Разряды наречий по значению слова категории состояния конспект

Обновлено: 08.07.2024

Синтаксическая функция: в предложении обычно является обстоятельством , реже — определением.
Он пришёл домой затемно (когда? — обстоятельство времени). Чей-то голос донёсся издалека (откуда? — обстоятельство места). Прогулка (к а к а я?) пешком взбодрила меня (определение — наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета)

Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.

Наречие обозначает:

  • признак действия, если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться ( когда? ) вечером, опускаясь ( куда? ) вниз, идущий (как? ) быстро).
  • признак предмета, если относится к имени существительному (жаркое ( какое? ) по-русски, яйцо ( какое? ) всмятку).
  • признак другого признака, если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный ( в какой степени? ) чрезвычайно, прыгнувший ( как? ) далеко, далеко ( насколько? ) очень).

Разряды наречий:

Наречие как часть речи. Разряды

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:

  • указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
  • неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.);
  • вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
  • отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).

Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте: Путник увидел в лесу покинутую сторожку. Там он и заночевал .

Степени сравнения наречий

Наречия на о ( е ), образованные от качественных имён прилагательных , могут образовывать степени сравнения — сравнительную и превосходную.

Нужно запомнить!

Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще.Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. Оно на тебе сидит более красиво.

Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является. Сравнительная степень прилагательного относится к существительному , отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым . Сравнительная степень наречия относится к глаголу , отвечает на вопрос как? и является обстоятельством . Сравним: задача (какова?) проще — прилагательное, смог решить (как?) проще — наречие.

Следует различать омонимы в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:

  • У меня на душе спокойно (категория состояния);
  • Река течёт спокойно (наречие);
  • Дитя спокойно (имя прилагательное).

Обратите внимание : некоторые наречия образуют форму сравнительной степени от другого корня: хорошо — лучше , плохо — хуже .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема: Категория состояния как часть речи.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: урок - исследование с использованием приёмов методики критического мышления (кластер)

1 . Образовательная: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных.

2. Развивающая: развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез)

3 . Воспитательная: воспитывать интерес к морфологии русского языка.

Использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и методов , построенных на деятельностной компетентностной основе:

- метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос, на этапе рефлексии- определение настроения по смайликам);

- исследовательский (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск предложений со словами категории состояния);

- проектная деятельность (презентация).

Материально-техническое обеспечение урока:

набор карточек с заданиями;

учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;

словарь иностранных слов

Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.

Слайд №1 . Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром! На нашем уроке сегодня присутствуют гости.Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям.

- Ваша задача - назвать слова, которые передают состояние, давайте я начну, а вы мне поможете: мне с вами ИНТЕРЕСНО (немного ВОЛНИТЕЛЬНО, ТЕПЛО, УЮТНО, РАДОСТНО, СВЕТЛО, ХОРОШО, ЛЮБОПЫТНО). Молодцы, ребята!

- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние!)

- На ваших партах лежат листы самоконтроля. В течение урока вы будете оценивать свою работу и записывать. Только их подпишите.

Подведение к теме урока (проблемная ситуация)

- На слайде вы видите отрывки из стихотворений. Прочитайте их.

Все было тихо – лес и горы,

В глуши, во мраке заточенья

Видно, на море не тихо ,

- Кто является автором этих строк?

- Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Можете посовещаться.

1.Краткое прилагательное, т.к. отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении является сказуемым.

2.Наречие, т.к. отвечает на вопрос как? обозначает признак действия, в предложении является обстоятельством.

- К какой же части речи относится третье слово? ( Это не наречие и не краткое прилагательное ).

- К какой же части речи относится это слово, если оно не является наречием и кратким прилагательным? ( Создание проблемной ситуации )

Наша задача: разобраться, исследовать выделенное слово с точки зрения отнесённости его к части речи.

- Какой план работы для решения этого вопроса вы предлагаете?

План: (ответы учащихся)

1. Повторить признаки наречий.

2.Повторить признаки кратких прилагательных.

3.Найти сходства и отличия выделенных слов от наречий и кратких прилагательных.

- И сейчас я вас попрошу оценить свою работу.

- Приступаем к осуществлению нашего плана.

- На этих же листах имеется дидактический материал для наблюдений и анализа, т.е. предложения. Прочитайте их (работаем по рядам)

- В каждом предложении есть одно общее слово. Какое? Объясните орфограмму (непроизносимая согласная, проверочное слово грусть)

1ряд - 1. Её лицо было грустно.

3ряд - 2. Она смотрела грустно.

2ряд - 3. Ей было грустно.

Определение темы и цели урока

Задание: объясните, к каким частям речи они относятся и почему?

- Рассмотрим первое предложение.

- Слово 1группе: ( слово грустно является в первом предложении кратким прилагательным. Задаем вопрос от существительного лицо и отвечает на вопрос каково?В предложения является сказуемым).

- С первым пунктом нашего плана справились.

2 группа: Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

- Со вторым не возникло затруднений.

3 группа: В третьем предложении Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

- Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Давайте попытаемся выделить её признаки?

Ответы учащихся:

Это неизменяемая часть речи

Употребляется в предложении без подлежащего

- Следует отметить, что является сказуемым в безличном предложении, это предложение без лица, т.е. действие происходит само по себе, ни от чего не зависит, нет подлежащего, его нельзя подставить.

- Что обозначает это слово? ( Состояние человека )

- Как будут называться эти слова, если они обозначают состояние?

Ответы: Это слова категории состояния.

Слайд 3. Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока:

Категория состояния как часть речи

- Попробуйте определить цель урока (научиться определять значения слов,…)

- Оцените свою работу

Составление сравнительной таблицы разграничения омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния. Работаем в парах, можно использовать в качестве примеров предложения из карточки.

Он легко отвечает на любые вопросы. (нар. обстоятельство)

Облачко легко, невесомо. (крат. Прил., именная часть составного именного сказуемого)

Мне легко. (СКС, сказуемое)

- Сейчас попрошу заполнить таблицу на основании рассмотренных примеров.

Обстоятельство, связано с глаголом

Мать как-то спокойно сидела

изменяется по числам, родам

Сказуемое, связано с подлежащим

Утро тихо, радостно

Сказуемое в безличном предложении

Мне грустно и светло

- Сравните свои записи со слайдом № 4 и оцените свою работу

Сделаем вывод.

- Что называется категорией состояния?

- Давайте сравним наше определение с определением учебника: п.45, стр. 127, (правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей)

- А в это время желающему хочу дать работу со словарем. Нужно найти толкование слова КАТЕГОРИЯ и выделить то значение, которое соответствует нашему понятию.

Категория (с греч. – высказывание, суждение):

1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени);

2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории);

3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория).

(Словарь иностранных слов)

Ребята, я вас поздравляю, вы повторили лингвистическое открытие, сделанное известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.

VI. Физкультминутка.

Давайте дружно поаплодируем нашему открытию, пожмем друг другу руки и поиграем в вопрос - ответ. Это игра на внимательность. Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете, если нет – топаете

КС не изменяется

КС отвечает на вопрос что?

КС – самостоятельная часть речи

КС в предложении является обстоятельством

КС употребляется в безличном предложении

КС обозначает предмет.

КС отвечает на вопрос каков

КС является сказуемым.

- Оцените свою работу

VI. Работа по теме урока.

Переходим к практической части нашего исследования. Будем учиться узнавать СКС в лицо.

Задание 1. Работаем с учебником, упр. № 277 записываем предложение в тетрадь и комментируем по цепочке (один ученик у доски): предложение, СКС, значение.

- Оцените свою работу

Слайд 6. Наш урок открытий подходит к концу.

1. Слова категории состояния обозначают:

б) признак предмета

в) состояние природы

г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам

б) не изменяются

в) изменяются по падежам

3. Слова категории состояния в предложении являются:

4. В каком предложении есть слово категории состояния:

а) Бесшумно повернулся ключ в замке

б) Туманное утро бесшумно

в) В море за кормой бесшумно

5. Определите значение слова категории состояния в предложении:

В лесу морозно и снежно

а) оценка действия

б) состояние человека

в) временное состояние

г) состояние природы

Самопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат:

- Оцените свою работу

VII. Итоги. Оценки.

- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.

(Возвращаемся к целям урока)

1.Совершили ли вы сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?

3. Чему научились?

4. Что сумели сделать?

- Сейчас попрошу посчитать баллы и поставить соответствующую оценку своей работе.

VIII. Домашнее задание (на выбор)

Выписать 7-8 предложений из учебника литературы со словами категории состояния

3. Сочинить небольшой рассказ на любую тему с использованием слов категории состояния

9. Рефлексия.

- Ребята, вы общаетесь друг с другом в социальных сетях? Используете ли вы смайлики, которые выражают всевозможные чувства? Весьма логично опасение, что активные пользователи Интернета скоро не смогут выразить свои эмоции словесно, их речь будет бедной и беспомощной.

Задание: выберите подходящий смайлик, определив ваше состояние, и прикрепите к листу самоконтроля.

Загрузить презентацию (679 кБ)

  • Познакомить со значением категории состояния, её семантическими группами, морфологическими признаками, синтаксической ролью.
  • Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
  • Формировать навык определения, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.
  • Развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, презентация

Ход урока

1. Орг. момент

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. На слайде записаны 3 предложения. (2 слайд).

- Задание: назовите повторяющиеся слова, определите их синтаксическую роль и часть речи.

- Какое предложение вызвало затруднение?

- Каким членом предложения является слово тепло, есть ли в предложении подлежащее, может ли оно быть?

- Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения его в предложение?

- Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по значению? (омонимы)

Части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его словокатегории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся.

Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата.

(слайд 3), заголовок

Запишите тему урока.

3. Усвоение новых знаний

- Какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 4)

1) определять значения .

2) отличать . от других частей речи

3) употреблять в речи .

- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния? (Нет)

- Сравним записанные на доске пары предложений. Попытаемся сделать их синтаксический разбор:

1) Лицо темнеет от загара. 2) Летом в Сочи темнеет очень быстро.

1) Весь июль солнце пекло немилосердно. 2) Весь июль пекло немилосердно.

- Что же увидели? В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого-глагола: темнеет, пекло.

- Таким образом, мы с вами видим, что в речи существуют предложения, не имеющие подлежащего.

- Что они передают? Они чаще всего передают состояния окружающей среды, физическое и душевное состояние людей.

- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):

- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (Каждое предложение содержит одно общее слово)

-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?

- Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным).

- От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро)

- На какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?)

- Каким членом предложения является? предложении является сказуемым).

- Во втором? – наречие, так как обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.

- В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.

- Давайте заполним таблицу на слайде (для заполнения каждого столбца таблицы вызываются ученики, наиболее “сильный” заполняет четвёртый столбец). Ученики работают со своей таблицей.(слайд 5,6,7,8)

Вопросы Краткое прилагательное Наречие Слово категории состояния (СКС)
К какому слову относится? Существительное Глагол Не зависит от других слов
На какой вопрос отвечает? Каков? Какова? Каковы? Как? Где? Как? Каково?
Что обозначает? Признак

- Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на теоретический материал, который лежит у вас на партах. (Один из учеников читает материал)

Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения: “Стыдно, больно, горько было ей”. (И.С. Тургенев)

Они отвечают на вопросы КАК? или КАКОВО? и обозначают состояние человека. Обратите внимание, что рядом со словами СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО есть глагольная связка БЫЛО, она указывает нам, что состояние имело место в прошлом. Они не зависят ни от каких других слов и являются сказуемыми в предложении, где нет подлежащего. Эти слова имеют особенное, не совпадающее ни с какой другой частью речи значение, имеют свои морфологические признаки и свою синтаксическую роль, следовательно, их можно выделить в особую часть речи, которую называют категория состояния (или слова состояния).

Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:

1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: “В толпе мне было всегда легко и отрадно”. (Тургенев);

2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например:“Мне душно и жарко”);

3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например:“Было солнечно и ветрено”);

4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например:“Нужно выучить правила”).

Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют сравнительную степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.

- Ребята, запишем в нашу грамматическую тетрадь, что обозначают слова категории состояния. (прочитать)

- Итак, подведем итоги.

- Что представляют собой слова категории состояния.

СКС – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы КАК? КАКОВО? Обозначает? Морфологические признаки категории состояния – не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Синтаксическая роль – сказуемое, в каких предложениях? (слайд 9)

- Молодцы. А теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 127.

- Как же мы рассуждаем, находя слова категории состояния в предложении? Читаем рассуждение стр. 128.

- А теперь мы с вами должны научиться отличать категорию состояния от прилагательного и наречия. ( слайд 11)

- Краткая форма прилагательного согласуется в роде, числе, падеже с определяемым существительным и в предложении бывает сказуемым. Наречие определяет глагол-сказуемое, отвечает на вопросы: как, когда и т.д. и в предложении является обстоятельством. Слова категории состояния употребляются в безличных предложениях и являются сказуемым.

4. Закрепление.

Задание 1.

- Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём.

- Посмотрите, как украшают слова категории состояния поэтический текст. Ведь поэзия – это, в первую очередь, выражение чувств, эмоций, переживаний. Здесь никак не обойтись без слов категории состояния.

- Давайте попробуем придумать собственные предложения, используя слова категории состояния (учащиеся придумывают по 2-3 предложения и озвучивают их).

Задание 2.

(Слайд 12) . Запишите к себе в тетрадь предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова и их синтаксическую роль.

Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка. (А.С.Пушкин)

И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. (А.С.Пушкин)

“Эй! Пошёл, ямщик. ” - “Нет мочи: коням, барин, тяжело. ” (А.С.Пушкин)

Задание 3.

(Слайд 13). Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями. Распределите в три колонки.

Его лицо было грустно.
Он грустно улыбнулся.
Мне грустно.
На него смешно смотреть.
Такое поведение смешно.
Он смешно выглядит.
Сочинение интересно написано.
С ним интересно спорить.
Соревнование интересно составом участников.

(Слайд 14). Проверим себя! Выделенные слова – наречия: 2, 6, 7. Слова категории состояния: 3, 4, 8. Краткие прилагательные: 1, 5, 9.

Задание 4. Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем?Работаем в карточке, которая у вас на столе.

Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.

Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.

Задание 5. (Слайд 15). Распределите слова категории состояния на группы: состояние человека, состояние окружающей среды, оценка состояния.

Состояние человека Состояние окружающей среды Оценка состояния
скучно тихо плохо
душно ветрено хорошо
стыдно сыро красиво

5. Подведение итога.

  • Каково значение слов категории состояния?
  • Назовите морфологические признаки категории состояния?
  • В чём категория состояния схожа с наречиями и краткими прилагательными?
  • Как различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные?

6. Домашнее задание. Текст и к нему задание.(слайд 17)

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле. о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м. шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н. кому (не) м. шает: вот исти. ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

Дыба Валерия 4 курс 3 группа

Конспект урока по русскому языку.

УМК: Русский язык. 7 класс. Разумовская М. М., 2012.

Тип урока: урок повторения, закрепления и обобщения.

Оборудование урока: доска, презентация, учебник.

Цели урока:

1) предметные:

  • вспомнить, что такое наречие и категория состояния (основные характеристики);
  • продолжить работу по формированию умения определять данную часть речи в предложениях;
  • развить умение правильно употреблять слова данной части речи на письме (орфография).

2) метапредметные:

корректировать и развивать

  • познавательные способности;
  • логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • внимание, память, эмоциональную сферу;
  • коммуникативные качества речи;

3) личностные:

  • положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • уважительное, бережное отношение к родному языку;
  • умение рационально использовать время.

I. Организационный этап (5-7 мин).

Проверка домашнего задания: проведение словарного диктанта из учебника (упр. №216).

Теперь закрепим сказанное, сделав упр. №213 и 215.

Для повторения материала по наречию предлагаю вам ответить на несколько вопросов (ответы учеников выделены курсивом):

  • К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)
  • Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)
  • Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)
  • Главный морфологический признак? (неизменяемость)
  • Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)
  • Синтаксическая роль? (обстоятельство)

II. Основной этап (35 мин.).

Упражнение на закрепление № 211. (2) (Ученики записывают в тетради, затем учитель проверят устно).

Подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте (13 наречий) (слайд 2)

Не заслуга быть белым,

Не достоинство – русым,

Очень трудно быть смелым,

Очень просто быть трусом.

Кто не предал России

Ради собственной славы,

Знает: трудно быть смелым,

Знает: просто быть слабым.

(Ученики ответили и записали в тетрадь данные наречия).

Вы знаете, что по значению наречия делятся на определенные разряды. Определите разряды и вопросы к следующим примерам наречий (слайд 3, 4).

Читайте также: