Летучий корабль конспект урока 3 класс перспектива

Обновлено: 02.07.2024

- о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.

- работать с текстом сказки.

- раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

- соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;

- определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

- проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Информационный материал: учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: конверты с заданиями, сигнальные карточки.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

1. Организационный момент, вступительное слово учителя.

- Добрый день! Глазами проверили готовность рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым листом и другими справочными материалами, сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и внимательные глаза. Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

2.1. - Определите сказку, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.

- Определите сказку, в которой главный герой выполнил наказ мудрого старичка и смог приобрести сразу несколько волшебных помощников,

- В какой народной сказке главный герой поделился единственной краюшкой хлеба с незнакомым старичком.

(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий корабль”) Презентация - 1 слайд*

- По этим двум сказкам мы сегодня на уроке и будем путешествовать.

И чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы освоили на предыдущих уроках литературного чтения.

2.2. - И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин” 2 слайд со своими вопросами тут как тут:

    Назовите значение слова “признак”.
  • Перечислите признаки волшебной сказки.
    Назовите значение “особенности”.
  • Назовите особенности волшебной сказки, с которыми мы познакомились.
    Верно ли, что понятия “признак” и “особенность” обозначают одно и то же? Обоснуйте своё мнение.
    Можно ли считать, что особенности одной волшебной сказки обязательно повторятся в других волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу.

- Сегодня мы с вами проведем небольшое исследование, сравнивая прочитанные две волшебные сказки по определенному плану. 7 слайд

3.1. Учащиеся получают на группу комплекты незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12 минут, курсивом дан возможный правильный вариант ответа.

Три раза поклонился.

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
- Ежик! Ежик! Выходи.
В небе радуга гляди.
Что. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!

3.2. Социализация.

Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

Группы обмениваются работами (заполненными таблицами), проверяют и оценивают одноклассников с учетом внесенных исправлений. Взаимооценка выполняется с помощью приема “Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый – неточности, зеленый – правильный ответ.

5. Итоги урока. Рефлексия.

5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд

- Каждая группа должна быстро по итогам работы в таблице сравнения двух сказок назвать:

А) Какие признаки волшебной сказки работают в сказке “Иван-царевич. ”

Б) Какие особенности вы увидели в сказке “ Иван-царевич. ” (Несколько троекратных повторов; беда – покража. ; главный герой царский сын, нет поединка Г. с противником).

В) Какие признаки волшебной сказке работают в сказке “Летучий корабль”.

Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть поединок, нет беды – герои пытают счастья, повторов событий много, но они не троекратные, кроме одного.

5.2. Работа с фразой конструкт.

- Возьмите карточку с фразой конструкт и выполните задание в группе, при необходимости можно использовать материалы “Путевого листа”** и таблицы сравнения.

- Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная потому, что

имеет признаки волшебной сказки: .

имеет особенности волшебной сказки: .

- Сказка “Летучий корабль” волшебная потому, что

имеет признаки волшебной сказки: .

имеет особенности волшебной сказки: .

5.3. Самооценка.

- Наш урок приближается к концу. Возьмите ленты достижений** и выполните самооценку. Сдайте, пожалуйста, свои работы.

6. Организованный конец урока.

- Спасибо за работу. 9 слайд

- Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня целый день вам сопутствует удача. 10 слайд

Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, изучить понятия: народная сказка, волшебная сказка, обработка сказки, присказка, сказочные предметы, сказочные превращения, структура сказочного текста, герой сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу; личностные: работать с текстом повествовательного характера (определение основной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемыми).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

На опушке в избушке

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

— Что вы прочитали? (Скороговорку.)

— Какой звук повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [ш].)

— Хором прочитайте скороговорку тихо (громко; еще громче).

— А сейчас начнем читать медленно, постепенно увеличивая темп. (Объявляется конкурс на самое быстрое чтение этой скороговорки. Читают желающие ученики.)

— Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно, так как здесь говорится о кошках в лукошках, которые шьют старушкам сапожки.)

III. Проверка домашнего задания

— Какой рассказ по картине вы приготовили?

— Кто из вас приготовил пересказ сказки?

IV. Постановка целей урока

— Кто автор прочитанной нами сказки? (Это русская народная сказка.)

— Почему такие сказки называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.)

— Ребята, в одной сказочной стране злой волшебник заколдовал интересные добрые сказки. Не поможете ли вы мне расколдовать эти сказки, вспомнить, как они называются, по отдельным словам?

— Знакома вам эта сказка?

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

(Текст сказки читают учитель и учащиеся (по выбору учителя) или смотрят видеозапись сказки.)

— Поделитесь впечатлениями от прочитанного.

— Как вы считаете, к какому виду можно отнести эту сказку? (Это волшебная сказка.)

— Докажите, что она волшебная. (Примерный ответ. Каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение, а отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.)

— Как вы думаете, заголовок отражает содержание или основную мысль сказки?

— Найдите и перечитайте концовку сказки. Как вы понимаете значение слова вершить? Найдите его в словаре. (Вершить — совершать, выполнять.)

— Что вас удивило в этой сказке? О какой мечте в ней говорится?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— Чему учит эта сказка?

— Чем сказка в учебнике отличается от мультфильма по ней, который мы посмотрели?

— Почему одни и те же сказки в разных сборниках могут отличаться по содержанию? (Их автор — народ, а записали и обработали их разные писатели.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Планируемые результаты

Предметные: осмыслять особенности волшебной сказки , давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.

1. Организационный момент, самоопределение к деятельности.

2. Открытие нового знания.

а) Работа с текстом до чтения.

- Ребята, каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение; отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.

- Дома вы познакомились с содержанием другой чудесной сказки. Как она называется? Знаете ли вы еще другие сказки, где есть такой волшебный корабль? Вспомните героя предыдущей сказки, похож ли он на героя новой сказки? Чем?

б) Работа с текстом.

в) Вопросы после прослушивания. Исследовательская работа в группах.

- Давайте разберёмся, ребята, к какому виду относится эта сказка, по вашему мнению?

- Предлагаю вам поработать в группах, провести исследование и заполнить таблицу параметров, доказав или опровергнув тем самым свое предположение.

Хворост в войско, солома в . охлаждает, морозит

Волшебные помощники

Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Волшебные предметы

Хворост, солома, летучий корабль.

Живая и мёртвая вода.

Особенности волшебной сказки

Главный герой

Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик.

Повторы событий (троекратные)

Полёт и встречи с волшебными помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания царя выполнить.

Много друзей. Царская дочь и царство.

- Кто готов представить свою работу?

Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы.

3. Самостоятельная работа.

- Обратите внимание на следующее задание на карточке.

- Отредактируйте в паре текст об Иване, опираясь на текст учебника.

Иван - младший сын в семье. Умом особым не отличался: дурачком его прозвали. Одет он был всегда в дырявую рубашку; чёрной коркой хлеба питался. Раз услышал он весть, что, кто построит летучий корабль, тот на царской дочери женится. Захотел он построить сам такой корабль. Взял топор, отправился в лес, высмотрел самую большую сосну, стал её рубить. Тут старичок к нему подошёл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- к содержанию и героям волшебной сказки

- к определению признаков и особенностей волшебной сказки

- о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”

- работать с текстом сказки.

- раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

- соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки

- определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение

- проводить анализ сказки с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице

Развивать навыки чтения, умение производить анализ художественного произведения, расширять активный словарный запас учащихся, процессы мышления: анализ, синтез, умение адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога, умение выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Воспитывать положительную мотивацию к чтению, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска.

Информационный материал:

Учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73, справочный материал для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).

Демонстрационный материал:

Интерактивный материал:

Конверты с заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

3. Исследование сказки “Летучий корабль” и оформление результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

Организационный момент, самоопределение к деятельности.

- Ребята, рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза. Проверьте готовность рабочего места.

- С каким жанром русского фольклора мы познакомились на предыдущих уроках?

- Прочитайте высказывание на доске. Что вы можете сказать?

- Хотите ли вы и дальше продолжить путешествие по волшебной стране сказок? Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!

Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

- Чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы освоили на предыдущих уроках литературного чтения.

Мозговой штурм.

- Что такое сказка?

-Назовите структуру сказки.

- Приведите примеры зачинов.

- Приведите примеры концовок.

- Какие виды сказок вам известны?

- Назовите особенности волшебных сказок.

- Назовите героев волшебной сказки.

- Определите сказку, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.

- Как называется эта замечательная картина и кто её автор?

Открытие нового знания.

а) Работа с текстом до чтения.

- Ребята, каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение; отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.

- Дома вы познакомились с содержанием другой чудесной сказки. Как она называется? Знаете ли вы еще другие сказки, где есть такой волшебный корабль? Вспомните героя предыдущей сказки, похож ли он на героя новой сказки? Чем?

б) Работа с текстом.

- Сейчас я предлагаю вам послушать эту сказку в исполнении артиста театра. Обратите, пожалуйста, внимание на все средства выразительности, артистизм исполнения и дикцию рассказчика.

2. Вопросы после прослушивания. Исследовательская работа в группах.

- Давайте разберёмся, ребята, к какому виду относится эта сказка, по вашему мнению?

- Предлагаю вам поработать в группах, провести исследование и заполнить таблицу параметров, доказав или опровергнув тем самым свое предположение.

Признаки волшебной сказки

Волшебные превращения

Хворост в войско, солома в . охлаждает, морозит

Волшебные помощники

Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Волшебные предметы

Хворост, солома, летучий корабль.

Живая и мёртвая вода.

Особенности волшебной сказки

Главный герой

Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик.

Повторы событий (троекратные)

Полёт и встречи с волшебными помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания царя выполнить.

Много друзей. Царская дочь и царство.

- Кто готов представить свою работу?

Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы.

4. Самостоятельная работа.

- Обратите внимание на следующее задание на листике.

- Отредактируйте в паре текст об Иване, опираясь на текст учебника.

Иван - младший сын в семье. Умом особым не отличался: дурачком его прозвали. Одет он был всегда в дырявую рубашку; чёрной коркой хлеба питался. Раз услышал он весть, что, кто построит летучий корабль, тот на царской дочери женится. Захотел он построить сам такой корабль. Взял топор, отправился в лес, высмотрел самую большую сосну, стал её рубить. Тут старичок к нему подошёл.

- Кто готов представить свою работу?

5. Рефлексия.

-Итак, ребята, подведем итоги. С каким видом сказки мы познакомились?

- Докажите, что эта сказка является волшебной сказкой.

Дерево держится корнями, а человек друзьями. Раскройте ее смысл как бы вы соотнесли данную пословицу с идеей нашей сказки?

6. Домашнее задание (на выбор)

Сделайте иллюстрацию к сказке. Презентуйте её в классе.

7. Психофизическая разгрузка.

Анализ и рекомендации зам. директора по УР:

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока

1.Дидактическая задача урока соответствует отобранному содержанию.

2.Дидактическая задача решена.

Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника

Приемы обучения и учения соответствуют решению триединой образовательной цели

1. Формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) соответствуют решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразно использование предложенных заданий

Цели и решение основной дидактической задачи урока достигнуты.

Практическая направленность урока

Вопросы, упражнения, предлагаемые для выполнения школьникам имеют практическую направленность.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока высокий.

2. Характер самостоятельной учебной деятельности творческий.

3. Взаимопомощь организована на высоком уровне.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД формировались в соответствии с требованиями ФГОС на каждом этапе урока

Применялись ИКТ на уроке в полном объёме.

Структуры урока соответствовала основной дидактической задаче

Соблюдались нормы педагогической этики

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы имели место.

Читайте также: