План конспект внеклассного мероприятия для студентов
Обновлено: 06.07.2024
Оценить 504 0
профессиональная образовательная организация
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого внеклассного мероприятия – игры
Разработчик: преподаватель Неклюдова А. В.
Цели мероприятия:
Актуализация знаний студентов в области произведений любовного жанра.
Формирование и воспитание чувства любви и уважения к окружающим.
Воспитание познавательного интереса к профессии – бухгалтер, менеджер, техник и желание овладеть этими профессиями.
Формирование нравственной культуры, адекватности оценки себя и других людей.
Развитие волевой и эмоциональной сферы (инициативу, уверенность в своих силах, умение выступать перед коллективом).
Развитие творческого начала личности студентов.
Воспитание дисциплинированности, культуры поведения и общения во время мероприятия.
Место проведения
Актовый зал. Стены украшены сердечками и воздушными шариками. Звучит музыка. На экране, размещенном на сцене, презентация в виде сердца.
Необходимые средства
Оценочные листы для жюри (приложение №1)
Слайды с фотографиями преподавателей в детстве.
Пазлы с изображением техникума (3 штуки).
Картон и клей для наклеивания пазлов
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:
Торжественная часть:
- поздравление стихотворениями и песнями.
Конкурсная программа
Представление команд: название, эмблема, девиз
Подведение итогов. Награждение победителей.
Домашнее задание
Студентам всех участвующих специальностей было дано домашнее задание:
Представление команды: название, девиз, эмблема, подчёркивающее важность, значимость, любовь к выбранной профессии.
Сценарий мероприятия
Звучит музыка. Зал украшен сердечками и шариками. Выходят ведущие. Праздник сопровождается презентацией.
Любовью дорожить умейте,
С годами — дорожить вдвойне:
Любовь — не вздохи на скамейке,
И не прогулки при луне.
Все будет: слякоть и пороша,
Но вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.
Звучит песня.
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь.
И растворилась в воздухе до срока,
А сроку было — сорок сороков…
В основе любви лежит 3 влечения — ума, души и тела. Их единство — основа счастья и любви. Настоящая любовь — это не только чувство, но и действие, направленное на то, чтобы любить и быть любимым.
Звучит песня.
Любовь бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, любовь-радость и любовь-страдание. Но настоящая любовь всегда возвышает человека, делает его лучше. По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали ее слезинки, выросли ландыши — символ любви и грусти.
Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Любовь такое чувство, которое возникает между мужчиной и женщиной, бывает любовь к Родине, к профессии, к любимому делу, к преподавателям….
А сейчас давайте посмотрим, как могут любить студенты ВТЭПа и кого они любят. Мы начинаем нашу конкурсную программу.
И так мы начинаем!
Конкурсная программа
Давайте посмотрим, как команды любят свою профессию.
Кто же первый выступает? Давайте определим по жребию.
(капитаны команд вытаскивают карточки с номерами 1, 2, 3)
Представление команд: название, эмблема, девиз
(Максимальная оценка 5 баллов)
Давайте посмотрим, как команды любят и знают своих преподавателей.
Сейчас на экране появятся фотографии преподавателей в детстве. Вы должны назвать ФИО преподавателя и предмет, который он преподают, первым подняв руку. Без поднятой руки ответ не принимается. Подсказки из зала запрещены. В случае подсказки будем наказывать команды.
(за правильный ответ 1 балл)
Сейчас посмотрим, как студенты любят и знают свой второй дом - техникум
Командам даются пазлы с изображением любимого техникума, нужно их собрать, наклеить на бумагу, кто быстрее и назвать, что изображено на этом пазле.
(Максимальная оценка 5 баллов), оценивается время сборки пазла и правильность изображения пазла.
(за ответ 1 балл команде болельщика)
Примерные пословицы и поговорки:
Без любимого и мир постыл.
Был бы милый по душе, проживем и в шалаше.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Кто кого любит, тот того и голубит.
Любви золотом не купишь.
Хоть хлеб с водою, зато милый с тобою…
Давайте посмотрим, как команды любят своих соперников. Нужно изобразить пародию на профессию соперника.
АСОИ на М или Б
М на АСОИ или Б
Б на АСОИ или М
(Максимальная оценка 5 баллов)
Приглашаются капитаны команд. Им задаются вопросы из зала.
(за правильный ответ 1 балл, возможна помощь команды)
А теперь давайте проверим как любят студенты себя сами. Перед командами разложены картинки с одеждами и нарядами. Ваша задача – подобрать одежду
Для работы в офисе
Для корпоративной вечеринки
Для деловой встречи
Каждый выбранный вид одежды прокомментировать.
(Максимальная оценка 3 балла)
Домашнее задание – показать, кого и что любят студенты ВТЭПа.
(Максимальная оценка 5 баллов)
Звучит песня.
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команд.
Оценочный лист для жюри
ФИО члена жюри_______________________________________
Название команды
_____________
Название команды
____________
Название команды
_______________
(название, эмблема, девиз)
(Максимальная оценка 5 баллов)
(за правильный ответ 1 балл)
(Максимальная оценка 5 баллов), оценивается время сборки пазла и правильность изображения пазла.
(Максимальная оценка 5 баллов)
ВОПРОС: Кто является мифологической богиней любви?
ОТВЕТ: Афродита.
ВОПРОС: Кто был влюблен в Джульетту?
ОТВЕТ: Ромео.
ВОПРОС: Другое имя Купидона?
ОТВЕТ: Эрос.
ВОПРОС: Его любви Скарлет О’Хара ждала долгие годы.
ОТВЕТ: Ретт Батлер.
ВОПРОС: Кто любил д’Артаньяна?
ОТВЕТ: Констанция Бонасье.
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.
1. Особенности современной молодой семьи.
Классный час по профориентации для старшеклассников
Деньги - хороший слуга, но плохой хозяин.
Это нужно знать!
Сегодня для молодого человека очень важно понимание того, что он правильно выбрал профессию и сможет в ней реализоваться как личность и как профессионал. Такой важности труда и профессии в жизни человека за последние десять лет не отмечалось.
Беседа на нравственную тему для учащихся 9 класса
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Для меня не важно, на чьей стороне сила: важно то, на чьей стороне право.
1. Семья - как элемент общества.
Это нужно знать!
Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы.
Народ без законов подобен человеку без принципов.
Дети - гости настоящего и хозяева будущего.
Беседа по правовому воспитанию для учащихся 9 класса
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Cт. 2. Конституция РФ
Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа.
Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Человек среди людей
Еще в начале XX века английский философ, психолог и педагог У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие - все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Наказание психологической изоляцией не просто тяжело переносится - оно разрушительно для личности.
1. Учитесь управлять собой.
• Умеете ли вы управлять собой, своим поведением? Вопрос сложный. Давайте попытаемся разобраться с такой чертой характера, как воля.
Воля - это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой - у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Волевому человеку проще управлять своей жизнью, он добивается больших результатов.
На доске название классного часа. Установлен стенд с фотографиями воинов-земляков, погибших в Афганистане.
Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Цель: воспитание гражданской ответственности у учащихся.
Ход классного часа
I. Вступительная часть.
Цель: ознакомление с биографией великих полководцев России; воспитание чувства уважения к героическому наследию России.
Оформление: портреты М. И. Кутузова, А. В. Суворова.
Эпиграф на доске:
Есть люди, вечные гореньем,
Их жизнь - эпохи нашей цвет.
Цели: привлечь внимание учащихся к проблеме семьи; дать представление о важности семьи в жизни человека; воспитывать терпимость, уважительное отношение друг к другу.
Цели: создать правильное представление о человеческой красоте, о значении духовной красоты; вызвать желание самосовершенствоваться.
Прекрасное - это жизнь.
Н. Г. Чернышевский
В каждом человеке есть задатки красоты, добра и таланта, и надо только суметь их обнаружить, помочь обладателю проявить их, если он сам по каким-либо причинам не в состоянии сделать это.
Цель: формирование личностного отношения к вопросам любви, брака семьи.
Задачи: выявление мнения о любви и ревности; формирование нового осмысленного взгляда на сущность межличностных отношений людей (на примерах их жизни и литературно-художественного материала); развитие способности к публичным выступлениям, проявления индивидуальных суждений.
Составитель: С.И. Емельянова
Участники: учащиеся 9-го класса, их мамы, классный руководитель, социальный педагог.
а) организовать встречу детей и их мам и вовлечь их в доверительный разговор;
б) помочь детям и их мамам услышать и понять друг друга
Цель: показать, как существенно усложнились ситуации пожара с появлением новых источников возгорания, с широким использованием в отделке жилищ горючих синтетических материалов, с затруднением при эвакуации, так как запасные выходы обычно завалены и др.; обучить самому важному фактору - организации собственной деятельности в ситуации с пожаром, научить четко представлять возможность эвакуации при пожаре из многоэтажных зданий; накапливать знания и опыт поведения в опасных ситуациях.
Цели мероприятия:
Развивающая: развивать способность брать ответственность на себя, умение понимать мир другого человека, развивать чувство уважения к другому человеку и чувство собственного достоинства, формирование умения работать в команде и участвовать в совместном принятии решений, формирование у дошкольников высокого патриотического сознания .
Обучающая: закрепить знания об истории становления и развития благотворительности в России, обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о добровольческой деятельности в современном мире.
Привлечение студентов к посильной помощи и поддержке семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровьям, одиноких пенсионеров и инвалидов, состоящих на социальном обслуживании в МУ КЦСОН.
Вовлечение студентов в практическую социальную работу, что способствует духовному и культурному развитию студентов.
Освоение профессиональными умениями и навыками, а также знаниями, способствующими решению профессиональных задач и создание условий для успешной социализации молодежи и улучшение качества жизни пенсионеров и инвалидов.
Формирование способности студента устанавливать связи между знаниями и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и выработать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности.
Тип: комбинированный.
Методы: интерактивный.
Технологии : личностно-ориентированное развитие обучения, разноуровневое обучение, исследовательские методы обучения и т.п.
Приемы обучения : приём устного опроса, интеллектуальная разминка, повышение интереса к учебному материалу.
Форма: Фронтальная, групповая.
Дата проведения : 20 октября 2020г.
Место проведения : кабинет для учебных дисциплин.
Время проведения мероприятия : 60мин.
Соучастники мероприятия : сотрудники МУ КЦСОН и юные волонтеры (учащиеся МОУ СОШ № 2 г.Верхнеуральска)
Чтобы помочь другому человеку, необязательно быть сильным или богатым, - достаточно быть добрым! Прошу вашего внимания: звучит гимн волонтеров. (прослушивание гимна волонтеров).
Сегодня мы поговорим о волонтерах. Кто такие волонтеры? Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся. Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность студента. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью. Волонтерский труд, помимо того, что приносит общественную пользу, позволяет студенту узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне.
Преподаватель:
Ведь если силы есть – нельзя им пропадать,
А лучше тратить их во благо – людям помогать.
Приятно видеть благодарность в лицах тех,
Кто для Победы Родины ковал успех,
Приятно видеть счастье радости в глазах детей,
И мир от этого становится светлей.
Ведь так приятно людям помогать,
И не за деньги, без награды – просто так!
Преподаватель:
Все же немногие согласятся бесплатно выполнять огромное количество работы, а волонтеры бескорыстно убирают улицы, распространяют брошюры социальной кампании, работают переводчиками на больших спортивных соревнованиях, помогают в больницах (в наше тяжелое время — это очень актуально), домах престарелых, детских домах и многое, многое другое. Немало работы на долю волонтеров приходится при ликвидации последствий стихийных бедствий.
Во Всемирной декларации добровольцев говорится, что волонтеры имеют право отдавать свое время, энергию и талант коллективным и индивидуальным акциям, не ожидая при этом вознаграждения. Бескорыстные поступки в современном мире – редкость, но они так необходимы. Начать можно с малого – перевести через дорогу старушку или покормить бездомного пса. ( отработка общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес) + (отработка профессиональных компетенций: ПК 4.2 Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального., психического и физического развития ребенка) .
Преподаватель:
В большей части вы правы! ВОЛОНТЕР - это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально-значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций.
Волонтеров называют по-разному: добровольцы, посредники, внештатные помощники. Но есть то, что их объединяет – это бескорыстие. Они не требуют за свои услуги материального вознаграждения, да и те, кому они помогают, чаще всего являются людьми, прямо скажем, небогатыми.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Почему люди совершают добрые дела?
Студенты отвечают на вопрос.
С психологической точки зрения, людям просто нравится ощущать свою значимость, проявлять заботу, поэтому волонтерская деятельность и вызывает симпатию и уважение у окружающих.
Делают они благое дело, а значит занимаются – благотворительностью (благо творят).
Сегодня государство рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики.
Преподаватель:
История благотворительности в России началась еще в эпоху язычества. Первым русским правителем, стремившимся сделать добрые дела более организованными, стал князь Владимир Святославович (960–1015 гг.), при котором, собственно, и произошло крещение Руси. При нем были построены первые больницы и богадельни, а также возведены церкви и монастыри. На содержание этих заведений Владимир жертвовал десятую часть своих доходов.
В России в 1867 году был утвержден Устав Общества попечения о больных и раненых воинах. Позднее, в 1879 году оно было переименовано в Российское общество Красного Креста.
Прокатившиеся по миру Первая и особенно Вторая мировая войны принесли много страданий и горя людям, разбросав по всему свету их родных и близких. Помощь в поиске друг друга разлученным войнами людям оказывало Российское общество Красного Креста.
После войны активисты Общества внесли значительный вклад в охрану здоровья людей страны. Более 200 000 активистов участвовали в проведении осмотров населения, патронировании больных на дому.
В 1957 году в Москве и Ленинграде открыты для населения кружки по уходу за больными на дому, и началось движение безвозмездных доноров.
В 1960 году при Красном Кресте организованы Бюро патронажных медицинских сестер, которые обслуживали на дому одиноких больных ветеранов войны и труда. За годы Российский Красный Крест накопил богатый опыт в сфере медико-социального обслуживания одиноких престарелых граждан и инвалидов. Служба милосердия РКК приобрела статус официального партнера органов социальной защиты и здравоохранения.
Преподаватель:
В наши дни идет активное возрождение волонтерства. Волонтер – это человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите.
Школьник, студент или пенсионер, директор или менеджер, строитель, спортсмен или юрист. В жизни он может быть кем угодно!
Но однозначно можно сказать волонтер – человек особенный! Человек, у которого есть своя семья, работа, учеба, личная жизнь, но у которого всегда найдется время на добрые дела и поступки ради благополучия других, не потому что надо, а по доброй воле. (демонстрация видеоролика «Волонтер – человек особенный). ( отработка общих компетенций: ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития) + (отработка профессиональных компетенций: ПК 4.3 Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении) .
Преподаватель представляет волонтера – учащуюся МОУ СОШ № 2.
Соучастник мероприятия :
Сфера деятельности добровольцев очень широка.
Для сегодняшнего волонтера доступны многие направления деятельности, в которых можно себя попробовать. Экология, помощь животным, уход за больными, помощь в решении детских проблем, строительство новых и реконструкция уже имеющихся объектов, работа с людьми, отстаивание чьих – то интересов, бескорыстная помощь нуждающимся и проявление доброты к ним, самопожертвование во имя ближнего, на благо человечества, мира, а главное – самого себя. Ведь когда каждый будет жить хорошо, то и все будут счастливы. ( отработка общих компетенций: ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий).
Преподаватель:
На слайде вы и сами можете посмотреть, как много еще других сфер, где так необходимы волонтеры и добровольцы! ( отработка общих компетенций: ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности) + (отработка профессиональных компетенций: ПК 5.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования) .
Чтобы стать волонтером-воспитателем, нужно знать и соблюдать следующие заповеди:
1. Желание помогать детям и людям добровольно.
2. Наличие желания делиться своим опытом с подрастающим поколением.
3. Желание учиться самому и учить детей добру.
4. Солидарность с принципами и целями волонтерской организации.
5. Добросовестность в отношении к себе самому и к окружающим.
6. Законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству).
7. Оценивай себя, как будущего воспитателя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. (демонстрация видеоролика). ( отработка общих компетенций: ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами) + ( отработка профессиональных компетенций: ПК 3.1 Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста)
Преподаватель:
Кандидат в волонтеры после ознакомительной беседы пишет заявление, где указывает мотивы его обращения к добровольчеству. После отборочных занятий с волонтером может быть заключен договор или соглашение. Волонтеру оформляет и выдается волонтерская книжка, которая в дальнейшем поможет в поступлении в учебное заведение.
Важнейшими мотивациями являются: быть социально полезным, способствовать изменениям в обществе, самореализация, поиск единомышленников, из чувства долга за полученную в прошлом помощь. ( отработка общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество) + (отработка профессиональных компетенций: ПК 5.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования).
Преподаватель представляет сотрудника МУ КЦСОН.
Соучастник мероприятия :
Люди, делая добро, в первую очередь стремятся изменить себя в лучшую сторону. Они воспитывают в себе такие качества, как бескорыстие, милосердие, терпение, сострадание, самопожертвование, прощение, сопереживание. Это и становится основой человека. Делая добро, человек приносит другим огромную пользу, начинает видеть больше хорошего, его взгляды на жизнь становятся позитивнее, настроение улучшается, да и в целом жить становится легче.
Преподаватель:
Ситуация 2. Мужчина шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно. Сломал нос, вывихнул руку. Было это в семь вечера. Мужчина с трудом поднялся, пытался платком унять кровь из носа. Весь в крови, изнемогая от боли, шатаясь, мужчина шел домой. По пути он встречал много прохожих, но не один ему не помог. Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 3. У тебя есть деньги, которые копишь для покупки телефона. В техникуме ты узнаешь, что одной из студенток техникума поставили диагноз – онкологическое заболевание (рак). Для лечения нужна дорогостоящая операция. У семьи девочки не хватает денег и был объявлен сбор денег на операцию. Как нужно поступить в этой ситуации?
Ситуация 4. Совет ветеранов обратился к воспитателям детского сада и попросил помочь с уборкой территории Аллеи Славы, которую несколько лет назад заложили ветераны Великой Отечественной войны. Сотрудники детского сада совместно с дошкольниками и родителями решили оказать помощь и принять участие в субботнике по уборке Аллеи в пятницу после работы. Воспитатель Ксения Ивановна отказалась участвовать в этом мероприятии. Она сказала, что в этот день она идет с подругами в кинотеатр, она не хочет пропускать премьеру фильма и поэтому на субботник не пойдет. Как бы вы поступили на месте Ксении Ивановны?
Студенты делятся на 2 группы и обсуждают ситуации. После обсуждения высказывают свое мнение. ( отработка общих компетенций: ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях) + (отработка профессиональных компетенций: ПК 5.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования).
Преподаватель:
Спасибо, ребята, за ответы. Могу сказать, что все вы готовы творить добрые дела, а значит быть волонтерами.
Подведём итоги. В начале мероприятия вы оформляли ватман, кто в вашем понимании ВОЛОНТЁР. Теперь предлагаю дополнить его из полученных знаний в течении нашего мероприятия. Этот ватман будет размещен на информационном стенде техникума.
Кто желает вступить в ряды волонтеров? Прошу ознакомится и заполнить анкету волонтера. (раздается анкета для заполнения. Приложение № 5)
Ребята, спасибо вам за занятие! Мне приятно было с вами пообщаться. Пусть ваши сердца всегда будут наполнены только добром!
Список использованной литературы:
1. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //
Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных
исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –
3. Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 267-269.
Данная методическая разработка представляет собой воспитательное мероприятие по формированию толерантной мировоззренческой позиции к себе и окружающему миру у подростков возрастной категории от 15 до 20 лет.
Материал методической разработки может представлять интерес для педагогов средних профессиональных организаций, с целью проведения тематических классных часов, диспутов, бесед, круглых столов.
Автор: Ижболдина Надежда Александровна
1. Пояснительная записка…. … 4
2. Ход мероприятия
2.1. Вступление воспитателя… 6
2.2. Историческая справка… 7
3. Практическая часть… 8
4. Заключение… 13
5. Информационные ресурсы …. 14
6. Приложение… 15
Цель воспитательного мероприятия : формирование у подростков потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре
- воспитание у подростков миролюбия
- развитие навыков культурной, позитивной формы общения
- ознакомление с традициями и обычаями представителей разных конфессий и национальностей, развитие способности к адекватному взаимодействию
- формирование негативного отношения к насилию и агрессии.
Форма проведения : диалог с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами, беседа-размышление, показ видеофильма.
Средства: ноутбук, проектор, экран, видеофильм.
Возраст обучающихся: 15-20 лет
Толерантность является основой демократии и прав человека. Сегодня в современном обществе все чаще стало проявляться неуважение друг к другу, люди стали предвзято относится к чужой религии и обычаям.
На пороге XXI века проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов. Поэтому на сегодняшний день весьма актуальным является, формирование толерантного сознания у людей, объединенных в рамках социокультурной общности.
Толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания.
Толерантность - это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон. Толерантность – не уступка, снисхождение или притворство, а, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
В студенческой среде проблема толерантности – наиболее яркий пример, так как, начиная учиться в колледже, техникуме или университете, молодежь сталкивается с большим количеством людей разной национальности, с другой верой, культурой и взглядами на жизнь [2]. Период подходящий для формирования толерантности, это студенчество ему способствуют : внимание к вопросам собственной культурной идентичности, образ жизни других людей, определение собственной позиции в отношениях между людьми, стремление заявить свое мнение по многим актуальным проблемам, развитие рефлексии и чувства ответственности перед социумом.
Студенчеству, составляющему молодёжную элиту сегодня, предстоит завтра работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений[1].
Поэтому, необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой молодёжи является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет будущее российского общества. Оно демонстрирует развитие личностного потенциала, профессионализма и возможностей в решении задач любого государственного уровня.
Поэтому наиболее актуальным становится работа по распространению идей толерантности среди студенчества, как наиболее активной социальной группой, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами [1]
Ход мероприятия
Выступление воспитателя : Наше мероприятие посвящено одной из важнейших тем воспитания-толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Обучающийся: Доброта и толерантность спасёт мир.
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХI веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Беневентинский, который при смене правительства всегда назначался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроение окружающих, уважать их, решать проблемы, находить различные оптимальные выходы из сложившейся ситуации. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает терпение.
Понятие толерантности, хотя и отождествляется с понятием терпения,
имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорная, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Самым жестоким и беспощадным примером интолерантности 20 века является холокост.
Холокост, холокауст (англ. Holocaust, от греч. hol kaustos — сожжённый целиком, гибель значительной части еврейского населения Европы (свыше 6 млн. человек, свыше 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933—1945гг. Другое название — Катастрофа (Шоа).
Холокост по размеру, качеству и смыслу причинённых страданий — уникальное явление в человеческой истории, и никакие другие массовые
истребления людей не могут с ним сравниться: они или не столь масштабны, или непреднамеренны, или не были направлены на истребление целых этносов.
Помимо евреев в концлагеря попадали солдаты Красной Армии и мирное население на оккупированных территориях, пленённые фашистами.
Вина за Холокост лежит на всех: нацистах Германии, её союзниках, нейтральных и воевавших с Германией государствах.
Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости:
Нацизм – крайняя форма экстримизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).
Национализм – форма национального самопознания.
Ксенофобия – любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.
Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признаку.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая своей целью угнетение представителей одной расы над другой.
Вывод: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.
27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.
в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности.
- Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО
- Всеобщая декларация прав человека
- Международный пакет о гражданских и политических правах
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании
- Конвенция о правах ребёнка
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений
- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.
Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней. Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.
Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место. Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут - Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…
Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.
Останавливается чтение и задаё тся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Подростки дают свои варианты.
Качества, которые выбирают дети
Обучающиеся определились и каждый выбрал то качество которое ближе ему. Им предложено обсудить свой выбор и привести доводы в пользу выбранного качества.
После обсуждения ведущий дочитывает конец легенды:
- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Воспитатель : Почему же Любовь выбрала Доброту?
А вы всех ли выслушали? Были ли вы толерантны по отношению к соседу по столу? Как чувствовали себя? (В ходе обсуждения затронуты вопросы внимания друг к другу, тактичности, проявления доброты и терпимости по отношению друг к другу. Не у всех получается, но мы к этому будем стремиться).
1. У кого плохое зрение
2. Кто приехал из деревни
3. У кого голубые глаза
4. Кто бывал на приёме у психиатра
5. Кто из вас натуральная блондинка (блондин)
6. Кто любит носить джинсы
7. Когда-нибудь брал чужую вещь
8. По национальности не русский
9. Переболевший инфекционным заболеванием
10. Те, кто хотя бы раз был избит
11. Получал двойки
12. Кто переживал о ссоре
13. Кого предавали близкие люди
Воспитатель :
Обобщение. Как Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую Вы могли выйти, но не захотели, значит, это тот факт, по которому Вы или другие люди боятся быть стигматизированными.
Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно, в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника.
Воспитатель : - А теперь, мы с вами давайте посадим и вырастим дерево толерантности.
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наше общежитие - ваш дом, стали пространством толерантности.
Листочки приклеиваются на дерево.
1. Надо всех любить и уважать.
2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом
3. Понимать друг друга.
4. Научиться прощать.
5. Защищать друг друга, членов своей семьи.
6. Быть терпимыми.
7. Уважать пожилых людей.
8. Уметь слышать и слушать.
9. Уметь дать совет, выслушать совет другого.
10. Прислушиваться к мнению старших.
11. Не повышать голос друг на друга.
12. Быть милосердными.
13. Сострадать всем.
14. Принимать людей такими, какими они есть.
15. Быть толерантным.
16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
17. Уважать права другого человека.
18. Сотрудничать с родителями, гордиться ими.
В заключении я предлагаю попробовать изобразить международного символа толерантности. Существует два таких символа.
В мероприятии рассмотрены понятия толерантность. Обучающихся ознакомили с историей, как на протяжении веков трактовали это понятие, вспомнили исторические события, являющиеся примером интолерантности. Обсудили в каких сферах деятельности мы сталкиваемся с толерантностью. Практическая часть в виде игр и упражнений, различных жизненных ситуаций была направлена на то, чтобы каждый прочувствовал, имеет ли он такое качество личности, как толерантность.
Мероприятия по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, профилактике агрессии и экстремизма, проводимые в учебной и внеучебной деятельности необходимы, помогут сформировать определённый уровень правовой культуры, осознать себя и своё место в обществе, не нанося при этом вреда и не ущемляя права других людей.
Информационные ресурсы
1. Асташов Н. А. Проблема воспитания толерантности в образовательных учреждениях // Толерантное сознание и создание толерантных отношений. – М., 2013. – 77-78 с.
3. Молчанова К. С. Толерантность в среде студенческой молодежи// Молодежный вестник ИрГТУ. —2016.—№4. — С. 27-28
4. Тюляева Т. И. Молодежь в современном обществе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - N 10. - С. 63-
Читайте также: