Конспект урока работа с текстом 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

1. Формировать умение применять на практике знания о структуре текста.

2.Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную информацию.

3. Обогащать словарный запас языка.

Планируемые результаты:

Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Давайте проверим свои рабочие места: все ли готово? Ничего ли не мешает? Садитесь.

-На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)

-Значит с хорошим настроением начнем наш урок. ( 1 мин.)

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

2. Стадия вызова (1 мин.)

2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

Тема I . Сегодня у нас урок развития речи, с какой целью мы проводим эти уроки? ( Чтобы уметь выразительно говорить, внимательно читать тексты)

Вывод . Да, действительно, на этих уроках мы учимся точно и полно понимать прочитанное, четко, доказательно, грамотно выражать свои мысли.

И мы будем учиться понимать различные тексты.

II. А на каких уроках помимо русского языка вам приходится работать с текстами? (на любых)

А всегда ли вам понятен текст, с которым вы работаете на уроках истории, географии? (не всегда)

Вот сегодня мы и продолжим открывать секреты правильного чтения и понимания текста.

Цель - Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?

- что нам необходимо выяснить?

- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)

- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

III. Тему мы определили, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы продолжим учиться? (продолжим учиться понимать текст, рассмотрим законы построения текста.)

А где вам могут пригодиться полученные на этих занятиях умения? (на других уроках, на экзаменах и просто в жизни)

IV. Понимание текста – задача непростая.

2. Из скольких частей состоит текст? (из 4-х частей)

3 . Есть ли у текста автор? (Да, М. Алексеев)

4. Какие предложения по цели высказывания преобладают в данном тексте? (повествовательные и побудительные)

7 . Работа с текстом. Ученики выразительно читают текст.

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.

8. Комментарий учителя : Давайте определим роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания. Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков самостоятельной работы с текстом.

Задачи:

1.Формирование умения применять на практике знания о структуре текста.

2.Развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную

3. Обогащение словарного запаса языка.

4.Развитие чувства языка посредством анализа текста.

5.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.

6. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

7 Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.

Урок развития речи

по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению

Составитель: Борисова Елена Дмитриевна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №46

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Формирование навыков самостоятельной работы с текстом.

1.Формирование умения применять на практике знания о структуре текста.

2.Развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную

3. Обогащение словарного запаса языка.

4.Развитие чувства языка посредством анализа текста.

5.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.

6. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

7 Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.

Оборудование: учебник, компьютер, раздаточный материал

Планируемые результаты: предметные – проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята!

-На столах у нас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)

-Значит с хорошим настроением начнем наш урок. 1 мин.

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

Очень часто мы в нашей жизни, к сожалению,сталкиваемся с такими проблемными ситуациями ,как эта?В чём на ваш взгляд проблема? Можно ли так поступать? Почему?

Проблемная ситуация: обучающийся входит в класс с опозданием и пытается выбросить в мусорное ведро недоеденную булочку. Можно ли так поступать? Почему?

Дети останавливают его.

А сейчас садись, пожалуйста ,и послушай информацию, которая возможно будет для тебя полезной.

Посмотрите не похожа ли ситуация в данной презентации на ту которую вы наблюдали в начале урока в нашем классе?

Учитель:Ребята,как вы думаете,,о чём пойдёт сегодня речь у нас на уроке?Какова тема нашего урока?

Слайд 3(учитель)

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

-Ребята,а какие цель и задачи мы поставим с вами перед собой сегодня на уроке?

Слайд 4(цели и задачи)

Цель : узнать о значении хлеба в жизни человека.

Обратимся к домашнему заданию, которое было дано каждой группе на прошлом занятии.

1 Узнать, почему хлеб называют хлебом, изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.

3. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

4.Хлеб в устном народном творчестве.Пословицы и поговорки о хлебе.

5.Выполнить комплексный анализ текста.

Слайд 5(вступительное слово)

Слайды 6,7,8,9,10 (отвечает 1 группа)

Слайды 11,12,13,14,15,16,17 ,18 (отвечает 2 группа)

Какую роль сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? О чем заставляет задуматься людей, не испытывающих голода?

Слайды 19,20,21 (отвечает 3 группа)

(Благодаря хлебу народ победил врага. Хлеб был единственным спасением во время голодных военных лет.

Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека.

Слайды 22,23,24,25 (отвечает 4 группа)

-Спасибо группы, вы хорошо поработали.

-А мы с вами переходим непосредственно к работе с текстом.

- Какое ключевое слово поможет вам определить тему нашего урока? Правильно!

_Значит ,мы сегодня будем работать с текстом. Но углубим наше понятие и приступим к реализации нашей основной задачи

Слайды 26,27

Давайте вспомним, что такое текст?

Каковы основные признаки текста?

- Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?

- Что нам необходимо выяснить?

- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)

- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу

Работа с текстом. Ученик читает текст.

Прочитайте выразительно текст.

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.

10. Комментарий учителя: Давайте определим роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания.

( Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)

Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.

2. Формирование новых понятий, умений, навыков

1. Повторение понятия текста

  • Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
  • Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало.

Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?

Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.

Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.

Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.

3. Упражнение “Понаблюдайте”

а) Работа с учебником. § 100

Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?

б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.

Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.

Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.

Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.

Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Е. Никитина. Русская речь. 5 класс

3. Беседа по содержанию прочитанного

  • Из чего состоит текст?
  • Как связаны между собой предложения в тексте?
  • Как связаны предложения лексически и грамматически?
  • В чем выражается связь предложений в тексте по смыслу?
  • Какие признаки есть у текста, кроме названных?
  • Что значит “текст цельный”?
  • Что значит текст “завершенный”?
  1. Законченность, завершенность, цельность (ничего нельзя убрать, сократить).
  2. Единство темы (описание фактов, событий, места действия и времени, рассуждения автора и т.д.)
  3. Главная (основная) мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать нам автор своим текстом)
  4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это “вход” в текст, как в некое здание).
  5. Связанность изложения (по смыслу и грамматически).

4. Знакомство с опорной схемой.

Расскажите о тексте, опираясь на схему

(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.

Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)

5. Работа с текстом

Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.

В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

  • Можно ли его назвать законченным, завершенным?
  • В рассказе множество персонажей: бабушка с сумкой, старик с мешочком, две девочки, синичка. Можно ли сказать, что все они объединены одной темой?
  • Какова, по-вашему, главная мысль (идея) рассказа? Не показался ли вам этот рассказ
  • притчей, басней, в котором осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый, высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено? Старый пень – аллегория человеческого характера. Какой урок можно извлечь из данного текста?
  • Как бы вы назвали этот рассказ? ( “Старый пень”, “Притча о гордом человеке”, “Ты не царь!”) Какое название (заглавие) содержит в большей степени его идеи?
  • Почему в тексте выделено несколько красных строк? Как мы их называем?
  • Разделите текст мысленно на части. Сколько их у вас получилось?
  • Микротема - наименьшая составная часть темы целого текста.
  • Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
  • Абзац - часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, или микротемы.

7. Работа с текстом

Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи

Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

  1. Грибники вокруг старого пня.
  2. Речь пня перед деревьями. (Старый пень возгордился).
  3. Молчание деревьев.
  4. “Я ваш царь!”
  5. “Ничего ты не царь”

4. Итоги урока

Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ moya_tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока : Работа с текстами разных стилей .

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.

содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей.

Формирование эмоционального настроя на урок

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Формирование эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.(Р)

Создание проблемной ситуации

Прогнозирование по названию (данный прием акцентирует внимание на названии произведения)

Вовлекаются в работу по прогнозированию сюжета рассказа.

сюжет произведения (П).

Умение отбирать и сопоставлять полученную

Учащиеся высказывают предположения, пытаясь обосновать свое мнение информацией из уже прочитанного текста

сюжет произведения (П).

Примерный план:

Счастливое семейство.

Неожиданное нападение.

Битва насмерть.

Сила материнской любви.

Умение составлять простой план текста (ПР)

Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте (К)

Выстраивание своих действий в определённой последовательности(Р)

С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?

чтобы показать силу кошки;

2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;

3) чтобы показать силу материнской любви;

4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.

Задание направлено на проверку умения понимать задачу речи, выделять основную мысль в тексте.

Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания (П, К)

Оценка поведения героя в конкретной ситуации(Л).

Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К).

Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?

Задание направлено на формирование умения соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения.

В процессе обсуждения учащиеся формулируют примерный ответ : автор использовал в этом тексте тип речи повествование, потому что ему важно было рассказать о событиях, о битве орла и кошки. Именно цепь событий передаёт основную мысль автора о силе материнской любви.

Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)

Умение составлять письменное высказывание на заданную тему; обосновывать свое мнение(К)

Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?

Задание направлено на поиск информации в тексте.

Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся находят в тексте и подчеркивают нужные слова. Ответ: откуда ни возьмись, вдруг, как молния .

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р)

Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста). (См. Приложение).

Задание направлено на развитие речевых навыков учащихся.

Работа в парах. Дети работают с деформированным текстом, заполняя пробелы. После выполнения задания проводится его коллективное обсуждение.

В результате появляется текст:

Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился огромный степной орёл. У хищника были могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями.

Умение работать с деформированным текстом (П)

Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся (К)

Навыки самопроверки (Р)

Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).

Задание направлено на поиск информации в тексте.

Индивидуальная работа учащихся с текстом с последующим обсуждением результатов.

Ответ: . мать вцепилась уже в него; закипела битва насмерть; он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз; кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло; она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю.

Выстраивание своих действий в определённой последовательности (Р)

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности(Р)

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р)

Учет разных мнений(К).

Почему кошка победила орла?

Задание направлено на проверку понимания текста.

Коллективное обсуждение вопроса. Ответ: кошка победила орла, потому что она защищала свою семью, она мужественно сражалась.

Умение участвовать в дискуссии, формулировать собственное мнение с опорой на прочитанный текст (К)

Умение понимать прочитанный текст (П)

Задание проверяет системность понимания текста, актуализирует знания о различных стилях текста, представления о единстве текста.

Коллективная форма работы. Чтение предложенного текста, определение его стилистической принадлежности, сопоставление с рассказом К. Ушинского. Формулировка вывода: нельзя, потому что, во-первых, меняется стиль и тип текста; во-вторых, нарушается тематико-смысловое единство текста К. Ушинского.

Умение соотносить предложенный текст с определенным стилем (П)

Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)

Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?

Из другого рассказа К. Ушинского

Из статьи энциклопедии о птицах

Из сказок о животных

Из мифов о происхождении животных и птиц

Задание направлено на обучение навыкам устанавливать источник

Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный (вариант 2)

Умение организовывать совместную деятельность при чтении и анализе текста, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).

Умение работать коллективно во время обсуждения проблемы(К)

Задание направлено на поиск и выбор необходимой для ответа информации.

точка с запятой передаёт динамику одного события, каждый факт — особый.

Точка с запятой поставлена и потому, что предложения осложнены структурно (уже есть запятые).

Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся (К)

навыки самопроверки (Р)

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

Умение пользоваться справочным материалом, составлять модель ответа (П)

Применение методов информационного поиска.(П)

Итог урока. Рефлексия

Обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке.

- Оцените свою работу. Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя во время чтения с остановками?

Учитель комментирует высказывания ребят, дает оценку работы класса, объявляет отметки, полученные в процессе работы.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность по определенным критериям

Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)

Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л)

Ученики выбирают вид работы (дифференцированный подход к выполнению

Выбранный для просмотра документ prilozhenie_15.docx

(1)3а деревней весело играла кошка со своими котятами. (2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

(З)Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл. (4)Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (б)Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. (7)3акипела битва насмерть.

(8)Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. (9)Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

(Ю)Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка.

Составьте простой план текста.

С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?

1) чтобы показать силу кошки;

2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;

hello_html_16876b77.jpg

3) чтобы показать силу материнской любви;

4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.

Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?

Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?

Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста).

Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился

орёл. У хищника были

крылья, клюв, лапы с

Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).

Почему кошка победила орла?

Степной орёл — единственный из орлов вид, устраивающий гнёзда на земле. Основной добычей ему служат различные виды сусликов, в некоторых районах важным кормом служат также сурки и пустынные грызуны — песчанки.

Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?

1) Из другого рассказа К. Ушинского

2) Из статьи энциклопедии о птицах

3) Из сказок о животных

4) Из мифов о происхождении животных и птиц

Почему в предложении 10 (см. текст задачи) перед сочинительными союзами но, однако стоят точки с запятыми, хотя в сложносочинённом предложении части должны разделяться запятой?

Справочная информация

• Точка с запятой в сложносочинённом предложении ставится: если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые;

если точка с запятой является авторским знаком препинания и является сигналом более значимой границы, чем запятая, сигналом смысловой независимости части, которая в составе одного сложного предложения призвана передать особую напряженность повествования;

Читайте также: