Лисина потребность в общении конспект

Обновлено: 25.06.2024


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (6):

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения (конспект).doc

ГОУ ВПО Поморский Государственный Университет

имени М. В. Ломоносова

По дисциплине: Возрастная психология.

Конспект монографии М.И. Лисиной

Студентки 2 курса 21 группы

^ Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения

Понятие общения

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.

С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.


  • Помогает понять развитие психики ребенка, как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта

^ Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

Итог: сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением.

Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев


  • Внимание и интерес ребенка к взрослому

  • Эмоциональные проявления ребенка к взрослому

  • Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого

  • Чувствительность ребенка к отношению взрослого

  • Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)

  • Деловые (потребность в активной деятельности)

  • Личностные (потребность в признании и поддержке)

Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.

^ Экспрессивно - мимические


^ Развитие в онтогенезе:

экспрессивно – мимические предметно – действенные речевые

Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни

Этапы онтогенеза = формы общения

^ Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.


  1. Время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства

  2. Место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка

  3. Основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения

  4. Ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими людьми

  5. Основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребенка с взрослым

^ Механизм смены форм общения:

обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.

Продукты общения


  • взаимоотношения ребенка с окружающими людьми

  • образ самого себя, который у него возникает в результате коммуникативной деятельности.

  1. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми

^ Факторы и источники построение образа самого себя у дошкольников

Общение с взрослыми

Общение со сверстниками


Опыт индивидуальной деятельности

Образ самого себя

Образ самого себя – аффективно – когнитивный комплекс: аффективная часть представлена самооценкой, а когнитивная – представлением ребенка о себе. Представления детей о себе с возрастом становятся все более точными, но возможны и их устойчивые искажения под влиянием самооценки.

Читайте также: