Автоматизация звука ш в словосочетаниях конспект

Обновлено: 05.07.2024

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: 1. Образовательная: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях. 2. Коррекционные: • закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах, предложениях; • развивать артикуляционную и мелкую моторику; • развивать фонематический слух; • развивать речевое дыхание; • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность. 3. Развивающие: • закрепить умение определять место звука в слове; • развивать внимание, память, мышление; • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение. 4. Воспитательные: • формировать положительную мотивацию на занятии; • воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

Содержимое публикации

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1.Образовательная: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

2. Коррекционные:

закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;

развивать артикуляционную и мелкую моторику;

развивать фонематический слух;

развивать речевое дыхание;

развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

закрепить умение определять место звука в слове;

развивать внимание, память, мышление;

упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

4. Воспитательные:

формировать положительную мотивацию на занятии;

воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

Оборудование: домик, змейка, картинки с изображением карандаша, малыша, шарфа, лягушки, камыша, кошки, шахмат, шаров, машины,

Ход занятия

1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика

Раз – скорее улыбнись,

Два – язык опустим вниз,

Три – язык наверх потянем.

На четыре – в чашку чай мы наливаем.

Пять – варенье облизать.

Шесть – по нёбу постучать.

Семь – лошадка скачет звонко.

Восемь – гриб на ножке тонкой.

Девять – можно поболтать.

Десять – нужно отдыхать.

- Сейчас я прочитаю стихотворение, а ты внимательно его послушай и скажи какой звук чаще встречается в словах:

Шепчет кошке петушок:- Видишь пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:- Шаг шагнешь – и откушу!

- Какой звук в этом стихотворении ты услышал?

-Правильно, звук [Ш], молодец! к нам пришла в гости змейка Шуша.

3.Произношение изолированного звука [Ш].

-Как змейка Шуша шипит? Ш-ш-ш-ш-ш

4.Анализ артикуляции звука [Ш].

5.Характеристика звука [Ш] (с элементами мелкой моторики).

- Приготовь пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:

Звук [Ш]- согласный или гласный? (согласный);

Почему он согласный?(потому, что встречается преграда)

Какая преграда у звука [Ш]?(зубки, язык);

Звук [ш] звонкий или глухой? (глухой);

Твёрдый или мягкий? (всегда твёрдый);

Каким цветом обозначаем? (синим).

-Выложи из спичек большую и маленькую букву Ш ш

-Молодец. Вот мы и вспомнили наш звук, можем отправляться в гости к Шуше. Вот ее домик, но чтобы к нему подойти нужно выбрать правильный путь. Выбери тропинку, которая приведёт тебя к домику. Составь имя змейки. А какое имя нужно составить? (Шуша).

6.Развитие фонематического слуха

- У меня в руках волшебная палочка и я превращаю тебя в поэта. Давай вместе попробуем с сочинить стихотворение.

Я начну, а вы продолжайте:

Ошка-ошка – села кошка у окошка.

Ышка-ышка – побежала в норку мышка.

Ша–ша–ша – поймай-ка, кошечка, мыша

Ошки– ошки – мышка любит крошки

Ша – ша – ша – игра наша хороша! Составьте предложение правильно.

Кошка боится мышки. – Мышка боится кошки.

Пышка ест мышку. – Мышка ест пышку.

Шкаф сидит под мышкой. – Мышка сидит под шкафом.

7.Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Маша под душем моет шею и уши.

У мишки шишка, шишка у мишки.

9. Автоматизация звука (Ш) в словах.

- Шуша не может отгадать загадки, давай ей поможем? Отгадай загадки:

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда. А лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

Свет горит, мотор гудит
На колёсах шины
По дороге лихо мчит
Нас в себе . .(машина)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? .. .(карандаш)

На квадратиках доски

С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться .(шахматы)

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днём всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она .(кошка)

Зелёная пружинка
В речку прыгает с кувшинки.
И как только ей не лень
Кувыркаться целый день ?(лягушка)

Я умею раздуваться,
(только не перестараться!)
Я прошу Вас если можно –
надувайте осторожно !(шар воздушный)


Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш . (малыш)

Стоит над водой,
Трясет бородой. (камыш)

- Молодец, ты все загадки угадал правильно.

-В двух столбиках записаны слова, соедини их парами таким образом, чтобы получились верные словосочетания:
Лягушка красивая
Солнышко зеленая
Пташка маленькая
Кувшинка ласковое
Мошка высокий
Камыш быстрая
Каштан мелкая
12. Закрепление навыка звукового анализа слов.

Определение места звука (Ш) в словах.

-А теперь Шуша просит разложить эти картинки в 3 столбика: в первом столбике буду картинки со звуком [ш] в начале слова, во втором столбике картинки со звуком [ш] в середине слова, и в третьем столбике картинки со звуком [ш] на конце слова.

-Справишься с этим заданием?

13.Автоматизация звука (Ш) в предложениях.


- Соедини слова-действия с подходящими картинками. Составь и проговори предложения. Узнаем, что делала Маша. (Маша ела шоколадку. Маша ела грушу. Маша ела вишню. Маша мыла грушу. Маша увидела школу. Маша подошла к школе. Маша вышивала подушку. Маша купила шоколадку. Маша подшивала шорты. Маша гладила шорты.)

-Молодец. Давай теперь выбери любые 3 картинки и составь с ними предложение.

(Бабушка связала мне шарф. Мы с родителями поехали на машине в лес. Мама купила мне цветные карандаши ).

12. Итог занятия. Домашнее задание.

- Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?

- Что было трудным для тебя?

-Какое задание запомнилось больше всего?

-Тебе понравилось играть с Шушей? Пойдем к ней еще в гости? Давай ты к следующему занятию выучишь небольшой стишок со звуком [ш] и расскажешь его Шуше?

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

13. Оценка речевой деятельности .

- Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [Ш].

- И Шуше тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такой карандаш. Ты молодец!

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

ВложениеРазмер
avtomatizatsiya_sh_v_slovah_i_slovosochetaniyah.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема: « Автоматизация звука [ш] в словах

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

- для обучающегося: сувенир лягушка; бабочки; цветок; алфавит; счетные палочки; лепестки ромашки с картинками: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед; картинки (шар, утка, рак, арбуз, шуба); поднос с манной крупой.

- для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

Логопед: Доброе утро, Даня!

Обучающийся: Доброе утро!

Логопед: Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Сегодня к нам на занятие пришел новый гость. А узнать, кто это, ты сможешь только тогда, когда отгадаешь загадку.

Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зелёная скажу,

Дом на речке и в пруду.

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Кто это?

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет посмотреть, как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.

Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

Квакушка: Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

Бабочки: Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

Квакушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

Бабочки: Что же делать, кто нам поможет?

Логопед: Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас, ваши крылышки и обсохнут.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

Логопед: Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.

Логопед: Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.

Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Логопед. Улыбнись шире:

На качелях я качаюсь

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

(Обучающийся произносит: пя-пя-пя (5 раз).

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

Попила лягушка-квакушка чай из чашечки с бубликами, глаза от удовольствия закрыла. И ты глаза закрой. Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит . лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

(Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).

Логопед:Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

Логопед: Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Понравилась тебе сказка?

Логопед: Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!

III. Объявление темы занятия.

Логопед: Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты слушай внимательно и подумай, с каким звуком мы будем сегодня работать.

Кот Шипит, подравШись с коШкой,

Гусь — гоняясь за АнтоШкой,

А змея — увидев мыШку,

Пар — подняв в кастрюле крыШку.

Лист ШурШит, упав под ноги,

Еж — газетой на дороге.

Обучающийся: Со звуком [ш].

IV. Произношение изолированного звука.

Логопед: Молодец, ты справился с заданием. Это звук [ш]. Давай произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а теперь тихо ш-ш-ш, как слабенький ветерок дует. (Обучающийся произносит).

V. Анализ артикуляции.

Логопед: Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

Обучающийся: Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик.

Логопед: Верно, они круглые как бублик.

Обучающийся: Зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются. Язычок поднимается вверх к альвеолам.

VI. Характеристика звука.

Логопед: Воздух выходит свободно изо рта?

Логопед: Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой?

Логопед: Как мы его произносим, сердито или ласково?

Логопед: Звук [ш] – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит?

Логопед: Правильно, звук [ш] – глухой.

VII. Связь звука с буквой.

Обучающийся: Из 4 палочек.

Логопед: Выложи букву из счетных палочек.

VIII. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Я тебе буду говорить слова, а ты, где услышишь звук [ш], хлопни в ладоши:

Слова: шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель, лес, жук.

IX. Автоматизация звука в слогах.

Логопед: Я буду читать тебе чистоговорку, а ты повторяй за мной начало чистоговорки, то есть слоги, уделяя внимание правильному произношению звука [ш].

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше – это утка в камыше.

Ша-ша-ша – выходи из камыша.

X. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Давай немного отдохнем, проведем пальчиковую гимнастику.

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка –

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(Растопырить руку обучающегося и загибать пальцы, начиная с большого).

XI. Автоматизация звука в словах.

Логопед: Итак, к нам на занятие пришла лягушка, а как её зовут нам нужно разгадать. У меня есть картинки, давай их назовем, а теперь нам необходимо по первым звукам этих картинок составить имя девочки.

Слова: Шар, Улитка, Рак, Арбуз.

Логопед: Правильно её зовут Шура, наша Шура очень любит ходить за покупками на базар, давай перечислим, что она там покупает:

(логопед называет слова, обучающийся четко произносит слова за логопедом).

Слова: шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша, мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.

-Логопед: Шура хочет поиграть с нами в слова-рифмы. Подбери к её словам другие слова с похожими окончаниями:

С другом мы играли в чашки .

- Пили чай из белой шашки .

- Вылезла из норки шишка .

- На нее упала мышка .

- Под кустом сидели шишки .

- На сосне висели мышки .

- В воздухе летала кошка .

Молоко лакала мошка .

Логопед: Помоги Шуре подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [ш]. Произнеси эти слова, отчетливо произнося звук [ш].

(Картинки: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед).

XII. Автоматизация звука в словосочетаниях.

Логопед: Лягушка не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

Каша из пшена какая?

Обучающийся: Пшенная каша.

Логопед: Сок из вишни какой?

Обучающийся: Вишневый сок.

Логопед: Слон не маленький, а какой?

Обучающийся: Большой слон.

Логопед: Компот из груш какой?

Обучающийся: Грушевый компот.

Логопед: Конфеты из шоколада какие?

Обучающийся: Шоколадные конфеты.

Логопед: Из шерсти шапка какая?

Обучающийся: Шерстяная шапка.

XIII. Домашнее задание.

Логопед: Даня, я в тетради тебе написала домашнее задание. Вместе с мамой дома, произнести слова перед зеркалом, обращая внимание на правильное произношение звука [ш]: шапка, шаль, шахматы, шайба, шоколад, шорох, шило. Подбери родственные слова к словам: кукушка, мышка, лягушка.

XIV. Итог занятия.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Шурой. Ей надо возвращаться домой в свое болото. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Обучающийся: Звук [ш].

Логопед: Ты сегодня хорошо занимался. Шуре тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания. Какая игра тебе понравилась больше всего?

XV. Рефлексия. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Если тебе было интересно, то нарисуй пальчиком на крупе веселое солнышко, если нет, то грустное.

1. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.

2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.

4. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".

1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять навык правильного произнесения звука.



Аннотация:Методическая разработка конспекта логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах с использованием элементов метода песочной тер.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".

В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би.

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, .

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука "Р" в словах и словосочетаниях ”

Конспект индивидульного занятия по автоматизации звука "Р" в словах и словосочетаниях.

Закрепление четкого произношения [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

- для обучающегося: сувенир лягушка; бабочки; цветок; алфавит; счетные палочки; лепестки ромашки с картинками: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед; картинки (шар, утка, рак, арбуз, шуба); поднос с манной крупой.

- для учителя-логопеда : картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

Ход занятия

Логопед : Доброе утро, Даня!

Обучающийся: Доброе утро!

Логопед : Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Сегодня к нам на занятие пришел новый гость. А узнать, кто это, ты сможешь только тогда, когда отгадаешь загадку.

Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зелёная скажу,

Дом на речке и в пруду.

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Кто это?

Логопед : Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет посмотреть, как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.

Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

Квакушка: Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

Бабочки: Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

Квакушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

Бабочки: Что же делать, кто нам поможет?

Логопед : Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас, ваши крылышки и обсохнут.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

Логопед : Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.

Логопед : Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

(Обучающийся выполняет).

Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.

Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Логопед. Улыбнись шире:

На качелях я качаюсь

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

( Обучающийся произносит: пя-пя-пя (5 раз).

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

Попила лягушка-квакушка чай из чашечки с бубликами, глаза от удовольствия закрыла. И ты глаза закрой. Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит. лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

(Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).

Логопед : Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

Логопед : Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Понравилась тебе сказка?

Логопед : Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!

III. Объявление темы занятия.

Логопед : Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты слушай внимательно и подумай, с каким звуком мы будем сегодня работать.

Кот Шипит, подравШись с коШкой,

Гусь — гоняясь за АнтоШкой,

А змея — увидев мыШку,

Пар — подняв в кастрюле крыШку.

Лист ШурШит, упав под ноги,

Еж — газетой на дороге.

Обучающийся: Со звуком [ш].

IV. Произношение изолированного звука.

Логопед : Молодец, ты справился с заданием. Это звук [ш]. Давай произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а теперь тихо ш-ш-ш, как слабенький ветерок дует. (Обучающийся произносит).

V. Анализ артикуляции.

Логопед : Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

Обучающийся: Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик.

Логопед : Верно, они круглые как бублик.

Обучающийся: Зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются. Язычок поднимается вверх к альвеолам.

VI. Характеристика звука.

Логопед : Воздух выходит свободно изо рта?

Логопед : Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой?

Логопед : Как мы его произносим, сердито или ласково?

Логопед : Звук [ш] – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит?

Логопед : Правильно, звук [ш] – глухой.

VII. Связь звука с буквой.

Обучающийся: Из 4 палочек.

Логопед : Выложи букву из счетных палочек.

VIII. Развитие фонематического слуха.

Логопед : Я тебе буду говорить слова, а ты, где услышишь звук [ш], хлопни в ладоши:

Слова : шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель, лес, жук.

IX. Автоматизация звука в слогах.

Логопед : Я буду читать тебе чистоговорку, а ты повторяй за мной начало чистоговорки, то есть слоги, уделяя внимание правильному произношению звука [ш].

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше – это утка в камыше.

Ша-ша-ша – выходи из камыша.

X. Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Давай немного отдохнем, проведем пальчиковую гимнастику.

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка –

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(Растопырить руку обучающегося и загибать пальцы, начиная с большого).

XI. Автоматизация звука в словах.

Логопед : Итак, к нам на занятие пришла лягушка, а как её зовут нам нужно разгадать. У меня есть картинки, давай их назовем, а теперь нам необходимо по первым звукам этих картинок составить имя девочки.

Слова : Шар, Улитка, Рак, Арбуз.

Логопед : Правильно её зовут Шура, наша Шура очень любит ходить за покупками на базар, давай перечислим, что она там покупает:

(логопед называет слова, обучающийся четко произносит слова за логопедом).

Слова : шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша, мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.

-Логопед : Шура хочет поиграть с нами в слова-рифмы. Подбери к её словам другие слова с похожими окончаниями:

С другом мы играли в чашки.

- Пили чай из белой шашки.

- Вылезла из норки шишка.

- На нее упала мышка.

- Под кустом сидели шишки.

- На сосне висели мышки.

- В воздухе летала кошка.

Молоко лакала мошка.

Логопед : Помоги Шуре подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [ш]. Произнеси эти слова, отчетливо произнося звук [ш].

( Картинки: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед).

XII. Автоматизация звука в словосочетаниях.

Логопед : Лягушка не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

Каша из пшена какая?

Обучающийся: Пшенная каша.

Логопед : Сок из вишни какой?

Обучающийся: Вишневый сок.

Логопед : Слон не маленький, а какой?

Обучающийся: Большой слон.

Логопед : Компот из груш какой?

Обучающийся: Грушевый компот.

Логопед : Конфеты из шоколада какие?

Обучающийся: Шоколадные конфеты.

Логопед : Из шерсти шапка какая?

Обучающийся: Шерстяная шапка.

XIII. Домашнее задание.

Логопед : Даня, я в тетради тебе написала домашнее задание. Вместе с мамой дома, произнести слова перед зеркалом, обращая внимание на правильное произношение звука [ш] : шапка, шаль, шахматы, шайба, шоколад, шорох, шило. Подбери родственные слова к словам : кукушка, мышка, лягушка.

XIV. Итог занятия.

Логопед : Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Шурой. Ей надо возвращаться домой в свое болото. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Обучающийся: Звук [ш].

Логопед : Ты сегодня хорошо занимался. Шуре тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания. Какая игра тебе понравилась больше всего?

XV. Рефлексия. Развитие мелкой моторики.

Логопед : Если тебе было интересно, то нарисуй пальчиком на крупе веселое солнышко, если нет, то грустное.

1. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.

2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.

4. Спивак Е. Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.

Конспект логопедического занятия. Автоматизация в произношении звук [ж] в словах, словосочетаниях, предложениях

Конспект логопедического занятия. Автоматизация в произношении звук [ж] в словах, словосочетаниях, предложениях Конспект логопедического занятия. Тема: звук и буква Ж. Цель: Автоматизировать в произношении звук ж в словах,словосочетаниях,предложениях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект индивидуального логопедического занятия

Цель: Автоматизировать звук [Ш] в словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствование грамматического строя речи (составление сложноподчинённых предложений с союзом - потому что , согласование местоимений с существительными в роде и числе). Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов (выделение заданного звука в словах, деление слова на слоги).

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие длительного плавного выдоха, зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и обшей моторики. Развитие фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуй ……… ! (имя ребёнка). Сегодня на наше занятие пришли наши старые друзья (демонстрация иллюстраций с изображением детей): Даша и Паша. Внимательно послушай стихотворение, которое они приготовили для тебя:

В Шубке серой выШла мыШка,
в серой Шапке и ШтаниШках,
Шерстяной на шее Шарф,
а в руке - воздуШный шар!

Логопед: Скажи, пожалуйста, какой звук чаще других мы слышим в этом стихотворении.

Логопед: Правильно! Молодец! И сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [Ш], а Даша и Паша нам в этом помогут.

Давай вспомним, как правильно произносится звук [Ш].

А сейчас разомнём наши ручки:

Пальчиковая гимнастика:

Маша каши наварила, Указательным пальцем левой руки

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, З агибают по одному пальчику на обеих

Жучке – в плошку , руках на каждое название посуды.

А коту – в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают пальцы.

Всё до крошки раздала. Сдувают воображаемые крошки с ладони.

Логопед: Молодец! Ты хорошо работал пальчиками. А сейчас Даша и Паша приготовили для тебя интересные задания, загадки, игры. Внимание, на экран! (слайд № 3, № 4).

Логопед: Ты хорошо справился с этим заданием! А сейчас, Даша и Паша будут загадывать тебе загадки (слайд №5,№6, №7, №8, №9, №10, №11, №12).

Логопед: Ты, молодец! Все загадки разгадал правильно. А сейчас давай немного разомнём наши ножки.

Динамическая пауза

По ровненькой дорожке, (ходьба на месте)
По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

По камешкам, по камешкам, (прыгаем, слегка продвигаясь на месте)

По камешкам, по камешкам.

В яму - бух! (приседаем на корточки)

По ровненькой дорожке, ( ходьба на месте)

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки , (руки на поясе, приседание)

Устали наши ножки.

Вот наш дом – (вытягиваем руки вперёд, ладони вверх)

По окончании текста бежим в дом (заранее договариваемся, где будет дом).

У Даши и Паши есть бабушка Маша, которая любит заниматься рукоделием, особенно вышивать. Она собирается вышить на подушке весёлые вышивки, но только те, в названии которых есть звук [Ш]. Помоги ей выбрать подходящие картинки и расскажи, что вышьет бабушка Маша. Например: Бабушка Маша вышьет на подушке…… (слайд №18).

Цель занятия: развитие правильного произношения звука [ш] в слогах, словах.

Задачи:

  • закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш];
  • автоматизировать звук [Ш];
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза
  • обогащать словарь
  • упражнять в образовании множественного числа существительных.
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, слуховую память;
  • развивать логическое мышление;
  • формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: игрушки: кукла, мышка и мишка; фломастер с ребрами, картинка-лабиринт, предметные картинки на заданный звук, мяч, дидактическая игра "Логопедическое лото"(определение позиции звука в слове).

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: К нам пришла в гости кукла Даша, приглашает нас на прогулку в лес. Там живут ее друзья? Как ты думаете кто? Каких диких животных вы знаете?

Ребенок: перечисляет диких животных.

II. Основная часть

Л: Молодец! Ты верно назвал мне диких животных, которых можем увидеть в лесу. А друзья у Даши мышка и миша.

Дашшша, мишшша, мышшшка - какой одинаковый согласный звук ты слышишь в этих словах?

Р: звук Ш.

Л: Давай с тобой отправимся с Дашей в гости к ее друзьям, которые приготовили нам много увлекательных игр и заданий. Но перед дальней дорогой нам необходимо с тобой размяться.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Артикуляционная гимнастика.

Л: А теперь выполним упражнения для язычка. Какие упражнения нам нужны, чтобы правильно и красиво произносить этот звук?

"Улыбка-хоботок"

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед.

"Лопаточка"

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

"Чашечка"

Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!

"Вкусное варенье"

Нашей Даше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

4. Звукокоподражание.

5. Проговаривание слогов.

ша – шо – шу – ши
ши – ша – шу – шо
шо – ши – ше – ша
ош – шо
аш – ша

6. Проговаривание слов.

Шуба-шубы, шина-шины, шапка-шапки, шея-шеи, шахта-шахты, шутка-шутки, шайба-шайбы, машина-машины.

7. Развитие фонематического слуха.

а) Л: Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш]:

ТА, МА, ША, ЛУ, ШУ, НО, ТО, ШО,ТЫ, МЫ, ШЫ, БА, ПО.

Л: Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [ш]:

шуба, носы, каша, машина, канава, кошка, укол, камыш, шум, небо, малыш.

Л: Перед тобой три домика, в которых живут картинки. Поможем найти им свою квартирую (ребенок распределяет картинки по домикам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).

9. Развитие памяти, внимания, мышления.

Л: Назови картинки и запомни их. Теперь закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну картинку, и просит ребенка сказать чего не стало). А теперь картинки будут меняться местами, запомни кто за кем стоит в очереди. (Логопед меняет местами две картинки, и просит ребенка вернуть их на месть)

10. Итог занятия.

Отгадай загадки:

На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыуов (шахматы).

Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошки.
Потому что до темна в норке прячется она (мышь).

Черна, а не земля.
Пушиста, а не снег.
Греет, а не печка (шуба).

На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).

Л: Что общего в этих загадках? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? (звук Ш)

Читайте также: