Конспект урока чехов каштанка 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План урока литературы.

1. обогащать читательскую деятельность обучающихся в процессе работы над произведением А.П. Чехова;

2. учить пользоваться литературоведческими понятиями для усвоения содержания и понимания формы произведения;

1. развивать творческое воображение, мышление, внимание, умение работать в группах;

2. формировать адекватную самооценку, коммуникативные навыки;

3. развивать познавательную активность обучающихся.

1. прививать любовь к книгам писателя А.П. Чехова;

2. воспитывать чувство любви к животному миру, милосердие, сострадание.

1. обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением;

2. отрабатывать навык чтения вслух и про себя;

3. расширять словарный запас обучающихся;

5. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.

Ход урока:

Ι. Организация начала урока.

ΙΙ. Основная часть урока (анализ рассказа, беседа с обучающимися).

- Чтение начала рассказа. (один из учеников). Именно так начинается рассказ.

- Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ?

а) Работа с текстом 1 и 2 части.

- Что случилось с Каштанкой?

- Какая была погода в тот вечер?

( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)

- Найдите и прочитайте в тексте.

- Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?

- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?

(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)

- Найдите и подтвердите ответ словами из текста.

- Из - за чего Каштанка потерялась?

- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.

( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).

- Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.

- Почему? Как об этом пишет автор?

( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)

- Что усиливало несчастье собаки?

- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.

- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?

(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).

- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?

- Как выглядел незнакомец? Прочитайте.

( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).

-Как незнакомец общался с ней при встрече?

(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)

- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?

- Как она себя вела?

- Как отнёсся к Каштанке незнакомец?

(Сытно накормил, положил спать)

- Что делала собака после обеда?

(Решала вопрос, где лучше)

- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.

- Рассказ имеет одну особенность: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.

- Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название.

((расположить части по порядку)

- Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?

Чудеса в решете.

Талант! Талант!

Беспокойная ночь.

Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое , что и на неё все будут смотреть с ужасом

Неудачный дебют.

-Мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства

- С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.

-Найдите в тексте слова, помогающие его определить.

- Особенное значение в литературе придается снам.

- Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние?

Сны Каштанки:

- гл . 2 – снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем, он сам покрылся шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу;

- гл. 4 - снятся 2 неясные фигуры, с физиономиями симпатичными, милыми, при их появлении Тётка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила, засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком.

- гл. 6 - приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой

- Какой вывод о характере собаки мы можем сделать, анализируя её чувства, мысли, сны? Какие черты, присущие ей, напоминают человека?

(Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная и др. Многие её черты присущи человеку.)

- Скажите, ребята, а поднимает ли Чехов в своём рассказе проблему взаимоотношений человека и животных? Как вы думаете, кто кому нужнее: мы животным или они нам? Обоснуйте ответ.

(Этот вопрос носит индивидуальный характер. Заслушиваются мнения 2-3 обучающихся).

- И наконец, финал рассказа .

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика .

-Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.

Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

-Финал рассказа не соответствовал реальной истории.

Владимир Леонидович Дуров (1863-19340), выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так каштанка осталась у Дурова.

- Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам?

( Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность.)

ΙΙΙ. Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока.

Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?

(Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.)

- Так о чем же рассказ Чехова?

Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:

Рефлексия.

Оценки за урок

ΙV. Домашнее задание.

Карточки:

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

3. Владимир Леонидович Дуров(1863-19340, выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так Каштанка осталась у дурова.

« Рассказ был написан не случайно. Известно, что Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).

1 слайд
1. Организация класса.
2. Подготовительная работа.
Цель: подготовить детей к восприятию текста.
- Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?
- ( дети читают отрывок про себя).
2-й слайд

- А начнём мы наш урок с загадки.
- Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку вслух).
Слайд 7

3. Речевая разминка.
Цель: развивать эмоциональное чтение.

- Посмотрите на доску.
Слайд 7
СОБАКА
- Давайте прочитаем это слово с разной интонацией -удивления
- радости
- обращения
- вопроса
- (дети читают)

4. Словарная работа.
Цель: объяснение и развитие словарного запаса детей.
- Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
- Давайте прочитаем эти слова.
(Конножелезка, фрунт).
Слайды 8, 9
- Как вы думаете, что они обозначают?
- (Ответы детей)
- Прочитаем правильное толкование этих слов.

На доске запись:
вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
- Физминутка.

5. Первичное ознакомление с текстом.
Слайд 10
Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.
- (Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).

6. Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить первичное впечатление от текста.
- С каким настроением вы слушали отрывок?
- (с интересом)
- Почему?
- (Хотелось узнать, что случится с Каштанкой дальше.)
- О чём задумались, слушая?
- (Как помочь собаке)

7. Повторное чтение текста.
Цель: формировать и совершенствовать навыки чтения.
- Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.
- (чтение детей)

Карточка

___________ _________ собака – помесь ___________ с ___________ - очень ___________ _________ __ ______, бегала ________ и ________ ___ _____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________
______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?

9. Рефлексия.
- Произведение какого писателя мы сегодня читали?
- О чём и о ком читали?

Данная разработка поможет провести урок по любой программе. Материал урока построен так, чтобы детально разобрать это произведение.



Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 4 класса

Подробный конспект к уроку. В конспекте обозначена навигация по слайдам. Презентация перед использованием требует небольшой технической доработки. 2 слайд стоит удалить. Детям достаточно проговорить цели урока. в их визуализации нет необходимости. На 8 слайде необходимо изменить настройки анимации, т.к. текст загадки и отгатка на неё появляются на слайде одновременно.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены


воспитательный компонент: воспитывать уважительное отношение к животным.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма урока: урок – диалог.

Методы, используемые на уроке: проблемно – диалоговый.

Формы работы с учащимися: групповая и индивидуальная.

Оборудование к уроку:

Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока.

Наша же с вами задача, обратившись к содержанию рассказа, не столько убедиться в правоте данных замечаний, сколько понять: 1) как удалось Чехову это сделать: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животных; 2) с какой целью он это сделал.

Известно, что Антон Павлович Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).

Основа рассказа – история рыжей собаки Владимира Леонидовича Дурова (цирковой дрессировщик). В жизни эта история имела продолжение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов Каштанка осталась у дрессировщика.

Современники Антона Павловича Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных.

Как вы думаете, почему А. П. Чехов так назвал свой рассказ? (Такое заглавие просто и понятно, в название вынесена главная героиня рассказа, которая, имела рыжий окрас шерсти).

Как видите, назвать данный рассказ несложно, автор сделал это без особого труда, но с определённым замыслом. В чём состоял этот его замысел, мы попробуем определить с вами в конце сегодняшнего разговора.

А пока обращу ваше внимание ещё на одну особенность данного рассказа: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.

Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название.

Учащиеся начинают работу в 4 группах: 1-ая гр. -1, 2 главы; 2-ая гр. - 3, 4 гл. ; 3-я гр. – 5, 6 гл. ; 4-я гр. – 7 гл.

1. Дурное поведение

2. Таинственный незнакомец

Таким увидела Каштанка нового хозяина, он многим отличался от её прежних хозяев

3. Новое, очень приятное знакомство

4. Чудеса в решете

5. Талант! Талант!

6. Беспокойная ночь

Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое, что и на неё все будут смотреть с ужасом

7. Неудачный дебют

Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?

(мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства).

С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.

Найдите в тексте слова, помогающие определить душевное состояние Каштанки и запишите в тетрадь. Работаем в группах.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

формировать умение анализировать факты и давать им оценку; формировать умение сравнивать и обобщать, а также активно и последовательно отстаивать свою точку зрения; учить определять цель и формулировать проблему исследования;

воспитательный компонент: воспитывать уважительное отношение к животным.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма урока: урок – диалог.

Методы, используемые на уроке: проблемно – диалоговый.

Формы работы с учащимися: групповая и индивидуальная.

Оборудование к уроку:

Компьютерная презентация к уроку.

Наша же с вами задача, обратившись к содержанию рассказа, не столько убедиться в правоте данных замечаний, сколько понять: 1) как удалось Чехову это сделать: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животных; 2) с какой целью он это сделал.

Известно, что Антон Павлович Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).

Современники Антона Павловича Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных.

Как вы думаете, почему А. П. Чехов так назвал свой рассказ? (Такое заглавие просто и понятно, в название вынесена главная героиня рассказа, которая, имела рыжий окрас шерсти).

Как видите, назвать данный рассказ несложно, автор сделал это без особого труда, но с определённым замыслом. В чём состоял этот его замысел, мы попробуем определить с вами в конце сегодняшнего разговора.

А пока обращу ваше внимание ещё на одну особенность данного рассказа: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.

Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название.

Учащиеся начинают работу в 4 группах: 1-ая гр. -1,2 главы; 2-ая гр.- 3,4 гл.; 3-я гр. – 5,6 гл.; 4-я гр. – 7 гл.

1. Дурное поведение

2. Таинственный незнакомец

Таким увидела Каштанка нового хозяина, он многим отличался от её прежних хозяев

3. Новое, очень приятное знакомство

4. Чудеса в решете

5. Талант! Талант!

6. Беспокойная ночь

Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое, что и на неё все будут смотреть с ужасом

7.Неудачный дебют

Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?

(мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства).

С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.

Найдите в тексте слова, помогающие определить душевное состояние Каштанки и запишите в тетрадь. Работаем в группах

1 глава . Беспокойно оглядывалась, плача, не вынося музыку, к великому её удивлению; бросилась, не помня себя; овладели отчаяние и ужас, стала горько плакать.

2 глава. Плакала, погрузилась от изнеможения в дремоту, заскулила жалостнее, смотрела с умилением и любопытством; завиляла хвостом, чувствуя приятную истому; глядела умильно, скулила тоскливее.

3 глава. Сердитая, угрюмая, испугалась ни на шутку, заскулила обиженно.

4 глава . От выстрела пришла в восторг, завывала от восторга, взвизгнула от восторга.

5 глава . Грустила.

6 глава . Проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно, было жутко оставаться в потёмках, было скучно, хотелось плакать.

7 глава . Задвигалась беспокойно, заворчала сердито, запестрело в глазах и в душе, от ужаса не могла произнести ни звука, застыла от удивления и восторга, бросилась с радостным визгом, радуется.

Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние?

На поставленный вопрос будут искать ответ учащиеся 3-х групп: 1-ая гр анализирует сон героини во 2 гл.; 2-ая гр.- в 4-ой гл., 3-я гр.- во 6-ой гл.7 минут. В это время 4-ая группа работает над сбором материала в 1, 2 гл. рассказа по вопросу. Каким было видение Каштанки человеческого общества? (это задание учитель не озвучивает остальным группам, он отмечает лишь, что 4- ая гр. работает над особым заданием, готовит его для группы на карточке в печатном виде)

Проверяем ответы на вопросы:

сны Каштанки

гл . 2 – снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем, он сам покрылся шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу;

гл. 4- снятся 2 неясные фигуры, с физиономиями симпатичными, милыми, при их появлении Тётка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила, засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком.

гл. 6- приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой.

Видение Каштанки человеческого общества

4-ая гр. в 1.2 главах находит замечания собаки о представителях человеческого общества: Какой-то негодяй прошёл в новых резиновых калошах, всё человечество для Каштанки делилось на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить её, а вторых она сама имела право хватать за икры.

А о чём ещё в рассказе размышляет героиня? На этот вопрос учащиеся отвечают без предварительной подготовки, получая возможность продемонстрировать знание текста.

Ребята без труда вспомнят эти фрагменты текста. В них они при чтении почувствовали нежную авторскую иронию, а повествование от лица рассказчика плавно переходит к самой героине, воплощаясь во внутреннем монологе.

Они назовут и фрагмент текста, где собака старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась; и любопытное размышление героини о том, где лучше - у незнакомца или у столяра; и выводы, к которым пришла Каштанка,, увидев Хавронью, и её мысли об отношении к гусю, и её восприятие цирка внешне и внутри.

Ребята, посмотрите инсценировку эпизода из рассказа. И ответьте на вопрос: О какой проблеме говорит А.П.Чехов? (Чехов поднимает в своём рассказе проблему взаимоотношений человека и животных, неравенство человека и животных)

Какой вывод о характере собаки мы можем сделать, анализируя её чувства, мысли, сны? Какие черты, присущие ей, напоминают человека? (Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная и др.. Многие её черты присущи человеку).

Ребята, обратимся к финалу рассказа. Найдите в 7-й гл.один из самых волнительных эпизодов текста.

Тётка выступает в цирке и слышит голоса:

« - Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!

- Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок.

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика. Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.

Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам? (Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность).

Собака радостно откликается на голоса во время выступления, радуется возвращению к прежнему своему состоянию, а её жизнь у дрессировщика представляется ей длинным, перепутанным, тяжёлым сном.

Подведем итоги уроков.

Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание

Читайте также: