Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Каримова Елена Александрвна

Организация: МБОУ Лицей № 78 Фарватер

Населенный пункт: г. Казань

Цели урока: сформировать знания учащихся, хозяйственной деятельности людей

  • Образовательная: сформировать представление о хозяйственной деятельности людей и видах хозяйства;
  • Развивающая: создать условия для развития формирования универсальных учебных действий по построению схемы, анализу текста, решению практических задач.
  • Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся, интерес и эрудицию школьника;
  • Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку и здоровье сберегающие паузы.

Основные виды учебной деятельности ученика на уроке:

  • Составлять схему видов хозяйственной деятельности человека.
  • Приводить примеры различных видов хозяйственной деятельности.
  • Определять по картам (статистическим данным) страны-лидеры в сельском хозяйстве и промышленности.
  • Анализировать карты с целью выявления географических особенностей в распространении главных видов хозяйственной деятельности человека.

Тип урока: практикум.

Ключевые понятия новой темы: хозяйство, сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг, комплексные карты, культурно исторческие регионы мира, городское и сельское население, материальная и духовная культура.

Ход урока.

1. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока.

2. Учебная организация учащихся (наличие на рабочем месте учебника, атласа, контурной карты, дневника, принадлежностей).

II. Актуализация знаний и опрос д/з

б) около 12 млрд

г) около 120 млн

б) около 5оо тыс

г) около 1 миллион

  1. Назовите три признака, отличающие один народ от другого
  1. К какой языковой группе относят русский язык
  1. Назовите мировые религии
  2. Какая из них является самой распространенной
  3. Какая из перечисленных религий является национальной в Китае

9. Какую религию исповедует большинство населения России

10. Что такое языковые семьи?

1) народы, говорящие на одном языке

2) совокупности языков, произошедшие от одного корня

3) нет правильного ответа

Хорошо, молодцы. Население мы с вами повторили, но оно ведь должно где-то проживать и вести хозяйственную деятельность.

-Какими видами хозяйственной деятельности занимались люди в первобытном обществе?

-Какие виды хозяйственной деятельности появились позже?

-Какими видами хозяйственной деятельности заняты люди в вашей местности?

Так какова тема нашего урока?

Запись в тетрадь темы урока.

Учитель: сегодня мы поговорим о хозяйственной деятельности людей. Это очень важный вопрос, который имеет очень важную связь с географией как наукой, ведь географическое положение территории, особенности природно-климатических условий оказывают решающее влияние на направление деятельности людей.

III. Изучение новой темы

Регулятивные УУД: постановка темы, план урока и задачи.

Учитель: Более 10 тысяч лет назад люди почти ничего не производили, а только использовали то, что давала сама природа. Основным занятием человека первоначально было собирательство, рыболовство, охота. По мере расселения человека по материкам Земли и развития самого человека появились новые виды деятельности. А что же такое хозяйство?

Хозяйство – это производство людьми всего необходимого для своего жизнеобеспечения и улучшения условий существования.

Работают с текстом учебника


Учитель: Давайте применим ранее полученные знания с темой хозяйство

сегодня хозяйственная деятельность человека ведется не только на суше, но и на шельфе океанов, заливах и морях. Давайте вспомним, как человек использует океан в хозяйственной деятельности.

Вот примеры деятельности человека на воде.

Вопрос: какой из трех основных видов хозяйства более других зависит от особенностей природно – климатических условий, почему, приведите примеры? (сельское хозяйство более других зависит от особенностей условий среды)

Самостоятельная работа в парах с текстом учебника.

  1. Влияние с/х на ПК
  2. Влияние промышленности на ПК

озвучиваются экологические проблемы вызванные хозяйственной деятельностью человека.

Хозяйственная деятельность человека отражена на комплексных картах. По их условным знакам можно определить: (стр. 79)

а) места добычи полезных ископаемых;

б) особенности использования земель в сельском хозяйстве;

в) районы выращивания культурных растений и разведения домашних животных;

г) населенные пункты, некоторые предприятия, электростанции.

Изображены на карте и природные объекты, охраняемые территории.

Определяют, характеризуют, сравнивают хозяйственную деятельность в Африке ( север, юг).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ф.И.О. УЧЕНИКА

Тема урока. Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность .Сельское и городское население.

Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружён.

Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты - чарователь неустанный,
Ты - неслабеющий магнит.

Вопросы для беседы.

О каком населенном пункте идет речь?

Какие населенные пункты вы ещё знаете?

В каких климатическимх условиях человеку трудно жить?

Где удобнее вести хозяйство : в горах или на равнинах?

Где появились первые древние цивилизации? Почему? ( речные цивилизации в долинах Нила, Инда, Тигра и Евфрата, Хуанхэ; горные цивилизации в Андах и на территории современной Мексики; морская средиземноморская цивилизация.)

I Задание №1

Рассчитайте среднюю плотность населения Земли используя текст учебника стр.35 .( Площадь суши-149 млн. км²)

Рассчитайте среднюю плотность населения России ,если на 1 января 2014 года плотность населения составила 143666,9 тыс.чел., а площадь территории 17075400 тыс. км

hello_html_m294722d1.jpg

Неравномерность размещения населения.

Ответьте на вопросы:

- В каких полушариях сосредоточена большая часть населения?

- В каких климатический поясах живет основная масса людей?

Различия в плотности населения регионов и стран.

- Сравнените плотность населения отдельных стран и разделите их на три группы:

страны с очень высокой плотностью населения - более 200 чел

страны с плотностью населения, близкой к средне-мировому показателю

страны с низкой плотностью населения - менее 2 чел./км2

Факторы, определяющие размещение населения.

- Перечислите основные факторы влияющие на неравномерность размещения населения мира исползуя интернэт ресурсы и текст учебника на стр.35:

Районы наибольшей концентрацией населения.

Найдите районы с наибольшей концентрацией населения

Обозначьте на картосхеме ареалы с высокой плотностью населения

восточное побережье Китая, Япония, КНДР, Республика Корея

где проживает около 1 млрд чел.

Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия

где проживает около 1 млрд чел.

где проживает около 500 млн. чел.

где проживает около 100 млн. чел

hello_html_6ee497ef.jpg

1. Население Земли размещено крайне неравномерно. 70% населения живет всего на 7% территории суши.

В Восточном полушарии сосредоточено 80% всего населения, в Северном полушарии - 0,9%. При этом основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов. 15% территории суши совершенно не освоены людьми - это области с экстремальными природными условиями.

2. Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения. Средняя плотность населения Земли - 40 чел./км2. Однако неравномерность размещения населения в разных регионах и странах мира огромна. Показатель плотности населения колеблется от десятых долей до 2000 чел./км2.

Плотность населения Зарубежной Европы и Азии составляет более 100 чел./км2, в Северной и Южной Америке - около 20 чел./км2, а в Австралии и Океании - не более 4 чел./км2.

Сравнение плотности населения отдельных стран позволяет выделить три группы стран:

страны с очень высокой плотностью населения - более 200 чел./км2 (Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Израиль, Ливан, Бангладеш, Республика Корея, Сальвадор);

страны с плотностью населения, близкой к средне-мировому показателю - примерно 40 чел./км2 (Ирландия, Ирак, Малайзия, Марокко, Тунис, Мексика, Эквадор);

страны с низкой плотностью населения - менее 2 чел./км2 (Монголия, Ливия, Намибия, Австралия, Гренландия).

перейти на интерактивную карту плотности населения мира

Неравномерность размещения населения может наблюдаться и в пределах отдельной страны. Яркими примерами могут служить Египет (наиболее заселена долина р. Нил), Китай и Австралия (заселена восточная часть страны), Канада (заселен юг страны), Россия (наиболее заселена европейская часть страны). В Индонезии плотность населения на о. Ява составляет 2000 чел./км2, а в районах других островов - до 3 чел./км2.

3. Неравномерность размещения населения на Земле объясняется рядом факторов.

Влияние природного фактора проявляется:

в слабой освоенности территорий с неблагоприятными для человека природными условиями (пустыни, тундры, тропические леса, полярные области);

в проживании основной части населения на высоте до 1000 м над уровнем моря (при этом 56% населения сосредоточено на равнинах с высотой до 200 м, 24% - до 500 м над уровнем моря);

в концентрации населения вблизи морского побережья (более 50% населения живет в пределах 200 км от побережий морей и океанов);

в высокой освоенности территорий с плодородными почвами и благоприятными агроклиматическими условиями (субтропический, субэкваториальный и юг умеренного климатического пояса).

Воздействие исторических особенностей заселения суши проявляется в том, что, по мнению ученых, заселение Земли происходило с территорий, где формировался человек современного вида, Юго-Западной Азии, Северной Африки и Южной Европы, по Старому Свету, затем в Америку и Австралию. Время заселения серьезно повлияло на численность населения регионов.

Различия в современной демографической ситуации связаны с естественным приростом населения отдельных стран. Яркий пример - Бангладеш с высоким уровнем рождаемости. Плотность населения этой страны в настоящее время составляет более 750 чел./км2.

Воздействие социально-экономических условий связано с размещением промышленных зон, транспортных путей, освоением крупных месторождений полезных ископаемых, способствующих концентрации населения.

4. В настоящее время в мире можно выделить несколько районов наибольшей концентрации населения. К ним относятся:

Восточная Азия (восточное побережье Китая, Япония, КНДР, Республика Корея), где проживает около 1 млрд чел.;

Южная Азия (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан), где проживает около 1 млрд чел.;

Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия), где проживает свыше 300 млн чел.;

Зарубежная Европа, где проживает около 500 млн. чел.;

Северо-восток США, где проживает около 100 млн. чел.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему роль природных условий в размещении населения постепенно ослабевает?

( С развитием производительных сил общества человек получил возможность осваивать новые территории. Это и леса, и болота, и засушливые участки, и зона вечной мерзлоты. Освоение территорий повлекло за собой расселение на них людей. Современный уровень развития науки и техники позволяет людям развивать промышленное и сельскохозяйственное производство в регионах, ранее необжитых, строить новые города и транспортные пути. )

2. Для какого региона мира характерно размещение большой доли населения в высокогорном поясе?

(Для Южной Америки. В высокогорном поясе Анд (выше 2000 м) проживает 11 % всего населения региона. )

Что является основным показателем размещения населения? ( плотность населения)

Зачем нужно знать плотность населения?

Назовите районы с высокой и низкой плотностью населения?

Назовите причины неравномерного размещения населения на Земле?

Какие населенные пункты вы ещё знаете?

Существует два типа населенных пунктов: городские и сельские.

Выделяют множество типов городов и сельских поселений. Города различаются по численности населения и своим назначением в жизни общества (или функциями).

- Задание на основе самостоятельной работы с учебником стр.38 дать определение городу и селу.

Определение города в разных странах различно.

Например, в Швеции, Дании, Финляндии

городом считается поселение более 200 человек.

В Канаде, Австралии – свыше 1 тыс. человек,

в ФРГ, Франции – свыше 2 тыс. человек,

в США, Мексике – свыше 2,5 тыс. человек,

в Индии, Иране – свыше 5 тыс. человек,

в Швейцарии, Малайзии – свыше 10 тыс. человек,

в Нидерландах, Нигерии – свыше 20 тыс. человек,

в Японии – 30 тыс. человек,

- Используя текст учебника стр.38 назовите незнакомые вам населенные пункты.

Работа в парах

Школа географа- страноведа

Выясните как изменилось количество городских и сельских жителей В Росии с1897 г - по 2014г

Зайдите на главную страницу сайта Федеральной службы государственной статистики www . gks . ru

Откройте раздел Официальная статистика и найдите подраздел Население . Из подраздела Население перейдите в тему Демография.

В Демография найдите подтему Численность и состав население и откройте файл Численность населения

Постройте график числа городов и поселков городского типа за период с1897 г - по 2014г

Проанализируйте полученные графики и сделайте вывод:

Рост численноси городов увеличение доли городского населения в стране

-Как изменилась динамика городского и сельского населения населения?

-Определите функций городов на разных этапах развития?

-Чем отличается город от села?

-В чем разница в образе жизни городских сельских жителей?

- Что мы понимаем под образом городской жизни?

- Какие виды хозяйственной деятельности характерны для жителе городов и для тех, кто живет в сельской местности?

Сравнение жизни людей в городе и селе ( работа с таблицей)

Свыше 12 тыс. чел. ( Россия)

Менее 12 тыс. чел.

Места рабаты населения

Промышленность , транспорт, сфера услуг

Земледелие и животноводство

Многоэтажные дома со всеми удобствами

Возможность получения услуг

Все услуги можно получить в одном городе

Ограниченные возможности ,за рядом услуг нужно обращаться в горд

Напряженный, жизнь вне природных ритмов, по расписанию

Спокойный, в соответствии с природными ритмами

Незнание жизни окружающих, каждый четко выполняет свою роль и контролирует свое поведение

Все знают друг о друге почти все

На общественном или личном транспорте на большое расстояния

В основном пешком или на автотранспорте

Покупается в магазине

Большинство продуктов питания собственного производства

-Найдите в тексте учебника стр38 . определение понятия урбанизация

-Урбанизация – это только рост городов?

- Где темы урбанизации больше, а где меньше? Почему?

- Можем ли мы обозначить это выражения как причину урбанизации.

В результате процесса т урбанизации возникают агломерации

-Найдите в тексте учебника стр38 . определение понятия агломерация

- Какие крупнейшие агломерации выделяются в мире? Обозначьте на картосхеме Нанесение городов на карту

расширить зна ния о политиче ской карте мира, разнообраз ии стран.

Средства обу чения: карты атл аса: "Плотность населения ми ра",

"Политическая к арта мира", виде офильмы (ил и слайды) самых больших

Основные п редставления и понятия: плотн ость населения, страна, к олония.

Межпредметны е связи: госу дарства античного мира, средне вековья и т. д.

План у рока (методы, приемы, ф ормы у чебной деятельности )

1. Численность н аселения Земл и, ее измене ния во времен и; плотность

Объяснение у чителя. Численн ость насел ения Земли. Как р ассчитывают

Практическая работа. П ровести анализ карты атласа плотности населен ия

Земли, выдел ить территори и с большими, сре дними и неб ольшими

показателями пл отности. Объясн ить причин ы различий в п лотности

населения на разных матери ках. Опред елить по карте четыре те рритории с

высокой плотность ю. Определить географ ическое поло жение самых б ольших

2. Политическая к арта мира, ее изменение в о времени; г руппиров ка страны

Беседа. Акту ализация знаний о политич еской карте и у мений показывать на

Задание. Оп ределите количеств о стран в средневековой Ев ропе (на осн ове

знаний истор ии); сравните с современн ой полити ческой карто й Европы.

Практическая работа: Рассмот рите рис. 22 на ст р. 28 и пока жите страны на


На этом уроке мы узнаем, что такое хозяйство и из каких отраслей оно состоит, разбираемся, в чём отличие городского и сельского размещения населения, рассматриваем классификации городов и их влияние на окружающую природу.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население"

Сегодня на уроке узнаем, что такое хозяйство и из каких отраслей оно состоит, разберёмся, в чем отличие городского и сельского размещения населения, рассмотрим классификации городов и их влияние на окружающую природу.


Хозяйство - это природные и созданные человеком богатства, которые люди используют для обеспечения жизни и улучшения её условий.

Современное хозяйство состоит из трёх отраслей, которые появились последовательно в ходе развития человечества: сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг.


Сельское хозяйство занимает особое место в хозяйстве, так как обеспечивает население продуктами питания и поставляет для отдельных отраслей промышленности сырье (лен, хлопок, шкуры животных). Сельское хозяйство имеет два направления: растениеводство и животноводство. Растениеводство охватывает выращивание различных сельскохозяйственных культур. Животноводство - это отрасль, которая занимается разведением различных сельскохозяйственных животных. Развитие сельского хозяйства определяют природные условия.


Промышленность - это совокупность предприятий (шахт, фабрик, заводов, комбинатов), где добывают полезные ископаемые и производят разнообразную продукцию. Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую. К добывающей промышленности относят добычу различных полезных ископаемых (руд, нефти, угля, газа), заготовку леса, лов рыбы и морского зверя. Её размещение обусловлено расположением добываемых природных богатств. Предприятия обрабатывающей промышленности размещаются по определённым законам в зависимости от того, какую продукцию и как они производят. В развитых странах мира промышленность играет ведущую роль в хозяйстве.


Сфера услуг - это отрасль хозяйства, которая включает в себя все виды деятельности, важные для современных людей: образование, здравоохранение, торговля, транспорт и связь, культура и искусство. Предприятия этой сферы ориентированы на обслуживание людей. Поэтому, чем выше плотность населения, тем больше таких предприятий.

Транспорт обеспечивает связь между отдельными отраслями промышленности и сельского хозяйства, обмен продукцией внутри государства и между государствами, осуществляет перевозки пассажиров и грузов. Различают следующие основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный (речной, морской), трубопроводный.


С ростом предприятий промышленности усугубляется ситуация бережного отношения к природе. Загрязняются воздух, вода, почва. Количество населения на Земле постоянно растёт, следовательно, нужно все больше условий и средств для жизни человека, а это приводит к большему объёму работы предприятий и, самое печальное, к ухудшению качества окружающей среды.

Человек может проживать в городе и в сельской местности. В связи с этим выделяется городское и сельское расселение населения.

Соотношение городского и сельского населения на планете приблизительно одинаковое. Процесс урбанизации (рост городского населения) крупные масштабы приобрёл в XX веке. Но доля городского населения сильно отличается по регионам. В Европе, Северной и Южной Америке и Австралии доля его составляет ¾, в Азии и Африке всего ¼.


Города можно отличить от других поселений по ряду признаков:

· значительная численность населения, занятого преимущественно вне сельского хозяйства;

· более высокая плотность населения;

· характер жилой застройки;

· исторически сложившийся статус города;

Казалось, важнейшим критерием могла бы стать численность населения. Однако единых критериев в мире по людности городов нет. Так, в Скандинавских странах городом считают поселения, где проживает более 200 жителей, в Австралии - более 1 тыс. чел., в США - свыше 2,5 тыс. чел., в Китае - более 3 тыс. чел., в России - более 12 тыс. чел. На уровне ООН были сделаны попытки установить единый, общий для всех стран, критерий для определения статуса города - не менее 20 тыс. чел. Но, при этом количество городов мира сразу бы уменьшилось на четверть. Тогда было решено вести учёт городов по данным каждого государства.

По числу жителей различают:

1. малые (до 50 тыс. человек);

2. средние (от 50 до 100 тыс. человек);

3. большие (от 100 до 250 тыс. человек);

4. крупные (от 250 тыс. до 1 млн человек);

5. города-миллионеры (более 1 млн человек).


Москва является самым большим городом России по численности населения. И это не удивительно - здесь проживает более 15 млн. человек. Это гораздо больше, чем в Норвегии и Финляндии вместе взятых, или же примерно столько же, сколько в Чехии и Бельгии. А ведь это только официальные данные.

Другой классификацией городов является деление городов по их функциям. Различают города — промышленные центры (Магнитогорск), города-порты (Сидней), административные центры и города-столицы (Вашингтон), научные центры (Оксфорд), города-курорты (Ницца), туристические центры (Лас-Вегас). Однако наиболее часто встречаются многофункциональные города (Москва, Шанхай, Нью-Йорк).

Экология промышленных центров. В современном городе сосредоточено очень большое количество промышленных предприятий, транспорта и населения. Именно города играют одну из ведущих ролей в загрязнении окружающей среды.

В любом большом городе сформирован особый микроклимат. Дело в том, что жилые застройки сильно снижают скорость ветра, и воздух как бы застаивается. Возникающий смог сокращает количество солнечного света, что способствует возникновению различных заболеваний.

Все городские объекты являются источниками радиационного тепла, и городская атмосфера нагревается. В городе температура воздуха всегда гораздо выше, чем средняя температура данной местности.

Отсутствие тишины - одна из главных проблем городских жителей. Особенно это касается тех, кто живёт или работает в оживлённых районах, рядом с автотрассой. Допустимая отметка шума - 80 децибелов. Если уровень превышен, то результат – расстройства слуха, памяти, проблемы с нервной системой, хроническая усталость. Организм человека в условиях постоянного шума не отдыхает, поэтому не в состоянии восстановиться.


В крупных городах высокий уровень населённости. Люди, соприкасаясь в транспорте, в очередях, в магазинах, быстрее распространяют инфекционные заболевания (эпидемии). Огромный вред здоровью наносят курильщики. Они не только сами вдыхают вредные вещества, но и загрязняют атмосферу, подвергают опасности других людей.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое хозяйство и из каких отраслей оно состоит, разобрались, в чем отличие городского и сельского размещения населения, рассмотрели классификации городов и их влияние на окружающую природу.

Читайте также: