М лермонтов статья в воскобойникова подготовка сообщения на основе статьи 3 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

  • Создать условия для формирования: коммуникативно – речевых умений и навыков;овладения логическими действиями.
  • Совершенствовать умение излагать свое мнение и аргументировать его.
  • Развивать воображение, дикцию, эмоции и чувства обучающихся.
  • Воспитать любовь к русской поэзии посредством прослушивания стихотворений М.Ю. Лермонтова, прививать любовь к Родине, развивать нравственно-эстетические чувства обучающихся.

Оформление класса: парты стоят полукругом, в центре журнальный столик, подсвечник, свечи, кресло.

Ход урока

На экране название урока, портрет, эпиграф.

Когда стихи сияют совершенством,
Они дарят читателя блаженством.

Актуализация знаний

Пользуясь кодом, напишите слова, совместив цифры с буквами (у каждого на столе конверт с заданием).

Прочтем, что получилось? (Тарханы, Пятигорск)

Услышав названия этих мест, какие у вас возникают ассоциации? С чьим именем связаны эти места? (М.Ю. Лермонтовым). Конкретнее…(В Тарханах жил в детстве и похоронен. В Пятигорске лечился, погиб на дуэли).

Постановка целей

  • Давайте обратимся к теме нашего урока. О чем будем говорить?
  • Что вы видите на рисунках?
  • Какие главные темы этих произведений? (ответы обучающихся)

В ближайшие два года вся литературная общественность страны, мира будет изучать, говорить, вспоминать о М.Ю. Лермонтове в связи с его 200-летним юбилеем со дня рождения.

Итак, дорогие гости, ребята, сегодня мы отправляемся в удивительный мир, мир поэзии М.Ю. Лермонтова. Им нписано около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. И это за неполных 27 лет (Скажите, пожалуйста, а сколько лет вашим родителям, ответы обучающихся. Оказывается М.Ю. Лермонтов моложе ваших родителей).

На слайде открытая книга Лермонтова.

Родился поэт 15 октября 1814 года в г. Москве в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери. Когда Мише было всего три года, мальчик остался на воспитании бабушки (слайд).

Уже в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдал за природой. В образах природы будущий поэт ищет сходство со своими душевными переживаниями.

Отгадайте строки стихотворений (написано на листах).

Горные вершины, спят во тьме ночной. Когда волнуется желтеющая нива.

Какое настроение возникает у вас при чтении этого стихотворения (становится хорошо, спокойно). Что представляли? (горные вершины, успокоение).

М.Ю. Лермонтов открывает нам живительный мир природы. Он показывает радость пребывания в родных среднерусских местах (слайд – природа).

Собери стихотворение (слайд – на листах или возле доски).

Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана
Лишь в бору поникли ели
Зелень мрачную хранят.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит

О чем еще хочется напомнить тому, кто открывает сочинения М.Ю. Лермонтова? Может быть о том, что он был гениальным человеком, поэт – гений. Мы с вами знаем поэт с детства говорил на трех языках. Каких? (немецком, французском, русском). Играл на фортепиано, скрипке. Прекрасно рисовал. За 12 лет Лермонтов написал 13 картин маслом, 44 акварели, около 300 рисунков. Некоторые работы вы уже видели (слайды: рисунки, картины).

Физкультминутка.

Подойдите, пожалуйста, к стенду. Ни одно поколение читает его произведения. Подтверждение тому эта выставка книг, рисунков, которую вы подготовили. Сколько разных изданий? (просмотреть)

Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Много еще произведений создал бы М.Ю. Лермонтов, если бы пистолетный выстрел не прервал бы так рано его жизнь.

Прожив короткую, но очень яркую жизнь М.Ю. Лермонтов оставил огромное художественное наследие, знакомство с которым мы с вами начинаем, находясь в самом начале длинного захватывающего пути.

Возьмите, пожалуйста, конверты, соберите пазлы (звучит музыка Хачатуряна – Вальс). Что видите перед собой? (ответы детей). Домик, комнаты, значок (слайды).

К юбилею государственного музея – заповедника М.Ю. Лермонтова, были выпущены памятные медали, значки.

Рефлексия.

У каждого на столе остались еще предметы, которыми мы не работали? Да. Это карточки: красного, желтого, зеленого цвета. Я объясню вам: красный цвет – урок понравился, был полезен, желтый цвет – был интересен, зеленая – мне было не очень интересно, не понял о чем урок.

Вот и подошел к концу наш урок… Было ли вам интересно? Сумели ли вы получить новые знания? Вы были активны на уроке? Сумели показать свои знания?

Итак, подведем с вами урок. (Слайд. Музыка Бетховена. Портрет Лермонтова).

Короткую жизнь прожил Лермонтов. Но его творчеством восхищаются многие годы.

Поэзия, созданная им будет бесконечно нести нас в прекрасную страну новых открытий, которые сделают вашу жизнь интересней и содержательней.

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

(Чтение басни наизусть.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией).

  1. Введение в тему. Актуализация знаний

— Знаете, кто написал это стихотворение?

— Прочитайте, что здесь написано. (Лермонтов Михаил Юрьевич.)

— Посмотрите на портрет писателя. Знаете ли вы его произведения?

— Что вы о нем знаете? (Ответы детей.)

— Определите тему и цели урока.

Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова

— Откройте с. 140—141. Посмотрите на этот разворот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писателе? (Ответы детей.)

— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о писателе*.

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу.

ВложениеРазмер
конспект урока 18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить с творчеством М.Ю. Лермонтова, вызвать интерес у учащихся к личности поэта и писателя; показать многогранность его таланта.

- привить любовь к русской классической литературе;

- воспитание чувства гордости за великих людей России;

- воспитание у обучающихся эстетического вкуса и потребности к чтению на примере изучения творчества М.Ю.Лермонтова.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, презентация, аудиозаписи романсов, задания для работы в группах.

И начнем ее с отрывка Ярослава Смелякова, который я вам прочитаю:

О, этот Лермонтов опальный,

Сын нашей собственной земли,

Чьи строки, как удар кинжальный,

Под сердце самое вошли!

Он, этот Лермонтов могучий,

Сосредоточась, добр и зол,

Как бы светящаяся туча,

По небу русскому прошел.

- О ком говорится в этом отрывке?

- Да, значит, наша гостиная посвящена творчеству замечательному поэту М.Ю.Лермонтову.

  1. Сегодня вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

Выбрать ответственного в каждой группе. У каждой группы лежат конверты с заданиями.

Итак, начинаем. Раскройте конверты.

Группа 1. Конверт 1.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Когда Мише было около трёх лет, его мама умерла. Его забрала к себе бабушка.

Почти всё детство будущий писатель провёл в местечке под названием Тарханы, в усадьбе своей бабушки. Бабушка внука очень любила: Михаил получил замечательное домашнее образование, для его обучения были приглашены самые лучшие иностранные учителя. Мальчик с детства был очень талантлив: он легко решал математические задачи, прекрасно играл в шахматы, хорошо владел иностранными языками, играл на скрипке и рояле, пел, прекрасно рисовал. С отцом Михаил Лермонтов виделся редко, от чего очень страдал.

Ярославна прочитает нам это стихотворение.

- Ярославна, как ты думаешь, почему автор огорчается от того, что природа молодеет?

Группа 2. Конверт 2.

Через 2 года Лермонтов поступает в Московский университет. И учится там 2 года. Из-за сложного, дерзкого характера у него не сложились отношения с преподавателями, он не сдал экзамены. Тогда он переезжает в Петербург, где был назначен в Гусарский полк в Царском Селе.

- Как вы думаете, почему у Лермонтова был сложный , злой характер? Много ли будет у такого человека друзей, приятелей, легко ли общаться с таким человеком?

Посмотрите на картину, предположите, кто ее написал? А ее автор – Лермонтов.

Вот мы увидели еще проявление одного из его талантов.

Группа 3. Конверт 3.

Давайте прослушаем отрывок из этого стихотворения, читает Степан.

- Степан, чем тебе понравилось это стихотворение?

Группа 4. Конверт 4.

Там же, на Кавказе было написано известнейшее произведение "Бородино" к 25-летию Бородинского сражения. Это стихотворение о мужестве, отваге русских солдат.

Об этой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась постоять за родину.

- Максим, а захотелось ли прочитать все произведение?

Группа 5. Конверт 5.

Вскоре Лермонтов был восстановлен на службе и отправлен в Санкт- Петербург.

Но в 1840 году писателя снова отправили в ссылку на Кавказ, за дуэль с сыном французского посла. В Пятигорске Михаил встретил своего одноклассника Мартынова. Из-за вспыльчивого характера Лермонтова между ними возникли ссоры, Лермонтов зло шутил над Мартыновым.

Утес – это отвесная одинокая скала.

3. Каждая группа получает задание: разгадать ребус, в котором зашифровано название одного из произведений Лермонтова.

4. И, подводя итог, как вы думаете, ребята, в нашем городе музеев и памятников, как хранят память о Лермонтове?

В нашем городе есть Лермонтовский проспект и памятники: в Александровском саду и на Лермонтовском проспекте.

На этом, наша гостиная закрывается, мы познакомились с творчеством русского поэта М.Ю.Лермонтова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

На данном уроке проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”.


Конспект урока отражает жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.


Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе.


Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой"

Данное мероприятие направлено на учащихся началной школы. Содержит постановку по произведениям В.А. Осеевой и основные сведения об авторе.

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

Цели: Познакомить детей с жизнью и творчеством С. Есенина. Научить читать поэтические произведения, увидеть позицию автора и его лирического героя. Помочь увидеть переход одного вида искусства в друго.


Слайды и текст этой презентации

Москва, Москва. люблю тебя как сын,Как русский, - сильно, пламенно и нежно!Люблю священный блеск твоих сединИ этот

Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный…

вотномреЛ чивеьрЮ лиахиМ

Родители М.Ю. Лермонтова М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова

Родители М.Ю. Лермонтова

М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой).

В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой.

Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери


Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери

Она переехала вместе с внуком в имение Тарханы, Пензенской губернии. Тяжелая болезнь, надолго приковавшая ребенка к постели, приучила к одиночеству. Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды. Здесь он первый раз узнал чувство любви, встретив девочку лет девяти.

Елизавета Алексеевна Арсеньева


Михаил был очень способным мальчиком, хорошо рисовал. Сохранились картины, написанные Лермонтовым, сохранились и его детские рисунки. Сам Михаил рассказывал, что с детских лет он “разлюбил игрушки и начал мечтать. В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно – сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку…”.

М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу но и был музыкально одарен, пел,

РефлексияЗеленый- все понравилось, было легко работать , желтый- все было как обычно, красный- было скучно и ничего

Зеленый- все понравилось, было легко работать ,
желтый- все было как обычно,
красный- было скучно и ничего не понятно

Читайте также: