, воск, прополис…) Верно.

Мед – основной продукт пчеловодства. В нем содержится около 60 разных веществ, которые необходимы для ускорения обмена веществ, иммунитета… До последнего времени весь производимый в нашей стране мед в основном употреблялся в своем натуральном виде как продукт питания. Сейчас медицина считает мед активным лечебным средством.

Второй по значению продукт пчеловодства – воск – редкий по своим физическим и химическим свойствам материал. Он применяется человеком в разных областях, а вот каких вам предстоит выяснить.

Задание 3. Дополните, на основе материала текста, кластер (схему) о значении воска в разных направлениях.

– Проверка заполнения кластера. Таким образом, мы с вами составили своеобразную памятку, в которой выделили основные ценные свойства воска применяемые человеком.

– Итак, пчела – это пример насекомого, обладающего важными для человека характеристиками, свойствами. А также сложными инстинктивным поведением, которое помогает ей приспособится к обычным условиям существования.

– Вот мы и приблизились к заключительному этапу урока, в котором нам необходимо сделать выводы о жизни и значении пчёл, систематизировать все полученные и известные вам данные о этих представителях животного мира.

– Для этого мы проведём парно-групповую работу.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям. (стадия осмысления)

2группа – Составить текст из предложенных предложений о жизни пчёл.

( Пчелы – самые известные и одни из самых полезных животных на Земле. Они принадлежит к классу насекомых перепончатокрылых, которых насчитывается более 20 тысяч видов. Ареал этих насекомых охватывает все материки за исключением Антарктиды. Живут пчёлы общинами, которые называются семёй. В состав семьи входит одна матка, около 40-50 тысяч рабочих пчёл и трутни. Между ними распределены обязанности, в результате которых пчела даёт нам ароматный и вкусный мёд, воск, прополис и многое другое. Хранит все эти запасы труженица в изумительно красивых и искусно вымеренных шестигранных восковых ячейках – сотах. Таким образом, пчёлы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение проявляется в опылении растений ).

1.Медоносная пчела – это общественное насекомое;

2.В качестве строительного материала пчёлами используется мёд

3.Все пчелы одного улья выполняют одинаковые функции.

4.Для защиты улья рабочие пчёлы используют жало.

5.Сфера деятельности человека, в которой занимаются разведением пчел называется пчеловодство.

6.Улей – это дом пчёл, который вырубается в дупле дерева.

7.Матка пчёл имеет специальные корзиночки на ногах, которые помогают ей выводить потомство.

8.Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений.

9.Форма сотовых ячеек — шестигранная с донышком.

4.Закрепление. ( Обмен информацией)

Выступает 1 группа, затем 3 группа.

5.Выводы урока. Выступление 2 группы.

6. Домашнее задание. Ответить на ситуационные вопросы в раздаточном материале.

Выбранный для просмотра документ Приложение к конспекту урока Пчелы.docx

Задание 1. Определите и подпишите части строения пчелы.

hello_html_m6b4839b5.jpg

Задание 1. Определите и подпишите части строения пчелы.

hello_html_m6b4839b5.jpg

Задание 1. Определите и подпишите части строения пчелы.

hello_html_m6b4839b5.jpg

Задание 2. Необходимо восстановить текст о составе пчелиной семьи. В места пропусков впишите недостающие слова.

Характеристика пчелиной семьи

Задание 2. Необходимо восстановить текст о составе пчелиной семьи. В места пропусков впишите недостающие слова.

Характеристика пчелиной семьи

Задание 2. Необходимо восстановить текст о составе пчелиной семьи. В места пропусков впишите недостающие слова.

Характеристика пчелиной семьи

Задание 3. Дополните, на основе материала текста, кластер (схему) о значении воска в разных направлениях.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям.

2группа – Составить текст из предложенных предложений о жизни пчёл.

Таким образом, пчёлы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение.

Они принадлежит к классу насекомых перепончатокрылых, которых насчитывается более 20 тысяч видов.

В состав семьи входит одна матка, около 40-50 тысяч рабочих пчёл и трутни.

Пчелы – самые известные и одни из самых полезных животных на Земле.

Между ними распределены обязанности, в результате которых пчела даёт нам ароматный и вкусный мёд, воск, прополис и многое другое.

Ареал этих насекомых охватывает все материки за исключением Антарктиды.

Живут пчёлы общинами, которые называются семёй.

Но самое большое значение проявляется в опылении растений.

Хранит все эти запасы труженица в изумительно красивых и искусно вымеренных шестигранных восковых ячейках – сотах.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям.

2группа – Составить текст из предложенных предложений о жизни пчёл.

Таким образом, пчёлы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение.

Они принадлежит к классу насекомых перепончатокрылых, которых насчитывается более 20 тысяч видов.

В состав семьи входит одна матка, около 40-50 тысяч рабочих пчёл и трутни.

Пчелы – самые известные и одни из самых полезных животных на Земле.

Между ними распределены обязанности, в результате которых пчела даёт нам ароматный и вкусный мёд, воск, прополис и многое другое.

Ареал этих насекомых охватывает все материки за исключением Антарктиды.

Живут пчёлы общинами, которые называются семёй.

Но самое большое значение проявляется в опылении растений.

Хранит все эти запасы труженица в изумительно красивых и искусно вымеренных шестигранных восковых ячейках – сотах.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям.

2группа – Составить текст из предложенных предложений о жизни пчёл.

Таким образом, пчёлы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение.

Они принадлежит к классу насекомых перепончатокрылых, которых насчитывается более 20 тысяч видов.

В состав семьи входит одна матка, около 40-50 тысяч рабочих пчёл и трутни.

Пчелы – самые известные и одни из самых полезных животных на Земле.

Между ними распределены обязанности, в результате которых пчела даёт нам ароматный и вкусный мёд, воск, прополис и многое другое.

Ареал этих насекомых охватывает все материки за исключением Антарктиды.

Живут пчёлы общинами, которые называются семёй.

Но самое большое значение проявляется в опылении растений.

Хранит все эти запасы труженица в изумительно красивых и искусно вымеренных шестигранных восковых ячейках – сотах.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям.

3 группа – Выделить верные и неверные утверждения про жизнь пчёл.

1.Медоносная пчела – это общественное насекомое;

2.В качестве строительного материала пчёлами используется мёд

3.Все пчелы одного улья выполняют одинаковые функции.

4.Для защиты улья рабочие пчёлы используют жало.

5.Сфера деятельности человека, в которой занимаются разведением пчел называется пчеловодство.

6.Улей – это дом пчёл, который вырубается в дупле дерева.

7.Матка пчёл имеет специальные корзиночки на ногах, которые помогают ей выводить потомство.

8.Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений.

9.Форма сотовых ячеек — шестигранная с донышком.

Задание 4. Парно-групповая работа по заданиям.

3 группа – Выделить верные и неверные утверждения про жизнь пчёл.

1.Медоносная пчела – это общественное насекомое;

2.В качестве строительного материала пчёлами используется мёд

3.Все пчелы одного улья выполняют одинаковые функции.

4.Для защиты улья рабочие пчёлы используют жало.

5.Сфера деятельности человека, в которой занимаются разведением пчел называется пчеловодство.

6.Улей – это дом пчёл, который вырубается в дупле дерева.

7.Матка пчёл имеет специальные корзиночки на ногах, которые помогают ей выводить потомство.

8.Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений.

9.Форма сотовых ячеек — шестигранная с донышком.

Выбранный для просмотра документ Текст Эти удивительные пчёлы.docx

Эти удивительные пчёлы

Вылепляя свои ячейки, пчёлы решают непростую математическую задачу: найти форму сосуда наибольшей вместимости при наименьших расходах стройматериалов – шестигранные соты. В них пчёлами выращивается потомство и хранятся запасы еды.

(Воловник С.В. Наши знакомые незнакомцы. Днепропетровск: Проминь 1983.)


Урок раскроет особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, расскажет о её роли в природе и жизни человека, раскроет многообразие перепончатокрылых, черты их сходства.

Описание разработки

Цель:

раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о её роли в природе и жизни человека.

Задачи:

выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;

раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека;

доказать необходимость охраны этих насекомых;

развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы, развивать навыки работы с книгой;

воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

1. Учащиеся должны знать особенности строения пчел, муравьев

2. Представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи

3. Знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе

1. Проверка знаний.

1). Работа по карточкам (3 человека).

2). Характерные черты представителей Отряда Двукрылые.

3). Тип развития Двукрылых.

4). Почему необходимо уничтожать комнатных мух?

5). Какой вред наносят оводы и слепни домашним животным?

2. Изучение нового материала.

К этому отряду принадлежат всем хорошо известные насекомые: муравьи, пчёлы, осы, шмели.

Отряд насчитывает около 100 тысяч видов. Размеры их варьируют от 0, 2 мм до 6 см.

Многие из них полезны человеку. Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. По развитию нервной системы они стоят гораздо выше других насекомых, проявляя сложную инстинктивную деятельность во время добывания пищи, при уходе за потомством.

- Почему столь разнообразных насекомых объединяют в отряд Перепончатокрылые?

Общие признаки Перепончатокрылых.

1. У взрослых перепончатокрылых 2 пары прозрачных крыльев, с небольшим числом жилок.

2. Передние крылья крупнее задних.

3. В полёте задний край переднего крыла цепляется за крючочки на переднем крае задних крыльев, и оба крыла соединяются в единую плоскость.

4. Ротовой аппарат грызущее-лижущего типа.

3. Более подробно с особенностями Перепончатокрылых мы познакомимся на примере медоносной или благородной пчелы.

Это одомашненное насекомое.

В семействе пчёл около 20 тысяч видов. Лишь для того, чтобы перечислить имена учёных, сделавших их объектом своих исследований, понадобился бы целый том.

И всей этой славой, всем вниманием наук, искусств, семейство пчёл обязано, в сущности, одному виду: пчеле медоносной или благородной.

Пчёлы живут семьями (40-70 тыс. ). Пчела не может существовать одна.

Среди них выделяют: Матка, трутни (самцы), рабочие пчёлы (недоразвитые самки).

Матка кладёт яйца двух типов: оплодотворённые и неоплодотворённые. Из оплодотворённых яиц выходят рабочие пчёлы, или матки (при особом кормлении) ; из неоплодотворённых яиц – трутни.

В 1954 году Р. Батлер открыл, что челюстные железы матки выделяют совершенно особое вещество, которое она размазывает по телу, позволяя затем своим приближённым слизать это маточное вещество. Это маточное вещество за каких нибудь 3 часа распространяется среди всего населения гнезда и становится как-бы бюллетенем о состоянии здоровья и потребностей королевы. По-видимому, главная его роль в том, чтобы подавлять в рабочих пчёлах инстинкт плодоношения.

РАБОЧАЯ ПЧЕЛА (недоразвитая самка).

За время своей жизни она меняет множество профессий: чистильщица ячеек, нянька, приёмщица корма, переносчица корма, строитель сотов, водовоз, сторож, сборщик мёда и мн. др.

4. Строение тела.

-Какова окраска тела рабочей пчелы?

- Из скольких отделов состоит тело пчелы?

- Какие органы расположены на каждом из отделов?

2. простые глаза;

3. сложные глаза;

4. ротовой аппарат: губа, челюсти, язычок;

ГРУДЬ: 2 пары перепончатых крыльев;

3 пары ног (3-я пара: щёточки и корзиночки) ;

БРЮШКО: подвижно. Это позволяет пчеле жалить. В брюшке – восковые железы.

Всё тело пчелы покрыто волосками.

Быть может, когда-нибудь человек сумеет увидеть мир глазами собаки, птицы, это будет фантастический мир. И, безусловно, одним из самых необыкновенных окажется мир медоносной пчелы. У пчелы 5 глаз: 2 боковых, 3 – передних. Пятью глазами можно, конечно увидеть, больше, чем двумя.

Её фасеточные глаза, чрезвычайно чувствительные к восприятию движения, успевают рассмотреть, вокруг летящего шмеля не сплошное жужжащее облако, слившихся воедино крыльев, а каждый его взмах в отдельности. Это очень важно, потому что содействует ориентации. Ловко можно рассчитать посадку на качающийся цветок.

Цвет видят пчёлы не по-нашему. Синий, белый, чёрный цвета они различают. А вот красный – нет. Алые маки кажутся им синеватыми, красные гвоздики – синими и пурпурными. Но зато видят ультрафиолетовые лучи. Поэтому даже в пасмурный день пчёлы знают, за каким облаком прячется солнце.

Вкус распознают лапками. Звуки воспринимаемые человеком не слышат.

Усики – орган комбинированного восприятия. Один и тот же нерв, проходящий у них внутри, получает сигналы и о запахах, и о прикосновениях. Большую часть жизни пчела проводит в темноте гнезда, немного бы она наработала не будь у неё столь совершенного аппарата, в сущности заменяющего ей видение в темноте.

Рабочие пчёлы собирают цветочный нектар, пыльцу, которую накапливают на голени задних ножек. Недоразвитый яйцеклад у них превращён в жало – орган защиты.

На брюшке имеются восковые железы, из воска они строят соты.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Цель: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о её роли в природе и жизни человека.

Задачи: образовательные: выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых;

развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы, развивать навыки работы с книгой;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

1.Учащиеся должны знать особенности строения пчел, муравьев

2.Представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи

3.Знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе

!. Проверка знаний.

1).Работа по карточкам (3 человека).

2).Характерные черты представителей Отряда Двукрылые.

3).Тип развития Двукрылых.

4).Почему необходимо уничтожать комнатных мух?

5).Какой вред наносят оводы и слепни домашним животным?

2. Изучение нового материала.

К этому отряду принадлежат всем хорошо известные насекомые: муравьи, пчёлы, осы, шмели.

Отряд насчитывает около 100 тысяч видов. Размеры их варьируют от 0,2 мм до 6 см.

Многие из них полезны человеку. Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. По развитию нервной системы они стоят гораздо выше других насекомых, проявляя сложную инстинктивную деятельность во время добывания пищи, при уходе за потомством.

- Почему столь разнообразных насекомых объединяют в отряд Перепончатокрылые?

Учебник, открыть стр. 164.

Общие признаки Перепончатокрылых

1.У взрослых перепончатокрылых 2 пары прозрачных крыльев, с небольшим числом жилок.

2.Передние крылья крупнее задних.

3.В полёте задний край переднего крыла цепляется за крючочки на переднем крае задних крыльев, и оба крыла соединяются в единую плоскость.

4.Ротовой аппарат грызущее-лижущего типа.

Читать, с.88,§33,1 абзац.

Рабочие муравьи, самки некоторых наездников вообще лишены крыльев. А самки и самцы многих муравьёв крылья имеют в определённые периоды жизни (брачный период).

3.Более подробно с особенностями Перепончатокрылых мы познакомимся на примере медоносной или благородной пчелы.

Это одомашненное насекомое.

В семействе пчёл около 20 тысяч видов. Лишь для того, чтобы перечислить имена учёных, сделавших их объектом своих исследований, понадобился бы целый том.

И всей этой славой, всем вниманием наук, искусств, семейство пчёл обязано, в сущности, одному виду: пчеле медоносной или благородной.

Пчёлы живут семьями (40-70 тыс.). Пчела не может существовать одна.

Среди них выделяют: Матка, трутни (самцы), рабочие пчёлы (недоразвитые самки).

Матка кладёт яйца двух типов: оплодотворённые и неоплодотворённые. Из оплодотворённых яиц выходят рабочие пчёлы, или матки (при особом кормлении); из неоплодотворённых яиц – трутни.

В 1954 году Р.Батлер открыл, что челюстные железы матки выделяют совершенно особое вещество, которое она размазывает по телу, позволяя затем своим приближённым слизать это маточное вещество. Это маточное вещество за каких нибудь 3 часа распространяется среди всего населения гнезда и становится как-бы бюллетенем о состоянии здоровья и потребностей королевы. По-видимому, главная его роль в том, чтобы подавлять в рабочих пчёлах инстинкт плодоношения.

РАБОЧАЯ ПЧЕЛА (недоразвитая самка).

За время своей жизни она меняет множество профессий: чистильщица ячеек, нянька, приёмщица корма, переносчица корма, строитель сотов, водовоз, сторож, сборщик мёда и мн. др.

-Какова окраска тела рабочей пчелы?

-Из скольких отделов состоит тело пчелы?

-Какие органы расположены на каждом из отделов?

4.ротовой аппарат: губа, челюсти, язычок;

ГРУДЬ: 2 пары перепончатых крыльев;

3 пары ног (3-я пара: щёточки и корзиночки);

БРЮШКО: подвижно. Это позволяет пчеле жалить. В брюшке – восковые железы.

Всё тело пчелы покрыто волосками.

Быть может, когда-нибудь человек сумеет увидеть мир глазами собаки, птицы, это будет фантастический мир. И, безусловно, одним из самых необыкновенных окажется мир медоносной пчелы. У пчелы 5 глаз: 2 боковых, 3 – передних. Пятью глазами можно, конечно увидеть, больше, чем двумя.

Её фасеточные глаза, чрезвычайно чувствительные к восприятию движения, успевают рассмотреть, вокруг летящего шмеля не сплошное жужжащее облако, слившихся воедино крыльев, а каждый его взмах в отдельности. Это очень важно, потому что содействует ориентации. Ловко можно рассчитать посадку на качающийся цветок.

Цвет видят пчёлы не по-нашему. Синий, белый, чёрный цвета они различают. А вот красный – нет. Алые маки кажутся им синеватыми, красные гвоздики – синими и пурпурными. Но зато видят ультрафиолетовые лучи. Поэтому даже в пасмурный день пчёлы знают, за каким облаком прячется солнце.

Вкус распознают лапками. Звуки воспринимаемые человеком не слышат.

Усики – орган комбинированного восприятия. Один и тот же нерв, проходящий у них внутри, получает сигналы и о запахах, и о прикосновениях. Большую часть жизни пчела проводит в темноте гнезда, немного бы она наработала не будь у неё столь совершенного аппарата, в сущности заменяющего ей видение в темноте.

Рабочие пчёлы собирают цветочный нектар, пыльцу, которую накапливают на голени задних ножек. Недоразвитый яйцеклад у них превращён в жало – орган защиты.

На брюшке имеются восковые железы, из воска они строят соты.

Ячейки разных размеров. Некоторые ячейки заполняются пыльцой и мёдом.

Цветочный нектар собирается хоботком в зобик. Зобик – снабжён клапаном, обычно закрытым и не позволяющим этой жидкости проникать в желудочный тракт. По объёму зобик меньше напёрстка в 60 раз! А, чтобы его наполнить надо поработать на тысяче цветов. В гнезде происходит переработка нектара в мёд.

Восковые железы. Пористое зеркальце с кармашком на брюшке уже с третьего дня жизни в течении наверное 3-х недель, исправно выделяет воск и тут же превращает его в тонкие треугольные пластинки, весом 0,25 мг. Затем они хорошо разминаются и скатываются в шарики. Материал для строительства сотов. Соты строятся. Кирпичик к кирпичику, ячейка к ячейке создаются тысячи шестиугольных комнатёнок для расплода и кладовок для припасов.

Трутневые ячейки – широкие. В них матка откладывает неоплодотворённые яйца. В другие широкие ячейки матка откладывает оплодотворённые яйца.

5.ЖИЗНЬ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ.

6.Покидая улей или цветы, богатые нектаром, пчела делает ориентировочный полёт над местностью. Покидая улей, пчела запоминает местоположение. Но, ориентиром является для них Солнце.

Когда пчела найдёт поблизости от дома цветы, богатые нектаром, то, прилетев в улей, танцует на сотах: бегает кругами. Круг налево, потом разворот и круг направо. Земляки её окружают, возбуждённо следуют за ней, обнюхивают, касаясь усиками брюшка.

Более полную информацию о результатах разведки представляет виляющий танец. Назван он так потому, что, исполняя его, пчёлы виляют из стороны в сторону брюшком.

Одно виляние в секунду – 75 метров. Если пчела, за 15 секунд делает 9-10 полных кругов, сопровождаемых вилянием, пища – в100 м от улья.

7.Знакомясь с жизнью пчёл, можно подумать, что они всё делают разумно.

-А на самом деле?

-Что руководит их действиями?

-медицина (пчелиный яд, прополис, маточное молочко).

Мёд пили на пирах русские князья, мёд, судя по рисункам на древних храмах, обожали египтяне, мёд, судя по пещерным рисункам, умели добывать первобытные люди. Мёд сладкий, мёд подобно бальзаму д , Артаньяна, излечивающий от всех ран, кроме сердечных! Даже мёртвых бальзамировали мёдом! Тело Александра Македонского привезли из завоёванной им Персии в Египет в гробу, доверху наполненном мёдом!

Главная польза пчёл – даже не мёд, а опыление цветков.

В этом деле медоносная пчела приносит в 50 раз больше пользы, чем на работах по производству мёда и воска.

Нектар –из него мёд.

Для приготовления 1 кг мёда нужно принести в улей 4,5 кг нектара. Питаясь мёдом, она вырабатывает строительный материал: из 4 кг мёда – 1 кг воска. Пчеле нужно съедать 2 кг мёда, чтобы сделать 10 кг.

Домашнее задание: §30.

Дополнительный материал. Прополис (уза, пчелиный клей, смола) – смолистое клейкое вещество тёмно-зелёного или жёлто-коричневого цвет горьковатого вкуса. При сжигании прополиса появляется запах ладана. Прополисом пчёлы полируют сотовые ячейки, заливают щели и т.д.

Состав: 55% смол и бальзамов;

10% эфирных масел;

Хорошо растворим в спирте.

Использование в медицине: Лечение суставов, обладает бактерицидным действием, заживляет раны.

Маточное молочко – вырабатывается глоточными железами рабочих пчёл (вскармливают личинку – будущую матку).

Читайте также: