Понятие о глаголе 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов.

Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др.

Место урока в курсе: первый урок в разделе программы “Глагол как часть речи”.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактический материал: карточка “Общее грамматическое значение глагола”, карточка “Работа с текстом”, рисунки детей по теме “Глагол – это движение всей фразы”.

I. Вступительное слово учителя.

- Мы приступаем к изучению самой “живой”, “динамичной” части речи. Она яркая, эмоциональная, придаёт нашей речи движение, действие. Вы уже её знали. Правильно, это глагол. А сейчас запомните и назовите слова этой части речи в отрывке стихотворения, который я прочту.

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит река.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

- Назовите слова, которые вы запомнили, и докажите, что это глаголы.

II. Актуализация знаний учащихся о глаголе. Подготовка к усвоению нового материала.

Работа строится с использованием видео-демонстрации позволяет учащимся получить дополнительную информацию и формирует у них целостное понимание сущности понятия “глагол”.

По ходу демонстрации проводится беседа с учащимися. Основа беседы – вопросы, рассматриваемые в видео-демонстрации.



III. Новый материал.

Знакомство с понятием “Общее грамматическое значение глагола”. Учебник “Русского языка. Теория 5-9 классы”, § 82, с. 117.

- Ребята, мы с вами выяснили, что без глагола “язык наш мертв”. Что же обозначает глагол?

- Действия происходят самые разнообразные и в жизни человека, и в природе.

- Приведите примеры различных действий.

Работа учащихся с учеником. Чтение теоретического материала § 82, с. 117.

- Перечислите действия, которые называют глаголы и подберите свои примеры.

IV. Закрепление знаний.

V. Устная работа с использованием рисунков, приготовленных учащимися к уроку.

У вас на столе – рисунки. Назовите глаголы, называющие различные действия, подберите примеры по рисунку.

Состояние природы: осветит (лес), светит (солнце).

Перемещение в пространстве: плавает (по реке), бежит (по дороге).

VI. Письменная работа. Закрепление алгоритма, определение значения глаголов.

Карточка “Общее грамматическое значение глаголов”.

Задание: распределите глаголы по колонкам, учитывая их общее грамматическое значение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1)Продолжить развитие у детей орфографические и речевые навыки, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте.

2) Воспитывать любовь к родному языку и красоте родной природы;

воспитывать в учениках доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу;

3) развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: музыкальное оформление, карточки, ролевые игры, презентация.

Постановка цели, эмоциональный настрой.

Звучит быстрая музыка.

- Ребята, как вы думаете, что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)

- Правильно! Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока.

- Как вы понимаете их смысл? (глагол обозначает движение, без него невозможно передать события. Невозможно представить будущее, узнать прошлое).

- Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.), различные явления природы.

- Знаете ли вы, что…

По частоте употребления глагол занимает 2 место после имён существи-тельных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять,

понимать, сделать, делать, значить.

Актуализация знаний.

которая поможет обобщить наши знания. Цепочку начинаю я, задавая вопросы, приводя примеры.

(Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры, а я раздаю им фишки).

Какие морфологические признаки глагола вы знаете? (П.П- вид, возврат, спряж, перех; Непост – накл, врем в из накл, лиц, числ, род)

Какого вида бывают глаголы? (сов и несов)

Сколько наклонений глагола мы знаем?(сослаг, повел, изъяв)

Какие времена имеет глагол? (наст, прош, буд)

В каком наклонении глаголы изменяются по временам? (из)

Как глаголы пишутся с НЕ?

Как пишется глагол НЕНАВИДЕТЬ с НЕ? Почему?

Какая морфема участвует в образовании глаголов прошедшего времени? (л)

Как называется изменение глагола по лицам и числам?(спряжение)

А какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжениям?

Работа у доски

На доске даны признаки глагола (напечатанные и приклеенные) их надо разбить на постоянные и непостоянные: Вид, спряжение, переходность, возвратность, наклонение, время, лицо, число, род.

Работа с учебников

Открываем учебник на странице….. и выполняем упражнение…..

Физкультминутка

- Итак, мы повторили важные моменты нашей сегодняшней темы.

А сейчас – разминка.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И работать все начните!

Предлагаю учащимся решить орфографическую задачу.

На доске выведены слова (напечатанные, каждое слово отдельно и скотчем приклеенные), которые нужно разделить на 2 группы. Ответить на вопрос: по какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы?

Слова: раскаиваешься (гл, возв, н.в.), багаж(сущ, ед.ч, м.р., 2 скл), молодежь (сущ, ед.ч, ж.р., 3 скл), сберечь (гл., невозвр, с.в.), дач( сущ., мн.ч.), стеречь (гл,н.в.,невозвр), мышь (сущ, ед.ч, ж.р., 3 скл), пастбищ (сущ, мн.ч), ориентируешься (гл, возвр, н.в).

- А теперь, знакомьтесь - мои помощники.

Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 3 сына.

Старший сын:

Епифан был старший брат,

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

- Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог.

Средний сын:

Брат Тимоня средний был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

- То возьми! Подай того!

Младший сын:

Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

- Слов на ветер не бросаю,

Что надумал- выполняю!

Ведущий. Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы они защитили землю Русскую о т врага.

Я пошел бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Я бы Змея победил,

Если б папка разбудил!

Эй. Ванюшка! Эй, дурак!

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю –

Т ак ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!

Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорожку собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму с собой в подмогу…

Ну, иди, Ванюша, с Богом!

А кто вам больше всего понравился в сказке? Почему? А почему не понравился Епифан и Тимоня? А ведь братья, ребята, познакомили нас с наклонениями глагола. Каким наклонениям глагола соответствуют наши братья?

А теперь давайте вернемся к теме нашего урока и вспомним, какие глаголы любят употреблять братья.

Задание: из предложений выбрать и распределить глаголы по трём столбикам: изъявительное, условное и повелительное наклонение (1 чел у доски)

С людьми советуйся (пов), а ума не теряй (пов).

Наградила (сослаг) бы я тебя по-царски, да не послушался (изъяв) ты моего совета

Не спеши (пов) языком, торопись (пов) делом.

Делом к Отчизне любовь докажи (пов), лучше учись (пов), больше трудись (пов).

Я бы уступил (сослаг) свое место, да не бывать (изъяв) Марту прежде Февраля.

У всех на столе сигнальные карточки желтого (-)и зелёного (+)цвета, а при проверке учащиеся поднимают карточку нужного цвета.

Давайте, ребята, проверим, правильно ли выполнила Настя и сверим свои работы.

А теперь снова вернемся к нашей сказке

Царь-отец рассержен очень,

Братьев он зовет пред очи:

Брат Иван пошел сражаться - вам без дела грех слоняться!

Вот решите-ка задачку!

Будет худо вам иначе!

Головы мне не сносить –

Надо помощи просить. ( Епифан раздает задания 5 учащимся карточки)

Ведущий: Карточки имеют три уровня сложности, поэтому каждый для себя определяет, что будет делать, но помните нельзя пропускать уровни:

1 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ: Вставьте нужную гласную и выделите окончания глаголов,

2 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ: определите вид глагола

3 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ: укажите спряжение.

Держ…тся, , сруб…т, стерп…т, стро…мся, пиш…м, вытр…шь, , гон…шь, застел…шь.

А с остальными продолжаем работать.

А Иван-то где, ребята?

Ой, Ивану трудновато.

Камень на его дороге,

Обойдется ль без подмоги?

Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2 лица ед.ч. Графически выделите орфограмму и определите спряжение глаголов:

Без смелости (не) возьм…ш… и крепости

Днем раньше посе…ш… - неделей раньше пожн…ш…

Глубже вспаш…ш… - больше хлеба возьм…ш…

Волков разбуд…ш… - и сам (не) усн…ш…

Учитель собирает работы, которые дети выполняли в течение урока для оценивания.

- Следующий морфологический признак глагола – это вид.

Необходимо создать видовую пару глагола. К доске идут 2 учащихся.

1 спр 2 спр н.в с.в

Завершать - завершить учит - выучить

Посещать - посетить пить - выпить

Объединять – объединить мыть – помыть

Чем отличается видовая пара? При помощи чего образуется видовая пара?

Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно хлопнуть в ладоши. Итак, приготовились.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

Определите время глаголов, которые я называла. Какая морфема служит для образования прошедшего времени.

Следующее задание.

(ДЕРЖАТЬ)___________ в ежовых рукавицах

(ДЕЛАТЬ)___________ из мухи слона

(СИДЕТЬ)___________ сложа руки

(НАЙТИ)___________ общий язык

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Дом. зад: Ребята по выбору сделайте одно из предложенных заданий

выполнить упражнение из учебника.

Перед вами на столе лежат карточки, на которых написаны некоторые выражения . Выберете из первой группы оранжевого цвета ответ на следующий вопрос: Как вы работали на уроке?

Теперь из группы голубого цвета: Как вы поняли тему? И с чем пойдете с урока?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Конспект

урока русского языка

в 6 классе

Подготовила: Бодренкова Галина Кузьминична,

Тема урока: Понятие о глаголе

Цели и задачи урока:

Развивающие: развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать у школьников любовь к русскому языку; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.

1. Организационный момент

2. Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подберите антонимы и запишите их в столбик.

Трудолюбивый

г рустный

л асковый

а ктивный

г орячий

о ригинальный

л енивый

Прочитайте сверху вниз первые буквы второго столбика - ГЛАГОЛ.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.), различные явления природы.

Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

"Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!”– такую яркую характеристику глаголу дал писатель.

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении темы урока ?

- Что такое глагол?

- Какова роль глагола в предложении и в речи?

- Какие грамматические признаки имеет глагол?

- Какую синтаксическую роль выполняет в предложении?

Молодцы! Вы самостоятельно и верно определили учебную задачу урока.

Вы получили уже знания о глаголе в начальной школе, в 5 классе. Что вы уже знаете об этой части речи?

1) Самостоятельная часть речи.

2) Обозначает действие

3) Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4) Изменяется по лицам и числам

5) Имеет три формы времени

6) Чаще всего бывает сказуемым и т. д.

4. Работа с информационным листом.

1) Прочитайте информацию о глаголе, применяя прием инсерта. Можете воспользоваться опорой, данной на этом слайде.

(Смотрите презентацию)

V - это я знал;

• - противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;

+ - новая информация;

? – возник вопрос.

Скажите, возникли ли у вас вопросы? Есть ли новая для вас информация?

2) Дополните кластер новой информацией.

( Возвратные глаголы, переходные и непереходные , виды глагола, наклонение).

1) В словаре Ожегова мы нашли такое определение глаголу:

2) Знаете ли вы, что….

- По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов.

- Известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.

- Навсегда очарованы мы прозой Пушкина, а у него каждое третье слово – глагол

Глагол, г лаго́ль , глаголица, глагольник, глаголательница , глаго́ливый, глагольный, глаголать, разглагольствовать.

8. Продолжаем знакомиться с глаголом. Работаем с предложением.

1 ) Конструирование предложения . Данное предложение оформить в виде прямой речи.

Глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены.

(Известный русский лингвист А.М. Пешковский).

2) Сделать синтаксический разбор данного предложения.

В глаголе струится самая алая, самая светлая кровь языка.

9. Здоровьесберегающий этап (физкультминутка).

10. В качестве закрепления изученного поработаем в группах и выполним упр. 280, стр. 73.

1 группа - выписать глаголы из 1 и 2 абзаца, указать вид и лицо глаголов.

(Поют, играют, умеет, услышишь, скрипят, барабанят, свистят)

2 группа – выписать глаголы из 3 абзаца, указать вид глагола и число .

(Лают, кашляет, воет, ухает, жужжат, урчат, квакают)

3 группа - выписать пары слов ( существительное и глагол ).

(Ухает - уханье, кашляет - кашель, лают – лай, воет - вой, жужжат - жужжанье, урчат - урчанье, квакают - кваканье)

1) Орфоэпическая разминка

Выписать слова:

1 группа - с ударением на 1 слоге;

2 группа - с ударением на 2 слоге

3 группа - с ударением на 3 слоге

Ржаветь, закупорить, баловать, начала, черпать, звонит, начал, включит, углубить.

2) Венгерский кроссворд, или филворд . При разгадывании венгерских кроссвордов необходимо отыскать слова-определения; слова могут ломаться в любом направлении по вертикали или горизонтали, но не по диагонали. Каждая буква может быть использована только один раз. После вычеркивания всех слов пустых клеток остаться не должно).

3) Ярмарка фразеологизмов (заменить фразеологизмы глаголом).

- Сдувать пылинки с кого-то - заботиться .

- Смотреть в рот – слушать.

- Смотреть сквозь пальцы - не замечать.

- Собаку съел - приобрел опыт.

- Совать нос куда попало – вмешиваться.

- Сгущать краски - преувеличивать.

- Мой сосед броется электрической бритвой.

- Сосед жгёт костёр уже второй день.

- Ты не берегёшь себя .

- Мы стригёмся в парикмахерской.

- Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.

- Они давно не плотят за свет и газ.

- Вы хочете спать? Так ляжьте!

12. Домашнее задание .

§ 71 (для всех)

Задание на выбор:

13. Творческая работа

Глагол — великий труженик. Основная его обязанность в речи — выражать разнообразные действия. Чувства (волноваться, радоваться…), движения (лететь, бежать…), состояние (дремать, вечереть…), отношения друг к другу (уважать, любить…), различные звуковые явления (звенеть, скрипеть…) — всё подвластно глаголу, всё он может обозначить и обо всём рассказать…. Вот зачем нужно о нём всё знать.

14. Итог урока.

2) Выставление оценок.

15. Рефлексия.

Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

- Я понял (а) ……

- Особенно мне понравилось…….

- Мне было трудно (легко)…….

- Теперь я знаю (умею)…….

Список литературы:

1. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. Углубл.изуч. : учеб.для общеобразоват.учреждений / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012, с. 346.

2. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б., Теленкова, М.А. Современный русский язык. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002, с. 362-363.

3. Политова, И.Н. Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой. Русский язык. 5 – 9 классы. Углублённое изучение / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, И.Н. Политова, О.А.Сальникова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2014, с. 280.​

Приложения к уроку

Информационный текст

2. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а) вид: совершенный (что сделать?) и несовершенный (что делать?);

б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса – СЯ-СЬ;

г) спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

2) Непостоянные признаки:

а) наклонение: изъявительное, условное, повелительное

б) время: настоящее (Что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а, о)?), будущее (Что будет (-ут) делать? Что сделает (-ют)?);

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1 – е (Я – МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО);

д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа).

6. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего

7. Частица -НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без -НЕ- не употребляются.

10. В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет)


1. Повторить и расширить представление о глаголе как самостоятельной части речи.

2. Узнать, какие морфологические признаки, характерные для глагола, ещё были изучены, что предстоит выучить на последующих уроках, какие морфологические признаки характерны для глагола; научить по морфологическим признакам определять часть речи.

3. Прививать любовь к родному языку.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

- Мы приступаем к изучению самой “живой”, “динамичной” части речи. Она яркая, эмоциональная, придаёт нашей речи движение, действие. Как называется эта часть речи? (глагол) Правильно, это глагол. А сейчас запомните и назовите слова этой части речи в отрывке стихотворения, который я прочту.

Что без меня предметы?

Всё в действие придёт.

Люди строят здания.

И хлеб в полях растёт.

- Назовите слова, которые вы запомнили, выпишите их. Устно попробуйте доказать, что это глаголы.

III. Постановка учебной проблемы.

Вы выполнили задание? (выполнили, но не всё) Почему? (не всё ещё знаем, что-то забыли) Так что мы должны сделать? (повторить и узнать новое об этой части речи) Сформулируйте тему урока и запишите. (Понятие о глаголе)

Какие цели мы должны поставить?

IV. Этап усвоения новых знаний.

Какие признаки у глагола вы не смогли определить в морфологическом разборе?

Предположите, какие темы мы будем изучать на последующих уроках.

Конспект урока по русскому языку на тему Понятие о глаголе

Выделите окончания глаголов, которые вы выписали из стихотворения (дидактический материал для 6 класса). О чём вам может рассказать окончание? Какие окончания характерны для глаголов?

Выполните морфемный разбор глаголов по вариантам (1 – приехал, 2- рассказал, 3 – смеётся).

Обменяйтесь работами и проверьте правильность выполнения задания.

Беседа по вопросам, подводящая к выводу.

Вывод: ярким морфемным признаком глагола является окончание, по которому можно определить лицо, время, число, спряжение глагола. Морфологические признаки глагола раскрываются в его морфемном составе.

Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол? (сказуемым) Какова синтаксическая роль глагола?

Сформулируйте выводы по выполненным заданиям: что это за часть речи, какие морфологические признаки характерны, синтаксическая роль.

V. Работа с текстом. Закрепление навыка использования знаний в новой ситуации.

вставить наиболее подходящий по смыслу, точный глагол;

обозначить корни с чередованием и условия выбора гласной.

Мы … удобное место, … дров, … костёр, … из рюкзаков свои припасы и … их под деревом. Потом … удочки и … … рыбу.

Но вот над рекой … солнце, и мы … от восторга.

Проверка работы. Какую функцию выполняют глаголы?

VI. Работа в группах. Закрепление алгоритма, определение значения глаголов.

Каждой группе раздаются таблицы “Общее грамматическое значение глаголов”.

Задание: распределите глаголы по колонкам, учитывая их общее грамматическое значение; определите морфологические признаки глаголов.

Читайте также: