Разряды наречий по значению слова категории состояния конспект
Обновлено: 08.07.2024
Синтаксическая функция: в предложении обычно является обстоятельством , реже — определением.
Он пришёл домой затемно (когда? — обстоятельство времени). Чей-то голос донёсся издалека (откуда? — обстоятельство места). Прогулка (к а к а я?) пешком взбодрила меня (определение — наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета)
Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.
Наречие обозначает:
- признак действия, если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться ( когда? ) вечером, опускаясь ( куда? ) вниз, идущий (как? ) быстро).
- признак предмета, если относится к имени существительному (жаркое ( какое? ) по-русски, яйцо ( какое? ) всмятку).
- признак другого признака, если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный ( в какой степени? ) чрезвычайно, прыгнувший ( как? ) далеко, далеко ( насколько? ) очень).
Разряды наречий:
Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:
- указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
- неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.);
- вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
- отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).
Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте: Путник увидел в лесу покинутую сторожку. Там он и заночевал .
Степени сравнения наречий
Наречия на о ( е ), образованные от качественных имён прилагательных , могут образовывать степени сравнения — сравнительную и превосходную.
Нужно запомнить!
Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. — Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. — Оно на тебе сидит более красиво.
Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является. Сравнительная степень прилагательного относится к существительному , отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым . Сравнительная степень наречия относится к глаголу , отвечает на вопрос как? и является обстоятельством . Сравним: задача (какова?) проще — прилагательное, смог решить (как?) проще — наречие.
Следует различать омонимы в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:
- У меня на душе спокойно (категория состояния);
- Река течёт спокойно (наречие);
- Дитя спокойно (имя прилагательное).
Обратите внимание : некоторые наречия образуют форму сравнительной степени от другого корня: хорошо — лучше , плохо — хуже .
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: Категория состояния как часть речи.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: урок - исследование с использованием приёмов методики критического мышления (кластер)
1 . Образовательная: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных.
2. Развивающая: развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез)
3 . Воспитательная: воспитывать интерес к морфологии русского языка.
Использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и методов , построенных на деятельностной компетентностной основе:
- метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос, на этапе рефлексии- определение настроения по смайликам);
- исследовательский (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск предложений со словами категории состояния);
- проектная деятельность (презентация).
Материально-техническое обеспечение урока:
набор карточек с заданиями;
учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;
словарь иностранных слов
Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.
Слайд №1 . Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром! На нашем уроке сегодня присутствуют гости.Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям.
- Ваша задача - назвать слова, которые передают состояние, давайте я начну, а вы мне поможете: мне с вами ИНТЕРЕСНО (немного ВОЛНИТЕЛЬНО, ТЕПЛО, УЮТНО, РАДОСТНО, СВЕТЛО, ХОРОШО, ЛЮБОПЫТНО). Молодцы, ребята!
- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние!)
- На ваших партах лежат листы самоконтроля. В течение урока вы будете оценивать свою работу и записывать. Только их подпишите.
Подведение к теме урока (проблемная ситуация)
- На слайде вы видите отрывки из стихотворений. Прочитайте их.
Все было тихо – лес и горы,
В глуши, во мраке заточенья
Видно, на море не тихо ,
- Кто является автором этих строк?
- Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Можете посовещаться.
1.Краткое прилагательное, т.к. отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении является сказуемым.
2.Наречие, т.к. отвечает на вопрос как? обозначает признак действия, в предложении является обстоятельством.
- К какой же части речи относится третье слово? ( Это не наречие и не краткое прилагательное ).
- К какой же части речи относится это слово, если оно не является наречием и кратким прилагательным? ( Создание проблемной ситуации )
Наша задача: разобраться, исследовать выделенное слово с точки зрения отнесённости его к части речи.
- Какой план работы для решения этого вопроса вы предлагаете?
План: (ответы учащихся)
1. Повторить признаки наречий.
2.Повторить признаки кратких прилагательных.
3.Найти сходства и отличия выделенных слов от наречий и кратких прилагательных.
- И сейчас я вас попрошу оценить свою работу.
- Приступаем к осуществлению нашего плана.
- На этих же листах имеется дидактический материал для наблюдений и анализа, т.е. предложения. Прочитайте их (работаем по рядам)
- В каждом предложении есть одно общее слово. Какое? Объясните орфограмму (непроизносимая согласная, проверочное слово грусть)
1ряд - 1. Её лицо было грустно.
3ряд - 2. Она смотрела грустно.
2ряд - 3. Ей было грустно.
Определение темы и цели урока
Задание: объясните, к каким частям речи они относятся и почему?
- Рассмотрим первое предложение.
- Слово 1группе: ( слово грустно является в первом предложении кратким прилагательным. Задаем вопрос от существительного лицо и отвечает на вопрос каково?В предложения является сказуемым).
- С первым пунктом нашего плана справились.
2 группа: Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
- Со вторым не возникло затруднений.
3 группа: В третьем предложении Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
- Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Давайте попытаемся выделить её признаки?
Ответы учащихся:
Это неизменяемая часть речи
Употребляется в предложении без подлежащего
- Следует отметить, что является сказуемым в безличном предложении, это предложение без лица, т.е. действие происходит само по себе, ни от чего не зависит, нет подлежащего, его нельзя подставить.
- Что обозначает это слово? ( Состояние человека )
- Как будут называться эти слова, если они обозначают состояние?
Ответы: Это слова категории состояния.
Слайд 3. Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока:
Категория состояния как часть речи
- Попробуйте определить цель урока (научиться определять значения слов,…)
- Оцените свою работу
Составление сравнительной таблицы разграничения омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния. Работаем в парах, можно использовать в качестве примеров предложения из карточки.
Он легко отвечает на любые вопросы. (нар. обстоятельство)
Облачко легко, невесомо. (крат. Прил., именная часть составного именного сказуемого)
Мне легко. (СКС, сказуемое)
- Сейчас попрошу заполнить таблицу на основании рассмотренных примеров.
Обстоятельство, связано с глаголом
Мать как-то спокойно сидела
изменяется по числам, родам
Сказуемое, связано с подлежащим
Утро тихо, радостно
Сказуемое в безличном предложении
Мне грустно и светло
- Сравните свои записи со слайдом № 4 и оцените свою работу
Сделаем вывод.
- Что называется категорией состояния?
- Давайте сравним наше определение с определением учебника: п.45, стр. 127, (правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей)
- А в это время желающему хочу дать работу со словарем. Нужно найти толкование слова КАТЕГОРИЯ и выделить то значение, которое соответствует нашему понятию.
Категория (с греч. – высказывание, суждение):
1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени);
2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории);
3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория).
(Словарь иностранных слов)
Ребята, я вас поздравляю, вы повторили лингвистическое открытие, сделанное известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.
VI. Физкультминутка.
Давайте дружно поаплодируем нашему открытию, пожмем друг другу руки и поиграем в вопрос - ответ. Это игра на внимательность. Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете, если нет – топаете
КС не изменяется
КС отвечает на вопрос что?
КС – самостоятельная часть речи
КС в предложении является обстоятельством
КС употребляется в безличном предложении
КС обозначает предмет.
КС отвечает на вопрос каков
КС является сказуемым.
- Оцените свою работу
VI. Работа по теме урока.
Переходим к практической части нашего исследования. Будем учиться узнавать СКС в лицо.
Задание 1. Работаем с учебником, упр. № 277 записываем предложение в тетрадь и комментируем по цепочке (один ученик у доски): предложение, СКС, значение.
- Оцените свою работу
Слайд 6. Наш урок открытий подходит к концу.
1. Слова категории состояния обозначают:
б) признак предмета
в) состояние природы
г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам
б) не изменяются
в) изменяются по падежам
3. Слова категории состояния в предложении являются:
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке
б) Туманное утро бесшумно
в) В море за кормой бесшумно
5. Определите значение слова категории состояния в предложении:
В лесу морозно и снежно
а) оценка действия
б) состояние человека
в) временное состояние
г) состояние природы
Самопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат:
- Оцените свою работу
VII. Итоги. Оценки.
- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.
(Возвращаемся к целям урока)
1.Совершили ли вы сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?
3. Чему научились?
4. Что сумели сделать?
- Сейчас попрошу посчитать баллы и поставить соответствующую оценку своей работе.
VIII. Домашнее задание (на выбор)
Выписать 7-8 предложений из учебника литературы со словами категории состояния
3. Сочинить небольшой рассказ на любую тему с использованием слов категории состояния
9. Рефлексия.
- Ребята, вы общаетесь друг с другом в социальных сетях? Используете ли вы смайлики, которые выражают всевозможные чувства? Весьма логично опасение, что активные пользователи Интернета скоро не смогут выразить свои эмоции словесно, их речь будет бедной и беспомощной.
Задание: выберите подходящий смайлик, определив ваше состояние, и прикрепите к листу самоконтроля.
Загрузить презентацию (679 кБ)
- Познакомить со значением категории состояния, её семантическими группами, морфологическими признаками, синтаксической ролью.
- Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
- Формировать навык определения, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.
- Развивать интерес к русскому языку.
Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, презентация
Ход урока
1. Орг. момент
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. На слайде записаны 3 предложения. (2 слайд).
- Задание: назовите повторяющиеся слова, определите их синтаксическую роль и часть речи.
- Какое предложение вызвало затруднение?
- Каким членом предложения является слово тепло, есть ли в предложении подлежащее, может ли оно быть?
- Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения его в предложение?
- Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по значению? (омонимы)
Части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его словокатегории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся.
Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата.
(слайд 3), заголовок
Запишите тему урока.
3. Усвоение новых знаний
- Какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 4)
1) определять значения .
2) отличать . от других частей речи
3) употреблять в речи .
- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния? (Нет)
- Сравним записанные на доске пары предложений. Попытаемся сделать их синтаксический разбор:
1) Лицо темнеет от загара. 2) Летом в Сочи темнеет очень быстро.
1) Весь июль солнце пекло немилосердно. 2) Весь июль пекло немилосердно.
- Что же увидели? В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого-глагола: темнеет, пекло.
- Таким образом, мы с вами видим, что в речи существуют предложения, не имеющие подлежащего.
- Что они передают? Они чаще всего передают состояния окружающей среды, физическое и душевное состояние людей.
- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):
- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (Каждое предложение содержит одно общее слово)
-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?
- Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным).
- От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро)
- На какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?)
- Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
- Во втором? – наречие, так как обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.
- В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.
- Давайте заполним таблицу на слайде (для заполнения каждого столбца таблицы вызываются ученики, наиболее “сильный” заполняет четвёртый столбец). Ученики работают со своей таблицей.(слайд 5,6,7,8)
Вопросы | Краткое прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? Какова? Каковы? | Как? Где? | Как? Каково? |
Что обозначает? | Признак |
- Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на теоретический материал, который лежит у вас на партах. (Один из учеников читает материал)
Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения: “Стыдно, больно, горько было ей”. (И.С. Тургенев)
Они отвечают на вопросы КАК? или КАКОВО? и обозначают состояние человека. Обратите внимание, что рядом со словами СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО есть глагольная связка БЫЛО, она указывает нам, что состояние имело место в прошлом. Они не зависят ни от каких других слов и являются сказуемыми в предложении, где нет подлежащего. Эти слова имеют особенное, не совпадающее ни с какой другой частью речи значение, имеют свои морфологические признаки и свою синтаксическую роль, следовательно, их можно выделить в особую часть речи, которую называют категория состояния (или слова состояния).
Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:
1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: “В толпе мне было всегда легко и отрадно”. (Тургенев);
2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например:“Мне душно и жарко”);
3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например:“Было солнечно и ветрено”);
4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например:“Нужно выучить правила”).
Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют сравнительную степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.
- Ребята, запишем в нашу грамматическую тетрадь, что обозначают слова категории состояния. (прочитать)
- Итак, подведем итоги.
- Что представляют собой слова категории состояния.
СКС – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы КАК? КАКОВО? Обозначает? Морфологические признаки категории состояния – не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Синтаксическая роль – сказуемое, в каких предложениях? (слайд 9)
- Молодцы. А теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 127.
- Как же мы рассуждаем, находя слова категории состояния в предложении? Читаем рассуждение стр. 128.
- А теперь мы с вами должны научиться отличать категорию состояния от прилагательного и наречия. ( слайд 11)
- Краткая форма прилагательного согласуется в роде, числе, падеже с определяемым существительным и в предложении бывает сказуемым. Наречие определяет глагол-сказуемое, отвечает на вопросы: как, когда и т.д. и в предложении является обстоятельством. Слова категории состояния употребляются в безличных предложениях и являются сказуемым.
4. Закрепление.
Задание 1.
- Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём.
- Посмотрите, как украшают слова категории состояния поэтический текст. Ведь поэзия – это, в первую очередь, выражение чувств, эмоций, переживаний. Здесь никак не обойтись без слов категории состояния.
- Давайте попробуем придумать собственные предложения, используя слова категории состояния (учащиеся придумывают по 2-3 предложения и озвучивают их).
Задание 2.
(Слайд 12) . Запишите к себе в тетрадь предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова и их синтаксическую роль.
Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка. (А.С.Пушкин)
И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. (А.С.Пушкин)
“Эй! Пошёл, ямщик. ” - “Нет мочи: коням, барин, тяжело. ” (А.С.Пушкин)
Задание 3.
(Слайд 13). Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями. Распределите в три колонки.
Его лицо было грустно.
Он грустно улыбнулся.
Мне грустно.
На него смешно смотреть.
Такое поведение смешно.
Он смешно выглядит.
Сочинение интересно написано.
С ним интересно спорить.
Соревнование интересно составом участников.
(Слайд 14). Проверим себя! Выделенные слова – наречия: 2, 6, 7. Слова категории состояния: 3, 4, 8. Краткие прилагательные: 1, 5, 9.
Задание 4. Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем?Работаем в карточке, которая у вас на столе.
Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.
Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.
Задание 5. (Слайд 15). Распределите слова категории состояния на группы: состояние человека, состояние окружающей среды, оценка состояния.
Состояние человека | Состояние окружающей среды | Оценка состояния |
скучно | тихо | плохо |
душно | ветрено | хорошо |
стыдно | сыро | красиво |
5. Подведение итога.
- Каково значение слов категории состояния?
- Назовите морфологические признаки категории состояния?
- В чём категория состояния схожа с наречиями и краткими прилагательными?
- Как различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные?
6. Домашнее задание. Текст и к нему задание.(слайд 17)
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле. о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м. шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н. кому (не) м. шает: вот исти. ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)
1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
Дыба Валерия 4 курс 3 группа
Конспект урока по русскому языку.
УМК: Русский язык. 7 класс. Разумовская М. М., 2012.
Тип урока: урок повторения, закрепления и обобщения.
Оборудование урока: доска, презентация, учебник.
Цели урока:
1) предметные:
- вспомнить, что такое наречие и категория состояния (основные характеристики);
- продолжить работу по формированию умения определять данную часть речи в предложениях;
- развить умение правильно употреблять слова данной части речи на письме (орфография).
2) метапредметные:
корректировать и развивать
- познавательные способности;
- логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
- умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- внимание, память, эмоциональную сферу;
- коммуникативные качества речи;
3) личностные:
- положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- уважительное, бережное отношение к родному языку;
- умение рационально использовать время.
I. Организационный этап (5-7 мин).
Проверка домашнего задания: проведение словарного диктанта из учебника (упр. №216).
Теперь закрепим сказанное, сделав упр. №213 и 215.
Для повторения материала по наречию предлагаю вам ответить на несколько вопросов (ответы учеников выделены курсивом):
- К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)
- Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)
- Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)
- Главный морфологический признак? (неизменяемость)
- Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)
- Синтаксическая роль? (обстоятельство)
II. Основной этап (35 мин.).
Упражнение на закрепление № 211. (2) (Ученики записывают в тетради, затем учитель проверят устно).
Подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте (13 наречий) (слайд 2)
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым,
Знает: просто быть слабым.
(Ученики ответили и записали в тетрадь данные наречия).
Вы знаете, что по значению наречия делятся на определенные разряды. Определите разряды и вопросы к следующим примерам наречий (слайд 3, 4).
Читайте также: