Ранние цивилизации древней индии 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКОУ Малышевская средняя общеобразовательная школа

по истории в 5 классе по теме:

Ранние цивилизации Древней Индии

Палюрова Татьяна Саввельевна

с. Малышевка, 2013

Ранние цивилизации Древней Индии

Цели урока: Сформировать представление учащихся об основных вехах истории, особенностях и достижениях Древней Индии

Задачи урока

Обучающие: Выборочно познакомить учащихся со специфической социально- политической терминологией Индии; Дать возможность ученикам высказать самостоятельные суждения по вопросу исторических судеб цивилизаций (на примере гибели цивилизации в долине Инда и возникновении Арийской Индии) (историческое мышление);

Развивающие: развивать умение работать с историческим документом, исторической картой, анализировать информацию; формировать умение работать в группе.

Воспитательные: Создать ситуации, в которых ученики дали бы собственную оценку системе варн (нравственное самоопределение).

Создать ситуации, в которых ученики дали бы оценку системе варн с позиции брахмана и шудры (культурное, гражданское и патриотическое самоопределение).

Воспитать интерес к истории, уважение к культуре и традициям других стран.

Структура урока:

2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.

3. Усвоение новых знаний и способов действия.

3.1. Природа и древнейшее население.

3.2. Первые города - государства в Индии.

3.3. Арии в Индии.

3.4. Индуизм – религия древних индийцев.

4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.

5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.

6. Подведение итогов урока.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Методические приемы:

Практический: работа с учебником.

I . Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит путешествие в огромную страну, которая является родиной шахмат, в которой были изобретены цифры, мы пользуемся ими и сейчас, но называем их арабскими. Там живут слоны, а значительная часть территории этой страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. Догадались, о какой стране идет речь?

Но начинаем мы наш урок, по традиции, с проверки домашнего задания.

II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Какие древние страны вошли в состав Персидской державы? Мидия,Лидия, Ассирия, Нововавилон.

- Как осуществлялось управление Персидской империей? Территория империи была разделена на 20 сатрапий, во главе которой стоял назначаемый царем управляющий – сатрап. По всей территории Персидской империи специальные чиновники собирали налоги в царскую казну. Чтобы царские приказы доходили до подчиненных быстрее и надежнее, Дарием I была учреждена Государственная почта. При нем же стала чеканится золотая монета – дарики.

- Рассказать об особенностях зороастризма. Зороастризм – это учение пророка Зороастра (Заратустры). В отличие от религий других народов древности, которые поклонялись различным богам, Заратустра учил, что создателем мира, добра и света является один бог – Ахура-Мазда, который непрерывно борется со своим врагом, богом тьмы и зла – Ангра-Манью. Человек всегда должен поддерживать в этой борьбе бога света. Учение Зороастра оказало большое влияние на религиозные представления последующих эпох.

III . Изучение новой темы.

3.1. Природа и древнейшее население.

- Сегодня мы совершим воображаемое путешествие на юг Азии и начнем знакомиться со страной, которую называли “Страна чудес”- это страна Индия.

- А почему ее так называли, мы с вами должны сегодня выяснить.

Итак, запишем тему урока: “ Ранние цивилизации Древней Индии”.

Ребята работать мы будем следующим образом: в свои тетради вы будете записывать ключевые слова, по которым в конце урока мы составить рассказ про Индию.

И так ребята начнем работать.

- Откройте карту на форзаце учебника. (См. на доску – слайды № 3-5)

- Какой океан омывает границы Индии с запада, востока и юга? Ответ: Индийский океан.

- Какие горы отделяют Индию от других стран? Ответ: Гималайские.

Слайд № 5

В этих горах расположена самая высокая гора мира - Джомолунгма (поднебесное жилище богов). Эти горы также защищают Индию от холодных северных ветров, поэтому здесь зимой тепло.

- В западной части полуострова Индостан течет река давшая название стране. Назовите ее. Инд.

- А как называется река, протекающая в восточной части полуострова? Ганг.

Обе реки берут свое начало в Гималаях, а впадают в Индийский океан. На берегах этих рек селились древние индийцы.

Запись в тетради. Слайд № 6-9

Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.

- Инд и Ганг, полноводные непересыхающие реки, ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил (как Нил, Тигр, Евфрат), долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много теплых солнечных дней в году.

В долине р. Инда редко выпадают дожди.

В долине р. Ганг с июня по сентябрь идут ливни - день за днем вода потоками льется с неба на землю, поэтому долину р. Ганга покрывали топкие болота и джунгли.

Джунгли - это непроходимые леса (огромные высокие деревья, густая растительность, гигантские гирлянды лиан, через которые невозможно пройти). В джунглях водились слоны.

Слайд № 11 (индийцы сумели их приручить: они переносили грузы, участвовали в сражениях, почитали – Мог мудрости с головой слона), тигры, пантеры, обезьяны, множество птиц и змей.

Слайд № 12-14 (боялись - оставляли кусочки риса и молоко).

- Мы с вами знаем, что древние люди селились по берегам рек. Так было и в Индии, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Силиться по берегам Ганга индийцы стали по того, как стали применять железные орудия труда. Почему?

С помощью буйволов, индийцы вспахивали поля (буйволы в условиях жаркого влажного климата незаменимы. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения).

Корову, которая давала молоко, они называли кормилицей, матерью. Ее почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.

- Что же они выращивали на полях?

Об этом вы должны будете мне сказать, послушав небольшой отрывок о двух путешественниках, прибывших из Индии. Кто в древнем мире были самыми известными путешественниками? (Финикийцы)

Один древнейший путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

- Если бы ты только знал, - рассказывает он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принимает эти слова за шутку.

- Ну, какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани.…Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становиться твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

- Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? О чем на самом деле рассказывал путешественник?

- Растения и цветы использовали для получения благовоний и пряностей (перец, корица, кари).

- Хлопчатник, из которого делали легкие ткани.

Слайды № 16-19

Еще древние индийцы выращивали пшеницу, ячмень, овощи.

Физкультминутка для глаз. Слайд № 20

3.2. Первые города – государства в Индии.

Слайды № 21-24

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

Эти города перед вами: Хараппу и Мохенджо - Даро. (С.106)

- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным предметам можно судить о развитие ремесла. Гири – о торговли. В центре – крепость - укрыться от врагов и наводнений. Дворцы – о богатых и бедных)

- Древнейшие жители Индии были темнокожими, невысокого роста, с черными жесткими волосами. Сегодня на юге Индии живут их потомки- дравиды.

Запись в тетради. Слайды № 25-26

Дравиды – потомки древнейших жителей Индии.

Найдена печать с неизвестными знаками. Слайд № 27

Предполагается, что это письмена на дравидском языке.

Все это свидетельствует о том, что в Древней Индии была цивилизация еще до появления Ариев в Индии.

3.3 Арии в Индии.

- Вспомните, кто такие арии?

В первой половине II тысячелетия до н.э. арии появились на севере Индии. Языком ариев был санскрит – древнейшая сохранившаяся до наших дней форма единого языка индоевропейцев.

Запись в тетради.

Санскрит – древнейшая, сохранившаяся до наших дней форма единого языка индоевропейцев.

От санскрита произошли все более поздние индоевропейские языки, в том числе и русский.

Священными книгами ариев были Веды. Слайды № 29-30

Запись в тетради.

Веды – сборник священных писаний древних ариев, написанный на санскрите.

На протяжении многих веков Веды передавались в устной форме из поколения в поколение. Первые записи относятся в 16 веку до н.э., а около 600 года они оформились в единый текст – Риг-веда.

Языком Ариев был санскрит - древнейшая форма единого языка индоевропейцев. Слайд № 31

От этого языка произошли все более поздние индоевропейские языки , в том числе и русский (сохранились санскритские корни: “мать” - сан. “матер”. “лев” - сан. “леу”, “снег” - сан. “снейг”).

Священная книга “Веды”- сан. “знание” (русское слово “ведать”, “знать”).

Веды – хранилище древнейших знаний человечества. Изучение, толкование и произнесение Вед осуществляли жрецы.

- О времени приход Ариев в Индию мы можем узнать из 2-х великих поэм:

“Махабхарата” и “Рамаяна”.

Слайды № 32-36

- В этих поэмах в мифологической форме отражены жизнь, верования и знания древних индийцев.

3.4 Индуизм – религия древних индийцев.

- Жители Индии поклонялись многим богам.

- Древняя религия называлась – индуизм (сохранилась до наших дней).

- Постепенно из множества богов в индуизме выдвинулось 3 бога. Они образуют неразрывное единство.

1) Бог Брахма - создатель и правитель мира. Он дал людям законы.

2) Бог Вишну - спасет людей от разных бедствий.

3) Бог Шива - грозный носитель космической энергии; может погубить, может спасти.

- Индийцы любили и бога пастушка – Кришну.

- Ёще индийцы верили, не только человек, но животные и растения имеют душу. Душа – вечна, может переселяться в другое тело (после смерти человека). Что будет после смерти зависит от его поведения при жизни.

- По представлениям индийцев все в мире подчиняется – карме (“дело”, “действие”) - за дурные поступки человек будет наказан в следующей жизни; только правильно проведенная жизнь избавит человека от вечного переселения души.

- Создана особая система духовного и физического совершенствования человека-йога. Слайд № 38

Это еще не все чудеса ребята. Многое могут рассказать древние книги. Слайд № 39

Они делались из пальмовых листьев (Срезанные листья они сушили, выглаживали, затем из них вырезали прямоугольные листья, протягивали через них шнуры связывали листья в пачки. Писали чернилами, изготовленными из сахарного тростника и сажи).

В Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы пользуемся сейчас и называем их арабскими (сами арабы заимствовали их у индийцев).

Важным математическим изобретением было открытие – 0, знака для обозначения пустоты.

Физкультминутка. Слайд № 42

Итак ребята, сегодня мы узнали много нового о Древней Индии. Теперь давайте проверим, как мы усвоили новые знания.

4.1 Впишите недостающие слова:

Индия расположена на юге…………..Азии

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………Гималаи

Берега Индии с запада, востока и юга омывает………Индийский океан.

Самые многоводные реки Индии …………Инд и Ганг………….

Жители Индии научились выращивать…………хлопок и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..сахар

4.2. Решите Кроссворд:

1. Древняя религия индийцев (индуизм).

2. Бог - создатель и правитель мира. (Брахма)

3. Древнейшая форма единого языка индоевропейцев (санскрит).

4. Священная книга Ариев. (Веды).

5. Изобретения индийцев, которыми пользуемся сейчас и называем арабскими (цифры).

6. Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга (джунгли).

5.Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.

Сейчас ребята мы вспомним задание, которое я поставила перед вами в начале урока. Давайте составлять рассказ. Каждый будет называть по предложению с одним из ключевых слов.

6. Подведение итогов урока.

Итак, теперь обратимся к нашему вопросу, поставленному в начале урока сможем ли мы доказать, что в Древней Индии сложилась именно цивилизация.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Оценки за работу на уроке

Ставятся в классный журнал и в дневники учеников.

Домашнее задание: пар.22 читать, составить рассказ по опорным словам

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подробный конспект урока

Организационная информация

Древнейшие цивилизации Индии и Китая

Всеобщая история. История Древнего мира

Автор урока

(ФИО, должность)

Курякина Наталья Леонидовна

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение

Республика, край, город, поселение

Хабаровский край, город Хабаровск

Методическая информация

Урок изучения нового материала

Создание условий для формирования у учащихся представлений о древнейших цивилизациях Индии и Китая

Задачи урока для учителя

1.Познакомить учащихся с древнейшими цивилизациями Индии и Китая: географическим положением этих стран, основными занятиями жителей, свидетельствами о развитии культуры и формировании государств.

2.Формировать у учащихся умения использовать полученные знания.

3.Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4.Обеспечить соответствующий уровень развития учащихся: способности к анализу, наблюдательности, внимания, памяти, речи, творческого мышления.

Задачи урока для учащихся

2.Применять полученные знания при решении познавательных задач.

3.Развивать творческие способности, мыслительные операции, речь, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения.

4.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметный: формирование навыков работы с новой информацией, учебным текстом, картой, умения оперировать историческими понятиями и терминами, развитие оперативной памяти.

Коммуникативный: формирование умения слушать других учеников, доказывать свою точку зрения.

Регулятивный: проявление ответственности за результаты своей деятельности.

Личностный: развитие мобильности, самостоятельности, толерантности, умения принимать точку зрения другого ученика.

Познавательный: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность.

Необходимое оборудование и материалы

1.Компьютер, проектор, экран.

2.Презентация (использование материалов из Единой коллекции ЦОР, доработанных и адаптированных к данному уроку).

3.Атласы по истории Древнего мира.

4.Китайская народная музыка.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

1.Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Мы изучили цивилизации Египта и Междуречья. Посмотрите на экран. Какие государства мы будем сегодня изучать? Это древнейшие государства, возникшие на территории Индии и Китая.

2.Актуализация опорных знаний

Древнейшие цивилизации появились в Египте, Междуречье, Индии и Китае, там, где протекают крупные реки.

Из каких исторических источников мы узнаем об этих древнейших цивилизациях? О чем они нам рассказывают?

3.Постановка проблемы

Почему именно на реках Египта, Междуречья, Индии и Китая возникли первые государства? Какими путями они развивались?

Учитель сообщает тему урока. План урока: (слайд1-3)

2.Древнейшие города Индии. Хараппская цивилизация.

3.Первые государства в Китае.

I . Речные цивилизации.

Государства образовались по берегам крупных рек.

-Что вы узнали из этого вступления?

Эти государства образовались позже, чем в Египте и Междуречье.

-Давайте вспомним, по берегам каких крупных рек там образовались государства?

-Каково же географическое положение Индии (слайд 4).

Какие географические объекты мы здесь увидели? Давайте найдем их на карте в атласе и покажем на карте на доске.

-Назовите географические объекты (Полуостров Индостан, Индийский океан, Гималаи, Инд и Ганг, Мохенджо-Даро и Хараппы_.

-Что такое полуостров?

-Посмотрите на фотографии. Какие объекты здесь изображены? (слайды 5-6).

Горы Гималаи. Они очень высокие и на вершинах здесь можно увидеть снег.

Реки – Инд и Ганг, по берегам которых возникли первые цивилизации.

II . Первые города. Хараппская цивилизация (рассказ учащихся, слайд 7).

-Что мы узнали из рассказа? (беседа с учащимися).

Действительно, эти раскопки были осуществлены в начале XX века английскими археологами, которые обнаружили эти города. На протяжении нескольких столетий эти города создавались.

Древние греки много путешествовали, когда они возвращались, то рассказывали о чудесах Индии. О чем же они могли рассказать? (слайд 8).

Благоприятные природные и климатические условия, плодородные земли, полноводные реки, защищенность от нападений врагов (Индийским океаном и Гималаями), памятники культуры.

Проверь себя! (слайд 9, первичное закрепление, беседа с учащимися)

1.На каком полуострове находится Индия?

2.Назови две реки, протекающие по ее территории.

3.Гималаи. Что ты знаешь о них?

4.Что ты знаешь о древнейших городах Индии? О каком времени возникновения цивилизации свидетельствуют эти раскопки?

Запишем географические названия, с которыми мы познакомились (работа с тетрадью).

III Первые государства в Китае.

Географическое положение Китая (слайд 10, работа с картой). Китай находится в Восточной Азии.

-Объясните, почему о Китае долгое время ничего не знали в других странах Древнего мира?

Мы узнаем очень много из исторических источников.

-О чем говорят археологические раскопки на территории Китая? (слайд 11).

К нам прилетела ученая сова, принесла косточки, которые нашли археологи. Можно ли их считать историческими источниками? (слайд 12).

Это гадательные кости, на них написан текст. Займемся их изучением. Сейчас будем гадать.

Какую информацию о занятиях жителей содержат эти источники? На чем основывается ваше суждение? (слайд 13).

2.Песня крестьянина: «Возьму я заступ вместо облака.

Для того, чтобы был хороший урожай, строили оросительные каналы.

В Китае были две крупные реки, давайте найдем их на карте (работа с атласами).

Самые древние поселения археологи нашли по берегам реки Хуанхэ, ее называли Рекой тысячи бедствий – она разливалась, затопляла поля и поселки, приходилось все строить заново.

-Выращивание какой злаковой культуры освоили китайцы благодаря ирригации? (слайд 14).

В Китае научились получать нити гусеницы шелкопряда и изготавливать из них ткань, которая была очень красивой и прочной.

4.Какие сведения о сельском хозяйстве можно еще извлечь из надписей на костях? (слайд 17).

5.Достижения китайской культуры. О каком достижении, возникшем III тысячи лет назад, свидетельствуют эти источники? (слайд 18).

Каждый иероглиф обозначал целое слово, поэтому количество иероглифов огромно.

6.Государство в Древнем Китае (слайд 19).

-Почему эти надписи свидетельствуют о существовании в Китае государства?

IV Закрепление и подведение итогов.

Сделайте выводы по теме (слайд 20, обобщающая беседа с классом).

1.Первые поселения в Индии и Китае появились в долинах рек.

2.Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство, ремесло.

3.Здесь существовали письменность, неравенство между людьми, государственная власть.

5.Динамическая пауза

Китайская народная музыка, беседа с учащимися.

6.Домашнее задание

§ 10, пересказать, ответить на вопросы к параграфу.

В помощь учителю

7.Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Конспект урока по истории на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок " Ранние цивилизации Древней Индии" открывает изучение темы "Древняя Индия". Тип урока - урок открытия новых знаний. На уроке обучающиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Для формулировки проблемы урока обучающимся будет предложено решить мини-кроссворд с использованием терминов и понятий изученных тем.Урок "Ранние цивилизации Древней Индии" разработан по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.

Урок 1. Ранние цивилизации Древней Индии. Конспект..docx




Целевая аудитория: для 5 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: