Логико математические игры для дошкольников конспект

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Елена Николаевна Копаева

Населенный пункт: Белгородская обл., город Губкин

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-создать творческую атмосферу;

-познакомить и обучить внедрению логико–математических игр и головоломок в образовательную деятельность.

Ход мероприятия:

Подготовительно-организационная часть

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

Давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является логическая игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Поэтому наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий

Предлагаю вам логико-математические игры и головоломки, которые влияют не только развитие интеллектуальных способностей и логического мышления, но и формируют познавательную активность старших дошкольников.

Основная часть

Многообразие игр занимательного материала дает основание для его систематизации

  • математические развлечения;
  • логические игры, задачи, упражнения;

Остановимся на некоторых из них.

Игры с палочками на пространственное преобразование

Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.

Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:

Задачи на построение простых фигур:

Например, построить треугольник из 6 палочек.

Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).

Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?

Задачи на преобразование фигур:

Сложить из 10 палочек 3 квадрата.

Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

Задачи- смекалки

На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её?

Задачки-шутки.

Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.

  1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
  2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
  3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
  4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
  5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  6. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
  7. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
  8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)

Головоломки

(игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур)

Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.

Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.

Прошу выйти 6 человек, желающих поучаствовать.

Теперь нам необходимо разделиться на 2 команды по 3 человека.

В игре необходимо соблюдать следующие правила:

1. При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.

2. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.

Все подсказки находятся у вас на столе, но ваша собственная фантазия здесь только приветствуется. Желаю Вам удачи!

Можете дополнять сказку элементами пейзажа или еще какими-то фигурами. Здесь можете дать волю своему воображению.

(Педагоги собирают фигурки)

А теперь я предлагаю перейти за стол команды соперников и попробовать отгадать по главным героям сказку, которую они собрали.

Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление. На первых ступенях знакомства с Танграмом, дети собирают фигуры по заданным моделям, а затем начинают придумывать самостоятельно.

Вначале следует ознакомить ребенка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Пусть малыш сам попробует проявить фантазию и создать простейшее изображение без схемы. После предложите выполнить конкретное задание, показав рисунок с определенным очертанием.

Логические игры, задачи, упражнения – отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы. К таким играм относятся:

  • Игры с блоками Дьенеша;
  • Игры с цветными палочками Кюинзера;
  • Игры Воскобовича;
  • Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин);
  • Шахматы, шашки.

Предлагаю вам игру с обручами в системе Дьенеша

Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Перспективность работы с логико-математическими играми и головоломками – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.

Цель : Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием дидактических игр по логико – математическому развитию.

Упражнять в выкладывании цифрового ряда, уметь называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой.

Закреплять умение называть последовательно части суток.

Закреплять знания о геометрических фигурах и умение составлять тематические композиции по словесной инструкции.

Формировать умение создавать заданные образы с помощью схем.

Закреплять у детей умение составлять из частей целое.

Решение логических заданий на слух.

Развивающие : Развивать познавательные процессы ( мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале логико - математических игр

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать интерес к математическим занятиям и самостоятельность.

Оборудование:
"Палочки Кюизенера", " Блоки Дьёнеша", "Колумбово яйцо", карточка "Числовые домики", карточки с цифрами от 1 до 10, картинки "части суток"( по количеству детей)

Словесные (указания, вопросы);

Игровые (сюрпризный момент);

Дифференцированный анализ занятия.

Колокольчик наш звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

Топнем левою ногой,

Щелкнем правою рукой.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом .)

Педагог: Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое занятие нам предстоит.

Она – царица всех наук

Без неё мы – как без рук

Научит думать и решать

И много действий совершать (математика)

Правильно. Это Математика очень важная и нужная наука.

Воспитатель: - Ребята, вам нравится, когда к нам приходят в гости сказочные герои? А вы сами хотите попасть в волшебную сказку и совершить по ней путешествие?

любыми трудностями, которые будут у вас на пути. Давайте проведем небольшую разминку, которая позволит определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.

Сколько носов у трех котов?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько пальцев на одной руке? Какой сегодня день недели?

Сколько раз в году бывает день рождения?

Какое сейчас время года?

Сколько углов в треугольнике?

Сколько дней в одной неделе?

Что бывает раньше: утро или вечер?

Сколько спинок у трех свинок?

Сколько животиков у пяти бегемотиков?

Воспитатель: А теперь закрываем глазки и говорим волшебные слова.

Будем глазки закрывать,

Надо в сказку нам попасть.

Нам опаздывать нельзя!) а в какую сказку мы попали вы узнаёте когда отгадаете мою загадку.

У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это…?
(Буратино)

(Выходит Буратино и плачет).

Воспитатель: - Буратино, что случилось? Почему ты плачешь?

Буратино : - Злой Карабас - Барабас забрал мой золотой ключик и сломал его. А части ключика раскидал. Герои сказки нашли эти части, но отдадут их мне, если я выполню их задания.

Воспитатель : Ребята поможем Буратино собрать части ключика?

Проходите на свои места…

А нас в сказке уже кто-то поджидает.

Посмотрите, кто это?

C:\Users\User\Desktop\пьеро 2.jpg

На экране появляется Пьеро

- Я слышал, вы ищете золотой ключик? Выполните моё задание , я отдам вам первую часть ключа.

Пьеро приготовил для нас загадки.

Солнце яркое встаёт
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
(Утро) .

На прогулку мы идём,

Песни весело поём! (День)
Слайд 3
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора (Вечер)

Слайд 4
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Нашим деткам спать велит.
(Ночь)

Молодцы ребята. Отгадали загадки. Утро, день, вечер, ночь это что?

Дети: Части суток.

Воспитатель: У вас на столах в конвертиках лежат картинки части суток. Вам нужно выложить их в правильной последовательности.

Слайд 6 Части суток

Воспитатель : С первым заданием справились.

C:\Users\User\Desktop\пьеро 2.jpg

Пьеро : Первая часть ключа находится справа от пианино на третьем стульчике.

(Дети находят первую часть ключа и отдают Буратино).

Буратино : А вы готовы к следующему заданию.

На экране появляется Артемон.

Задание от Артемона.

Выстроить цифровой ряд от одного до 10.

C:\Users\User\Desktop\артемон 2.jpg

Вот те на! Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить.

И их строй восстановить.

Воспитатель: А теперь я хочу усложнить задачу.

Выложите соседей цифр, которые вы видите в окошечке домов.( Дети выкладывают).

Игра "Домики с цифрами".

C:\Users\User\Desktop\[2009] Новая коллекция (лучшие песни)\мупс. муз\Дискотека 2016 Dance Club Vol. 155 от NNNB\Pictures\числовые домики.jpg

Домик со вставленными цифрами

C:\Users\User\Desktop\артемон 2.jpg

Артемон : Со вторым заданием справились. Все цифры вернулись на свои места. Вторая часть ключика находится на пенёчке, под грибочком.

Воспитатель: Ребята, прежде, чем продолжить наше путешествие по сказке, давайте немного отдохнем.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

- Наши путешествие продолжается…

- Посмотрите, ребята, кто нас здесь поджидает?

C:\Users\User\Desktop\дур.1.jpg

Появляется Дуремар.

Воспитатель: Задание от Дуремара.

Слайд 13 .( рыбка) На экране вы видите схему рыбки. Вы должны выложить у себя на столе такую же рыбку, как на схеме с помощью "Колумбового яйца".

C:\Users\User\Desktop\дур.1.jpg

Дуремар: Третью часть ключика ищите в правом нижнем углу зеркала.

- А нас ждет следующий сказочный герой…

А кто же это, вы узнаете, когда отгадаете загадку?

Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя ее? Отвечайте, ребята!
(Мальвина)

C:\Users\User\Desktop\мальвина.jpg

Появляется Мальвина

Мальвина: - Я слышала, вы помогаете Буратино найти части золотого ключика?

Я для вас тоже приготовила задание.

Мальвина просит вас собрать ей новое платье из палочек Кюизинера. Слушайте меня внимательно, как нужно сделать платье.

Воспитатель диктует последовательность:

Сначала положите оранжевую палочку. Над оранжевой положите синюю палочку. Над синей палочкой положите бордовую. Сверху бордовой положите фиолетовую палочку. Возьмите желтую палочку и положите сверху фиолетовой. Над жёлтой положите красную палочку. Возьмите 3 голубые палочки и поставьте столбиком над красной палочкой. Сверху голубых палочек положите розовую палочку, это будет воротничок у платья. Возьмите 2 палочки и сделайте рукава у платья. Посмотрите на экран и проверьте правильно ли вы сделали задание.

C:\Users\User\Desktop\мальвина.jpg

Спасибо, вы справились с моим заданием .

Следующая часть ключика находится за деревянным домиком.

Буратино: Ребята выходите на серединку, я хочу с вами поиграть.

Игра с мячом "Скажи наоборот"

- Наши путешествие продолжается…

- Посмотрите, ребята, кто нас здесь поджидает?

C:\Users\User\Desktop\ко баз.jpg

Ребята: - Это кот Базилио и лиса Алиса

Кот Базилио и лиса Алиса:

Мы приготовили для вас весёлые задачки. Если отгадаете, то получите ещё одну часть ключика.

1. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (2)

2. На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3)

3. Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (4)

4. Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (2)

5. Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек? (3)

6. Три пушистых кошечки

Уселись на окошечке.

Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало? (4)

7. Наступил январь. Сначала расцвели 3 яблони, а потом еще 1. Сколько яблонь расцвело? (Ни одной)

8. Сколько глаз у светофора?

9. Сколько лап у двух собак?

10. Сколько солнышек на небе ночью?

11. Сколько хвостов у 4 котов?

12. Сколько орехов в пустом стакане?

Буратино: Ой, какое трудное задание. Спасибо вам, что помогли мне. Я бы без вас не справился.

C:\Users\User\Desktop\ко баз.jpg

Кот Базилио и лиса Алиса:

Часть ключика находится под стульчиком с геометрической фигурой синий прямоугольник

Воспитатель: - Ну, а нас с вами впереди ждет ещё одно задание.

- И приготовила для нас его Черепаха Тортилла

C:\Users\User\Desktop\черепаха.jpg

Помогите мне на моём болоте построить мост.

Посмотрите у вас на столе лежат блоки Дьёнеша, нам нужно построить из них мост для черепахи Тортиллы.

Но мост не простой, а геометрический. Слушайте меня внимательно, как нужно строить мост. Слайд 21

Мост для Черепахи Слайд Слайд 22 Черепаха Тортилла:

Вы справились с последним заданием и получаете последнюю часть ключика. Она находится под ковром в правом верхнем углу. Буратино: Ребята, помогите мне, из частей собрать целый ключик.

Дети собирают ключ.

Буратино: Спасибо ребята, вы мне очень помогли.

Теперь я смогу открыть дверь в страну Знаний и многому там научиться.

- Я очень хочу быть похожим на вас, много знать и уметь.

До свидания ребята, до новых встреч.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вокруг себя обернись. в детском саду окажись.

. Вот мы и оказались в детском саду. Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось помогать Буратино? Какие герои вам давали задания? Какие задания мы выполняли? Трудно было, выполнять задания или нет.

Ответы детей: подводят итог.

Воспитатель: Какие молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Вы помогли Буратино в трудной ситуации и справились со всеми заданиями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность. Воспитывать умение работать коллективно.

проведения логико-математических игр

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность. Воспитывать умение работать коллективно.

воспитательные: воспитывать внимание, умение сосредотачиваться на поставленной задаче; самостоятельно выполнять задания воспитателя, вызывать интерес к занятиям математикой и логико-математической деятельностью.

Ребята, я сегодня принесла вам волшебную коробочку. Хотите узнать, что в ней находится? Чтобы это узнать, надо присесть на ковер и внимательно меня послушать (достать из коробки цветные ладошки на длинных палочка). Правильно, это цветные ладошки. Сначала нужно ответить на мои вопросы, а затем вы узнаете, что будет дальше.

Сколько ладошек – красного, желтого цвета?

Сколько квадратов зеленого . цвета?

Сколько ладошек в ряду? смотреть вниз.

Сколько ладошек? смотреть вверх.

На нас смотрит ладошка красного цвета в желтом квадрате, если сделать три шага вправо и три вниз, где мы окажемся?

Молодцы! А теперь я предлагаю вам поиграть, но сидя за столами. (Дети рассаживаются за столы, образуя команды).

Выбрать геометрическую фигуру, на которую похож предмет из предложенных предметных картинок и выложить ее на планшете с помощью цветных резиночек или выложить с помощью пластилина и зубочисток).

Каждая команда строит свои постройки по желанию из зубочисток и пластилина или с помощью планшета и цветных резиночек.

Молодцы! Ребята у вас вышла очень интересная история и у каждого она своя.

Вы можете разместится, где вам удобно, на столе, на ковре, но есть одно условие, вы должны вместе найти выход из лабиринта, выложить свой путь пуговицами. Побеждает та команда, которая дружно, вместе, правильно и быстро найдет выход из лабиринта.

Ребята, вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями. Поаплодируйте себе! Ведь работая сообща, у вас все получилось. А я вам приготовила сюрприз.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В. Воскобовича.

- формировать у детей в ходе игр мыслительные операции, развивать манипулирование цифрами, игровыми действиями;

- упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости, закреплять пространственные представления (влево, вправо, вверх, вниз);

- упражнять в освоении состава чисел из двух меньших в пределах первого десятка;

- развивать умение правильно использовать математические знаки >, ,

Структура интегрированного занятия

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная.

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Глубокое знакомство ребёнка со свойствами окружающего мира трудно представить без его исследовательской деятельности в природе. Психолог, исследователь.

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века.

Комментарии

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Читайте также: