Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания

Обновлено: 05.07.2024

Логопедическая тема: дифференциация звуков [с] и [ц] в словах и предложениях.

Лексическая тема: птицы.

Цель: учить детей дифференцировать звуки [с] и [ц] в сло­вах и предложениях, правильно обозначать их соответствую­щими буквами.

• уточнение артикуляции звуков [с] и [ц];

• закрепление знания детей о характеристике звуков. Коррекционные:

• развитие фонематического слуха;

• развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

• развитие звукового анализа и синтеза на уровне предложе­ния;

• развитие фонематического слуха;

• развитие зрительного внимания и памяти;

• развитие ориентировки в пространстве;

• воспитание культуры речевого общения.

Оборудование: наборное полотно; предметные картинки:

соловей, синица, цапля, сорока, цесарка, снегирь, скворец, аист, ласточка; карточки с предложениями; пластмассовые буквы ц и с; зеркала.

Ход занятия:

Вводная часть

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Основная часть

— Мы начинаем наше занятие. Тему урока вы определите сами.

— Я завяжу вам глаза, а вы на ощупь определите, какие буквы лежат перед вами.

— Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

— Верно. Тема нашего занятия: различение звуков [с] и [ц] в словах и предложениях.

3. Уточнение артикуляции [с] и [и].

— Теперь давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках. Произнесите звук [с] и скажите, как расположен кончик языка?

— Как меняется положение губ?

— Проверьте, работают ли голосовые связки.

— А теперь произнесите звук [ц].

— Чем похож звук [ц] на [с]?

— Сходство вы подметили хорошо, а теперь подумайте, чем они отличаются.

— Как меняет свое положение спинка языка?

— Правильно, можно ли долго тянуть голосом звук [ц]?

— Если звук нельзя пропеть, значит, как он звучит? (От­рывисто.)

4. Характеристика звука.

— Ребята, давайте вспомним, звук [ц] какой? Согласный или гласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой?

— Какими буквами мы обозначаем звуки [с] и [ц]?

— Правильно, буквами с и ц.

5. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие ориентировки в пространстве.

На доске наборное полотно.

— Таня, найди у меня на столе карточку, изображающую скворца, и поставь ее в левый верхний квадрат.

— Произнеси четко это слово. Какой звук ты слышишь в начале слова?

— А звук [ц] есть в этом слове?

— На каком месте стоит этот звук?

— Ребята, правильно ответила Таня? (Таким образом заполняется весь квадрат.)

— А в слове птица есть звук, о котором мы с вами гово­рим? Назовите его.

— На каком месте стоит [ц] в слове птица?

— А в каком квадрате находится слово цесарка?

Скажите, на кого похожа цесарка?

— Правильно, она и относится к отряду куриных. Цесар­ки бывают дикие и домашние. Поскольку цесарка состоит в родстве с курами, как, вы думаете, называют ее детенышей?

6. Развитие зрительного внимания и памяти.

— Кто находится в центральном квадрате? (Таким обра­зом переворачиваются остальные картинки.)

— Молодцы, вы очень внимательны.

— Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете логопедами, а я ученицей, которая неправильно произносит слова в предложе­ниях. Вы будете учить меня произносить их правильно. .оловей звонко поет пе . ню. У сесарки сыплята. У саши длинные ноги. А . ит ходит по болоту. Цкворес собирает червячков для птенцов. На берегу ла. Точка свила себе гнездо . цнегирь прилета­ет к нам зимой.

9. Работа с текстом.

На доске записан текст с пропущенными буквами. Лиса и заяц.

Увидела ли . и . а зай . а. Подкрала . ъ к нему. Зая . заметил ли . и . у и в ку . ты. Ли . и . а за ним. Зая . за ку . т и ли . и . а за ку . т. Заключительная часть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Научить различать и выделять звуки [Б]- [П], [ Д]- [Т] в слогах и словах.

1.Развивать фонематическое восприятие / способность воспринимать звуковой состав слова/.

2.Развивать психические функции /внимание, мышление, память/

3.Развивать лексическую и грамматическую стороны речи.

1.Воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям, желание учиться.

2.Воспитывать чувство любови и потребности к чистоте речи.

3.Формировать культуру речи.

Предметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные УУД

-Знание о различении звуков [Б]- [П], [ Д]- [Т]

-Умение характеризовать звуки русского языка: парные/непарные согласные звонкие/глухие, парные/непарные

Умение осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками;

вступать в диалог, выстраивая доброжелательные отношения, учиться соотносить свои действия и поступки с принятыми этическими принципами, усваивать моральные нормы. Быть способным к рефлексии.

Познавательные: Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: Умение осуществлять действие по образцу и заданному алгоритму в соответствии с инструкцией

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение разрешать конфликты.

Умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.

Методическое обоснование занятия

Занятие по дифференциации звуков обусловлено наличием ТНР у обучающихся данной группы. Это 12 по плану коррекционно - логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания элементов оптической дисграфии.

Исходя из классификации уроков деятельностной направленности- это урок систематизации знаний.

Вид используемых на занятии оборудования и средств ИКТ

Организационная структура урока

Название и задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.
Создание атмосферы дружелюбия и условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на занятии.

-- Добрый день, ребята.

Он пойдет вам, дети, впрок!

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать!

Найдите кирпичик со своим именем. Кто нашел, поднимите руку. Назовите свое имя и садитесь.

Учащиеся приветствуют учителя и гостей, готовят рабочее место, настраиваются на урок.

2.Мотивация и постановки цели, задач.

Актуализация.

Обеспечение актуализации имеющихся знаний.
Организация самостоятельного или с помощью логопеда формулировки постановки темы и цели занятия.
Постановка перед учениками проблемы.
Подведение в ходе решения данной проблемы к теме урока.

Организация работы по сравнительной характеристике звуков.

Перед детьми картинки 4-х домов Дом Б, дом П, дом Д, дом Т

Работа с кинестетическими ощущениями. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков с опорой на тактильные ощущения.

Вопросы детям: Какие ошибки возможны? Как их избежать?

О чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Какова цель нашего занятия?

Отвечая на вопросы, учащиеся вместе с логопедом формулируют тему занятия и цель деятельности на занятии.
Выявляют трудности и ищут пути решения поставленной проблемы.

Работают по составлению сравнительной характеристики звуков.

3. Основной этап /Применение/

Настрой учащихся на предстоящую работу.

Цель урока ассоциирует с домом, а каждое задание с частью дома (крыша, дверь, коробка, окно) и сообщает детям количество деталей.

Организация работы детей, направленная на развитие навыка дифференциации звуков Б-П, Д-Т.

1.- Запись числа в тетрадях.

2. Дифференциация звуков Б - П, Д-Т изолированно:

-Звуко- буквенный диктант: Б, Д, Т, Б, П, Д, П, Т, Б, Д, Т, П, Б.

- Самопроверка по эталону.

Рефлексия деятельности (вырежи и наклей зеленый круг, если задание не вызвало у тебя затруднений; желтый- если некоторые трудности были; красный- если пока данное задание для тебя кажется трудным).

3. Развитие навыка дифференциации звуков П-Б, Т - Д в словах:

-На слайде появляются слова (бочка, почка, точка, дочка, порт, борт, том, дом); логопед называет их верно или нарочно делает ошибку. Дети поднимают красную карточку, если допущена ошибка. В некоторых случаях дети объясняют свой выбор.

4 Развитие навыка дифференциации звуков П-Б, Т - Д в словах:

Учащиеся повторяют части дома и считают количество деталей.

Выполняют задания, предложенные учителем.

4. Динамическая пауза

Организация смены деятельности учащихся

Каждый учащийся прослушивает четверых говорящих и исключает того, чье слово не рифмуется с остальными, указывая его место расположения (правый верхний угол, левый нижний угол). Группа хлопает, если согласна, или топает, если не согласна с выбором.

5. Отработка полученных знаний.

Организация работы в парах по отработке навыка дифференциации звуков П-Б, Д-Т в словах.

Выполняют работу в парах.

6. Работа по профилактике оптической дисграфии.

Организация работы в парах. Предложены элементы прописных букв Б, П, Д, Т.

Детям предлагается назвать, какие буквы можно получить из этих элементов. Есть ли у букв одинаковые элементы? У каких? Чем они отличаются?

Выкладываем буквы из шнурков.

Задание на дифференциацию букв П-Т, Б-Д.

Выполняют работу в парах.

Учащиеся отвечают на вопросы и выкладывают буквы из шнурков.

7. Итог занятия (рефлексия)

Обеспечение возможности осознания учащимися своей деятельности на занятии.

- Вспоминаем тему и цель занятия (обращаемся к нашему домику).

- Цель- домик. Прикрепи своего человечка в домик, если ты легко справлялся с заданиями и достиг цели урока, рядом с домом- если были трудности, далеко от дома- если тебе пока было трудно и не совсем понятно (Рефлексия деятельности)
- Спасибо, за урок!

Домой дети получают тренировочные задания в соответствии с уровнем освоения материала:

ВУ: В словах пропущены буквы Б, П, Д, Т. Вставь буквы.

СУ: В словах вместо букв Б,П, Д,Т нарисованы наушники или колокольчики. Замени знак буквой.

Н.У.: В словах под звонким согласны Б/Д нарисуй пустой круг, а под глухим согласным П/Т – закрашенный.

Ученики вспоминают пройденное на уроке, выполняя задания по инструкции . Осознание своей учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свою деятельность.

Ход занятия:

Организационный момент:/i]

Рты закрыли на замок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книги, ручки – все на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех.

Вводная часть: Учитель-логопед: Сегодня мы с вами не только продолжим различать [с] и [ш] в словах, но и поможем нашему гостю. Но прежде чем он придет, давайте потренируемся в произношении этих звуков.

Основная часть:

1. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики: Учитель-логопед: Взяли свои зеркала, выполняем упражнения и следим за движением руки.

2. Уточнение артикуляции звуков: Учитель-логопед: А теперь дружно произнесем [с] ([ш]) и ответим на мои вопросы (ответы на вопросы по каждому из звуков).

1. В каком положении находятся губы и зубы?

2. Язык широкий или узкий? Что делает язык?

3. Горлышко звенит или нет?

4. Воздушная струя при произношении теплая или холодная? Куда направлена? Делаем вывод, какой это звук: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?

Дети: При произношении [с] губы в улыбке, между зубами небольшая щель. Язык широкий, кончик языка находится за нижними зубами. Горлышко не звенит. Струя воздуха холодная, направлена вниз. [с] – согласный, потому что есть преграда, твердый и глухой.

При произношении [ш] губы круглые, вытянуты вперед, между зубами щель. Язык в форме чашечки, кончик поднят вверх. Горлышко не звенит. Воздух теплый, идет вверх. [ш] – согласный, твердый и глухой.

(Слайд 1)

(Слайд 2)

Сегодня мы будем помогать нашему другу: почтальону Печкину.

(Слайд 3)

Шарик и кот Матроскин отправили посылки, которые почтальон Печкин должен доставить до адресатов. Готовы помочь ему, ребята?

Учитель-логопед: Дети, послушайте внимательно и ответьте, какой первый звук в кличке Шарик?

Учитель-логопед: Верно. А шестой звук в кличке Матроскин?

(Слайд 4)

Обратите внимание на экран. Помогите Печкину разобраться в перепутанной почте. В посылки от Шарика мы отдаем предметы, в названиях которых есть [ш], а от Матроскина – со [с].

(Слова: шарф, сыр, карандаш, носки, сачок, чашка, ананас).

(Дети по очереди выполняют задание).

4. Задание на развитие фонематического анализа (простая форма)

Учитель-логопед: Справились с заданием, молодцы!

(Слайд 5)

Но прежде чем Печкин отправится к адресатам, ему нужно удобно разместить в сумке все посылки. Для этого, ребята, ему необходима ваша помощь. Вам нужно распределить предметы в сумке так, чтобы в первом отделении были слова со [с] или [ш] в начале слова, во втором – в середине, а в третьем – в конце слова. Задание понятно? Тогда приступаем по очереди.

(Дети выполняют задание).

(Слайд 6)

(Слова: капуста, косы, шапка, солнце, кувшин, часы, кошка, машина, крыша, лес).

(Дети отвечают на вопросы).

6. Минутка правописания (развитие графомоторных навыков и дифференциация С-Ш).

(Слайд 7)

Поторопившись, Печкин совсем забыл заполнить документы на почте. Ребята, поможем ему успеть выполнить все поручения? Обратите внимание на доску. Здесь зашифрованы адресаты, которым почтальон уже принес почту. Спишите эти слова в тетрадь, обращая внимание на стрелки. Давайте повторим, что они обозначают?

Дети: Стрелка вниз обозначает [с], потому что кончик языка находится внизу, а стрелка, направленная вверх, - [ш].

Учитель-логопед: Верно. Задание понятно? Приступаем к выполнению, а затем проверим.

(Дети записывают в тетрадь слова и проверяют результат).

(Слайд 7 - фон)

(Слова: Шосна, хороСо, машина, Шушка, солнышко, кукуСка, колесо, игруСка, Сапка).

(Дети кидают мяч и называют слова).

8. Задание на индивидуальных карточках (раздаются перед выполнением упражнения).

(Слайд 8)

Учитель-логопед: Ребята, почтальон Печкин очень хочет проверить, как вы научились разбираться в звуках [с] и [ш]. Выполнив следующее задание, вы поможете ему преодолеть водоем, встретившийся на пути нашего героя. Перед каждым из вас лежат карточки. Вам необходимо внимательно прочитать слова и выписать из них слоги со [с] и [ш] в тетрадь. Давайте первое слово выполним вместе: кактус. Какой звук [с] или [ш] у нас есть в этом слове?

Дети: В слове кактус есть [с].

Учитель-логопед: Теперь выполняем задание самостоятельно. Затем проверяем вместе.

(Ученики выполняют задание и совместно с логопедом проверяют выписанные слоги).

(Слайд 9)

Дети, вы молодцы, с вашей помощью почтальон Печкин смог преодолеть этот водоем. Нашему герою осталось проехать совсем небольшое расстояние. К тому же он уже когда-то был в этих местах, поэтому помнил, как выглядит дом кошки Муськи.

(Слайд 10)

Посмотрите внимательно на экран, а теперь закройте глаза. По моей команде открывайте их. Итак, открываем глаза. Что изменилось?

(Дети рассматривают картинку и называют, что на ней изменилось).

(Слайд 11)

Ребята, ну вот наш сегодняшний герой прибыл с посылками к Кошке Муське и собаке Лайке. Вы ему в этом помогли. Надеюсь, поможете и адресатам. Они написали письмо Шарику и коту Матроскину и очень просят вас проверить его. Ваша задача раскрыть скобки и поставить слова в нужную форму, а полученные словосочетания записать в тетрадь. Выполняем задание по очереди.

Заключительная часть (рефлексия):

(Слайд 12)

Дети, вот и наше путешествие с почтальоном Печкиным подошло к концу. Он был рад познакомиться с вами. Вы сегодня очень старались, помогали нашему гостю. Что вам больше всего понравилось на занятии? Было ли что-то, что не получалось?

(Дети отвечают на вопросы, выражают отношение к занятию).

Ребята, вы молодцы. Занятие окончено.

Список литературы:

- Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб. : Детство-пресс, 2011.

- Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р (340 упражнений на CD). – Изд-во: Национальный книжный центр, 2012.

Прикреплённые файлы:

Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка с изображением инопланетянина Альфа (Рисунок); карточка для каждого ученика (Приложение).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Развитие логического мышления.

Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их.

Запишите отгадки, построив из них цепочку: на последний звук предыдущего слова должно начинаться следующее слово.

Он в самом омуте живет –
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)

Пчелам – на работу,
Маме – на заботу,
Хворым на леченье,
Всем – на угощенье. (Мед)

Это старый наш приятель:
Он живет на крыше дома.
Острый клюв, ходули – ноги,
Строит сам себе жилье. (Аист)

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)

Цепочка: сом – мёд (звонкий согласный звук на конце слова оглушается) – туча – аист.

2. Запись отгаданных слов и обозначение звуков.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Знакомство с героями занятия.

Логопед. Отгадайте имя героя занятия по первым буквам слов – названий картинок.

рис.2

Сколько букв и сколько звуков в имени Альф?

Ответ: Альф – 4 буквы, 3 звука.

Почему количество звуков и букв в слове Альф различно?

Ответ: в имени есть мягкий знак, который звуком не является.

2. Закрепление знания о гласных звуках.

Логопед: Альфу очень нравятся гласные звуки. Помогите Альфу выделить гласную букву слова в квадратик.

рис.3

Ответ: у, у, и, о, а.

3. Закрепление знания о согласных звуках.

Логопед: Альфу очень нравятся согласные звуки. Помогите Альфу выделить согласную букву в начале слова, соедини необходимую букву с картинкой.

рис.4

4. Дифференциация звуков и букв в словах.

Логопед: Молодцы! Вы отлично умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Альф хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.

рис.5

Ответ: снег – 4 буквы, 4 звука, белка – 5 букв, 5 звуков, ёлка – 4 буквы, 5 звуков, осень – 5 букв, 4 звука.

5. Работа со словами-перевертышами.

Логопед: Альф нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево. Запишите слова, которые у вас получились.

ШАЛАШ– . МИР– . КОТ– .

Ответ: лаз–зал, нос–сон, год–дог, шалаш–шалаш, мир–Рим, кот–ток.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали

И ничуть мы не устали!

хлопают в ладоши,

поднимают и опускают плечи.

Держат руки на поясе, поворачивают туловище вправо и влево,

поворачиваются вокруг себя,

приседают, возвращаются в и.п.

Поднимают руки вверх, опускают на пояс,

приседают (повторяют два раза).

Разводят руки в стороны.

7. Развитие буквенного синтеза.

Р, К, У, А________

З, Б, А, О, Р______

С, У, Т, Л________

Слова: бак, рука, забор, дом, стул, комар.

8. Работа по преобразованию слов.

Альф так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Наш гость предлагает последнюю игру. Прочитайте слова левого и правого столбиков. Соедините их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите образованные пары слов и, выбрав любую из них, определите количество букв и звуков в ней.

Ответ: кот – 3 буквы, 3 звука, крот – 4 буквы, 4 звука; в слове крот отличается от слова кот одной буквой Р, и т.д.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были активными, внимательными, вы меня очень порадовали. Большое спасибо! Предлагаю оценить свою работу и поставить себе оценку за урок.

Список литературы.

Читайте также: