Глобус и географическая карта конспект

Обновлено: 07.07.2024

Методы работы учителя:
1. Объяснительно- иллюстративный
(информационно-рецептивный) - учитель сообщает информацию, ученики её воспринимают.
2. Репродуктивный метод - ученик выполняет действия по образцу, предложенному учителем.
3. Проблемный метод - учитель ставит проблему и показывает пути её решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образцы схем познавательной деятельности.
4. Частично- поисковый метод - учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению частей проблемы.
5 .Исследовательский метод - поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.

Создать условия для осознанного изучения нового материала и включения знаний обучающихся в процесс познания.

Задачи урока и планируемые результаты

- формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия;

- осознание многообразия видов изображения земной поверхности (предметный результат);

- развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);

- развивать логическое мышление;

Глобусы. Физическая карта Мира. Физическая карта полушарий. Учебник, атлас, компьютер, проектор.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Умение настраиваться на занятие.

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся.

(С1) Отгадайте загадки:

1.На ноге стоит одной,

Крутит - вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны. (Глобус)

2.Он на листок бумаги похож,

Нашей Земли очень умный чертёж,

Горы, равнины, моря, океаны,

И города есть на нем, есть и страны. (Географическая карта)

Попробуйте сформулировать тему урока.

Отгадывают загадки. Выдвигают предположение о теме урока.

Компетенция обучающихся в области географии.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

3. Постановка цели и задач урока

Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели.

Тема нашего урока: Глобус и карта.

Какие цели нашего урока?

Сегодня мы узнаем новое о глобусе и карте, вместе составим таблицу их отличий.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию.


Глобус — это обобщенная модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.

(С4) Глобус-планетарий диаметром 3.1 м и весом 3.5 т - находится в Санкт-Петербурге в музее М.В.Ломоносова.

Что такое географическая карта? – мозговой штурм .

Учащиеся дают определение географической карте.


Географическая карта— это уменьшенные, обобщенное изображения земной поверхности на плоскости, с помощью условных знаков.

(С6) Первую географическую карту мира создал древнегреческий философ Анаксимандр более 2500 лет назад.

В центре была изображена Греция, а вокруг другие земли. Вся суша на карте была окружена океаном.

Книга Большому чертежу— подробное описание карты всей территории России и соседних государств XVI—XVII веков, составленная по указанию царя всея Руси Иоанна Васильевича.

Кто знает, как называют ученого, составляющего карты? (картограф)

Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей)

(С8)А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его.

А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.

Знакомятся с разными картами

Задание: Рассмотрите карты атласа, продолжите предложения….

На физических картах подробно показаны…

На политических картах показаны…

На тематических картах подробно показаны…

(С10) Масштаб карты - показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Масштаб указывается внизу карты.

Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображена местность.

(С11) Учитель рассказывает правила работы у доски с картой: 1. Если работаешь у настенной карты, справа, держишь указку в правой руке!

2. Если работаешь у настенной карты слева, держишь указку в левой руке!

Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

Умения работать с различными источниками информации. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать, систематизировать, делать выводы

Согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Связь с другими сферами знаний.

Уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Объясняет и показывает движения

Наклоны: север – руки вверх, подняться на носочки,

Юг – присесть, руки на колени,

Запад – наклон влево,

Восток – наклон вправо.

Изобразить движение планеты Земля вокруг своей оси.

Взаимодействуют с учителем

5. Закрепление новых знаний и способов действий.

Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях .

Практическая работа.

Сравнительная характеристика изображений земной поверхности

Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. (помощь - УЧЕБНИК стр,26, АТЛАС, ГЛОБУС), запищите результат в таблицу:

По результатам работы сформулируйте вывод о возможности использования каждого изображения земной поверхности в повседневной и хозяйственной деятельности человека

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль понимания вопросов.

6. Первичная проверка понимания

Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.

(С13) Восстановите рассказ:

1.Модель Земли называют_________________

2.У словное изображение поверхности Земли на плоскости называют ____________________

3.Существует много видов географических карт.

4.На физической карте синим цветом обозначена__________, коричневым, желтым, зелены -_____, белым –_______ .

5.Каждая карта имеет свой __________.

6.Если работаешь у настенной карты, стой __________, когда держишь указку в правой руке, и_________, когда указка в левой.




Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль понимания вопросов.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

7. Рефлексия

Успех – не редкость в нашем мире;
Но что такое есть успех?
Успех – отличная отметка;
Успех – удачный поворот;
Увы, успех приходит редко
Хотелось бы наоборот!

Я запомнил _________

Я могу ______________

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

8. Постановка домашнего задания

Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению, мотивирует выполнение домашнего задания.

(С16) Спасибо всем за активную работу!

Спасибо за работу!

Слушают учителя, записывают домашнее задание

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Осознание качества и уровня усвоения материала.

Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции.

1. Примерная программа по географии. Стандарты второго поколения.

2. Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа,2016.

2. Географический атлас. 5 класс. - М.: Дрофа, 2017.

1.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2015.

2. Стародворская Т.Н. Модульная технология на уроках географии в VI классе. География в школе. 2001. №5.

3.Словарь терминов и понятий по географии.

4. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. М.; Просвещение, 2013.

5. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) – М.: Глобус, 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о глобусе и географической карте, их общих и отличительных признаках.

Задачи урока: создать педагогическую ситуацию, в которой учащиеся смогут:

Предметные задачи урока:

- сформировать понимание того, что глобус – это модель Земли;

-развивить представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;

-ознакомиться с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Личностные задачи урока:

- создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

- принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);

- использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные).

1. Организационный момент

- Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, всё ли необходимое к уроку есть на партах?

2. Тема нашего урока… А в прочем, догадайтесь сами! А поможет вам в этом загадка. Прочитайте и обсудите загадку в группе (на партах голубые листочки с загадкой)

Моря есть – плавать нельзя,

Реки есть – купаться нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

- Прочитайте загадку. Что же это?

( Наша группа считает, что это глобус, потому что…)

(А мы думаем, что это карта, потому что)

- Какова же тема нашего урока?

- Верно. Глобус и географическая карта.

Цель нашего урока: Исследовать глобус и географическую карту. Установить сходства и отличия глобуса и карты. Но с чего начать нашу работу я так и не решила. Помогите мне, пожалуйста. Прочитайте вопросы в группе, на которые мы будем отвечать и обсудите их последовательность. В результате появляется план (доска)

1. Что такое глобус?

2.Какие глобусы самые древние?

3.Как устроен глобус?

4. Какие бывают глобусы?

3. Спасибо, ребята. Мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Итак, первый вопрос:

- Что такое глобус?

Дети: Уменьшенная модель Земли. Глобус – это латинское слово. А как вы думаете, что оно обозначает? (шар, шарообразный) А где можно найти точное толкование этого слова? ( я читаю в словаре)

- А почему эта модель имеет форму шара?

- Кто и когда первым сделал это открытие? (Аристотель- греческий учёный и мыслитель. 4 век до нашей эры) (Слайд)

- Обозначьте это открытие на ленте времени.

- Какие наблюдения позволили Аристотелю сделать вывод о том, что Земля может быть только шарообразной?

4. Какие глобусы самые древние?

- После открытия Аристотеля, поняв, что Земля не плоская, а шарообразная, люди стали создавать её модели.

- Кем был создан один из первых глобусов?

- Верно. Один из первых глобусов был создан греческим учёным Кратесом во 2 веке до н.э.

- Давайте обозначим это событие на ленте времени.

- Сам глобус, конечно, не сохранился, но рисунки его остались. ( слайд)

- Что скажете о нём? Похож на современный глобус?

- Его изображение мало отвечает нашим представлениям о Земле. И это естественно. А почему?

( Древние люди мало знали, о многих землях могли судить лишь по непроверенным слухам, а о большей части мира вообще не могли судить)

- А какой самый древний глобус дошёл до нас? (глобус немецкого учёного- географа Мартина Бехайма 1492 г )

- Укажим это знаменательное событие на ленте времени. (15 век н.э.)

5. Как устроен глобус?

- Пришло время нам основательно познакомиться с глобусом, но сделаем мы это, конечно, не по Кратесу и Бехайму. Ведь недаром трудились все последующие поколения путушественников, добираясь до самых недоступных земель.

- Нынешний глобус точно воспроизводит нашу планету. (модель глобуса)

- Что сразу бросается в глаза? ( что глобус наклонён)

- Почему? ( в таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца)

- Что помогает удерживать его в таком положении? (стержень, штырь, ось)

- Можно ли на самом деле увидеть, потрогать эту ось?

- Можно вычислить только математически.

- Повращайте глобус вокруг земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси? (смена дня и ночи)

- Какие точки при вращении остаются неподвижными? (северный и южный полюса). Найдите эти точки на глобусе.

(глобус покрыт сетью, состоящей из линий – параллелей и меридианов)

- Какие линии называются параллелями? (горизонтальные)

- А меридианами? (вертикальные)

- Что скажете о длине параллелей? Какая параллель самая длинная? Какова её длина? (40.008 км)

- А кто впервые сумел вычислить длину окружности Земли? ( Эратосфен – 2 век до н.э) 39.500 км – это очень близко

- Экватор делит Землю на 2 полушария. Какие? (северное и южное)

- В каком полушарии мы живём?

- Этой линии на Земле тоже нет. Её вычислили математически.

- Что скажете о длине меридианов? (одинаковая) На какие полушария делит начальный меридиан нашу Землю?

6. Работа в группах.

- Чтобы вы лучше запомнили, как проходят параллели и меридианы и не путали эти линии, предлагаю вам выполнить следующее задание:

- Что изображено на рисунках? (фрукты и овощи)

- Напишите рядом с рисунком букву П, если предмет разрезан по параллелям и М, если по меридианам.

( Учитель контролирует выполнение работы)

- Проверка на слайде. У кого так?

7. Зачем нужны эти линии на глобусе? (чтобы точно определить место объекта: острова, полуострова, города, гор и т.д.)

- Может быть вы заметили ещё какие – либо линии? (пунктирные) Кто знает, что это за линии?

- Узнать можете из текста на стр.85. (дети читают самостоятельно)

Что узнали? К северу и югу от экватора расположены пунктирные линии – Северные и Южные тропики. Ближе к полюсам – Северный и Южный полярные круги. О том, какую роль играют эти линии мы узнаем на следующем уроке.

8. – Какие цвета использованы на глобусе?

- Расскажите, что обозначают эти цвета?

- О чём ещё может рассказать глобус? (материках, океанах, морях, реках, городах и т.д.)

9. – Молодцы! Осталось ответить на последний вопрос:

Какие бывают глобусы?

- При подготовке к уроку, каждая группа искала ответ на этот вопрос. Послушаем каждую группу.

Д. Были “глобусы-моряки”.

Когда – то мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры. Часто эти глобусы спасали моряков от смерти, указывая правильный путь.

Д. Были “глобусы- щеголи”,

Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями.

На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.

Д. Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.

Д. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира. Вон сколько стран в Южной Америке!

Д. Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые.

Д. Есть глобус звездного неба. Вот он. На нем изображены созвездия, млечный путь. Есть даже лунный глобус и глобус Марса.

- Единственная в нашей стране фабрика, изготовляющая глобусы, находится в Перми.

Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе!

- На секунду представьте себя путешественниками. Скажите, удобен ли глобус в дороге, чтобы не сбиться с пути? Хотя достоверную картину Земли может передать только глобус, но его неудобно носить с собой. Что придёт на помощь?

( Географическая карта- изображение поверхности Земли на плоскости)

- А как можно глобус превратить в карту?

- Чтобы добиться плоского изображения глобуса, пришлось создать специальную науку. Как она называется?

- Картография. Именно учёному – картографу Герарду Меркатору (удалось впервые перенести глобус на плоскость. А помог ему в этом апельсин. Когда он представил Земной шар в виде апельсина, он вспомнил, как мы его чистим. (я показываю). Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги. (я показываю на скоче). А потом на слайде с картой.

- А чтобы получилась карта, изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно географические объекты в этом месте на карте немного искажены.

- Какова цель нашего урока? Своё исследование мы продолжим, работая с современной картой.

- Прочитайте название современной географической карты. (карта полушарий). На столах атласы.

- Найдите в атласе карту полушарий.

- Почему она так называется? На какие полушария разделена?

Учитель: Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите?

Ученик: Огромные участки суши и воды.

Учитель: Какого они цвета?

Ученик: Голубого.

- Что это? Моря и океаны. Сколько океанов? Найдите их на глобусе и карте. Что заметили? (Тихий и Атлантический океаны разорваны). А как они были изображены на глобусе?

Учитель: Как называются участки суши?

Ученик: Материки.

Учитель: Сколько материков?

Ученик: Шесть.

Учитель: Найдите материки на глобусе и карте. Что заметили? (часть Евразии оказалась в западном полушарии, Антарктида оказалась разорванной). А на глобусе?

11. Предлагаю вам побыть картографами и составить свою карту полушарий. У вас на столах контуры карт полушарий. Составьте карту полушарий, подпишите названия материков и океанов.

Будьте внимательными. (Одним группам нужно правильно расположить материки в западном полушарии, а другим – в восточном).

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (выходят к доске и рассказывают)

12. -А теперь ещё раз рассмотрите глобус и карту и скажите, что общего между картой и глобусом? (изображают поверхность Земли, цвета, условные знаки, масштаб, есть градусная сетка, суша и воды мирового океана, полюса и т.д.)

- А чем отличаются изображения Земли на глобусе и карте?

Глобус передаёт положение Земли (наклонное), а карта нет;

Глобус: передаёт форму Земли, а карта не передаёт (плоская);

Глобус показывает вращение Земли, а карта нет;

Глобус целый, а карта из 2 частей;

Глобус не разорванное изображение объектов, а на карте некоторые объекты разорваны;

На глобусе объекты мельче, а на карте крупнее;

Географическая карта – это обобщенное уменьшенное изображение Земли или большого участка её поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Глобус – самая точная модель Земли.

Атлас – собрание географических карт разной тематики для единой территории: мира, страны, района.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В повседневной жизни географическая карта имеет большое значение. По карте можно определить особенности любой местности. На ней ясно показаны взаимные расположения и свойства объектов и явлений земной поверхности. Тема сегодняшнего урока: Географическая карта — особый источник информации.

На уроке мы узнали, что географическая карта имеет большое значение. Географической картой называют уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, все объекты которой изображены условными знаками. По карте можно определить особенности любой местности. Географическая карта оказывает помощь в исследовании и освоении определенной территории. С помощью карт ведут поиск полезных ископаемых, учет пригодных для земледелия земель, проектируют строительство гидроэлектростанций, заводов, фабрик, дорог. Существует большое многообразие географических карт. Карты классифицируются по различным признакам: по масштабу: крупномасштабные (1: 10 000 — 1: 100 000); среднемасштабные (1 : 200 000 — 1 : 1 000 000); мелкомасштабные карт (мельче 1 : 1 000 000).

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: множественный выбор;

Текст вопроса: Какие бывают виды карт?

Правильный вариант ответа:

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте

Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.

На плане ____________ цветом изображают _________, а на физической карте наиболее низкие места – __________. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде чётко очерченных контуров _________ цвета, горы, в зависимости от высоты – разными оттенкам _____________ цвета.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

На плане зелёным цветом изображают леса, а на физической карте наиболее низкие места – низменности. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде чётко очерченных контуров синего цвета, горы, в зависимости от высоты – разными оттенкам коричневого цвета.

Читайте также: