Конспект урока чехов каштанка 4 класс
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План урока литературы.
1. обогащать читательскую деятельность обучающихся в процессе работы над произведением А.П. Чехова;
2. учить пользоваться литературоведческими понятиями для усвоения содержания и понимания формы произведения;
1. развивать творческое воображение, мышление, внимание, умение работать в группах;
2. формировать адекватную самооценку, коммуникативные навыки;
3. развивать познавательную активность обучающихся.
1. прививать любовь к книгам писателя А.П. Чехова;
2. воспитывать чувство любви к животному миру, милосердие, сострадание.
1. обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением;
2. отрабатывать навык чтения вслух и про себя;
3. расширять словарный запас обучающихся;
5. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.
Ход урока:
Ι. Организация начала урока.
ΙΙ. Основная часть урока (анализ рассказа, беседа с обучающимися).
- Чтение начала рассказа. (один из учеников). Именно так начинается рассказ.
- Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ?
а) Работа с текстом 1 и 2 части.
- Что случилось с Каштанкой?
- Какая была погода в тот вечер?
( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)
- Найдите и прочитайте в тексте.
- Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?
- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?
(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)
- Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
- Из - за чего Каштанка потерялась?
- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).
- Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.
- Почему? Как об этом пишет автор?
( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)
- Что усиливало несчастье собаки?
- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?
(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
- Как выглядел незнакомец? Прочитайте.
( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).
-Как незнакомец общался с ней при встрече?
(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)
- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
- Как она себя вела?
- Как отнёсся к Каштанке незнакомец?
(Сытно накормил, положил спать)
- Что делала собака после обеда?
(Решала вопрос, где лучше)
- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
- Рассказ имеет одну особенность: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.
- Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название.
((расположить части по порядку)
- Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?
Чудеса в решете.
Талант! Талант!
Беспокойная ночь.
Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое , что и на неё все будут смотреть с ужасом
Неудачный дебют.
-Мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства
- С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.
-Найдите в тексте слова, помогающие его определить.
- Особенное значение в литературе придается снам.
- Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние?
Сны Каштанки:
- гл . 2 – снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем, он сам покрылся шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу;
- гл. 4 - снятся 2 неясные фигуры, с физиономиями симпатичными, милыми, при их появлении Тётка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила, засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком.
- гл. 6 - приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой
- Какой вывод о характере собаки мы можем сделать, анализируя её чувства, мысли, сны? Какие черты, присущие ей, напоминают человека?
(Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная и др. Многие её черты присущи человеку.)
- Скажите, ребята, а поднимает ли Чехов в своём рассказе проблему взаимоотношений человека и животных? Как вы думаете, кто кому нужнее: мы животным или они нам? Обоснуйте ответ.
(Этот вопрос носит индивидуальный характер. Заслушиваются мнения 2-3 обучающихся).
- И наконец, финал рассказа .
Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика .
-Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.
Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся.
Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.
-Финал рассказа не соответствовал реальной истории.
Владимир Леонидович Дуров (1863-19340), выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.
История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так каштанка осталась у Дурова.
- Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам?
( Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность.)
ΙΙΙ. Подведение итогов урока.
Подведем итоги урока.
Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?
(Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.)
- Так о чем же рассказ Чехова?
Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:
Рефлексия.
Оценки за урок
ΙV. Домашнее задание.
Карточки:
Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.
3. Владимир Леонидович Дуров(1863-19340, выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.
История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так Каштанка осталась у дурова.
« Рассказ был написан не случайно. Известно, что Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).
1 слайд
1. Организация класса.
2. Подготовительная работа.
Цель: подготовить детей к восприятию текста.
- Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?
- ( дети читают отрывок про себя).
2-й слайд
- А начнём мы наш урок с загадки.
- Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку вслух).
Слайд 7
3. Речевая разминка.
Цель: развивать эмоциональное чтение.
- Посмотрите на доску.
Слайд 7
СОБАКА
- Давайте прочитаем это слово с разной интонацией -удивления
- радости
- обращения
- вопроса
- (дети читают)
4. Словарная работа.
Цель: объяснение и развитие словарного запаса детей.
- Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
- Давайте прочитаем эти слова.
(Конножелезка, фрунт).
Слайды 8, 9
- Как вы думаете, что они обозначают?
- (Ответы детей)
- Прочитаем правильное толкование этих слов.
На доске запись:
вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
- Физминутка.
5. Первичное ознакомление с текстом.
Слайд 10
Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.
- (Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).
6. Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить первичное впечатление от текста.
- С каким настроением вы слушали отрывок?
- (с интересом)
- Почему?
- (Хотелось узнать, что случится с Каштанкой дальше.)
- О чём задумались, слушая?
- (Как помочь собаке)
7. Повторное чтение текста.
Цель: формировать и совершенствовать навыки чтения.
- Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.
- (чтение детей)
Карточка
___________ _________ собака – помесь ___________ с ___________ - очень ___________ _________ __ ______, бегала ________ и ________ ___ _____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________
______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?
9. Рефлексия.
- Произведение какого писателя мы сегодня читали?
- О чём и о ком читали?
Данная разработка поможет провести урок по любой программе. Материал урока построен так, чтобы детально разобрать это произведение.
Предмет: Литературное чтение
Целевая аудитория: для 4 класса
Подробный конспект к уроку. В конспекте обозначена навигация по слайдам. Презентация перед использованием требует небольшой технической доработки. 2 слайд стоит удалить. Детям достаточно проговорить цели урока. в их визуализации нет необходимости. На 8 слайде необходимо изменить настройки анимации, т.к. текст загадки и отгатка на неё появляются на слайде одновременно.
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
воспитательный компонент: воспитывать уважительное отношение к животным.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Форма урока: урок – диалог.
Методы, используемые на уроке: проблемно – диалоговый.
Формы работы с учащимися: групповая и индивидуальная.
Оборудование к уроку:
Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
Наша же с вами задача, обратившись к содержанию рассказа, не столько убедиться в правоте данных замечаний, сколько понять: 1) как удалось Чехову это сделать: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животных; 2) с какой целью он это сделал.
Известно, что Антон Павлович Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).
Основа рассказа – история рыжей собаки Владимира Леонидовича Дурова (цирковой дрессировщик). В жизни эта история имела продолжение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов Каштанка осталась у дрессировщика.
Современники Антона Павловича Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных.
Как вы думаете, почему А. П. Чехов так назвал свой рассказ? (Такое заглавие просто и понятно, в название вынесена главная героиня рассказа, которая, имела рыжий окрас шерсти).
Как видите, назвать данный рассказ несложно, автор сделал это без особого труда, но с определённым замыслом. В чём состоял этот его замысел, мы попробуем определить с вами в конце сегодняшнего разговора.
А пока обращу ваше внимание ещё на одну особенность данного рассказа: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.
Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название.
Учащиеся начинают работу в 4 группах: 1-ая гр. -1, 2 главы; 2-ая гр. - 3, 4 гл. ; 3-я гр. – 5, 6 гл. ; 4-я гр. – 7 гл.
1. Дурное поведение
2. Таинственный незнакомец
Таким увидела Каштанка нового хозяина, он многим отличался от её прежних хозяев
3. Новое, очень приятное знакомство
4. Чудеса в решете
5. Талант! Талант!
6. Беспокойная ночь
Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое, что и на неё все будут смотреть с ужасом
7. Неудачный дебют
Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?
(мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства).
С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.
Найдите в тексте слова, помогающие определить душевное состояние Каштанки и запишите в тетрадь. Работаем в группах.
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
формировать умение анализировать факты и давать им оценку; формировать умение сравнивать и обобщать, а также активно и последовательно отстаивать свою точку зрения; учить определять цель и формулировать проблему исследования;
воспитательный компонент: воспитывать уважительное отношение к животным.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Форма урока: урок – диалог.
Методы, используемые на уроке: проблемно – диалоговый.
Формы работы с учащимися: групповая и индивидуальная.
Оборудование к уроку:
Компьютерная презентация к уроку.
Наша же с вами задача, обратившись к содержанию рассказа, не столько убедиться в правоте данных замечаний, сколько понять: 1) как удалось Чехову это сделать: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животных; 2) с какой целью он это сделал.
Известно, что Антон Павлович Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).
Современники Антона Павловича Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных.
Как вы думаете, почему А. П. Чехов так назвал свой рассказ? (Такое заглавие просто и понятно, в название вынесена главная героиня рассказа, которая, имела рыжий окрас шерсти).
Как видите, назвать данный рассказ несложно, автор сделал это без особого труда, но с определённым замыслом. В чём состоял этот его замысел, мы попробуем определить с вами в конце сегодняшнего разговора.
А пока обращу ваше внимание ещё на одну особенность данного рассказа: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.
Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название.
Учащиеся начинают работу в 4 группах: 1-ая гр. -1,2 главы; 2-ая гр.- 3,4 гл.; 3-я гр. – 5,6 гл.; 4-я гр. – 7 гл.
1. Дурное поведение
2. Таинственный незнакомец
Таким увидела Каштанка нового хозяина, он многим отличался от её прежних хозяев
3. Новое, очень приятное знакомство
4. Чудеса в решете
5. Талант! Талант!
6. Беспокойная ночь
Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое, что и на неё все будут смотреть с ужасом
7.Неудачный дебют
Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?
(мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства).
С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.
Найдите в тексте слова, помогающие определить душевное состояние Каштанки и запишите в тетрадь. Работаем в группах
1 глава . Беспокойно оглядывалась, плача, не вынося музыку, к великому её удивлению; бросилась, не помня себя; овладели отчаяние и ужас, стала горько плакать.
2 глава. Плакала, погрузилась от изнеможения в дремоту, заскулила жалостнее, смотрела с умилением и любопытством; завиляла хвостом, чувствуя приятную истому; глядела умильно, скулила тоскливее.
3 глава. Сердитая, угрюмая, испугалась ни на шутку, заскулила обиженно.
4 глава . От выстрела пришла в восторг, завывала от восторга, взвизгнула от восторга.
5 глава . Грустила.
6 глава . Проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно, было жутко оставаться в потёмках, было скучно, хотелось плакать.
7 глава . Задвигалась беспокойно, заворчала сердито, запестрело в глазах и в душе, от ужаса не могла произнести ни звука, застыла от удивления и восторга, бросилась с радостным визгом, радуется.
Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние?
На поставленный вопрос будут искать ответ учащиеся 3-х групп: 1-ая гр анализирует сон героини во 2 гл.; 2-ая гр.- в 4-ой гл., 3-я гр.- во 6-ой гл.7 минут. В это время 4-ая группа работает над сбором материала в 1, 2 гл. рассказа по вопросу. Каким было видение Каштанки человеческого общества? (это задание учитель не озвучивает остальным группам, он отмечает лишь, что 4- ая гр. работает над особым заданием, готовит его для группы на карточке в печатном виде)
Проверяем ответы на вопросы:
сны Каштанки
гл . 2 – снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем, он сам покрылся шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу;
гл. 4- снятся 2 неясные фигуры, с физиономиями симпатичными, милыми, при их появлении Тётка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила, засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком.
гл. 6- приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой.
Видение Каштанки человеческого общества
4-ая гр. в 1.2 главах находит замечания собаки о представителях человеческого общества: Какой-то негодяй прошёл в новых резиновых калошах, всё человечество для Каштанки делилось на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить её, а вторых она сама имела право хватать за икры.
А о чём ещё в рассказе размышляет героиня? На этот вопрос учащиеся отвечают без предварительной подготовки, получая возможность продемонстрировать знание текста.
Ребята без труда вспомнят эти фрагменты текста. В них они при чтении почувствовали нежную авторскую иронию, а повествование от лица рассказчика плавно переходит к самой героине, воплощаясь во внутреннем монологе.
Они назовут и фрагмент текста, где собака старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась; и любопытное размышление героини о том, где лучше - у незнакомца или у столяра; и выводы, к которым пришла Каштанка,, увидев Хавронью, и её мысли об отношении к гусю, и её восприятие цирка внешне и внутри.
Ребята, посмотрите инсценировку эпизода из рассказа. И ответьте на вопрос: О какой проблеме говорит А.П.Чехов? (Чехов поднимает в своём рассказе проблему взаимоотношений человека и животных, неравенство человека и животных)
Какой вывод о характере собаки мы можем сделать, анализируя её чувства, мысли, сны? Какие черты, присущие ей, напоминают человека? (Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная и др.. Многие её черты присущи человеку).
Ребята, обратимся к финалу рассказа. Найдите в 7-й гл.один из самых волнительных эпизодов текста.
Тётка выступает в цирке и слышит голоса:
« - Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!
- Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок.
Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика. Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.
Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся.
Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.
Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам? (Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность).
Собака радостно откликается на голоса во время выступления, радуется возвращению к прежнему своему состоянию, а её жизнь у дрессировщика представляется ей длинным, перепутанным, тяжёлым сном.
Подведем итоги уроков.
Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?
Заключительное слово учителя.
Домашнее задание
Читайте также: