Конспект внеурочного занятия по русскому языку 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Конспект внеурочного занятия о родном крае, 4 класс

Цель: рассказать о родном крае.

Задачи:

1. Воспитывать у учащихся любовь к своему языку.

2. Обучать грамматике.

3. Развивать память, внимание, речь.

Оборудование: медали командам, жетоны для поощрения, карточки со словами.

Ход занятия

I. Организация класса.

II. Постановка темы и цели занятия.

- Ребята, сегодня мы поговорим о нашем языке, о его роли в нашей жизни. Как зарождалась речь.

III. Основное содержание.

- Итак, как вы думаете, зачем нам нужна речь?

- Речь нам нужна для того, чтобы общаться друг с другом. Если бы не было речи, человек не мог бы размышлять, обмениваться мыслями. Люди не могли бы выразить словами чувства привязанности, дать толковый совет, предложить помощь.

- А кто знает, как зарождалась речь?

- Теперь послушайте мой рассказ:

Давным-давно люди совсем не умели разговаривать, хотя все у них для этого было: и достаточно развитый мозг, и органы речи.

Удивительно, не правда ли?

Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умели изъяснять все по-своему. Но у человека все по- другому: только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку надо этому учиться. Но кто же обучал речи самых первых детей, если сами взрослые не умели говорить? Как вы думаете?

- Никто точно не знает, но предполагают, что примерно 25 тысяч лет назад. Люди научились говорить, потому что остро нуждались в общении и очень зависели друг от друга. И мы должны любить и беречь свой родной язык.

- А теперь мы с вами поиграем. Для этого вам нужно разделиться на две команды. Выбрать капитана.

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Итак, I конкурс.

Я буду вам по очереди загадывать загадки, а вы отвечать на них.

1) Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Перо.)

2) Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

3) Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел и доска.)

4) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

5) Пять чуланов, одна дверь. (Перчатки.)

6) Новая посудина, а вся в дырах. (Сито.)

7) Одну меня не едят, а без меня редко едят. (Соль.)

8) Висит сито, не руками свито. (Паутина.)

9) Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)

10) В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник.)

II конкурс.

На доске для каждой команды написаны два слова, но буквы в этих словах перепутаны. Вам нужно будет составить правильные слова:

III конкурс.

Теперь мы проверим ваши знания алфавита. Я раздам вам карточки со словами, а вы должны собрать их в алфавитном порядке. Кто соберет правильно быстрее, тот получит очко.

(Каждой команде по 15 слов) - айва, город, ель, зонт, корова, кот, окно, пенал, стул, ухо, хлеб, часы, щука, экран, якорь.

IV конкурс.

Я засекаю время, а вы должны придумать и записать слова на ту букву, которую выбрали.

Кто напишет больше слов, тот выиграет.

(Причем слово должно обозначать предмет.)

V конкурс. (Завершающий.)

Отгадайте знаки препинания.

1) На крохотное ушко

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку. (Запятая.)

2) Ляжет палочкой на строчку –

Проходите по мосточку. (Тире.)

3) Оно глазастое,

Ходит, знаками хвастая.

Так и хочется ему

Что к чему. (Двоеточие.)

4) Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу - но тайком,

Туманными намёками. (Многоточие.)

5) Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят. (Кавычки.)

6) Словам раскрывают объятья:

- Ждём в гости вас, милые братья. (Скобки.)

Кто поставит и объяснит, тот получит очко. Это предложение на смекалку. На этом наши конкурсы закончились, теперь давайте посчитаем очки. Победила команда.

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: формировать у детей знания о падежах русского языка.

Технологии, методы:

Основные понятия, термины:

Имя существительное, падежи

Тип внеурочного занятия:

Планируемый результат:

  • Знают понятия: существительное, падеж
  • Используют термины в речи
  • Умеют применять полученные знания на практике
  • Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью;
  • Вызвать у детей интерес к изучению предмета

Познавательный:

  • Умеют сравнивать, обобщать;
  • Умеют отвечать точно и полно;

Регулятивный:

  • Умеют формулировать темы занятия;
  • Понимают и удерживают учебную задачу

Коммуникативный:

  • Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки;
  • Слушают своих сверстников;

· Умеют работать в парах

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная.
  • Парная

Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к учебной деятельности

1. Замотивировать учащихся к деятельности (Л)

2. Учить формулировать высказывания в устной форме. (К.)

И, где, там, труд, радость.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Андреевна. Сегодня я проведу у вас занятие по русскому языку.

-Ребята, на слайде вам даны слова. Вам нужно из этих слов составить пословицу.

И, где, там, труд, радость .

- Сегодня наше занятие пройдёт под девизом: "Где труд, там и радость".

-Объясните смысл пословицы.

- Давайте и мы с вами будем трудится и будем добывать новые знания.

- Что сейчас является вашим трудом?

- Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего занятия?

-Поднимите руки, кто будет соблюдать данные качества.

- Я вижу, что все готовы начать работу.

"Где труд, там и радость".

- Благодаря труду человек развивается, узнаёт и учится чему-то новому.

(Дисциплинированность, аккуратность, организованность, … трудолюбие)

Постановки темы и задач занятия. Актуализация знаний о падежах.

1. Учить формулировать тему занятия. (Р.)

2. Учить отгадывать ребус.

3.Учить формулировать высказывания в устной форме. (К.)

- А, чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте ребус.


-О чем же мы сегодня с вами будем говорить?

-Какие задачи вы поставите перед собой на данное занятие?

  • Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
  • Научиться определять падеж имён существительных;
  • Повторить окончания имён существительных в данном падеже;

-В кубике сейчас то же слово или другое?

У: кем? Чем? У: кого? Что?

-Что мы делали со словом?

-Ребята, что мы делали со словом?

- Какая часть слова изменялась?

-Как же называется такая форма слова, которая получается при его изменении по вопросам кем? Чем? Кого? Что?

-Как это слово звучало раньше?

- Что же такое падеж?

-Посмотрите, какие заглавные буквы написаны на сторонах кубика?

-Это начальные буквы названий сторон слова, его форм, т.е. падежей: именительный и т.д.

- положили его в кубик, роняли, изменяли по вопросам

- падеж-это форма слова

Закрепление знаний о падежах русского языка.

Закрепить знания о падежах (Р.)

Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.)

Учить строить простые рассуждения (К.)

Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.)

Закрепить умение определять падеж имён существительных. (Р.)

Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам.

У Родительного – с, от, до, из, без, у, для около ,

У Дательного – к, по ,

У Винительного – в, на, за, про, через ,

У Творительного – с, за, под, над, между ,

У Предложного – о, об, в, по, на, при .

Как-то раз с большого клёна
Оторвался ___ зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного ___..
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному___!
Лапой – хвать зелёный ___…
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с ___зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том ____ зелёном

Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх. Торчит из полыньи
только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье,
мы помочь хотим свинье.
Сами - чуть не в полынью,
но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньёй:
разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
чтоб не плавать в полынье!

Работа со сказкой

-Ребята, теперь послушайте сказку. Я начну, а остальные, у кого на партах лежат карточки с номером 1, продолжат по очереди. В ходе прочтения сказки, вам надо будет заполнить вот такую вот таблицу (показываю).

Сказка про падежи

Жили-были падежи. Шесть знатных молодцов. Без них невозможно было людям понять друг друга, и они бы поругались от непонимания. Представляете, если каждый будет называть несклоняемые слова, то они будут терять свое значение, превращаясь в чепуху. Еще эти волшебные слова дружат с предлогами. Они направляют слова и дают им приобрести смысл в буквенном паровозике, который называется предложение.

1) Первый падеж Именительный, то есть он дает слову имя, также, как и у каждого ребенка есть тоже свое имя. Например, ложка. Предмет, которым мы едим, имеет имя ложка. Колючее существо зовется еж. Имя может иметь и живое существо и неживое, неодушевленное. Отвечает на вопрос Кто? Что? Именительный падеж старше всех своих братьев и не имеет ни одного предлога, все их раздал остальным братьям, которым предстоит правильно подбирать их.

- И.,расскажи о своём падеже, остальные, если что будут дополнять.

-как называется падеж?

-на какие вопросы отвечает?

-с какими предлогами употребляется?

-приведи пример из текста

2) Родительный падеж. Вот таким он родился. Отвечает на вопросы Кого, Чего? К нему можно применить отрицание "нет". Например, нет ложки. У железного дровосека, нет сердца. Нет чего? Нет сердца. Помните, он шел в изумрудный город, чтобы попросить у волшебника сердце. Дружит с предлогами "от", "без" "c", "до" "у", "около" и "для". Например, не обойтись без ложки, желаю счастья от всего сердца.

-И., как называется падеж?

-на какие вопросы отвечает?

-с какими предлогами употребляется?

-приведи пример из текста

3) Дательный падеж. Щедрый очень, дарит всем подарки. Происходит от слова "дать". Отвечает на вопрос Кому, Чему? Дружит с предлогами "к" и "по". Например, дать к чаю, по ложке. Дать к чему? К чаю. Когда мы пишем письма друзьям, то мы видим, что на конверте написано слово "кому". Здесь встречается этот необходимый падеж. Мы указываем, фамилию и имя друга, например Иванову Максиму в дательном падеже. Также не забываем написать адрес "куда". Правда для него еще не придумали Отправлятельного падежа, может еще изобретут.

И., как называется падеж?

-на какие вопросы отвечает?

-с какими предлогами употребляется?

-приведи пример из текста

4) Следующий падеж Винительный. Никого он не обвиняет, просто так называется. Отвечает на вопрос Кого? Что? К нему можно применить глагол "вижу". Вижу ложку. Вижу что? Ложку. Вижу девочку. Вижу Кого? Девочку. Может дружить с предлогами "про", "через", "за". Например, расскажу про ложку. Раньше, когда не было ложек люди ели руками. Кусочки овощей и мяса вынимали из миски правой рукой. Первые ложки появились в 14 веке, делали их из раковин, рыбных костей и дерева. Большинство ложек были деревянные, но Князь Владимир приказал изготавливать серебряные ложки. И даже первое время, приходя в гости, ложки носили с собой.

И., как называется падеж?

-на какие вопросы отвечает?

-с какими предлогами употребляется?

-приведи пример из текста

5) Творительный падеж. Его величают творцом и гордецом. К нему можно применить глагол "Горжусь". Отвечает на вопросы Кем? Чем? Горжусь своей ложкой. Горжусь чем? Своей ложкой. Дружит с предлогами "перед", "под" и над. Например, положить вилку перед ложкой или солнце село над лесом. Над чем? Над лесом. Каждый из нас, наверное, хотел бы увидеть закат солнышка. Это очень красиво.

И., как называется падеж?

-на какие вопросы отвечает?

-с какими предлогами употребляется?

-приведи пример из текста

6) Предложный падеж. Мечтательный юнец. Самый младший среди своих братьев. Отвечает на вопросы О ком? О чем? К нему можно применить глагол "мечтать". Например, мечтает о серебряной ложке. О чем? О ложке. Этот падеж имеет уже свой один единственный предлог "О", с которым он не разлучен, как мы с одеждой.

И., как называется падеж?

-на какие вопросы отвечает?

-с какими предлогами употребляется?

-приведи пример из текста

Однажды падежи собрались все вместе и придумали истины из своих названий. Нет ничего мудрее истины!

-О чём эта сказка?

-с кем дружат падежи?

- а почему у каждого падежа свои предлоги?

- А зачем нам нужно знать предлоги падежей?

- Верно, если мы будем знать, с какими предлогами употребляется каждый падеж, мы легко сможем определить падеж слова, к которому относится предлог.

-Ребята, теперь кто не успел заполнить таблицу, дополните его со слайда.

Работа с сигнальными карточками

-Ребята, у вас на партах у каждого лежат карточки падежей с вопросами. Я буду говорить падеж, вы должны поднять карточку с вопросами этого падежа, если буду поднимать вопросы, то должны поднять карточку с падежом.

Дательный
кого? что?
Родительный

-Хорошо, ребята. Вы были очень внимательными и уже знаете падежи с вопросами.

- Давайте с вами немного разомнёмся. Все вышли из-за парт.

А родительный – летал.

Дательный полез на горку,

А винительный – устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный – убежал.

Падежи нам все нужны

И при этом все важны!

- А теперь давайте еще раз, только в ускоренном темпе.

А родительный – летал.

Дательный полез на горку,

А винительный – устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный – убежал.

Падежи нам все нужны

И при этом все важны!

Вставь в стихотворение слово в нужном падеже.

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

-Теперь сверьте ваши ответы со слайдом.

-У кого 1-2 ошибки?

- У кого больше ошибок?

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу.

Работа с деформированным текстом.

Недовольны мы свиньёй:
разве шутят с полыньёй?

Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.

Вспоминайте о свинье,
чтоб не плавать в полынье!

Плюх. Торчит из полыньи
только хвостик от свиньи.

Вспоминайте о свинье,
чтоб не плавать в полынье!

Плюх. Торчит из полыньи
только хвостик от свиньи.

- И., прочитай, что получилось у тебя.

Итоговая проверочная работа. Тест на определение падежной формы существительных

- Ребята, запишите на листочках в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба. Материал будет полезен учителям на уроках русского языка и на занятиях внеурочной деятельностью.

Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку.

Оборудование: три пакета с карточками – заданиями для каждой группы, альбомные листы, фломастеры.

Ход занятия

Наше занятие посвящено знанию русского языка.

Чтение стихов учащимися.

Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Истинная любовь к Родине немыслима без любви к своему языку. Многие писатели восхищались им.

Работа в группах.

Учитель раздает каждой группе карточку с высказываниями писателей о русском языке.

Чтение высказываний писателей о языке.

Русский язык в умелых устах красив, певуч, выразителен, послушен и ловок. (Куприн).

Русский язык – самый звучный, он живой, как жизнь и обогащается ежеминутно. (Гоголь).

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (Паустовский).

Русский язык необыкновенно богат. (Белинский).

Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Тургенева и Чехова, это тот язык, на котором создана а великая литература. (Гончар).

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (Тургенев).

- Почему Тургенев призывает беречь русский язык?

- А вы любите свой язык? Любить – значит знать и беречь. Проверим, какие вы знатоки!

Изо дня . (в день)

Ни жив. (ни мертв)

До поры . (до времени)

От нечего . (делать)

С горем . (пополам)

Как снег . (на голову)

Кто в лес . (кто по дрова)

Зарубить . (на носу)

С минуты . (на минуту)

Тише воды. (ниже травы)

Скажите одним словом

Дети отвечают хором:

Карточки получает каждая группа.

Звонит Налила Побыла

Цемент Столяр Портфель

Начал Поняли Красивее

а) подбор синонимов.

Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, неустрашимый, удалой, безбоязненный.

б) подбор антонимов:

Сосчитайте звуки и буквы

Карточку получает каждая группа.

- Его корень в слове ЛЕСНОЙ, приставка в слове ПЕРЕЛЁТ, суффикс в слове ГРИБОК, окончание в слове ВОЛК.

- Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, приставка в слове ПОПРЫГАТЬ, суффикс в слове ЛЕСНИК, окончание в слове СОН.

-Корень такой же, как в слове морозный, приставка и суффикс −как в слове записка, окончание− как в слове дороги.

- Читаем значение фразеологизмов, вы должны назвать сам фразеологизм.

- Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

О полной тишине (слышно, как муха пролетит)

О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка)

О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козел отпущения)

Об удачливом человеке (в рубашке родился)

О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут)

О том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит)

О забывчивости, плохой памяти (голова, как решето)

О том, кто сам не пользуется и другим не дает (собака на сене)

О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком смешном положении (сел в галошу)

Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать (как рыба в воде)

Быть в постоянных хлопотах, суетиться (вертеться, как белка в колесе)

Ничего не действует на кого-либо (как с гуся вода)

Очень быстро бежать (лететь стрелой)

Появляться быстро в большом количестве (как грибы после дождя)

Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.

(сидеть, как на иголках)

Проливной дождь, ливень (льет, как из ведра)

Все видно очень ясно, отчетливо (видно, как на ладони)

- Рассмотрите рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов.

Задание: назвать фразеологизм (рисунки на доске)

Воробью по колено.

Как две капли воды.

Как снег на голову.

Как с гуся вода.

- А теперь вы создайте новые рисунки. Капитаны команд подойдите, возьмите задание. Почитайте фразеологизм и сделайте к нему рисунок.


Цели и задачи:
• развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
• расширение и углубление программного материала;
• воспитание любви к великому русскому языку;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
• развитие коммуникативной компетентности

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: