Конспект грамматическая основа простого двусоставного предложения

Обновлено: 05.07.2024

Грамматическая основа может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Теплятся в зелени лампадки ; или из подлежащего, например: В березке над нами солнышко ; или из сказуемого: Пахнет зеленой рощей. В глазах у меня туманится.

Слова, к которым можно задать вопросы от подлежащего или сказуемого, называются зависимыми словами (это второстепенные члены предложения).

Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего, например: Справа деревья тянутся, в светлой и нежной зелени . (И. Шмелёв)

Сказуемое с зависимыми словами образует состав сказуемого: Золотой скобкой в окно заглянул месяц . (М. Горький)

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы .

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

Простое осложненное предложение

Простое предложение может быть осложнено однородными и обособленными членами предложения, вводными и вставными конструкциями, обращением.

осложняющие компоненты

Признаки осложненного предложения:

  • Больше синтаксических позиций, чем в элементарном предложении (предикативное ядро + присловные распространители в виде словосочетаний). В Осложненном предложении есть распространители, включенные непосредственно в предложение.
  • Кроме предикативных и подчинительных отношений есть сочинительные и полупредикативные отношения.
  • Формальные семантико-синтаксические показатели (союзы, частицы, интонация)

Осложненное предложение является объектом конструктивного синтаксиса. Конструкция — это такое синтаксическое единство, которое характеризуется относительной самостоятельностью, целостностью и оформляется по определенным грамматическим схемам, состоит из компонентов, количество и характер которых определяется вне конкретных слов.

Перейти далее к конспектам:

Двусоставном предложением называется простое предложение, в котором присутствуют оба главных члена: подлежащее и сказуемое, то есть состав подлежащего и состав сказуемого. При этом у каждого из главных членов могут быть зависящие от них слова (второстепенные члены) или их может не быть. Таким образом, двусоставное предложение может быть распространённым или нет. В двусоставном предложении также могут быть однородные главные члены или однородные второстепенные члены. Это не влияет на характеристику предложения.

Самую большую сложность представляет определить, двусоставное предложение или односоставное, если оно неполное.

Например, предложение Мы шли к морю и скоро оказались на каменистом выступе над пропастьюдвусоставное, так есть и подлежащее, и два сказуемых.

В сложном предложении каждое простое предложение следует рассматривать в отдельности.

Предикативная основа предложения (или грамматическая) не является словосочетанием. Связь между подлежащим и сказуемым принято называть координацией. Между главными членами существует взаимозависимость, и определить, какой из них главнее, невозможно.

БП В двусоставном предложении подлежащее и сказуемое должны согласовываться между собой.

Согласование сказуемого с подлежащим осуществляется в числе, роде (для сказуемых, выраженных формами, имеющими родовую характеристику) и лице (при подлежащих, выраженных личными местоимениями и сказуемых в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении).

Основные проблемы при согласовании сказуемого с подлежащим бывают связаны с согласованием по числу. Подлежащие, вызывающие подобные проблемы, можно разбить на три группы.

I. В подлежащем есть слова большинство, меньшинство, часть

В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если:

1) у этих слов в подлежащем нет зависимых слов:

Большинство решило идти в кино.

2) у них есть зависимое слово в единственном числе:

Большинство класса решило идти в кино.

3) в сказуемом стоит страдательное причастие:

Большинство класса было приглашено на день рождения.

Сказуемое ставится во множественном числе, если подчёркивается множественность или самостоятельность субъектов:

Большинство мальчиков и девочек решили идти в кино.

II. Подлежащее – числительное + существительное в родительном падеже

В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если

1) подчёркивается единство или совокупность:

В зал помещается сто человек.

2) обозначается время или пространство:

Прошло сорок лет.

3) числительное оканчивается на один:

Тридцать один человек поехал на экскурсию.

4) используются числительные (грамматически – существительные) тысяча, миллион, миллиард:

На концерт пришла тысяча человек.

Сказуемое ставится во множественном числе, если

1) в подлежащем числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре:

К нам подошли два парня.

2) у подлежащего есть определения все, эти, указанные и т. д.:

Все трое приглашённых пришли одновременно.

В остальных случаях сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

III. Подлежащее – оборот сущ. в И. п. +с+ сущ. в Т. п.

При этом сказуемое ставится во множественном числе, если подчёркивается самостоятельность и равноправность субъектов:

Брат с сестрой вернулись порознь.

Если основным производителем действия является лицо, выраженное именительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе, а подлежащим будет только существительное в И. п.:

Мать с ребёнком ходила к врачу.

Сказуемое согласуется с подлежащим в лице или роде.

Согласование в лице происходит в том случае, если сказуемое стоит в форме изъявительного наклонения настоящего/будущего времени и в повелительном наклонении. Сказуемое ставится в 1 лице при местоимениях я, мы, во 2-м при местоимениях ты, вы, в 3-м при местоимениях он, она, оно, они и существительных.

Согласование в роде происходит у сказуемого в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и в условном наклонении. Проблемы возникают в следующих случаях:

1) подлежащее имеет при себе приложение. При приложении – имени нарицательном– согласование происходит с главным словом:

Мама-учитель пришла домой.

При наличии имени собственного сказуемое в роде согласуется с ним (в этом случае собственное имя –подлежащее, нарицательное – приложение):

Врач Петрова принимала больных.

2) подлежащее – неизменяемое слово требует сказуемого в ср. р. ед. ч.:

Несогласованное сказуемое характерно главным образом для разговорной речи и выражается

1) формой повелительного наклонения в значении условного наклонения или изъявительного наклонения прошедшего времени:

Приди он вовремя, ничего бы не случилось (=пришёл бы).

Я же и приди к нему не вовремя (= пришёл).

2) глагольной формой есть в значении 'имеется':

Есть человек, который думает иначе. Есть люди, которые думают иначе.

3) глаголом в форме инфинитива:

4) глаголом в междометной форме:

А шапка бац ему прямо в лицо.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать понятие о видах предложений по наличию главных чле­нов (односоставные, двусоставные); разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена в од­носоставных предложениях;

Образовательные: систематизировать знания по теме “Предложение. Грамматическая основа”: формировать умение различать простые предложения; формировать умения выделять грамматическую основу в предложениях;

дать понятие о видах предложений по наличию главных чле­нов (односоставные, двусоставные); разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена в од­носоставных предложениях;

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие творческих способностей на основе практической работы.

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности.

1. Организационный момент.

- Я хочу вам пожелать

2. Речевая разминка.

- Чтобы настроиться на урок, давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

3. Орфографическая разминка.

- Откройте тетради, запишите число.

- Какое было домашнее задание?

Ученикам раздаются карточки с названиями частей речи. Каждый объясняет орфограмму своей части речи

(Не)друг, а враг; (не) сделанный; (не)объятный; вовсе (не) интересен; (не) выполнен; (не)взлюбить; (не) зависевший от обстоятельств; (не) рисуя; (не)широкий, а узкий; (не) собрать; (не)чаянность; (не)медленно.

Словарная работа.

Необъятный – огромный по размерам.

-Подберите к этому слову синонимы.

Необъятный - безграничный, огромный, безбрежный.

- Составьте с этими словами словосочетания, предложения.

4. Повторение изученного.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Предложение состоит из главных и второстепенных членов.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Главные члены предложения составляют грамматическую основу.

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Мы будем говорить о простом предложении, грамматической основе предложения.

6. Работа над темой урока.

1). Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Определите вид предложения по количеству грамматических основ.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

-Назовите простые предложения. Докажите.

Простые предложения: 1, 2, 4, 5, 6, потому что одна грамматическая основа.

-Назовите сложные предложения.

Сложные предложения: 3, потому что две грамматические основы.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

2). Исследовательская работа.

Работа с карточками.

Задание: Подчеркните грамматические основы. Заполните таблицу.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

Предложения с одним главным членом.

Предложения с двумя главными членами.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 6. Хочется нарисовать всё это!

4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.

1. Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

2. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

(чтение теоретического материала по учебнику стр.46)

7. Закрепление материала.

- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

2. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

6. Поздний вечер.

8.Ходите осторожно во время гололёда.

-Исправьте ошибки, запишите предложения (работа у доски и в тетрадях).

На уроке будь внимательным.

Зимой холодная вода.

Сонливый да ленивый – два брата.

Поздним вечером поставили палатку.

Мать с дочерью поехали в гости.

3)Чтение и анализ стихотворения.

Зима! Скорее на коньки!

Но выходить на лёд нельзя,

Пока непрочен он, друзья,

Когда есть трещины на нём,

Когда вдруг потеплело днём …

Провалишься – придёт беда:

Зимой холодная вода …

- О чём говорится в стихотворении?

(В стихотворении говорится о правилах поведения на реке).

- О каких правилах поведения на реке говорится в стихотворении?

Выходить на лёд нельзя, …

Выходить на лёд нельзя, …

Выходить на лёд нельзя, …

-Запишите предложения, выполните их синтаксический разбор.

(Один ученик работает у доски, остальные – на местах).

8. Итог урока. Рефлексия.

Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением.

Главные члены составляют его грамматическую (предикативную) основу.

Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

Предложения с одним главным членом называются односоставными.

Мы научились различать односоставные и двусоставные предложения.

Мы упражнялись в умении определять грамматическую основу предложения.

-Ребята, оцените свою работу на уроке.

(по листам самооценки).

8.Домашнее задание.

Выучить правило на стр.46.


Одной из главных характеристик предложения является информация о составе грамматической основы. С этой точки зрения все предложения делятся на односоставные и двусоставные. Поговорим о вторых из них.


Грамматическая основа

В каждом предложении обязательно должна быть грамматическая основа. Именно в ней заключен основной смысл, как коммуникативный, так и грамматический.

Грамматическая основа обычно может сохранять некий общий смысл предложения, если выбросить все второстепенные члены.

Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. Подлежащее – это то, о чем говорится в предложении, предмет речи. Сказуемое – это то, что нам сообщают о подлежащем, предикат. Именно сказуемое привязывает предложение ко времени. Если даже оно выражено не глаголом (составное именное сказуемое), сам факт отсутствия глагола-связки указывает на изъявительное наклонение и настоящее время.

В односоставном предложении (эта тема изучается на уроках русского языка в 8 классе) все функции грамматической основы берет на себя один главный член.

Главные члены двусоставного предложения

Подлежащее всегда отвечает на вопрос кто? или что? и стоит в именительном падеже, если оно выражено именем существительным. Если оно состоит из нескольких слов, то в именительном падеже стоит хотя бы одно из них.

Подлежащее может быть выражено

  • существительным (Кот лежал на крыше.);
  • местоимением (Он

Сказуемое может быть выражено любой частью речи, кроме деепричастия. Если оно выражено именем, то тоже должно стоять в именительном падеже.

Сказуемое может быть выражено:

  • глаголом в личной форме (кот лежал на крыше.);
  • инфинитивом (Мое хобби – танцевать .);
  • существительным (Белка – лесной зверек .);
  • прилагательным, полным или кратким (Он очень умен ( умный ).);
  • кратким причастием (Дом уже построен .);
  • числительным (Мое любимое число – пять .);
  • наречием (У нас все по-прежнему .);
  • синтаксически неделимым сочетанием или фразеологизмом (Парень был богатырского сложения .) и т.д.

Связь между подлежащим и сказуемым называется предикативной; ни один из главных членов не является главным по отношению к другому, они равны. На схеме их связь обозначают двусторонней стрелочкой.

Примеры двусоставных предложений

Иван Николаевич был очень удивлен .

Солнце – ближайшая к нам звезда .

Что мы узнали?

Грамматическая основа предложения может состоять из одного члена (односоставное предложение) или из двух членов (двусоставное предложение). Двусоставные предложения встречаются намного чаще; их основа состоит из подлежащего и сказуемого. Главные члены находятся в предикативной связи. Они могут быть выражены разными частями речи.

Читайте также: