Мелодия и аккомпанемент конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Преподаватель Горелова Екатерина Сергеевна, МБОУ ДОД "Тюльганская ДШИ", пос. Тюльган Оренбургской области.
Урок является авторской разработкой, частью авторской программы по слушанию музыки. Главная идея программы - изучение прежде всего музыкального произведения, а не элементов музыкального языка на примере музыкальных произведений. Целостное восприятие музыки способствует решению и попутных задач. В данном случае - изучение мелодии и аккомпанемента. Урок будет полезен учителям музыки и преподавателям ДШИ, ДМШ.

Вид урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний, навыков и умений.

Цели урока: Создать слуховую базу для развития навыка отличать на слух различные пласты музыкальной фактуры.

Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель сообщает ученикам тему урока и задает вопросы:
Какие слова вам знакомы в названии темы, а какие нет? Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
Учитель обобщает ответы детей и формулирует цели и задачи урока:
• Мы узнаем, что такое аккомпанемент и как он действует совместно с мелодией, познакомимся с новым музыкальным инструментом.
• Будем говорить о характере музыки, высказывать свои впечатления.
• Послушаем и будем знать больше музыкальных произведений.

Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала.

Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель: дать понятие о единстве, взаимосвязи и различиях мелодии и сопровождения в песне.

Ø Дать понятие о значении мелодии и сопровождения в песне, научить отличать мелодию от сопровождения;

Ø Повторить пройденный теоретический материал о песне как музыкальном жанре.

ВложениеРазмер
2kl._3_chetvert.docx 20.82 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок музыки и пения.

Урок музыки. 2 класс.

Цель: дать понятие о единстве, взаимосвязи и различиях мелодии и сопровождения в песне.

  1. Музыкальное приветствие: «Колокольчик нам поет,

На урок нас всех зовет,

Слышишь звонкий голосок,

«В воротах вратарь, на воротах ворона

Повторение 1 куплета песни – работа над дикцией, унисоном, чистотой интонирования, ритмической организацией.

Разучивание 2 куплета песни – прослушивание, начало разучивания.

  1. Повторение.
  • Что такое песня?
  • Возможный характер песни?
  • История развития песни?
  • Характерные особенности песни?

Греческое слово MELODIA означает пение песни. В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передавать различные образы, чувства и настроения. Есть музыкальные произведения (народные песни), которые состоят из одной только мелодии. Характерные особенности мелодии – простота в мелодическом и ритмическом плане, возможность исполнить мелодию без музыкального сопровождения. В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония, инструментовка. Это музыкальное сопровождение называется аккомпанемент, т.е. аккомпанемент- это все сопровождающие голоса в песне или другом произведении с ведущей ролью мелодии.

Презентация к уроку музыки предназначена для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. На уроке предусматривается использование коммуникативно-диалоговых технологий развивающего обучения. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” учащегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Содержание презентации соответствует требованиям ФГОС, направлено на формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся, достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

  • в ценностно-ориентационной сфере – формирование художественного вкуса в общении с музыкальными произведениями (П.И. Чайковский “Вальс”, Х. Вольф “Садовник”, Ф. Шуберт “Форель”);
  • в трудовой сфере – применение выразительных средств в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале (исполнение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”);
  • в познавательной сфере - умение познавать мир через музыкальные образы (танец, скачка коня, журчание воды).
  • в познавательной сфере – осознание особенностей музыкального языка, художественных средств выразительности (аккомпанемента), специфики музыкального образа (танца – в “Вальсе” П.И. Чайковского, скачки коня – в песне “Садовник” Х. Вольфа, журчания воды - в песне “Форель” Ф. Шуберта);
  • в ценностно-ориентационной сфере – осознание ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства;
  • в коммуникативной сфере – освоение диалоговых форм общения с произведениями музыкального искусства (высказывание гипотез, предположений о музыкальном аккомпанементе в произведениях П.И. Чайковского и Х. Вольфа);
  • в эстетической сфере - нахождение ассоциативных связей и осознание их роли в творческой и исполнительской деятельности (роль аккомпанемента в музыке и фона в живописи);
  • в трудовой сфере – применение выразительных средств в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале (выразительное исполнение песен “Мир похож на цветной луг” и “Песенка-спор”).
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
  • освоение понятия “аккомпанемент” и знакомство с его видами и функциями;
  • эмоционально-образное восприятие и характеристика произведений П.И. Чайковского “Вальс” и Х. Вольфа “Садовник”;
  • выразительное исполнение песен Г. Гладкова “Песенка-спор” и В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”;
  • повторение понятий “ритм” и “пауза”, темы “длительности нот”;
  • знакомство с длительностями пауз;
  • исполнение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”;
  • наблюдение за тем, как влияет аккомпанемент на образное содержание музыкального произведения на примере песни Ф. Шуберта “Форель”.
  • Компьютер
  • CD-проигрыватель
  • Проекционная система
  • Детские шумовые инструменты: бубенцы, маракасы, барабан, колокольчик.

ХОД УРОКА

Открывается урок приглашением учащихся к совместной успешной деятельности. Учитель демонстрирует презентацию “Музыкальная интонация”. Слайды презентации сменяются по щелчку. Все надписи и иллюстрации появляются по щелчку. Через гиперссылки осуществляется переход к разным видам деятельности на уроке. В презентации представлены основные виды деятельности на уроке музыки: хоровое пение, освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, пластическое интонирование. Благодаря гиперссылкам, учитель может использовать предложенный порядок видов деятельности, изменить его или сократить их количество.

Учитель предлагает учащимся исполнить песню Г. Гладкова “Песенка-спор”. Дети исполняют песню: мальчики - свою партию, девочки – свою. (Во время звучания песни слайды сменяются автоматически.) Учитель обращает внимание детей на то, что диалог мальчиков и девочек исполнялся на фоне звучащей музыки, которая помогала пению. Она называется “музыкальным аккомпанементом”. Учитель сообщает учащимся, что слово “аккомпанемент” в переводе с французского языка означает “сопровождение”. [2] (По щелчку появляется изображение семьи: родители сопровождают мальчика.) Учитель спрашивает ребят: “Что сопровождает аккомпанемент?”. Дети отвечают: “Песню”. Ведь они только что исполнили “Песенку-спор” с аккомпанементом. Учитель поправляет, что учащиеся исполняли мелодию песни. Но вместо мальчиков и девочек мелодию этой песни можно было бы сыграть на каких-нибудь музыкальных инструментах. Например, за мальчиков мог бы сыграть кларнет, а за девочек – флейта. Таким образом, учитель подводит детей к выводу о том, что аккомпанемент сопровождает мелодию голоса или инструментального произведения. (По щелчку появляется репродукция картины, на которой девушка играет на фортепиано.) Попутно учитель спрашивает, что важнее – мелодия, которую ребята исполняли сами, или аккомпанемент? Учащиеся отвечают, что мелодия важнее. Учитель приглашает детей к рассуждению: если мелодия важнее, то может быть попробовать обойтись без аккомпанемента? Зачем нужен аккомпанемент? Можно спеть и без него. Ребята отвечают, что без музыки петь не интересно, трудно; с музыкой получается лучше. Учитель соглашается и обращает внимание детей на то, что в живописи тоже есть нечто схожее с мелодией и аккомпанементом. Он предлагает в качестве примера внимательно рассмотреть картину И. Айвазовского “Приближение бури” и подумать: что на картине можно сравнить с мелодией, а что с аккомпанементом? (По щелчку появляется репродукция картины.)


Учащиеся отвечают, что корабль напоминает мелодию, а море и небо – аккомпанемент. Учитель предлагает оставить на картине только “мелодию” - корабль, а “аккомпанемент” – море и небо – убрать. (По щелчку появляется белый лист, в центре которого изображён корабль.)


Детям картина не понравилась. Учитель соглашается с ребятами и предлагает вернуть “аккомпанемент” – фон, но при этом убирает корабль. (По щелчку появляется картина моря и неба, но без корабля.)


Он спрашивает детей: “Может так лучше: море и небо без корабля? Ведь картина называется “Приближение бури”. Зачем на ней нужен корабль?” Учащиеся не согласны: на картине нужны и корабль, и море. (По щелчку картина без корабля исчезает). Учитель возвращает ребят к музыке: в ней тоже важны и мелодия, и аккомпанемент.

Учитель спрашивает, какие инструменты чаще всего аккомпанируют пению на уроке музыки или дома – в кругу семьи? Ребята отвечают: фортепиано, гитара … (По щелчку появляются картины с изображением гитары, фортепиано, гармони.) Учитель добавляет, что аккомпанемент может исполняться оркестром (симфоническим, джазовым, струнным) или ансамблем. [1] (По щелчку появляются картины с изображением пианистки, которой аккомпанирует симфонический оркестр, струнного и джазового ансамбля.)

“А знаете ли вы, каким аккомпанемент был раньше?”, - спрашивает учитель. И сообщает, что давным-давно хлопки в ладоши или отбивание ритма ногой могло сопровождать исполнение народных песен. Нередко мелодии сопутствовало звучание ударного инструмента, например, бубна. (По щелчку появляются соответствующие рисунки.) Это и был аккомпанемент. Затем аккомпанементом стало служить просто повторение той же мелодии другими инструментами. А 300 лет назад появился аккомпанемент, который поддерживал мелодию, но записывался под ней цифрами, обозначающими аккорды. Поэтому музыкантам приходилось расшифровывать эти цифры, используя свою фантазию, вкус и мастерство. И только в то время, когда жили Моцарт и Бетховен, композиторы начали записывать аккомпанемент полностью. Ещё через 100 лет в инструментальной и вокальной музыке аккомпанемент начал “договаривать” то, что “недосказано” солистом, или создавать музыкальные иллюстрации к содержанию произведения. То есть аккомпанемент иногда становился равноправным партнёром мелодии. [3] Так учитель подводит учащихся к ответу на вопрос о роли аккомпанемента. Он может быть помощником и партнёром. (По щелчку появляются соответствующие рисунки: мальчик с собакой (помощником) и двое детей (партнёры).)

Учитель предлагает учащимся послушать музыкальные произведения и определить роль аккомпанемента в них. (По щелчку звучит “Вальс” П.И. Чайковского из фортепианного цикла “Детский альбом”.) Дети слушают музыку. На вопрос учителя, какую роль играет аккомпанемент в пьесе П.И. Чайковского “Вальс”, учащиеся отвечают, что в этом произведении аккомпанемент является помощником мелодии. (По щелчку слово “помощник” перемещается к картине А. Лямина “Вальс”.) На следующем слайде ребят ожидает нотный пример “Вальса” П.И. Чайковского и вопрос: “На какой строке записан аккомпанемент?”. Дети отвечают, что он записан на нижней строчке. (По щелчку на нотном примере появляются надписи “аккомпанемент” на нижней строке и “мелодия” - на верхней.)


Учитель хвалит учащихся за ответы. Он обращает их внимание на то, что мелодия прерывается короткими паузами; ударения – акценты – поставлены Чайковским на вторую долю. Такой вальс непросто танцевать. Тем более что звучит он в очень быстром темпе. Учитель сообщает детям, что бас и два аккорда в аккомпанементе – типичны для вальса. В союзе с мелодией они создают ощущение плавного кругового движения. Благодаря глубокому басу мелодия может свободно парить, и танцоры не собьются с ритма.

Учитель предлагает детям послушать песню Х. Вольфа “Садовник” и продолжить разговор о роли аккомпанемента. (По щелчку звучит песня.) Дети слушают музыку. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель предлагает учащимся выбрать нотный пример с ритмическим рисунком аккомпанемента песни “Садовник” и объяснить свой ответ. [2]



Учитель хлопками иллюстрирует оба нотных примера. Дети выбирают пример “Б”, потому что ритм в нём более отрывистый. (По щелчку нотный пример “Б” увеличивается.) Учитель спрашивает, что изображает аккомпанемент. Ребята отвечают, что он похож на скачку коня. (По щелчку появляется картинка с изображением скачущего коня.) Учитель снова прохлопывает ритмический рисунок аккомпанемента песни и предлагает учащимся повторить его. Дети выполняют задание. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель спрашивает, кто исполняет песню, о ком он поёт, что при этом мы можем себе представить? Ребята отвечают, что песню поёт садовник. Он поёт о красавице, которая ему понравилась. Эта красавица скачет на белом коне. Учитель возвращает учащихся к вопросу о роли аккомпанемента. Дети сообщают, что аккомпанемент в это песне играет роль партнёра, потому что изображает скачку коня. (По щелчку слово “партнёр” перемещается к картине К. Брюллова “Всадники”.) Учитель хвалит ребят. Он предлагает им исполнить их любимую песню “Мир похож на цветной луг” и обратить внимание на роль аккомпанемента в ней.

Дети исполняют песню, в припеве хлопают в ладоши после каждой строчки. (Слайды сменяются автоматически и сопровождаются соответствующими содержанию весёлыми картинками.) После исполнения учащиеся отвечают, что аккомпанемент играет роль помощника. Учитель благодарит детей и сообщает, что они сейчас хлопками создавали ритмический аккомпанемент к песне. Он предлагает продолжить украшение песни ритмическим аккомпанементом.

Учащиеся видят на слайде партии для бубна, маракасов, барабана, колокольчика.

Длительности нот они изучили в предыдущей учебной четверти. А знаки пауз им ещё не знакомы. Возникает затруднение. Для преодоления этого затруднения учитель предлагает вспомнить, что такое ритм. Дети отвечают, что это разные ноты: долгие и короткие. Учитель добавляет: “… и паузы”. (По щелчку появляется определение ритма.) На вопрос учителя о паузах ребята сообщают, что пауза – это остановка, молчание. (По щелчку появляется определение паузы.) Учитель предлагает учащимся вспомнить все известные им длительности нот, напоминает, что самая долгая нота – целая. В предыдущей четверти целую ноту дети сравнивали с апельсином, который затем они делили на части: на половинки, четвертинки, восьмушки и шестнадцатые. Учащиеся называют поочерёдно все длительности нот. (По щелчку апельсин делится на части. В левой половине слайда появляются соответствующие им названия нот и нотные знаки.) А учитель сообщает, что им соответствуют паузы, точно такой же длительности. Ведь пауза может заменить ноту.

Целая пауза – самая длинная, поэтому она “свесилась” с нотной линейки. (По щелчку поочерёдно появляются паузы.) А вот половинная пауза “удержалась” на линейке, ведь она наполовину короче целой. Так по внешнему виду их можно отличить друг от друга. Четвертную паузу невозможно спутать ни с какой другой. У восьмой паузы один “крючок”, как один хвостик у восьмой ноты. А у шестнадцатой – два. Учитель спрашивает: “Как называется пауза с тремя “крючочками”?”. Дети отвечают: “Тридцать вторая”, ведь на аналогичный вопрос они отвечали, когда изучали длительности нот. Таким образом, новое знание о длительностях паузах вводится в опоре на уже имеющееся знание о длительностях нот.

После этого учащимся предлагается вернуться к украшению песни “Мир похож на цветной луг” - исполнить простейший ритмический аккомпанемент на детских шумовых инструментах. Детям предстоит удержать ритм на протяжении запева или куплета целиком. Ребята осваивают ритмический рисунок каждого инструмента по очереди. (На слайде по щелчку поочерёдно появляются ритмические группы для бубенцов, маракасов, барабана, колокольчика. Учителем могут быть выбраны другие инструменты, которые имеются в кабинете музыки. Звучание песни включается при помощи стрелки триггера.) Учитель эмоционально поддерживает усилия детей. Звучит песня “Мир похож на цветной луг”. Учащиеся исполняют ритмический аккомпанемент на шумовых инструментах, повторяя свою ритмическую группу несколько раз. Учитель благодарит детей. Он объясняет им, что теперь ребята могут самостоятельно придумывать ритмический аккомпанемент к любимым песням, используя известные им длительности нот и пауз.

Что такое “аккомпанемент”? Ребята записывают в Рабочую тетрадь слово “сопровождение”. (По щелчку появляется слово “сопровождение”.)

Какие музыкальные инструменты могут сопровождать песню? Учащиеся выполняют Задание 1: выбрать из предложенных инструментов и подчеркнуть: баян, труба, фортепиано, барабан, гитара, валторна. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяются фортепиано, гитара, баян.)

Какому инструменту аккомпанирует оркестр? (По щелчку звучит “Неаполитанский танец” из балета “Лебединое озеро” П.И. Чайковского. На слайде изображены скрипка, труба, фортепиано, барабан, гитара, саксофон.) Ребятам предстоит выбрать картинку с изображением солирующего инструмента. Учитель слушает ответ учащегося, который первым поднял руку. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяется труба.)

Каким нотам соответствуют эти паузы? Учащиеся выполняют Задание 2: соединить стрелочками паузы и соответствующие им длительности нот. (После выполнения задания по щелчку паузы поочерёдно стрелками соединяются с соответствующими им нотами.)

Какую роль может играть аккомпанемент? Ребята отвечают, что он может быть помощником или партнёром. (По щелчку появляются надписи над картинками.)

Какую роль играет аккомпанемент в песне “Садовник” Х. Вольфа и “Вальсе” из “Детского альбома” П.И. Чайковского? Учащиеся выполняют Задание 3.: написать слова “помощник” и “партнёр” напротив указанных произведений. Дети отвечают: в “Вальсе” – помощник, а в песне “Садовник” - партнёр. (После ответа учащихся по щелчку появляются надписи под картинами с изображением всадников и танца.)

Какова роль аккомпанемента в песне “Форель”? Учитель объясняет детям, что форель – это красивая рыбка, которая плавает в прозрачной воде. Её очень трудно поймать. Но если замутить воду, то форель не увидит лески удочки. В этот момент её легко поймать. Учитель предлагает послушать песню Ф. Шуберта. (По щелчку звучит песня “Форель”.) Ребята дописывают в Задание 3. слово “партнёр”. (По щелчку слово “партнёр” появляется с увеличением.) Учитель соглашается и обращает внимание на то, что аккомпанемент рисует в песне целую картинку ловли рыбки. Аккомпанемент меняется в зависимости от содержания песни. Дети говорят, что он изображает движение рыбки, журчание воды, блеск солнышка.

Учитель одобряет ответы учащихся – они успешно справились с вопросами викторины и показали, что понимают роль аккомпанемента в музыкальном произведении. Учитель подводит итоги, оценивает работу детей на уроке и благодарит их за сотрудничество. В качестве домашнего задания он предлагает учащимся раскрасить букет цветов и аккомпанемент” (фон) к нему, используя для “аккомпанемента” только цвета радуги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА _Мелодия и аккомпанемент

С учащимся 2 класса _ ______________________________________________

Мелодия и аккомпанемент

Формирование музыкальной культуры средствами изучения различных мелодий и сопровождения

Программные требования

Ученик по окончанию изучения темы урока

Должен знать:

1. Понятие мелодии и аккомпанемента

2. Различие между мелодией и аккомпанементом

Должен уметь:

Находить различия между мелодией и аккомпанементом

Исполнять выразительно мелодию с использованием шумовых инструментов

Планируемые ОР

Развитие музыкально-эстетического чувства

через раскрытия эмоций

Коммуникативные УУД:

Слушать учителя и выполнять его указания

Регулятивные УУД :

Оценивать свою деятельность

Познавательные УУД:

Сравнивать мелодию и аккомпанемент и находить различие по ключевым словам.

1.Осознание роли мелодии и аккомпанемента

Мировоззренческая идея

Открытие мира эмоций с помощью музыки

Программное содержание

Народные песни и попевки

План изучения нового материала

2. Работа по теме урока

Основные понятия

Мелодия и аккомпанемент

Форма урока

Мизансцена урока

Перемещение по классу с посадкой за инструментом

Оборудование урока

Музыкальный и шумовые инструменты, аудиозаписи

Наглядный материал : слайды с музыкальными терминами

Музыкальный материал : примеры музыкальных песен,попевок

Домашнее задание

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

Организация беседы . Ответы на вопросы:

«Почему прозвучала эта песня? Знаете ли вы эту песню? Нравится ли Вам эта мелодия? А почему нравится?

4. Предлагает сделать вывод о роли мелодии в песне

2. Исполняет вместе с педагогом

3.Отвечает на вопросы с поддержкой учителя.

4.Делает вывод с помощью учителя о теме урока.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)

Мело́дия(греч. melodia— пение песни от melos— песнь и ode— пение) — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности(словарь музыкальных терминов).

Мело́дия ( др.-греч. μελῳδία — распев лирической поэзии , от μέλος — напев, и ᾠδή — пение, распев) — один (в монодии единственный) голос музыкальной фактуры , который трактуется в теории музыки и непосредственно воспринимается слухом как композиционно-техническое и ладовое целое.

2. Даёт комментарии о происхождении слово мелодия.

В русском словаре такого нет, так как слово мелодия связано с Древней Грецией

3.Просит детей выбрать главное слово в определении мелодии

4. Проигрывает песни в разных ладах(мажор и минор)

Объясняет отличии мелодии в ладах

5.Исполняет разные песни в разных ладах.

Просит определить лад мелодии.

-7.Даёт классификацию аккомпанемента

Он может состоять из 2,3,4 нот или аккордов с ровным ритмическим рисунком

8. Играет отдельно мелодию, аккомпанемент

9.Соединить мелодию и аккомпанемент

10 . Исполнить несколько мелодий в паре с учеником

(учитель- мелодию, ученик-аккомпанемент

11.Исполнить песню под аккомпаемент выбранного шумовыми инструментом

Ребёнок делает выбор и приходит к понимаю мелодии-

3. Делает вывод о том, что мелодия –главная мысль любого музыкального

4. Слушает и принимает объяснение учителя.

5.Опрелеяет мелодии песен…

1.Ребёнок с поддержкой учителя отвечает на вопросы

2.Ребёнок исполняет на инструменте эти мелодии и аккомпанемент

Ребёнок повторяет мелодию на инструменте за педагогом

Ребёнок исполняет аккомпанемент шумовыми инструментами

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)

Задаёт вопросы по закреплению материала

Мелодия- одноголосная , напевная.

Аккомпанемент –это сопровождение мелодии, который может состоять из аккордов, арпеджио, отдельных звуков

Мелодия- главная мысль любого произведения. Поэтому её исполняют ярче, выразительнее, а аккомпанемент играют тише

Ребёнок отвечает учителю

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)

Исполнить песню с использованием шумовых инструментов

Ребёнок исполняет партию аккомпанемента с использованием шумовых инструментов

Мело́дия(греч. melodia— пение песни от melos— песнь и ode— пение) — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности(словарь музыкальных терминов).

Мело́дия ( др.-греч. μελῳδία — распев лирической поэзии , от μέλος — напев, и ᾠδή — пение, распев) — один (в монодии единственный) голос музыкальной фактуры , который трактуется в теории музыки и непосредственно воспринимается слухом как композиционно-техническое и ладовое целое.

В русском словаре такого понятия нет

ВО ДВОРЦЕ КОРОЛЕВЫ МЕЛОДИИ

Конспект открытого сценария урока музыки в 1-ом классе

Учителя музыки Ильина Лариса Юрьевна

Вязовская начальная общеобразовательная школа

Дата урока : 22.10.2015 года

Место урока в системе уроков : текущий

Цели урока : Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на красоту и мелодизм русской классической музыки в процессе дальнейшего освоения языка музыкального искусства.

Задачи урока :

• изучить новое средство музыкальной выразительности Мелодия;

• закрепить понятие жанра;

• закрепить понятие высота звуков, громкость, ритм, метр, доля;

• работать над чистотой интонирования;

• развивать у детей умение чувствовать характер музыки;

• развивать чувство ритма;

развивать творческие способности учащихся: память, внимание, воображение, фантазию;

• развивать музыкальный кругозор;

• воспитывать любовь к родине, к красоте русской природы;

• воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса

Тип урока : Урок повторения, изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы урока : объяснительно-иллюстративный с элементами импровизации

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная

Возрастная категория: 1 класс

• Т И Бакланова Москва АСТ. Астрель Полиграфиздат 2010

• Технические средства обучения

• П И Чайковский Мелодия.

Оборудование: синтезатор, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, наглядные пособия.

Технология: игровая технология

План урока :

1. Мелодия- главный элемент музыки.

4. Средства музыкальной выразительности. Аккомпанемент.

5. Средства музыкальной выразительности. Регистр.

6. Средства музыкальной выразительности. Динамика.

7. Юный композитор.

9. Закрепить средства музыкальной выразительности. Динамика.

Ход урока:

Слушание музыки:(вход) Мелодия Чайковский

Ученики: Придворные, стража, солдаты.

Учитель: Вместе в ногу раз, два, три!

Как шагают, посмотри!

Не поют и не танцуют,

Слушание музыки (играю)

Учитель: Это марш для настоящих солдат?

Учитель: А для каких?

Ученики: Для игрушек деревянных, пластмассовых.

Учитель: Где могут маршировать игрушечные солдатики?

Ученики: В сказке, в мультфильме.

Учитель: Музыка легкая, игровая, волшебная, легкий марш.

А кто самый главный в музыкальном дворце?

Ученики: Королева.

Учитель: Самая необыкновенная из королев. Почему необыкновенная? Сейчас я открою вам эту музыкальную тайну. Потому что эта королева все время меняется. То она веселая и смех ее разносится как звуки серебряного колокольчика (играю в колокольчик) по всему дворцу. То она плачет и все фонтаны во дворце наполняются ее слезами. Иногда она становится грозной и сердитой. И тогда придворные прячутся. Вместе с настроением меняется и ее музыкальная одежда. Имя этой удивительной королевы…

Ученики: Мелодия (если не сказали. Ребята она сегодня у нас загадочная и не хочет чтобы вы ее сразу узнали. Но я вам подскажу-

Учитель: Мелодия, а окружающих ее придворных так и называют- сопровождение. Потому что они ее сопровождают, следуют за ней.

Учитель: Мелодия-это? (играю набор звуков с паузами)

Сушание музыки: (играю без аккомпанемента)

Учитель: Звуки появляются по одному, они разные. Движутся вверх, вниз, по разному. У нас получается мелодия. А чем отличаются звуки друг от друга?

Ученики: Они то короткие, то длинные (подъигрываю подсказывая).

Учитель: У мелодии есть звуковая одежда. Ее сопровождение. Она может быть легкой, плавной, тяжелой, шуточной, разной.

Слушание музыки: (играю с аккомпанементом)

Учитель: Какое звучание вам понравилось больше? С сопровождением или одна мелодия без аккомпанемента?

Ученики: С сопровождением.

Учитель: Мелодия с сопровождением звучит красивее, богаче. Звуки сопровож-дения отличаются от мелодии более долгими звуками. Они тянутся. За наше старание для нас придворные приготовили сладкое угощение:

«Стали гномы гостей приглашать,

Стали гномы гостей угощать.

Каждому гостю досталось варенье,

Каждому гостю досталось варенье.

Пальчики склеило то угощенье.

Плотно прижалась ладошка к ладошке,

Учитель: У королевы Мелодии есть помощники министры. Министр Регистр. Он переносит музыку, делая ее высокой, средней, низкой.

Посмотрите-ка что-то наша королева Мелодия загрустила. Засиделась с нами. Как мало движений. Ведь мы в сказочном дворце. А во дворце бывает бал? А на балу что делают?

Учитель: Пары танцуют.

Это же вальс. Посмотри!

Слушание музыки: (играю)

Ученики: Плавно, легко.

Учитель: Это танец. Регистр средний (показываю на синтезаторе 1 октаву). Мелодия и сопровождение плавные, легкие, танцевальные.

А какой характер этой мелодии?

Слушание музыки: (играю)

Учитель: Какая мелодия?

Ученики: Прыгающая, легкая, веселая, отрывистая. Мелодия здесь веселая.

Учитель: А регистр высокий, средний или низкий?

Учитель: Эту песню нам пела мама,

Слушание музыки: (играю)

Учитель: Какая мелодия?

Ученики: Ласковая, нежная, плавная.

Учитель: А что удобно делать под эту мелодию?

Учитель: Давайте покружимся (играю Колыбельную)

Учитель: Жарко стало в замке. Вышла королева Мелодия в сад. Вдруг подул за окном сильный ветер, набежали тучи. Встревожилась королева Мелодия.

Слушание музыки (играю)

Учитель: Одежда плотная, звуков много. Звуки сопровождения неотступно следуют за мелодией. Давайте развеселим нашу королеву.

Он пишет музыку для вас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс

Кто песни сочиняет?

Учитель: Давайте станем композиторами и придумаем свою мелодию.

Игра, гитара, балалайка

Их общим словом называй-ка

Ученики: Музыкальные инструменты.

(Разбирают инструменты. Работа в парах, групповая).

Учитель: Давайте придумаем мелодию про грустную и веселую Королеву.

Тот кто песни не поет, а слушает

Композитор-Маша исполняет, а мы зрители-слушаем.

Давайте похлопаем. Молодцы. А теперь давайте поиграем в

Цель: Формировать ощущение полного речевого и музыкального предложения.

Хор игры: Педагог поет четные фразы со словами, а дети со звукоподражанием

подъигрывая себе на колокольчиках.

1. Веселый колокольчик-

Смеется и хохочет-

2. Он пел зимой чуть слышно-

Но снова солнце вышло

3. И звонкие капели

В ответ ему запели

Учитель: Молодцы. (собираю колокольчики). Наша королева Мелодия хочет еще с нами поиграть.

Под тихую музыку тихонько ходим на носочках. Представьте, что держите куклу на руках. Под громкую музыку высоко прыгаем, поднимая куклу вверх.

Слушаем, выполняем (Тмхо-громко, куколка).

Тихо куколка сиди

Мою маму не буди

Прыгай кукла веселей

Буди маму поскорей.

Под тихую музыку стучим пальчиком о пальчик. Под громкую музыку громко хлопаем в ладоши.

Выполняем под Тихо-громко (ладошки, пальчики).

Учитель: Мы были в гостях у…

Ученики: У королевы Мелодии

Учитель: Познакомились с кем?

Ученики: Придворные- сопровождение

Учитель: И с министром-Регистром.

Если вместе все поют

Это (хором) назовут

Повторяем слова песни.

Покажите мне как мы сидим, когда поем

Приготовились дышать- пять

Учитель: Молодцы. Хорошо поработали.

На доске круг. Какое настроение было у вас во время урока? Выберите улыбающийся смайлик или грустный смайлик. Наклейте его клеем в круге.

Королеве Мелодии подвластно время. Ее слушают гномики-часики. И сейчас они говорят нам, что наше путешествие закончено. Урок окончен. До свидания.

Ученики: До свидания.

2. Музыка 1 класс Т И Бакланова. Планета знаний Учебник. АСТ. Астрель Москва 2012.

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка Авт. Сост. А С Кленов; Под общ. Ред. О Г Хинн. -М., 1998.

cor. Academic. Ru

Читайте также: