Вещество это то из чего состоит физическое тело конспект
Обновлено: 05.07.2024
Любой из окружающих нас объектов живой и неживой природы, называется физическим телом. Все физические тела имеют массу, форму и объём.
Физическое тело — это любой объект, имеющий массу, форму и объём.
Пример. Камень, песчинка, люди, растения, животные, а также любой изготовленный предмет — физические тела.
То, из чего состоит физическое тело, называется веществом.
Пример. Вода — вещество, капля воды — физическое тело, алюминий — вещество, алюминиевая ложка — физическое тело.
Вещество — это совокупность частиц (молекул, атомов или ионов), обладающая определёнными физическими и химическими свойствами. Неотъемлемым признаком вещества является наличие массы. Световые лучи и электромагнитное поле не имеют массы и к веществам не относятся.
Тело может состоять из одного или большего числа веществ.
Пример. Алюминиевая фольга (тело) состоит из алюминия (вещество), страница книги (тело) состоит из бумаги (вещество) и краски (вещество).
В мире существует очень много различных веществ. Одни из них существуют в природе, а другие созданы искусственно.
Пример. Вода, железо, соль, крахмал — природные вещества. Ацетон, аспирин, полиэтилен — искусственные вещества.
Вещества, используемые для изготовления предметов, оборудования, а также в строительстве и других отраслях, называются материалами.
Ключевые слова конспекта: предмет химии, вещества и их свойства, чистые вещества и смеси, способо разделения смесей.
Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. Химия является одной из наук, изучающих природу. Вместе с биологией и физикой химия принадлежит к числу естественных наук.
Вещество — это то, из чего состоит физическое тело. Вещество характеризуется определенными физическими свойствами.
Свойства веществ — это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой, например:
Важнейшие физические свойства вещества следующие: агрегатное состояние, цвет, запах, плотность, растворимость в воде, тепло-и электропроводность, температуры плавления и кипения.
Например, всем известное вещество алюминий можно охарактеризовать так: Алюминий — металл серебристо-белого цвета, сравнительно лёгкий (р = 2,7 г/см3), плавится при температуре 600°С. Алюминий очень пластичен. По электрической проводимости уступает лишь золоту, серебру и меди. Из-за лёгкости алюминий в виде сплавов широко используют в самолёто- и ракетостроении. Его также используют для изготовления электрических проводов и предметов быта.
Чистые вещества и смеси
Чистыми называются вещества, состоящие из одинаковых молекул. Смесь состоит из молекул разных веществ.
Каждое вещество имеет прежде всего свои, характерные именно для него свойства. Они в наибольшей степени проявляются, только если вещество является практически чистым, т. е. содержит мало примесей.
В природе чистых веществ не бывает, они встречаются преимущественно в виде смесей. Во многих случаях смеси нелегко отличить от чистых веществ. Например, сахар, растворяясь в воде, образует однородную по внешнему виду смесь. Даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в эту смесь. Такие смеси называют гомогенными (однородными).
Молоко на первый взгляд тоже кажется однородным веществом. Однако, если рассмотреть каплю молока под микроскопом, можно увидеть, что в ней плавает множество мельчайших капелек жира. Если дать молоку постоять, то эти капельки соберутся в верхнем слое, образуя сливки. Подобные неоднородные смеси называют гетерогенными смесями.
Однородные смеси — это смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь. Неоднородные смеси — это смеси, в которых невооруженным глазом или с помощью микроскопа можно заметить частицы веществ,составляющие смесь.
Способ разделения смесей
В смеси сохраняются свойства составляющих их веществ компонентов. На основании этих свойств выбирают рациональный способ разделения смесей.
Способы разделения смесей основаны на различии свойств веществ-компонентов, их составляющих: плотности, растворимости в воде и других жидкостях-растворителях, способности плавиться и испаряться.
Способы разделения смесей: неоднородные смеси — отстаивание и фильтрование, действие магнитом; однородные смеси — перегонка, выпаривание, кристаллизация и хроматография.
Отстаивание. Прием разделения смеси твердого и жидкого вещества путем осаждения твердого на дно под действием сил тяжести.
- а) При выдерживании воды, содержащей частички глины, в емкостях глина медленно осаждается на дно, отстаивается. Применяется при очистке питьевой воды.
- б) Чтобы разделить смесь поваренной соли и речного песка, надо поместить ее в колбу и добавить воды. Соль растворится, а песок опустится на дно. Затем осторожно слить раствор, чтобы песок остался в колбе. Соль из раствора получают выпариванием воды.
- в) Для разделения смеси малорастворимых друг в друге жидкостей с различной плотностью используют делительную воронку. Это цилиндрический сосуд с краником внизу. Помещенная в эту воронку смесь бензина с водой или растительного масла с водой быстро расслаивается, причем водный слой оказывается внизу. Открывая кран, сливаем воду, а когда вода заканчивается, закрываем кран. В воронке — бензин или масло.
Фильтрование. Чтобы избавиться от нерастворимых в воде примесей, воду пропускают через фильтр. Материал фильтра — бумага, ткань, пористая керамика. Примеси остаются на фильтре, а вода очищается.
Действие магнитом. Выделение из неоднородной смеси веществ, способных к намагничиванию. К магниту притягиваются железные опилки.
Перегонка. Прием разделения однородных жидких смесей путем испарения летучих жидкостей, различающихся температурами кипения, с последующей конденсацией паров. Так из нефти, представляющей собой смесь жидких, газообразных и твердых углеводородов, получают попутные газы, бензин, керосин, дизельное топливо и другие продукты.
Выпаривание. Способ извлечения растворенного в жидком растворителе твердого или жидкого вещества. Например, упаривая воду из сладкого сиропа, получают сахар.
Кристаллизация. Избирательное извлечение одного из нескольких твердых веществ, содержащихся в растворе. Частичное упаривание воды с последующим охлаждением раствора приводит к осаждению кристаллов главного компонента. Так из морской воды выделяют поваренную соль NaCl, а другие соли, присутствующие в меньшем количестве, остаются в растворе.
Хроматография. Метод разделения смесей, основанный на различиях относительной растворимости веществ в используемом растворителе (жидкая фаза) и прочности связывания этих веществ поверхностью сорбента (твердая фаза).
Бумажная хроматография. Нанесем каплю раствора смеси двух веществ на расстоянии 2 см от края длинной полоски фильтровальной бумаги. Подвесим полоску в стеклянном цилиндре, на дне которого находится растворитель. Нижнюю часть полоски погрузим в растворитель, при этом пятно со смесью находится чуть выше. Верхняя часть полоски удерживается проволокой у отверстия цилиндра. Сверху цилиндр закроем стеклом, чтобы не испарялся растворитель. Боковые стороны полоски не касаются стенок цилиндра. Растворитель смачивает полоску, и жидкий фронт движется вверх за счет капиллярных сил. Вместе с растворителем по бумаге движутся и растворенные вещества. Если они цветные, то за движением можно наблюдать визуально. Вещество, которое лучше растворимо и менее прочно удерживается сорбентом (бумагой), поднимется выше. Когда фронт поднимется достаточно высоко и пятна разделятся, полоску вынимают и разрезают.
Колоночная хроматография — процесс, родственный рассмотренному. В качестве твердой фазы служит силикагель, помещенный в колонку. Только в этом случае смесь наносят равномерно вверху колонки, а потом добавляют растворитель. Разделенные вещества собирают внизу в разные стаканчики.
Например, твёрдыми физическими телами являются камень, крупинка соли, автомобиль, плитка шоколада. Любое твёрдое тело имеет какую-то определённую форму.
Жидкое физическое тело — это вода в стакане или в пруду. Жидкие тела не имеют своей собственной формы, а принимают форму той ёмкости, в которой жидкость находится.
Газообразным физическим телом является воздух, находящийся в помещении или в воздушном шарике. Газообразные физические тела, так же как и жидкости, не имеют своей формы. Однако, в отличие от жидкостей, всегда заполняют весь объём той ёмкости, в которой находятся.
Есть такие физические тела, которые существуют в природе сами по себе, а есть и такие, которые созданы человеком.
Например, оконная рама изготовлена из пластмассы. В раму вставлен пакет, изготовленный из стекла, внутри которого находится слой газообразного вещества .
Корпус компьютера изготовлен из пластмассы, а внутри него находятся детали, состоящие из металлов, сплавов и других материалов. Внутри корпуса между отдельными деталями находится воздух.
На партах чистые листочки, выберите правильный ответ и запишите букву, под которой он дан.
1.ЧТО ТАКОЕ ТЕЛО?
В-все окружающие нас предметы
М- небесные тела
2.ТЕЛА ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:
Е – тела природы и изделия
Р – тело человека и небесные тела
С- живую и неживую природу
3. К ТЕЛАМ ПРИРОДЫ ОТНОСЯТСЯ:
Е – звери, птицы, лампа
Щ – звёзды, камни, звери
И – рыбы, солнце, телескоп
Т – луна, солнце, телескоп
Р – дом, мебель, звёзды
Е – машина, дом, мебель
5. ТЕЛА ПРИРОДЫ БЫВАЮТ:
С – живыми и неживыми
О – живыми и кусачими
П- неживыми и вялыми
6.ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ?
ЧТО ОТНОСИТСЯ К НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ?
ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?
П – все, что сделано руками человека.
О – все, что нас окружает и существует независимо от человека
Ф – все, что создано природой
- Какое слово у вас получилось?
- Какова тема нашего урока?
+ ЧТО ТАКОЕ ВЕЩЕСТВО.
- О чем бы вы хотели узнать, поговорить на уроке?
+ научиться различать тела и вещества
+узнать из каких веществ состоят тела
+узнать какие бывают вещества
+ ответить на вопрос, поставленный в начале урока.
Решение проблемного вопроса
- Что нам может помочь в решении наших задач?
-Откройте учебник на стр. 8, рассмотрите рисунки.
- Что вы видите на первом рисунке?
+ Каплю воды и лужу
- Из чего они состоят?
- Что вы видите на втором рисунке?
+ Кусочек сахара и сахар – песок в ложке
- Из чего состоят кусок сахара и сахар – песок?
- Что же такое вода и сахар?
-А почему вы не назвали их телами?
+ Тело имеет форму, а вещество нет
- Так что же такое вещество?
+Это то, из чего состоят тела.
- Проверим как вы умеете различать тела и вещества, а заодно и отдохнём.
Физкультминутка
-Я буду называть тела и вещества. Если это тело, вы встаёте и пробуете руками или ногами изобразить его форму. А если вещество – садитесь.
Доска, парта, древесина, лампа, стекло, очки, пластмасса, ручеёк, вода, молоко.
Работа в группах
- Продолжим искать ответы на наши поставленные вопросы- задачи. Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах. Объединимся в 3 группы. Выберите, кто в вашей группе будет отвечать.
- у вас на столах тела, назовите их, исследуйте. Сделайте выводы.
1 группа- 2 стакана: пластмассовый и стеклянный.
Вывод: тела одинаковые, а сделаны из разных веществ
2 группа – кусок сахара и сахарный песок
Вывод: тела разные , а сделаны из одинаковых веществ
3 группа – телефон
Вывод: Тело одно, изготовлено из разных веществ.
- Сделайте общий вывод:
+ Тела могут быть одинаковые, а сделаны из разных веществ. Тела разные, а вещество одно. Одно тело может состоять как из одного вещества, так и из нескольких.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРЕМЯ СОСТОЯНИЯМИ ВЕЩЕСТВ.
- Чтобы поподробнее узнать о веществах, выполним еще одну работу. Вам придется работать в парах.
- У вас у каждой пары лежат слова на карточках.
( стекло, вода, дым, пар, молоко, камень)
- Что они обозначают?
- Распределите названия этих веществ на 3 группы.
- Как вы распределили слова?
+ стекло вода дым
камень молоко пар
- По какому признаку вы так распределили?
+ Твердые, жидкие, газообразные.
- Какой вывод можно сделать?
+ Вещества могут быть в твердом, жидком, газообразном состояниях.
- Некоторые вещества могут быть и во всех трёх состояниях.
- Сейчас вы это увидите.
- Из какого вещества состоит кусочек льда?
- В каком состоянии она находится? + В твердом
- Посмотрите на кусочек льда. Сейчас мы его нагреем.
( Выполняется опыт на демонстр. столе. Спиртовкой нагревается небольшое количество льда, доводится до кипения. Пар перекрывается железной крышечкой)
+ Лед превращается в воду.
Какой процесс наблюдаем?
+При нагревании из твердого состояния лёд перешел в жидкое, превратился в воду.
- Где и когда мы можем наблюдать этот процесс в природе?
+ Весной, сосульки тают, лёд на реке и т.д.
- Верно. Продолжаем нагревать. Что происходит?
+ Вода превратилась в пар.
+ При кипении вода превращается в пар.
- В каком состоянии теперь находится это вещество?
- А когда пар остынет?
+Он превратится в воду.( смотрим на крышку)
- В природе мы наблюдаем такое явление?
+ Круговорот воды в природе.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Проверим, как вы поняли то, что увидели. На листочках записаны предложения, продолжите их.
При нагревании лёд превращается в ….воду
При кипении вода превращается в …пар
При охлаждении пар превращается в …воду
- Проверьте свою работу и оцените.
Рефлексия
- Какие задачи ставим сегодня перед собой
1. познакомиться с понятием вещество
- что такое вещество?
+ То из чего состоят тела.
2. Научиться различать тела и вещества.
- Чем отличаются тела от веществ?
3. Узнать какие бывают вещества.
- В каких трех состояниях могут быть вещества?
- Что на уроке у вас получилось лучше всего?
- Над чем стоит еще поработать?
Оценивание
- Если вы считаете, что со всеми заданиями справились, все поняли – вложите в свой дневник красный кружок
- Если остались невыясненные вопросы или что- то недопоняли – желтый кружок.
- а для кого-то прошёл урок впустую – зеленый.
Домашнее задание
- Кто взял красный кружок - узнать о составе веществ.
Желтый 6 стр.9 зад. 3
- Сдайте дневники и подписанные листочки, на которых вы работали на уроке. Сегодня оценены будут все.
-75%
Читайте также: