Конспект по экологической тропе в средней группе

Обновлено: 06.07.2024

В раздевалке:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам принесли какое-то приглашение:
Дорогие ребята, приглашаю вас сегодня в гости, я приготовила для вас угощение. Ваша Зимушка-зима.
Воспитатель: Пойдем в гости к Зимушке-зиме? (Да!)
Как нам нужно одеться? (Тепло, в теплые куртки и комбинезоны, теплые шапки и шарфы, надеть варежки и теплые сапожки)

Воспитатель: Значит наша экологическая тропинка ведёт нас дальше, к пню.
Воспитатель: Перед нами пень. Как появился пень? А как вы думаете, кто здесь живет и почему их невидно? (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, они спрятались и ждут весеннего потепления. Зимой все насекомые спят.
Воспитатель: Куда же нам идти дальше? Нас ждет очередной конверт с загадкой:
Ствол белеет,
шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки.
(Берёза)
Воспитатель: И куда же нас поведет тропинка? (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, к красавице березе! Идем к березе.
Воспитатель: Зимой на березе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и без листьев березу всегда можно узнать по цвету ствола, береза белоствольная с темными черточками, тонкие веточки свисают вниз. Береза очень красивое дерево!
Воспитатель: Не замерзли? Давайте с вами поиграем и согреемся.

Воспитатель: Молодцы! А нас ждет очередной конверт:
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость!
И саду украшенье,
И птицам угощенье.
(Рябина)

Воспитатель: Ребята, а где же здесь растет рябина? Осенью мы ее здесь видели. (Дети показывают рябину)
Воспитатель: Правильно, это рябина. Но куда пропали все ягоды? (Съели птицы)
Воспитатель: Какие птицы любят ягоды рябины? (снегири, свиристели)
Воспитатель: Ягоды закончились, но на дереве висит кормушка. Давайте наполним кормушку, у меня как раз есть угощение для птиц.

Воспитатель: Ребята, вот и кончилось наше сегодняшнее путешествие по экологической тропинке. Понравилось вам?
А что больше всего понравилось и запомнилось? (выслушивает ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю нарисовать сегодня вечером в группе, нашу зимнюю тропинку и ее обитателей, а дома рассказать о нашем путешествии папе и маме и попросить их помочь вам смастерить кормушку для птиц.

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие по экологической тропе. Объектами экологической тропы стали: береза, липа, ель, пенек, скворечник и красавица ель. А принимал нас у себя в гостях Лесовичок и красавица Белочка.

ВложениеРазмер
konspekt_po_ekologii_1.doc 176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

детский сад № 29

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе.

Воспитатель: Логинова. Е. В МБДОУ №29 Нижегородской области город Кстово

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие по экологической тропе. Объектом экологической тропы стали: береза, липа, ель, пенек, скворечник и красавица рябина. А принимал нас у себя в гостях Лесовичок и красавица белочка ( воспитатель и ребенок).

  1. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
  2. Показать объекты экологической тропы в осенний период.
  3. Активизировать познавательную деятельность через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
  4. Формировать бережное отношение к окружающей среде.

Методы и приемы:

-вопросы (в том числе проблемные);

Раздаточный материал: листочки с деревьев на каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.

Предварительная работы : рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Воспитатель: Ребята! У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать какое?

Воспитатель : А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе.

Как вы думаете, что такое экологическая тропа?

Дети: на ней растут деревья и цветы.

Дети выходят на улицу.

Воспитатель: Ребятки, я сейчас вам загадаю загадку, и вы сразу поймете, кто же с нами отправится в путешествие:

Очень страшный старичок

В место носика – сучок!

Лес он охраняет.

А зовется старичок…

Выходит (воспитатель, переодетый в Лесовичка).

Лесовичок: Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок. А зовут меня так, потому что я живу в лесу, я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с Лесовичком.

Лесовичок: И сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы.

Воспитатель: Лесовичок, наши дети очень любознательные, они любят узнавать все новое и интересное. Правда, ребята?

Лесовичок: Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

Лесовичок: читает стихотворение об осени.

Подногами у ребят

Листья весело шуршат! (М. Авдеевой).

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель: Раз, два, три березу найди!

Дети находят березу и бегут к ней.

Лисовичок: Дети, а как вы узнали, что это береза?

1ребенок: у березы ствол белый с черным рисунком.

2 ребенок: березка очень красивая на ней висят сережки.

Лисовичок: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Дети: желтого и зеленого цвета!

Лисовичок: а что не дает дереву упасть?

Лисовичок: я предлагаю вам сейчас вам немножко отдохнуть.

Листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)

Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу),

И друг другу улыбнитесь.

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат ( поднимают листики к верху и кружатся),

Ветер дунул: раз-два-три,

Оторвались от земли ( разлетелись в разные стороны),

И взлетели высоко,

Но до неба далеко.

Покружились и опять

Опустились наземь спать (садятся на корточки).

Воспитатель: А вот еще дерево.(Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется?

Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это рябина?

Дети: на ней красные ягодки.

Лесовичок: Молодцы, осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягодки очень любят птицы.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Лесовичок: дает каждому ребенку рассмотреть гроздья рябины. Как вы думаете, какие ягоды на вкус?

Дети: кислые и горькие.

Лесовичок: Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды будут вкуснее. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (ответы детей). Это Бархатцы. Они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. У них приятный аромат. Они одногодки, когда цветочки вянут, то можно собрать семена цветов для следующего года.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?

Дети: чтобы было красиво.

Воспитатель: Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы!

Клумбы бывают разной величины. Какой формы клумбы, на которых растут Бархатцы?

Воспитатель: правильно клумбы круглой и квадратной формы.

Лесовичок ведет детей по экологической тропинке.

Лесовичок: Как вы думаете, что это за дерево? Как вы узнали?

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается;

А цветок – на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.

Воспитатель: в конце лета у лип вместо беловатых душистых цветов зреют плоды- орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?

Дети: нужна земля, почва, солнышко и вода.

Воспитатель: Прорастет ли орешек, упавший на асфальт? Почему?

Лесовичок: какие вы молодцы все знаете о деревьях. А вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник)

Дети: скворечник, домик для птиц.

Дети: улетели в теплые края.

Лесовичок: Уже наступила осень, многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.

Лесовичок показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. (Каждому ребенку разные листочки: клен, береза, рябина, липа).

Лесовичок: Я пришел к вам не один? У пня детей встречает белочка.

Белочка: Здравствуйте ребята! Кто знает, что такое пень?

Дети: дерево срубили, и остался пенек.

Белочка: Посмотрите, правильно, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. Н месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – ни будь, живет?

Дети: жучки, муравьи.

Белочка: в пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня может вырасти травка, цветок и даже грибок, а я их очень люблю.

Белочка: а сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте о каком дереве в нем говорится.

Угадать ее несложно .

Только будьте осторожны!

Вся она в иголках!

Но не ежик – (Елка).

Белочка: Как вы узнали, что это ель? Какая она?

Дети: высокая, пушистая, зеленая.

Белочка: Скажите мне, почему ель нельзя рубить? (потому что зверям и птицам негде будет жить и добывать еду).

А какую ель можно рубить? (только старые и больные?

Какой мы можем сделать вывод: что молодые ели рубить нельзя они приносят пользу.

Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?

Лесовичок: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Белочка: а я хочу передать вам гостиниц от осени, угощайтесь яблочками.

Лесовичок раздает детям бумажные силуэты листочков, а белочка раздает яблочки и прощается с ними.

Цель: расширить представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материалы: объекты экологической тропы : ИКТ, набор дидактический "Деревья", декорация дерева со скворечником, корзинка с листьями, листья разноцветные для игры "Раз-два-три!"

Ход НОД.

1. Вводная часть.

Воспитатель собирает детей возле себя.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, кто к нам вышел на связь? Это Дед Природовед. Давайте познакомимся с ним. Необычное имя. А зовут его так, потому что он знает секреты и тайны природы. Ведь вы ребята любознательные. Дедушка хочет открыть вам эти тайны природы. Для этого мы отправимся с вами в необычное путешествие. Хотите узнать, какое?

Воспитатель: А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе.

Как вы думаете, что такое экологическая тропа?

Дети: На ней растут деревья и цветы.

А какое сейчас время года?

2. Основная часть.

Воспитатель читает стихотворение.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат.

Воспитатель показывает корзинку с листьями и предлагает детям послушать, как они шуршат.

Воспитатель: Посмотрите, сколько деревьев здесь! Вот откуда эти листья!

Дети подходят к доске, на которой расположен демонстрационный материал – картинки с изображением деревьев (береза, рябина, ель, дуб, осина).


Воспитатель: Какие деревья вы узнали?

Дети: Береза, дуб, рябина, клен, ель.

Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали вы Деда Природоведа. Давайте рассмотрим березу. А как вы догадались, что это береза?

Дети: У нее необычный ствол: белый, только у березы такой ствол. Посмотрите на лист березы, какого он цвета?

Дети: Осенью листья желтого и зеленого цвета.

Воспитатель: Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны. А вот еще дерево. Как оно называется?

Воспитатель: На рябине осенью висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей. Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды будут вкуснее.

Воспитатель предлагает рассмотреть листочки рябины. Обращает внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.


Ветер дует нам в лицо (Махи руками)

Закачалось деревцо (Наклоны в стороны).

Ветер тише, тише (Приседания,

Деревцо все выше, выше! (Потягивание вверх).

Воспитатель: Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей). Это астры. Они бываю разного цвета: белые, розовые, синие, красные. У них приятный аромат. Они одногодки, когда цветочки вянут, то можно собрать семена цветов для следующего года.


Дети рассматривают цветок.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?

Дети: Чтобы было красиво.

Воспитатель: Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы! Клумбы бывают разной величины. Какой формы клумбы?

Дети: Квадратной, круглой, треугольной.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель: Порадовали вы Деда Природоведа. Молодцы, много чего знаете о деревьях и цветах. А теперь пойдемте дальше.

Дети с воспитателем подходят к декоративному дереву – клену, на котором висит скворечник.


Воспитатель: А знаете ли вы, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник).

Дети: Птицы. Называется он скворечник, это домик для птиц.

Дети: Улетели в теплые края.

Воспитатель: Уже наступила осень, многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев, когда они вернутся весной.

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте поиграем.

Слайд №8. Игра с листочками.

Воспитатель показывает детям лист, дети должны показать такой же или выполнить задание.

Раз-два-три! Желтый листик бери!

Раз-два-три! Зеленый листик бери!

Раз-два-три! Такой же, как у меня лист, бери!

Раз-два-три! Два листика бери!

Раз-два-три! Ничего не бери!


3. Заключительная часть.

Воспитатель: С кем вы сегодня познакомились? В какое путешествие мы отправлялись? Какие остановки делали на нашей экологической тропинке? Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?

Воспитатель: Ребята, Дед Природовед дарит вам на память листочки, которые нужно раскрасить. Давайте будем прощаться с Дедушкой.

Прикреплённые файлы:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с природой в средней группе Экологическая тропа весной Программное содержание. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила Скоренкова Н.В.

Цель : Создать оптимальные условия для экологического воспитания дошкольников , формировать знания о природных объектах и экологической культуре поведения в природной среде.

1. Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке .

2. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева, образе жизни животных, насекомых и птиц.

3. Закрепить знания о сезонных изменениях объектов экологической тропы .

4. Закреплять знания детей о связях между природными явлениями.

(с похолоданием изменилась жизнь растений и животных) ;

5. Активизировать речевую деятельность.

Развивающие :1. Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

2. Развивать умение сосредотачивать свое внимание на рассматриваемых объектах.

3. Развивать внимания слушать вопрос и отвечать на него полным распространенным предложениям.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

2. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия, формировать умение видеть красоту природы.

3. Продолжать формировать навыки культуры поведения на природе : не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным;4. Продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих.

Материалы и оборудование : костюм Деда Природоведа, карта-схема, семечки, крошки хлеба, ягоды рябины, облепихи ,калины, пшено ,муляжи грибов, корзинки, волшебная палочка, чудо-клубок из шишек, поделки из природного материала.

Предварительная работа : рассматривание картин, альбомов об осени, осенних явлениях, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, загадок, наблюдения на прогулках, путешествие по экологической тропе , дидактические игры.

1. Организационный момент :

Станем рядышком по кругу,

Нам здороваться не лень :

Всем Привет и Добрый день!

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся!

2. Вводная часть

Ребята, подскажите, кто знает какое сейчас время года?

Скажите, а как Вы узнали?

Почему так решили?

( Признаки осени : день стал короче; листья деревьев окрашены в разные цвета ; травка пожелтела, не растут цветы, солнышко светит, но не греет; птицы улетают в теплые края; стало холодно; люди одели теплую одежду; погода чаще пасмурная, чем солнечная, идут дожди).

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет ,дождик моросит.

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в тёплые края.

А кто может назвать осенние месяцы?

- сентябрь, октябрь, ноябрь.

Ребята, сегодня к нам в детский дом пришло письмо от хозяина леса – Деда Природоведа, послушайте его :

Письмо от хозяина экологической тропы .

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я, хозяин экологической тропы , приглашаю вас в гости. А чтобы путешествие было веселым и интересным, нужно выполнять все задания на тропе , которая указана на карте-схеме.

Итак, в путь! Желаю вам удачи!

Мы отправляемся с Вами в путешествие по экологической тропе .

Экологическая тропа - это познавательный маршрут, на котором можно узнать много нового и интересного , о природе нашего края : деревьях, кустарниках , травах, водоемах, о птицах и насекомых. Вы узнаете, что природа дарит человеку, и как человек должен охранять все живое.

Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтобы ясной любовью

Скажите, как мы можем попасть в лес?

Итак, мы с вами добрались до начала нашего пути. Давайте рассмотрим карту-схему нашего движения.

Детям предлагается вспомнить и назвать все правила, а затем выяснить, как они понимают содержание правила (создавая или воображая ту или иную ситуацию)

1. Не кричать громко.

2. Не разрушать дома животных и насекомых.

3. Не разводить неконтролируемые костры.

5. Не ломать ветки деревьев.

6. Не рвать растения.

В.: Дети, а что это катится по дорожке(чудо- клубочек из шишек?).

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

Ребята послушайте, осенний лес тих и спокоен. Осень укрыла лес разноцветными листьями. А что же происходит с деревьями и кустарниками ?( осенью у них окрашиваются листья в разные цвета, опадают листья, замедляется рост, потому что мало света и тепла). Правильно ребята.

«Дети мы подошли к первому дереву.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубе белою –зимой,

Вся в серёжках- весной,

Сарафан зелёный -летом,

В день осенний- в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

Как вы догадались, что это береза? (по стволу) .

А какой ствол? (белого цвета с черными черточками)

А как называются эти черточки и для чего они нужны? (Чечевички, чтобы дерево дышало)

Давайте поздороваемся с березкой, ласково обращаясь к ней (берёзонька, милая, добрая, стройная, родная, красавица, белоствольная, любимая, нарядная, зеленая, кудрявая, русская,, пушистая, белокурая душистая, высокая)

Ребята, посмотрите, на ствол березы. Какой он? Внизу темный, покрытый морщинистой, шершавой корой, а вверху более светлый, серебристо-белый.

Как называется верхний слой коры (береста) . А зачем нужна кора?

А какую пользу приносит береза?

- Это лекарственное растение. Из почек и листьев делают целебные отвары, березовым веником изгоняют болезни в бане.

Березу считают символом России, называют деревом счастья. Про березу написано много стихотворений, песен ,загадок.

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Дед : Ребята, а ещё под берёзой растут грибы. Как они называются?

Правильно. В лесу и сейчас ещё есть грибы. Возьмите корзинки и собирайте грибы. Но будьте внимательны ,не рвите поганок!

В.: Дети! Посмотрите карту-схему. Следующие деревья ель и сосна.

Давайте рассмотрим эти деревья , это какие деревья?

Чем они похожи и что разного в них?

- Они хвойные, осенью они не сбрасывают свои иголки . Ель маленькая, а сосна высокая,

Ствол у ели темно коричневый, а у сосны светло коричневый. Хвоя у ели длинная, а у сосны короткая.

Ель и сосна то же лекарственные растения, хвоя обладает лечебными свойствами.

Дед: Стрелочка на схеме поворачивается к другому объекту тропы .Обратите внимание на это дерево. Кто знает, что это за дерево?

Почему вы так решили?

- Красные гроздья рябины.

А это лиственное или хвойное дерево?

А какую пользу приносит рябина?

Ягоды- корм для птиц в зимнее время.

Взрослые варят из неё варенье, компот, делают музыкальные инструменты. Дети мастерят бусы для себя и кукол.

Хочу лесные бусы

Я маме подарить.

Они не продаются,

Их надо смастерить.

Я вдену паутинку

В сосновую иглу,

Дед Природовед дарит детям рябиновые бусы за то ,что дети сами рассказали о рябине и прочитали стих.

Летом дерево вырабатывает кислород.

А что зимой происходит с рябиной?

Дерево засыпает до весны.

В лесу растет еще много деревьев. Это дуб, клен, вяз, липа, осина.

- Ребята, как одним словом можно назвать деревья, на которых растут листья? (лиственные)

- А как называются деревья, на которых растут иголки? (хвойные)

- А какую пользу приносят деревья для человека? А животным? (кислород, лекарственные, дом для животных, корм для некоторых животных и насекомых, много изделий из дерева, человек строит дом)

Давайте закроем глазки и послушаем звуки осеннего леса.

Ребята, вы ничего не замечаете? (не слышно птичьего пения) .

Осень много принесла птицам хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края.

Как мы их называем? (Перелётные) . Ребята, назовите, каких птиц вы знаете, которые улетели в тёплые края. Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Какие это птицы? (Лебедь, кукушка, соловей, журавль, ласточка, цапля, скворец) .

Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие) .

Дед.: Ребята ,отгадайте загадки.

И полоска шарфика.

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

К зёрнышкам прыг!

(Дети отгадывают загадки, а в это время воспитатель вешает на дерево картинки птиц.)

3. В. :Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры, петуньи, бархатцы… Цветы бывают разных цветов: красного, синего, белого цвета. .. Они цветут долго, иногда выпадает снег, а цветы продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Конечно, чтобы было красиво! Цветы приносят людям эстетическое наслаждение.

Дед Природовед: Затем дорога ведёт нас через болото(ходьба по кочкам ) . Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.)

Воспитатель: В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево. Дети рассматривают пень.

Дед Природовед: Ребята, вы сегодня мне рассказали стих. о природе, загадки. А знаете ли вы пословицы. Послушайте теперь меня.

1.Рощи да леса – всему свету краса.

2.Зеленая ограда – живая отрада.

3.Дерево водой живет и воду бережет.

4.Срубили деревья – прощай птицы.

5.Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – к снегу.

6.Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Холоден батюшка октябрь.

4.Воспитатель приглашает детям пройти дальше по экологической тропе. Указывает на скворечник в схеме.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей – скворцы.)

Воспитатель: А как домик называется? – скворечник.

Воспитатель: А где же птицы? (Ответы детей.) Осенью птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев.

Дед Природовед: Дети, вы наверное устали.

5. Я предлагаю вам пройти в мою лесную мастерскую (дети садятся за стол).Посмотрите ,какие интересные ,необычные поделки можно сделать из природного материала (елочка, вазочка, медведь, черепаха- из шишек, дом –из желудей…).Вот вам шишки, желуди, листочки, веточки ,пластилин. Добавьте вашу фантазию и сделайте свою неповторимую поделку.

Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня вы узнали много нового и интересного.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

Воспитатель: Подул ветерок. Полетели кленовые (березовые, осиновые….) листочки.

Воспитатель: Покажите, как они полетели. Дети, в руках у которых листья клена (березы, осины…), кружатся. Дети встают в круг и танцуют с листочками.

Итог. Воспитатель: Деду Природоведу понравилось с вами играть, и он вам дарит на память листочки (бумажные силуэты), которые нужно раскрасить.

Дед Природовед достаёт волшебную палочку и дети возвращаются в детский дом.

Цель: расширять представления детей об осенних изменениях в при­роде; показать объекты экологической тропы в осенний период; формировать бережное отношение к окружающей природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал: Объекты экологической тропы: картинки - берёза, рябина, клумба, скворечник, пень. Осенние листья разных деревьев. Игрушка Лесовичок. Бумажные силуэты листочков.

Методы и приёмы: загадки, беседа, вопросы воспитателя, проблемные вопросы, художественное слово.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята! У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать какое? (Да).

Воспитатель: А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе. Как вы думаете, что такое экологическая тропа? (на ней растут деревья и цветы).

Воспитатель: Ребятки, я сейчас вам загадаю загадку, и вы сразу поймете, кто же с нами отправится в путешествие:

Очень страшный старичок

В место носика – сучок!

Лес он охраняет.

А зовется старичок…

Л: Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок. А зовут меня так, потому что я живу в лесу, я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с Лесовичком.

Л: Ребята, сегодня я вам раскрою некоторые тайны природы.

В: Лесовичок, наши дети очень любознательные, им будет интересно! Правда, ребята?

Л : А вы знаете какое сейчас время года? (Ответы детей)

Педагог читает стихотворение М. Авдеевой:

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Педагог предлагает детям на прогулке побегать по листьям и послушать как они шуршат.

В: Ребята, теперь давайте же отправимся в путешествие по экологической тропе! Отгадайте, что мы встретим первым?

Стоит в белой одёжке

Л : Угадали! Молодцы! А теперь найдите её!

Дети находят берёзу на доске березу.

Л : Как же вы угадали, что это берёза?

Правильно, у берёзы белый ствол. Найдите и покажите мне лист берёзы? Посмотрите на них, какого они цвета?

Л: Кроме листьев на берёзе растут серёжки, в которых осенью созревают мелкие семена и разлетаются в разные стороны.

В: Отгадайте следующую загадку

В том лесу, не в огороде

Только осень на подходе

Новый у неё наряд

Бусы алые висят

Дрозд, снегирь, другая птица

Могут ею угоститься

Как усилится мороз

Возрастёт на пищу спрос.

Л : Ребята, вы опять угадали! Как же вы догадались?

Л: Вам нравятся ягоды рябины? Они на вкус Сладковато – горькие, терпкие. Но после морозов они станут вкуснее.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть листья рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: Лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Л: Идём дальше! Отгадывайте загадку.

Много нежных лепесточков,

У красивеньких цветочков,

Не для всех приятный.

У цветочков - ( бархатцев).

Это бархатцы. Как называется место, где растут цветы? (Клумба)

Вы видели на нашем участке клумбу с бархатцами.

Как вы думаете, ребята, для чего люди сажают цветы? (Ответы детей) Правильно, чтобы было красиво! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (круглой).

Между веток новый дом

Нету двери в доме том.

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка.

Показываю детям скворечник.

Л: Ребята, вы знаете, кто живет в этом домике?

Л : Наступила осень. Похолодало. Скворцы, как и другие птицы, улетели в теплые края. Они прилетят весной и снова займут свои домики, будут откладывать яйца и выводить птенцов.

В: Следующая загадка:

У безногой табуретки

Раньше были ствол и ветки.

Ребята, это пень. Есть ли пень на участке?

Л: Кто знает, что такое пень? (Ответы детей) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, и его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, для чего он нужен? (Ответы детей).

В пне кипит жизнь. Там прячутся маленькие букашки и жучки. Они прячутся там от зимних холодов. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

В: Вот какие остановки мы сделали в нашем путешествии по экологической тропе. Вы узнали много нового и интересного. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

В: А сейчас Лесовичок приглашает вас поиграть.

Л: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно будет раскрасить.

Читайте также: