Условия эффективности внедрения инклюзивного образования конспект

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация Статья посвящена условиям внедрения инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения. Рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением прав инвалидов в начальном профессиональном образовании.

Ключевые слова инклюзия, инклюзивное образование, обучение в начальном профессиональном образовании лиц с особыми потребностями.

В России инклюзивное профессиональное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов по подготовке к профессиональной деятельности, улучшению их социальных навыков.

Ключевым принципом инклюзивного образования является обучение людей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что в данных образовательных учреждениях созданы все необходимые условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями :

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми

Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с обычно развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. [3]

Необходимым условием реализации инклюзивного профессионального образования является специальная обучающая среда, включающая:

-наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;

-комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;

-создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т. д. (1)

К числу основных условий, тормозящих внедрение инклюзивного образования в начальные профессиональные учреждения, относят:

прямую зависимость от объема финансирования;

дефицит педагогических кадров прошедших обучение, повышение квалификации или переподготовку по реализации инклюзивного образования в системе среднего профессионального и высшего образования;

отсутствие четкого взаимодействия между специалистами различных социальных и образовательных организаций, обеспечивающих сопровождение людей с ограниченными возможностями.

Проблемы развития инклюзивного образования в системе профессионального образования имеют определенные особенности, которые надо учитывать при создании и внедрении адаптированных образовательных программ для людей с ограниченными возможностями.

Руководством и педагогическим коллективом образовательной организации должны создаваться особые условия для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. К числу данных условий относятся особые требования по кадровому составу (уровень образовательной подготовки) образовательной организации, соблюдение нормативных требований по учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса, модифицирование имеющейся материально-технической базы подготовки, включая базу для прохождения производственных практик обучаемыми.

Особого внимания требует создание и развитие в образовательной организации особой толерантной социокультурной среды, способствующей социальной адаптации обучаемых.

По окончании получения профессионального образования необходимо целенаправленно заниматься адаптацией и трудоустройством на рынке труда людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, в настоящее время государство в области общего и профессионального образования предпринимает достаточно значимые усилия для построения общества равных возможностей для всех категорий обучаемых вне зависимости от ограниченных возможностей здоровья.

Право на образование - это право любого человека. Образование - это основное и неотъемлемое условие их социализации, полноценного участия в жизни общества. На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире.

В современном мире отношениее людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причем в нашем обществе отношение культивируется с детского возраста.

Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является развитие инклюзивного образования, которое направлено на:

•вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

•адаптация детей-инвалидов в современном обществе;

•создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

• умение превращать свои недостатки в достоинства;

• изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.

По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образовании :

-некорректное отношение к лицам с ограниченными возможностями.

-отсутствие специально подготовленного педагогического состава.

-очень низкий уровень материально-технической и методической оснащенности учебных заведений.

-барьер физического доступа.

-жесткие требования государственного стандарта.

Для эффективного внедрения инклюзивного обучения в начальные профессиональные учреждения предлагаю :

Способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в среде специалистов общего образования.

Организовать обучающие семинары для родителей и специалистов на базе региональных ресурсных консультативных центров по развитию инклюзивного образования.

Организовать межведомственное взаимодействие в целях использования потенциала учреждений культуры для развития социокультурной компетентности и приобщения к участию в культурной жизни учащихся с ограниченными возможностями и инвалидов.

Содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства специалистов с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

Активно кооперироваться с некоммерческим организациям, являющимися лабораториями инноваций в сфере образования для распространения эффективных и новейших форм в региональном образовательном пространстве.

Проводить работу по профилактике эмоционального и профессионального выгорания специалистов, обеспечивающих процесс обучения детей с ограниченными возможностями в условиях массового образования,

Освещать в СМИ позитивные прецеденты получения образования и профессиональной самореализации лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.

В заключение хочется отметить общечеловеческие, моральные понятия, такие, как гуманизм, терпимость, чуткость. Вне зависимости от континента, страны и места проживания человека, вне зависимости от национальности и вероисповедания, каждый человек имеет право на полноценную жизнь. Культурные традиции всех народов мира имеют многовековой опыт совместного и нераздельного проживания членов общины, а современный прогресс даёт несравненно больше возможностей для объединения и сплочения всех членов общества.

1. Малярчук, Н. Н. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования / Н. Н. Малярчук, Л. М. Волосникова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. -2015. -Том 1. -№ 4. -С. 251-268.

2. Ожогова, Е. Г. Проблема "психического выгорания" в деятельности педагога / Е. Г. Ожогова // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: материалы Международной научно-практической конференции. - Омск: СибАДИ, 2016. - С. 659-663.

3. Пилипенко, В. Б. Информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии в работе учителя / Пилипенко В. Б. // Студент: наука, профессия, жизнь: мат. III Всеросс. студ. научной конф. с межд. участием. – Омск: ОмГУПС, 2016. - С. 59-63.

5. Четверикова Т. Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. 2014. № 5.1(53). С. 475-485.

6. Якубенко, О. В. Создание здоровьесберегающей среды как условие адаптации учащихся к образовательному учреждению / О. В. Якубенко // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: мат. межд. науч. -практич. конференции. -Омск: СибАДИ, 2014. -С. 177-179.

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования ВведениеИнклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который.

Фотоотчет по неделе инклюзивного образования

Фотоотчет по неделе инклюзивного образования с 1 по 5 апреля в нашем МБДОУ с. Чистополье прошла неделя инклюзивного образования. Началась она 2 апреля с акции "Зажги синим". 2 апреля-Всемирный.

Организация инклюзивного образования в детском саду С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Реализация прав детей с ограниченными.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья.

Условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации В статье описаны необходимые условия для организации инклюзивного обучения детей в образовательных организациях. Перечислены требования,.

Взаимодействие логопеда и специалистов образовательного учреждения в ходе реализации инклюзивного образования (слайд 2). К сожалению, в последние годы в нашей стране и во всем мире сложилась стойкая тенденция к росту числа детей, имеющих так называемое,.


Основные принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивная школа — это, прежде всего, демократическая школа, которая прививает уважение к людям и стилю их жизни. В подобной школе учащиеся вместе творчески работают над решением образовательных проблем. Субъект инклюзии — это ребенок с ОВЗ здоровья и особыми образовательными потребностями. Посещение местных школ является одним из важных факторов, доказывающих включение детей в общество. Обучение детей происходит не только в стенах школы. Они учатся в семье, контактируя со своими сверстниками и друзьями, участвуя в различной социальной деятельности своего сообщества. Посещение же школы оказывает поддержку других форм обучения. Учителя несут исключительную ответственность в том, чтобы все учащиеся принимали деятельное участие в предоставлении всем равных возможностей обучения.

Актуальность осуществления инклюзивного образования в современной образовательной системе не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ОВЗ здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и, на наш взгляд, более перспективного направления — инклюзии. Но необходимо отметить, что с процессом включения детей с ОВЗ в развитии в массовые образовательные учреждения связано много сложностей, которые для нашей страны на данный момент являются непреодолимыми. Одной из наиболее значимых и ещё пока не решённых проблем является проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений.

Трудности, часто встречающиеся на пути построения образования для всех, не могут быть преодолены только одной школой. Это требует активного сотрудничества и участия всех образовательных учреждений. По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане:

– некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями;

– отсутствие специально подготовленного педагогического состава;

– недостаточная материально-техническая оснащенность учебных заведений;

– барьер физического доступа;

жесткие требования государственного стандарта. [5]

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, Казахстан, учитель, возможность, воспитание детей, образование, общество, ограниченная возможность здоровья, специальное обучение.

Похожие статьи

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале.

Ещё Л. С. Выготский отмечал необходимость создания системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями был бы включён в общество детей с нормальным развитием.

Основные направления развития инклюзивного образования.

инклюзивное образование, ребенок, Казахстан, учитель, специальное обучение, ограниченная возможность здоровья, общество, образование, воспитание детей, возможность.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.

Буковцова, Н. И. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы [Текст] / Н. И. Буковцова.

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития.

ребенок, школа, инклюзивное образование, возможность, Казахстан, общество, ученик, полноценная жизнь, жизнь, школьная жизнь.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка.

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, Россия, получение.

Проблемы и перспективы инклюзивного образования

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Проблемы формирования инклюзивного общества в России.

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество. Совместное обучение дает возможность установления контактов и упражнения в общении как детям с нарушениями здоровья, так и здоровым учащимся.

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания.

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей. Инклюзивное образование слабослышащих детей может

ребенок, школа, инклюзивное образование, возможность, Казахстан, общество, ученик, полноценная жизнь, жизнь, школьная жизнь.

Инклюзивное образование — стратегическое направление.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика.


Публикация
в журналах


Конференции
для учителей


Конкурсы
для учителей


Олимпиады
для учителей


Курсы


Конкурсы
для учащихся


Олимпиады
для учащихся


Реквизиты
для оплаты


Книги и журналы


Помощь и
инструкции


Условия эффективности внедрения инклюзивного образования

В статье подняты проблемы организации работы по социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями в системе школьного образования. Рассматриваются условия эффективности внедрения инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях. Автор предлагает ряд организационно-педагогических мер, способствующих успешному формированию инклюзивного образования в современной школе.

Доклад по теме:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В материале отражены цели, задачи инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Принципы инклюзивного образования, ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Ожидаемые результаты и противоречия, ограничения инклюзивного образования, противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях.

Читайте также: