Лисина потребность в общении конспект
Обновлено: 25.06.2024
Лекции
Лабораторные
Справочники
Эссе
Вопросы
Стандарты
Программы
Дипломные
Курсовые
Помогалки
Графические
Доступные файлы (6):
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения (конспект).doc
ГОУ ВПО Поморский Государственный Университет
имени М. В. Ломоносова
По дисциплине: Возрастная психология.
Конспект монографии М.И. Лисиной
Студентки 2 курса 21 группы
^ Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения
Понятие общения
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.
С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.
Помогает понять развитие психики ребенка, как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта
^ Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:
2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.
Итог: сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением.
Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев
Внимание и интерес ребенка к взрослому
Эмоциональные проявления ребенка к взрослому
Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого
Чувствительность ребенка к отношению взрослого
Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)
Деловые (потребность в активной деятельности)
Личностные (потребность в признании и поддержке)
Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.
^ Экспрессивно - мимические
^ Развитие в онтогенезе:
экспрессивно – мимические предметно – действенные речевые
Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни
Этапы онтогенеза = формы общения
^ Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.
Время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства
Место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка
Основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения
Ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими людьми
Основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребенка с взрослым
^ Механизм смены форм общения:
обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.
Продукты общения
взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
образ самого себя, который у него возникает в результате коммуникативной деятельности.
Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
^ Факторы и источники построение образа самого себя у дошкольников
Общение с взрослыми
Общение со сверстниками
Опыт индивидуальной деятельности
Образ самого себя
Образ самого себя – аффективно – когнитивный комплекс: аффективная часть представлена самооценкой, а когнитивная – представлением ребенка о себе. Представления детей о себе с возрастом становятся все более точными, но возможны и их устойчивые искажения под влиянием самооценки.
Читайте также: