План конспект внеклассного мероприятия для студентов

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 504 0

профессиональная образовательная организация

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого внеклассного мероприятия – игры

Разработчик: преподаватель Неклюдова А. В.

Цели мероприятия:

Актуализация знаний студентов в области произведений любовного жанра.

Формирование и воспитание чувства любви и уважения к окружающим.

Воспитание познавательного интереса к профессии – бухгалтер, менеджер, техник и желание овладеть этими профессиями.

Формирование нравственной культуры, адекватности оценки себя и других людей.

Развитие волевой и эмоциональной сферы (инициативу, уверенность в своих силах, умение выступать перед коллективом).

Развитие творческого начала личности студентов.

Воспитание дисциплинированности, культуры поведения и общения во время мероприятия.

Место проведения

Актовый зал. Стены украшены сердечками и воздушными шариками. Звучит музыка. На экране, размещенном на сцене, презентация в виде сердца.

Необходимые средства

Оценочные листы для жюри (приложение №1)

Слайды с фотографиями преподавателей в детстве.

Пазлы с изображением техникума (3 штуки).

Картон и клей для наклеивания пазлов

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:

Торжественная часть:

- поздравление стихотворениями и песнями.

Конкурсная программа

Представление команд: название, эмблема, девиз

Подведение итогов. Награждение победителей.

Домашнее задание

Студентам всех участвующих специальностей было дано домашнее задание:

Представление команды: название, девиз, эмблема, подчёркивающее важность, значимость, любовь к выбранной профессии.

Сценарий мероприятия

Звучит музыка. Зал украшен сердечками и шариками. Выходят ведущие. Праздник сопровождается презентацией.

Любовью дорожить умейте,
С годами — дорожить вдвойне:
Любовь — не вздохи на скамейке,
И не прогулки при луне.
Все будет: слякоть и пороша,
Но вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.

Звучит песня.

Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь.
И растворилась в воздухе до срока,
А сроку было — сорок сороков…

В основе любви лежит 3 влечения — ума, души и тела. Их единство — основа счастья и любви. Настоящая любовь — это не только чувство, но и действие, направленное на то, чтобы любить и быть любимым.

Звучит песня.

Любовь бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, любовь-радость и любовь-страдание. Но настоящая любовь всегда возвышает человека, делает его лучше. По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали ее слезинки, выросли ландыши — символ любви и грусти.

Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Любовь такое чувство, которое возникает между мужчиной и женщиной, бывает любовь к Родине, к профессии, к любимому делу, к преподавателям….

А сейчас давайте посмотрим, как могут любить студенты ВТЭПа и кого они любят. Мы начинаем нашу конкурсную программу.

И так мы начинаем!

Конкурсная программа

Давайте посмотрим, как команды любят свою профессию.

Кто же первый выступает? Давайте определим по жребию.

(капитаны команд вытаскивают карточки с номерами 1, 2, 3)

Представление команд: название, эмблема, девиз

(Максимальная оценка 5 баллов)

Давайте посмотрим, как команды любят и знают своих преподавателей.

Сейчас на экране появятся фотографии преподавателей в детстве. Вы должны назвать ФИО преподавателя и предмет, который он преподают, первым подняв руку. Без поднятой руки ответ не принимается. Подсказки из зала запрещены. В случае подсказки будем наказывать команды.

(за правильный ответ 1 балл)

Сейчас посмотрим, как студенты любят и знают свой второй дом - техникум

Командам даются пазлы с изображением любимого техникума, нужно их собрать, наклеить на бумагу, кто быстрее и назвать, что изображено на этом пазле.

(Максимальная оценка 5 баллов), оценивается время сборки пазла и правильность изображения пазла.

(за ответ 1 балл команде болельщика)

Примерные пословицы и поговорки:
Без любимого и мир постыл.
Был бы милый по душе, проживем и в шалаше.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Кто кого любит, тот того и голубит.
Любви золотом не купишь.
Хоть хлеб с водою, зато милый с тобою…

Давайте посмотрим, как команды любят своих соперников. Нужно изобразить пародию на профессию соперника.

АСОИ на М или Б

М на АСОИ или Б

Б на АСОИ или М

(Максимальная оценка 5 баллов)

Приглашаются капитаны команд. Им задаются вопросы из зала.

(за правильный ответ 1 балл, возможна помощь команды)

А теперь давайте проверим как любят студенты себя сами. Перед командами разложены картинки с одеждами и нарядами. Ваша задача – подобрать одежду

Для работы в офисе

Для корпоративной вечеринки

Для деловой встречи

Каждый выбранный вид одежды прокомментировать.

(Максимальная оценка 3 балла)

Домашнее задание – показать, кого и что любят студенты ВТЭПа.

(Максимальная оценка 5 баллов)

Звучит песня.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команд.

Оценочный лист для жюри

ФИО члена жюри_______________________________________

Название команды

_____________

Название команды

____________

Название команды

_______________

(название, эмблема, девиз)

(Максимальная оценка 5 баллов)

(за правильный ответ 1 балл)

(Максимальная оценка 5 баллов), оценивается время сборки пазла и правильность изображения пазла.

(Максимальная оценка 5 баллов)

ВОПРОС: Кто является мифологической богиней любви?
ОТВЕТ: Афродита.

ВОПРОС: Кто был влюблен в Джульетту?
ОТВЕТ: Ромео.

ВОПРОС: Другое имя Купидона?
ОТВЕТ: Эрос.

ВОПРОС: Его любви Скарлет О’Хара ждала долгие годы.
ОТВЕТ: Ретт Батлер.

ВОПРОС: Кто любил д’Артаньяна?
ОТВЕТ: Констанция Бонасье.

То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.

1. Особенности современной молодой семьи.

Классный час по профориентации для старшеклассников

Деньги - хороший слуга, но плохой хозяин.

Это нужно знать!

Сегодня для молодого человека очень важно понимание того, что он правильно выбрал профессию и сможет в ней реализоваться как личность и как профессионал. Такой важности труда и профессии в жизни человека за последние десять лет не отмечалось.

Беседа на нравственную тему для учащихся 9 класса

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Для меня не важно, на чьей стороне сила: важно то, на чьей стороне право.

1. Семья - как элемент общества.

Это нужно знать!

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы.

Народ без законов подобен человеку без принципов.

Дети - гости настоящего и хозяева будущего.

Беседа по правовому воспитанию для учащихся 9 класса

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Cт. 2. Конституция РФ

Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа.

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

Человек среди людей

Еще в начале XX века английский философ, психолог и педагог У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие - все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Наказание психологической изоляцией не просто тяжело переносится - оно разрушительно для личности.

1. Учитесь управлять собой.

• Умеете ли вы управлять собой, своим поведением? Вопрос сложный. Давайте попытаемся разобраться с такой чертой характера, как воля.

Воля - это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой - у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Волевому человеку проще управлять своей жизнью, он добивается больших результатов.

На доске название классного часа. Установлен стенд с фотографиями воинов-земляков, погибших в Афганистане.

Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить.

Цель: воспитание гражданской ответственности у учащихся.

Ход классного часа

I. Вступительная часть.

Цель: ознакомление с биографией великих полководцев России; воспитание чувства уважения к героическому наследию России.

Оформление: портреты М. И. Кутузова, А. В. Суворова.

Эпиграф на доске:

Есть люди, вечные гореньем,

Их жизнь - эпохи нашей цвет.

Цели: привлечь внимание учащихся к проблеме семьи; дать представление о важности семьи в жизни человека; воспитывать терпимость, уважительное отношение друг к другу.

Цели: создать правильное представление о человеческой красоте, о значении духовной красоты; вызвать желание самосовершенствоваться.

Прекрасное - это жизнь.

Н. Г. Чернышевский

В каждом человеке есть задатки красоты, добра и таланта, и надо только суметь их обнаружить, помочь обладателю проявить их, если он сам по каким-либо причинам не в состоянии сделать это.

Цель: формирование личностного отношения к вопросам любви, брака семьи.

Задачи: выявление мнения о любви и ревности; формирование нового осмысленного взгляда на сущность межличностных отношений людей (на примерах их жизни и литературно-художественного материала); развитие способности к публичным выступлениям, проявления индивидуальных суждений.

Составитель: С.И. Емельянова

Участники: учащиеся 9-го класса, их мамы, классный руководитель, социальный педагог.

а) организовать встречу детей и их мам и вовлечь их в доверительный разговор;

б) помочь детям и их мамам услышать и понять друг друга

Цель: показать, как существенно усложнились ситуации пожара с появлением новых источников возгорания, с широким использованием в отделке жилищ горючих синтетических материалов, с затруднением при эвакуации, так как запасные выходы обычно завалены и др.; обучить самому важному фактору - организации собственной деятельности в ситуации с пожаром, научить четко представлять возможность эвакуации при пожаре из многоэтажных зданий; накапливать знания и опыт поведения в опасных ситуациях.

Цели мероприятия:

Развивающая: развивать способность брать ответственность на себя, умение понимать мир другого человека, развивать чувство уважения к другому человеку и чувство собственного достоинства, формирование умения работать в команде и участвовать в совместном принятии решений, формирование у дошкольников высокого патриотического сознания .

Обучающая: закрепить знания об истории становления и развития благотворительности в России, обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о добровольческой деятельности в современном мире.

Привлечение студентов к посильной помощи и поддержке семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровьям, одиноких пенсионеров и инвалидов, состоящих на социальном обслуживании в МУ КЦСОН.

Вовлечение студентов в практическую социальную работу, что способствует духовному и культурному развитию студентов.

Освоение профессиональными умениями и навыками, а также знаниями, способствующими решению профессиональных задач и создание условий для успешной социализации молодежи и улучшение качества жизни пенсионеров и инвалидов.

Формирование способности студента устанавливать связи между знаниями и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и выработать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности.

Тип: комбинированный.

Методы: интерактивный.

Технологии : личностно-ориентированное развитие обучения, разноуровневое обучение, исследовательские методы обучения и т.п.

Приемы обучения : приём устного опроса, интеллектуальная разминка, повышение интереса к учебному материалу.

Форма: Фронтальная, групповая.

Дата проведения : 20 октября 2020г.

Место проведения : кабинет для учебных дисциплин.

Время проведения мероприятия : 60мин.

Соучастники мероприятия : сотрудники МУ КЦСОН и юные волонтеры (учащиеся МОУ СОШ № 2 г.Верхнеуральска)

Чтобы помочь другому человеку, необязательно быть сильным или богатым, - достаточно быть добрым! Прошу вашего внимания: звучит гимн волонтеров. (прослушивание гимна волонтеров).

Сегодня мы поговорим о волонтерах. Кто такие волонтеры? Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся. Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность студента. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью. Волонтерский труд, помимо того, что приносит общественную пользу, позволяет студенту узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне.

Преподаватель:

Ведь если силы есть – нельзя им пропадать,

А лучше тратить их во благо – людям помогать.

Приятно видеть благодарность в лицах тех,

Кто для Победы Родины ковал успех,

Приятно видеть счастье радости в глазах детей,

И мир от этого становится светлей.

Ведь так приятно людям помогать,

И не за деньги, без награды – просто так!

Преподаватель:

Все же немногие согласятся бесплатно выполнять огромное количество работы, а волонтеры бескорыстно убирают улицы, распространяют брошюры социальной кампании, работают переводчиками на больших спортивных соревнованиях, помогают в больницах (в наше тяжелое время — это очень актуально), домах престарелых, детских домах и многое, многое другое. Немало работы на долю волонтеров приходится при ликвидации последствий стихийных бедствий.

Во Всемирной декларации добровольцев говорится, что волонтеры имеют право отдавать свое время, энергию и талант коллективным и индивидуальным акциям, не ожидая при этом вознаграждения. Бескорыстные поступки в современном мире – редкость, но они так необходимы. Начать можно с малого – перевести через дорогу старушку или покормить бездомного пса. ( отработка общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес) + (отработка профессиональных компетенций: ПК 4.2 Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального., психического и физического развития ребенка) .

Преподаватель:

В большей части вы правы! ВОЛОНТЕР - это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально-значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций.

Волонтеров называют по-разному: добровольцы, посредники, внештатные помощники. Но есть то, что их объединяет – это бескорыстие. Они не требуют за свои услуги материального вознаграждения, да и те, кому они помогают, чаще всего являются людьми, прямо скажем, небогатыми.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Почему люди совершают добрые дела?

Студенты отвечают на вопрос.

С психологической точки зрения, людям просто нравится ощущать свою значимость, проявлять заботу, поэтому волонтерская деятельность и вызывает симпатию и уважение у окружающих.

Делают они благое дело, а значит занимаются – благотворительностью (благо творят).

Сегодня государство рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики.

Преподаватель:

История благотворительности в России началась еще в эпоху язычества. Первым русским правителем, стремившимся сделать добрые дела более организованными, стал князь Владимир Святославович (960–1015 гг.), при котором, собственно, и произошло крещение Руси. При нем были построены первые больницы и богадельни, а также возведены церкви и монастыри. На содержание этих заведений Владимир жертвовал десятую часть своих доходов.

В России в 1867 году был утвержден Устав Общества попечения о больных и раненых воинах. Позднее, в 1879 году оно было переименовано в Российское общество Красного Креста.

Прокатившиеся по миру Первая и особенно Вторая мировая войны принесли много страданий и горя людям, разбросав по всему свету их родных и близких. Помощь в поиске друг друга разлученным войнами людям оказывало Российское общество Красного Креста.

После войны активисты Общества внесли значительный вклад в охрану здоровья людей страны. Более 200 000 активистов участвовали в проведении осмотров населения, патронировании больных на дому.

В 1957 году в Москве и Ленинграде открыты для населения кружки по уходу за больными на дому, и началось движение безвозмездных доноров.

В 1960 году при Красном Кресте организованы Бюро патронажных медицинских сестер, которые обслуживали на дому одиноких больных ветеранов войны и труда. За годы Российский Красный Крест накопил богатый опыт в сфере медико-социального обслуживания одиноких престарелых граждан и инвалидов. Служба милосердия РКК приобрела статус официального партнера органов социальной защиты и здравоохранения.

Преподаватель:

В наши дни идет активное возрождение волонтерства. Волонтер – это человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите.

Школьник, студент или пенсионер, директор или менеджер, строитель, спортсмен или юрист. В жизни он может быть кем угодно!

Но однозначно можно сказать волонтер – человек особенный! Человек, у которого есть своя семья, работа, учеба, личная жизнь, но у которого всегда найдется время на добрые дела и поступки ради благополучия других, не потому что надо, а по доброй воле. (демонстрация видеоролика «Волонтер – человек особенный). ( отработка общих компетенций: ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития) + (отработка профессиональных компетенций: ПК 4.3 Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении) .

Преподаватель представляет волонтера – учащуюся МОУ СОШ № 2.

Соучастник мероприятия :

Сфера деятельности добровольцев очень широка.

Для сегодняшнего волонтера доступны многие направления деятельности, в которых можно себя попробовать. Экология, помощь животным, уход за больными, помощь в решении детских проблем, строительство новых и реконструкция уже имеющихся объектов, работа с людьми, отстаивание чьих – то интересов, бескорыстная помощь нуждающимся и проявление доброты к ним, самопожертвование во имя ближнего, на благо человечества, мира, а главное – самого себя. Ведь когда каждый будет жить хорошо, то и все будут счастливы. ( отработка общих компетенций: ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий).

Преподаватель:

На слайде вы и сами можете посмотреть, как много еще других сфер, где так необходимы волонтеры и добровольцы! ( отработка общих компетенций: ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности) + (отработка профессиональных компетенций: ПК 5.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования) .

Чтобы стать волонтером-воспитателем, нужно знать и соблюдать следующие заповеди:

1. Желание помогать детям и людям добровольно.

2. Наличие желания делиться своим опытом с подрастающим поколением.

3. Желание учиться самому и учить детей добру.

4. Солидарность с принципами и целями волонтерской организации.

5. Добросовестность в отношении к себе самому и к окружающим.

6. Законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству).

7. Оценивай себя, как будущего воспитателя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. (демонстрация видеоролика). ( отработка общих компетенций: ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами) + ( отработка профессиональных компетенций: ПК 3.1 Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста)

Преподаватель:

Кандидат в волонтеры после ознакомительной беседы пишет заявление, где указывает мотивы его обращения к добровольчеству. После отборочных занятий с волонтером может быть заключен договор или соглашение. Волонтеру оформляет и выдается волонтерская книжка, которая в дальнейшем поможет в поступлении в учебное заведение.

Важнейшими мотивациями являются: быть социально полезным, способствовать изменениям в обществе, самореализация, поиск единомышленников, из чувства долга за полученную в прошлом помощь. ( отработка общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество) + (отработка профессиональных компетенций: ПК 5.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования).

Преподаватель представляет сотрудника МУ КЦСОН.

Соучастник мероприятия :

Люди, делая добро, в первую очередь стремятся изменить себя в лучшую сторону. Они воспитывают в себе такие качества, как бескорыстие, милосердие, терпение, сострадание, самопожертвование, прощение, сопереживание. Это и становится основой человека. Делая добро, человек приносит другим огромную пользу, начинает видеть больше хорошего, его взгляды на жизнь становятся позитивнее, настроение улучшается, да и в целом жить становится легче.

Преподаватель:

Ситуация 2. Мужчина шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно. Сломал нос, вывихнул руку. Было это в семь вечера. Мужчина с трудом поднялся, пытался платком унять кровь из носа. Весь в крови, изнемогая от боли, шатаясь, мужчина шел домой. По пути он встречал много прохожих, но не один ему не помог. Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 3. У тебя есть деньги, которые копишь для покупки телефона. В техникуме ты узнаешь, что одной из студенток техникума поставили диагноз – онкологическое заболевание (рак). Для лечения нужна дорогостоящая операция. У семьи девочки не хватает денег и был объявлен сбор денег на операцию. Как нужно поступить в этой ситуации?

Ситуация 4. Совет ветеранов обратился к воспитателям детского сада и попросил помочь с уборкой территории Аллеи Славы, которую несколько лет назад заложили ветераны Великой Отечественной войны. Сотрудники детского сада совместно с дошкольниками и родителями решили оказать помощь и принять участие в субботнике по уборке Аллеи в пятницу после работы. Воспитатель Ксения Ивановна отказалась участвовать в этом мероприятии. Она сказала, что в этот день она идет с подругами в кинотеатр, она не хочет пропускать премьеру фильма и поэтому на субботник не пойдет. Как бы вы поступили на месте Ксении Ивановны?

Студенты делятся на 2 группы и обсуждают ситуации. После обсуждения высказывают свое мнение. ( отработка общих компетенций: ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях) + (отработка профессиональных компетенций: ПК 5.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования).

Преподаватель:

Спасибо, ребята, за ответы. Могу сказать, что все вы готовы творить добрые дела, а значит быть волонтерами.

Подведём итоги. В начале мероприятия вы оформляли ватман, кто в вашем понимании ВОЛОНТЁР. Теперь предлагаю дополнить его из полученных знаний в течении нашего мероприятия. Этот ватман будет размещен на информационном стенде техникума.

Кто желает вступить в ряды волонтеров? Прошу ознакомится и заполнить анкету волонтера. (раздается анкета для заполнения. Приложение № 5)

Ребята, спасибо вам за занятие! Мне приятно было с вами пообщаться. Пусть ваши сердца всегда будут наполнены только добром!

Список использованной литературы:

1. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //

Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных

исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –

3. Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 267-269.

Данная методическая разработка представляет собой воспитательное мероприятие по формированию толерантной мировоззренческой позиции к себе и окружающему миру у подростков возрастной категории от 15 до 20 лет.

Материал методической разработки может представлять интерес для педагогов средних профессиональных организаций, с целью проведения тематических классных часов, диспутов, бесед, круглых столов.

Автор: Ижболдина Надежда Александровна

1. Пояснительная записка…. … 4

2. Ход мероприятия

2.1. Вступление воспитателя… 6

2.2. Историческая справка… 7

3. Практическая часть… 8

4. Заключение… 13

5. Информационные ресурсы …. 14

6. Приложение… 15

Цель воспитательного мероприятия : формирование у подростков потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре

- воспитание у подростков миролюбия

- развитие навыков культурной, позитивной формы общения

- ознакомление с традициями и обычаями представителей разных конфессий и национальностей, развитие способности к адекватному взаимодействию

- формирование негативного отношения к насилию и агрессии.

Форма проведения : диалог с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами, беседа-размышление, показ видеофильма.

Средства: ноутбук, проектор, экран, видеофильм.

Возраст обучающихся: 15-20 лет

Толерантность является основой демократии и прав человека. Сегодня в современном обществе все чаще стало проявляться неуважение друг к другу, люди стали предвзято относится к чужой религии и обычаям.

На пороге XXI века проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов. Поэтому на сегодняшний день весьма актуальным является, формирование толерантного сознания у людей, объединенных в рамках социокультурной общности.

Толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания.

Толерантность - это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон. Толерантность – не уступка, снисхождение или притворство, а, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

В студенческой среде проблема толерантности – наиболее яркий пример, так как, начиная учиться в колледже, техникуме или университете, молодежь сталкивается с большим количеством людей разной национальности, с другой верой, культурой и взглядами на жизнь [2]. Период подходящий для формирования толерантности, это студенчество ему способствуют : внимание к вопросам собственной культурной идентичности, образ жизни других людей, определение собственной позиции в отношениях между людьми, стремление заявить свое мнение по многим актуальным проблемам, развитие рефлексии и чувства ответственности перед социумом.

Студенчеству, составляющему молодёжную элиту сегодня, предстоит завтра работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений[1].

Поэтому, необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой молодёжи является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет будущее российского общества. Оно демонстрирует развитие личностного потенциала, профессионализма и возможностей в решении задач любого государственного уровня.

Поэтому наиболее актуальным становится работа по распространению идей толерантности среди студенчества, как наиболее активной социальной группой, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами [1]

Ход мероприятия

Выступление воспитателя : Наше мероприятие посвящено одной из важнейших тем воспитания-толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Обучающийся: Доброта и толерантность спасёт мир.

Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может он рождается таким?

И существует ли добро в ХХI веке?

Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.

Но я уверенна, что большинство людей

В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена

Люди верили в силу добра!

Беневентинский, который при смене правительства всегда назначался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроение окружающих, уважать их, решать проблемы, находить различные оптимальные выходы из сложившейся ситуации. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает терпение.

Понятие толерантности, хотя и отождествляется с понятием терпения,

имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорная, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Самым жестоким и беспощадным примером интолерантности 20 века является холокост.

Холокост, холокауст (англ. Holocaust, от греч. hol kaustos — сожжённый целиком, гибель значительной части еврейского населения Европы (свыше 6 млн. человек, свыше 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933—1945гг. Другое название — Катастрофа (Шоа).

Холокост по размеру, качеству и смыслу причинённых страданий — уникальное явление в человеческой истории, и никакие другие массовые

истребления людей не могут с ним сравниться: они или не столь масштабны, или непреднамеренны, или не были направлены на истребление целых этносов.

Помимо евреев в концлагеря попадали солдаты Красной Армии и мирное население на оккупированных территориях, пленённые фашистами.

Вина за Холокост лежит на всех: нацистах Германии, её союзниках, нейтральных и воевавших с Германией государствах.

Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости:

Нацизм – крайняя форма экстримизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).

Национализм – форма национального самопознания.

Ксенофобия – любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.

Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признаку.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая своей целью угнетение представителей одной расы над другой.

Вывод: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.

в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности.

- Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО

- Всеобщая декларация прав человека

- Международный пакет о гражданских и политических правах

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании

- Конвенция о правах ребёнка

- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений

- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней. Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место. Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут - Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…

Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.

Останавливается чтение и задаё тся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Подростки дают свои варианты.

Качества, которые выбирают дети

Обучающиеся определились и каждый выбрал то качество которое ближе ему. Им предложено обсудить свой выбор и привести доводы в пользу выбранного качества.

После обсуждения ведущий дочитывает конец легенды:

- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Воспитатель : Почему же Любовь выбрала Доброту?

А вы всех ли выслушали? Были ли вы толерантны по отношению к соседу по столу? Как чувствовали себя? (В ходе обсуждения затронуты вопросы внимания друг к другу, тактичности, проявления доброты и терпимости по отношению друг к другу. Не у всех получается, но мы к этому будем стремиться).

1. У кого плохое зрение

2. Кто приехал из деревни

3. У кого голубые глаза

4. Кто бывал на приёме у психиатра

5. Кто из вас натуральная блондинка (блондин)

6. Кто любит носить джинсы

7. Когда-нибудь брал чужую вещь

8. По национальности не русский

9. Переболевший инфекционным заболеванием

10. Те, кто хотя бы раз был избит

11. Получал двойки

12. Кто переживал о ссоре

13. Кого предавали близкие люди

Воспитатель :

Обобщение. Как Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую Вы могли выйти, но не захотели, значит, это тот факт, по которому Вы или другие люди боятся быть стигматизированными.

Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно, в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника.

Воспитатель : - А теперь, мы с вами давайте посадим и вырастим дерево толерантности.

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наше общежитие - ваш дом, стали пространством толерантности.

Листочки приклеиваются на дерево.

1. Надо всех любить и уважать.

2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом

3. Понимать друг друга.

4. Научиться прощать.

5. Защищать друг друга, членов своей семьи.

6. Быть терпимыми.

7. Уважать пожилых людей.

8. Уметь слышать и слушать.

9. Уметь дать совет, выслушать совет другого.

10. Прислушиваться к мнению старших.

11. Не повышать голос друг на друга.

12. Быть милосердными.

13. Сострадать всем.

14. Принимать людей такими, какими они есть.

15. Быть толерантным.

16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

17. Уважать права другого человека.

18. Сотрудничать с родителями, гордиться ими.

В заключении я предлагаю попробовать изобразить международного символа толерантности. Существует два таких символа.

В мероприятии рассмотрены понятия толерантность. Обучающихся ознакомили с историей, как на протяжении веков трактовали это понятие, вспомнили исторические события, являющиеся примером интолерантности. Обсудили в каких сферах деятельности мы сталкиваемся с толерантностью. Практическая часть в виде игр и упражнений, различных жизненных ситуаций была направлена на то, чтобы каждый прочувствовал, имеет ли он такое качество личности, как толерантность.

Мероприятия по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, профилактике агрессии и экстремизма, проводимые в учебной и внеучебной деятельности необходимы, помогут сформировать определённый уровень правовой культуры, осознать себя и своё место в обществе, не нанося при этом вреда и не ущемляя права других людей.

Информационные ресурсы

1. Асташов Н. А. Проблема воспитания толерантности в образовательных учреждениях // Толерантное сознание и создание толерантных отношений. – М., 2013. – 77-78 с.

3. Молчанова К. С. Толерантность в среде студенческой молодежи// Молодежный вестник ИрГТУ. —2016.—№4. — С. 27-28

4. Тюляева Т. И. Молодежь в современном обществе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - N 10. - С. 63-

Читайте также: