Общая характеристика семенных растений конспект урока

Обновлено: 28.06.2024

Цель: продолжить обучение, развитие и воспитание учащихся с использованием материала данной темы.

Образовательные: расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. На примере сосны и ели рассмотреть условия жизни голосеменных. Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.

Развивающие: продолжить формирование умений и навыков, умение выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.

Форма урока : комбинированный

Методы : словесные, наглядные, практические.

Формы проведения: беседа, самостоятельная и практическая работа.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка качества усвоения ранее изученного материала – 7 мин.
  3. Изучение нового материала – 30 мин.
  4. Закрепление материала, изученного на данном уроке – 4 мин.
  5. Подведение итогов – 2 мин.
  6. Домашнее задание – 1 мин.

Кто отсутствует на уроке?

На прошлых уроках мы с вами изучали Моховидные и Папоротниковидные. Давайте вспомним.

  1. Почему мхи и папоротники относятся к высшим растениям? (Есть органы.)
  2. Какие вегетативные органы имеются у мхов, а какие у папоротников? ( Мхи – стебель, листья, ризоиды. Папоротники – корень, стебель, листья.)
  3. Почему папоротники относятся к высшим споровым растениям? (Кроме основной и фотосинтезирующей ткани есть также покровные, механические и проводящие ткани.)
  4. Какой тип размножения характерен для папоротников и мхов? ( Сочетание полового и бесполого способа.)
  5. Какое самое важное условие для размножение споровых растений? ( Вода.)
  6. Чем отличается развитие папоротниковидных от моховидных? (У мхов спорофит – коробочка живет не долго, гаметофит – зеленое побегоносное растение. У папоротников – гаметофит – маленькая пластинка заросток, спорофит – зеленое многолетнее растение, имеющее корень, стебель, листья.)

Задание №1. Составьте схему размножения мхов, используя термины: протонема, взрослое растение, спермии, зигота, споры, яйцеклетка, коробочка, побег.

Задание № 2. Составьте схему размножения папоротников, используя термины: заросток, взрослое растение, антеридии, зигота, спорангии, архегонии, побег.

Дополнительные задания (для шумных учеников)

Задание №1 . Тестирование (выбрать один правильный ответ)

1. Папоротникообразные относятся к:

а) низшим споровым растениям в) высшим споровым растениям

б) низшим семенным растениям г) высшим семенным растениям.

2. У папоротникообразных отсутствуют:

а) корни б) стебли в) листья г) цветки.

3. Мхи относятся к высшим растениям, потому что у них есть:

а) ризоиды б) хлорофилл в) органы растения г) споры.

4. У сфагнума в отличие от кукушкиного льна нет:

а) листьев б) спорангиев в) стебля г) ризоидов.

5. Мхи размножаются:

а) спорами б) семенами в) корнями г) стеблями.

Правильные ответы: 1 в, 2 г, 3 в, 4 г, 5 а.

  1. Мхи относятся к высшим споровым растениям.
  1. Сфагнум не имеет ни корней, ни ризоидов.
  1. Папоротники – это высшие цветковые растения.
  1. Кукушкин лён вызывает заболачивание местности.
  1. Мёртвые клетки сфагнума бесцветны.

Верные утверждения: 1,2,4,5.

- С какими отделами растений мы познакомились на предыдущих уроках? (мхи, плауны, хвощи, папоротники)

- С помощью чего размножаются все эти растения? (с помощью спор)

Учеными установлено, что сегодня на Земле господствуют растения, размножающиеся семенами.

Сегодня мы познакомимся с древней группой семенных растений, которые относятся к отделу Голосеменные.

Отдел Голосеменные насчитывает около 700 видов. Представители – в основном древесные растения, травянистых форм нет.

Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений. Своего расцвета они достигли около 150 млн. лет назад. Тогда они господствовали среди наземных растений нашей планеты.

Из современных голосеменных наиболее известны хвойные. К ним относятся ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис и др. Запишем их.

Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны.

Сосна светолюбива. В сухих сосновых лесах (борах) всегда светло. Там стоят высокие, стройные, как колонны, деревья, ветви на которых остались только вблизи вершин, поэтому они пропускают много света. А на открытых местах сосны раскидистые.

Сосны неприхотливы. Их можно встретить на песках, на болотах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых они укореняются.

Ель. Ель отличается от сосны не только внешним видом. Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки.

Еловые леса в нашей стране занимают огромные пространства. В них царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются. Под деревьями нет подлеска и очень мало трав.

Хвойные имеют узкие игловидные листья – хвоинки.

Игловидные листья сосны – хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Хвоинки ели сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях.

У большинства голосеменных растений развиваются шишки.

Давайте подумаем, каким органом растения является шишка? Что это, плод или побег?

- Вспомните, на месте чего образуется плод? (на месте цветка)

- Что находится внутри плода? (семена)

- Видны ли семена внутри созревшего плода? (нет)

- Можно ли назвать шишку плодом? (нет)

- Что такое побег? (стебель с листьями и почками)

Теперь посмотрим, как шишка устроена внутри (демонстрация шишек Голосеменных)

- Можно ли назвать шишку побегом? (да)

Шишка – это видоизмененный побег, состоящий из оси и чешуй.

В шишках формируются половые клетки, происходит оплодотворение, и образуются семена.

- Чем защищено семя во время созревания? (сомкнутыми чешуями шишки)

- Что происходит с чешуями шишек, когда семена созревают? (раскрываются)

- Видны ли семена внутри созревшей шишки? (да)

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, за что голосеменные получили свое название? (за то, что семена располагаются на чешуйках открыто, голо)

Итак, семена расположены в шишках, на чешуях, ни чем не прикрыты, то есть семена голые. Отсюда и название отдела растений.

В семени есть запас питательных веществ (эндосперм), они защищены семенной кожурой, поэтому семя – более надежный орган размножения и расселения, чем спора. В семенная формируется зародыш нового растения. Он состоит из зародышевого корешка, почечки и зародышевых листьев.

Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений.

Давайте теперь разберемся, как происходит образование семян и их созревание. Поговорим о размножении Голосеменных растений на примере Сосны.

Сосна – однодомное растение. Вспомните, что это значит? (растения, у которых женские и мужские цветки находятся на одном растении).

Таблица со схемой размножения Голосеменных.

Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собранные тесными группами у основания молодых побегов и красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Мы уже с вами выяснили, что шишки представляют собой видоизмененные побеги.

Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются семязачатки, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. В них развивается пыльца, где образуются половые клетки – спермии.

Спермии – неподвижные клетки, без жгутиков. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.

После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, образуется пыльцевая трубка, а внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка.

Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.

Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.

Запишем схему размножения Голосеменных в тетрадь:

Красноватые шишки Зеленовато-желтые шишки

Семязачатки Пыльцевые мешочки с пыльцой

Женские гаметы – яицеклетки ← Перенос пыльцы ветром, прорастание пыльцевой трубки с мужскими

При этом в некоторых учебниках по биологии существуют устаревшие или упрощенные классификации:

  1. Семенные растения рассматриваются как группа, состоящая из двух таксонов в ранге отдела: Отдел Голосеменные, состоящий из четырёх указанных выше классов и Отдел Цветковые (Покрытосеменные).
  2. Голосеменные рассматриваются как группа, состоящая из четырёх таксонов в ранге отдела: Отдел Гинкговые, Отдел Гнетовые, Отдел Саговниковые, Отдел Хвойные.

Семенные растения обладают тремя очень важными преимуществами: разноспоровостью, способностью к образованию семян, способностью продуцировать неподвижные мужские гаметы. Вегетативное тело семенных растений образует споры двух типов: микроспоры (мужские) и мегаспора (женские). Первые дают начала мужскому гаметофиту, а вторые — женскому. Женские мегаспоры формируются в мегаспорангии. Из мегаспор вырастают женские гаметофиты — архегонии, продуцирующие яйцеклетки. Этот процесс проходит внутри семязачатка, так же как оплодотворение и развитие зародыша с образованием семени. Преимущества семенного размножения:

  • женский гаметофит защищен семязачатком и менее чувствителен к обезвоживанию, чем свободно живущий гаметофит;
  • семя содержит запас питательных веществ, используемый следующим спорофитным поколением после прорастания семени;
  • семена способны противостоять неблагоприятным условиям и могут оставаться в состоянии покоя и прорастать в благоприятных условиях;
  • у семян развиваются различные приспособления для распространения.

Голосеменные

голосеменные характеристика

Голосеменные — процветающая группа растений, распространенная по всему земному шару. Жизненные формы представлены деревьями и кустарниками, как правило, вечнозелеными с иголками вместо листьев. Голосеменные в настоящее время включают в себя 4 отдела: саговниковые, гинкговые, хвойные, гнетовые.


Размножаются семенами, но не формируют цветков и плодов. Большинство голосеменных — древесные хвойные растения. Листья игольчатые или чешуевидные, вечнозелёные (кроме лиственницы), слабо испаряющие воду. У всех хвойных образуется смола, заживляющая раны. Имеются мужские и женские шишки. В России в природе наиболее распространены ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник.

строение голосеменных

Мужские шишки, одиночные, состоят из многочисленных микроспорофиллов, расположенных спирально на общем стержне На каждом микроспорофилле развиваются два микроспорангия, вмещающих пыльцу. Пыльцевые зерна снабжены воздушными мешкам, служащими для распространения по воздуху.

Женские шишки состоят из центральной оси, на которой спирально расположены кроющие чешуи, а в их пазухах лежат семенные чешуи. У оснований семенных чешуи сидят парные семяпочки.

сосна

Листья — иголки у хвойных покрыты толстой кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа. Эти приспособления сберегают воду внутри растения во время голодных сезонов.

Жизненный цикл развития сосны

жизненный цикл развития сосны

Жизненный цикл проходит с преобладанием спорофита — диплоидной стадии. Созревание семян происходит на второй год после опыления. Следующей зимой шишки раскрываются, и семена разносятся ветром на большие расстояния.

Периодизация в размножении сосны:

  • Первое лето: женские шишки красноватые, около 5 мм длиной; пылинки попадают на женские шишки, но яйцеклетки ещё не сформированы
  • Второе лето: женские шишки зелёные, около 3—4 см длиной; в семязачатках образуются яйцеклетки и эндосперм, происходит оплодотворение
  • Ближайшая зима: женские шишки бурые, 5—6 см длиной; семязачатки превращаются в семена; в конце зимы семена, снабжённые плёнчатыми крылышками, распространяются ветром

Значение голосеменных:

  • обогащение атмосферы кислородом
  • источник древесины, смолы, канифоли
  • источник пищи, лекарственных веществ
  • использование в строительстве
  • сырьё для производства бумаги

Цель: познакомить учащихся с особенностями и многообразием семенных растений.

Задача урока:

Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.

Понятия урока: семенные, голосеменные, покрытосеменные растения, шишка, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации.

Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска, эл прил, учебник, тетради

Целевая установка (демонстрирую спору и семя, учащиеся формируют выводы и цель урока)

Какие группы растений вы знаете? (низшие и высшие)

Почему их так назвали? (низшие не имеют органов, тело представлено талломом; высшие – имеют органы:корень, стебель, лист.)

Какие из них возникли раньше? (низшие, водоросли, сначала одноклеточные)

Что понадобилось изменить растениям, чтобы они вышли на сушу? (покровные, проводящие ткани, хорошее заякоривание в почве, т.к. плотность низкая)

Как назывались первые наземные растения? (ринниофиты)

Демонстрирую слайд 2 на презентации, делаем вывод о том, что в первую очередь выйдя на сушу – растения развили покровные ткани.

Какой группе растений они дали начало? (высшие споровые)

Почему их так назвали? (имеют органы, размножаются при помощи спор)

Что такое спора? (клетка бесполого размножения)

На какие группы делятся ВСР? (с преобладанием спорофита, с преобладанием гаметофита – мхи)

Проверка заполнения таблицы (проверка выполнения письменного д/з) слайд 3-4

Особенности строения

Папоротники

Увлажнённые, но и сухие места

Проверка заданий по рядам:

Письменно пользуясь интернетом описать размножение:

1ряд – щитовника мужского (папоротника)

2 ряд хвоща полевого (хвоща)

3 ряд кукушкиного льна (мха)

Щитовник мужской На листовых пластинках образуются сорусы, (множество спорангиев). В них созревают споры, растрескиваются спорангии спора прорастает и даёт начало гаметофиту (очень мелкий, рассматриваемый только под микроскопом, форма сердечка). Образуются гаметы – растение со спорами – спорофит

Хвощ полевой Весной из почек корневища на поверхность почвы вырастает спороносный, бесхлорофилльный побег (стебель) с мутовчатым расположением редуцированных (маленьких) листьев, заканчивающийся спороносным колоском (стробилом). Он имеет ось, на которой размещены зонтиковидные спороносные листья– спорофиллы. С нижней стороны спорофиллов, обращенной к оси стробила, находится от 5 до 10спорангиев. После созревания спор спороносные листья стробила размыкаются, спорангии лопаются и споры разносятся ветром. Вследствие содержания в спорах хлоропластов они быстро (в течение 3-х недель) теряют всхожесть. Попадая на увлажненный илистый грунт, группы спор прорастают в хлорофиллоносные гаметофиты , достигают половой зрелости через 3-5 недель после прорастания. На мужских гаметофитах, меньшего размера, образуются антеридии– мужские гаметангии, на женских – архегонии. Для достижения сперматозоидами яйцеклеток, находящихся в архегониях, необходима вода. Зародыши крепятся стопой к животику архегония и получают из гаметофита необходимые питательные вещества для развития, формируя зачаточный корешок, стебель и почку. После формирования, зародышевый корешок начинает расти, закрепляется в почве и молодой спорофит отсоединяется от гаметофита, который через некоторое время отмирает. После спороношения весенние(спороносные) побеги отмирают и из почек корневища вырастают зеленыеассимиляционные побеги.

Слайд 9 Ученики формируют цель урока

Слайд 10 Число, тема в тетради

Семенные растения – это растения, размножающиеся при помощи семян.

Семя – многоклеточная структура размножения растений.

Слайд 12 Сравни споровый и семенной папоротник. Разбираем вопрос происхождения семенных растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 6 класса "Отдел Голосеменные. Общая характеристика." В конспекте даётся дополнительный материал по голосеменным растениям.

Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и многообразие.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и многообразием голосеменных растений

– изучить особенности строения голосеменных растений; указать на признаки, позволившие отнести их к группе высших семенных растений; дать представление о многообразие растений данного отдела; указать на преимущества семенного размножения над споровым.

- получить представление о многообразии голосеменных растений, изучить их роль в природе, узнать о практическом значении для человека голосеменных растений. Обобщить знания по изученной теме, уделив внимание приспособленности растений.

– развивать умение учащихся анализировать полученную информацию, выделять главное, обобщать, делать выводы, работать в группах, применение знаний на практике.

– воспитывать критически мыслящую личность, чувство бережного отношения к природе, любовь к родному краю.

Тип модуля: К-С, С-П, А-П

Актуализация знаний о строении и многообразии голосеменных растений.

Демонстрация изображения представителей споровых растений





А. Представители, каких отделов растений вы видите на фото?

Б. Перечислите особенности каждого отдела.

В. Какие особенности объединяют данные растения?

Г. В чем особенности среды обитания мхов, папоротников, хвощей и плаунов?

Д. От чего зависит среда обитания данных растений?

3 . Создание проблемной ситуации.


А. Репродукцию, какой картины вы видите на экране?

Б. Кто является автором картины?

В Какие растения изображены на репродукции?

Г К какому отделу растений относятся сосны?

Д. Предположите, какие особенности растений легли в основу названия Голосеменные?

4. Изучение нового материала

Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений.

Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.

Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.

Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.

Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

Оказывается …:

- сосна – в Японии символ долголетия, отваги и мужственности; дерево людей, родившихся с 19 февраля по 28/29 февраля и с 24 августа по 2 сентября; символ света, огня, плодородия и бессмертия у северных народов;

- пихта – дерево людей, родившихся со 2 по 11 января, с 5 по 14 июля;

- лиственница – символ России;

- обычай украшения ели в Новый год пришел к нам из Германии;

- кипарис - символом скорби и чужого горя. В Древней Греции у дверей умершего вешали ветвь кипариса, а на могилах сажали молодые кипарисы;

- кедр (сосна сибирская) - символ силы, достоинства, неподкупности, долговечности. Герб одного из городов России.

Группы получают задания: 1 группа – общая характеристика голосеменных растения, 2 группа – многообразие голосеменных растений, 3 группа – практическое значение голосеменных растений, 4 группа – оценщики работы групп. Группы получают флипчарты и карандаши для оформления (время 7 минут).

1 группа.

Общая характеристика голосеменных растений:

Жизненные формы – деревья, редко полукустарники, трав нет.

Образуют видоизмененный побег – шишку.

Размножаются с помощью семян – это их основное отличие от споровых растений. Семена содержат запас питательных веществ.

Плодов не имеют.

Листья в виде иголок – хвоинки.

Чаще вечнозеленые растения.

Нет настоящих сосудов.

Разнополые растения (есть мужское и женское растение).

Оплодотворение без участия воды, поэтому мужская гамета (половая клетка) неподвижна, называется спермий.

Питаются как и все растения автотрофным путем (образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза, выделяют кислород в атмосферу).

Семена не прикрыты стенками плода, лежат открыто на чешуйках шишек – отсюда название отдела.

Сосновый лес называется тайгой.

Растения этого отдела выделяют в окружающую среду летучие вещества, убивающие бактерии - фитонциды.

2 группа.

Многообразие голосеменных растений:

Отдел насчитывает около 700 видов растений.

Голосеменные растения появились около 400 млн. лет назад, рассвет их пришелся на мезозойскую эру триасового периода. На земле было сухо и холодно, поэтому листья видоизменились в хвоинки. Распространены в умеренном климате.

Являются одними из древних среди высших семенных растений.

В состав отдела входят 3 класса: класс Саговниковые – около 100 видов, класс Гинкговые – 1 вид, класс Хвойные - 600 видов.

Класс Саговниковые – обитают в тропиках и субтропиках, внешне похожее на пальму голосеменное растение, семена которого образуются не в плодах, а на чешуях шишек. Масса одной шишки превышает 40 кг. Кроме того, у саговников самые крупные сперматозоиды, их можно видеть невооруженным глазом. Растут они исключительно медленно. Листья хорошо адаптированы к запасанию воды: они толстые, саговниковые хорошо приспособлены к засушливым местообитаниям.

Класс Гинкговые – сейчас осталось лишь одно растение этого класса – это Гинкго билоба, живое ископаемое, дикорастущие виды встречается только в горах Китая, листья в виде веера или утиных лапок, семена несколько напоминают абрикос, однако обладают неприятным запахом прогорклого масла (его даёт масляная кислота). Высотой 40м. Некоторые деревья достигают возраста 2500 лет. Осенью листья желтеют и быстро опадают. Отваренные или жареные семена гинкго с давних времен употребляют в пищу.

Класс Хвойные – самый многочисленный класс из этого отдела. К ним относят сосну, ель, можжевельник, кипарис, тую, лиственницу, эфедру, секвойю или мамонтово дерево, самое высокое в мире (150м в высоту).

Сосна- однодомное растение, т.е. мужские и женские гаметы развиваются на одном растений. Через 15-30 лет на верхушках побегов можно увидеть небольшие красноватые шишки – женские шишки, ниже зеленовато-желтые – это мужские. Сосны светолюбивые растения, поэтому побег тянется вверх, а нижние ветви отмирают. Хвоинки располагаются попарно на коротких побегах. Хвоя сохраняется 3-6 лет. Сосна растёт в сухих местах. Может расти даже на песках. Сосновые леса всегда сухие. Поэтому в сосновых лесах нужно особенно осторожно обращаться с огнём.

Можжевельник – двудомный хвойный кустарник. Шишки обычно созревают к первому, иногда к 2 или 3 году. Эти шишки мягкие, шарообразные темно-синего или темно-красного цвета. Их называют шишкоягодами.

Кедр – похож на ель, но его игольчатые листья мягкие, незаостренные, поэтому они не колются.

Туя – имеет широкие чешуйчатые листья.

Ель Шренка – относится к двудомным кустарникам высотой 10м, изредка встречающийся в Терскей-, Кунгей- и Заилийском Алатау. Ель Шренка занесена в красную книгу Казахстана. Очень медленно растет, наклоняясь к земле, поэтому ее называют стелющейся. Семена не успевают развиться, поэтому эта ель размножается вегетативным способом. В природе живет до 300 лет. Ель обыкновенная – высотой до 40м, теневыносливое холодостойкое растение, Хвоинки располагаются на побеге по одному. В среднем растет 250-300 лет, в молодом возрасте ель растет медленно, после 10 лет темпы роста резко возрастают. Для своего роста и развития требует много влаги. Поэтому еловые леса тёмные, влажные.

Эфедра- двудомное голосеменное растение, кустарник высотой 15-40 см. Листья видоизменены в мелкие чешуй. Так, как листья-чешуйки опадают рано, фотосинтез происходит в ветках. Ветви ее множественные, зеленые и гладкие. Стебли прямые, с одеревенелой поверхностью. Цветет растение мелкими цветками, собранными в небольшие колоски. Этот период наступает в мае или июне. Места обитания эфедры – Кавказ, Западная Сибирь и южные области Европейской части России. Растение любит полупустынные равнины и пустыри, зоны с почвой умеренной влажности.

Лиственница – листопадное дерево высотой 40 м неприхотливое, может расти в любых условиях в основном в северной части России. Мало требовательна к количеству осадков, температуре, влажности воздуха. Долговечна, доживает до 600 лет. Хвоинки собраны в пучок – отличительный признак. Единственное растение из хвойных, которое каждую осень сбрасывает хвою. Плодоносит лиственница шишками красноватого цвета. Внутри каждой шишки вызревают семена, причем всхожесть их чрезвычайно низкая. Обильное плодоношение повторяется каждые 7 лет. Семена вызревают очень долго.

3 группа.

Практические значение голосеменных растений: сосна, ель, кедр (сосна сибирская), можжевельник, лиственница, эфедра, туя, кипарис, секвойя.

Древесина хвойных высоко ценится в строительстве, применяется для изготовления мебели, музыкальных инструментов, в кораблестроении. Она долговечна, так как пропитана смолой.

Живица – смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло ее народное название. Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения.

Живица используется и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения. Скипидар – жидкость, получаемая из смол хвойных растений. Его используют как растворитель или в виде мази.

Шишкоягоды можжевельника используют в медицине, кулинарии, парфюмерии.

Ветки эфедры обладают лечебным свойством, препараты используются для возбуждения нервной системы, для лечения астмы и аллергии.

Хорошо развитая мощная корневая система предотвращает эрозию почв, не допуская смыва водой и выдувания ветром плодородной части.

Там, где растут голосеменные растения почва не разрушается снегом и ливневыми дождями.

Вместе с другими растениями голосеменные регулируют круговорот воды в природе, образуют органические вещества.

Сосна выделяет особые летучие антибактериальные вещества – фитонциды. Например, как лук и чеснок. Так мы ощущаем особый воздух в сосновом лесу.

Растущие в лесах ели, сосны, лиственницы, кедры поглощают из воздуха углекислый газ и обогащают его кислородом. Таким образом очищают атмосферу.

Древесину хвойных растений используют как строительный и поделочный материал.

Из древесины ели изготавливают бумагу. В лекарственных целях используют молодые верхушки веток с почками (собирают ранней весной, срезая их у основания, сушат в тени), незрелые семенные шишки (собирают в июне - сентябре), смолу и скипидар.

С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, как нити шелка.

Из лиственницы – из-за прочной, устойчивой к гниению древесины ее использовали в строительных целях (инженеры Древнего Рима использовали ее постройки амфитеатров), материал для судов, канализационных труб.

Кедр (сосна сибирская) – вечнозеленое теневыносливое растение высотой 35-44 м, диаметр ствола около 2м. древесина используется в производстве карандашей, из неё делают рояли, арфы, гитары. Орехи идут на изготовление кедрового жирного масла. Хвоей кедра лечат цингу – кровоточивость десен, живицей — раны, порезы и ожоги. В народной медицине настой скорлупы свежих орехов пьют при глухоте, нервных расстройствах, болезнях печени и почек, от геморроя, отваром скорлупы моют руки и ноги для удаления волосатости.

Эфедра - единственный растительный источник получения эфедрина – лекарственного вещества, способного стимулировать работу дыхательного центра, расслаблять гладкую мускулатуру бронхов, возбуждает нервную систему, повышает кровяное давление, для лечения энуреза. В народной медицине эфедра показана при ревматизме, болезнях пищеварительного тракта, подагре, крапивнице, гипотонии, при носовых кровотечениях и туберкулезе легких, для лечения ожирения. Эфедра – токсичное растение, средства из нее отличаются сильным действием, поэтому применимы только после консультации врача.

Из ветвей пихты получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.

Выращивают кипарисы в садах и парках в качестве декоративных деревьев, часто используют в качестве живой изгороди. Кипарис теплолюбивое растение, не терпящий морозов.

4 группа –


Рассмотрим размножение хвойных на примере сосны.

Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение.

На молодых стеблях образуются два вида шишек – укороченных побегов: мужские и женские. Пыльцевое зерно, попав на чешую женских шишек, прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки, сливается с ней – происходит оплодотворение. У сосны между опылением и оплодотворением проходит 12 - 14 месяцев, этим она отличается от большинства хвойных. Мужской гаметофит редуцирован до размера нескольких клеток и заканчивает свое развитие на поверхности мегаспорангия. Женский гаметофит развивается внутри мегаспорангия и остается соединенным с материнским растением – спорофитом. Одновременно с формированием и ростом семени увеличивается и древеснеет шишка. Крылатые семена сосны очень легкие. Раскрываются шишки только в сухую погоду, тогда ветер подхватывает семена и разносит по всему лесу.

Читайте также: