Образ бабы яги конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цель: раскрыть художественный образ посредством интеграции музыки, живописи и художественной литературы.

Воспитатель: Ребята,послушайте загадку:

В облаках, не по земле,
Летит баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?
Да, это Баба Яга.

Сегодня поговорим о том, как образ Бабы Яги воплотили в своих произведениях писатели, художники и музыканты.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!

О каком сказочном персонаже упоминается А.С. Пушкин?

Воспитатель: Об этом сказочном существе и фантастическом герое русских народных сказок пишут и думают много разного!

Скажите, а что вы знаете о Бабе Яге? (Дети отвечают)

Воспитатель: А вот как описывает Бабу Ягу и ее пугающий облик один из исследователей древней культуры славян:

“Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница, вид у нее страшный. Дом ее - избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Сия старая колдунья не пешком ходит, а разъезжает по белу свету в железной ступе. А чтоб не видно было следов её, то заметаются они приделанным к ступе помелом”. Такой колоритный образ не может оставить равнодушным никого и привлекает к себе внимание поэтов, художников, композиторов.

Прослушайте музыкальное произведение, в котором русский композитор музыкальными красками рисует образ Бабы Яги.

(Прослушивание “Избушка на курьих ножках” М. Мусоргского в аудиозаписи)

Воспитатель: Прозвучала пьеса русского композитора Модеста Мусоргского “Избушка на курьих ножках. Баба Яга” из цикла “Картинки с выставки”. Фортепианная сюита из 10 пьес была написана в1874 году под впечатлением выставки работ художника, архитектора и друга Виктора Гартмана. Устроители выставки собрали картины, рисунки с натуры, а также художественные изделия.

Композитор по-своему “ озвучил” увиденное на выставке пьесами, связанными между собой в виде “перехода” (“Прогулки”) от одной картины к другой.

У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. А Мусоргский изобразил мощный динамичный образ жительницы этого “домика” – Бабы Яги.

Как Баба Яга изображается у М. Мусоргского? (Звучит запись повторно).


(Дети: Она злющая, свирепая).

Воспитатель: Да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъяренной, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жесткими акцентами. Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится – властная, мощная, страшная, даже с оттенками злобного торжества!

В пьесе М. Мусоргского три части. Во второй части, ступа с Бабой Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер, потому что рисует картину зачарованного леса, над которым пролетает ступа.

(Можно попросить детей передать в движениях характер этой пьесы).

Образную картину “нечистой силы” много лет спустя написал русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Им было написано очень мрачное и в то же время динамичное, мощное полотно “Баба Яга”.


(Просмотр репродукции “Баба Яга” В. М. Васнецова).

Давайте поближе рассмотрим этот шедевр изобразительного искусства.

Ребенок: “ На фоне хищно переплетающихся стволов и ветвей деревьев в ступе с метлой летит страшно оскалившаяся колдунья. Под мышкой она держит босоногого испуганного мальчика, рядом, выпучив глаза, летит сова, а внизу валяются кости и скелеты погибших животных. Во всей этой мрачности художник сделал акценты на трёх ярких пятнах: лилово-розовом отсвете далёких пожарищ, белой рубахе невинного ребёнка и объёмной красной юбке ведьмы”.

Воспитатель: Ребята, как вам кажется, созвучны ли друг другу живописное и музыкальное полотна?

Воспитатель: И композитору Мусоргскому и художнику Васнецову удалось воссоздать образ грубой, жесткой, резкой повелительницы леса.

После “Картинок с выставки” образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский в своей пьесе “Баба Яга” из “Детского альбома”.

(Прослушивание “Баба Яга” П.И. Чайковского).

Воспитатель: Как рассказывает музыка о Бабе Яге?

Дети: Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно почувствовали, что хотел передать композитор своей музыкой.

Скажите, пожалуйста, схожи ли музыкальные характеристики Бабы Яги у двух композиторов?

Воспитатель: Сходство: быстрый темп, динамика контрастная. Отличие: характер Бабы Яги Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых), а характер Бабы Яги Чайковского – беспокойный и тревожный. В результате образ не столь свиреп.

Это обусловлено замыслом композитора. Пьеса “Баба Яга” вошла в фортепианный цикл из 24 пьес “Детский альбом”, написанный П.И. Чайковским и посвящён племяннику Володе Давыдову.

Воспитатель: А в каких русских народных сказках вы встречались с Бабой Ягой?

(Дети отвечают, перечисляя сказки):

Баба Яга”, “Баба Яга и Заморышек”, “Василиса Прекрасная”, “Гуси-лебеди”,“Марья Моревна”,“Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что”, “Сказка о молодильных яблоках и живой воде”, “Фитист - Ясный Сокол”.

И всегда ли Баба Яга – только злая и наводит страх?

Воспитатель: Есть такие русские народные сказки, где Баба Яга выступает, как добрый советчик и помощник. То принимает Молодца (испытывая его сначала загадками) и вручает ему богатые дары, чудесные предметы; то девице Василисе (нагружая её сначала непосильной работой) даёт череп с огненными глазами, которые жгучими лучами наказывают злую мачеху и ее дочерей.

Ребенок читает отрывок из сказки “Финист - Ясный Сокол”.

Ладно, красавица, помогу тебе. Бери серебряные пяльцы, золотую ниточку. Иголочка сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату. Будут покупать – не продавай. Просись Финиста - Ясна Сокола повидать”.

Воспитатель: Мы с вами познакомились с некоторыми шедеврами искусства, где главный герой – Баба Яга.

Вспомните и назовите фамилии этих авторов.

Воспитатель: Образ Бабы Яги увековечен художником И. В. Васнецовым, композиторами М. Мусоргским, П. Чайковским, собирателем русского фольклора А. Афанасьевым.

А чья Баба Яга произвела на Вас более сильное впечатление? И почему?

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня совершили путешествие в удивительный сказочный мир: многогранный и противоречивый, но столь привлекательный для всех нас. Это и даёт возможность подойти к созданию портрета одного и того же фантастического персонажа Бабы – Яги с творческой оригинальностью.

Предлагаю, ребята, нарисовать вам свою Бабу Ягу, какой вы ее представляете. Она может быть злой, страшной, а может быть смешной. А как вы думаете, может ли быть Баба Яга смешной? Оказывается, и такое может быть – смешная Баба Яга! Про нее в народных играх даже сложена специальная прибаутка-дразнилка:

Баба Яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала,
Побежала в огород –
Напугала весь народ,
Побежала в баньку –
Испугала зайку.

Провести игру “Баба Яга”. (В центре круга стоит водящий с завязанными глазами – это Баба Яга. В руках у нее небольшая веточка – помело. Вокруг бегают ребята и дразнят ее известной дразнилкой. Баба Яга скачет по кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого она осалит, тот замирает на месте. Баба Яга должна назвать имя игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим).

Дети рисует образ Баба Яга, слушая музыку Мусоргского и Чайковского.

Можно провести занятие по лепке на тему: “Баба Яга в избушке на курьих ножках” и занятие по ручному труду “Какая необыкновенная Баба Яга!”.

Затем оформляется выставка детских работ “Баба Яга – персонаж сказок”.

Образ Бабы Яги в рисунках детей, в лепке и в работах из природного материала

Данное занятие проводится для привития интереса и любви к книге, чтению. Занятие способствует развитию творческих способностей детей, воображения, интереса к иллюстрации; воспитывает интереса к коллективной работе в процессе создания книги; знакомит с жанровыми особенностями русских народных сказок, авторской сказки. Учить по характеру музыкального произведения определять черты сказочного персонажа; знакомит с творчеством художников-графиков, особенностями их творческой манеры изображения событий, персонажей.

Интегрированного занятия по приобщению детей к художественной литературе и детской книжной графике в подготовительной группе

Цель.

Формировать представление о художественном образе Бабы Яги.

Задачи.

· Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и анимационного искусства.

· Учить сравнивать мультипликационные и изобразительные произведения, находить черты сходства и различия.

· Формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через двигательную импровизацию, игру, изобразительную деятельность.

· Учить раскрашивать сказочные сюжеты: самостоятельно и с помощью воспитателя, выбирать героя для раскрашивания, придавать герою сказочные черты (внешне узнаваемые черты, элементы костюма, интерьер).

· Развивать мышление, воображение, творческие способности.

· Развивать моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики и штриховки.

· Воспитывать доброжелательное отношение к сказочному герою.

· Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

· Прививать любовь к книге, чтению.

Материал и оборудование.

· Книги с русскими народными сказками, где присутствует сказочная героиня Баба Яга и иллюстрации с Бабой Ягой и избушкой на курьих ножках.

· Клубок (сказочный предмет).

· Массажные коврики для рук (для выполнения массажа пальцев рук).

· Иллюстрации к сказке выполненные на листах для рисования акварелью частично выполненные в цвете, а герои нарисованы по принципу книжек-раскрасок (авторская работа)

· Различные графические и изобразительные материалы кисти, палитры, салфетки, стаканчики с водой (для предоставления выбора).

· Пирог (для сюрпризного момента).

· Компьютер (для просмотра отрывков мультипликационных фильмов).

· Столы, стулья, мольберты.

Предварительная работа.

· Рисование сказочных сюжетов.

· Беседа и литературная викторина по русским народным сказкам.

· Чтение отрывков из сказок (для уточнения представлений о внешнем виде сказочных героев).

ВложениеРазмер
serebryakova_tatyana_aleksandrovna_integrirovannogo_zanyatiya_po_priobshcheniyu_detey_k_hudozhestvennoy_literature_i_detskoy_knizhnoy_grafike_tema_skazochnyy_obraz_baby_yagi.docx 24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Серебрякова Татьяна Александровна

высшая квалификационная категория

Муниципального Дошкольного Образовательного

Учреждения Центра Развития Ребёнка

Ростовской области г. Константиновска

Пояснительная записка к конспекту интегрированного занятия по приобщению детей к художественной литературе и детской книжной графике в подготовительной группе

Данное занятие проводится для привития интереса и любви к книге, чтению. Занятие способствует развитию творческих способностей детей, воображения , интереса к иллюстрации; воспитывает интереса к коллективной работе в процессе создания книги; знакомит с жанровыми особенностями русских народных сказок, авторской сказки. Учить по характеру музыкального произведения определять черты сказочного персонажа; знакомит с творчеством художников-графиков, особенностями их творческой манеры изображения событий, персонажей.

Интегрированного занятия по приобщению детей к художественной литературе и детской книжной графике в подготовительной группе

Формировать представление о художественном образе Бабы Яги.

  • Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и анимационного искусства.
  • Учить сравнивать мультипликационные и изобразительные произведения, находить черты сходства и различия.
  • Формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через двигательную импровизацию, игру, изобразительную деятельность.
  • Учить раскрашивать сказочные сюжеты: самостоятельно и с помощью воспитателя, выбирать героя для раскрашивания, придавать герою сказочные черты (внешне узнаваемые черты, элементы костюма, интерьер).
  • Развивать мышление, воображение, творческие способности.
  • Развивать моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики и штриховки.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сказочному герою.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.
  • Прививать любовь к книге, чтению.

Материал и оборудование.

  • Рисование сказочных сюжетов.
  • Сочинение сказки.
  • Беседа и литературная викторина по русским народным сказкам.
  • Чтение отрывков из сказок (для уточнения представлений о внешнем виде сказочных героев).
  • Рассматривание иллюстраций.

(Дети входят в зал под музыку)

Воспитатель: - Ребята вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки. Посмотрите, что у меня в руках? Правильно клубок. А для чего в сказках нужен клубок? Ребята, а давайте мы попросим показать клубок нам дорогу в сказку. Повторяйте за мной: - Катись – катись клубок, где тысяча дорог, выбери только одну, которая ведёт в сказку. (Клубок катится к столу, на котором лежат книги со сказками стоит модель избушки на курьих ножках, компьютер, все действия сопровождаются музыкой).

- Ребята и, правда, клубок нас привёл к сказкам. (Дети садятся вокруг стола). Вы знаете, я очень люблю читать сказки, а особенно рассматривать иллюстрации в книгах. - Но посмотрите, что это ещё у нас на столе? Правильно это избушка на курьих ножках. А кто в этой избушке живёт? Давайте с вами посмотрим иллюстрации, может быть, мы с вами найдём на страницах этих книг и саму Бабу Ягу. (Рассматриваем иллюстрации). – Ребята, как называются эти сказки?

-А какой герой Баба Яга, положительный или отрицательный? Не читая сказки, а, только посмотрев на иллюстрации можно определить, какая Баба Яга добрая или злая? С помощью чего художник иллюстратор передаёт характер Бабы Яги? Ребята, сейчас я вам предлагаю, самим превратится в Бабу Ягу и показать нам какая она с помощью мимики и жестов.

(Дети с помощью мимики, жестов, воображаемых предметов показывают, как они се представляют Бабу Ягу).

- Ребята, сказки о Бабе Яге придумывали, чтобы пугать непослушных маленьких детей, потому что Баба Яга считали старой злой колдуньей. Но дети понимали, что это сказки и в ответ придумывали игры, в которых дразнили Бабу Ягу. И мы с вами уже убедились, что Баба Я га в каждой сказке разная.

(Под музыку вбегает переодетый взрослый в костюм Бабы Яги. В руках книга сказок. Обегает вокруг детей).

Баба Яга: - Привет ребятишки девчонки и мальчишки!

Воспитатель: - Здравствуй Баба Яга! А мы с ребятами как раз о тебе говорили, ты вовремя. Мы с ребятами выясняем, какая ты героиня сказок, добрая или злая.

Баба Яга: - Ну, вообще - то я не одна Баба Яга у меня ещё есть куча сестёр многие из них очень даже злые, а я сома доброта, так, что меня вам не надо бояться. Давайте лучше поиграем. (Кладёт книгу, играет с детьми).

(Баба Яга чертит круг и остаётся в нём. Дети дразнятся за кругом, забегая в круг, а Баба Яга пытается их осалить, выходить ей из круга нельзя).

А потом и говорит:

-У меня нога болит.

Пошла она на улицу,

Пошла на лужайку,

Воспитатель: - Баба Яга, а что это ты за книгу принесла? (Беру книгу в руки, с любопытством её рассматриваю).

Баба Яга: - А, да это подарок. У меня же день рождения вот мне ребята такие же, как и вы, только из другого детского сада подарили книгу. Я, собственно говоря, насчёт книги к вам и прилетела на своей старенькой метле. У меня такая проблема книга есть, а иллюстраций нет. А всё почему, ребята нарисовали чудесные иллюстрации, но негодник Кощей Бессмертный их заколдовал и вот видите, что получилось. (Показывает детям иллюстрации, на которых не заштрихован сказочный персонаж Баба Яга). Ну, а я не люблю читать книги, в которых нет иллюстраций. У меня к вам просьба, пожалуйста, помогите, решите эту проблему.

Воспитатель: - Ребята поможем Бабе Яге?

Баба Яга: - Вот спасибо ребята. Вы рисуйте ну, а я полетела у меня там пирог праздничный в духовке. У меня день рождения скоро. (Баба Яга улетает).

Воспитатель: Вот видите, ребята, Баба Яга только кажется страшной. А на самом деле она добрая, весёлая старушка. Часто в сказках Бабу Ягу изображали страшной, вредной, злой колдуньей. Жила она в жуткой избушке на курьих ножках, которая то и дело поворачивалась в разные стороны. Дома у неё были мыши, чёрный кот, пауки и паутина, летала она на метле или в ступе, тут кто угодно испугается от такой-то картины. А я вам хочу рассказать стихотворение, в котором говорится о другой Бабе Яге, она такая же добрая как наша гостья и совсем ни страшная. Вот послушайте.

У Яги у бабушки

Из травы оладушки,

Да румяны, да пышны,

Да на шишках жарены.

Леший бабке травку косит,

Шишки из лесу приносит…

Да ещё добавку просит.

- Понравилось стихотворение? Вот видите, какой разный образ у Бабы Яги. Мы с вами заболтались, а про книгу забыли. Ребята, прежде чем расколдовать иллюстрации, мы должны прочитать книгу. Мы должны знать, каким изобразить героя сказки. (Читаем сказку. Сказка авторская).

Жила-была в дремучем лесу старушка и была у неё избушка. А избушка была не простая на курьих ножках, да и старушка была не простая – это была Баба Яга. Но никто старушку в лесу не боялся, а наоборот, к ней в гости пойти старался.

Ходила бабушка Яга по лесу собирала грибы, ягоды, травки разные. Приходили к старушке звери лесные лечиться, дети уму разуму учиться. Было Яге бабушке двести девяносто девять лет и на все вопросы, для детей у неё был ответ.

Приближался у старушки, юбилей ей исполнится, должно было триста лет.

Праздничный готовила она обед. Пирог испекла с грибами, компот сварила с ягодами. Одела, наряд самый праздничный и стала ждать народ сказочный…

Было много ещё разного сказочного люду. Но последними были гости самые маленькие, прилетели они на гусях-лебедях. Бабушка была им очень рада, ведь любила она детишек маленьких. А особенно внучат своих младшеньких Алёнушку и братца её Иванушку. Ей внучата принесли подарок особенный, на сто лет запаса молодильных яблочек.

Тут и пир начался. Гости пили, ели, веселились. Все Яге долгих лет жизни, здоровья желали. Ближе к вечеру гости домой засобирались с Ягой все распрощались. А старушка проводила гостей, съела молодильное яблочко и помолодела на десять лет, чтобы гости снова прибыли к ней на юбилей через десять лет.

(Автор: Серебрякова Татьяна Александровна).

Мы с Ягой по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг,

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер

И направо и налево.

К небу ручки потянули,

Аромат цветов вдохнули.

Баба Яга: - Ой, какие молодцы! Ой, вижу, вижу, просто чудо. Одолели колдовство этого негодника. Большое вам спасибо. Теперь я с большим удовольствием прочитаю эту сказку своим гостям. А вам за ваши труды вкусный пирог. Помогите задуть свечи. (Задувают свечи). А теперь мне пора, меня ждут гости и сказка. А вы скорей мойте руки и садитесь пить чай с пирогом. До свидания. ( Дети прощаются с гостьей, идут мыть руки, накрывают стол к чаю. Пьют чай).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО автора: Степаненко Анастасия Павловна

Должность: Педагог дополнительного образования, преподаватель изобразительного искусства

Способствовать расширению знаний о богатстве устного народного творчества

Образовательная:

- познакомить с изображением сказочного персонажа Бабы Яги;

- знакомить с вариативными возможностями цвета, применять полученные знания в рисовании;

- закреплять навыки декоративного рисования.

Развивающая:

- способствовать развитию образного мышления, воображения;

- способствовать развитию творческих способностей , фантазии.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию нетерпимости к человеческим порокам - жадности, лжи, лени;

- способствовать воспитанию добрых чувств;

- способствовать формированию художественного вкуса.

Продолжительность занятия: 45 минут

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате обучающиеся научатся приемам рисования цветными карандашами.

Перспективы дальнейшего развития. Данное занятие по рисованию поможет обучающимся создавать сказочные персонажи . Обучающиеся смогут пользоваться выразительными средствами рисования для передачи настроения в своих работах.

Используются следующие методы:

- наглядный пример ( образец педагогического рисунка);

План занятия.

Основная часть.

Ход занятия.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим все ли сегодня пришли и все ли готово к занятию. Для занятия нам сегодня потребуются цветные карандаши, бумага, карандаш и ластик.

Страна сказок - самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как не здесь, можно увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковер-самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим языком Серого Волка или еще случайно набр ести на ветхую избушку Бабы Яги?!

В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между добром и злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой Ягой.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

Скрипит зубами, водит носом

И русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой

Зовется… (Бабою Ягой)

А где живет Баба Яга?

Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.

Эта старая колдунья не пешком ходит, а разъезжает по белу свету в железной ступе , то есть колеснице самокатной. А чтоб, для известных ей причин, не видно было следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.

Ребята, как вы думаете, из какой сказки эти персонажи?

Еще раз посмотрите, как выглядит домик Бабы Яги снаружи и внутри.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание на урок: изобразить Бабу-Ягу с передачей настроения.

Оборудование для урока: классная доска, указка, мел, акварельные краски, кисти, наглядные пособия, репродукции.

Условные обозначения:

1. Наглядные изображения;

2. Педагогический рисунок.

Объяснение нового материала.

Устанавливаю дисциплину в классе, напоминаю детям, что начался урок.

Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас есть для урока? Сегодня нам понадобится бумага формата А3 для акварели, карандаш, акварельные краски, кисти, баночка с водой, палитра. Весь список написан на доске.

Вступительная беседа:

- Сегодня у нас необычный урок, за героем наших рисунков мы отправимся в сказку.

- А что такое сказка? (Выдуманная занимательная история с несуществующими героями, где добро побеждает зло.)

- А за что вы любите сказки? (Ответы детей.)

- Наш герой живет в волшебных сказках. Назовите признаки волшебных сказок? (Волшебные предметы, чудесные превращения.)

- А кого мы будем рисовать, вы узнаете из загадки:

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка –

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

- Правильно, это баба Яга.

- С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим героем. Про Бабу Ягу написаны сказки, снимают фильмы, пишут музыку и рисуют. И что бы знать какой мы нарисуем бабу Ягу мы должны узнать о ней, как можно больше.

- Что же обозначает имя бабы Яги?

- Странное имя этой старушки переводят по-разному. По словарю Ожегова “ягать”− значит кричать, шуметь, бушевать. В другом словаре “яга” − это значит шуба, мехом наружу. Так же “яга” − очень похоже на слово йога, а йога обозначает мудрость, значит баба Яга – мудрая женщина. Единого мнения, что обозначает это имя, нет.

- А в кино образ Бабы Яги создал замечательный артист Георгий Миляр .Про него даже говорили, что он лучшая Баба Яга всех времен и народов. В его исполнении сказочная старуха представала пугающей, но и смешной одновременно. Это и делало ее чрезвычайно обаятельной .

- А кто же такая баба Яга?

Одни считают, что баба Яга – древнее славянское божество, старуха чародейка, наделенная магической силой, ей служат лесные животные и силы природы.

Другие считают бабу Ягу лесной хозяйкой, знахаркой, которая жила вдали от людей в глубине леса, собирала травы, коренья, делала лечебные отвары и снадобья.

Третьи считают бабу Ягой стражем между миром живых и мёртвых.

- А сейчас мы с вами поговорим о поступках, которые совершала баба Яга. Добро или зло несёт в себе этот образ в русских народных сказках (ответы детей).

– Баба Яга-советчица, выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, сообщая ему необходимую тайную информацию и он отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.

– Баба Яга – дарительница (она одаривала героя волшебными предметами, которые помогали им или заклинанием, с помощью которых он и сможет одолеть того или иного сказочного злодея).

– Баба Яга – похитительница. В некоторых сказках баба Яга действительно сажала на лопату детей, что бы зажарить их в печи и съесть. На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать.

- Давайте теперь сделаем вывод − баба Яга совершает какие поступки? ( как плохие, так и хорошие) .

- Наше исследование показало, что баба Яга не такая уж и вредная и злая старушка.

- А теперь давайте вспомним, что о бабе Яге вы узнали, читая сказки.

– Как выглядит она? (Старая, с косматыми волосами, одетая в лохмотья, у неё крючковатый нос и костяная нога.)

– А как она передвигается? (В ступе, заметая след помелом.)

– Где живет? (В лесу, в избушке на курьих ножках.)

- А каким вы видите этот лес? ( Тёмный, мрачный, непролазный.)

- Замечательно. Давайте посмотрим на иллюстрации. Посмотрите, какие цвета художники использовали, чтобы передать. какое настроение/состояние? ( Тревога, страх, ужас, тишина.)

- Художники используют мрачную гамму красок, тёмные, глубокие цвета, оттенки зелёного, синего, коричневого цветов; на всех изображениях мы видим ночь, непролазную чащу.

-Какие животные Яге прислуживают? (Коты, филины, вороньё, лебеди.)

Все они тоже могут встретиться вам в этом лесу.

- А каково в лесу-то этом? (Жутко, мрачно, тишина зловещая стоит.)

А теперь посмотрите, как менялся образ бабы Яги с течением времени. Если в конце 19 века и в начале 20века она считалась злой ведьмой, то наши современники рисуют её стеснительной, немного даже кокетливой и совсем не страшной. Баба Яга может быть даже смешной.

Послушайте стихотворения о бабе Яге современных поэтов :

У бабы Яги захромала Избушка –

Как Баба Яга, она тоже старушка.

Коленка с утра очень сильно болит,

Понятное дело – проклятый артрит!

Лечить начинает Бабуля Избушку:

Горячей воды наливает в кадушку,

И, зелья плеская туда понемногу,

Попарь-ка, – она предлагает ей, – ногу!

Что это за зелье– огромный секрет!

Хранит его Бабушка тысячу лет!

В нём сто мухоморов и почки берёзы,

Две шкуры змеиных, кукушкины слёзы,

Ещё паутина с окрестных кустов.

Но точный рецепт я сказать не готов.

У бабы Яги отвратительный день:

С утра пригорела ватрушка,

На ножках куриных стоит набекрень

И вся покосилась избушка.

Поломана ступа, разорван сачок,

Не жизнь, а сплошное мученье.

А всё потому, что приехал внучок –

Гостит у нее с воскресенья.

Он скачет по лужам, плюётся, кричит,

С котом разодрался на крыше.

При этом имеет бессовестный вид

И бабушку будто не слышит.

Вздыхает Яга, мол, никак не пойму –

От рук совершенно отбился!

Но как ни крути, всё одно к одному –

В бабулю внучок получился.

- Сегодня мы нарисуем образ Бабы -Яги.

- Я думаю, что нашу Бабу Ягу мы тоже нарисуем не очень страшной, потому что помним, сколько хороших дел она сделала в сказках.

Объяснение нового материала:

Мы нарисуем ее образ поэтапно вместе со мной. А пейзаж который будет окружать Бабу-Ягу вы нарисуете самостоятельно.


- Рисуя пейзаж вы можете изобразить : избушку, деревья. Они все скорченные, согнутые, поломанные; множество поваленных деревьев, пеньки и мухоморы.

- А пока вы будите рисовать я прочитаю вам отрывок одной из русских народных сказок, где есть нужное нам описание. Слушайте внимательно – именно это может вам помочь при рисовании.

«Средь глухих чащоб, среди непроходимых топей, во тьме лесов, где гаснет взор, в холодном царстве ночных шорохов и затаённого ужаса, куда и всякий зверь боится заходить, лишь кружит вороньё под чёрными облаками. Избушка необычная стоит на курьих ножках, да об одном оконце. А вкруг неё лес кольев – да на каждом колу по черепу. Как только ночь ложится на сонный лес, глаза у черепов загораются.

Практическая работа:

Прохожу по классу.

Возможные ошибки: нарушения перспективы как пейзажа в целом, так и избушки, смещение композиционного центра к краям листа или его отсутствие, наличие неоправданного пустого пространства.

- Не затягивайте с рисунком, нам нужно выполнить работу в красках.

Когда класс сделает рисунок, переходим к работе цветом.

Вспоминаем вместе с классом, какие цвета нужно брать.

Хожу по классу, комментирую ошибки: грязные цвета, плоскостное решение (раскраска), цвета, не соответствующие настроению и исходному заданию, отсутствие элементарной свето-тени.

Организационное завершение:

Подведение итогов. Анализ работ. Демонстрация классу наиболее законченных и грамотных работ.

Читайте также: