Дифференциация м н конспект логопедического занятия

Обновлено: 28.06.2024

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

Ма - на Ма - на - ма - на
На - ма Мы - ны - мы - ны
На - ма - на Мо - но - мо - но
Ма - на - ма Му - ну - му - ну

2. Повтори слова.

Маша - наша Мыть - ныть Рамы - раны
Мил - нил Мытье - нытье Комок - конек
Миг - Ник Мука - наука Самки - санки
Дама - дано Дом - Дон Сама - Саня
Рама - рано Ком - сон Дима - Дина
Миша - ниша Там - тон Моль - ноль

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

Дуб свалила у села.

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

8. Выучи стихотворение.

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик.

Ученый пес, коза и бык,

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Нина - дом Комар - нос
Маша - сон Ната - мыло
Рома - ноты Таня - морковь

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Список использованной литературы

1. Алифанова К. А., Кгорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

3. Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

5. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

6. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, - М.: Просвещение, 1971.

7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982.

8. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1988.

9. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

11. Т'уманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

12. Цвьштарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.-- СПб.: Лань, 1998.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей 7-го года жизни с ОНР III уровня.

  • учить детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М;
  • учить детей дифференцировать звуки Н, Нь-М, Мь в слогах, словах и предложениях;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать навыки звуко-слогового анализа, анализа предложения;
  • воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивать его..

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят перед входом в кабинет.

- Придумать по 1 слову со звуком Н и со звуком М.

Дети стоят перед доской полукругом.

- Узнай букву и назови, какие звуки она обозначает. (Отвечают на задание логопеда.)

- К нам в гости пришли две куклы. Им нужно дать имена: имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой — со звука Н. (Дети называют кукол.)

- Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы сегодня будем учиться различать звуки Н, Нь и М, Мь.)

- Эти звуки и буквы этих звуков мы будем сегодня учиться различать.

III. Основная часть.

- Эти две куклы нам в этом помогут.

1. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков М-Н.

Спросить некоторых детей. (Дают характеристику звуков Н, Нь, М, Мь.)

ма-на-ма
на-на-ма
ма-ма-на
на-ма-на
на-ма-ма
ма-на-на
ма-ма-ма
на-на-на

Дети повторяют интонацию при произношении слоговых цепочек.

3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

- слоги: ма, на, ам, ан.

- слова: мак, нос, сом, сон, конфета, помощь, умножать, комната.

Дети поднимают нужную букву.

Дети дарят картинки со звуком Н — Нате, а со звуком М — Маше.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Действия по тексту физминутки.

4. Связь звуков и букв.

- Чем мы обозначаем звуки, когда пишем? (Звуки мы обозначаем буквами.)

- Сколько элементов у буквы М? А у буквы Н? (У буквы М – 4 элемента. У буквы Н – 3 элемента.)

- Посмотрите на эти две буквы и скажите, чем они отличаются? (Они отличаются тем, что у буквы М в середине две наклонные палочки, а у буквы Н в середине одна прямая палочка.)

- А чем похожи? (И у буквы М и у буквы Н есть две вертикальные палочки.)

Птички полетели, (Большой палец горизонтально, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.)
Крыльями махали, (Пальцы расставить. Взмахи ладонями.)
На деревья сели, (Руки вверх, все пальцы широко расставить.)
Вместе отдыхали. (То же, что и на первую строку.)

- Выложите цветную схему этих слов, используя фишки из пенала. (Работа с пеналом.)

- Выложите схему предложения на столе, используя фишки из пенала. (Выкладывают схемы предложений.)

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- Какая картинка получилась?

- Дайте характеристику этим звукам. (Звуки Н, М – согласные, твердые/мягкие, звонкие.)

- Молодцы! Нашим гостям понравилось как вы работали. Они принесли вам угощение — витамины.

Долгополова Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДСКВ № 60,
город Нижневартовск

Автор: Посадская Роза Минулловна

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить слуховой и моторный образы звуков М, Н; продолжать учить дифференцировать звуки М, Н на слух, в произношении.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, слухоречевое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование. Предметные картинки, зеркала.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вот собрался наш кружок,

Улыбнись скорей дружок.

Слева друг и справа друг,

Очень дружный общий круг.

Крепче за руки держитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение!

Ребята, я предлагаю вам разделится на две команды, для этого выберите себе эмблемы. Команда знайки присаживаются с этой стороны, а команда умники – с этой.

2. Характеристика и артикуляция звуков.

Они предлагают поиграть с их любимыми звуками. Как вы думаете, какой любимый звук у Настеньки? (Н), а у Марфушеньки? (М). Правильно, сегодня мы с вами поиграем со звуками (М) и (Н).

Для начала вспомним, что это за звуки?

Звук М он какой? (согласный, твердый, звонкий)

Звук Н он какой? (согласный, твердый, звонкий).

Произнесем эти звуки и понаблюдаем, как работают наши губы и зубы.

Логопед раздаёт зеркала детям, предлагает произнести звук М, затем Н (несколько раз), уловить разницу в их произнесении: при произнесении звука М работают губы, звука Н – язычок сучит об верхние зубы. Оба звука – звонкие.

3. Речевая зарядка.

Раз мы поделились на две команды, значит у нас будут соревнования. Команда Знайки будут играть за Настеньку, а команда Умники – Марфушеньку. Вы знаете, что делают спортсмены перед соревнованиями? (Разминку). Вы к разминке готовы? Все готовы? У каждого будет свое задание. Я бросаю мяч и называю слоги, а вы повторяете и возвращаете мне. За мной повторяет Илья.

МА-МА-НА НА-НА-МА

МО-МО-НО НО-НО-МО

МУ-МУ-НУ НУ-НУ-МУ

МЫ-МЫ-НЫ НЫ-НЫ-МЫ

Молодцы, ребята, вы не ошиблись, поэтому за задание разминка каждая команда получает по одной, фишке. Потом мы с вами посчитаем, кто из вас выиграет.

Первое задание для команды Знайки. Вспомнить три слова со звуком Н. (который начинается на звук Н).

А вашей команде, вспомнить три слова на звук М. Молодцы!

Какие фрукты и ягоды вы запомнили?

Надежда, Назар, Наиль, Нариман, Наталья, Настя.

Были ли среди этих имен имена девочек?

Молодцы! Команды получают по одной фишке.

5. Физминутка.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Я называю слова, если в слове есть звук М встает команда Марфуши, если звук Н – команда Настеньки.

Магнит, мука, павлин, малыш, носки, нос, морж, ком, клоун, крем, кувшин, сон, мазь.

Ваши команды получают по одной фишке.

Мы с вами поиграли, отдохнули и теперь можно приступить к следующему испытанию. Закончите слова со слогом МА или НА: зима, Анна, Дина, мама, одна, рама, пена, лама, луна, урна, сама, шина, дама, Зина, Сема, цена.

7. Сравнение звуков М, Н в произношении по картинкам.

Вы, наверное, обратили внимание, что наши герои расположены в середине цветочков. Нам нужно в их лепесточки разложить картинки. Сначала мы картинки назовем.

мост, мак, мука, муха, мыло, мышь; -самокат, комод, дама, замОк, зАмок, компас;-дом, дым, лом, альбом, ком, сом; нота, ноготь, ноги, носки, нос, насос;-банка, окно, сено, санки, конфета, зонт;-павлин, дельфин, слон, сон, клоун, телефон

Команда Знайки ищут картинки со звуком Н, а ваша - со звуком М.

Молодцы! Каждая команда получает по одной фишке. Я приглашаю первых участников команды.

8. Работа в тетрадях.

М: мак, самокат, комод, зАмок, альбом,

Н: санки, конфета, зонт, клоун, телефон

Все подарки подарили? Мы подарили подарки Настеньке и Марфушеньке. С какими звуками мы поиграли? Вспомним что мы знаем про эти звуки. Это какие звуки?

С каким заданием вам было легко справится? Какое задание было тяжелым для вас? Какое задание вам понравилось больше всего?

Если вам понравилось занятие, было интересно, прикрепите Желтый радостый смайлик на доску.

Если было скучно и неинтересно и нечего не понятно, то приклейте.

Используемая литература:

2 . Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.

3. Спивак Е.Н. Звуки М, Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. Издательство: Гном, 2012 г.

4. Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В. , Чевелева Н.Л. Основы логопедии. — М., 1989.

Оценить 2215 0

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ВОСПИТАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕКСКОЙ ГРУППЫ

Тема :Дифференциация звуков [м - н].

Задачи : учить различать звуки [м - н] на слух в слогах, словах и предложениях; упражнять в звуковом анализе слов; закрепить сколько звуков и их последовательность; развивать языковой анализ и синтез (восстановление деформированной фразы). Развивать словесно-логическое мышление. Воспитывать учебные навыки.

Оборудование : предметные картинки со звуками [м], [н], звуковые шары, схемы предложения, карточки для характеристики звуков.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- назовите на какие две группы делятся все звуки;

- как узнаем гласные? Согласные?

2. Введение в тему.

- отгадайте загадки, назовите первый звук в слове.

Тонкий хвост,

У какого животного один рог?

Отгадайте . (носорог)

- о каких звуках будем говорить на занятии?

3. Характеристика звуков [м], [н], сравнение.

- если услышите звук [н] – хлопните в ладоши, а

- если услышите звук [м] – подпрыгните.

5. Звуковой анализ слова панама, выстраивает звуковой анализ

Купить, Надя, панама, новая, мама.

8. Итог занятия. Перечислите все что мы сегодня с вами делали.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: