Конспект урока работа с текстом 5 класс
Обновлено: 05.07.2024
Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы с текстом.
1. Формировать умение применять на практике знания о структуре текста.
2.Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную информацию.
3. Обогащать словарный запас языка.
Планируемые результаты:
Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Давайте проверим свои рабочие места: все ли готово? Ничего ли не мешает? Садитесь.
-На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)
-Значит с хорошим настроением начнем наш урок. ( 1 мин.)
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)
2. Стадия вызова (1 мин.)
2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).
Тема I . Сегодня у нас урок развития речи, с какой целью мы проводим эти уроки? ( Чтобы уметь выразительно говорить, внимательно читать тексты)
Вывод . Да, действительно, на этих уроках мы учимся точно и полно понимать прочитанное, четко, доказательно, грамотно выражать свои мысли.
И мы будем учиться понимать различные тексты.
II. А на каких уроках помимо русского языка вам приходится работать с текстами? (на любых)
А всегда ли вам понятен текст, с которым вы работаете на уроках истории, географии? (не всегда)
Вот сегодня мы и продолжим открывать секреты правильного чтения и понимания текста.
Цель - Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?
- что нам необходимо выяснить?
- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)
- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
III. Тему мы определили, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы продолжим учиться? (продолжим учиться понимать текст, рассмотрим законы построения текста.)
А где вам могут пригодиться полученные на этих занятиях умения? (на других уроках, на экзаменах и просто в жизни)
IV. Понимание текста – задача непростая.
2. Из скольких частей состоит текст? (из 4-х частей)
3 . Есть ли у текста автор? (Да, М. Алексеев)
4. Какие предложения по цели высказывания преобладают в данном тексте? (повествовательные и побудительные)
7 . Работа с текстом. Ученики выразительно читают текст.
1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…
6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.
8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.
11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.
8. Комментарий учителя : Давайте определим роль заглавия в тексте.
(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания. Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)
Формирование навыков самостоятельной работы с текстом.
Задачи:
1.Формирование умения применять на практике знания о структуре текста.
2.Развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную
3. Обогащение словарного запаса языка.
4.Развитие чувства языка посредством анализа текста.
5.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.
6. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.
7 Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.
Урок развития речи
по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению
Составитель: Борисова Елена Дмитриевна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №46
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
Формирование навыков самостоятельной работы с текстом.
1.Формирование умения применять на практике знания о структуре текста.
2.Развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную
3. Обогащение словарного запаса языка.
4.Развитие чувства языка посредством анализа текста.
5.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.
6. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.
7 Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.
Оборудование: учебник, компьютер, раздаточный материал
Планируемые результаты: предметные – проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята!
-На столах у нас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)
-Значит с хорошим настроением начнем наш урок. 1 мин.
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)
2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).
Очень часто мы в нашей жизни, к сожалению,сталкиваемся с такими проблемными ситуациями ,как эта?В чём на ваш взгляд проблема? Можно ли так поступать? Почему?
Проблемная ситуация: обучающийся входит в класс с опозданием и пытается выбросить в мусорное ведро недоеденную булочку. Можно ли так поступать? Почему?
Дети останавливают его.
А сейчас садись, пожалуйста ,и послушай информацию, которая возможно будет для тебя полезной.
Посмотрите не похожа ли ситуация в данной презентации на ту которую вы наблюдали в начале урока в нашем классе?
Учитель:Ребята,как вы думаете,,о чём пойдёт сегодня речь у нас на уроке?Какова тема нашего урока?
Слайд 3(учитель)
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
-Ребята,а какие цель и задачи мы поставим с вами перед собой сегодня на уроке?
Слайд 4(цели и задачи)
Цель : узнать о значении хлеба в жизни человека.
Обратимся к домашнему заданию, которое было дано каждой группе на прошлом занятии.
1 Узнать, почему хлеб называют хлебом, изучить историю возникновения хлеба.
2. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.
3. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.
4.Хлеб в устном народном творчестве.Пословицы и поговорки о хлебе.
5.Выполнить комплексный анализ текста.
Слайд 5(вступительное слово)
Слайды 6,7,8,9,10 (отвечает 1 группа)
Слайды 11,12,13,14,15,16,17 ,18 (отвечает 2 группа)
Какую роль сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? О чем заставляет задуматься людей, не испытывающих голода?
Слайды 19,20,21 (отвечает 3 группа)
(Благодаря хлебу народ победил врага. Хлеб был единственным спасением во время голодных военных лет.
Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека.
Слайды 22,23,24,25 (отвечает 4 группа)
-Спасибо группы, вы хорошо поработали.
-А мы с вами переходим непосредственно к работе с текстом.
- Какое ключевое слово поможет вам определить тему нашего урока? Правильно!
_Значит ,мы сегодня будем работать с текстом. Но углубим наше понятие и приступим к реализации нашей основной задачи
Слайды 26,27
Давайте вспомним, что такое текст?
Каковы основные признаки текста?
- Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?
- Что нам необходимо выяснить?
- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)
- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу
Работа с текстом. Ученик читает текст.
Прочитайте выразительно текст.
1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…
6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.
8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.
11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.
10. Комментарий учителя: Давайте определим роль заглавия в тексте.
(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания.
( Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)
Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.
2. Формирование новых понятий, умений, навыков
1. Повторение понятия текста
- Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
- Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало.
Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?
Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.
Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.
3. Упражнение “Понаблюдайте”
а) Работа с учебником. § 100
Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?
б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.
Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.
Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.
Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.
Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).
Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Е. Никитина. Русская речь. 5 класс
3. Беседа по содержанию прочитанного
- Из чего состоит текст?
- Как связаны между собой предложения в тексте?
- Как связаны предложения лексически и грамматически?
- В чем выражается связь предложений в тексте по смыслу?
- Какие признаки есть у текста, кроме названных?
- Что значит “текст цельный”?
- Что значит текст “завершенный”?
- Законченность, завершенность, цельность (ничего нельзя убрать, сократить).
- Единство темы (описание фактов, событий, места действия и времени, рассуждения автора и т.д.)
- Главная (основная) мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать нам автор своим текстом)
- Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это “вход” в текст, как в некое здание).
- Связанность изложения (по смыслу и грамматически).
4. Знакомство с опорной схемой.
Расскажите о тексте, опираясь на схему
(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)
5. Работа с текстом
Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.
В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
- Можно ли его назвать законченным, завершенным?
- В рассказе множество персонажей: бабушка с сумкой, старик с мешочком, две девочки, синичка. Можно ли сказать, что все они объединены одной темой?
- Какова, по-вашему, главная мысль (идея) рассказа? Не показался ли вам этот рассказ
- притчей, басней, в котором осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый, высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено? Старый пень – аллегория человеческого характера. Какой урок можно извлечь из данного текста?
- Как бы вы назвали этот рассказ? ( “Старый пень”, “Притча о гордом человеке”, “Ты не царь!”) Какое название (заглавие) содержит в большей степени его идеи?
- Почему в тексте выделено несколько красных строк? Как мы их называем?
- Разделите текст мысленно на части. Сколько их у вас получилось?
- Микротема - наименьшая составная часть темы целого текста.
- Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
- Абзац - часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, или микротемы.
7. Работа с текстом
Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи
Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
- Грибники вокруг старого пня.
- Речь пня перед деревьями. (Старый пень возгордился).
- Молчание деревьев.
- “Я ваш царь!”
- “Ничего ты не царь”
4. Итоги урока
Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ moya_tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема урока : Работа с текстами разных стилей .
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.
содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей.
Формирование эмоционального настроя на урок
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Формирование эмоционального настроя на урок(Л)
Взаимодействие с учителем.(К)
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.(Р)
Создание проблемной ситуации
Прогнозирование по названию (данный прием акцентирует внимание на названии произведения)
Вовлекаются в работу по прогнозированию сюжета рассказа.
сюжет произведения (П).
Умение отбирать и сопоставлять полученную
Учащиеся высказывают предположения, пытаясь обосновать свое мнение информацией из уже прочитанного текста
сюжет произведения (П).
Примерный план:
Счастливое семейство.
Неожиданное нападение.
Битва насмерть.
Сила материнской любви.
Умение составлять простой план текста (ПР)
Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте (К)
Выстраивание своих действий в определённой последовательности(Р)
С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?
чтобы показать силу кошки;
2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;
3) чтобы показать силу материнской любви;
4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.
Задание направлено на проверку умения понимать задачу речи, выделять основную мысль в тексте.
Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания (П, К)
Оценка поведения героя в конкретной ситуации(Л).
Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К).
Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?
Задание направлено на формирование умения соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения.
В процессе обсуждения учащиеся формулируют примерный ответ : автор использовал в этом тексте тип речи повествование, потому что ему важно было рассказать о событиях, о битве орла и кошки. Именно цепь событий передаёт основную мысль автора о силе материнской любви.
Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)
Умение составлять письменное высказывание на заданную тему; обосновывать свое мнение(К)
Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?
Задание направлено на поиск информации в тексте.
Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся находят в тексте и подчеркивают нужные слова. Ответ: откуда ни возьмись, вдруг, как молния .
Умение находить в тексте необходимую информацию (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р)
Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста). (См. Приложение).
Задание направлено на развитие речевых навыков учащихся.
Работа в парах. Дети работают с деформированным текстом, заполняя пробелы. После выполнения задания проводится его коллективное обсуждение.
В результате появляется текст:
Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился огромный степной орёл. У хищника были могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями.
Умение работать с деформированным текстом (П)
Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся (К)
Навыки самопроверки (Р)
Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).
Задание направлено на поиск информации в тексте.
Индивидуальная работа учащихся с текстом с последующим обсуждением результатов.
Ответ: . мать вцепилась уже в него; закипела битва насмерть; он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз; кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло; она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю.
Выстраивание своих действий в определённой последовательности (Р)
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности(Р)
Умение находить в тексте необходимую информацию (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р)
Учет разных мнений(К).
Почему кошка победила орла?
Задание направлено на проверку понимания текста.
Коллективное обсуждение вопроса. Ответ: кошка победила орла, потому что она защищала свою семью, она мужественно сражалась.
Умение участвовать в дискуссии, формулировать собственное мнение с опорой на прочитанный текст (К)
Умение понимать прочитанный текст (П)
Задание проверяет системность понимания текста, актуализирует знания о различных стилях текста, представления о единстве текста.
Коллективная форма работы. Чтение предложенного текста, определение его стилистической принадлежности, сопоставление с рассказом К. Ушинского. Формулировка вывода: нельзя, потому что, во-первых, меняется стиль и тип текста; во-вторых, нарушается тематико-смысловое единство текста К. Ушинского.
Умение соотносить предложенный текст с определенным стилем (П)
Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)
Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?
Из другого рассказа К. Ушинского
Из статьи энциклопедии о птицах
Из сказок о животных
Из мифов о происхождении животных и птиц
Задание направлено на обучение навыкам устанавливать источник
Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный (вариант 2)
Умение организовывать совместную деятельность при чтении и анализе текста, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
Умение работать коллективно во время обсуждения проблемы(К)
Задание направлено на поиск и выбор необходимой для ответа информации.
точка с запятой передаёт динамику одного события, каждый факт — особый.
Точка с запятой поставлена и потому, что предложения осложнены структурно (уже есть запятые).
Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся (К)
навыки самопроверки (Р)
Умение находить в тексте необходимую информацию (П)
Умение пользоваться справочным материалом, составлять модель ответа (П)
Применение методов информационного поиска.(П)
Итог урока. Рефлексия
Обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке.
- Оцените свою работу. Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя во время чтения с остановками?
Учитель комментирует высказывания ребят, дает оценку работы класса, объявляет отметки, полученные в процессе работы.
Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность по определенным критериям
Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р)
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)
Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л)
Ученики выбирают вид работы (дифференцированный подход к выполнению
Выбранный для просмотра документ prilozhenie_15.docx
(1)3а деревней весело играла кошка со своими котятами. (2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
(З)Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл. (4)Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (б)Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. (7)3акипела битва насмерть.
(8)Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. (9)Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
(Ю)Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка.
Составьте простой план текста.
С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?
1) чтобы показать силу кошки;
2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;
3) чтобы показать силу материнской любви;
4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.
Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?
Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?
Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста).
Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился
орёл. У хищника были
крылья, клюв, лапы с
Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).
Почему кошка победила орла?
Степной орёл — единственный из орлов вид, устраивающий гнёзда на земле. Основной добычей ему служат различные виды сусликов, в некоторых районах важным кормом служат также сурки и пустынные грызуны — песчанки.
Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?
1) Из другого рассказа К. Ушинского
2) Из статьи энциклопедии о птицах
3) Из сказок о животных
4) Из мифов о происхождении животных и птиц
Почему в предложении 10 (см. текст задачи) перед сочинительными союзами но, однако стоят точки с запятыми, хотя в сложносочинённом предложении части должны разделяться запятой?
Справочная информация
• Точка с запятой в сложносочинённом предложении ставится: если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые;
если точка с запятой является авторским знаком препинания и является сигналом более значимой границы, чем запятая, сигналом смысловой независимости части, которая в составе одного сложного предложения призвана передать особую напряженность повествования;
Читайте также: