3 класс школа россии конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Методическое сопровождение.doc

Урок русского языка

Цели урока: формировать умение различать слово и словосочетание; развивать устную речь. Развивать умение устанавливать связь слов в предложении; учить распознавать в предложении главные и второстепенные члены, повторить изученные правила.

Организационный момент. ( Слайд 2, 4)

Произносим хором:

Мы – умные! Мы – смелые!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы в третьем классе учимся,
Всё у нас получится!

Настраиваю детей на работу:

Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Минутка чистописания.(Слайды 5-11)

Отгадайте загадку:

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит: -
Эй! Сними меня! - кричит
.

- С какой буквы начинается это слово?

- Какое правило связано с этой буквой?

- Запишите 1 и 2 строчки.

Сочетания ЧА и ЩА
пишем только с буквой А!

- Пишем под диктовку:

Пища, чаща, роща, куча, саранча, кочан, туча .

- Подчеркните орфограмму.

- Ещё какое правило?

Сочетания ЧУ и ЩУ
пишем только с буквой У!

- Пишем под диктовку:

Чум, чудак, чулок, чурбан, щука, чудо, чулан.

- Подчеркните орфограмму.

3. Работа над словом из словаря.( Слайды 12-14)

- Отгадайте загадку:

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.

- Запишем в словарик.

Разберём лексическое значение слова ракета (ученик читает с доски):

1. Летательный аппарат с реактивным двигателем.

2. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе.

3. Боевой реактивный снаряд.

4. Небольшое пассажирское быстроходное

судно на подводных крыльях.

Повторение изученного (Слайды 15-16)

Задание на доске.

Списать с доски предложение, выписать пары слов.

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.( Ученик выполняет

у доски с коментированием, остальные – тетрадях)

Космическая ракета неслась всё дальше от Земли.

5. Работа по учебнику(с.48)

- Когда нужно употреблять слово надеть, а когда надеть? (Слайды 17-19)

Звучит стихотворение. (Слайд 18)

Устно ученики читают словосочетания, приводят свои примеры.

Изучение нового материала. ( Слайды 20-22)

Смотрим диск.

- Прочитайте, рассмотрите рисунки.

- Прочитайте названия предметов. Что вы выбрали для названия? Обоснуйте свой выбор.

- Что вы знаете о словосочетании? (Состоит из главного и зависимого слов.)

- Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание?

- Что может называть словосочетание?

Закрепление изученного. (Устно.) (Слайды 23-24)

– Составьте словосочетания по картинкам.

8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

Закрепление изученного (Письменно) (Слайд 27)

Самостоятельная работа.

-Списать словосочетания, поставить вопрос к зависимому слову.

Подойти к киоску, спросить у учителя, стоять у дороги, отдать кошке.

Образец: подойти (к чему?) к киоску.

8. Повторение пройденного. Самостоятельная работа. (Слайд 28)

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

У меня на ст…ле ст…ит глобу… .

Глобу… ст…ит на чёрной но…ке.

Он похо.. на б…льшую гол…ву.

На нём реки, горы и м…ря.

Занимательный русский язык. (Слайды 29-31)

-Как вы понимаете данный фразеологический оборот?

ТОЧИТЬ ЛЯСЫ

9. Развитие речи. (Устно) (Слайд 32)

Составьте рассказ по картинке .

Рефлексия. (Слайд 33)

Составьте словосочетания. (Слайд 34)

Подведение итогов урока.

-Что вы узнали сегодня нового?

-Оцените свою работу на уроке.

12. Домашнее задание упр. 82 (с. 48)

Список использованной литературы:

О.И.Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку.

Москва 2014г.

Выбранный для просмотра документ слово и словосочетание.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мы – умные! Мы – смелые! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы в третьем к.

Мы – умные! Мы – смелые! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы в третьем классе учимся, Всё у нас получится!

Слово и словосочетание. Урок № 20.

Слово и словосочетание. Урок № 20.

Вы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слуша.

Вы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Чистописание.

Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит: -.

Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит: - Эй! Сними меня! - кричит ЧАЙНИК


Чистописание (ч)


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА Продолжите правило: Сочетания ЧА и ЩА пишем только с.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА Продолжите правило: Сочетания ЧА и ЩА пишем только с буквой … А

Сочетания ЧУ и ЩУ пишем только с буквой … У

Сочетания ЧУ и ЩУ пишем только с буквой … У

Работа со словом из словаря.

Работа со словом из словаря.

Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост.

Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звезд. ракета

1. Летательный аппарат с реактивным двигателем. 2. Применяемый для фейерверко.

1. Летательный аппарат с реактивным двигателем. 2. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. 3. Боевой реактивный снаряд. 4. Небольшое пассажирское быстроходное судно на подводных крыльях. ракета

Повторение.

Космическая ракета неслась всё дальше от Земли. Найдите грамматическую основу.

Космическая ракета неслась всё дальше от Земли. Найдите грамматическую основу. Выпишите пары слов.

Когда мы употребляем слово одеть, а когда надеть? одеть и надеть

Когда мы употребляем слово одеть, а когда надеть? одеть и надеть

Одеть и надеть Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! Морозный выдал.

Одеть и надеть Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. Выходит так, что дед одет, А шуба , стало быть, надета. Одеть, надеть … Давай глядеть. Кого одеть и что надеть? Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето, Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!

НАДЕТЬ (ЧТО-НИБУДЬ) форму пальто туфли шапку платье костюм ОДЕТЬ (КОГО-НИБУД.

НАДЕТЬ (ЧТО-НИБУДЬ) форму пальто туфли шапку платье костюм ОДЕТЬ (КОГО-НИБУДЬ) ребёнка девочку больного куклу бабушку дедушку

Смотрим диск.



Закрепление изученного.

Составьте словосочетания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, П.

Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И писать, друзья, начните. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Прочитайте и запишите словосочетания. Поставьте вопрос к зависимому слову. По.

Прочитайте и запишите словосочетания. Поставьте вопрос к зависимому слову. Подойти к киоску, спросить у учителя, стоять у дороги, отдать кошке. Образец: подойти (к чему?) к киоску.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. У меня на ст…ле ст…ит глобу… . Глобу… ст.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. У меня на ст…ле ст…ит глобу… . Глобу… ст…ит на чёрной но…ке. Он похо.. на б…льшую гол…ву. На нём реки, горы и м…ря.

Занимательный русский язык.

Занимательный русский язык.

Как ты понимаешь данный фразеологический оборот? Точить лясы.

Как ты понимаешь данный фразеологический оборот? Точить лясы.

Отгадай ребус. подруга

Отгадай ребус. подруга

Составьте рассказ по картинке.

Составьте рассказ по картинке.

Составьте словосочетания. Что вы узнали сегодня нового? Оцените свою работу н.

Составьте словосочетания. Что вы узнали сегодня нового? Оцените свою работу на уроке.

Я сегодня доволен своей работой! Я сегодня на уроке не всё понял. Сегодня на.

Я сегодня доволен своей работой! Я сегодня на уроке не всё понял. Сегодня на уроке мне многое было непонятно.

конец

1.http://intimite.ru/images/2013-50/21756940-1007087198.jpg 2.http://www.kore.

11.http://img.skimaster.ru/velo_2008/rukzak/8120_050_PARK_BK_SHP.jpg 12.http.

20.http://blogwar.ru/ifls/small-image/130711-124116-3417.jpg 21.http://ymsdc.

Краткое описание документа:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка

Цели урока: формировать умение различать слово и словосочетание; развивать устную речь. Развивать умение устанавливать связь слов в предложении; учить распознавать в предложении главные и второстепенные члены, повторить изученные правила.

Организационный момент. ( Слайд 2, 4)

Произносим хором:

Мы – умные! Мы – смелые!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы в третьем классе учимся,
Всё у нас получится!

Настраиваю детей на работу:

Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Минутка чистописания.(Слайды 5-11)

Отгадайте загадку:

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит: -
Эй! Сними меня! - кричит
.

- С какой буквы начинается это слово?

- Какое правило связано с этой буквой?

- Запишите 1 и 2 строчки.

Сочетания ЧА и ЩА
пишем только с буквой А!

- Пишем под диктовку:

Пища, чаща, роща, куча, саранча, кочан, туча.

- Подчеркните орфограмму.

-Ещё какое правило?

Сочетания ЧУ и ЩУ
пишем только с буквой У!

- Пишем под диктовку:

Чум, чудак, чулок, чурбан, щука, чудо, чулан.

- Подчеркните орфограмму.

3. Работа над словом из словаря.( Слайды 12-14)

- Отгадайте загадку:

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.

- Запишем в словарик.

Разберём лексическое значение слова ракета (ученик читает с доски):

1. Летательный аппарат с реактивным двигателем.

2. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе.

3. Боевой реактивный снаряд.

4. Небольшое пассажирское быстроходное

судно на подводных крыльях.

Повторение изученного (Слайды 15-16)

Задание на доске.

Списать с доски предложение, выписать пары слов.

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.( Ученик выполняет

у доски с коментированием, остальные – тетрадях)

Космическая ракета неслась всё дальше от Земли.

5. Работа по учебнику(с.48)

- Когда нужно употреблять слово надеть, а когда надеть? (Слайды 17-19)

Звучит стихотворение. (Слайд 18)

Устно ученики читают словосочетания, приводят свои примеры.

Изучение нового материала. ( Слайды 20-22)

Смотрим диск.

- Прочитайте, рассмотрите рисунки.

- Прочитайте названия предметов. Что вы выбрали для названия? Обоснуйте свой выбор.

- Что вы знаете о словосочетании? (Состоит из главного и зависимого слов.)

- Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание?

- Что может называть словосочетание?

Закрепление изученного. (Устно.) (Слайды 23-24)

– Составьте словосочетания по картинкам.

8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

Закрепление изученного (Письменно) (Слайд 27)

Самостоятельная работа.

-Списать словосочетания, поставить вопрос к зависимому слову.

Подойти к киоску, спросить у учителя, стоять у дороги, отдать кошке.

Образец: подойти (к чему?) к киоску.

8. Повторение пройденного. Самостоятельная работа. (Слайд 28)

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

У меня на ст…ле ст…ит глобу… .

Глобу… ст…ит на чёрной но…ке.

Он похо.. на б…льшую гол…ву.

На нём реки, горы и м…ря.

Занимательный русский язык. (Слайды 29-31)

-Как вы понимаете данный фразеологический оборот?

ТОЧИТЬ ЛЯСЫ

9. Развитие речи. (Устно) (Слайд 32)

Составьте рассказ по картинке.

Рефлексия. (Слайд 33)

Составьте словосочетания. (Слайд 34)

Подведение итогов урока.

-Что вы узнали сегодня нового?

-Оцените свою работу на уроке.

12. Домашнее задание упр. 82 (с. 48)

Список использованной литературы:

О.И.Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку.

Москва 2014г.

Урок русского языка

Мы – умные! Мы – смелые! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы в третьем классе учимся, Всё у нас получится!

Мы – умные! Мы – смелые! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы в третьем классе учимся, Всё у нас получится!

Урок № 20. Слово и словосочетание.

Урок № 20.

Слово и словосочетание.

Вы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Вы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Чистописание.

Чистописание.

Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит: - Эй! Сними меня! - кричит ЧАЙНИК

Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит: - Эй! Сними меня! - кричит

ЧАЙНИК


Чистописание (ч)

Чистописание (ч)


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА Продолжите правило: Сочетания ЧА и ЩА пишем только с буквой … А

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА Продолжите правило:

Сочетания ЧА и ЩА пишем только с буквой

Сочетания ЧУ и ЩУ пишем только с буквой … У

Сочетания ЧУ и ЩУ пишем только с буквой

Работа со словом из словаря.

Работа со словом из словаря.

Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звезд. р а кета

Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звезд.

р а кета

р а кета 1. Летательный аппарат с реактивным двигателем. 2. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. 3. Боевой реактивный снаряд. 4. Небольшое пассажирское быстроходное судно на подводных крыльях.

р а кета

1. Летательный аппарат с реактивным двигателем.

2. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе.

3. Боевой реактивный снаряд.

4. Небольшое пассажирское быстроходное

судно на подводных крыльях.

Повторение.

Найдите грамматическую основу. Выпишите пары слов. Космическая ракета неслась всё дальше от Земли.

Найдите грамматическую основу. Выпишите пары слов.

Космическая ракета неслась всё

дальше от Земли.

Когда мы употребляем слово одеть , а когда надеть? одеть и надеть

Когда мы употребляем слово одеть , а когда надеть?

одеть и надеть

Одеть и надеть Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. Выходит так, что дед одет, А шуба , стало быть, надета. Одеть, надеть … Давай глядеть. Кого одеть и что надеть? Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето, Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!

Одеть и надеть

Два этих слова

Мы часто путаем

Так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет,

А шуба , стало быть, надета.

Одеть, надеть …

Давай глядеть.

Кого одеть и что надеть?

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето,

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!

НАДЕТЬ (ЧТО-НИБУДЬ) форму пальто туфли шапку платье костюм ОДЕТЬ (КОГО-НИБУДЬ) ребёнка девочку больного куклу бабушку дедушку

НАДЕТЬ

ОДЕТЬ

Смотрим диск.

Смотрим диск.



Закрепление изученного.

Закрепление изученного.

Составьте словосочетания.

Составьте словосочетания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И писать, друзья, начните.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И писать, друзья, начните.

Прочитай те и запишите словосочетания. П оставь те вопрос к зависимому слову. Подойти к киоску, спросить у учителя, стоять у дороги, отдать кошке . Образец: подойти (к чему?) к киоску.

Прочитай те и запишите словосочетания. П оставь те

вопрос к зависимому слову.

Подойти к киоску, спросить у учителя, стоять у дороги, отдать кошке .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осин а , осин ы , к осин е , осин у –это формы одного и того же слова осина .

Отличайте их от однокоренных слов : осина- осинник, осиновый .


Окончание- изменяющийся конец слова. Роса- утра краса. Без роса и трава не растёт. Земля пьёт воду, а трава роса. Утром лес роса умывается.

Окончание- изменяющийся конец слова.

Роса- утра краса.

Без роса и трава не растёт.

Земля пьёт воду, а трава роса.

Утром лес роса умывается.

Рос а - утра краса. Без рос ы и трава не растёт. Земля пьёт воду, а трава рос у . Утром лес рос ой умывается. Роса, росы, росу, росой.

Рос а - утра краса.

Без рос ы и трава не растёт.

Земля пьёт воду, а трава рос у .

Утром лес рос ой умывается.

Роса, росы, росу, росой.

Правило работы в группе. Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай!

Правило работы в группе.

Уважайте мнение друг друга.

Говорите по очереди.

Не согласен – предлагай!

 Какие слова называются СЛОЖНЫМИ ?

Какие слова

СЛОЖНЫМИ ?

3-я группа: каш е вар сад о вод стал е вар 2-я группа: камн е пад мух о мор пар о ход 1-я группа: лист о пад лес о руб лед о ход 4-я группа: земл е коп сам о вар рыб о лов 5-я группа: свин о пас вод о пад гол о лёд 6-я группа: сам о лёт верт о лёт пеш е ход


Самостоятельная работа. Упражнение 144 . Прочитайте. Это словосочетания? Почему? Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса , и запишите их. Выделите окончания. Устная проверка.

Самостоятельная работа. Упражнение 144 .

Окончание – это _____ _______

часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Тест Какая часть слова изменяется? 1) корень 2) окончание 2. Какая часть слова называется окончанием? 1) не изменяющая часть слова. 2) изменяющаяся часть слова

1) корень 2) окончание

2. Какая часть слова называется окончанием?

1) не изменяющая часть слова.

2) изменяющаяся часть слова

3. Белка и белкой – это 1) одно и то же слово, только с разными окончаниями. 2) разные слова 4. Для чего нужно окончание? 1) чтобы образовывать новые слова 2) для связи слов в предложении

3. Белка и белкой – это

1) одно и то же слово, только с разными окончаниями.

2) разные слова

4. Для чего нужно окончание?

1) чтобы образовывать новые слова

2) для связи слов в предложении

5. В каком ряду все слова являются формами одного и того же слова. 1) сосна, сосной, ( к) сосне. 2) лес, ( в) лесу, лесник. 6. Как выделяют окончание в словах? 1) Дугой 2) рамочкой

5. В каком ряду все слова являются формами одного и того же слова.



Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Ребята, посмотрите в окно, как ярко светит солнышко, скажите, почему так радостно и тепло на душе?




-Все части речи в нашем городе живут дружно , поддерживают друг друга и поэтому предложения которые мы составляем с их помощью, получаются правильными, красивыми.
-Но , вот в город приехали гости и ни как не могут понять в какие же дома им заселится, давайте им поможем .


-Ребята, составьте предложение из данных слов, и придумайте ещё 2-3 предложения ,чтобы у вас получился текст на определённую тему .(Работа в парах:на партах у детей лежат карточки со словами, каждая пара составляет предложение.)Приложение №1
Далее идет проверка.Дети читают предложение которое у них получилось.Затем один ученик из пары выходит к доске и разбирает предложение по членам предложения и по частям речи.После этого второй ученик делает морфологический разбор имени существительного с комментированием.
Самоопределение к деятельности
-Назовите имя прилагательное в этом предложении.
-Что вы можете о нём сказать?
-Как определили род имени прилагательного?
Давайте вспомним алгоритм определения рода имени прилагательного (Слайд 5)

-Ребята, скажите, к прилагательному тёплый подходит только существительное ветерок ?

-На доске находятся карточки с именами существительными, найдите те которые можно произнести с прилагательным (на доске таблица , открыты только первый столбик , 1и2 строка, ниже под таблицей находятся слова на
карточках)Приложение №2
М.р. Ж.р. С.р.
Тёплый Тёплая Тёплое
ветерок
(Дети выбирают слова на карточках м.р., подставляют в таблицу, проверяют орфограммы, вставляют нужные буквы)
- Ребята, какого рода имена существительные, которые мы подобрали?

-На карточках остались ещё слова. На какие группы можно разделить эти слова?(Дети выбирают слова на карточках ж.р., с.р. подставляют в таблицу, проверяют орфограммы, вставляют нужные буквы)
- А, изменится ли прилагательное тёплый для существительных ж.р. Как оно будет звучать? А, для сущ. С.р.? Подберите слова к данным прилагательным.



- Понаблюдайте, какие изменения происходили с прилагательным тёплый?
-Сформулируйте тему урока.(Слайд 5)




-Спишите словосочетания, которые у нас получились, укажите род, выделите окончания.
-Какие окончания у прилагательных м.р., ж.р., с.р.?
Физминутка
-Ребята, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и послушайте музыку. А, я почитаю вам стихи. (Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Март. Песнь жаворонка)Слайд 6


Во время воспроизведения музыки учитель читает стихотворения о весне:
Проталинки, проталинки –
Веснушки на снегу!
На них подснежник маленький
Проклюнется: ку-ку!
И в роще, за околицей,
Откликнутся грачи,
Земля водой умоется,
И зашумят ручьи!
Зима всё упирается
И ловит тишину,
А тропка обрывается,
Споткнувшись о весну!
Всё началось с проталинок,
И каждый солнцу рад.
Ботинки вместо валенок
Подковами стучат!(Марина Тахистова)

А. К. Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.

-Что вы представили , когда слушали эту музыку?

Работа по теме
1.Создание проблемной ситуации
-Скажите у имён прилагательных м.,ж., и с.рода одинаковые окончания или разные?
- Заполните таблицу(Приложение №3), которая находится у каждого из вас на столе простым карандашом. Поменяйтесь таблицей с соседом по парте, откройте учебники и проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу .( учебник с.73)
Помогите заполнить таблицу.






-Выпишите из текста словосочетания ( имя прилагательное + имя существительное). Определите род имен прилагательных , выделите окончания. Как определили род им. прилагательных?



-Ребята, посмотрите , что произошло с текстом?
-Прочитайте предложения , что вы можете о них сказать?
- Нужна ли нам такая часть речи , как имя прилагательное и для чего?


Подведение итогов урока
-Как же определить род имени прилагательного? Повторим алгоритм.


-Какие бывают окончания имён прилагательных?

Рефлексия
-- Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока? Нарисуйте смайлик и вложите его в тетрадь.


Разработка содержит конспект урока с презентацией по ФГОС. Используется системно-деятельностный метод, интерактивные технологии.

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка

Учитель: Мамонова В.В.

Ознакомление с новой орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Развитие речи, мышления и орфографической зоркости учащихся.

Воспитание интереса к изучению русского языка.

Развивающие задачи:

способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;

способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений.

Личностных:

умение слушать и слышать собеседника;

умение формулировать свою позицию.

Коммуникативных:

слушать и понимать речь других;

умение строить связные высказывания в устной и письменной форме;

умение редактировать (совершенствовать) текст;

умение выражать свои мысли;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных:

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию;

делать обобщения, выводы.

Регулятивных (рефлексивных):

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о проверке непроизносимых согласных; умение находить их и проверять в связном тексте. Развивать умение подбирать к словам проверочные.

Оборудование: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Часть 1., мультимедийная система, сигнальные карточки, раздаточный материал для рефлексии.

I. Организационный момент.

У.- поздоровайтесь руками, локтями и подбородком).


(Слайд )

- Девиз урока: “Грамоте учиться - всегда пригодится”. (Запись даты в тетрадях)

II. Актуализация знаний учащихся. Мозговая атака.

а) Главная часть слова. (Корень)

б) Опасное место в слове. (Орфограмма)

в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)

г) Несколько согласных букв подряд, иногда встречающихся в слове. (Стечение согласных)

д) Третья буква русского алфавита. (Буква в)

е) Буква, обозначающая последний звук в слове “парад”. (Буква д)

ё) Буква, следующая за буквой “к”. (Буква л)

ж) С этой буквы начинается третий слог слова “лопата”. (Буква т)

III. Минутка чистописания.

У. - Какие четыре буквы вы сейчас называли?

Д. - Буквы в, д, л, т.

У. - Определите порядок следования букв в цепочке:

Вдлт Влтд В…


Д. - Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л, т, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.

У: - Напишите эту цепочку в указанной последовательности до конца строки.

(Дети работают в тетрадях)

У. - Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

У. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

V. Изучение нового материала. Работа в группах.

а) Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

У. – Как вы приветствуете друг друга? (Ответы детей)

- Слово “здравствуй” очень старое. Оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося слово “здравствуйте”, желали друг другу быть крепкими и могучими, как дерево. Мы и теперь, когда говорим это слово, желаем людям здоровья.

- Произнесите это слово. Запишите его в транскрипции. [З, д, р, а, с, т, в, у, й']

- Сколько звуков вы выделили? (9)

- Подберите однокоренные слова. (Здороваться, здоровье, здравие, здравствовать и др.)

- Понаблюдайте, как написан корень. Что интересного вы заметили?

Справка. В первых двух словах полногласное сочетание –оро-, в двух последних – сочетание –ра-. Сочетание -оро- является современным, а сочетание -ра- является признаком старославянского языка. Например: город – град, берег – брег.

- Значит, какой корень в слове “здравствуй”?

- Что вас удивило? Произносится ли в этом слове звук [в]? (Не произносится)

- А буква вэ пишется: “здравствуй”. (Показ таблички со словом)

- Сколько в слове букв? (10)

- Что вы видите в середине слова? (Стечение согласных)

- Сколько согласных букв в данном слове стоит рядом? (4)

- Давайте ещё раз произнесём это слово. Что вы заметили при произношении? (Один звук не произносится)

- Как можно назвать звук, который не произносится? (Непроизносимый согласный звук)


(Слайд)

б) Работа в группах. Мини-исследования слов.

У. - Прочитайте предложения. Что вы прочитали? Объясните, почему так говорят? (Ответы детей)

I группа – Зимой …… светит, но не греет. (Солнце)

II группа – В большом …… и далёкое близко. (Сердце)

III группа – Тот, кто …….. , приносит счастье другим. (Счастлив)

У. - Исследуйте выделенное слово по следующему алгоритму:


(Слайд )

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень.

4. Сделайте вывод.

в) Защита мини-исследований слов.

(Каждая группа представляет своё мини-исследование по алгоритму и озвучивает вывод)

У. - Сколько всего непроизносимых согласных звуков мы выделили? (4)


- Какими буквами на письме они обозначаются? (На слайде появляются буквы в, д, л, т)

- Что объединяет слова, в которых эти звуки встречаются? (Есть стечение согласных)

(Появление исследованных слов на слайде)

- В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? (В корне слова)

- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой? Почему?


Д. – Тема урока: “Непроизносимые согласные в корне слова”. (Появление названия темы на слайде)

г) Работа по учебнику. Проверка непроизносимых согласных в корне слова.

У. – 1. Откройте учебник на странице 59. Прочитайте и запомните правило. Расскажите правило друг другу.

(Работа в парах. Взаимопроверка)

2. Выполнение упражнения 78.

Место, местечко, местность, местный, (много) мест.

- Однокоренные ли это слова? Почему?

- Назовите слова с непроизносимыми согласными звуками. Как они обозначены на письме? (Буквой т)

- Найдите среди однокоренных слов проверочные. Обоснуйте, почему они являются проверочными?

- Итак, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными звуками? (Ответы учащихся)

- На странице 61 – 62 прочитаем правило и памятку “Как пользоваться правилом”.

(Работа в парах. Взаимопроверка)

3. Продолжение данной работы по слайду .


У. – Посмотрите на экран. Докажите правописание данных слов путём подбора проверочных слов: (После устного объяснения правописания слова – появление проверочного слова на экране)

У. - Обобщите всё, о чём мы говорили в порядке наших рассуждений.

Д. – В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т. Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверять непроизносимые согласные в, д, л, т, надо подобрать однокоренные проверочные слова, в которых эти звуки произносятся отчётливо.

VI. Физкультурная минутка. Игра “Хлопай-топай”.


(Слайд )

У. - Если в слове, которое видите на экране, есть изучаемая орфограмма – вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимых согласных звуков – вы топаете. Не торопитесь, будьте внимательны!

Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный.

- Какое слово “лишнее”? (Парусник – обозначает предмет)

VII. Закрепление знаний учащихся. )

а) Самостоятельная работа. (Развитие зрительной памяти учащихся)

У. - Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (1 минуты).


У каждого словосочетания я убираю первое слово. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчерните непроизносимые согласные.

У. – Какое из написанных слов можно назвать “лишним”?

Д. – Слово “поздний” - в нём непроизносимая согласная д, а в остальных словах – т.

У. - А что объединяет записанные вами слова? (Слова-признаки, они отвечают на вопрос какой?)

б) Работа над орфограммой с применением сигнальных карточек.


У. – Прочитайте слово. Подберите проверочное слово и покажите мне карточку с выбранной буквой.

Свис…нул, грус…но, ненас…ный, хрус…нула, окрес…ность.

- Что общего у этих слов? (Непроизносимый согласный звук [т]))

в) Игра “Отгадай слово”


У. –Я загадываю слово. Угадавший ученик проверяет наличие в названном им слове непроверяемый согласный звук. (После отгадки слово появляется на слайде, а после проверки – открывается “опасное место в слове”)


1. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница)

2. Счёт вслух. (Устный)

3. Луг, где пасут скот. (Пастбище)

4. Место вокруг чего-либо. (Окрестность)

5. Весёлое торжество. (Праздник)

У. – Какое слово при проверке вызвало у вас затруднение? Почему?

- О таких словах мы продолжим разговор на следующем уроке.

VIII. Обобщение изученного.

У. –А сейчас давайте обобщим изученные орфограммы. Перед вами в группах лежат листики,где есть наборы слов. Придвиньте их к названиям орфорамм и устно сформулируйте правило проверки. Сравните с экраном.


VIII. Итог урока.

Метод ЗУХ(устно)


Известный – известие, здравие – здравствуй.
Теперь от ребят не прячься согласный!
А трудности будут – словарик возьмём
И нужное слово всегда в нём найдём.

Домашнее задание: из любого художественного текста, взятого из нашего учебника “Литературное чтение” выписать 10 слов на изученную на уроке орфограмму.

Читайте также: