Маленький принц розгорнутий конспект

Обновлено: 07.07.2024

Диалог – разговор двух или нескольких лиц, основная форма раскрытия характеров в пьесах, балладах.

Жанр – вид художественного произведения, например, басня, баллада, лирическое стихотворение, повесть.

Идея – основная мысль художественного произведения.

Композиция – построение произведения.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П. Литература для 6 класса // Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва : Просвещение, 2018. 307 с.
  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.

Дополнительная литература:

1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002. 224 с.

3. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

4. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. Москва : ВАКО, 2009. 414 с.

5. Замышляева А. Н. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. Волгоград : Учитель, 2015. 324 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Свой отпечаток на произведение наложила трагедия Европы во Второй мировой войне.

К какому жанру можно отнести это произведение? Автор в нём рассуждает о смысле жизни. В финале творения Экзюпери мы видим отчётливо выраженною мораль. Всему повествованию присущ назидательный оттенок. Таким образом, мы видим, что автор использует жанр притчи.

Но это не просто притча, а сказка-притча. Это наиболее распространённое скрещение жанров.

Отличительной чертой сказки-притчи можно назвать то, что она имеет фантастический и реальный сюжет, но при этом носит поучительный характер.

Кого встречает Маленький принц на своем пути?

Это всё очень интересные типажи.

Один из них - Король, который любит, чтобы всё делалось по его приказу.

Другой - Честолюбец, для которого главное, чтобы им восхищались и почитали его.

Следующий – Пьяница. Он пьёт потому, что чувствует вину за то, что пьёт. Такой вот замкнутый круг, в который человек попал по собственному желанию.

Повстречался Принц и со скучным Деловым человеком, который только и делает, что считает звёзды. Но подсчёт он ведёт не просто так, а потому что уверен, что это его звёзды.

Маленький принц познакомился и с Фонарщиком, зажигавшим и тушившим фонарь на своей планете каждую минуту.

Повстречал он и Географа, который за всю свою жизнь не видел ничего, кроме своей планеты.

Последним местом прибытия путешественника стала планета Земля, где он нашёл настоящего друга.

Маленький принц – образ частично автобиографичный. Хоть и очень сложно себе представить, что взрослый лётчик сохранил в себе маленького мечтателя из детства.

Экзюпери наделил своего героя на первый взгляд несовместимыми качествами: спонтанностью и надёжностью. Он добр и очень любит свою Розу, которая осталась на его планете.

В то же время он всё ещё растёт и многих вещей не знает. Например, дружбе он научился лишь на планете Земля, а свою любовь к розе осознал лишь после разлуки.

Лётчик играет роль рассказчика в произведении. Несмотря на то, что он взрослый, в одночасье находит общий язык с Маленьким принцем. Всё потому, что лётчик остался в душе ребёнком.

В детстве рассказчик очень любил рисовать, но взрослые не понимали его. И он разуверился в своём таланте и стал не художником, а лётчиком.

Лис – ещё один очень важный персонаж сказки. Он стал настоящим другом Маленькому принцу. Именно Лис научил его ответственности за того, кого тот приручил. Из его уст часто звучат мудрые советы. Он стал для мальчика наставником, которого ему так не хватало.

В сказке автор поднимает несколько проблем. Основная идея произведения в том, что люди должны научиться доверять друг другу и нести ответственность за всё то, что любят.

Ну, и, конечно же, Человек должен любить и беречь свой дом. И не позволять баобабам раздирать его на части. Во времена Экзюпери под баобабами подразумевался нацизм, который угрожал всему миру.

В наше время под баобабами мы можем разглядеть другие угрозы нашему дому.

Теоретический материал для углублённого изучения

Цитаты из сказки

Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться.

Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установить соответствие между элементами

Задание основано на знании текста произведения.

Дерево. В сказке Принц борется с его семенами.

Единственный друг принца на планете.

Сначала был диким, потом его приручили.

Рисунок, который попросил нарисовать Принц.

Рисунок, который сразу узнал Принц, но не понимали взрослые

Восстановление последовательности элементов горизонтальное

Задание подразумевает знание сюжета и основано на материале, пройденном на уроке. Надо вспомнить: в какой последовательности происходили действия в сказке.

Тип урока : интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство).

Форма урока : урок открытых мыслей.

  1. словесный (слово учителя);
  2. исследовательский (творческие работы);
  3. практический (чтение текста);
  4. частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
  5. репродуктивный (беседа по рассказу);
  6. проблемно – поисковый.

Записи на доске:

“У каждого человека свои звезды” (А.Экзюпери).

Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … (Жан Жак Руссо) (запись в рабочем листе №1)

В начале урока звучит музыкальная композиция “Город детства”. (слайд 1)

Учитель: - Ведь если звёзды зажигают,

значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

чтоб каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

- Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц

Тема нашего урока…

Дома надо было подумать над тематикой, идеей и проблемой этой повести.

– Какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении?

– взаимоотношения между детьми и взрослыми
– тему дружбы и преданности
– долга и справедливости
– смысла жизни

Учитель: Какова идея произведения?

Ученики: Показать, что имеет в жизни настоящую ценность. А это забота, преданность, дружба, любовь и доброта…

Учитель: Какова же главная проблема сказки – повести?

Ученики: Это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми

Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).

– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).

Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. (Эпиграф урока, ответы детей: как они понимают слова Руссо).

– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз.

Но дети еще не знают или взрослые уже забыли , что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…

И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.

- Как вы понимаете лексическое значение слова Путь?

-А в словаре Ожегова дается следующее определение этому многозначному слову. Мы обратим внимание только на 4 лексическое значение. В рабочем листе №1 запишите лексическое значение слова путь.

– Как понять высказывание : у каждого человека свой путь?

Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни.

– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

– Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста глава 1)

– Поняли ли его взрослые? Почему? ( “Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).

– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).

- Важна ли поддержка взрослого?

- Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?

А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (2 глава)

– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

Учитель: Вот и мы отправимся с вами в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому. Это собирательные образы нечестивцев. Портреты их типичны, поэтому автору достаточно для полноты картины назвать цифры.

1 группа отправляется на планету….

- Вы должны поработать в группах и ответить на несколько вопросов.

-Возьмите 2 рабочий лист, в котором даны вопросы. Ответьте на них письменно.

1.С кем встречается Маленький принц?

2.Что ценно для обитателя планеты?

Для короля- власть

Для честолюбца- тщеславие

Для пьяницы - употребление спиртных напитков.

Для делового человека – богатство

Для фонарщика- верность своему слову, работа

Для географа – накопление знаний

3. Можно ли считать эту ценность настоящей?

* Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.

4.Принимает или отвергает Маленький принц ценность обитателя планеты?

* Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.

-1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)

На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого.

2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца)

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек.

3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового человека)

Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчетом звезд.

5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика)

На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову.

6) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа)

- В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей.

Ценности – это значимые, важные предметы, явления или понятия для человека.

- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?

(Маленький принц знакомится с человеческими пороками в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает.

Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

Зачем власть, если нет подчиненных;

Зачем слава, если нет поклонников;

Зачем жить, если стремишься к забвению;

Зачем богатство, если его некуда деть;

Зачем работа, если она бессмысленна;

Зачем наука, если она не основана на фактах?

Зачем? Зачем? Зачем?)

- Ребята, представьте, что вы вместо принца отправились путешествовать каждый по своей планете

-Что бы вы изменили на ней? Что бы вы сделали полезного, доброго, важного?

Учитель: Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля

- Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?

(Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)

- С кем встречается Маленький принц на Земле?

- Змея.( Согласно мифологии Змея символ мудрости или бессмертия

- Цветок.( Символ красоты)

- Лис.( Символ мудрости и знания жизни)

После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин. Вы провели дома исследовательскую работу – искали афоризмы в тексте. Поделитесь с нами результатами вашего мини-исследования.

Ученики зачитывают ( слайд 8)

– Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

– Зорко одно лишь сердце.

– С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

– Себя судить куда труднее, чем других.

– Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

– Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

– Одни только дети знают, чего ищут.

Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

Встреча Лиса с Маленьким принцем (слайд9)

- Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему?

* Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.

- Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования?

Встреча с Лисом была важной для Маленького принца. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией.

-Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу?

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. "Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. " Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения.

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил".

- Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?

- Какими качествами обогатился принц после общения с Лисом? .( Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.)

-Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе?

*Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе. (слайд 12)

– Конечно, “слова только мешают понимать друг друга”. Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.

– Он постоянно приходил к выводу, что “эти взрослые все-таки очень странные люди”. Почему?

– Самое страшное в мире, что люди не видят главного – красоты природы и человеческих отношений, правды, искренности, дружбы, заботы о близких.

Учитель: А как вы думаете, почему это происходит?

Ученики: Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность ребенка!!

Учитель: А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:

“У каждого человека свои звезды”. (слайд 13)

Игра “Дотянись до звезд”.

– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….

Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова “Что такое звезды”.

– А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

– Большие слоны говорят: “Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо”. Но ты не верь.

Большие медведи думают: “Звезды – это снежинки, что забыли упасть”. Но и им ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.

После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.

– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?

Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.

Учитель: Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми.

Учитель: Да, конечно, ДЕТСТВО – это отправная точка пути.

А что же тогда такое ВЗРОСЛОСТЬ? Непростой вопросы. Чтобы попытаться ответить на него, переходим к выполнению творческого задания.

- Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о том, что бы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище.

- Предлагаю выполнить практическую работу и вывести формулу добра. Для меня формула добра вот такая. Я ценю прежде всего Милосердие, любовь, понимание, заботу, доверие, верность, преданность, ответственность.

Учитель: А теперь попробуйте вывести свою формулу добра. Вам необходимо наклеить на звезду те понятия, которые, на ваш взгляд, подходят для выполнения этого задания. (Пока ребята работают звучит музыкальная композиция “Млечный путь”.) (слайд 13)

Ученики выводят свои формулы:

– Любовь + понимание + забота

– Помощь + милосердие +доверие, верность, преданность, ответственность

Это ваша путеводная звезда, которая поможет Вам в жизни. Она будет направлять вас, будет указывать вам путь. Пусть этот путь будет дорогой добра, милосердия, любви, понимания.

– А Маленький принц нашел свой путь к звездам?

Ученики: Нашел, он понял, что для него важнее всего чувство ответственности, заботы, дружбы, поэтому он и мечтал вернуться к своей розе.

Учитель: Правильно. Наш герой многому научил детей и предоставил возможность взрослым вспомнить о жизненных ценностях. И все мы, взрослые и дети, счастливы, что “ знали его когда-то”.

Подведение итогов урока.

– Что вам больше всего запомнилось в произведении? Какими мудрыми советами вы обязательно воспользуетесь в своей жизни?

– Чему научился сам главный герой сказки и чему учит это произведение нас?

– Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звездному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!

Город детства музыка

– Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу. (Можно заранее заготовить с детьми “сердечки”).

Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

- На память о сегодняшнем уроке, о минутах нашего общения я дарю вам звезду, как символ добра, любви, милосердия, верности.

И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям!

Домашнее задание: (слайд 14)

Маленький принц гибнет, обратившись за помощью к Змее (за “хорошим ядом”). Ценою его возвращения на свою планету для того, чтобы защищать Розу, стал отказ от земного существования, смерть. И в этом его подвиг. Несмотря на “хороший яд”, Маленькому принцу всё равно больно и страшно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выявить уроки, полученные Маленьким принцем в ходе путешествия, почувствовать философский смысл произведения.

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная.

Необходимое оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, сделанные учащимися к уроку.

Уроки маленького принца.

Цель урока: выявить уроки, полученные Маленьким принцем в ходе путешествия, почувствовать философский смысл произведения.

Личностные: вызвать интерес к предмету, пробуждать стремление к вдумчивому чтению, воспитание нравственных качеств.

Метапредметные: обучить отбирать материал текста для работы над темой, развивать навыки работы в группе, развивать монологическую речь.

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная.

Необходимое оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, сделанные учащимися к уроку.

Раздаточный материал: рабочие листы, фломастеры.

… И вы увидите: все станет по-другому…

Антуан де Сент-Экзюпери

1. Вступительное слово, актуализация знаний.

Учитель: Нарисуй мне барашка! (раздать листы и фломастеры)

Нарисуй мне барашка

Лёгким взмахом руки,

В светло-серых кудряшках

Пусть играют лучи.

Пусть живёт не в коробке -

На зелёном лугу,

И чтоб домиком бровки!

Буду с нашим барашком

Я рассветы встречать,

И медовую кашку

Буду петь ему тихо,

Если вдруг он уснёт,

Милый, что тебе стоит?

Нарисуй, пусть живёт.

На рабочем листе дети рисуют барашка.

- Кто обратился с такой просьбой к лётчику, который совершил вынужденную посадку в Сахаре?

2. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Какой смысл в него вкладывает автор? (Дети делают предположения).

Взгляды Маленького принца меняются после путешествий по разным планетам.

- Какова цель нашего урока? (Цель формулируют дети, учитель при необходимости корректирует)

2. Реализация домашнего задания.

(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах иосновах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения кприроде, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

Необходимо пояснение учителя:

- Откуда человек берет мудрость? (Из жизненного опыта). Запоминаем: философия – это любовь к мудрости, то есть любовь к своему (чужому) жизненному опыту.

3. Постановка проблемного вопроса.

- Итак, ребята, запишите число и тему. Обратите внимание , что в конце урока вы должны сделать вывод о том, почему эта сказка называется философской.

Работа над темой.

(Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов)

– Запишите вывод в тетрадь

– Кто ещё живёт на планете Маленького принца?

– Как ведёт себя Роза?

– Почему Маленький принц отправляется путешествовать?

( Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)

– Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? Цитата из текста глава VІІІ

(Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)

(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.)

– Запишите вывод в тетрадь

- Итак, ребята, чтобы извлечь следующие уроки принца, нам нужно прежде хорошо поработать.

Путешествие Маленького принца

- Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия.

- Каковы возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?

(Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей)

- Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он.

5. Работа в группах.

6 групп по числу планет, которые посещает Маленький принц

І гр. – планета короля

2 гр. – планета честолюбца

3 гр. планета пьяницы

4 гр. – планета деловой человек

5 гр. – планета фонарщика

6 гр. – планета географа

7 гр. планета Земля

Вопросы для анализа

1.Чем занимается житель планеты?

2. Отношение Маленького принца к обитателю планеты.

3. Подберите эпитеты для характеристики.

4. Подберите цитату из текста.

5. Сформулируйте вывод-урок

6. Выступления групп, обсуждение

– Выступление І группы – планета короля

– Расскажите о короле.

(В каждом посетителе видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний)

– Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?

– Какую должность предлагает Король Маленькому принцу?

– Кого надо судить, если на планете живёт только король?

– Что трудно сделать по отношению к самому себе?

– Выступление ІІ группы – планета честолюбца

– Что такое честолюбие? (Жажда известности, стремление к почётному положению, славе)

– Расскажите о честолюбце.

(Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным)

– Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей.

– Это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)

– Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?

Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах. Запишем.

– Выступление ІІІ группы – планета пьяницы

– Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?

(Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырвать из порочного круга болезненного пристрастия)

– Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?

– Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

Пятый урок: найди в себе силы изменить себя. Запишем

(Он занят бессмысленным подсчётом звёзд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф)

– Какой урок вынес Маленький принц?

Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Запишем.

– Выступление V группы – планета фонарщика

– Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?

– Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?

Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека Запишем.

– Выступление VІ группы – планета географа

– Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?

– Разве это настоящий учёный?

Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета Запишем

7. Фронтальная работа – седьмая планета – Земля

– Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?

(Он увидел сад с розами)

– Чем вызваны горестные слёзы малыша? (Он разочарован в себе)

– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

– Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?

(Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)

Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)

8. Подведение итогов.

Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех.

10. Домашнее задание.


сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя и сверстников, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись результатов наблюдений.

познакомить с биографией и творчеством Антуана де Сент-Экзюпери.

Развивающие:

развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания;

развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации;

формировать навыки групповой, парной работы;

формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся;

Воспитательные:

содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей;

содействовать профессиональному самоопределению;

формирование бережного отношения к слову, литературному наследию человечества;

воспитание любви к литературе.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

работа в группах;

репродуктивный (эмоционально-образное постижение);

Используемые технологии обучения (элементы):

Используемые формы познавательной деятельности:

Формируемые универсальные учебные действия:

Организационный момент.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1. Договариваться о правилах общения и поведения на уроке.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Настраивать себя на продуктивную работу.

Сформированность потребности в самовыражении и самореализации; сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
1. Умение передавать информацию интонацией, слушать;

Умение строить речевое высказывание;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:
1. Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

III. Постановка проблемы урока, её решение.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

Устанавливать закономерности, строить рассуждения; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

Структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;

Осуществлять синтез как составление целого из частей;

Выделять главное, критически оценивать достоверность информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе.

Коммуникативные:

Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Осуществлять работу в группе;

Организовывать и осуществлять устную коммуникацию в группе;

Аргументировать позицию личную и позицию группы;

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные:

Строить алгоритм деятельности;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Оценивать правильность выполненных действий.

Проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Сформированность потребности в самовыражении и самореализации;

Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

IV. Открытие новых знаний, постановка учебной цели

Познавательные:

Преобразование информации из одного вида в другой;

Знакомство с биографией и творчеством Антуана де Сент-Экзюпери.

Коммуникативные:

Осуществлять работу в паре;

Организовывать и осуществлять устную коммуникацию в паре;

Аргументировать позицию личную и позицию пары;

Выполнять различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения.

Сформированность потребности в самовыражении и самореализации;

Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

V. Проверка первичных знаний и тоги урока

Познавательные:

Ориентироваться в содержании предмета;

Структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание;

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные:

Организовать выполнение заданий учителя;

Делать выводы по результатам работы;

Действовать по алгоритму, правилу.

Сформированность потребности в самовыражении и самореализации;

Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

VI. Рефлексия

Регулятивные УУД:

Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

Соотносить цели и результаты собственной деятельности;

Анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития.

Коммуникативные УУД:

1. Строить монологическое высказывание;

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Сформированность потребности в самовыражении и самореализации;

Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод, приём

Я рада вас видеть на уроке.

-Запишите в тетрадях число.

Давайте вспомним правила работы на уроке: внимательно друг друга слушать, не перебивать друг друга, ответы не выкрикивать, а поднимать руку, помогать другу другу, и каждому активно работать, вкладывая свой труд в урок.

А зачем каждому вкладывать свой труд на уроке?

-Приветствие учителя, демонстрация готовности к уроку.

-Записывают в тетрадях число.

-Учащиеся выдвигают свои версии.

Коммуникативные:

договариваться о правилах общения и поведения на уроке.

Регулятивные:

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

настраивать себя на продуктивную работу.

Метод фронтального опроса

Мотивация к уроку

мне бы хотелось начать с вопроса: если бы вам сейчас дали билет на самолёт, то куда бы вы полетели сразу, без раздумий? Поделитесь вашими вариантами.

-Согласны ли вы со словами писателя? Почему?

-Высказывают свои мнения.

Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации; сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
умение передавать информацию интонацией,
слушать;

умение строить речевое высказывание;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Репродуктивный метод (эмоцинально-образное мышленияе), фронтальный опрос.

Постановка проблемы урока, её решение.

-Ребята, а все ли из вас любят путешествовать?

-Что же такое путешествие? Запишем это слово в тетрадях посередине листа и заключим его в круг, ведь путешествуем мы по Земле, которая, как нам известно, имеет форму шара. Проведём по кругу лучи и каждый луч подпишем словами-ассоциациями к слову путешествие.

Разделимся на три группы по рядам и выполним задание:

1-я группа: подобрать 6 слов-ассоциаций с помощью существительных;

2-я группа: подобрать 6 слов-ассоциаций с помощью прилагательных;

3-я группа: подобрать 6 слов-ассоциаций с помощью глаголов. Посмотрите на слайд (Слайд 2) и вспомните правила работы в группе.

На работу 2 минуты.

-Поделитесь своими результатами.

-А вот какие слова-ассоциации получились у меня, внимание на слайд. (Слайды №3, №4, №5)

Примеры. 1. Лето, море, поезд, эмоции, солнце, города. 2. Долгожданное, радостное, весёлое, грустное, активное, далёкое. 3. Ехать, ходить, смотреть, слушать, купаться, знать.

-Какова же роль путешествий в нашей жизни? Как вы думаете?

-Путешествия для каждого человека нужны и важны: они дарят новые эмоции и знакомства, впечатления, знания, а иногда меняют наши некоторые взгляды на определённые вещи, события; путешествия могут даже определить наше будущее, как это произошло с одним из писателей XX века, с которым мы познакомимся позже.

-Нас ожидает серьёзная работа. Но прежде немного отдохнём и проведём зарядку. Попрошу всех встать.

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Хватит, хватит! Прибежали!

Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли в пояс поклонились.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И направо! И еще через левое плечо.

Можно здесь и отдохнуть!

И на место все садитесь.

-Работают в группах

-Учащиеся высказывают свои мнения.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

устанавливать закономерности, строить рассуждения; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

выделять главное, критически оценивать достоверность информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе.

Коммуникативные:

использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

осуществлять работу в группе;

организовывать и осуществлять устную коммуникацию в группе;

аргументировать позицию личную и позицию группы;

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные:

строить алгоритм деятельности;

принимать и сохранять учебную задачу;

оценивать правильность выполненных действий.

Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации; сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Регулятивные:

проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Технология групповой работы.

Метод работы в группе.

Беседа. Метод фронтального опроса.

Метод здоровьесберегающей технологии

Открытие новых знаний, постановка учебной цели

-Ребята, вы наверняка уже догадались, какая у нас сегодня тема урока?! Назовите её.

-Путешествие начинается! Согласитесь: путешествовать в одиночку скучно, с нами будут попутчики. И сегодня нам предстоит познакомиться с первым из них. Внимание на слайд (Слайд №7).

- Знакомьтесь, это французский писатель, профессиональный лётчик, который после первого полёта на самолёте в 12 лет решил навсегда связать свою жизнь с небом и путешествиями, Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери.

-Запишите в тетрадях посередине Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (29 июня 1900 – 31 июля 1944 гг.)

Какие цели на сегодня мы перед собой поставим?

-Я добавлю ещё несколько целей для нас с вами на урок: внимание на слайд. (Слайд 9)

-Ненадолго представьте себя студентами, которым предстоит зафиксировать мою лекцию. Вам надо будет очень внимательно меня слушать и записывать самое основное, но не дословно, а с помощью специальной схемы, кластера. Шаблоны перед каждым из вас. В качестве помощи вам будет представлена презентация. Работать вам предстоит в парах с соседом по парте.

-О каком периоде жизни писателя мы сейчас будем говорить?

В детстве мальчика звали Тони. Он родился 29 июня 1900 года во французском городе Лионе, в семье дворянина, и был 3-м ребенком из 5-ти детей. (Слайды 12, 13, 14)

Его родители – выходцы из старинных аристократических семей. Отец — Жан-Марк де Сент-Экзюпери, умер в 1904 году в возрасте 41 года. (Слайд 15)

Мать — Мари Буаэ де Фонсколомб. (Слайд 16)

Золотоволосый, кудрявый Тонио получил в семье прозвище Король-Солнце. (Слайд 17) У него был собственный трон, небольшое зеленое кресло, к которому мальчик был сильно привязан. Он следовал за своей мамой по всему дому как тень, таща за собой маленькое лакированное креслице, чтобы сесть рядом с ней, как только она остановится. У ребенка не было дорогих игрушек или модной одежды, но благодаря матери он с детства полюбил чтение и увлекся искусством. Именно мама открыла сыновьям Жюля Верна (Слады 18, 19) и Ганса Христиана Андерсена (Слайд 20, 21). Неудивительно, что все дети очень рано обнаружили в себе способности к литературе.

Таинственным был чердак старого замка. Укрываясь здесь в дождливые дни, дети открывали мир прошлого. Поколения костюмов, шляп, ботфортов напоминали о жизни прадедов, старинные часы хрипло гудели, когда к ним притрагивались… Напротив замка был парк, густо заросший темными елями и липами. Огромная, необъятная страна игр и мечтаний. (Слайд 22)

Мальчик очень любил сказки. Маленький Антуан мечтает о том, что однажды у него вырастут крылья. Как-то вечером двенадцатилетний изобретатель замучил священника рассказами о своем проекте летающего велосипеда. Одобрение священника позволило мальчику заниматься конструированием. Антуан де Сент-Экзюпери извел все старые простыни в доме, пытаясь с помощью местного плотника приделать к велосипеду крылья. Тогда, несмотря на все усилия, затея успехом не увенчалась. Но когда Сент-Экзюпери стал настоящим летчиком, самолеты, на которых он летал, по сложности мало чем отличались от его детского изобретения (Слайд 23). Антуан грезил небом. Впервые он побывал в полете в 12 лет благодаря известному летчику Габриэлю Вроблевски, увезшего его ради забавы на авиадром в Амберье. Полученных впечатлений юноше хватило, чтобы понять, что станет целью всей жизни. В детские годы определились главные интересы Тонио – техника, литература, искусство.

Первым учебным заведением будущего писателя стала Школа братьев-христиан Св. Варфоломея (Слайд 25), а после переезда семьи в Ле-Ман (Слайды 26, 27) он начал посещать иезуитский колледж Сент-Круа (Слайд 28). Именно в этот период и появилась любовь Сент-Экзюпери к небу: он впервые в жизни поднялся на самолете (конечно, пока не за штурвалом). (Слайд 29)

-Как быстро бежит время, вот и настала пора Тони расти, взрослеть умом и духом, посещать храмы науки и искусства. Мы переносимся в новую пору Антуана Экзюпери, в юношество и взрослую жизнь.

-Обучение Антуана продолжилось в 1914−15 гг. в колледже Нотр-Дам-де-Монгре (Слайд 30), также принадлежавшему иезуитам (это мужской монашеский орден Католической Церкви).

В 1917 году умирает любимый младший брат, Франсуа, что оказывает на будущего писателя сильнейшее влияние. Потерю близкого человека он переживал, замкнувшись в себе.

Антуан мечтал о поступлении в военно-морской лицей, однако не сумел сдать устный экзамен.

В 1919 году продолжил образование, став вольным слушателем Школы изящных искусств (отделение архитектуры).

Последующие события жизненного пути Экзюпери непосредственно связаны с военной службой:

В 1921 году был призван в армию.

Сдал экзамен на гражданского летчика, после чего был переведен в Марокко.

Получил права военного пилота.

В 1922 году прошел офицерские курсы и стал младшим лейтенантом.

1923 год — первая авиакатастрофа, получение черепно-мозговой травмы и комиссование (досрочное увольнение из армии по состоянию здоровья).

1932 год — работа летчиком-испытателем. Известно, что Экзюпери едва не погиб, совершая пробный полет на гидросамолете. (Слайд 39)

В 1935 году он приобретает собственный самолет и решает поставить рекорд, перелетев в направлении Париж-Сайгон (Хошимин, вьетнамский город) за короткое время. (Слайд 41). Однако потерпел аварию, был на волосок от смерти и своим чудесным спасением обязан бедуинам.

Военное время (Слайд 45)

Это грустная повесть-сказка, богатая аллегориями, рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, поэтому они представляют собой не обычные иллюстрации, а органичные дополнения тексту.

В 1944 году Антуан Экзюпери отправился в свой разведывательный полет, которому суждено было стать последним в списке его достижений. Длительное время найти разбившийся самолет и какие-то свидетельства гибели писателя не удавалось, поэтому обстоятельства его смерти были овеяны ореолом таинственности. Выдвигались различные гипотезы. Среди причин исчезновения называли:

- дезертирство (самовольное оставление воинской части или места военной службы в целях уклонения от прохождения военной службы);

- самоубийство на почве депрессии;

- техническая неисправность самолета. (Слайды 47-48)

В 2008 году появилась новая версия — якобы самолет Экзюпери был сбит немецким истребителем. Однако эта теория не получила доказательств, поэтому по сей день официальной причиной гибели пилота считается авария.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Встреча с прекрасным очень важна для ребенка, особенно если это прекрасное - книга. Данная разработка поможет вам организовать изучение удивительной сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Пусть уроки доброты, усвоенные чудесным героем этого произведения, станут доступны вашим ученикам.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 6 КЛАСС

Образовательные цели:

раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;

осознать и осмыслить идейное содержание сказки;

постигать философию произведения, его нравственную сторону;

учить анализировать художественное произведение.

Развивающие:

совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать творческие способности учащихся.

развивать устную и письменную речь; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы;

воспитывать культуру речи учащихся;

подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность, милосердие, дружба, доверие, любовь, верность, помощь;

формировать у ребят данные качества характера;

воспитывать уважение к чувствам другого.

І. Организационный момент (Слайд 1)

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).

Протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно держите перед собой в ладонях….

А теперь начнём работу.

ІІ. Формулировка темы урока, постановка его цели (Слайд 2)

Ведь если звёзды зажигают,

Значит, это кому-нибудь нужно?

Значит, это необходимо,

Чтоб каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

Для чего человек живёт?

В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. Зачитайте. (Другу Экзюпери Леону Верту).

Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.

Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).

Важна ли поддержка взрослого?

Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?

А каким, по – вашему, был Маленький принц?

Чем он занимался на планете?

На какой планете жил?

Какое основное правило было у Маленького принца? (Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету)

Какой была жизнь у Маленького принца на этой планете? (Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать, как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.)

А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

I V. Изучение нового материала.

1. Путешествие по планетам.

Обратите внимание: каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330 — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслужили, чтобы их планеты имели имена.

Подумайте, с кем встречается Маленький принц, путешествуя по планетам и что ценно для обитателей каждой планеты?

(Слайд 4

Для короля- власть

Для честолюбца- тщеславие

Для пьяницы - употребление спиртных напитков.

Для делового человека – богатство

Для фонарщика- верность своему слову, работа

Для географа – накопление знаний

Можно ли считать эту ценность настоящей? (Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете)

2.Творческое задание по фразе.

4. Работа с афоризмами текста.

Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете? (Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)

После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин. Вы провели дома исследовательскую работу – искали афоризмы в тексте. Поделитесь с нами результатами вашего мини-исследования.

- Если идти всё прямо, да прямо, далеко не уйдёшь.

- Надо судить не по словам, а по делам.

- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

- Зорко одно лишь сердце.

- С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

- Себя судить куда труднее, чем других.

- Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

- Если у людей нет корней, их носит ветром.

- Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

- Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

- Одни только дети знают, чего ищут.

- Когда даешь себя приручить, случается и плакать.

Как вы понимаете эти крылатые выражения?

Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

5. Уроки Лиса

Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему? (Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.)

Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования? (Лис.

Встреча с Лисом была важной для Маленького принца.)

6.Словарная работа.

(Слайд 7)

Экзюпери считал, что Приручить - сильно привязаться к кому-то, испытать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу.

Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное? (Преданность)

Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время.

Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе? (Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе.)

V. Обобщение и систематизация знаний и умений

2. Практическая работа

Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о том, чтобы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище. А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу и вывести формулу добра.

Каждый впишет на звезду понятие, которое для вас является самым ценным, самым важным. Звезды прикрепим на магнитной доске.

Ученики выводят свои формулы (Слайд 8)

(Любовь + понимание + забота; помощь + милосердие +доверие, верность, преданность, ответственность)

Вывод учителя: Это ваша путеводная звезда, которая поможет Вам в жизни. Она будет направлять вас, будет указывать вам путь. Пусть этот путь будет дорогой добра, милосердия, любви, понимания.

VI. Подведение итогов урока

– Чему научился сам главный герой и чему учит это произведение нас?

- Какая фраза из произведения заставила вас задуматься и почему?

Домашнее задание (Слайд 9)

Написать письмо Маленькому принцу, в котором рассказать ему о придуманной вами планете.

Читайте также: