Вещество это то из чего состоит физическое тело конспект

Обновлено: 05.07.2024

Любой из окружающих нас объектов живой и неживой природы, называется физическим телом. Все физические тела имеют массу, форму и объём.

Физическое тело — это любой объект, имеющий массу, форму и объём.

Пример. Камень, песчинка, люди, растения, животные, а также любой изготовленный предмет — физические тела.

То, из чего состоит физическое тело, называется веществом.

Пример. Вода — вещество, капля воды — физическое тело, алюминий — вещество, алюминиевая ложка — физическое тело.

Вещество — это совокупность частиц (молекул, атомов или ионов), обладающая определёнными физическими и химическими свойствами. Неотъемлемым признаком вещества является наличие массы. Световые лучи и электромагнитное поле не имеют массы и к веществам не относятся.

Тело может состоять из одного или большего числа веществ.

Пример. Алюминиевая фольга (тело) состоит из алюминия (вещество), страница книги (тело) состоит из бумаги (вещество) и краски (вещество).

В мире существует очень много различных веществ. Одни из них существуют в природе, а другие созданы искусственно.

Пример. Вода, железо, соль, крахмал — природные вещества. Ацетон, аспирин, полиэтилен — искусственные вещества.

Вещества, используемые для изготовления предметов, оборудования, а также в строительстве и других отраслях, называются материалами.

Ключевые слова конспекта: предмет химии, вещества и их свойства, чистые вещества и смеси, способо разделения смесей.

Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. Химия является одной из наук, изучающих природу. Вместе с биологией и физикой химия принадлежит к числу естественных наук.

Вещество — это то, из чего состоит физическое тело. Вещество характеризуется определенными физическими свойствами.

вещества и из свойства

Свойства веществ — это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой, например:

Вещества и их свойства

Важнейшие физические свойства вещества следующие: агрегатное состояние, цвет, запах, плотность, растворимость в воде, тепло-и электропроводность, температуры плавления и кипения.

Например, всем известное вещество алюминий можно охарактеризовать так: Алюминий — металл серебристо-белого цвета, сравнительно лёгкий (р = 2,7 г/см3), плавится при температуре 600°С. Алюминий очень пластичен. По электрической проводимости уступает лишь золоту, серебру и меди. Из-за лёгкости алюминий в виде сплавов широко используют в самолёто- и ракетостроении. Его также используют для изготовления электрических проводов и предметов быта.

Чистые вещества и смеси

Чистыми называются вещества, состоящие из одинаковых молекул. Смесь состоит из молекул разных веществ.

Каждое вещество имеет прежде всего свои, характерные именно для него свойства. Они в наибольшей степени проявляются, только если вещество является практически чистым, т. е. содержит мало примесей.

В природе чистых веществ не бывает, они встречаются преимущественно в виде смесей. Во многих случаях смеси нелегко отличить от чистых веществ. Например, сахар, растворяясь в воде, образует однородную по внешнему виду смесь. Даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в эту смесь. Такие смеси называют гомогенными (однородными).

Молоко на первый взгляд тоже кажется однородным веществом. Однако, если рассмотреть каплю молока под микроскопом, можно увидеть, что в ней плавает множество мельчайших капелек жира. Если дать молоку постоять, то эти капельки соберутся в верхнем слое, образуя сливки. Подобные неоднородные смеси называют гетерогенными смесями.

Однородные смеси — это смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь. Неоднородные смеси — это смеси, в которых невооруженным глазом или с помощью микроскопа можно заметить частицы веществ,составляющие смесь.

Способ разделения смесей

В смеси сохраняются свойства составляющих их веществ компонентов. На основании этих свойств выбирают рациональный способ разделения смесей.

Способы разделения смесей основаны на различии свойств веществ-компонентов, их составляющих: плотности, растворимости в воде и других жидкостях-растворителях, способности плавиться и испаряться.

Способы разделения смесей: неоднородные смеси — отстаивание и фильтрование, действие магнитом; однородные смеси — перегонка, выпаривание, кристаллизация и хроматография.

Отстаивание. Прием разделения смеси твердого и жидкого вещества путем осаждения твердого на дно под действием сил тяжести.

  • а) При выдерживании воды, содержащей частички глины, в емкостях глина медленно осаждается на дно, отстаивается. Применяется при очистке питьевой воды.
  • б) Чтобы разделить смесь поваренной соли и речного песка, надо поместить ее в колбу и добавить воды. Соль растворится, а песок опустится на дно. Затем осторожно слить раствор, чтобы песок остался в колбе. Соль из раствора получают выпариванием воды.
  • в) Для разделения смеси малорастворимых друг в друге жидкостей с различной плотностью используют делительную воронку. Это цилиндрический сосуд с краником внизу. Помещенная в эту воронку смесь бензина с водой или растительного масла с водой быстро расслаивается, причем водный слой оказывается внизу. Открывая кран, сливаем воду, а когда вода заканчивается, закрываем кран. В воронке — бензин или масло.

Фильтрование. Чтобы избавиться от нерастворимых в воде примесей, воду пропускают через фильтр. Материал фильтра — бумага, ткань, пористая керамика. Примеси остаются на фильтре, а вода очищается.

Действие магнитом. Выделение из неоднородной смеси веществ, способных к намагничиванию. К магниту притягиваются железные опилки.

Перегонка. Прием разделения однородных жидких смесей путем испарения летучих жидкостей, различающихся температурами кипения, с последующей конденсацией паров. Так из нефти, представляющей собой смесь жидких, газообразных и твердых углеводородов, получают попутные газы, бензин, керосин, дизельное топливо и другие продукты.

Выпаривание. Способ извлечения растворенного в жидком растворителе твердого или жидкого вещества. Например, упаривая воду из сладкого сиропа, получают сахар.

Кристаллизация. Избирательное извлечение одного из нескольких твердых веществ, содержащихся в растворе. Частичное упаривание воды с последующим охлаждением раствора приводит к осаждению кристаллов главного компонента. Так из морской воды выделяют поваренную соль NaCl, а другие соли, присутствующие в меньшем количестве, остаются в растворе.

Хроматография. Метод разделения смесей, основанный на различиях относительной растворимости веществ в используемом растворителе (жидкая фаза) и прочности связывания этих веществ поверхностью сорбента (твердая фаза).

Бумажная хроматография. Нанесем каплю раствора смеси двух веществ на расстоянии 2 см от края длинной полоски фильтровальной бумаги. Подвесим полоску в стеклянном цилиндре, на дне которого находится растворитель. Нижнюю часть полоски погрузим в растворитель, при этом пятно со смесью находится чуть выше. Верхняя часть полоски удерживается проволокой у отверстия цилиндра. Сверху цилиндр закроем стеклом, чтобы не испарялся растворитель. Боковые стороны полоски не касаются стенок цилиндра. Растворитель смачивает полоску, и жидкий фронт движется вверх за счет капиллярных сил. Вместе с растворителем по бумаге движутся и растворенные вещества. Если они цветные, то за движением можно наблюдать визуально. Вещество, которое лучше растворимо и менее прочно удерживается сорбентом (бумагой), поднимется выше. Когда фронт поднимется достаточно высоко и пятна разделятся, полоску вынимают и разрезают.

Колоночная хроматография — процесс, родственный рассмотренному. В качестве твердой фазы служит силикагель, помещенный в колонку. Только в этом случае смесь наносят равномерно вверху колонки, а потом добавляют растворитель. Разделенные вещества собирают внизу в разные стаканчики.

Например, твёрдыми физическими телами являются камень, крупинка соли, автомобиль, плитка шоколада. Любое твёрдое тело имеет какую-то определённую форму.

Жидкое физическое тело — это вода в стакане или в пруду. Жидкие тела не имеют своей собственной формы, а принимают форму той ёмкости, в которой жидкость находится.

Газообразным физическим телом является воздух, находящийся в помещении или в воздушном шарике. Газообразные физические тела, так же как и жидкости, не имеют своей формы. Однако, в отличие от жидкостей, всегда заполняют весь объём той ёмкости, в которой находятся.

salt-602215_640.jpg

Есть такие физические тела, которые существуют в природе сами по себе, а есть и такие, которые созданы человеком.

rock-379491_640.jpg

Например, оконная рама изготовлена из пластмассы. В раму вставлен пакет, изготовленный из стекла, внутри которого находится слой газообразного вещества .

Корпус компьютера изготовлен из пластмассы, а внутри него находятся детали, состоящие из металлов, сплавов и других материалов. Внутри корпуса между отдельными деталями находится воздух.


На партах чистые листочки, выберите правильный ответ и запишите букву, под которой он дан.

1.ЧТО ТАКОЕ ТЕЛО?

В-все окружающие нас предметы

М- небесные тела

2.ТЕЛА ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:

Е – тела природы и изделия

Р – тело человека и небесные тела

С- живую и неживую природу

3. К ТЕЛАМ ПРИРОДЫ ОТНОСЯТСЯ:

Е – звери, птицы, лампа

Щ – звёзды, камни, звери

И – рыбы, солнце, телескоп

Т – луна, солнце, телескоп

Р – дом, мебель, звёзды

Е – машина, дом, мебель

5. ТЕЛА ПРИРОДЫ БЫВАЮТ:

С – живыми и неживыми

О – живыми и кусачими

П- неживыми и вялыми

6.ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ?

ЧТО ОТНОСИТСЯ К НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ?

ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?

П – все, что сделано руками человека.

О – все, что нас окружает и существует независимо от человека

Ф – все, что создано природой

- Какое слово у вас получилось?

- Какова тема нашего урока?

+ ЧТО ТАКОЕ ВЕЩЕСТВО.

- О чем бы вы хотели узнать, поговорить на уроке?

+ научиться различать тела и вещества

+узнать из каких веществ состоят тела

+узнать какие бывают вещества

+ ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Решение проблемного вопроса

- Что нам может помочь в решении наших задач?

-Откройте учебник на стр. 8, рассмотрите рисунки.

- Что вы видите на первом рисунке?

+ Каплю воды и лужу

- Из чего они состоят?

- Что вы видите на втором рисунке?

+ Кусочек сахара и сахар – песок в ложке

- Из чего состоят кусок сахара и сахар – песок?

- Что же такое вода и сахар?

-А почему вы не назвали их телами?

+ Тело имеет форму, а вещество нет

- Так что же такое вещество?

+Это то, из чего состоят тела.

- Проверим как вы умеете различать тела и вещества, а заодно и отдохнём.

Физкультминутка

-Я буду называть тела и вещества. Если это тело, вы встаёте и пробуете руками или ногами изобразить его форму. А если вещество – садитесь.

Доска, парта, древесина, лампа, стекло, очки, пластмасса, ручеёк, вода, молоко.

Работа в группах

- Продолжим искать ответы на наши поставленные вопросы- задачи. Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах. Объединимся в 3 группы. Выберите, кто в вашей группе будет отвечать.

- у вас на столах тела, назовите их, исследуйте. Сделайте выводы.

1 группа- 2 стакана: пластмассовый и стеклянный.

Вывод: тела одинаковые, а сделаны из разных веществ

2 группа – кусок сахара и сахарный песок

Вывод: тела разные , а сделаны из одинаковых веществ

3 группа – телефон

Вывод: Тело одно, изготовлено из разных веществ.

- Сделайте общий вывод:

+ Тела могут быть одинаковые, а сделаны из разных веществ. Тела разные, а вещество одно. Одно тело может состоять как из одного вещества, так и из нескольких.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРЕМЯ СОСТОЯНИЯМИ ВЕЩЕСТВ.

- Чтобы поподробнее узнать о веществах, выполним еще одну работу. Вам придется работать в парах.

- У вас у каждой пары лежат слова на карточках.

( стекло, вода, дым, пар, молоко, камень)

- Что они обозначают?

- Распределите названия этих веществ на 3 группы.

- Как вы распределили слова?

+ стекло вода дым

камень молоко пар

- По какому признаку вы так распределили?

+ Твердые, жидкие, газообразные.

- Какой вывод можно сделать?

+ Вещества могут быть в твердом, жидком, газообразном состояниях.

- Некоторые вещества могут быть и во всех трёх состояниях.

- Сейчас вы это увидите.

- Из какого вещества состоит кусочек льда?

- В каком состоянии она находится? + В твердом

- Посмотрите на кусочек льда. Сейчас мы его нагреем.

( Выполняется опыт на демонстр. столе. Спиртовкой нагревается небольшое количество льда, доводится до кипения. Пар перекрывается железной крышечкой)

+ Лед превращается в воду.

Какой процесс наблюдаем?

+При нагревании из твердого состояния лёд перешел в жидкое, превратился в воду.

- Где и когда мы можем наблюдать этот процесс в природе?

+ Весной, сосульки тают, лёд на реке и т.д.

- Верно. Продолжаем нагревать. Что происходит?

+ Вода превратилась в пар.

+ При кипении вода превращается в пар.

- В каком состоянии теперь находится это вещество?

- А когда пар остынет?

+Он превратится в воду.( смотрим на крышку)

- В природе мы наблюдаем такое явление?

+ Круговорот воды в природе.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверим, как вы поняли то, что увидели. На листочках записаны предложения, продолжите их.

При нагревании лёд превращается в ….воду

При кипении вода превращается в …пар

При охлаждении пар превращается в …воду

- Проверьте свою работу и оцените.

Рефлексия

- Какие задачи ставим сегодня перед собой

1. познакомиться с понятием вещество

- что такое вещество?

+ То из чего состоят тела.

2. Научиться различать тела и вещества.

- Чем отличаются тела от веществ?

3. Узнать какие бывают вещества.

- В каких трех состояниях могут быть вещества?

- Что на уроке у вас получилось лучше всего?

- Над чем стоит еще поработать?

Оценивание

- Если вы считаете, что со всеми заданиями справились, все поняли – вложите в свой дневник красный кружок

- Если остались невыясненные вопросы или что- то недопоняли – желтый кружок.

- а для кого-то прошёл урок впустую – зеленый.

Домашнее задание

- Кто взял красный кружок - узнать о составе веществ.

Желтый 6 стр.9 зад. 3

- Сдайте дневники и подписанные листочки, на которых вы работали на уроке. Сегодня оценены будут все.


-75%

Читайте также: