Местоимение как часть речи 4 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цели деятельности учителя: закрепить представление об основной функции местоимений в речи — заменять имена существительные; выработать навык верного использования личных местоимений в речи; ввести понятие лица и чисел местоимений.

  • Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность к итоговому и пооперационному самоконтролю; овладение словами речевого этикета.
  • Предметные: умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; умение проверять написанное; умение находить, характеризовать часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
  • Метапредметные: умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; самостоятельно формулировать тему и цели урока; умение работать и представлять учебный материал в виде схем (таблиц).

Тип урока: изучение нового материала.

  • Русский язык. ПЕРСПЕКТИВА . 4 класс. В 2 часть, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.;
  • рабочая тетрадь;
  • презентация;
  • раздаточный материал.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Практ.: определение темы урока.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Свои знания показать.
Вам Смешарики сегодня
Будут дружно помогать.

- Лосяш предлагает вам заменить слово усадьба, подходящим синонимом: вилла, имение, дача.

Р: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

Слов.: воролсы учителя.

Практ.: повторение старого материала

1. Местоимение – часть речи.

– Ребята, что вы знаете о местоимениях?

- А кто знает или может предположить, что такое личные местоимения? Какие они бывают? ( С. Личные местоимения – часть речи, которая употребляется вместо существительного. )

- А теперь посмотрите на листочек, который лежит у вас на партах. Прочитайте предложения.

Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.

– Возьмите в руки зелёную ручку (или простой карандаш) и найдите грамматическую основу каждого предложения. ( 1й вариант – первое предложение, 2й вариант – второе предложение.)

– Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.

– Каким местоимением можно заменить слово ЛЕС?

– А можем ли мы определить лицо и число этого местоимения?

- И так, давайте вспомним, какая тема урока? ( Личные местоимения ). А цель сформулируйте, пожалуйста, сами. ( Определять лицо и число местоимений ).

Отвечать на вопросы.

Работать с текстом опираясь на пройденный материал; выделать грамматическую основу.

Образовывать местоимение от существительного.

Ставить цель урока.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

Р : формулировать тему и цели урока

П: работать с учебным текстом

Постановка учебной задачи и её решение

Практ.: выбор местоимений, запись.

Слов.: разбор по вопросам, что такое местоимение.

Практ.: заполнение таблицы.

Слов.: устная проверка.

Практ.: закрепление местоимений по числам и лицам.

Практ: знание как местоимения пишутся с предлогами.

Слов.: проверка с доской.

Слов.: ответы на вопросы.

- Откройте свои рабочие тетради, запишите число, классная работа. Сегодня 27 февраля.

- А теперь послушаете и отгадайте загадку:

Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они –
Это, без сомнения,
Всё … (местоимения).

- Теперь я прочитаю это четверостишье ещё раз, а ваша задача записать в тетрадь только местоимения .

- Прочитай, что ты записал: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

– Кто скажет, как называется эта группа местоимений? (Слайд)

– Почему данные местоимения называют "личными"?

– В каких случаях в нашей речи мы используем местоимения Вы, а когда Ты? ( Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, к незнакомым людям; во многих семьях некоторых национальных регионов принято называть родителей на Вы ).

- Давайте мы разберём эти местоимения.

- Как вы считаете, какие местоимения относятся к 1му лицу? (Я, мы)

- Ко 2му лицу, какие местоимения можно отнести? (Ты, вы)

- И к 3му? (он, она, оно, они)

- Хорошо! Так же мы с вами ещё говорили о числах местоимений. Давайте распределим эти местоимения ещё и по числам. (слайд 1лицо: я, мы и т.д.)

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, с ролью местоимений в нашей речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи.

Задачи:

  • развивать умения распознавать местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи
  • развивать память, каллиграфический навык письма,
  • обогащать словарный запас.
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные – определение цели учебной деятельности; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные – ответственное отношение к учению.

ВложениеРазмер
moy.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

Местоимение как часть речи

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, с ролью местоимений в нашей речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи.

  • развивать умения распознавать местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи
  • развивать память, каллиграфический навык письма,
  • обогащать словарный запас.
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные – определение цели учебной деятельности; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные – ответственное отношение к учению.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с текстом, словарь Ожегова, карточки с разноуровневыми заданиями для домашней работы.

I. Организация внимания учащихся.

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

II. Актуализация ранее изученного.

Ай, Моська! знать Моська сильна,
Что лает на Слона!

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте?

- Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.

Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!

- Какой частью речи является слово Моська? (именем существительным)

- Вместо какой же части речи мы употребили слово ОНА? (вместо имени существительного).

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? (о местоимении)

- Кто сформулирует тему урока?

- Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

III. Изучение нового материала

- Как вы думаете, почему местоимение носит такое название?

« В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

- Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

-Итак, что же мы узнали из сказки? (Местоимение заменяет имена)

Да, первое, что мы должны запомнить: местоимение – это часть речи, которая заменяет имена.( слайд )

- Какие местоимения вы услышали в сказке? (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- В русском языке много местоимений. Сегодня мы вспомним местоимения, заменяющие существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они…..КТО ВСПОМНИТ? – личные местоимения.

- Почему эти местоимения называют личными? (они указывают на лицо или лица)

-Назовем их. Вспомним.

Учебник с.52 Упр.109.

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, кто говорит? (я, мы)

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, к кому обращена речь? (ты, вы)

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, о ком говорят? (он, она, оно, они)

- Мы продолжаем говорить об общем значении местоимения.

Обучающимся предлагается текст.
(слайд)
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?


Построения проекта выхода из затруднения.

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете? Слово "он" не называет предмета.

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

Какой же вывод мы сделаем?

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его . (слайд)

Если мы чего -то не знаем, куда можно обратиться?

Словарь Ожегова: лен – травянистое растение, из стеблей которого получают волокно, а из семян – масло.

IV. Первичное закрепление

Работа над загадками.

Разомкнешь ресницы, и к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. ( оно - солнце)

А стемнеет – он придет:

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. ( он - месяц)

Грациозна и умна,

И хитра немножко,

Для мышей она грозна.

Кто же это? ( она - кошка)

У нас встретились два слова для фонетического разбора. По вариантам. Два человека у доски.

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я , друзья, по, мы , ты , солнечный, убежать, он , она , и, вы , про, прыгать, оно .

Предлагаю вам еще разгадать некоторые загадки. Только теперь отгадками будут являться сами личные местомиения.

1. Какое местоимение спряталось в алфавите? (Я)

2. Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-МЫ)

3. Когда руки бывают местоимениями? ИЛИ Назовите самые чистые местоимения? (ВЫ-МЫ-ТЫ)

4. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (ОНО)

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

Местоимения в речи используются часто. По частотности употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов

V. Закрепление нового материала

Самостоятельная работа с самопроверкой.

1) - Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями. Местоимения подчеркните.

Ночью выпал снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.

- Проверьте правильность выполнения задания по слайду.

-Какие орфограммы здесь встретились? Устно объясняем и подчеркиваем.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

- Полный разбор предложения: Она подняла в воздух легкие снежинки.

2) Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Работа в группах

1 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли . что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

- Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

- Я называю утверждение. Если вы согласны с ним, ставите + , если не согласны - (слайд-проверка)

VI. Домашнее задание

Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них два задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Части речи. Закрепление"

Конспект урока с целью закрепления знаний учащихся 2 класса по теме "Части речи".

конспект урока по русскому языку по теме части речи
конспект урока по русскому языку по теме части речи


Конспект урока по русскому языку "Наречие, как часть речи"


Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:• дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;• раз­виват.


Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:• формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;• раз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку для 4 класса по УМК "Перспектива" проводится параллельно с уроком ИЗО.

Тема : Местоимение как часть речи

Тип: Изучение нового материала

Ознакомление с понятием местоимение.

Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять местоимения

Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку

Планируемые результаты урока

• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать , обобщать и выделять существенные признаки местоимения
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание..

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы урока: презентация, учебник Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной по русскому языку для 4 класса часть 2

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Беляева Марина Михайловна МБОУ СОШ?15 г.Мичуринск

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Планируемые результаты:

• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при проверке;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Мотивация к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
-Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.

- Готовы?
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

2.Актуализация знаний
Словарно-орфографическая работа
Ап . етит , ч. гун, чес. ный, ж . лезо, шала., ж. лать, ове. , грус.ный, уло., к.лометр , в.еликолепный

– Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой.

– Какое слово получилось?

(Это слово путешествие.)

– Что можете сказать о написании этого слова?

( Пут е ш е с т вие- это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е соответствует по значению слову п у т ь. Путешествие —это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью. В русском языке есть немало таких слов, например: путешественник, путеобходчик, путепровод, путеводитель. В этих словах гласная буква е соединяет части сложных слов.)

– Запишите слово в тетрадь, выделив орфограмму.

– Составьте предложение со словом путешествие.

Путешествие по знаменитым местам Мичуринска доставило нам огромное удовольствие.

-Запишите предложение в тетрадь.

– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.
Путешествие, местам , Мичуринска, удовольствие – это имена существительные.
Доставило – глагол
Огромное, знаменитым – имя прилагательное

3.Самоопределение к деятельности.

-Давайте его прочитаем.

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Он объяснит мне,

А он как даст ему

Ух, сильное кино!

Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла.

-Почему девочка ничего не поняла?(Ответы детей)

-Важно знать где , когда и как употреблять местоимения.

Работа по учебнику

-Прочитайте диалог на стр.70

-Ответьте на вопрос Совенка
– Давайте сделаем вывод,что же такое местоимение?

-Выясним, какова же роль местоимения в речи?
Упр.116 стр.70

-Найдите местоимения. Какие слова они заменяют?(Её-Волга,она-Вазуза)
-Для чего же мы используем в речи местоимения?
(Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов).

-Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимения такое же значение, как и у существительного? Как вы думаете? Выясним.

-Прочитайте текст,верно ли употреблены местоимения?Исправьте текст и запишите его.

Обучающие исправляют текст. Взаимопроверка (работа в парах)

5.Закрепление изученного материала.

- Я хочу рассказать вам интересную сказку.

1)Грамматическая сказка .

В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку среди мрачных камней в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье и трудолюбие. Она долго думала, как навредить своим счастливым соседям. И, наконец, она придумала страшную месть. Схватила свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и сказала:

– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

И в царстве наступил беспорядок…Люди стали мрачными, грустными. Они не знали как вернуть свои имена, как узнать названия того, что их окружало.

И вот однажды в царство случайно попал добрый мудрец. Люди попросили им помочь.

– Хорошо, я помогу вам.– А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые забрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я, обращаясь к кому-нибудь, говорите ты , а к нескольким людям – вы , если вас будет много, скажете мы. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите он , она, оно , если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец нашёл пещеру и попросил колдунью вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он выполнит её задание. Она, конечно, была уверена, что никто никогда его правильно не выполнит. Но он выполнил. Давайте и мы, ребята, попробуем выполнить это задание вместе с мудрецом.

2)Знакомство с личными местоимениями. Работа в парах.

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к соседу, какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)

И.И. Самоварова в учебнике на странице 71.

Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

-Назовите местоимения 1-го лица,2-го лица,3-го лица

-Чем различаются местоимения в каждой паре?

-Назовите местоимения единственного числа,множественного числа.

-У каких местоимений можно определить род?

-Определите ,какое местоимение можно употребить вместо имени существительного упр.120

1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать
вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

7.Итог урока.

-Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

Утверждения

Поставь знак


Урок русского языка проводится в 4 классе по программе "Школа России", к нему есть презентация и дидактический материал.

Содержимое разработки

Муниципальное автономное учреждение

(МАОУ "Средняя школа № 3")

Конспект урока русского языка

Насырова Лилия Нургалеевна,

учитель начальных классов

г. Когалым, 2017 г.

Разработка урока

Тема урока: Роль местоимений в речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

формирование представлений о местоимении, как части речи;

распознавать местоимения среди других частей речи;

знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)

- активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.

Виды контроля на уроке:

- ученик- ученик (при работе в парах)

- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)

Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).

Структура урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (1мин)

3. Актуализация опорный знаний. (14 мин)

а) Определение темы урока (3 мин)
б) Посадка учащихся (1 мин)

в) Минутка чистописания. (3 мин)
в) Словарная работа. (7 мин)
4. Первичное усвоение материала. (5 мин)

5. Первичная проверка понимания. (6 мин)

6. Первичное закрепление. (5 мин)

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (3 мин)

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия. (5 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)

Цель: сформировать внешнюю и внутреннюю психологическую готовность у учащихся.

- Долгожданный дан звонок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой трудясь дорожи!

- Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. Ребята, как вы считаете, почему это важно?

- Давайте настроимся на активную работу.

Учащиеся приветствуют учителя,

проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки

Учащиеся высказывают свои предположения

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (1 мин)

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Регулятивные УУД (целеполагание)

- Время нам нельзя терять,
Новую часть речи мы будем изучать.
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

- Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными, писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

3. Актуализация опорных знаний. (14 мин)

Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

а) Определение темы и задачи урока (3 мин)

А сейчас внимание,

Необычное задание.

Какая тема урока у нас?

Разберемся мы сейчас.

- О чём этот рассказ? (О мальчике)

- Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один)

-Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово?

(место имени существительного) (Слайд 3)

- К какой части речи относится это слово? (Местоимение)

На центральную доску прикрепляются карточки:

- О происхождении этого слова расскажет Магомед Тагиров.

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена!

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). (Слайд 4)

- Сформулируем задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.

Учащиеся читают рассказ.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Учащиеся читают слово из выделенных букв.

Ученик рассказывает о происхождении слова.

Учащаяся отвечает на вопрос и читает стихотворение.

Ученица читает стихотворение.

Учащиеся читают задачи на с. 51 учебника.

Учащиеся открывают учебник на с.52.

Учащиеся отвечают на вопросы.

б) посадка учащихся (1 мин)

Регулятивные УУД (контроль)

-С темой разобрались,

За работу все взялись!

- Напомнить вам, следим за своей посадкой.


- Скажите, как мы пишем в тетрадях?

- Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Учащиеся садятся правильно при письме.

в) Минутка чистописания. (3 мин)

г) Словарная работа (7 мин)

Регулятивный УУД (контроль, саморегуляция)

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

Чтоб проверить у всех старание,

У нас минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

- Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая - в алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах.
па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр

- Обратите внимание на соединение букв, нижнее, верхнее, верхнее, верхнее, верхнее. верхнее, нижнее, верхнее.
Словарная работа (Слайд 8)

– Кто догадался, что нас ожидает?

-Записываем слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. (Слайды от 9 до 13)

(Слайд 14) – Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу.

Б..тинки, б..гатство, с..лют, в..гон, ..кскурсия, ..здал..ка, к..л..метр, косм..с, к..смич..ский, ап..етит.

- Почему эти слова называются словарные.

(В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)

Потрудился славно класс.

А сейчас гимнастика для глаз.

(Слайд 15)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прописывают буквы.

Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику.

Учащиеся прописывают буквы.

Учащиеся проверяют правильность написания пропущенных букв в словарных словах.

Взаимопроверка, оценивание работы.

Фронтальная работа и Индивидуальная работа

4. Первичное усвоение нового материала.(5 мин)

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Регулятивный УУД (коррекция, самооценка)

- Давайте вспомним задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи. (Слайд 16)

- Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике)

- Прочитайте правило. Назовите личные местоимения?

(Слайд 17)

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

- Работа в парах. У вас на столе карточки. (Слайд18)

1) Задание к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

(Слайд19)

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Проверка.

- Кто прочитает получившейся текст.

(Слайд 20)

Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) (Слайд 20)

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА (Слайд 21)

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Учащиеся читают правило в учебнике на с. 52.

Учащиеся показывают карточки с местоимениями.

Учащийся читает стихотворение.

Записывают получившиеся предложения в тетрадь.

Учащиеся записывают текст в тетради.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся выполняют физминутку.

5. Первичная проверка понимания нового материала. (6 мин)

Цель: уметь решать учебно-познавательные задачи с помощью выбора способа и средств их реализации.

Регулятивные УУД (контроль, саморегуляция)

Давайте убедимся все друзья,

Что без местоимений нам нельзя!

- Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи.

Работа в группах. (Слайд 22)

2)Подумайте какие местоимения надо употребить?

3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а сама летает около человека и ловит их на лету.

-Сделайте вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения.

Вывод: Местоимение-это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного, не называет ни предмета, ни признака, ни количества, а указывает на них.

Читайте также: