Основы стихосложения конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

“ Очень-очень вкусный пирог”.

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..

Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.

Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.
И.С. Никитин

СЛУЖИЛ ГАВРИЛА ПОЧТАЛЬОНОМ,

ГАВРИЛА ПИСЬМА РАЗНОСИЛ…

Репортёр, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат.

Карточка 1. Мой друг Кук

Мой друг – водитель по имени _______ . Утром в субботу идёт на _____________ . На ужин ест кашу и весь вечер ________ . Он ест поганки прямо из _____________ . И греет ноги в воде, в большущей __________ .

Работу Кук пляшет банки сковороде

Карточка 2. Кура по имени Шура

Наша сестрица – важная _______ . Она рисует всякие штучки большой фиолетовой _______ . Напевая весёлые песни, Шура пишет красивую _______ . Храбрая Шура (будь что будет) покажет работу серьёзным _______ . Они предложат отличную цену, но Шура прибьёт картину на _______.

Ручкой птица десять людям стену

Карточка 3. Сашка – букашка

Вот букашка по имени _______ . Сашка очень упрямый и не слушает _______ . Сашка живёт хорошо: он залез в цветочный _______ . В летний солнечный день он забирается в _______ . Букашки смотрят волшебные сны от самой осени и до _______ .

Маму Сашка горшок тень весны

Мещанин во дворянстве.

Из действия второго, явления шестого.

Г-н Журден. …А теперь я должен открыть вам секрет. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к её ногам.

Учитель философии. Отлично.

Г-н Журден. Ведь правда, это будет учтиво?

Учитель философии. Конечно. Вы хотите написать ей стихи?

Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи.

Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?

Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.

Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.

Г-н Журден. Почему?

Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.

Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами?

Учитель философии. Не иначе, сударь. Всё, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.

Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет?

Учитель философии. Проза.

Учитель философии. Да, сударь.

Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое Вам спасибо, что сказали.

Урок литературы в 5 классе по основам стихосложения.

Храпова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

- формирование системы универсальных учебных действий;

-познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;

-дать определение рифме, ритму, формировать представление о белом стихе.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: - интерактивная доска,

- В.Коровина. Литература. Учебник для 5 класса – с. 110-111,

- несколько карточек с фрагментами орнамента (рисунок 1,2),

- раздаточный материал (Приложение 2).

Организационный момент.

Здравствуйте. Начинаем наш урок. Поздоровайтесь с гостями. Слайд 1.

Прочитайте, как называется наш урок. Спасибо.

Посмотрите небольшую инсценировку и попробуйте сформулировать цель урока, т.е. поставить на предстоящие 45 минут учебную задачу.

Создание эмоционального настроя.

Спасибо актёрам. Садитесь на места.

- Знали ли вы это раньше? Или не подозревали, подобно господину Журдену, что говорите прозой?

Если это так, то вам ещё далеко до сорока и узнаете вы о стихах и прозе гораздо раньше - сегодня на уроке.

Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Какие понятия рассмотрим?

Вывешивание на доску карточек с понятиями: стихи, проза, законы стихосложения, ритм, рифма.

Объяснение нового материала.

Проза и стихи.

- Да, в обычной жизни мы стихами не говорим. (Бывают, правда, моменты в жизни, когда хочется говорить стихами, но это особые случаи, о них поговорим позднее). А ведь литература- это искусство, часто литературу называют искусством слова. Как это понимать?

Что используют при создании музыкального произведения искусства?

Конечно, художник – цветом, а писатель и поэт – словом создают свои шедевры. Но чтобы создать стихотворный шедевр, нам надо ещё подучиться. А для начала проверить: различаем ли мы стихи и прозу.

- Прочитайте отрывки и сделайте свой выбор. Ответ объясните. Слайд 2.

Ветер упал, стало тихо повсюду,
но тяжелая рожь более не поднялась.
Антошка поглядел туда, где живет
бабушка, и он увидел ее.

А. П. Платонов

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.

Н. М. Языков

Последний день июля месяца.
На тысячи верст кругом Россия,
родной край. Безветрие, теплынь.
Воздух - молоко парное!

И. С. Тургенев

-В стихах есть рифма.

-Назовите рифмующиеся слова, где они располагаются в строках.

Что такое рифма? Попробуйте дать определение. Сравним это определение с данным в учебнике на стр. 110. Откройте. Прочитайте. Хорошо. Запомните определение рифмы. Слайд 4.

Ри́фма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥ υθμός — размеренность, ритм или древне- нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются:

А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

- Запишите пары в тетрадь. (Работа по вариантам)

А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. Слайд 5.

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..

Вывод: что важно для стихотворения?

-Рифмующиеся слова на конце строчек.

3. Белый стих.

- А теперь посмотрите на следующий отрывок текста. Слайд 6.

-Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.

Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути
во все стороны.

И.С. Никитин

Посмотрите, как записал свое произведение автор: Слайд 7.

Под большим шатром
Голубых небес
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

И.С. Никитин

-Послушайте, как я его прочитаю. Похоже на стихи?

-Рифма есть? Сравните слова, заканчивающие строчки.

-Здесь нет рифмы.

- Но нет и обмана. Это действительно стихи, но только без рифмы. Такие стихи называются белыми.

-Значит, должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Что же это?

-Действительно, стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное. Чтобы понять это, посмотрите на этот орнамент. Слайд 8,9.

Красота этого узора заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение. Орнаментальный ряд можно продолжить до бесконечности. (Показывается еще один - два орнамента).

- А если я возьму одну деталь первого орнамента и одну деталь второго (третьего), вам нравится такой узор?

- Может, кто-нибудь знает, как называется правильное чередование? (Предположительный ответ: ритм).

Определение найдем на стр. 111 в учебнике. Запишите его в тетрадь. Запомните. Слайд 10.

- А где вы встречались с ритмом, кроме узора? (Маятник часов, биение сердца, смена дня и ночи, отлив - прилив, капель, вода из крана. )

- Ритмы везде: внутри нас и вокруг нас.

-Но вернемся к стихам.

-Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.

-Как отследить ритм в стихотворении?

-Он все время сочиняет поэмы на разные темы, но герой его поэм всегда один - Гаврила. В одной поэме Гаврила почтальон, в другой - охотник, хлебопек и т.д. Ляпис посылает свои поэмы в разные журналы, но ни один из них их не печатает.

-Если захотите узнать о судьбе Гаврилы, чуть позднее прочитайте роман Ильфа и Петрова.

Слу-жил –Гав-ри-ла- поч-таль-о-ном
Гав-ри-ла –пись-ма- раз-но-сил.

(Гаврила ждал в засаде зайца
Гаврила зайца подстрелил.)

Какой у них ритм, иначе говоря, размер? Ударный каждый второй слог.

А теперь поиграем: я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую.

Служил Гаврила педагогом.

1)Гаврила русскому учил.

2)Гаврила алгебру любил .

Запись на доске: Слайд 11.

Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат.

Какие слова не подходят и почему.

Мы можем подставить только 4-х сложное слово с ударением на 3-ем слоге - название должности в ТВ. падеже.

Вывод: Ритм стихов (даже ненастоящих) зависит от количества слогов и расположения ударения.

Актуализация знаний.

Давайте вернёмся к белым стихам И.С.Никитина. Там нет рифмы. Проверим, есть ли ритм. Слайд 12.

У дарный слог обозначают

Б езударный слог обозначают

Расставив ударения, учащиеся приходят к выводу, что здесь есть правильное чередование ударных и безударных слогов, то есть ритм. Значит, это стихи. Но здесь нет рифмы, значит, стихи - белые.

Старайтесь развивать в себе чувство ритма, читая стихи вслух и про себя.

-А сейчас проверим свои силы. Попробуем составить свои сказки, подбирая правильно рифмы и соблюдая ритм. Творческое задание №6. (Акцент на словах для справок сделать только для слабо подготовленных детей.)

Чтение работ. Оценивание коллективное.

5. Итог урока.

Пора завершать урок.

Подведем итоги. Слайд 13.

Над какой темой мы работали?

Как называется род литературы, где главное рифма и ритм?

Что такое рифма? (приведите примеры)

Что такое ритм? (приведите примеры)

Какие стихи называются белыми?

(Выставление оценок за урок.)

Домашнее задание. Слайд 14.

Выучить термины (ритм, рифма, стопа, буриме).

Составить стихотворения по рифмам.

океан - уши - ураган - суши

огонь - ладонь - конь - гармонь

стакан - банан - карман - обман

сок - молоток - Наташка - чебурашка

7. Рефлексия.

Поднимите руку те, кому понравился урок?

Поднимите руку те, кто считает, кто усвоил тему хорошо, понял, что такое рифма и ритм.

В завершении урока мой вам завет. Я сама его сочинила, пользуясь правилами стихосложения.

Наполнить ум и душу светом,

Про ритм и рифму всё понять,

Тогда вы сможете с успехом

Стихи прекрасные слагать.

Коровина В.Я. Литература. Учебник для 5 класса .- М.: просвещение, 2009.

Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. Ч.1. Учебник-хрестоматия. – Спб.: Специальная Литература, 1997.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихотворный размер — последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп — в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки.

В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (четырехстопный ямб; пятистопный ямб и пр.).

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

Проза и поэзия

Есть два типа организации художественного текста — проза и поэзия (стихотворная речь).

Они противопоставлены прежде всего тем, что проза, в отличие от стихов, не делится на соразмерные отрезки, не столь четко ритмически организована.

Само слово проза происходит от латинского. Это обозначало у римлян речь сплошную, заполняющую всю страницу и свободно устремляющуюся вперед.

Стихотворная речь происходит от песни, поэтому неразрывно связана с мелодией.

Проза возникла значительно позже, чем стихи. До эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом

Есть, помимо звучания и ритмической организации, и глубокие внутренние различия между поэзией и прозой.

По словам литературного критика Ю. И. Айхенвальда, «прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики; напротив, поэзия требует картинности, и в живые краски претворяет она содержание мира, и слова для нее — носители не понятий, а образов.

Проза рассуждает, поэзия рисует.

Проза суха, поэзия взволнована и волнует.

Стихотворные же произведения в то же время могут быть, подобно прозе, эпичны и лишены возвышенной лексики — жанр басни не предполагает лиричности, как другие поэтические жанры.

Основы стихосложения

Звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов, рифма всегда подчеркивает ритм, членение речи на стихи

Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом

Постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных — слогов ударных и безударных.

1) тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм);

2) стиховых строк равной длительности (силлабический);

3) синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический);

4) звуков в конце строк (рифма);

5) звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма);

6) чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца — мужское и женское, мужское и дактилическое;

7) пауз в конце стиховых строк;

8) пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура);

9) соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основой стиха (интонационный ритм)

Стихотворный размер (метр)

Стихотворный размер — последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп — в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки.

В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (четырехстопный ямб; пятистопный ямб и пр.).

Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры: четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.),

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

М. В. Ломоносов

пятистопный (лирика и драмы XIX— XX вв.),

вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.)

Двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же,

С милого севера в сторону южную.

М. Ю. Лермонтов

Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог — ударный среди безударных — в стопе.

Шумела полночная вьюга

В лесной и глухой стороне.

Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе

У людей-то в дому — чистота, лепота,

А у нас-то в дому — теснота, духота.

Н. А. Некрасов

Система рифмовки

Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки чередуются по схеме аЬаЪ

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом,

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

М. Ю. Лермонтов

Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки идут одна за другой по схеме ааЬЬ

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмуются первые и последние строки, а также внутренние (третья и четвертая строки) по схеме аЬЬа

Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по Русской словесности.

Из опыта работы

учителя русского языка

Познакомить учащихся с системой организации стихотворной речи.

Показать особенности развития русского стихосложения.

Познакомить с системой русского стихосложения.

Научить различать произведения по их принадлежности к той или иной системе стихосложения.

Научить определять стихотворный размер.

Дать алгоритм определения стихотворного размера.

Показать на примерах различия в системах стихосложения.

Помочь учащимся увидеть отличие народного стиха от авторского.

Ход занятия: I .

Чтение учителем произведения УНТ (песня), стихотворений А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой.

Постановка проблемных вопросов.

О чем эти произведения?

Одинаково ли выражение основной мысли в них?

Есть ли сходства и различия в звучании, в интонации, в настроении?

Русская народная песня

Не брани меня, родная.

Не брани меня, родная,

Что я так люблю его,

Скучно, скучно, дорогая,

Жить одной мне без него.

Я не знаю, что такое

Вдруг случилося со мной,

Что так рвется ретивое

И терзаюсь я тоской.

Все во мне изныло,

И горю я, как в огне,

Все немило, все постыло,

И страдаю я по нем.

В ясны дни и темны ночи,

И во сне и наяву

Слезы мне туманят очи,

Все летала б я к нему.

Мне не нужны все наряды,

Ленты, камни и парчи,

Кудри молодца и взгляды

Сердце бедное зажгли.

Сжалься, сжалься же, родная,

Перестань меня бранить;

Знать, судьба моя такая,

Что должна его любить.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от ленности или от скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, бояться разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться;

Спокойствие мое я строго берегу

И сердцу не даю пылать и забываться;

Нет, полно мне любить; но почему ж порой

Не погружуся я в минутное мечтанье,

Когда нечаянно пройдет передо мной

Младое, чистое, небесное созданье,

Пройдет и скроется. ужель не можно мне,

Любуясь девою в печальном сладострастье,

Глазами следовать за ней и в тишине

Благословлять ее не радость и на счастье,

И сердцем ей желать все блага жизни сей,

Веселый мир души, беспечные досуги,

Все – даже счастие того, кто избран ей,

Кто милой деве даст название супруга.

II . Постановка целей и задач.

III . Лекция учителя.

(Учащиеся слушают и записывают следом за учителем примеры, записанные на доске.)

Те особые отрезки речи, чередование которых определяет ритмичности поэтической речи, называются стихами.

Как система художественно- выразительной речи стихи образуются путем особого взаимодействия синтаксических и ритмических средств языка. Принципы образования таких средств обусловлены, прежде всего особенностями фонетики и строения слова в национальном языке, в соответствии с которыми и создаются системы стихосложения в литературах разных стран и народов.

Самым древним считается античное (метрическое) стихосложение. Основным принципом считался учет различия между краткими и долгими слогами, отрезки речи, в которых однотипные сочетания этого рода повторялись одинаковое число раз, и образовали стихи. Разновидность таких сочетаний кратких и долгих слогов называются стопами, а число раз, которое они повторяются в стихе – метром или размером (отсюда и название – метрическое стихосложение). Виды стоп в античном стихосложении отличаются огромным разнообразием, и число их очень велико. Полностью передать на русском языке звучание античных стихов невозможно, т.к. в русском языке нет различия слогов по долготе образующих их гласных. Однако русские поэты создали стихотворные формы очень отчетливо передающие интонационный строй некоторых античных размеров.

Дальнейшее развитие стихосложения пошло в литературах различных народов по-разному, в зависимости от специфики национальных языков и тех особых задач, которые вставали в этих литературах в соответствии с национальным своеобразием из исторического развития. Остановимся на особенностях развития русского стихосложения.

Системы русского стихосложения.

Тонические стихи русской народной поэзии.

Устное народное стихосложение не имело теоретически оформленного учения о стихе, но это не значит, что оно было без правил. Эти правила были совершенно ясны творцам народной поэзии.

Народный стих не делится на стопы и не имеет цезур, ритмизация создается с помощью других средств. Различие в длительности произношения слоговых гласных достигается исключительно с помощью напева этого стиха. Существуют речевые средства усиления связи речи стиха с напевом, это следующие приемы:

ритмические слияния слов (например: людидобрые, матьсыраземля).

Однако напев в народном стихе имел вспомогательное значение, главным определителем ритма является использование в нем средств ритмизации, свойственных русскому языку. Слоговые гласные в русском языке различаются не по краткости и долготе, а по их ударности и безударности. Размер народного стиха и определяется числом ударений в строке. Отсюда и название – тоническое стихосложение.(тон - ударение). Наиболее распространенным являются дву- и трехударные размеры. Вот примеры того и другого:

Летела пава через улицу,

Ронила пава павино перо;

Мне не жаль пера, жаль мне павушки.

Ой, мне жаль молодца,- один сын в отца.

Уж как пал туман на сине море,

А злодейка кручина в ретиво сердце.

Как не схаживать туману со синя моря,

А злодейка кручине с ретива сердца!

Из трехударных размеров особо выделяется так называемый былинный стих. Этим размером создавался героический эпос – былины о богатырях. Вот пример звучания былинного стиха:

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал – то дороженькою прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать.

Важными усилителями ритма в народном стихе являются следующие средства:

фоника (аллитерация, ассонанс);

Силлабический стих.

Переход от устного народного стиха к литературному требовал ряд дополнительных средств ритмизации речи. Начало этому было положено в творчестве ряда писателей конца 17 – начала 18 веков. Ими было создано силлабическое стихосложение. Оно основано на соразмерности, на одинаковом числе слогов в строке. Эта система плодотворно применяется в ряде литературе. Частично она применялась в русской поэзии, для которой оно не характерно. Вот, например, образец одиннадцатисложного стиха у Феофана Прокоповича:

И разрушай всяк обычай злонравный,

Желая доброй в людях перемен.

Кой плод ученый не один искусит,

А дураков злость языка свой прикусит.

Силлабические стихосложения не характерны для русской литературы, т.к. не учитывается ударность гласных. Оно широко используется в тех языках, в которых ударение в словах всегда расположено на определенном по порядку слоге. Таковы, например, языки французский (ударение на последний слог) и польский (ударение на предпоследнем слоге). В русском же языке, ввиду многообразия расположения ударений в словах, одного силлабизма недостаточно.

Силлабо-тоническое стихосложение.

Идея соединить в одну систему тонический и силлабический стих воплощена Тредиаковским и Ломоносовым. Результатом этого преобразования явилось одно из крупнейших достижений русской литературы 18 века – создание силлабо-тонического стиха. Силлабо-тоническое стихосложение основано на одинаковом количестве стоп в строке. Количество одинаковых стоп образует размер силлабо-тонических стихов. Стопа – сочетание ударного слога с одним или двумя безударными (ударный слог обозначается _/, а безударный _).

Класс: 6 класс
Предмет: Литература
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Тема: Основы стихосложения
Цели урока:
Предметные:
• знание двусложных стихотворных размеров
• знаниеосновных средств выразительности языка,
• понимание роли тропов в художественной речи,
Метапредметные:
• способность определять цели пред¬стоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адек¬ватно формулировать их в устной и письменной форме,
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
Личностные:
• понимание роли русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
• определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
• понимание значения речевого развития в процессе получения школьного образования
Оборудование:
Экран, компьютер, мультимедийный проектор, карточка-информатор, рабочие листы обратной связи, сигнальные карты, наглядный материал для игры в тропы.

1. ПРИВЕТСТВИЕ
2. РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
Работа с сигнальными карточками:
Ребята, приготовьте сигнальные карточки стихотворных размеров. Я воспроизведу ритм, а вы покажете мне карточку с графическим изображением нужного размера:
(2 чел. у доски опред. размер)

3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:
Ребята, мы не впервые начинаем урок с ритмической разминки, но сегодня это не просто поэтическая пятиминутка. Кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Верно - мы весь урок будем работать над основами стиховедения. Подведем итог нашей работы над умением определять стихотворный размер и видеть в поэтическом тексте средства выразительности, т.е.тропы.

4. ПОВТОРЕНИЕ
Определение стихотворного размера на слух с использованием сигнальных карт.

1. Сейчас нам опять понадобятся сигнальные карточки. Только теперь задача осложнится:
Я прочитаю стихотворные строки, а вы должны будете на слух попробовать определить размер стиха.
Определите стихотворный размер на слух
1. И гром вдали гремит раскатом. А Блок. (ямб)
2. За ночь хризантемы расцвели. И.Бунин (хорей)
3. Осенний день высок и тих. А.Блок (ямб)
4. Нивы сжаты, рощи голы. С.Есенин. (хорей)
5. В тихом саду замолчал соловей. И.Бунин. (дактиль)
6. Все в тающей дымке – холмы, перелески. Н.Рыленков (амфибрахий)
7. Здесь морошковый запах Н.Рачков(анапест)

Итак, подведем итоги:
1) на какие две группы делятся стихотворные размеры (двусложные и трехсложные)
2) назовите двусложные размеры (ямб и хорей)
3) назовите трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий и анапест)

В) А этот троп – волшебник. Он неживое превращает в живое, а животным придает свойства людей. Что это за троп-волшебник? Какие вы молодцы! Да, это ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ!
У кого на партах приютились олицетворения?
Ласково поднимите их. Хорошо! Поселите их тоже в свой домик.

В) Скажите, вы любите загадки? Троп, о котором мы поговорим сейчас, очень любит загадки, и загадки любят его. Например, На дорожке стоит солнышко на ножке. Этот троп постоянно пытается нас обмануть, называя предметы совсем другими именами на основе скрытого (тайного) сравнения. Что это за троп? Прекрасно – это МЕТАФОРА.
А теперь проверьте, у кого оказались метафоры. Покажите нам их. Верните их домой.
Как замечательно – все тропы найдены! Нам можно работать в МЧС! Король страны Тропляндии прислал вам всем благодарности.

6. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Дома ребята самостоятельно работали над стихотворениями русских поэтов XX века о русской природе.

3 ГРУППА учеников научилась дома выразительно читать стихотворение, определять размер и определять, каким тропом являются выделенные в произведении слова. Проверим их работу.
2 ГРУППА не только определяла размер, но и находила в стихотворении тропы самостоятельно и группировала их по видам.
1 ГРУППА ребят пыталась проанализировать стихотворение, то есть понять, почему автор использовал именно эти средства выразительности. Эти ребята выучили стихотворения наизусть. Послушаем их.

7. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
1 ГРУППА определяет размер, находит все тропы, группирует их, выясняет преобладание и делает вывод.
2 ГРУППА определяет размер и находит указанные тропы
3 ГРУППА должна в отрывках найти указанные тропы

8. СРЕЗОВАЯ РАБОТА
Задания по степени трудности:
3 гр. – Определить размер, определить вид указанного тропа.
2 гр. – Определить размер, распределить указанные тропы по видам.
1 гр. – Определить размер, найти все тропы в стихотворении и вписать их в соответствующую колонку.

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1 гр. – найти и научиться выразительно читать одно стихотворение о природе, найти в нем эпитет.
2 гр. – найти и научиться выразительно читать одно стихотворение о природе, определить его размер и найти известные вас тропы.
3 гр. – найти и научиться читать выразительно стихотворение лодейнопольских поэтов о родной природе и проанализировать их по схеме.

10. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Итак, давайте подведем итоги нашей работы.
Что мы сегодня делали на уроке?
Что вам показалось особенно интересным на уроке (какая работа понравилась)?
Вам понравилось разгадывать тайны стихосложения?
На этом наша работа над стихотворными произведениями не закончится. В 7 классе вы узнаете, что стихотвуорные размеры не так уж просты, как кажутся, у них тоже есть свои фокусы, а тропов значительно больше, чем мы сейчас с вами знаем. Так что на этом мы не расстаеемся с тайнами стихосложения.

КАРТОЧКА ЗАДАНИЙ
1 группа.
I. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
Определить стихотворный размер первого стиха,
найти все тропы. Выяснить, какие тропы преобладают
и почему?
Стучит по крыше монотонно,
Беззвучно льется по стеклу,
Бурлит в канаве из бетона,
Бормочет в кадках на углу.
В полночной мгле свистит над полем,
Шуршит по листьям мокрых рощ…
Когда я был собой доволен,
То как бы спал под этот дождь.
К.Ваншенкин

эпитеты сравнения олицетворения метафоры

КАРТОЧКА ЗАДАНИЙ
2 группа.
I. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
Определить стихотворный размер первого стиха
и указать в отрывке олицетворение и метафору.
Предвесеннее.
Упало солнышко с размаху
С небес на поле средь холмов.
Зимы холщевая рубаха
Трещит по швам и рвется вновь.
Скворцы на скрипках заиграли,
Им, как народу, не до сна.
В мои глаза цветком с проталин
Взглянула ласково весна.
Е. Русаков

II. СРЕЗОВАЯ РАБОТА.
1. Определить стихотворный размер данного стиха.
И снова глубоко синеют небеса.
2. Распределить указанные тропы по видам и вписать в нужную колонку:
Поздние цветы; цветы, как пламя; дорога дремлет; звезды золотые;
березки улыбнулись; ветка дышит; осколок луны; беглый взор;
родник играет; тихий дождь.

эпитеты сравнения олицетворения метафоры

КАРТОЧКА ЗАДАНИЙ
3 группа. I вариант.
I. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Найдите эпитеты в отрывке:

Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колес
На серебряном просторе, на дворе.
И. Бунин.

II. СРЕЗОВАЯ РАБОТА.
Определить стихотворный размер и
назвать вид тропа,
к которому относится выделенное слово

Всходит солнце, бодрое от холода.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Найти и научиться выразительно читать
любое стихотворение о природе, найдите в нем
эпитеты.

КАРТОЧКА ЗАДАНИЙ
3 группа. II вариант.
I. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Найти сравнения в отрывке:

В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака.
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной.
Н.Рубцов

II. СРЕЗОВАЯ РАБОТА.
Определить стихотворный размер и
назвать вид тропа,
к которому относится выделенные слова

Осенний день высок и тих

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Найти и научиться выразительно читать
любое стихотворение о природе, найдите в нем эпитеты.

Читайте также: