Механическая обработка древесины конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Ручная обработка древесины.

Обучающая: Изучить ручную обработку древесины и основные операции обработки древесины.

Вспомогательная: Воспитывать чувство ответственности при выполнении задания.

Развивающая: Развивать самостоятельность и самоконтроль выполняемого задания.

3. Оборудование и материалы:

Режущий инструмент: ножовки, рубанки

Вспомогательный инструмент: линейки, угольники, циркуль

4.Наглядные пособия и дидактический материал:

Плакаты по устройству ножовки и рубанка, технологические карты изготовления изделия, изготовляемое изделие.

5. Технические сведения:

Назначение применения ручной обработки древесины. Умение пользоваться инструментом. Безопасность труда.

6. Объект работы: Изготовление указки для доски.

Тип урока: Комбинированный.

1. Организационная часть.

Здравствуйте ребята! Как я вижу, отсутствующих нет, спецодежда присутствует у всех. Сегодня дежурные у нас Рассыгин Максим и Спиридонов Вадим.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Какие операции для последовательности обработки древесины?

Обработка древесины включает ряд последовательных операций: пиление, строгание, долбление, сверление, фрезерование, обработку на токарном станке, лущение и шлифование. Для каждого этапа обработки дерева необходимы специальные инструменты и оборудование.

Пиление — операция разделения древесины на части с помощью многорезцового инструмента. Для распиловки лесоматериалов используют ручные или металлические пилы. Пила представляет собой ленту или диск с нарезанными на ней зубьями (резцами). Для удаления опилок, образующихся в процессе пиления, предусмотрена впадина (пазуха). Каждый зуб пилы имеет три режущие кромки — одну короткую переднюю и две боковые. По форме зубьев различают пилы для продольного, смешанного и поперечного пиления.

У пил для продольной распиловки древесины зубья короткой режущей кромкой перерезают волокна, а боковыми кромками разделяют волокна между собой по их направлению. Зубья таких пил выполнены в форме треугольника с прямой заточкой, поэтому ими можно пилить только в одну сторону. У пил для поперечной распиловки короткая режущая кромка разделяет волокна, а боковые кромки перерезают их. Такие зубья имеют обычно форму равнобедренного треугольника и двустороннюю заточку, поэтому ими можно пилить в обе стороны.

hello_html_d0c2878.jpg

Пилы поперечные двуручные применяют для поперечного распиливания лесоматериалов. Толщина этих пил составляет 1,1 и 1,4 мм. Зубья имеют форму равнобедренного треугольника, заточка зубьев — косая. При этом угол заострения составляет 40—45°.

Ножевые пилы, или ножовки, бывают широкие, узкие и с обушком. Зубья пилы имеют форму треугольника, заточка — косая, с углом заострения 40°. Широкая ножовка применяется для поперечного раскроя брусков, широких досок и плит. Узкая ножовка предназначена для выпиливания криволинейных сквозных отверстий в деталях большой длины и для распиливания тонких материалов.

Ручные пилы и их зубья:

Для получения ров ной, чистой и гладкой поверхности древесину строгают ручным или механическим способом. Для ручного строгания древесины используют рубанки. Различаются рубанки для строгания плоских поверхностей и рубанки для строгания профильных поверхностей.

Для грубого строгания древесины после распиловки используют шерхебель. Его нож с лезвием овальной формы вставлен в колодку под углом 40°. Таким ножом при строгании срезается толстая стружка . Получаемая с помощью этого рубанка поверхность также нуждается в дальнейшей более тонкой обработке.

Рубанок с одиночным ножом предназначен для строгания после распиловки или обработки шерхебелем. Рубанок с двойным ножом отличается от одинарного рубанка тем, что к его ножу сверху прикреплен стружколоматель, который позволяет получить более чистую поверхность. Нож такого рубанка вставлен в колодку под углом 60°. Конец стружколоматель, приближенный к лезвию р езца, дает тонкую стружку и гладкую поверхность обработки, при этом важно плотно привинчивать стружколоматель к ножу, чтобы предотвратить защемление стружки. Поверхность, обработанная двойным рубанком, имеет лучшее качество, чем строганная одинарным рубанком. Рубанок с двойным ножом применяют для строгания свилеватой древесины.

Фуганок предназначен для строгания заготовок большой длины с высокой чистотой обработки поверхности — например, при выравнивании гра не й досок, которые затем будут склеены. Длина колодки фуганка 700 мм, ширина ножа — 60 мм. Фуганки с длиной колодки 500 мм называют полуфуганками. Их используют при строгании более коротких деталей.

Цинубель применяют для увеличе­ния площади склеивания перед облицовыванием за счет придания ей шероховатости, поэтому кромка ножа цинубеля имеет мелкие зубцы. По сути, цинубель — это укороченный рубанок с одиночным ножом.

Для зачистки поверхности детали из твердолиственных пород после обработки ее двойным рубанком применяют цикли. Ими также зачищают поверхности паркетных полов. Цикли изготавливают из полотна пилы длиной 150 мм, шириной 60 мм и толщиной 1 мм. Угол резания циклей — до 90°, что позволяет получить гладкую поверхность .

Зачистка древесины, имеющей задиры и свилеватость, производится рубанком с укороченным корпусом — шлифтиком. Шлифтик имеет узкую щель (шириной 5 мм) и увеличенный до 60° передний угол, вследствие чего при работе снимается тонкая стружка и поверхность древесины чище обра­батывается.

Горбач служит для строгания выпуклых и вогнутых поверхностей. Деталь с выпуклой поверхностью обрабатывают рубанком-.горбачом с вогнутой подошвой, а деталь с вогнутой поверхностью — рубанком с выпуклой подошвой. Горбач имеет деревянную или металлическую колодку. Деревянные колодки, имеющие постоянную кривизну, менее удобны из-за ограниченности их применения. Горбачи с металлической колодкой, кривизна которой регулируется с помощью специальных винтов, более универсальны. Таким рубанком с ножом и стружколомателем строгают выпуклые и вогнутые поверхности различной кривизны, а также ровную поверхность.

Зензубель предназначен для отбора и зачистки четвертей и фальцев определенной ширины и глубины. Нож зензубеля имеет лопатку шире колодки, поэтому его устанавливают в колодку снизу под углом 45— 50° и закрепляют сверху винтом.

Фальцгебель служит для выборки фальцев и четвертей определенной ширины и глубины. Ступенчатая подошва колодки снаружи имеет линейку, которую прижимают к кромке за готовки в процессе строгания, определяя таким образом ширину фальца. Линейка может составлять одно целое с колодкой рубанка или быть отдельной деталью, выполненной из дерева или металла и привинчиваемой к колодке. В этом случае ширину и глубину фальца или четверти регулируют перестановкой линейки. В отличие от зензубеля, подошва фальцгебеля ступенчатая, а его нож — косой. Щечка на правой стороне подошвы фальцгебеля ограничивает ширину паза, а выступ на левой стороне — глубину .

В столярных работах применяют ножи различного профиля. Для изготовления профильных деталей необходим рубанок с колодкой и профильным ножом. Подошва колодки и лезвие ножа имеют форму, противо­положную профилю обрабатываемой детали. Ножи для профильного стро­гания имеют вогнутое и дугообразное лезвие.

При строгании широких косых кромок из твердолиственных пород (например, при обработке филенок) пользуются рубанками , имеющими профильное лезвие и фигурную подошву колодки. Фигурный нож устанавливают под углом 15— 20° к плоскости подошвы колодки, что улучшает качество обработки поверхности.

В зависимости от породы и твердости обрабатываемой древесины лезвие должно выступать из подошвы колодки на 0,2—0,3 мм без перекоса, а в шерхебеле — на 2—3 мм.

Правильность установки ножа и его выпуск из колодки рубанка обычно проверяют на глаз: лезвие присажено правильно, если оно смотрится как узкая полоска-нитка.

При большом объеме работ эффективнее использовать электрорубанки и фуговальные машины. Фуговальные станки используют для строгания брусков, досок и других пиломатериалов с одной, двух и четырех сторон по плоскости. Станки оснащены устройством для ручной или автоматической подачи заготовок, которое устанавливают под любым углом к ножевому валу, рабочему столу или направляющей линейке. Во избежание перегрузки и перегрева электродвигателя скорость подачи заготовок из мягкой древесины не должна превышать 5—7 м/мин, а заготовок из твердых пород — 2—3 м/мин. Превышение скорости подачи заготовок приведет к тому, что поверхность обработки будет волнообразной.

Ножевой вал имеет два или четыре тонких ножа, которые должны выступать над кромкой стружколомателя на 1—1,5 мм.

Неровная поверхность при фуговании получается при вибрации станка и не отрегулированных ножевых валах. Выхваты на концах образуются при обработке изогнутых заготовок и плохой регулировке прижимов. Ножевой вал фуговальных станков должен иметь ограждение, которое открывается только при проходе заготовки и автоматически закрывается после окончания ее обработки. Короткие детали обрабатывают, используя прижимные колодки.

Для обработки заготовок на заданный размер по толщине и для создания у них параллельных плоскостей используют рейсмусовые станки. Они выпускаются с одним ножевым валом (для обработки заготовок с одной стороны) и с двумя ножевыми валами (для одновременной обработки двух плоскостей), что значительно удобней.Качество строгания во многом зависит от заточки и точности установки ножей. Правильно установленные и острые ножи вала гарантируют качество строгания. Ножи одного вала должны быть одинаковыми по размерам и массе. При затуплении ножей в процессе работы их заменяют новым комплектом с заточенными лезвиями. В процессе строгания массивных заготовок ножи заменяют через 4 ч работы, при строгании деталей, склеенных искусственными смолами, — через 3,3 ч, стружечных плит —через 1,8—2ч.

ДОЛБЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ.

Для выборки гнезд, пазов, шипов и других работ применяют долота и стамески. Долото представляет собой стальной стержень трапециевидной формы; нижняя его часть заканчивается резцом, а верхняя — заплечиками и конусообразным хвостовиком для рукоятки. Лезвие долота перерезает волокна древесины после удара деревянным молотком по рукоятке.

Чтобы рукоятка при этом не деформировалась и не разрушилась, на ее ко­нец надевают металлические кольца.

Длина долота вместе с рукояткой обычно составляет 25—30 см. Долота со стержнем квадратного сечения применяют для выборки глубоких па­зов. Обычно долота имеют односто­роннюю или двустороннюю заточку.

Клиновидное долото имеет изогнутый стержень; деревянная рукоятка забита в гнездо верхней части; нижняя клиновидная часть стержня сплющена и завершается лезвием. Его обычно используют для выдалбливания глубоких гнезд и для очистки гнезд от остатков древесины.

Стамески несколько тоньше долот; они изготавливаются из стали плоского сечения и подразделяются на плоские, обыкновенные, универсальные и полукруглые. Столяры применяют в работе стамески шириной 6 мм, 8 мм, 10 мм, 12 мм, 15 мм, 18 мм и 20 мм. Все они имеют одностороннюю заточку.

Обыкновенная стамеска имеет плос­кий стержень с односторонней заточ­кой (угол заточки — 18—25°) и шири­ной 12—25 мм

Полукруглая стамеска имеет полу­круглый стержень с углом заточки 30°. Ширину лезвия определяют по пря­мой между его концами. Полукруглые стамески используют при выдалбли­вании криволинейных гнезд и отвер­стий, а также при обработке фигур­ных поверхностей.

Прямоугольные отверстия и гнезда при больших объемах работ можно выполнять с помощью цепно-долбежных станков. Основные части такого станка — электродвигатель и фрезерная цепь. На ведущую звездочку, закрепленную на валу электродвигателя, надевают фрезерную цепь требуемой ширины. Движение цепи происходит по линейке с роликом в нижней части. Фрезерную цепь натягивают, ограничитель глубины перемещают по направляющей станине. Включив электродвигатель и нажимая на рычажное приспособление, электродолбежник опускают вместе с линейкой и натянутой цепью вниз, при этом цепь образует продолговатое гнездо, ширина которого равна толщине фрезерной цепи. Для гнезд определенной шири­ны подбирается соответствующая цепь.

СВЕРЛА И СВЕРЛИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Сверление — это процесс образования сверлом в заготовках сквозных и несквозных цилиндрических и кони­ческих отверстий под шипы, шурупы и т. п. Для получения ровной поверх­ности практикуется рассверливание сучков с последующей заделкой их деревянными пробками. Вручную гнезда сверлят с помощью коловорота или сверлилки.

Мелкие отверстия диаметром до 5 мм высверливают винтовой ручной дрелью (сверлилкой). Для высверливания глубоких отверстий используют бурав, который представляет собой сверло с ушком для ручки, расположенной в верхней его части. Неглубокие отверстия под шурупы сверлят буравчиком, имеющим диаметр 2—10 мм.

Для выборки отверстий различных диаметров применяется ручная дрель с зубчатой передачей. За счет зубчатой передачи достигается более высокая скорость сверления (в сравнении с коловоротом В зависимости от характера и усло­вий выполняемых работ применяются сверла разных видов. Ложечные сверла используют для сверления отверстий под болты и шипы. Такое сверло имеет две заточенные боковые кромки (два лезвия), которые режут древесину при вращении сверла в обе стороны. В древесину сверло углубляют под нажимом. Очистку сверла производят, вынув его из отверстия. В отличие от ложечного, раковинообразное сверло (бурав), имеющее спиральный наконечник, углубляется в древесину без нажима на него сверху и одновременно выталкивает стружку наружу.

Шилообразное сверло эквивалентно трехгранному шилу, его применяют для получения отверстий под шурупы, поворачивая при сверлении налево направо. С помощью зенковочного сверла рассверливают верхнюю часть отверстий под головки шурупов и болтов. Рабочая часть такого сверла имеет вид конуса с продольными канавками, идущими к центру.

Выполнение цилиндрических отверстий под вставные круглые шипы, сверление сквозных и неглубоких отверстий поперек волокон производят центровым сверлом с плоской головкой (перовым сверлом). Плоский резец лопатки горизонтально подрезает древесину в виде спиральной стружки по окружности и углубляется в древесину. Однако сверлить глубокие отверстия центровыми сверлами трудно из-за плохого удаления стружки.

При механическом сверлении применяют спиральное (шнековое) сверло, две трети которого выполнены в виде винтообразной спирали. Конусообразный винт в центре сверла направляет сверло в древесину, а дугообразные резцы углубляют его в древесину. При этом короткие сверла длиной 105—145 мм. При выборке гнезд этими сверлами отверстия получаются чистыми, т. к. стружка хорошо удаляется по винтовым канавкам.

Сверла с винтовой частью применяют для сверления глубоких отверстий поперек волокон. Конец этих сверл имеет винт с мелкой резьбой. По форме их подразделяют на винтовые и штопорные. Штопорное сверло в виде стальной спиральной ленты может заменять шнековое.

Пробочное сверло используется для высверливания сучков. Его рабочая часть имеет вид цилиндра с круговым подрезателем; внутри цилиндра расположена диаметральная стенка — резец. Пробочное сверло используют при сверлении на станках.

При отсутствии сверл по дереву их можно изготовить из сверл по металлу. Для этого сверла по металлу перезатачивают.

Разметочный инструмент.

Рулетка, метр, рейсмус, ерунок, малка, гребенка, циркуль, нутромер, ШЦ-1, карандаш, шаблоны, шнурок предназначен для разметки линии большой длины, его натирают мелом или окрашивают.

Политехническая подготовка.

3) Как вы думаете, какова суть технического явления процесса режущего?

Суть технического явления фрезерования – процесс резания.

hello_html_m17b2ffb1.jpg

4) Объясните суть технического явления с точки зрения основ наук. Действующая сила Р должна быть больше сил межмолекулярного сцепления.

5) Расскажите о распространении сути технического явления в других областях.

Суть технического явления (процесс резания) применяется при ручной обработки.

6) Что представляет собой угол В и его назначение?

Угол β - угол заострения. Он находится между передней и задней поверхностями клина. Чем он меньше, тем легче протекает процесс резания. Вот почему всегда затачивают режущие инструменты — ножи, топоры, зубила, резцы и др.

7) Почему же угол заострения не всегда имеет малую величину?

Величина угла заострения зависит от твердости обрабатываемого материала: чем больше твердость обрабатываемого материала, тем больше угол заострения. При твердом материале и малом угле заострения режущий инструмент может сломаться. Угол заострения имеется у любого режущего инструмента и образуется он, как правило, при заточке.

8) Каково назначение угла α .

Угол а - задний угол, он расположен между обработанной поверхностью детали и задней поверхностью клина. Чем он больше, тем меньше трение между задней поверхностью клина и обработанной поверхностью заготовки. Но с увеличением заднего угла уменьшается угол заострения, что ослабляет прочность клина. Поэтому задний угол обычно равняется 8—10°.

9) Что представляет собой угол γ и его назначение?

Угол γ — передний угол. Он расположен между передней поверхностью клина и перпендикуляром, проведенным к обработанной поверхности. Передний угол облегчает сход стружки по передней поверхности клина. Чем он больше, тем легче протекает процесс резания. Но с увеличением переднего угла уменьшается угол заострения, следовательно, уменьшается прочность клина (γ =5—10°).

Образовательные: получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Для лекции: проектор, компьютер, презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”.

Для практической работы: проектор, компьютер, презентация в Power Point “Технология обработки древесины”. Проектная деятельность по изготовлению разделочной доски”, верстаки, наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.

Предполагаемый результат:

  1. Разметку, проведение линий.
  2. Разметку центров отверстий.
  3. Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок.
  4. Сверление отверстий.
  5. Точение цилиндрических и фасонных поверхностей.
  6. Зачистка поверхностей деталей. Снятие заусенцев.

Место урока в учебном плане. Тема “Изготовление разделочной доски ” рассматриваются в разделе “Технология обработки древесины”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей задачей урока.

II. Повторение ранее изученного материала.

  • что называется древесиной;
  • на какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры;
  • как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры;
  • что такое текстура дерева;
  • какие пороки бывают у древесины;
  • разметочный инструмент, инструмент для пиления.

Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины, породы и их применение. Тема “Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства.. Тема “Графическая документация” содержит понятия в техническом изображении изделия, видах графических документах их построении и чтении. Тема “Строгание”, “Пиление”, “Разметка”, “Сверление”, “Зачистка”знакомят с этапами изменения формы , размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.

III. Изучение нового материала.

Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации “Художественная резьба по дереву”.

И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску.

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения ,орудия труда, посуду и многое другое.

Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук, работавших с ним.

Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера.

Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими.

Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.

Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И, в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле, чем больше их нужно изготовить.

Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении: патентный поиск показал, что такой технологии нет нигде в мире.

Далее материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины, применяемых материалах, инструментах и станках; основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность.

Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие, дают представления об общих закономерностях и процессах, характерных для ручного производства изделия из древесины.

Процесс изготовления изделия. Технологическая карта.

В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы.

Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.

Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.

Каждое изделие имеет свою конструкцию, т.е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древесина, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.

При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты.

Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.

Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности.

Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление!

IV. Практическая работа.

Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.

В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.

V. Закрепление материала.

Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.

Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.

Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме“Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающие:

совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.

Воспитательные:

развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Оборудование:

Для лекции:

проектор, компьютер, презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”.

Для практической работы:

проектор, компьютер, презентация в Power Point “Технология обработки древесины”. Проектная деятельность по изготовлению разделочной доски”, верстаки, наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.

Задачи урока:

продолжить формирование основных технологических понятий;

выделить свойства и средства обработки древесины;

продолжить формирование представлений о разнообразной декоративной отделки (художественная роспись или выжигание).

Предполагаемый результат:

Учащиеся должны знать:

Разметку, проведение линий.

Разметку центров отверстий.

Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок.

Точение цилиндрических и фасонных поверхностей.

Зачистка поверхностей деталей. Снятие заусенцев.

Место урока в учебном плане.

Тема“Изготовление разделочной доски ”рассматриваются в разделе “Технология обработки древесины”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.

Повторение ранее изученного материала

Изучение нового материала: используя компьютерный проект, учащиеся должны научиться анализировать и оценивать различные конструкции, выбирать и обосновывать использование способа членения данного изделия и т.д.

Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей задачей урока.

II. Повторение ранее изученного материала.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

что называется древесиной;

на какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры;

как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры;

что такое текстура дерева;

какие пороки бывают у древесины;

разметочный инструмент, инструмент для пиления.

Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины, породы и их применение. Тема “Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства.. Тема“Графическая документация” содержит понятия в техническом изображении изделия, видах графических документах их построении и чтении. Тема “Строгание”, “Пиление”, “Разметка”,“Сверление”, “Зачистка”знакомят с этапами изменения формы , размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.

III. Изучение нового материала.

Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации“Художественная резьба по дереву”.

И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску.

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения ,орудия труда, посуду и многое другое.

Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук, работавших с ним.

Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера.

Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими.

Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.

Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И,в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле, чем больше их нужно изготовить.

Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении: патентный поиск показал, что такой технологии нет нигде в мире.

Далее материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины, применяемых материалах, инструментах и станках; основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность.

Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие, дают представления об общих закономерностях и процессах, характерных для ручного производства изделия из древесины.

Процесс изготовления изделия. Технологическая карта.

В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы.

является изделием из однородного материала без применения сборочных операций(например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.

Сборочная единица

состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.

Каждое изделие имеет свою конструкцию, т.е.определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древесина, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.

При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты.

Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления –устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски(дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.),который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е.наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.

Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности.

Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление!

IV. Практическая работа.

Проведение практического занятия сопровождается презентацией в Power Point“Технология обработки древесины”.

Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.

В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.

V. Закрепление материала.

Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.

VI. Итог урока.

Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.

Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика обучения технологии обработки древисины на настольном сверлильном станке.

1. Образовательные цели:

1.1. Создать условия для ознакомления учеников с процессом сверления древесины на настольном сверлильном станке.

1.2. Способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы.

1.3.Способствовать формированию первоначальных знаний умений и навыков работы на сверлильном станке.

2. Развивающие цели:

2.1. Способствовать развитию умений и навыков пользования контрольно-измерительным и разметочным инструментом.

2.2. Способствовать расширению представлений о свойствах различных пород древесины и способах их обработки путем сверления на настольном сверлильном станке

2.3. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы).

2.4. Способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах верстака, в тисках, развитие моторики рук).

2.5.Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3. Воспитательные цели:

3.1. Способствовать формированию и развитию эстетических, качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам и оборудованию мастерской.

Читайте также: