Конспект урока правописание чередующихся гласных в корне слова 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

- отработка способа действия при выборе написания гласной в корне слова с чередующейся гласной.

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и необходимости бережного отношения к ней

уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы в корнях слов с чередующейся гласной, действуя по алгоритму.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь работать по коллективно составленному плану.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .

Обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .

Развивать мыслительные процессы и память (анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация)

Оборудование : кейс с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный проектор, экран

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Задание: выделите корни в словах. Подчеркните гласную в корне. Как называется такой процесс в русском языке? Знаем ли мы, как определить написание гласной в корне?

Формулирование темы урока. Целеполагание.

Так какой же будет тема урока? Учащиеся формулируют тему.

Тема урока- написание гласной в корнях с чередованием.

Какова цель урока? Научиться писать гласную в корнях с чередованием.

Каковы задачи урока?

- познакомиться с правописанием гласных в корнях с чередованием;

- научиться применять изученные правила на практике при выборе написания гласной в корне слова с чередующейся гласной.

Работа по реализации цели и задач.

Учащиеся получают кейс, в котором размещены правила, задания. Работают индивидуально, в группе. Составляют опорный конспект в группах, представляют его классу. Обсуждают предложенные варианты конспекта, составляют единый конспект. Проговаривают правила в парах. Далее- работа по заданиям, данным в кейсе.

Задания для 1 группы.

В корнях –лаг- -лож- перед буквой г пишется а ,перед ж-буква о. (например, излагать, изложить)

В корнях –рос-,-раст-,ращ- перед буквой щ и буквосочетанием ст пишется буква а, перед буквой с- пишется буква о. ( Например, расти, выращенный, выросли) Исключение: росток, отрасль, ростовщик, Ростов

В корнях -кос-,-кас- буква а пишется, если есть суффикс А. Если суффикса а нет, пишется буква о. ( Например, касаться, коснулся)

В корнях –гар- -гор- под ударением пишется буква а, без ударения- пишется буква о (Например, загар,загореть)

В корнях –зор—зар- под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква а. (Например, заря, зорька)

В корнях –бир-,бер-,мир-,-мер-,жиг-,-жег-, тир- -тер_ и других, буква и пишется, если в слове есть суффикс а. Если суффикса а нет, то пишется буква е. (Например, собирать-соберу, вытирать- вытер)

1. Сформулируйте правило, когда гласная зависит от суффикса после корня, приведите примеры.

2. Составьте опорный конспект.

3. Из предложенных слов

Прилагательное, сжигать, приложение, упираться, отмереть, касание, прикоснулся, пригореть, угарный, отпирать, запер, слагаемое, сложение, вырасти, прикосновение, растение, касательная, поросль, разрослись, угореть, замирать

выбрать слова для иллюстрации правила правописания гласной в корне, где написание ее зависит от суффикса после корня.

4. Задание: прочитайте пословицу хором, дружно, всей командой. Объясните ее смысл. Объясните написание корней с чередующимися гласными.

Соб…рай по ягодке – наб…решь кузовок. Ленивому некогда л…житься, он сидя спит.

5. Кто больше? Придумайте и запишите слова с корнями –рос-,-раст-,-ращ-6. 6.Отгадайте слово с чередующейся гласной в корне по его толкованию, запишите, объясните орфограмму. Птичка, поющая на зорьке ( )

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Комплексная цель урока: совершенствовать знания о правописании чередующихся гласных в корнях, способствовать умению учащихся применять знания в устной и письменной речи.

- обучающая: – углубить знания обучающихся о чередующихся гласных в корнях слов;

- развивающая: - формирование умения различать корни с чередующимися гласными, орфографической зоркости школьников;

- воспитывающая: – воспитание патриотизма, любви к своему краю, стране.

Тип урока : урок закрепления и совершенствования знаний, навыков и умений.

Вид урока : традиционный, с элементами игры и применением ИКТ.

Методы и средства обучения : словесный, наглядный, практический.

Оборудование: мультимедиа, магнитофон, музыкальные фрагменты, тесты, задания для самостоятельной работы.

Использованная литература:

Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/М. т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др./. – м: Просвещение, 2008 и др.

Оформление доски : эпиграф к уроку:

Закрепляем, что учили.

Вспоминаем, что забыли.

Эти корни надо знать

I . Орг. момент

II . Повторение (на доске записаны пословицы)

1.Выборочная работа

1.Березы желтою резьбою блестят в лазури голубой.
2.Песня замирает далеко в горах.
3.Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.
4.Пролитую воду не соберешь.
5.Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
6.Улицы упирались в голые скалы.
7.Сладость победы стирает горечь терпения.
8.Крепость изнутри берут.
9.Одной рукой поджигает, другой –тушит.

2. Полетный опрос

- От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

- Назовите корни, которые зависят от последующей согласной.

- Назовите корни, которые зависят от суффикса а. (Случаи написания)

- Назовите корни, которые зависят от ударения. (Случаи написания)

3. Орфографическая работа

Ср…слись, изл…гать, р…стение, предл…гать, обр…стает, Р…стов, отр…сль, выл…жить, ср…стись, нал…гается, Р…стислав, пол…жение, возг…рается, з…рница, дог…рать, г…рение, з…ренька, уг…рать, самовозг…раемость, оз…ренность, г…рючий.

4. Распределительная работа

Раздели слова на группы по видам орфограмм
Приз…мляться, выр…стать, объ…снять,к…снется зам…розить, предл…жить, б…седовать, разр…ботать, к…сание,бл…стать.

5 . Кодированный диктант

Прик о сновение руки, заг о релый малыш, красивый за га р, к а саться поверхности, к о снулся вопроса, приг о рела картошка, выг о реть дотла, к а саться стены.

6. Учебный тренажер (подготовка к ГИА)

Восходит солнце, и ложатся тени.

Загорелись утренние зори, задымились, поплыли туманы.

Опускаются ласточки к самой воде, чуть касаются влаги крылом.

Подрастают в буйной силе молодые деревца.

Солнце коснулось земли, и на травы опушки длинные тени легли.

2. Подведение итогов

3. Домашнее задание

Составить 10 словосочетаний с корнями, в которых чередуются гласные (1 вариант).

Составить цифровой диктант (10 словосочетаний).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 403 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.03.2017 1934
  • DOCX 39 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Джалилова Екатерина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, сигнальные карточки.

1. Организационный момент

Слово учителя.

– Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных. И начнем работу спроверки домашнего задания.
– Дома вы выполняли задание по тексту. Что нужно было сделать с ним? (Выразительно прочитать текст, выписать слова с безударными гласными, разделив их на разные группы, объяснить условия выбора орфограммы).

Выразительное чтение учеником:

У дома росла рябина. Её ветви касались нашего окна, и я мог наблюдать за деревом влюбое время года. Весной чудесное растение зацветало так пышно, что цветы покрывали его как белое облако, опустившееся на землю. Летом дерево было осыпано созревающими ягодами. Их можно было собирать поздней осенью, после того, как ударят первые морозы.
А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому что в это время года прилетали красногрудые снегири и располагались на рябине. (Н.Носов).

Вопросы учителя:

– Можно ли данный фрагмент назвать текстом? (Да)
– Докажите это. (Все предложения написаны на одну тему и связаны между собой по смыслу и грамматически)
– Определитетему текста. (Рассказ о рябине).
– Какова основная мысль текста? (Красота рябины в разное время года)
– Озаглавьте текст. (Рябина)
– Определите стиль и тип речи. (Художественный, повествование)
– Назовите средства художественной выразительности. (Эпитет – чудесное растение; сравнение – цветы, как белое облако; олицетворение – ударят морозы).
– Прочитав текст, почувствовали ли вы настроение автора?
– Каково оно? Какое предложение подсказывает это?
– Сколько групп слов у вас получилось? (Три)
1) Какие? (Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)
2) Назовите слова первой группы (Деревом, созревающими, зимой). Какое правило вы применяли?
3) Какие слова вошли во вторую группу? (Облаком, интересное, рябина). Как мы объясняем их написание ?
Слова третьей группы? (Росла, растение, располагались, собирать). Как мы объясним правописание этих слов?

Теоретическая часть

Лингвистическая сказка (рассказывает подготовленный ученик)

Слово учителя. А теперь вспомним корни, которыми командует ударение? (-ГАР—ГОР-, -ЗАР—ЗОР-, -КЛАН—КЛОН-, -ТВАР—ТВОР-, -ПЛАВ—ПЛОВ-)

Алгоритм решения этой лингвистической задачи:

1) Определяю, в какой позиции гласный звук.
2) В сильной позиции(под ударением) пишу, как слышу.
3) В слабой позиции (без ударения) пишу -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, но -ЗАР-, -ПЛАВ-.

  • Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле мошек. (К.Паустовский).
  • Заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли. (К.Паустовский).
  • Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней. (К.Паустовский).
  • Мама наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. (В. Драгунский).
  • Плот наклонился, и Элли закричала от страха.(А. Волков).
  • Воля и труд человека дивные дива творят. (Н. Некрасов).
  • Погиб и кормщик и пловец. (А. Пушкин).
  • Что без рук стучит, без огня горит? (Гром и молния).

Слово учителя. Есть корни, в которых согласные командуют гласными и заставляют их тоже чередоваться. Это корни -РАСТ—РАЩ—РОС-, -СКАК—СКОЧ-, -ЛАГ –ЛОЖ-. Исключения: РОСТОВЩИК в РОСТВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали. Он РОСТОК себе купил прямо на базаре.+ ОТРАСЛЬ, скачок.

Кто такие ЛАГ и ЛОЖ ?

Лингвистическая сказка (рассказывает подготовленный ученик)

Жили-были -ЛАГ- и -ЛОЖ-…
Кто такие? Как поймешь?
Королевич Елисей
За ответом поскорей
Поскакал в далекий путь
Разузнать хоть что-нибудь.
У кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
– Свет наш солнышко, скажи
И вопрос-то разреши:
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
Красно солнце отвечало:
– Про такое не слыхало.
Ты у месяца спроси.
Доброго тебе пути!
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он с мольбой за ним погнался:
– Месяц, мой дружок, скажи
И вопрос мой разреши:
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
Отвечает месяц ясный:
– Ты задал вопрос опасный.
И боюсь я ошибиться –
Лучше к ветру обратиться!
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
– Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Аль откажешь мне в ответе?
– Что такое? – взвыл тут ветер.
– Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
И признался сильный ветер:
– Знаю я про все на свете,
Только корни -ЛАГ- и -ЛОЖ-
Не известны мне. Пойдешь
Ты к Грамматике. Она
Корни ведает одна.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал…
А рыдать-то ни к чему.
Мы ведь знаем, почему
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Друг на дружку не похож.
И ответим мы все дружно:
– Правило на это нужно
Выучить. И будет толк.
Перед Г мы пишем А,
Перед Ж мы пишем О.
Все! И больше ничего!

  • Железный Дровосек и Страшила погнали плот через реку, за которой начиналась чудесная равнина. (А.Волков).
  • Держать равнение в рядах, сравнить два числа, подровнять кусты сирени, увеличить уровень производства, заровнять канаву, великолепная равнина.

Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было. (Н.Гончаров). Промокательная бумага, макать хлеб в молоко, обмакнуть кисть в краску, непромокаемый плащ, вымокнуть под дождем, новая промокашка.

Практическая часть. Закрепление знаний

Объяснительный диктант

Под диктовку учениками на доске записываются слова и словосочетания, устно кратко поясняются Каждый работает в тетради, к доске ученики выходят по цепочке .

Игра «Корректор

Задание. Запишите текст в тетрадь, исправив ошибки, найдите слово(а) с чередующейся гласной в корне.

Вершины огромных страевых сосен еще алеют нежным отблеском догаравшей зари. Роздалась в предрассветной мгле лисная песенка. Вазникла и полилась тихо, полная ропкой радости и светлой висенней грусти.

Творческое задание

В данных предложениях выделенные глаголы замените другими глаголами (синонимами), сходными по значению с чередующимися гласными в корне (с любыми).

Наступил вечер. Туристыустроились на отдых у реки. Быстроподнялись расположились на берегу палатки. Последние лучи солнцатрогали касались вершин деревьев. По оврагамрасходился туман. Путники сталиискать сучья для костра.

Тест. (Слова записываем в тетрадь).

  • Прискакал 3. выровнять
  • подложу 4. опоздание
  • растение
  • обмакнуть
  • пригорел
  • касается
  • Проберусь 3. заря
  • наклонился 4. Уравнение
  • р.сли, подг.рела, обж.гать
  • уд.вительный, з.ревать, обм.кнуть
  • подск.чил, бл.стательный, д.лина
  • з.рница, к.сается, сл.гаемое
  • отп.реть, зам.реть, пом.риться
  • Р.стов, выр.щенный, тв.рение

1. Прорастать, угасать, избиратель.
2. Роскошный, заблестел, озарять.
3. Полагается, соединение, простираться.

Назови одним словом, объясняя написание слова

1. Прибавлять одно число к другому. (Слагать)
2. Предварительное суждение, догадка. (Предположение)
3. Название одного из чисел при сложении. (Слагаемое)
4. Увеличиваться в росте. (Расти)
5. Специалист по выращиванию растений. (Растениевод)
6. Количество лет кому- либо. (Возраст)
7. Густо разросшиеся кустарники, деревья. (Заросли)

Итоги урока. Беседа

– Назовите гласные, которые могут чередоваться.
– Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.
– Какие трудности могут подстерегать вас при написании безударных гласных, проверяемых ударением?

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: Составить связный текст, используя слова с чередующимися гласными в корне.

Рефлексия: Выберите условные знаки, которые соответствуют вашей работе на уроке

! У меня все получилось. Я все усвоил.
? У меня есть вопрос.
– Мне надо еще раз все повторить.

Слово учителя. Таким образом, нужно очень хорошо знать все корни с чередующимися гласными. Если корень не узнаешь, то и не догадаешься, что надо применять какое-либо правило. Все как в обычной жизни: знакомого человека узнал – поздоровался, а мимо незнакомого пройдешь и не обратишь на него внимания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Закрепить знания учащихся правописании чередующихся гласных и согласных в корнях слов.

2. Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной ;

3.Воспитать любовь к слову .

Правописание чередующихся гласных А - О ,Е – И в корнях слов.

1.Закрепить знания учащихся правописании чередующихся гласных и согласных в корнях слов.

2. Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной ;

3.Воспитать любовь к слову .

Организационный момент

Ребята , сегодня у нас необычный урок ..

«Друзья, располагайтесь поудобнее, сегодня мы с вами отправимся в страну Сказок . А именно , в какую сказку вы должны отгадать , для этого нам предстоит вспомнить тему прошлого урока , отгадать ключевое слово . Замену одного звука другим мы называем ….

Феи прикоснулись волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир озарился разноцветными огнями.

Повторение изученного материала

А чтобы попасть туда , нам нужно знать потайное слово , а слово это чередование . Что такое чередование ?

Чтение текста

Прочитаем сказку , объясним выбор гласной ( слова с орфограммами

записывайте в тетрадь ,графически выделяйте орфограмму ).

Жил – был один человек .Первая жена ум(е)рла , и он женился во второй раз , да такой высокомерной женщине , при виде которой зам(и)рало сердце . У нее было две дочери , очень похожие на свою матушку и лицом , и умом , и характером.

У мужа тоже была дочка , добрая , приветливая , милая – вся в покойную мать . А мать ее была самая красивая и смеренная женщина на свете .

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме : она разж(и)гала огонь в камине , нат(и)рала пол до блеска , уб(и)рала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц, ст(е)лила им постели , а ее зап(и)рали на чердаке , там она спала на колючей соломенной подстилке .

Вечером , окончив работу, она заб(и)ралась в уголок возле камина , оп(и)ралась на кулачок , сидела там на ящике с золой и вспоминала мать . Сестры , а за ними и все в доме , прозвали ее Золушкой . Они постоянно прид(и)рались к бедной девушке , но она молча сносила все обиды.

И вот как – то раз сын короля той страны устроил большой бал . Золушкины сестры тоже получили приглашение .Они сейчас же принялись выб(и)рать наряды , чтобы понравиться принцу .

У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось соб(и)рать сестер на бал так , чтобы они могли бл(е)снуть не только хорошими нарядами , но и красивыми прическами .

Золушка долго смотрела им вслед , а когда их карета исчезла за поворотом , она закрыла лицо руками и горько заплакала .

Но девушке в ее беде помогла крестная …

И вот Золушке в красивой карете и нарядном платье уже едет на бал!

Принц полюбил незнакомку . Он приказал во всеуслышание , под звуки труб и фанфар , что та , которой придется впору хрустальный башмачок , станет его женой . Девушек соб(и)рали со всей округи и прим(е)ряли им туфельку . Прим(е)рила его и Золушка .

Сестры зам(е)рли от удивления . Но ещё больше удивились они , когда Золушка достала из кармана второй хрустальный башмачок .

В эту самую минуту дверь отв(о)рилась , и в комнату вошла фея – Золушкина крестная . Она прик(о)снулась своей волшебной палочкой бедного платья Золушки , и оно стало ещё пышнее и красивее , чем было накануне .

Кто написал сказку ? Какую мысль преследует сказка ? ( добро побеждает зло )

ВЫВОД : От чего зависит чередование А – О ?( От ударения , от последующих букв , от лексического значения )

Читайте также: