Метерлинк слепые конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Старый северный лес под высоким звездным небом. Прислонясь к стволу старого дуплистого дуба, дряхлый священник застыл в мертвой неподвижности. Синие губы его полураскрыты, остановившиеся глаза уже не смотрят по эту, видимую сторону вечности. Исхудалые руки сложены на коленях. Справа от него на камнях, пнях и сухих листьях сидят шесть слепых стариков, а слева, лицом к ним — шесть слепых женщин. Три из них все время молятся и причитают. Четвертая — совсем старуха. Пятая, в тихом помешательстве, держит на коленях спящего ребенка. Шестая поразительно молода, её распущенные волосы струятся по плечам. И женщины, и старики одеты в широкие, мрачные, однообразные одежды. Все они, поставив руки на колени и закрыв лицо руками, чего-то ждут. Высокие кладбищенские деревья — тисы, плакучие ивы, кипарисы — простирают над ними свою надежную сень. Темнота.

Продолжение после рекламы:

Слепые перегова­риваются между собой. Они обеспокоены долгим отсутствием священника. Самая старая слепая говорит, что священнику не по себе уже несколько дней, что он стал всего бояться после того, как умер доктор. Священник беспокоился, что зима может оказаться долгой и холодной. Его пугало море, он хотел взглянуть на прибрежные скалы. Юная слепая рассказывает, что перед уходом священник долго держал её за руки. Его била дрожь, словно от страха. Потом он поцеловал девушку и ушел.

Но вот как-то никак. История, если понимать ее буквально, вполне понятная. Страх всех действующих лиц очень здорово чувствуется, еще больше он усиливается их нерешительностью: то ли сидеть на месте и ждать, что кто-то придет за ними, слепыми, и отведет в приют, то ли идти и самим пытаться найти туда дорогу, вот только они не знают, где находятся, а вокруг приюта имеются топи. Им очень даже посочувствуешь и просто испереживаешься за них. Эмоциональное напряжение здесь велико и передается на ура. Но буквально историю невозможно понимать в финале, в финале история, трактуемая буквально, становится откровенно бессмысленной.

А вот если относиться к этой истории отвлеченно, искать символы и скрытые смыслы… Ну, например: человечество слепо, не знает куда идти, пророк завел его незнамо куда и бросил их (умер или просто ушел), и дальнейший путь совершенно не ясен, а еще приближающиеся пугающие шаги. И что они несут? Но вот в этом контексте мне почему-то совсем неинтересно, что предвещают эти шаги, чего испугался ребенок и чем же всё закончится.

Видимо, я совсем не создана для чтения и восприятия символизма, мне это всё очень далеко.

Рецензии на книгу Слепые

Итак, о чем произведение? И в чем его специфика? Во-первых, Метерлинк, изображая двенадцать слепых, шесть из которых женщины, а шесть – мужчины, и умершего священника, наделяет каждого из них смыслом, каждый персонаж является символом чего-либо; так, мёртвый священник воплощает религию, которая уже в то время потеряла свою значимость, он был их проводником, следовательно, его смерть обозначает и их погибель, и они понимают это; море ( Третий слепорождённый. Вода подступает к нам! Первый слепорождённый. Не будем думать о море! Второй слепорожденный. Но необходимо о нем думать, оно нас поглотит!) – олицетворение смерти, которую так боятся незрячие. Во-вторых, у драматурга свой, особый, стиль: он обобщает действительность. В таком, на удивление, коротком художественном произведении мы видим (пытаемся увидеть) глубокий смысл. В-третьих, Метерлинк упрощает фабулу (отсутствие внешнего действия) и диалоги героев (они будто не слышат друг друга), что вызвало у меня смешанные чувства, потому что это весьма непривычно. На мой взгляд, произведение о тенденции развития человечества, о людях, которые обращены к своему внутреннему миру, но которые не знают, куда идти.

Размышляя, я пришла к выводу: да, это безусловно таинственно, но сидеть и гадать, что же автор хотел сказать, по моему мнению, довольно скучно. Также мне не кажется, что есть другой мир, который как-то влияет на наш, похоже, я не предупрежденная. Концепция и идея произведения мне пришлись по душе: когда я читала статью Минского и дошла до момента, где Метерлинк считает, что наш мир лучший из миров и что быть мудрым – значит видеть счастье – мне стало забавно и в то же время грустно. Почему возник этот когнитивный диссонанс? Я не думаю, что мы в лучшем из миров так же, как и не думаю, что все мы одинаково слепы. Скорее всего, каждый слеп по-своему, каждый видит или чувствует то, что хочет. Возможно, Метерлинк был глубоко несчастен, поэтому и убеждал себя: счастье рядом, даже после смерти мы будем счастливы. Но что такое счастье? На этот вопрос в творчестве бельгийского драматурга пока что я не нашла ответа.

Морис Метерлинк – знаменитый бельгийский писатель, один из крупнейших представителей символизма в Европе. Поэт эпохи загнивания капитализма, он воплотил в своей поэзии тревожное умонастроение господствующего класса, его страх, неуверенность, предчувствие своей гибели, непонимание вновь возникающих социальных отношений, дряблость, истощение и пресыщенность. Метерлинк совершенно не был затронут пролетарским движением, развертывавшимся в его родном городе Генте в годы его молодости. Свое воспитание он получил сначала в гентском иезуитском коллеже, откуда перешел в католический университет.

Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам

, написанным между 1889 и 1894 гг. Герои этих пьес не имеютограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.

, к отказу от своей индивидуальности. Актер должен уподобиться марионетке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Список использованной литературы

3. Маньковская Н.Б. // Судьба стучится в дверь. Философскоэстетические взгляды Мориса Метерлинга. Эстетика и теория искусства 2020 - №1, с. 2 - 39

4. Минский Н. Морис Метерлинк // Морис Метерлинк. Жуазель. - СПб., - 2000, с. 5 – 39

7. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – Вып. 7 [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред.: В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская. – М. : ИФ РАН, 2014. – 211 с.

(дата обращения: 01.12.20)

[3] Маньковская Н.Б. Судьба стучится в дверь. Философско-эстетические взгляды Мориса Метерлинга, Эстетика и теория искусства №1 2019г. с.2-39


2. Почему у героев нет имён? Как персонажи обозначены в афише?

3. На какие группы делятся слепые? Что эти группы символизируют?

4. Кто является зрячим в пьесе? Какова роль зрячих персонажей?

5. Почему в финале появляется женщина с ребенком на руках?

6. Оставляет ли финал надежду героям?

7. Каков символический смысл чисел в пьесе?

8. Выпишите из пьесы цитаты, связанные с образом смерти.

9. Какую характеристику дают слепые священнику? В чём смысл такой характеристики?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Образовательная:

Проанализировать идейное содержание пьесы, повторить и закрепить теоретические сведения о драматическом роде литературы.

Метапредметная:

формировать умение осмысленно выделять жизненные ценности, обсудить понимание счастья учениками 6 класса.

интеллектуальное развитие:

активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивать навыки творческого чтения;

нравственное развитие:

показать, что пьеса учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его. Убедить учащихся в том, что к счастью ведёт дорога добра, сочувствия, взаимопонимания.

Оформление урока.

Праздничная елка, новогодние гирлянды;

Доска: портрет писателя, годы жизни.

Атрибуты для инсценировки финальной сцены пьесы, компьютерная презентация с музыкальным сопровождением.

Звучит рождественская мелодия. Погашен свет, сверкают новогодние гирлянды.

1.Приближается Новый год – удивительный, любимый всеми праздник, праздник ожидания чуда, встречи со сказкой. Сегодня чудо произойдет и у нас: сказка пришла к нам в гости.

2.Вы прочитали пьесу Метерлинка “Синяя Птица”. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?

Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.

Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?

“Путешествие за счастьем”, “Дорога к счастью”.

Так и назовем наш урок: Дорога к счастью.

А что значит в вашем понимании быть счастливым?

Что же такое счастье?(беседа)

Люди всегда задавали себе этот вопрос. Вот несколько высказываний на эту тему:

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.

Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой.

Как вы думаете справедливы ли эти слова?

Попробуем разобраться в этом ,отправившись в путь с героями пьесы.

4. Морис Метерлинк написал сказку необычного жанра, особенной композиции.

К какому роду литературы относится такое произведение?

5.Как сам автор определяет жанр своего произведения?

Дайте определение этому жанру.

Дайте определение этому термину.

Назовите элементы сюжета.

Произведение написано для постановки на сцене, относится к роду литературы – драма. Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. В отличие от обычных театральных пьес эта сказка имеет более сложную композицию:

Экспозиция - В хижине дровосека;

Завязка - Появление феи Берилюны, Чудесные превращения предметов.

Дети отправляются в путь за Синей птицей.

В перечне картин пьесы мы угадываем образ дороги, по которой пойдут дети:

Развитие действия

Кульминация

6.Фея Берилюна надевает Тильтилю на голову шапочку, и он поворачивает алмаз один раз, другой…

Просмотр отрывка из сказки.

Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?

Ученик: Больной девочке.

Учитель: Чем она больна?

Ученик: Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.

Учитель: Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки.

Поспешим и мы с героями по дороге к счастью…На поиски Синей птицы!

7.Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод. Каково представление о счастье у умерших?

Ученик: Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.

Учитель: Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью .

Каждое путешествие преподносит детям свой урок.

В чём же мудрость первого путешествия?

“Изучай и уважай прошлое.”

8.Следующий эпизод в путешествии героев Царство Ночи.

Учитель: С кем встречаются герои в этой части?

Ученик: С болезнями, ужасами, войнами.

Чтение по ролям.с.120-122.

Ученик: В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.

Учитель: Зачем автор придумывает этот эпизод?

Учитель: Откроем урок второй дорожки.“Смело преодолевай препятствия”

9.Эпизод в лесу.

Учитель: Почему деревья не любят людей?

Ученики: Лес помнит о том, что герои - это дети дровосека, который уничтожал лес.

Учитель: Каков же смысл этого эпизода?

Ученики: Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.

Учитель: Найдите дорожку счастья этого эпизода.

Ученики выбирают дорожку: “Человек должен жить в согласии с окружающим миром.”

10.Эпизод Сады Блаженств.

Радость Быть Здоровым

Радость Дышать Воздухом

Радость Голубого Неба

Радость Зеленого Леса

Радость Солнечных Дней

Радость Любить Родителей

Радость Материнской Ласки

Радость Бегать По Росе Босиком

Кто обитает в Волшебных Садах для взрослых?

Радость Великой Любви и Верности

Радость Любимого Труда

Радость Растить Хороших Детей

Радость Быть Родителями

Радость Выполненного Долга

Учитель: Почему дети не остались в Саду Блаженств?

Ученики: Им нужно было спешить за Синей птицей.

Учитель: Выберите дорожку этой части.

Ученики: “Надо жертвовать удовольствием для главного.”

11.Царство будущего.

Учитель: В чем смысл этого эпизода?

Ученики: Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.

Учитель: Выберите дорожку для этого эпизода.

Ученики выбирают: “Думай о будущем.”

12.Кульминация – Прощание.

С кем из оживших героев ребятам труднее всего расстаться?

Вспомните ,какие слова говорит детям Душа Света, прощаясь с ними?

Помните: я говорю с вами в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей на вас звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажжённой лампе, в каждом вашем чистом и ясном помысле… (просмотр)

13. Последний эпизод – Пробуждение. Инсценировка

Учитель: Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным.

Что хотел сказать этим автор?

Что поняли дети о том, что такое счастье?

Как вы поняли Финал?

Нашли дети Синюю птицу?

Что же стало с больной девочкой?

Ученики: Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.

Ученики: Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.

Давайте вспомним те слова,с которых мы начинали урок!

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.

Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой.

14.Задание.Добавьте к этим мудрым словам свои мудрые мысли о счастье

Жизнь с родителями;

Дружная и счастливая семья;

Хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;

Иметь много друзей;

Заниматься любимыми делами.

Учитель: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет.

Чему учит нас пьеса М Метерлинка?

Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово –

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…

Разве будет это тыщу раз?

На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из-под небесной пушки.

Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

Крутит, пляшет, бьет по мостовой

Крупный дождь в орех величиной!

Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не пропустить!

Хворь и ссоры временно отставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта “прелесть” миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти.

Вы им, желчным скептикам, не верьте –

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам, хоть лопнут, - не найти!

А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце доброе у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите!

Ребята ! А знаете ли вы другие произведения , где встречается образ-символ Синей птицы?

А в эстрадных песнях?

Музыкальные файлы. Н.Гнатюк, Витас (Синяя птица)

Домашнее задание. (по выбору учащихся)

Написать сочинение-размышление над словами древнегреческого философа Платона:

-Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное…

Ответить на вопросы:

Что такое счастье ?

Читайте также: