Материнство конспект урока по изо 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Цель: формирование представлений о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства.

Задачи:

  • показать учащимся на примерах великих произведений прошлого и работ современных художников отношение к материнству.
  • развитие чувства восхищения матерью, почитание материнства у всех народов.
  • проанализировать произведения русских и западноевропейских творцов духовного искусства
  • формировать уважительное и заботливое отношение к матери.
  • воспитание потребности в творческом самовыражении.
  • осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история, православие).

Содержимое разработки

Разработка урока изобразительного искусства

4 класс IV четверть

по программе под редакцией Б.М. Неменского

учитель изобразительного искусства высшей категории

г.о. Саранск, Республики Мордовия

Цель: формирование представлений о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства.

показать учащимся на примерах великих произведений прошлого и работ современных художников отношение к материнству.

развитие чувства восхищения матерью, почитание материнства у всех народов.

проанализировать произведения русских и западноевропейских творцов духовного искусства

формировать уважительное и заботливое отношение к матери.

воспитание потребности в творческом самовыражении.

осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история, православие).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.

Тип опроса: индивидуально-фронтальный, групповой.

Оборудование урока:

чашечка для клея

листы со стихами для импровизации

План урока:

Орг. момент – 1 минуты

Объяснение нового материала – 10 -15 минут

Физкультминутка – 2 минуты.

Выполнение практической работы учащимися – 15 - 20 минут

Рефлексия – 3-5 минут

Выставка работ и исполнение песни – 4 – 5 минут

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Я рада приветствовать Вас, ребята! -

Проверьте, все ли у Вас готово к уроку.

Пожалуйста, садитесь.

- Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий.

- Садитесь поудобнее. И так, начнем!

- Прослушав замечательную песню, вы, ребята, конечно же, догадались о ком, сегодня на уроке, пойдет речь. (Ответы детей)

Учитель:

Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многообразным. Не случайно оно стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери.

У каждой мамы, у каждого ребёнка, человека есть покровительница, заступница. В разные времена, в разных странах люди, нуждавшиеся в Ее заступничестве, получали от Пречистой Владычицы уверение в том, что Она слышит их молитвы и прошения о помощи.

Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Богородица является символом материнства на Земле и духовной матерью каждого из нас. Слайд 5

Леонардо да Винчи очень любил гулять по улицам Милана ранним утром. В этом городе, окружённом со всех сторон горами, его пленяла лёгкая дымка, окутывающая по утрам предметы, дома, улицы, придавая им таинственность. Леонардо пытался найти сочетания красок, при котором можно передать эту дымку в картине, но тщетно… получалось совсем не то, что он добивался.

И как точно подходит колыбельная песня, написанная Ю.М.Лермонтовым.

Спи, младенец мой прекрасный,

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою.

Ты ж дремли, закрывши глазки,


Каждому человеку известно, что нет на земле ни у кого человека ближе и роднее матери, это ни для кого не секрет. Как говориться во всем известной поговорке: "Ближе матери друга нет". Пословицы и поговорки о ней были созданы предшествующими поколениями для того, дабы точно выразить мысль о любви и уважении к матери. Действительно, знать высказывания о таком близком и родном человеке просто необходимо. К примеру, мы часто слышим и сами нередко используем такую украинскую поговорку, как: "Без матери и солнце не греет", - это действительно так, ведь мама - это все для каждого человека.

Все это опыт и мудрость наших предков, которые мы с гордостью используем и сейчас. Мать нужно ценить и уважать, как самое дорогое, что у нас есть, ведь это действительно так. Данная мысль находит подтверждение все в тех же народных пословицах и поговорках о матери: "Материнская молитва со дна моря вынимает", "Без отца - полсироты, а без матери и вся сирота". Святая материнская любовь способна преодолевать любые преграды, добиваться невозможного и творить настоящие чудеса. Слайд 12

Мама - это тот человек, который любит и заботится о нас на протяжении всей своей жизни и знать о ней пословицы, поговорки - великая честь, ведь таким образом мы лучше можем выразить свою любовь и уважение к ней, и передавать их из поколения в поколение, как это делали наши предки.

- А сейчас, ребята, задумайтесь и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своем воображении. Хорошо ли вы их помните?

- А теперь представьте, как мама вглядывается в ваши глаза. (Детские ответы)

- Так какая ваша мама?

-Моя мамочка самая…, написав каждый по одному слову. Слайд 13

Мама каждому из вас дарит свою безграничную любовь и ласку. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – хороший или плохой отзывается в материнской душе радостью или болью, счастьем или страданием. В своей безграничной любви к вам, мать порой забывает о том, что придет время, когда у нее не останется сил для того, чтобы давать тебе материальные радости жизни, у нее останутся силы на то, чтобы любить тебя.

Твое недоброе слово – царапина на материнской душе. Мать перенесет все: и беду и горе. Но от каждой царапины навсегда остается ранка – помни об этом.

III . Постановка учебной задачи и практическая работа.

Сегодня мы на уроке рисуем наших мам. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Давайте правильно разметим элементы портрета на листе. Слайд 14

- Нарисуйте себя вместе с мамой. Главное не внешнее сходство, а внутренняя красота. Главное - попытайтесь передать свои чувства и всю свою любовь к маме.

- Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет своей мамы с её чертами лица.

IV . Самостоятельная работа учащихся.

- Работаем в карандаше, затем в цвете, лучше использовать теп­лый колорит, проводим детальную проработку.(Звучат песни о маме тихим фоном)

По ходу работы проводить анализ общих ошибок.

( Во время работы звучат песни о маме, просто нежная музыка.)

V . Физкультминутка.

V I . Итог урока.

(выставка детских работ)

- Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер?

Какие разные и красивые работы получились!
- Что сегодня нового для себя открыли на уроке?

VI I . Домашнее задание:

Предложить учащимся сделать презентацию по фотографиям близкого человека – проследив его жизнь от детства до пожилого возраста.

VIII . Рефлексия. Слайд №16.

Методика “Незаконченного предложения”:

На этом наш урок изобразительного искусства закончен. За работу на уроке, за старание над рисунками своих мам все получают пятёрки. Свой урок, ребята, я хочу закончить такими словами:


Слайд №17.

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Характер и цели урока: Развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубиться в себя, осознание своих внутренних переживаний.

Задачи урока:

  • Средствами художественной выразительности – формой, пропорциями, цветом, линией, фактурой материала, композицией освоить изображение на плоскости (по представлению) в технике рисования гуашью.
  • Воспитание сознательного отношения к процессу изображения, к труду, воспитание аккуратности, стремления довести работу до конца.
  • Развитие чувства восхищения матерью. Почитание материнства у всех народов.
  • Высшее проявление красоты – материнство. Мать и дитя.
  • Дальнейшее изучение пропорций головы, построение лица. Рисунок по памяти (характерный портрет мамы)

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Тип опроса: индивидуально-фронтальный.

Оборудование урока:

Для учителя: ноутбук, проектор, экран, слайд шоу портретов (Леонардо да Винчи "Мадонна Лита", Рафаэль "Сикстинская мадонна", Рубенс "Мать и дети", Б. Неменский "Тишина" и др.)

Для учеников: краски – гуашь; лист А4; на каждый стол – клеёнка; тряпочка; непроливайка; кисточки.

План урока:

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Проверте всё ли у вас готово к уроку. Поздоровайтесь с гостями. Пожалуйста, садитесь.

II. Проверка домашнего задания:

У. Вспомните понравившийся вам отрывок из этого рассказа. (учащиеся зачитывают понравившийся отрывок)

У. Какие чувства к матери хотел вызвать у нас автор этим произведением? (ответы учащихся – благодарность, любовь) Да, он словами описал свою любовь к маме.

III. Беседа:

У. Тема материнства во все века волновала не только писателей, но и художников.

Эта тема близка каждому. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многогранным. Перед вами на слайде несколько великих образов материнства, где мы видим, как младенец своей щекой нежно прижимается к матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон придают ей звучание покоя и нежности. (слайд 2)

У. Какие черты присущи каждой маме?

Каждая мать так же несёт свой бесценный груз – своих детей к людям, к радостям и трудностям жизни (рассматриваем слайд 4). Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Посмотрите на картину Рубенса – мать и дети, словно единая скульптура, их не разлучить. Великое счастье быть вместе! (слайд 5)

У. Расскажите о своей маме, какая она, что она любит?

У. Какие слова можно сказать о маме? Мама всегда рядом, всю жизнь. Она дала тебе жизнь, выкормила тебя маленького, научила ходить, говорить…

IV. Вспомним пропорции лица.

(слайд 8) Сегодня мы на уроке рисуем наших мам. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Давайте правильно разметим элементы портрета на листе.

  1. Лицо представляет собой овал. Мы расположим овал так, чтобы он занял большую часть листа. Повторим пропорции лица. У всех они разные, но мы с вами в своём упражнении сделаем, как рисовали великие художники. Сначала рисуем подмалевок в форме овала.
  2. Делим овал пополам по горизонтали - на этом уровне у нас будут глаза.
  3. Мысленно делим овал пополам по вертикали – на этой линии у нас должен располагаться нос и рот.
  4. Уши находятся на уровне глаз и носа.
  5. Подумайте где расположены шея? Плечи?
  6. Обратите внимание, что будет самым светлым на лице при рисовании?

Найдите тёмные части лица. Не забудьте, что шея находится в тени, потому что на неё падает тень от подбородка.

V. Работа по памяти.

Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет конкретного человека, т.е. мамы с её чертами лица.

Тест – Проверь себя (слайд 9-11)

С любовью постарайтесь передать образ мамы, вспомните характер своей мамы, постарайтесь передать его в рисунке.

В ходе работы учитель наблюдает за работой детей и помогает при необходимости.

Предложить некоторым учащимся по предварительной разметке проложите тени на лице и шее, обратите внимание на веки, нос, линию губ, углубления у подбородка. Напомнить что тени прокладываются в последний момент. (дифференцированное задание).

VI. Выставка работ:

У. Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер?

Какие разные и красивые работы получились!

Что вы хотели пожелать в рисунке о своей маме?

VII. Домашнее задание:

Подумайте о пожилых людях, живущих с вами рядом, чем вы можете им помочь? Быть внимательными, помогать им во всём. Присмотритесь к своим бабушкам и дедушкам. Подберите картинки-иллюстрации с изображением пожилых людей. Сравните чем лицо пожилого человека отличается от молодого.

2-3 учащимся предложить сделать презентацию по фотографиям близкого человека – проследив его жизнь от детства до пожилого возраста.

VIII. Итог урока

За работу на уроке, за старание над рисунками своих мам все получают пятёрки. Урок окончен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока ИЗО

Выполнила студентка группы: Н-412\2, Белоусова Ирина Александровна

Класс: 4 Школа России

Тип: изучение нового материала

Обучающая: формировать представление о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту;

Развивающая: развитие творческого мышления, воображения, навыков владения художественными материалами и средствами;

Воспитывающая: воспитывать уважительное и заботливое отношение к матери.

Планируемые результаты

Предметные Обучающийся моделирует

Познакомить с темой материнства в изобразительном искусстве; дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов; познакомить с произведениями великих художников; развивать интерес к произведениям искусства разных стран;

Метапредметные

Регулятивные: планируют и оценивают свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: развивают умения осуществлять поиск существенной информации из рассказа учителя и наглядного материала.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оценивают достижения своих одноклассников.

б удут сформированы:

Воспитывать уважение к женщине, к матери; связать личные чувства матери с произведениями искусства, посвящёнными материнству. Воспитание потребности в творческом самовыражении

Межпредметные связи: история

Ресурсы урока: альбомные листы, графические материалы.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Добрый день ребята! Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. Итак начнем .

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.

Актуализация необходимых знаний

Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?

В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном. Сейчас я вам хочу прочитать стихотворение и вы сразу догадаетесь о чем пойдет речь на уроке.

Бесконечна твоя доброта,
И забота не знает усталости,
Материнской души красота.

Неподвластна невзгодам и старости,
Пусть идут чередою года,
И ложатся морщинки упрямо…

Воспевать имя матери
Будем всегда.

О ком говорится в стихотворении?

О маме. Сделаем для наших любимых мам маленький подарок.

Европейские города Средневековья

Организация познавательной деятельности

Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многообразным. Не случайно оно стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери.

Леонардо да Винчи очень любил гулять по улицам Милана ранним утром. В этом городе, окружённом со всех сторон горами, его пленяла лёгкая дымка, окутывающая по утрам предметы, дома, улицы, придавая им таинственность. Леонардо пытался найти сочетания красок, при котором можно передать эту дымку в картине, но тщетно… получалось совсем не то, что он добивался.

И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения

Эта картина никого не оставила равнодушным, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлучённым войной. Спящие на полу в крестьянской избе бойцы, заботливо укрыты тёплым платком. Картина о простых русских женщинах, по- матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе.

Нет народа, у которого материнство не пользовалось бы великим почётом. Все народы воспевают материнство.

Слайд 8. (читают дети)

Женщина- мать первый творец жизни. Никогда не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твоё сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии.

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз – согнулись, разогнулись,

Два – поднялись, потянулись,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – столы свои занять.

Задумайся и представь себе лицо своей мамы. Загляни в ее глаза прямо сейчас, в своем воображении, подумай, хорошо ли ты их помнишь. А теперь представь, как мама вглядывается в твои глаза.

Нарисуй маму вместе с собой.

Главное не внешнее сходство. Главное - попытаться передать ее и свои чувства. Для этого надо слить две фигуры в одно целое, объединить их линией - как одной мелодией, единым силуэтом, связать в одно целое, чтобы выразить любовь и ласку. Подумай, какие будут линии - текучие или жесткие, а краски - холодные темные или теплые светлые. Выбери нужные линии и краски для своей работы.


Урок познакомит с темой материнства в изобразительном искусстве, с произведениями великих художников; даст представление об едином образе матери в искусстве разных народов.

Описание разработки

Задачи урока:

Познакомить с темой материнства в изобразительном искусстве; дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов;

Познакомить с произведениями великих художников; развивать интерес к произведениям искусства разных стран;

Укреплять межпредметные связи (музыка, литература, изобразительное искусство)

Совершенствовать навыки и умения в изображении человека; развивать навык рисования по представлению;

Показать учащимся на примерах великих произведений прошлого и работ современных художников отношение к материнству.

Воспитывать уважение к женщине, к матери;

Связать личные чувства матери с произведениями искусства, посвящёнными материнству.

Воспитание потребности в творческом самовыражении.

Ход урока.

1. Организационно – мотивационный этап.

Цель: создание положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность, осмыслить тему урока.

- Здравствуйте! Рада всех вас видеть!

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Мы с тобой друзья.

презентация по ИЗО для начальных классов Материнство

В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном.

«О, как прекрасно это слово – мама!

Все на земле от материнских рук.

Она нас, непослушных и упрямых,

Добру учила –высшей из наук.

Возносят выше самых ярких звезд.

Родная мама, дорогая нянька

- Как вы думаете, ребята, о ком мы будем говорить на занятии?

2. Актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой информации.

Цель: систематизировать опорные знания, формировать социальный опыт и особое отношение к уроку.

Тема материнства от века к веку волновало художников, поэтов и писателей.

Мама! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого человека. Материнская любовь греет нас всю жизнь и оберегает.

Русский народ создал много пословиц о матери.

- Какие пословицы знаете вы? Назовите.

- Прочитайте пословицы о матери, объясните их значение.(СЛАЙД №2)

Весь материал - в архиве.


-75%

Читайте также: