Конспект урока в музыкальном театре

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: Сформировать представление учащихся о музыкальном театре.

Задачи урока :

  • Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.
  • Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.
  • Развитие чувства ритма, творческих способностей.
  • Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.
  • Способствовать формированию умения работать с интерактивной доской.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание интереса, любви к искусствУ.:
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.
  • Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Форма урока: Урок-путешествие.

Оборудование урока:

  • Электронная доска Smart Board, компьютер, проектор.
  • Презентация.
  • Синтезатор.
  • Буклет-подарок “Музыкальный театр”.
  • Видеофрагменты:
    – Увертюра из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки;
    – отрывок из балета “Шопениана” на музыку Ф. Шопена;
    – Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки” из оперы “Садко” Н. А. Римского-Корсакова.
  • Аудиозаписи:
    – Марш из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского;
    – Фонограмма песни “Волшебный мир искусства” муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжевой;
    – Вальс цветов из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского.

Межпредметные связи: Музыка, литература, изобразительное искусство.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися:

Учащиеся будут иметь представление о крупнейших театральных центрах мирового значения, познакомятся с театральными профессиями, выявят особенности взаимодействия музыкального искусства с различными видами искусств, сходные и отличные черты оперного и балетного спектакля, исполнят простейшие ритмические рисунки на шумовых инструментах.

I. Музыкальное приветствие.

(Учитель исполняет музыкальное приветствие на мотив произведения Ж. Бизе “Марш Тореадора” из оперы “Кармен”):

Здравствуйте, дети, вам всем рада я!
Музыка вас вновь позвала.
Будем с вами петь и танцевать,
На инструментах играть.
Волшебных звуков мир к себе влечет.
В спектакль нас зовет!

II. Активизация имеющихся знаний.

Учитель: Ребята, узнали вы это произведение? (Учащиеся отвечают, что это фрагмент из оперы “Кармен” Ж. Бизе.)

У.: Правильно. А кто-нибудь из вас бывал в театре? (Ответы учащихся.)

У.: Сегодня я всем предлагаю виртуально посетить музыкальный театр.

У.: Назовите мне, пожалуйста, какие спектакли мы сможем увидеть, если побываем в театре?

Дети: Кукольный спектакль, Драматический спектакль, Теневой спектакль, опера и балет.

У.: В зависимости от того, какой вид спектакля вам покажут, театры разделяют на несколько видов.

(Учитель вызывает к доске ученика, чтобы выполнить Задание № 1: Соотнести название спектакля с названием театра).

У.: В каждом крупном городе есть театр оперы и балета. А сейчас я хочу познакомить вас со всемирно известными театрами.

У.: Обратите внимание, какие они красивые, каждый со своеобразной архитектурой. Ла Скала в Милане в Италии, Гранд-Опера в Париже во Франции, Венская государственная опера в Австрии, Сиднейский театр стоит прямо на берегу океана, и в Нью-Йорке очень интересное современное здание Метрополитен-оперы.

У.: А какие русские театры вам знакомы?

Д.: Мариинский императорский театр в Санкт-Петербурге. И самый главный театр нашей страны – Большой театр в Москве.

У.: А теперь мы отправимся в волшебный мир музыкального театра.

III. Работа по теме урока.

У.: Давайте подойдём к театральной афише. Для чего она нужна?

Д.: Афиша – объявление о спектакле, концерте или других представлениях. Глядя на нее, мы сможем узнать, что идет в театре.

У.: Посмотрите, о чем может рассказать нам театральная афиша?

Д.: На афише указывается названия произведений, их музыкальные жанры, фамилии авторов, имена и фамилии исполнителей главных ролей и дата.

У.: Посмотрите на наши афиши и скажите, как называются произведения, представляемые в нашем театре? Назовите их жанры и авторов? (Ответы учащихся.)

У.: А теперь давайте зайдём в помещение театра.

У.: Сначала мы попадаем в фойе. Это просторный зал, где обычно зрители ожидают начало представления. В фойе можно погулять, посидеть на скамеечках и рассмотреть фотографии или портреты популярных артистов театра. Затем мы услышим звонок, который даст сигнал, что можно занять свои места в зрительном зале. Всего в театре подается 3 звонка перед началом спектакля. Посмотрите, какой большой зал в театре, огромная люстра освещает зал, но во время представления она погаснет. Зачем выключают свет в зале?

Д.: Свет горит только на сцене, чтобы зрители смогли всё хорошо рассмотреть.

У.: В зрительном зале театра много мест для зрителей и внизу и на несколько этажей вверх располагаются зрительские кресла. Весь зал разделяется на зоны. (Учитель с помощью инструмента “Перо” показывает основные составные зрительного зала театра).

У.: В театре существуют какие-либо правила поведения? Как в театре надо себя вести? (Ответы учащихся.)

У.: Да, вы правы. В любом театре соблюдается театральный этикет. Посмотрите на доску, все ли правила нам знакомы? Ничего не хотите дополнить? (Ответы учащихся.)

У.: В фойе театра можно купить театральную программУ.: В ней, как и на афише, указаны название спектакля, музыкальный жанр, автор, дата проведения представления. На внутренней странице действующие лица и актеры, занятые в представлении и даже имя художника.

У.: Ребята, а зачем в театре художник? В чём заключается его работа?

Д.: Рисует декорации, эскизы костюмов, изготавливает бутафорские изделия.

У.: Можно ли без него обойтись?

Д.: Нельзя, спектакль будет не красочным, не интересным.

У.: А теперь внимательно посмотрите на изображения на доске. Попытайтесь распределить их на три группы: эскизы, костюмы, бутафория. (К доске выходят 3 ученика и с помощью инструмента “Линии” соединяют изображения с ключевым словом.)

У.: Одевая костюм героя, актер еще не до конца создает свой образ. Кто помогает актеру перед спектаклем измениться до неузнаваемости?

У.: Гримёр – одна из самых интереснейших профессий. Он может использовать бороду, усы, даже носы, сделать соответствующие морщинки на лице и из молодого человека получится старушка или забавное животное, король или нищий т.Д.:

У.: Какие еще театральные профессии очень важны для создания атмосферы спектакля?

У.: Сегодня мы познакомились с некоторыми театральными профессиями. Можете их перечислить? (Ответы учащихся.)

Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры
И осветители, и декораторы,
И драматурги, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё…

Д.: (хором) Режиссёр!

У.: В программе есть ещё литературный текст. Как называется этот литературный текст?

У.: Что такое либретто?

Д.: Краткое литературное изложение сюжета.

У.: Какие музыкальные жанры создаются на основе либретто?

Д.: Опера, мюзиклы, оперетты.

У.: Без чего ещё не может обойтись ни опера, ни балет? Что вперёд пишут музыку или либретто? (Ответы учащихся).

У.: Может композитор сочинить музыку без либретто? Почему?

Д.: Только после создания либретто композитор пишет музыку, т.к. там прописано содержание спектакля, главные герои и текст.

У.: В чьём исполнении звучит музыка в театре, при показе оперы и балета?

Д.: В исполнении симфонического оркестра.

У.: Мы привыкли на концертах видеть музыкантов на сцене, но в музыкальном театре они занимают особое место. Как называется место, где располагается оркестр?

Д.: Оркестровая яма.

У.: Как называют руководителя оркестра?

У.: Фамилия дирижера тоже обязательно указана среди тех, кто готовил спектакль.

У.: Ребята, обратите внимание на то, что занавес ещё не открыли, сейчас зазвучит только музыка. Это оркестровое вступление перед началом спектакля создаёт определённый настрой для просмотра спектакля.

У.: Кто вспомнит, как оно называется?

У.: Давайте вспомним, где мы можем услышать увертюру?

Д.: Увертюра бывает перед началом балета, оперы, кинофильма или самостоятельным произведением.

У.: О чём нам рассказывает музыка увертюры?

Д.: В ней звучат музыкальные темы, характеризующие главных героев, события, которые будут происходить с ними и то, как закончится сюжет, но всё в кратком варианте.

У.: А теперь тишина. Занавес открывается…

(Просмотр видеозаписи Увертюры из оперы “Руслан и Людмила” М. И. Глинки). Приложение 1.

У.: Что вы испытывали, когда смотрели видеофрагмент из оперы?

Д.: -Восторг, удивление, очарование, помогает погрузиться в мир сказки…

У.: Какое настроение возникает у вас?

Д.: Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое.

У.: Понравился вам этот фрагмент? Музыку узнали? Как называется? Напомните мне еще раз, какой оркестр исполнял увертюру? Давайте вспомним инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. (Ответы учащихся.)

У.: А хотели бы вы побывать сейчас в роли музыкантов театрального симфонического оркестра?

У.: Тогда сейчас мы поиграем с вами в игру “Мы веселые музыканты”. Правда, инструменты у нас сегодня будут шумовые, но зато музыка, под которую мы будем играть, самая настоящая. Это Марш из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского. (Дети исполняют ритмические рисунки из партитуры на доске.)

У.: Молодцы! А теперь прошу вас внимательно посмотреть два видеофрагмента.

(Просмотр видеофрагментов: отрывок из балета “Шопениана” на музыку Ф. Шопена и Песня Садко из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.) Приложение 1.

У.: Какие театральные жанры здесь присутствуют?

Д.: Опера и балет.

У.: Прочитайте определение оперы и балета. Найдите общие признаки оперы и балета.

У.: Выполните задание: красным цветом нужно подчеркнуть отличительные признаки оперы, а синим цветом – отличительные признаки балета. (Вызываются два ученика. Учащиеся у доски читают определения на слайде и выполняют задания с помощью инструментов “Перо”.)

VI. Подведение итогов

У.: Ребята, где мы сегодня побывали? (Ответы учащихся.)

У.: Что нового о театрах вы сегодня узнали? Какие виды театров бывают? (Ответы учащихся.)

У.: Назовите главные музыкальные театры нашей страны. (Ответы учащихся.)

У.: Какие помещения музыкальных театров открыты для посетителей? (Ответы учащихся.)

У.: На какие места в зрительном зале вам могут продать билет, а куда нет? (Ответы учащихся.)

У.: С какими театральными профессиями мы познакомились? (Ответы учащихся.)

У.: Какой оркестр, как правило, принимает участие в постановке музыкального спектакля?

Д.: Симфонический оркестр.

У.: Какие жанры спектаклей представляют в музыкальных театрах?

Д.: Опера и балет.

У.: Как правильно сказать: “Я слушаю или смотрю оперу, я слушаю или смотрю балет”?

Д.: Слушают оперу, а балет смотрят.

У.: Какие виды искусства объединяют опера и балет?

Д.: Музыка, литература, живопись хореография,

У.: Эти виды искусств дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью. (Исполнение песни “Волшебный мир искусства” муз. Александра Ермолова, сл. Ксении Кряжевой.) Приложение 3.

У.: К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.

V. Домашнее задание

Нарисовать свои впечатления от путешествия в мир музыкального театра.

У.: На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями театров, записью отдельных музыкальных терминов и правилами театрального этикета. Приложение 2. Слушайте музыку и будьте здоровы!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ТИП УРОКА: Урок расширения и углубления знаний

ФОРМИРОВАНИЕ УУД:

Личностные действия – научиться воспринимать оперное искусство

Регулятивные действия – самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык героев оперы

Познавательные действия – знать жанры оперы

Коммуникативные действия – уметь слушать и вступать.

Организационный момент

Повторение предыдущего материала

О чем мы говорили на предыдущем уроке? Повторение понятий и терминов

Что такое классика?

Лёгкая м у зыка?

Музыкальная викорина

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в музыкальный театр.

Основная часть

- Что такое театр? Что вы о нем знаете? (ответы детей)

Теа́тр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности.

Назовите самые известные театры нашей страны? (Большой театр г.Москва, Марииский театр г.Санкт – Петербург.

- Кто из вас был в театре?

- Как назывались спектакли , которые вы смотрели?

- Вспомните, как называется спектакль, где все герои поют?

Ответы уч-ся: Опера.

- Правильно. А где происходит показ оперы?

В музыкальном театре.

Давайте сформулируем тему урока . В музыкальном театре . Опера.

- О пределите цель нашего урока.

Ответы уч-ся: знакомство с музыкальным спектаклем – Опера.

составьте план работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

углубление знаний об опере;

ознакомление с исполнителями;

закрепление знаний о разновидностях вокальных и инструментальных жанров в опере;

Работа над новым материалом.

Задание 1. углубление знаний об опере.

- Ответы уч-ся: труд, сочинение.

- Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актеры, к которым зрители привыкли, вдруг вместо того чтобы разговаривать, запели. Поэтому оперу восприняли неоднозначно. Некоторые отнеслись с интересом, но были и такие, кто не воспринимал этот жанр. И все-таки опера стала распространяться по всему миру, завоевывая симпатии зрителей.

Первую оперу написал в 1600 году итальянский композитор Джакопо Пери. Это была "Эвридика", спектакль, во время которого певцам аккомпанировал ансамбль из четырех музыкантов. Хотя арии не были особенно веселыми и напоминали церковные псалмы, опера впервые была исполнена на свадьбе французского короля Генриха IV. Ошибочно раньше считали, что родоначальник оперы - Клаудио Монтеверди, написавший в 1607 году оперу "Орфей".
Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв.
В России же опера появилась только в 19 веке.

- Где и когда появилась опера?

- Почему в Италии?

Запомните. ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это драматический музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют.

- В каких театрах идут оперные спектакли?

Ответы уч-ся: В музыкальных театрах.

- Чем опера отличается от театра?

Ответы уч-ся: в опере музыка первостепенна. Действие оперы происходит под сопровождение симфонического оркестра.

Во многих крупных городах есть театры оперы и балета. В Москве находится несколько театров, но самый популярный театр оперы и балета - Большой театр. (Слайд 8)

Какие виды искусств присутствуют в опере? Музыка, хореография, изобразительное искусство и обязательно литература. На литературный сюжет пишется опера или либретто.

Автор: Корнюшенко Ирина Дмитриевна

Организация: МКОУ СОШ№1

Населенный пункт: с.Дивное

Цели урока:

Познавательная: создание условий для ознакомления обучающихся с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки;

Развивающая: развитие умения воспринимать музыку балета. размышлять о ней, анализировать, высказывать своё мнение, слышать образное содержание того или иного танца;

Воспитательная: воспитание интереса и любви к музыке, потребности общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы, художественного, музыкального и эстетического вкуса, нравственных качеств личности обучающихся.

Оборудование: телевизор , видеоплеер, магнитофон, портрет П.И. Чайковского, аудио и видео записи.

1.Организационный

Учитель:

Я прошу вас тихо сесть.

Прозвенел уже звонок,

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш - музыка!

Сегодня урок музыки проведу у вас я, Ирина Дмитриевна Корнюшенко, учитель музыки МКОУ СОШ №1 с.Дивное. (пауза)

Мне очень хочется вместе с вами сделать очередной шаг в яркий и удивительный мир музыки. И для этого я приглашаю всех вас, куда?

Дети: В театр.

Учитель: (на слайде) Театр слово греческое, в котором соединены различные виды искусства: (на слайде) литература, музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство.

Учитель : Театры разделяют на несколько видов, кукольный театр, драматический театр, театр теней, музыкальный театр или театр оперы и балета, где также могут проходить и концерты.

Учитель : Ребята, а кто из вас был в театре ? У меня для вас есть интересное предложение – совершить поездку в Санкт-Петербург и побывать в Мариинском театре. А отправимся мы на поезде.

Учитель: Кто - нибудь из вас ездил на поезде? Кто может мне прохлопать ритм стука колес? Ребята, давайте я постучу, а вы скажете похоже или нет?

(Первый раз обычные хлопки, а затем стук колес)

Учитель: Давайте этот ритм возьмем с собой?

(Все вместе прохлопывают ритм)

Учитель: А теперь дадим звук нашему ритму (дум дэ дум дэ дум) Активно! Так хорошо!

Перед тем как поехать, поезд дает сигнал, кто покажет этот сигнал? Ну, смелее!

Дети: Ту-ту!

Учитель: Правильно! Молодцы! А теперь все вместе!

Прекрасно! Когда поезд останавливается, он тоже издает звук, какой?

Дети: Ш-ш-ш-ш!

Учитель: Прекрасно! А теперь мы с вами отправимся под мелодию поезда, дум, де-дум, де-дум.

Работа с детьми на поезде.

Учитель: Ну что ж, вот мы и на месте. Мы прибыли с вами на Театральную площадь Санкт-Петербурга, где находится Мариинский театр. А вот и афиша, для чего она нужна, ребята?

Учитель: Посмотрите, о чем ещё может рассказать нам театральная афиша?
Дети: На афише указываются названия произведений, их музыкальные жанры, фамилии авторов, имена и фамилии исполнителей главных ролей и дата.

Учитель: Ребята, а глядя на афиши, скажите, в какой театр мы приехали?

Дети: В Мариинский, в музыкальный театр.

Учитель: Глядя на афишу, какое произведение мы сможем с вами посмотреть?

Учитель : Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Работа с билетами. Проверка выполненного задания.

Учитель: Билеты у нас есть и мы можем пройти театральный подъезд, где можно купить театральную программу. Такая программа лежит у вас на столе. Сейчас мы с вами пройдем в фойе. Здесь можно погулять, посидеть на скамеечках и рассмотреть фотографии или портреты популярных артистов театра.

(Звонок) Перед началом любого спектакля или представления даются звонки. Эти звонки и для актеров, и для зрителей. Ну, надо же как-то всех собрать и дать понять, что вот оно представление начинается. Поэтому и нам надо поспешить, пройти в зрительный зал и занять свои места. Можно сесть в удобное кресло и открыть программу. Давайте посмотрим, с сюжетом какого музыкального произведения мы сегодня познакомимся?

Учитель: А что такое балет?

Дети: Где все артисты танцуют.

Основой для балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто. Ребята, а что такое либретто?

Учитель: Это краткое литературное изложение сюжета оперы или балета. Только после либретто композитор сочиняет музыку.

Дети: П.И.Чайковский.

Учитель: П. И. Чайковский – гениальный русский композитор, который один из первых получил профессиональное музыкальное образование в России. П.И. Чайковский- основоположник русского классического балета. Он произвёл настоящий переворот в балетной музыке.

Учитель: В каком театре впервые был поставлен балет?

Дети: Впервые.

Учитель: Какая сказка лежит в основе балета и кто её написал?

Учитель: композитор П.И Чайковский как добрый волшебник только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта и она сразу ожила, наполнилась радостью настоящего праздника.

(занавес + увертюра)

Ребята, обратите внимание на то, что занавес ещё не открыли, а уже звучит музыка. Это оркестровое вступление перед началом спектакля, которое создаёт определённый настрой для его просмотра. И называется – увертюра.

Учитель: Ребята, сейчас вы прослушали фрагмент увертюры. К то исполнял музыку?

Дети: Оркестр.

Учитель: Это симфонический оркестр, который состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов, состав симфонического оркестра насчитывает до 110 человек. А управляет оркестром?

Дети: Дирижер.

Учитель: Какое настроение передаёт эта музыка?

Дети: Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое.

Учитель: Конечно, ведь события спектакля разворачиваются зимой в канун Нового года, а это самое радостное время для детей. В доме девочки Маши готовятся к Новогоднему празднику. Раздаются звуки музыки, дети радостно идут в комнату, где стоит елка. Танцуют взрослые и дети, в это время появляется старый мастер игрушек. Он дарит детям заводные игрушки, и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик, который особенно понравился девочке Маше. Бал окончен. Все расходятся. Детям пора спать. Маленькой Маше не спится. Она встает с постели и подходит к Щелкунчику, оставшемуся в темном зале. И вдруг из щелей в полу появляются мыши. Маша бежит к Щелкунчику искать защиты. Щелкунчик с армией игрушечных солдатиков вступает в бой. Вражеское войско значительно их превосходит.
Тогда Маша бросила в Мышинного короля туфельку. Неприятель

покидает поле сражения.
И случается чудо. Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Все ликуют. Все персонажи балета танцуют и даже цветы! И как это всегда бывает в сказке добро победило зло!

Последний фрагмент, с которым мне бы хотелось вас познакомить – это Вальс цветов, прославляющий добро, красоту и любовь

Учитель: Ребята, а вы хотите стать не только слушателями, но и участниками этого балета?

Тогда мы превращаемся с вами в цветы и танцуем вальс вместе со всеми.

(Действия по показу учителя)

(разучивание песни)

Учитель: Ребята, вам понравилось? Посмотрите, какая красивая елочка, но нашей не хватает игрушек и предлагаю ее нарядить. Если урок был интересным, повесьте на неё шарик красного цвета, а у кого возникло желание посетить настоящий театр и посмотреть балет – желтый шарик.
Учитель: К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается. Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное посещение музыкального театра пробудило в вас желание посетить балетный спектакль. На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями музыкальных театров, и правилами театрального этикета.

Учитель: Молодцы, ребята. Спасибо. Слушайте музыку и будьте здоровы!

Учитель: Понравился вам этот фрагмент? Музыку узнали? Как называется? Напомните мне еще раз, какой оркестр исполнял увертюру? Давайте вспомним инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра.


У. - А теперь тишина. Занавес открывается…

Балет начинается с увертюры или, по-другому, со вступления. Увертюра это инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом балета.

События спектакля разворачиваются зимой в канун Нового года. (краткое содержание)

… Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно.

Звенит третий звонок.

А теперь тишина. Занавес открывается… (звучит увертюра)

(на фоне увертюры)

Учитель: Дети радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной ёлки. В зале появляется новый гость – фокусник. В его руках игрушки, и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Новая игрушка особенно нравится Кларе. И когда её брат сломал Щелкунчика, засунув ему большой орех, Клара очень огорчилась.

Праздничный вечер заканчивается. Гости разъезжаются. Кларе тоже пора спать. Она укладывает сломанного Щелкунчика в кровать. Но Кларе не спиться. Тихо пробирается она к Щелкунчику. Лунный свет освещает зал. Кларе кажется, что ёлка начинает расти, куклы и игрушки оживают.

Вдруг из всех щелей выползают мыши. Злое мышиное войско уничтожает пряничных солдатиков. Тогда храбрый Щелкунчик созывает оловянных солдатиков и набрасывается на мышиное войско. Мышиный король вступает в поединок с Щелкунчиком. И когда он уже готов убить Щелкунчика, Клара снимает с ноги туфельку и бросает её в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит врага и мышиное войско обращается в бегство. Щелкунчик превращается в прекрасного юношу-принца.

Второе действие балета происходит в волшебном царстве сладостей. Фея Драже в сопровождении свиты торжественно встречают принца Щелкунчика и Клару. Начинается праздник. На этом празднике ликуют все, и даже цветы.

Дается первый звонок.

Учитель: Ребята, а что вы сейчас услышали?

Работа с билетами. Проверка выполненного задания.

Учитель: Ребята, давайте обратим внимание на музыкальные определения и понятия, которые в билете, и скажите с каким спектаклем мы сегодня познакомимся?

Дети: Балет.

- За постановку хореографических номеров отвечает кто? балетмейстер.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего передаются чувства в балете?

Дети: С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов.

Самое главное, что герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают.

Отлично! А теперь давайте зайдём в помещение театра.

Танец феи Драже в этом балете выделяется, прежде всего, особенным звучанием оркестра. Когда композитор Петр Ильич Чайковский был во Франции, он услышал там необычный музыкальный инструмент, который называется челеста. Это инструмент, на котором играют, нажимая клавиши, обладал холодноватым, прозрачно-серебристым тембром. Специально для партии феи Драже по просьбе Петра Ильича Чайковского инструмент был привезен в Россию. Когда челеста звучит в музыке феи Драже, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов и сверкание драгоценностей. Эта музыка настолько нежная и восхитительная, что, кажется, будто бы, благодаря ей, можно не только услышать, но и увидеть все волшебства города Конфетенбурга.

Учитель: Какое настроение возникает у вас?

Дети. - Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое.

Учитель. Музыку к спектаклю исполняет симфонический оркестр . А хотели бы вы побывать сейчас в роли музыкантов театрального симфонического оркестра?

Дети. Да.

Крепкая дружба и отвага помогли героям сказки победить силы зла.

Шоколад, кофе, чай, леденцы и даже цветы – все танцуют.

У читель: А что же сегодня показывают в театре?

Чтоб состоялась в театре премьера:

Долго готовят её костюмеры

И осветители, и декораторы,

И драматурги, и звукооператоры,

Главный художник, кассир, бутафор,

Плотник, рабочие, токарь, гримёр,

А отвечает за всё…

Зимний рождественский вечер. Снежинки летят за окнами. И сейчас мы превратимся с вами в снежные хлопья. (надевают на руки снежинки) Вальс снежных хлопьев.

Выражает ли музыка новогоднее, рождественское настроение?

Дети: Да.

Учитель: Как звучит музыка?

Дети: Сказочно, таинственно, игриво, радостно, тихо, волшебно, танцевально.

Учитель: Начинается балет с увертюры. Кто мне подскажет, что означает слово увертюра?

Ученики: Увертюра - инструментальное вступление к опере, балету, подготавливающее внимание слушателей к предстоящему действию.

Учитель: Верно! Музыка увертюры сразу же вводит слушателя в мир образов.

Он благодарит Клару за спасение и приглашает её следовать за ним. Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний еловый лес. Метель кружит танцующие снежинки.

Вальс снежных хлопьев – слушание.

Учитель: Какую музыку вы услышали? Какая она по характеру? А что необычного вы заметили?

Учитель: Это вы верно заметили. Какие же средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы добиться такого ощущения?

Ученики : Он использовал мелодию, ритм, темп, динамику, изобразительные возможности оркестра, т.е. тембры инструментов симфонического оркестра, чтобы создать зрительное ощущение происходящего на сцене.

Учитель: Да, действительно, в балете не поют, но чтоб подчеркнуть сказочность П.И.Чайковский сделал так, что снежинки запели…

Учитель: Какой инструмент звучит во вступлении вальса?

Ученики: Арфа.

Учитель: Этот инструмент П.И. Чайковский часто использовал в своих произведениях, чтобы создать сказочность, таинственность? (показ инструмента)

Учитель: Какое впечатление, настроение вызвала у Вас эта музыка?

Ученики: Сказочный, благородный и торжественный вальс.

Именно об этом говорится в песне, которую мы разучим на уроке.

Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров нашего города.

- Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля!

Музыкальный руководитель : Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания.

Вокально- хоровая работа

Как часто мы слышим такие крылатые выражения, как: “Красота спасёт мир”, или “Миром правит любовь”, но мне кажется, что на Земле есть ещё одно чувство, которое правит и красотой, и любовью – и чувство это – ДОБРОТА. Не случайно именно добро побеждает зло и тем самым не даёт разрушить гармонию, красоту и любовь. Сегодня мы продолжим работу над песней “Дорога добра”.

Исполнение песни “Дорога добра” Музыка Минкова М., слова Энтина Ю.

Что вам больше всего запомнилось?

Мне очень хочется вместе с вами сделать очередной шаг в яркий и удивительный мир искусства.

Перед вами Мариинский театр, которой находится в Санкт – Петербурге. Ответьте, пожалуйста,

Для этого нам не надо никуда ходить, у нас есть волшебный экран, который нам покажет, все что мы захотим увидеть!

Оно называется либретто, в переводе с итальянского означает книжечка. В основу либретто положено литературное произведение. Это может быть роман, повесть, миф, легенда, поэма, сказка, былина.

кукольный театр, театр кукол имени С.В.Образцова в г.Москве - крупнейший в мире;

Драматический спектакль – драматический театр, самый известный в России – Московский драматический театр им. А.С.Пушкина;

Теневой спектакль – театр теней, Детский театр теней в Москве один из самых интересных в России ;

Музыкальный спектакль – музыкальный театр или театр оперы и балета. Мариинский императорский театр в Санкт-Петербурге и Большой театр в Москве всегда занимают особое место в списке известных театров России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие в истоки становления музыкально-драматических жанров мюзикла и рок-оперы.

Задачи:

- обобщать знания учащихся о лёгкой и серьёзной музыке;

- выявлять особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности стилей, появившихся на стыке эстрадных и академических традиций (рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам);

- познакомить учащихся с историей возникновения мюзикла и с современными образцами мюзикла и рок-оперы;

- познакомить учащихся с образцами музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.);

- осознавать личностные смыслы музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роль в развитии современной музыки;

- развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач, способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим;

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ: МЮЗИКЛ. РОК-ОПЕРА

- обобщать знания учащихся о лёгкой и серьёзной музыке;

- выявлять особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности стилей, появившихся на стыке эстрадных и академических традиций (рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам);

- познакомить учащихся с историей возникновения мюзикла и с современными образцами мюзикла и рок-оперы;

- познакомить учащихся с образцами музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.);

- осознавать личностные смыслы музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роль в развитии современной музыки;

- развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач, способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим;

Тип урока: изучение нового материала. Урок-путешествие.

Организация начала урока. Приветствие. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Для многих людей постоянно учиться – это образ жизни. А некоторые очень сильно переживают за результат учёбы, перед сдачей экзаменов или написанием каких-то работ. Таким людям, вероятно, стоит обратиться за помощью ко всем Силам небесным, поддержка которых придаст уверенности и добавит веры в свои знания. Но, разумеется, если учащийся сам не потрудится и не приложит каких-то усилий, то вряд ли он получит поддержку свыше. Хотя не нам судить о промысле Божием. Именно исходя из надежды на небесное покровительство, и взрослые и дети молятся об учёбе. Большинство молятся своими словами. Мы же с вами можем помолиться и песней.

2) Разгадывание кроссворда

- Разгадайте кроссворд. Предположите, о чём пойдёт у нас сегодня разговор?

По горизонтали:

1. Постановщик танцев в балете.

2. Эта страна считается родиной оперы.

3. Оркестровое вступление к опере.

4. Группа певцов, совместно исполняющих музыкальное произведение.

5. Вид искусства, совмещающий в себе музыку, хореографию, актерскую игру.

По вертикали:

1. Высокий женский голос.

2. Литературная основа оперы или балета.

3. Артистка балета.

4. Танцоры, исполняющие в балете второстепенные роли, роли массовки.

5. Постановщик танцевальных номеров в балете.

Ответы:

По горизонтали: 1. балетмейстер. 2. Италия. 3. увертюра. 4. хор. 5. опера.

По вертикали: 1. сопрано. 2. либретто. 3. балерина. 4. кордебалет. 5. хореограф.

- Со всеми этими терминами мы встречаемся в театре оперы и балета. Вероятно, наш разговор будет посвящён музыкальному театру.

- Вы правы, мы продолжаем наши путешествия в музыкальный театр.

Как мы уже говорили ранее, музыкальный театр как особая форма искусства образовался посредством смешения нескольких направлений творчества. Сегодня вы увидите, как в ещё одном музыкально-драматическом жанре – мюзикле - находят отражение мысли и чувства человека. Понаблюдаете за развитием традиций и новаторства. Вы познакомитесь также с историей мюзикла и другими интересными фактами из жизни жанров мюзикла и рок-оперы.

Изучение нового материала

1) Работа с учебником. Беседа

Откройте учебники на ст. 26, прочитайте об этом экспериментальном направлении, возникшем в США и представлявшем собой сплав джаза и академических музыкальных традиций.

Учащиеся читают материал.

«1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки;

2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми музыкантами;

В мюзиклах, рок-операх настоящих музыкантов-профессионалов действуют законы музыкальной драматургии. В них точно и тонко сочленяются громкие и тихие звучности, быстрые и медленные темпы, высокие и низкие регистры, гомофонические и полифонические приёмы развития, повторы и трансформации главных тем.

Вопросы:

- Какие знакомые произведения можно отнести к третьему направлению в музыке?

- Какие особенности музыкального изложения отличают произведения этого направления?

- В некоторых произведениях будто слышится какое-то сочетание несочетаемого, музыкальные образы как-то быстро меняются и будто смешиваются друг с другом.

- Это действительно так: в музыке третьего направления нередко обнаруживается сочетание несочетаемого, столкновение элементов – то, что характерно для кинематографического монтажа, в результате которого два разных по содержанию (и даже конфликтных) кадра в своём соединении рождают новое смысловое качество. В музыке принцип монтажа проявляется именно в быстрой сменяемости образов, их наложении.

Б) Дискуссия

В процессе дискуссии учитель подводит учащихся к осознанию ими личностного смысла музыки.

Вывод: Музыка обретает личностный смысл.

А) Что такое мюзикл

Мюзикл - это театральное шоу, где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл — форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик.

Б) История мюзикла

Условной цитаделью успешных мюзиклов считается Бродвей. Театры на этой улице Нью-Йорка могут похвастаться завидным репертуаром, а также титулом премьерной площадки для спектаклей, ставших впоследствии самыми кассовыми и завоевавшими феноменальную популярность.

Посмотрите видеоролик, рассказывающий историю возникновения жанра мюзикла от Древней Греции до наших дней.

В) Театральное закулисье

Г) Популярные мюзиклы

Самые востребованные и обласканные отзывами публики мюзиклы в большинстве своём основываются на бессмертных литературных произведениях признанных гениев.

Разучивание песни

5. Рефлексия

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1) Вспомните, назовите, напойте песни, шлягеры из знакомых вам мюзиклов, рок-опер, кинофильмов. Почему они завоевали популярность среди современных слушателей и исполнителей?

3) Выберите имена композиторов, которые дали новую жизнь истории Ромео и Джульетты в симфонической музыке: А) Винченцо Беллини Б) Гектор Берлиоз В) Шарль Гуно Г) Пётр Ильич Чайковский Д) Сергей Сергеевич Прокофьев

4) Расставьте произведения в порядке их появления:

Мюзиклы способны рассказать классическую историю в совершенно новом ключе, более пронзительном и глубоком, а авторскую современную пьесу сделать популярной в один момент. В контексте прозаичной реальности это ли не чудо, порождённое музыкой, красками, голосом и мощным эмоциональным посылом, идущим от сердца к сердцу?

7. Домашнее задание

Читайте также: