Эльконин психология игры конспект

Обновлено: 07.07.2024

Д.Б. Эльконин:
Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Предмет исследования:
• Природа и сущность ролевой игры
• Психическая структура развернутой формы игровойдеятельности
• Возникновение игры
• Развитие игры в фило- и онтогенезе
• Значение игры в жизни ребенка
Содержание игры:
 отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами
 это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни
Единица развитой формы игры:
Именно роль и органически с нейсвязанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.

Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина
Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?
Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.
Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых истановятся самостоятельными производителями.


У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!

Критика теории К. Грооса
Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к.

Дети должны стать активными членами в потребности общества, в котором они живут.

ВложениеРазмер
kon._rab._fayzullina.docx 26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки РФ ФГ БОУ ВПО

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Реферат по дисциплине

Выполнил студент 4-го курса

Проверил: Файзуллина Г. Я.

Об историческом возникновении ролевой игры.

1.Отношение труда к игре

2.Исходное единство трудовой деятельности и воспитания

3.Тождественность игр детей и взрослых

1.Отношение труда к игре.

С появлением огнестрельного оружия лук остаётся в руках детей для развития меткости при использовании огнестрельного оружия. Дети все реже пользуются луком как игрушкой. В современном обществе можно встретить детей, которые увлекаются стрельбой из лука, но они не занимают того места в современном обществе, которое занимали в жизни ребёнка общества первобытных охотников. Игрушки живут дольше, чем орудия труда, они как бы застыли в своём развитии и сохранили свой первоначальный

2.Исходное единство трудовой деятельности и воспитания.

Р. Алт воспитание детей на ранних ступенях развития общества характерны следующие черты: во – первых, одинаковое воспитание всех детей и участие всех членов в воспитании каждого ребёнка; во – вторых, всесторонность воспитания – каждый ребёнок должен уметь делать все, что умеют делать взрослые, и принимать участие во всех сторонах жизни общества, членом которого он является; в – третьих, кратковременность периода воспитания – дети уже в раннем возрасте знают все задачи, которые ставит жизнь, они рано становятся независимыми от взрослых, их развитие заканчивается раньше.

Основной задачей всех членов общества было, сделать детей участниками общественного производительного труда, передать им опыт труда, постепенное включение детей в доступные им формы труда взрослых.

В. Вольн описывает, о том, что первобытные бродячие собиратели кочуют с места на место в поисках съедобных плодов и кореньев. К 10 годам дети ведут самостоятельный образ жизни, девочки становятся матерями, а мальчики отцами. Так же описывает М. Косвен народ кубу, которые занимаются собирательством плодов и кореньев. Дети так же к 10 годам ведут самостоятельный образ жизни. Постепенно связь между родителями слабеет, и дети начинают жить отдельно в лесу.

В наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых: Г. Новицкий описывал остяцкий народ 1715г., С. П. Крашенинников путешествовал по Камчатке описывал о коряках 1737 – 1741г., В. Ф. Зуев посетивший обские народы 1771 – 1772г. С молодых лет малые ребята привыкают нести всякую трудность. Народ рожден к понесению тяжелой работы, к этому учат с малых лет, чтобы отцы в сыновьях видели помощников. Миклухо – Маклай русский исследователь папуасов. Родители очень рано приучают детей к труду, будучи совсем маленькими они научились более или менее всем искусствам и действиям взрослых, которые совсем не подходят их возрасту. Дети очень мало играют. Аналогичные указания на раннее участие детей в труде взрослых имеются и у ряда других авторов. При первобытнообщинной организации труда, на относительно низкой ступени развития, принимая в нем посильное участие, дети рано включаются в производительный труд взрослых.

Характерные черты ребёнка, живущего в условиях первобытного общества, его ранняя самостоятельность и отсутствие резкой грани между детьми и взрослыми являются естественным следствием условий жизни этих детей, их реального места в обществе.

3.Тождественность игр детей и взрослых.

Этнографы и путешественники, описывавшие быт народов, стоящих близко к этому уровню развития, указывают, что дети играют мало, а если играют, то в те игры, что и взрослые, и их игры не являются ролевыми.

Дети не находят в жизни взрослых таких эпизодов, которым бы они могли подражать. Они очень редко могут изображать сценки взрослых, есть подражательные игры – уплата выкупа за невесту при совершении брака или раздача табака на поминальных обрядах, но нет подражание труду взрослых, а есть игры, в которых воспроизводится ситуация быта, которые еще недоступны для детей. Автор указывает на недостаток воображения в этих играх. Хотя, у детей много свободного времени, возможность наблюдать жизнь взрослых, богатая растительность, дающая массу всевозможного материала для игры, есть все возможности для разыгрывания ролевых игр. Они никогда не разыгрывают сцен из жизни взрослых, никогда не подражают в своих играх ни возвращению взрослых с удачной охоты, ни их церемониям, ни их танцам . Отсутствие ролевых игр порождается особым положением детей в обществе и вовсе не свидетельствует о низком уровне умственного развития.

Предъявляемое детям со стороны общества требование самостоятельности находило себе естественную форму реализации в совместном со взрослыми труде. Непосредственная связь детей со всем обществом, осуществлявшаяся в процессе общего труда, исключала всякие другие формы связи ребенка и общества. На этой ступени развития и при таком положении ребенка в обществе не было никакой необходимости в воспроизведении труда и отношений между взрослыми в особых условиях, не было необходимости в ролевой игре. Усложнение способов рыболовства и охоты, переход к высоким формам производства земледелию и скотоводству, сопровождался вытеснением собирательства и примитивных форм охоты и рыболовства. Дети всё равно являются равноправными членами общества и участниками деятельности взрослых в некоторых сферах их трудовой деятельности. Для детей возникают уменьшенные орудия труда, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, специально приспособленные к детским возможностям, но не тождественных с ними. Орудия труда, зависят от того, какая отрасль труда является основной в данном обществе. Детям очень рано передаются в пользование орудия труда в уменьшенном масштабе, и под руководством взрослых овладевают употреблением этих орудий. Развитие производства, усложнение орудий труда приводили к тому, что прежде чем принять участие в совместной со взрослыми наиболее важной и ответственной трудовой деятельности дети должны были овладеть этими орудиями труда, научиться их использованию. Орудия изменяются постепенно, превращаясь из уменьшенных, приспособленных к детским силам. Условия упражнений все более приближаются к условиям производительного труда. Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно включаются в производительный труд взрослых. В этих упражнениях могут содержатся элементы ролевой игры. Будущему охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу, общество ставит перед детьми такие требования, которые приводят к целой системе упражнений, в отношении овладения употреблением необходимейших орудий труда и тесно связанными с этим способностями. Именно на этой основе создастся почва для различного рода соревновании. В содержании этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность игр взрослых и детей, имея в виду именно соревнования или спортивные подвижные игры с правилами, указывает целый ряд авторов. Например, Г. Старцев, описывая быт самоедов, приводит примеры таких общих и одинаковых игр: “Любимая – игра - это перегонки. Взрослые женщины и мужчины становятся в ряд и должны бежать расстояние часто более 1 километра до условленного места. Кто первый прибежит, тот считается выигравшим, и о нем говорят, как о хорошем бегуне. Детям он особенно служит любимой темой в разговоре, и они сами, подражая взрослым, устраивают такие же бега”. “Состязания в стрельбе, - продолжает Г. Старцев,- также является игрой, и в ней принимают участие мужчины и женщины. Меткий стрелок в почете. Дети подражают взрослым, но упражняются при помощи лука и стрел”. Раннее включение детей в труд взрослых приводит к развитию самостоятельности детей. Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких - либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.

Прочитав книгу можно сделать такой анализ: все игрушки являются продуктом исторического развития. На определённом историческом этапе развития человеческого общества, они не исчезли. Игрушки живут дольше, чем орудия труда, они как бы застыли в своём развитии и сохранили свой первоначальный облик. Видоизменение орудия труда и деятельности с ним взрослых людей, игрушка и деятельность ребёнка стояли в прямом отношении к будущей деятельности ребёнка. В действительности изначальная игрушка, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется, её история органически связана с историей изменения места ребёнка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

Игра удовлетворяет основные потребности ребёнка, в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. В игре ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.

По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать взрослым. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В игре ребёнок узнаёт новое, размышляет, выражает свое отношение к тому, что является содержанием игры. Игра формирует прочные навыки трудовой деятельности. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

Аннотация:
В книге обобщаются основные материалы по психологии игры, дан обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, ее значение для психического развития ребенка. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики.

Произведение расположено на страницах 1–361
Перечислите необходимые страницы и диапазоны страниц через запятую. Диапазон страниц обозначается первой и последней страницами диапазона через дефис. Если результирующий набор страниц превышает 10% документа, то лишние страницы отбросятся

Эльконин Даниил. Психология игры (Глава третья. Теории игры) Конспект лекций

Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк
Игра животных и человека давно интересовала философов, педагогов и психологов, но предметом специального психологического исследования она становится только в конце XIX в. у К. Грооса. До Грооса итальянский ученый Д. А. Колоцца предпринял попытку систематизировать материалы о детских играх. В его книге содержится попытка раскрыть психологическое и педагогическое значение детской игры. Именно этим объясняется то, что итогом психологической части книги является классификация игр по психическим процессам, которые наиболее ярко представлены в тех или иных играх и которые, по мысли автора, в этих играх упражняются.

Дипломная работа - Психология игры дошкольника

  • формат doc
  • размер 175.54 КБ
  • добавлен 05 декабря 2009 г.

Исследование психологии игры в отечественной и зарубежной психологической практике, использование игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста Эмпирическое исследование. Организация и методы исследования. Результаты исследования. Приложение. 164 страницы.

Игра в дошкольном возрасте

  • формат doc
  • размер 27.75 КБ
  • добавлен 04 июля 2009 г.

Касвинов С.Г. К вопросу о психологической структуре дошкольного возраста: признаки границ первой и второй фаз

  • формат pdf
  • размер 167.73 КБ
  • добавлен 09 февраля 2011 г.

Связь возрастного симптома готовности к школе с развитием игры. Объяснение ее упадка. Необходимость разработки методов работы с дошкольниками на основе результатов изучения игры до ее упадка (Д.Б. Эльконин и др.). Две фазы развития дошкольника и их признаки (согласно Л. С. Выготскому). Статья опубликована в Вестнике Харьковского национального университета (бывший ХГУ): Касвинов С. Г. К вопросу о психологической структуре дошкольного возраста: при.

Конспекты монографий по возр. психологии

  • формат docx, doc
  • размер 194.49 КБ
  • добавлен 16 декабря 2010 г.

Конспекты монографий: . Д. Б. Эльконин "Психология игры". Ж. Пиаже "Психология интеллекта". Л. С. Выготский Том 4. Лисина М. И. "Проблемы онтогенеза общения". Р. Бернс "Развитие Я- концепции и воспитание". Эрик Эриксон "Детство и общество".

Курсовая работа - Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

  • формат doc
  • размер 167 КБ
  • добавлен 26 марта 2010 г.

2 курс, специальность 050502, 47 страниц. Введение. Глава. 1. Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников. 1.1. Общие представления об игровой деятельности. 1.1.1. Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии. 1.1.2. О пользе детской игры. 1.1.3. Общая характеристика игровой деятельности. 1.2. Сюжет и содержание игры. 1.3. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры. Выводы по 1 главе. Глава. 2. Эксперименталь.

Психологический анализ игры как средства творческого развития дошкольников

  • формат doc
  • размер 31.72 КБ
  • добавлен 06 марта 2010 г.

Содержание: Введение. Теоретический анализ игровой деятельности детей дошкольного возраста. Эволюция научных взглядов на проблему детской игры. Роль игры в творческом развитии дошкольника. Заключение. Список литературы. Психология - 030301, 22 стр.

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

  • формат doc
  • размер 88.5 КБ
  • добавлен 03 декабря 2009 г.

Вводная часть. Основная часть. Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игры. А) Сюжет и содержание игры. Б) Игровые роли. В) Игровые действия. Г) Игровые материалы. Д) Виды отношений детей в игре. Развитие игры. Возрастные особенности развития игры. Предпосылки развития игры у детей в раннем возрасте. Особенности игры детей младшего и среднего дошкольного возраста. Особенности игры детей старшего дошкольного возраста. Уровни развития игров.

Эльконин Даниил. Психология игры

  • формат doc
  • размер 282.72 КБ
  • добавлен 29 января 2010 г.

М.: Педагогика, 1978. В книге обобщаются основные материалы по психологии игры. Автор дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значение для психического развития ребенка. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики. Оглавление. От Автора. Биография исследований. первая.

Эльконин Даниил. Психология игры

  • формат pdf
  • размер 1.6 МБ
  • добавлен 19 ноября 2009 г.

В книге обобщаются основные материалы по психологии игры. Автор дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значение для психического развития ребенка. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики. Содержание (оглавление): От Автора. Понятие об "игре". Об историческом возн.

Эльконин Даниил., Зинченко В.П. Психология развития

  • формат doc
  • размер 12.71 КБ
  • добавлен 22 августа 2009 г.

Эльконин Б. Д., Зинченко В. П. Психология развития (по мотивам Л. Выготского). Когда Л. Выготский формулировал тезис о зоне ближайшего развития, то едва ли предполагал (хотя кто знает? ), что его собственные представления о развитии выйдут далеко за пределы "зоны ближайшего развития", в которой он размышлял и в которой ему выпало жить.

Читайте также: