Средства художественной выразительности 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

- Добрый день, ребята. Рада видеть вас нас своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка.

Если в мире есть вещи,
достойные названия “чудо”,
то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский

II. Вступительное слово

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г. Паустовского, - явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.

Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова Л. Успенского: “Если в мире есть вещи, достойные названия “чудо”, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них”. (Запись эпиграфа)

III. Составление синквейна. Формулирование задач

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык"

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно–выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи" (Презентация)

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Градация

Антитеза

Параллелизм

Эпифора

Оксюморон

Инверсия

Умолчание

По вертикали: анафора

По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 2. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 3. Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Метонимия

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

Перифраза

Аллегория

Гипербола

Литота

По вертикали: метафора

– Как можно назвать этот кроссворд?

Задание 2. "Солнышко" (презентация)

  1. Перифраза.
  2. Ирония.
  3. Олицетворение.
  4. Сравнение.
  5. Эпитет.
  6. Перифраза.
  7. Сравнение, гипербола.

VI. Обобщение. Фронтальная беседа

– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

VII. Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры" Тестовые задания на применение знаний.

Тест по теме: “Изобразительные средства языка”. (Приложение 1)

1. Определите средство выразительности: Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.

1) гипербола, 2) литота, 3) перифраза, 4) олицетворение.

2. Найдите оксюморон.

1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

2) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

3) Простите, простите, простите меня!

4) С наглой скромностью смотрит в глаза.

3. Определите средство выразительности: Талии никак не толще бутылочной шейки!

1) гипербола, 2) риторический вопрос, 3) литота, 4) антитеза.

4. Найдите предложение с фразеологизмом.

1) Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.

2) Он обязательно будет кривить душой перед другими.

3) Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

4) Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…

5. Определите средство выразительности: “Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер – полетели”.

1) сравнение, 2) олицетворение, 3) антитеза, 4) анафора.

6. Определите средство выразительности: “Отколе, умная, бредешь ты, голова?” - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

1) риторический вопрос, 2) ирония, 3) антитеза, 4) градация.

7. Найдите “четвёртое лишнее”.

1) Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.

2) Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди.

3) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

4) Как вышки, елочки темнеют.

8. Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован?

1) градация, 2) лексический повтор, 3) риторический вопрос, 4) инверсия.

9. Найдите олицетворение.

1) Плачут вербы, шепчут тополя.

2) В сто сорок солнц закат пылал.

3) Октябрь серебристо-ореховый.

4) Страна восходящего солнца.

10. Определите, в каком отрывке использована перифраза.

1) Слухи действительно пошли. И самые фантастические.

2) Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

3) Ученье – свет, а неученье – тьма.

4) Солнце русской поэзии.

– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…

Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М. Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?

1. Выразительное чтение текста:

(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.

(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.

(20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

2. Что вам известно об авторе данного текста?

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) - выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 - АН СССР). Имеет негласный титул “совести нации”.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов.

X. Фронтальная беседа

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1) 5, 2) 11, 3) 9, 4) 15.

2. Какой(-ие) тип(ы) речи представлен(ы) в тексте.

1) рассуждение и описание,

2) рассуждение и повествование,

3. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.

1) 3, 2) 2, 3) 6, 4) 8.

XI. Работа с заданием В8

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В этом письме из цикла “Цель и самооценка” Д. Лихачев рассуждает о цели в жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого _________(предложения 3, 4) и _______ (предложения 9, 10, 11). Рассуждать о самооценке ему помогают _____(предложение 2), а также ________ (предложение 15).

3) лексический повтор,

6) вопросно-ответная форма изложения,

8) однородные члены предложения,

XII. Домашнее задание

Упражнение 84; параграф 13.

XIII. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Урок родного русского языка 4 класс Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Метафора. Сравнение

Цель: закрепить знания выразительных средств языка, учить выделять и употреблять их в речи, развивать воображение учащихся.

Формирование УУД:

Регулятивные: объяснение значения слов, употреблённых в переносном значении; определение вида тропа.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества; формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие – в страну слов с переносным значением, чтобы определить, какова их роль в нашей речи. Для начала я предлагаю вам сравнить два текста. (Слайд1)

1. Осенью холодно. Идет дождь. Дует холодный ветер. День короткий, а ночь длинная

2. Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. Как-то раз собралась мать Осень владения свои проверить и наказала дочерям не выходить из дома, пока она сама их не позовет

· Что общего в этих текстах? (Они об осени)

· Какой текст вам больше понравился? Постарайтесь объяснить почему.

(В первом тексте нет точности описания. Даются общие фразы, типичные для описания осени. Во втором тексте нарисована сказочная картина осени , использованы изобразительно-выразительные средства языка)

· Прочитайте выразительно второй текст. Какие фразы вам показались необычными?

III. Актуализация опорных знаний

-Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина и определите, какие выразительные средства языка использовал автор.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

(Автор использовал эпитеты для выражения чувств легкой грусти: листва золотая, розоватая вода, синий сумрак. Олицетворение – изображение неживого предмета, как одушевленного: замрет бубенец. Сравнение – листва, словно бабочек стая)

- Как вы думаете, влияют ли выразительные средства языка на настроение? (Да, влияют, вызывают определенные чувства)

-Рассмотрите репродукции картин художников и послушайте отрывки из стихотворений. Скажите, что объединяет картины и стихи?

Из-за леса, леса темного,

Подымалась красна зорюшка,

Надвигалась туча черная…

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

-Что же общее в репродукциях и стихах? (Общее – это картины природы, а средства разные: в картинах – краски, в стихах – языковые средства)

- Почему художник взял именно эти краски? (Заря, восход или закат, свет)

- Одинаковый ли вечерний и утренний свет?

- От чего еще может исходить свет? ) От лампочки, от костра, от огня и т.д.)

2. Наблюдение за словами, употребленными в переносном значении.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет. (Учитель прерывает чтение)

-У вас очень интересные ответы, вы нарисовали очень яркие картины, представили пожилую женщину, которая с нетерпением читает письмо от любимого сына.

- А теперь я дочитаю это стихотворение до конца:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

- Как можно назвать свет тоски, тревоги, волнения матери? (Это свет души матери)

- Давайте возьмем в руки краски и кисти и попробуем нарисовать ту картинку, которую вы увидели, представляя свет своей души. ( Дети рисуют)

3. Выставка и обсуждение рисунков.

-Какие краски присутствуют на рисунках? ( Яркие, золотистые, светлые, чистые) Почему?

4.Работа над мини-сочинением.

IV . Итог урока.Рефлексия.

- Кто хочет прочитать свое сочинение? (Дети читают несколько сочинений)

- Какие выразительные средства языка вы использовали в своих мини-сочинениях?


- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.

II.Мотивация учебной деятельности

-Сформулируйте задачи урока

III.. Работа по теме урока

1. Прогнозирование

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

2.Актуализация знаний

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

(Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, сред­ства художественной выразительности.)

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ - 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рису­нок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ -метафорические высказывания в художественном тексте, связан­ные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор спле­тается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополни­тельные значения,

стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную лите­ратуру.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговор­ной — мы, не задумываясь, используем все выразительные сред­ства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают ме­тафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произве­дениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно опре­делять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и лю­бить ее.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

- Сегодня мы будем изучать стихи заме­чательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

4.Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образова­ние получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние ко­торого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Москов­ский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иност­ранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

- Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

•Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- Ваши впечатления о прослушанном произведении.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

•Чтение стихо­творения вслух учащимися.

• Беседа после чтения.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы. Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция – две части, каждая из которых состоит из двух строф. Автор рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр – пейзажно-философская лирика. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

•Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника.

•Средства художественной выразительности

Риторические вопросы ( " или весенняя то нега, или то женская любовь ? ). Здесь же и анафора : " или. или. "

Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”.

Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.

Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

•Вырази­тельное чтение стихотворения.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

• История создания

•Аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику

•. Беседа после чтения.

— Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).

ИЗНЕМОЧЬ(потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).

— Какие еще слова и выражения были непонятны?

Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" ,

Олицетворение: арка вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; мгновение ушло.

Метафора: воздушная воздвигалась арка.

•Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.

— Придумайте название стихотворению.

— Подготовьтесь к выразительному чтению.

•Выразительное чтение стихотворения

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев?

- Вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.

— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сего­дня стихотворений Ф.И. Тютчева?


- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.

II.Мотивация учебной деятельности

-Сформулируйте задачи урока

III.. Работа по теме урока

1. Прогнозирование

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

2.Актуализация знаний

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

(Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, сред­ства художественной выразительности.)

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ - 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рису­нок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ -метафорические высказывания в художественном тексте, связан­ные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор спле­тается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополни­тельные значения,

стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную лите­ратуру.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговор­ной — мы, не задумываясь, используем все выразительные сред­ства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают ме­тафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произве­дениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно опре­делять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и лю­бить ее.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

- Сегодня мы будем изучать стихи заме­чательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

4.Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образова­ние получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние ко­торого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Москов­ский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иност­ранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

- Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

•Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- Ваши впечатления о прослушанном произведении.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

•Чтение стихо­творения вслух учащимися.

• Беседа после чтения.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы. Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция – две части, каждая из которых состоит из двух строф. Автор рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр – пейзажно-философская лирика. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

•Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника.

•Средства художественной выразительности

Риторические вопросы ( " или весенняя то нега, или то женская любовь ? ). Здесь же и анафора : " или. или. "

Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”.

Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.

Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

•Вырази­тельное чтение стихотворения.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

• История создания

•Аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику

•. Беседа после чтения.

— Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).

ИЗНЕМОЧЬ(потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).

— Какие еще слова и выражения были непонятны?

Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" ,

Олицетворение: арка вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; мгновение ушло.

Метафора: воздушная воздвигалась арка.

•Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.

— Придумайте название стихотворению.

— Подготовьтесь к выразительному чтению.

•Выразительное чтение стихотворения

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев?

- Вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.

— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сего­дня стихотворений Ф.И. Тютчева?

Читайте также: