Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий для детей с овз

Обновлено: 07.07.2024

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены в трех видах:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – это физкультминутки, физические и игровые упражнения, которые проводятся во время занятий, самоподготовки 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, рекомендуется проводить на прогулке, игровой комнате, в спортивном зале. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения. Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с группой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный момент, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в стихотворной или игровой форме.

Мультимедийная гимнастика для глаз – это система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций. Ее цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут, как правило, в младшем звене. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей можно изготовить коврик- дорожку с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 7-10 минут. Утренняя гимнастика начинается с разогрева организма посредством движений. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Комплекс составляем так, чтобы движения были направлены на разминку всех суставов организма, позвоночника, различных групп мышц. Обязательно включаем упражнения на дыхание. Таким образом, утренняя разминка – это акт общения, единения. В комплекс разминки включаем элементы самомассажа (массаж крыльев носа - это упражнение используется для профилактики простудных заболеваний).

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

3.Коррекционные технологии:

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

Изотерапия – применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин, работа с природным материалом).

Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров образовательного учреждения. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней так же относят: библиотерапию, мульттерапию, оригами, видеотерапию, игротерапию и т.д. Арттерапия – позволяет корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности). Арттерапия является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ, она дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка с ОВЗ стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012.

Панфёрова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. – ж. Логопед, №2, 2011.

Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005 .

Игровой самомассаж для кистей и пальцев

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

Выпущу я пальчики -

Пусть бегут как зайчики. Пальцы расцепить и перебирать ими.

Игровой самомассаж для ступни и пальцев ног

Пальчики на ножках,

Как на ладошках.

Я их смело покручу

И шагать начну. Выкручивание правой рукой левого пальчика наоборот.

Разведу вперед – назад. Один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя.

Игрушки заводные. Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой ноге.

Игровой самомассаж для рук и ног

Я в ладоши хлопаю,

Тепло сохраню. Хлопают в ладоши. Топают ногами. Растирание ладоней.

Вы погладьте ручки,

Чтоб играли лучше. Ладонью противоположной руки поглаживание предплечья и плеча.

Вы погладьте ножки,

Чтобы бегали по дорожке.

Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук.

Игровой самомассаж для ключиц

Поглаживание и растирание правой рукой левой ключицы и наоборот. Поочередными круговыми движениями рук поглаживание и растирание груди.

Я мочалку возьму

И ключицу разотру,

И кругами, и кругами

Грудь массирую руками.

А потом, а потом

Будет весело кругом!

Картотека гимнастики для глаз

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

IV Комплекс

Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

Дождик, дождик, пуще лей.

Капай, капель не жалей.

Только нас не замочи.

Делают круговые движения глазами.

Зря в окошко не стучи.

VI Комплекс

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише.

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

VII Комплекс

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

VIII Комплекс

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

IX Комплекс

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

XI Комплекс

Бег по дорожкам.

Физкультминутки в стихах

Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти.

Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )
***
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)
***
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)
***
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
***
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)
***
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.
(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)
***
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

Дыхательная гимнастика

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.)

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Педагог предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

(внеурочное занятие по развитию речи)

Цель занятия: Формирование связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий у школьников с ОВЗ.

Воспитательные: - воспитывать привычку к здоровому образу жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, воспитывать чувство самоконтроля, формировать положительное эмоциональное состояние ребенка.

Развивающие: - продолжать формировать и расширять словарный запас детей;

развивать мелкую моторику пальцев рук; слуховое и зрительное внимание, восприятие; память, внимание, логическое мышление; умение выражать эмоции.

Образовательные: - совершенствовать связную речь, творческое воображение; умение отвечать на вопросы полными ответами и отгадывать загадки; расширять словарь детей через речевые игры, коррекция поставленных звуков.

Технология: — здоровьесберегающие технологии

Ход занятия:

(Слайд 1-Название занятия)

1.Настрой на занятие, снятие эмоционального напряжения.

(Слайд 2-Солнце)

Учитель-: - Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые и счастливые! Давайте подарим частичку своего тепла, взявшись за руки и улыбнувшись друг другу.

-Здравствуйте! Слово какое чудесное!

Чуточку доброе, чуточку нежное.

Здравствуйте! Скажем мы каждому дню.

Здравствуйте! Скажем мы всем и всему!

-И сегодня на занятии мы поговорим о здоровье и что нужно делать, чтобы его сохранить.

2.Сюрпризный момент. Развитие слухового внимания.

(Слайд 3- Лес) Звучит голос: Ау! Ау!

Учитель-логопед: - Ребята, послушайте, кто- нас зовет. Пройдите на голос.

— К нам пришла гостья! Вы узнаете кто это, если отгадаете загадку:

В чаще леса заблудилась

И в избушке поселилась.

И тот час забыв про страх

Стала жить она в гостях.

-Кто это? Из какой сказки? (Ответы детей) (Маша и медведь)

3.Основная часть

(Слайд 4- Машенька).

-Маша скоро пойдёт в школу, но чтобы хорошо учиться необходимо иметь хорошее здоровье. Поможем Машеньке узнать, что для этого нужно делать?

а) Гимнастика для глаз. Профилактика нарушений зрения, снятие напряжения. Закрепление букв названий витаминов. Совершенствовать пространственную ориентацию.

( Слайд 5--Названия витаминов)

Учитель-логопед: - Чтобы хорошо учиться в школе, необходимо иметь, хорошее зрение, поэтому нашему организму нужны витамины. Посмотрите на экран.

Найдите глазами букву названия витамина в правом верхнем углу и произнесите её ( B ), теперь переведите глаза в левый нижний угол ( C ) произнесите, переведите глаза в левый верхний угол ( A ) произнесите, в правый нижний угол ( D ) произнесите, остановим взгляд в центре листа, произнесите букву (Е), поморгайте глазами, зажмурьтесь, откройте глаза.

б) Развитие памяти и внимания.

( Слайд 6-Стихи про витамины)

-Витамин D : «Я полезный витамин. Вам друзья, необходим! Кто морскую рыбу ест, тот силен как Геркулес!

(Слайд 7-Маша с тачкой)

г) Развитие логического мышления, связной речи и тактильных ощущений.

* С виду он как рыжий мяч, только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин – это спелый (апельсин).

*Круглое, румяное, я расту на ветке: любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко).

*Под шершавой кожурой, сочный плод хранится мой,

Он зеленый и зернистый, нежный, сладкий и мясистый.

Как же называюсь я? мякоть вкусная моя —

Кладезь витаминов ценных, для здоровья драгоценных (киви).

*Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож (груша)

Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки.

Его солнце попросило передать свою вам силу.

*Родом он из жарких стран называется (банан).

Учитель-логопед: - Молодцы ребята! Во фруктах содержится огромное количество витаминов и минералов, способных улучшить общее состояние нашего здоровья и защитить от самых тяжелых заболеваний.

-Как можно употреблять фрукты? (в свежем виде, можно смешать с йогуртом, добавлять в каши, приготовить варенье или полезный сок).

-Давайте напомним Машеньке какие полезные соки можно приготовить из наших фруктов!

( Слайд 9- Машенька варит варенье)

Сок из яблок-. яблочный, . -из апельсина-. . из груши-. из банана-.

-А какое варенье полезно употреблять при простуде? (малиновое)

Учитель-логопед: - Здоровье человека зависит от пищи, которую мы употребляем. Чтобы быть здоровым, энергичным, надо правильно питаться.

-Послушайте, как питается наша Машенька:

* Ем всегда я что хочу — Чипсы, вафли, чупа-чупс.

Каши вашей мне не надо, лучше тортик с лимонадом,

Не хочу я кислых щей, не люблю я овощей.

Чтоб с обедом не возиться - и колбаска мне сгодится

Всухомятку — ну и что ж! Чем обед мой не хорош?-

Учитель-логопед: Давайте расскажем Машеньке, как нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? (Есть не только вкусную пищу, но и полезную).

(в руках у детей красные и зеленые кружочки). Если я назову полезный продукт и вы с ним согласны, то покажите зеленый сигнал. Если вредный- следует показать красный сигнал.

Учитель-логопед: - Как вы считаете, если человек будет есть вредные продукты или однообразную пищу, что с ним произойдет? (будет слабым, болезненным, от сладкого испортятся зубы и т. д.)

-Молодцы, ребята! А теперь пройдите за столы.

(Слайд 11- Су-джок пружинки)

- Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте подготовим ваши пальчики. Возьмите пружинки и помассируйте пальцы.

*В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный последний

Сам мизинчик малышок постучался на порог.

( Слайд 12- Волшебное дерево)

-Ребята, какие продукты вы предложите собрать Машеньке? Почему? (потому что полезные продукты помогают сохранить здоровье)

- Нам пора отправляться дальше. Подойдите к экрану.

( Слайд 13- Убери мусор)

-Чтобы сохранить здоровье, необходимо соблюдать чистоту и убирать за собой мусор. Помогите Машеньке навести порядок, разделить мусор и сложить каждый вид в свой контейнер. (дети выполняют задание).

-Для чего мы рассортировали продукты по разным контейнерам? (так удобнее перерабатывать отходы и использовать для общей пользы)

-Молодцы, ребята! Предлагаю двигаться дальше

( Слайд 14-Машенька с зубной щеткой)

Учитель-логопед: Ребята, в саду у Машеньки выросло еще одно чудо- дерево, что это за дерево? Что это на нем растет?

(Зубные щетки. Мыло. Расчески. Полотенце.)

Учитель-логопед: Для чего нужно мыло?

( Чтобы мыть руки.)

- Когда нужно мыть руки?

( Перед едой. После прогулки. После туалета. После рисования и лепки. )

- Для чего нужно полотенце?

(Чтобы вытирать руки после мытья.)

- Для чего нужна расческа?

( Чтобы расчесывать волосы. Быть красивыми. Быть аккуратными.)

- Для чего нужна зубная паста и зубные щетки?

(Чтобы чистить зубы. Чтобы зубы были чистыми и здоровыми. Чтобы хорошо жевать.)

-Как вы думаете, что случится, если человек перестанет:

-умываться, чистить зубы, расчесывать волосы?

-Какой вывод мы можем сделать? Чтобы сохранить здоровье, нужно соблюдать правила гигиены.

и) Физкультминутка.

- Ребята, давайте напомним Машеньке, что еще необходимо делать, чтобы быть всегда бодрыми, здоровыми и веселыми? (нужно заниматься спортом и делать зарядку).

Предлагаю вам немного размяться и пройти на полянку, где любит гулять Машенька.

(Слайд 15-Машенька делает зарядку)

*Рано утром на полянку друг за другом мы идем (Ходьба с высоко поднятыми ногами)

И все дружно по порядку упражнения начнем.

Раз – подняться, потянуться. (Встать на носочки, поднять руки вверх)

Два – согнуться, разогнуться. (Наклоны вниз, встать – руки в стороны)

Три – в ладоши три хлопка. (Хлопки в ладоши)

Головою три кивка. (Наклоны головы)

На четыре – руки шире. (Руки в стороны)

Пять – руками помахать. (Взмахи руками)

Шесть – на место тихо встать. (Встать в исходное положение)

- Ребята, на полянке вырос цветок. Но налетел сильный ветер и сорвал все лепестки. Давайте покажем, как дует ветер? (Вдох через нос, длинный выдох через рот, не поднимая плечи).

-Давайте вернем цветку лепестки. Но нам нужно оставить только те лепестки, которые содержат полезные для здоровья советы.

(На магнитной доске расположены цветок. На обратной стороне лепестков даны советы. Дети читают их и, если совет полезен для здоровья, крепят к цветку на доске)

-Пейте ледяную воду.

-Соблюдайте чистоту в доме.

-Делайте зарядку каждый день.

-Зубы надо чистить утром и вечером.

-Мойте фрукты и овощи перед едой.

-Кушайте больше овощей и фруктов.

-Больше гуляйте на свежем воздухе.

-Мойте руки перед едой.

-Ешьте больше сладкого.

-Бегайте по лужам.

-Ребята, почувствуйте какой здоровый аромат издает наш цветок. (дети делают два коротких вдоха через нос, выдох произвольный)

-Молодцы, ребята. Справились с заданием. Предлагаю вам немного отдохнуть и расслабиться.

л) Точечный массаж. Релаксация.

( дети садятся на стульчики)

-На лесной полянке прохладно. Давайте покажем Машеньке как надо погреться, чтобы не заболеть.

*Греем наши ручки (Соединить ладони, потереть ими до нагрева)

Греем кончик носа. (Слегка подергать кончик носа)

Тонкий носик. (Указательными пальцами слегка потянуть нос)

Греем ушки. (Указательным и большим пальцами по ушной раковине проводим сверху вниз)

Лебединая шейка. (Поглаживаем шею руками от грудного отдела до подбородка)

-Что вы услышали? (шум ветра, голоса птиц. )

-Нам пора возвращаться Машеньке. (дети подходят экрану)

м) Развитие звукопроизношения. Образование приставочных глаголов. (Слайд 19-Машенька идет по дорожке)

-Залог хорошего здоровья- хорошее настроение!

-Подарим Машеньке хорошее настроение и придумаем для нее рассказ.

-Я буду начинать предложения, а вы заканчивать.

«Маша шла, шла, шла и пенек (. нашла).

Села, посидела и дальше (. пошла).

Из леса (. вышла) и домик (. нашла).

В домик (. вошла) ничего не (. нашла).

Из дома (. вышла), вокруг дома (. обошла)

И снова в лес (. ушла)

4.Итог занятия. ( Слайд 20-Машенька с пирожками)

-Молодцы ребята! Наше путешествие закончено. Вам понравилось наше занятие? (ответы). А для чего мы с вами совершили такое путешествие? (чтобы рассказать Машеньке как сохранить здоровье). Давайте ещё раз вспомним правила сохранения здоровья (дети перечисляют правила). Я тоже желаю вам крепкого здоровья! А Машенька вам дарит корзинку с пирожками с полезным вареньем.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях интернатного типа условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

ВложениеРазмер
Доклад Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ 16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены в трех видах:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – это физкультминутки, физические и игровые упражнения, которые проводятся во время занятий, самоподготовки 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, рекомендуется проводить на прогулке, игровой комнате, в спортивном зале. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения. Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с группой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный момент, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в стихотворной или игровой форме.

Мультимедийная гимнастика для глаз – это система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций. Ее цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут, как правило, в младшем звене. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей можно изготовить коврик- дорожку с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 7-10 минут. Утренняя гимнастика начинается с разогрева организма посредством движений. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Комплекс составляем так, чтобы движения были направлены на разминку всех суставов организма, позвоночника, различных групп мышц. Обязательно включаем упражнения на дыхание. Таким образом, утренняя разминка – это акт общения, единения. В комплекс разминки включаем элементы самомассажа (массаж крыльев носа - это упражнение используется для профилактики простудных заболеваний).

Технология музыкального воздействия.

Технологии воздействия цветом.

Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012.

Цель: создать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в группе.

Специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Этап Задачи Оборудование Деятельность

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

5. Дети под музыку собирают листья красные в красную корзинку, жёлтые в жёлтую корзинку.

6. Танец с осенними листьями. 6. Учить детей свободно двигаться под музыку, внимательно слушая её, и отражать в танцевально – импровизационных движениях изменения в музыке. 6. Искусственные осенние листочки. 6. Дети танцуют и двигаются под музыку, импровизируют с осенними листочками.

Дождь идёт сильней, сильней.

Хочет намочить детей.

Но есть зонтик у меня,

Быстрей прячься от дождя.

(Педагог открывает зонтик, дети под него прячутся)

Солнце выглянуло снова, мы гулять уже готовы (дети свободно передвигаются под музыку).

Музыкальное занятие с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе Занятие с использованием здоровьесберагающих технологий у детей старшего дошкольного возраста, такие, как фонопедический метод развития.

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы

используем в своей работе:

Коррекционные технологии

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Арттерапевтические техники , помогающие снять нервное напряжение и

подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

СУ-ДЖОК терапия , обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Читайте также: